ПЕТРОСЯНЦВ.З., ДОХОЛЯН С.В.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ1
В статье рассматриваются вопросы формирования инвестиционной политики в регионах с позиций инвестиционной привлекательности территории. Анализируются факторы и условия, определяющие состояние инвестиционного климата в регионе, методы его оценки путем сопоставления инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. Исследуются современные инструментальные средства (организационные формы) инвестиционного развития регионов в условиях модернизации и инновационных преобразований экономики.
PETROSYANC VZ., DOKHOLYAN S. V
THE INVESTMENT POLICY AND MODERN TOOL MEANS OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF REGIONS
In article questions of formation of an investment policy in regions from positions of investment appeal of territory are considered. Factors and the conditions defining a condition of an investment climate in region, methods of its estimation by comparison of investment potential and investment risks are analyzed. Modern tool means (organizational forms) investment development of regions in the conditions of modernisation and innovative transformations of economy are investigated.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционный рейтинг, кластер, свободная экономическая зона, государственно-частное партнерство, технопарковые структуры.
Keywords: The investment policy, investment climate, investment rating, cluster, a free economic zone, state-private partnership, technopark structures
Повышение эффективности инвестиционного развития регионов является одной из ключевых задач отечественной экономики. Региональная инвестиционная политика - это выбор источников инвестиций, создание необходимой нормативно-правовой базы, определение органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики и привлечение инвестиций, организация работы с инвесторами и т.д. Одной из основных ее задач является создание благоприятного инвестиционного климата.
В международной практике под инвестиционной привлекательностью, или инвестиционным климатом, территории, как правило, понимается лишь совокупность некоммерческих рисков «вхождения» инвестора в данную страну или регион для осуществления им инвестиционного проекта.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-02-00579а.
Среди исследователей долгое время существовали различные мнения не только по поводу того, как оценивать инвестиционную привлекательность (инвестиционный климат), но и по поводу самого этого понятия. В одних работах под инвестиционным климатом понималась среда, в которой протекают инвестиционные процессы. В других - инвестиционная привлекательность регионов рассматривалась как распределение фактических объемов привлеченных в регионы инвестиций [1].
В настоящее время принято рассматривать инвестиционный климат территории (страны, региона) как характеристику ее привлекательности с точки зрения целесообразности инвестирования в нее, последняя определяется на основе анализа и сопоставления экономических, социальных, политических, правовых, организационных и других факторов, действующих на данной территории. Сравнение рейтингов инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) различных территорий дает возможность потенциальным инвесторам выбрать ту территорию, где условия для инвестирования являются наилучшими. Таким образом, инвестиционный климат -это объективные возможности территории и условия деятельности инвестора.
На формирование инвестиционного климата территории оказывают воздействие и такие факторы, как экономико-географическое положение, природно-климатические условия, наличие природных ресурсов и объем их запасов, состояние окружающей среды (в частности, уровень загрязнения), наличие инфраструктуры (транспортной, производственной, информационной, социальной, связи и др.) и степень ее развитости. А также состояние производственной сферы, прибыль предприятий, уровень доходов населения, численность экономически активного населения и его образовательный уровень, возрастной и квалификационный состав; степень развития на территории ведущих институтов рыночной экономики; уровень развития НИОКР и внедрения достижений НТП и др. Все эти факторы определяют условия инвестиционной деятельности [4].
Инвестиционный климат во многом зависит от состояния и ди-версифицированности экономической среды, перспектив и тенденций экономического развития территории, наличия долгосрочных программ экономического или инвестиционного развития, степени развитости рыночных отношений, финансового рынка и рынка инвестиционных услуг, устойчивости власти на территории и ее авторитетности, политической поляризации населения, уровня социальной напряженности и уровня преступности.
В значительной степени на инвестиционную привлекательность влияет должное исполнение органами власти своих полномочий в экономической, бюджетной, социальной и других сферах, разработка специальных программ привлечения инвесторов, обеспечение инвесторам особых экономических условий, связанных с определенными льготами, в том числе по налогообложению, и пр.
На практике для анализа и оценки инвестиционного климата регионов наиболее часто используют три метода:
❖ первый основан на оценке ограниченного количества индикативных показателей (в числе которых: динамика валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; динамика распределения национального дохода; состояние законодательного регулирования в сфере капиталовложений; развитие инвестиционных рынков);
❖ второй опирается на анализ и оценку комплекса факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат (среди них в первую очередь следует выделить экономический потенциал территории, условия хозяйствования, характеристику рыночной среды, политические, социальные, организационные, правовые и финансовые факторы);
❖ третий предполагает оценку и сопоставление инвестиционного потенциала региона (совокупность факторов производства и сфер приложения капитала, имеющихся в регионе) и инвестиционных рисков (совокупности переменных факторов риска инвестирования) [1].
Последний метод является наиболее предпочтительным для стратегиче -ских инвесторов, так как он позволяет, с одной стороны, сравнить потенциальную привлекательность различных регионов, а с другой - соотнести риски вложений в них.
Инвестиционный потенциал - это объективные возможности и региона для инвестиций. Он зависит от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, от их состояния и от их экономического состояния. Инвестиционный потенциал - это, с одной стороны, то, на чем и можно развивать бизнес, куда можно вкладывать деньги (инвестиционная емкость территории), а с другой - это то, чем можно воспользоваться или что необходимо для становления и развития бизнеса (ресурсная емкость территории). Потенциал страны или региона в своей основе - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой, наличием потребительского спроса и др.
Общий (интегральный) инвестиционный потенциал территории складывается из частных потенциалов, таких как ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный финансовый, потребительский, туристско-рекреационный и т.д.
Каждый из частных потенциалов зависит от определенных факторов и характеризуется целой группой показателей, имеет свой вес в общем (интегральном) инвестиционном потенциале региона:
❖ ресурсно-сырьевой потенциал определяется обеспеченностью территории запасами основных видов природных ресурсов;
❖ производственный потенциал отражает совокупный результат деятельности основных сфер хозяйства территории;
❖ потребительский потенциал определяется совокупной покупательной способностью населения территории;
❖ инфраструктурный потенциал учитывает экономико-географическое
положение территории и насыщенность ее объектами инфраструктуры;
❖ инновационный потенциал определяется уровнем развития НИОКР и внедрения достижений научно-технического прогресса на территории, занятостью в научном секторе, капитальными вложениями и текущими затратами в эту сферу;
❖ трудовой потенциал определяется численностью экономически активного населения и его образовательным уровнем, возрастным и квалификационным составом;
❖ институциональный потенциал характеризуется степенью развития на территории ведущих институтов рыночной экономики;
❖ финансовый потенциал учитывает объем бюджетных доходов, налоговые и иные денежные поступления в бюджетную систему территории, прибыль предприятий, доходы населения территории.
Другой составляющей при оценке инвестиционного климата является инвестиционный риск. Принятие инвестиционных решений потенциальным инвестором неразрывно связано с оценкой риска, который несет в себе объект вложений, и готовностью инвестора принять его на себя.
Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная и качественная. Он показывает, почему следует (или не следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск отражает условия и правила осуществления инвестиций на данной территории. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
Общий (интегральный) риск территории складывается из различных частных видов риска, таких как политический, экономический, социальный, криминальный, законодательный, управленческий и др. Набор частных видов риска, определяющих общий интегральный риск территории и их вес, может меняться при изменениях, происходящих как внутри региона, так и за его пределами.
В связи с тем что многие из правил и условий для инвестирования на данной территории могут изменяться очень быстро, значимость того или иного фактора риска является непостоянной. Причем факторы, влияющие на изменение правил и условий, могут возникнуть как на данной территории, так и за ее пределами. Поэтому, например, и инвесторы, и эксперты наиболее высоко оценивают значимость законодательного риска, так как от него во многом зависит стабильность условий и правил, а следовательно, предсказуемость, необходимая для принятия правильного инвестиционного решения.
Следует отметить, что требования к инвестиционной политике в современном мире существенно изменились. Это связано в первую очередь с глобализацией и интернационализацией хозяйственной жизни, обусловившей усиление конкурентной борьбы практически во всех сегментах мирового рынка. При выходе на любой рынок перед компаниями встает вопрос о том, как выжить в борьбе с мощными конкурентами, обладающими колоссальны-
ми инвестиционными возможностями. В этих случаях речь должна идти либо о «нишевых» стратегиях, либо об объединении компетенций и инвестиционных возможностей, либо о комбинации того и другого. Соответственно, все чаще для обеспечения конкурентоспособности на отраслевом или региональном рынках приходится вести речь не о тотальном инвестировании, а о выделении «точек роста», на которых должна быть сконцентрирована инвестиционная активность. Для региональных властей это означает необходимость формирования на территории региона разных зон инвестиционной активности, основанных на построении типологии территорий и понимании особенностей каждого выделенного типа, а также знания и использования всего спектра возможной организации бизнеса для оптимизации инвестиционной политики. Очень важно сравнение возможных типов организации бизнеса и понимание, какой из них будет давать наибольший эффект на той или иной территории.
По мере укрепления и развития рынка, модернизации общественных отношений и формирования экономики инновационного типа, объективно возникает необходимость в создании современных региональных бизнес-структур, с позиций их конкурентных преимуществ и инвестиционной при-влекател ьно сти.
В контексте вышеизложенного, прежде всего, необходимо обратить внимание на такую форму функционирования современных отраслевых и региональных рынков, как кластеры - сетевые структуры, интерес к которым в последние годы резко возрос во всем мире. Влияние кластеров на формирование современного экономического ландшафта становится все более заметным, а вопросы кластерной политики постепенно приобретают принципиальный характер с точки зрения конкурентоспособности регионов.
Создание кластеров позволяет задействовать имеющиеся у регионов ресурсы для ускорения социально-экономического развития, а также усилить конкурентные позиции сгруппированных вместе предприятий, занимающихся родственными видами деятельности.
В настоящее время в развитых странах расширяется практика формирования на региональном уровне местных стратегических партнерств. Создание местного стратегического партнерства власти и бизнеса открывает возможности для рационализации уже существующих и выборе новых стратегических направлений регионального развития. То есть региональные власти и их партнеры должны в полной мере использовать преференции совместного формирования единой согласованной стратегии развития региона, направленной на наращивание и эффективное использование его конкурентных преимуществ.
В качестве инструментария реализации такой позиции современная практика и экономическая наука предлагают формирование территориально-отраслевых кластеров [1,4,6]. Кластер - это группа территориально локализованных взаимосвязанных предприятий, фирм, компаний, поставщиков сырья и оборудования, научно-исследовательских и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества каждой
структуры и кластера в целом. Собственно изначальное возникновение кластеров и было своего рода защитной реакцией регионов на обострение международной конкуренции.
В кластерах конкуренция между территориально локализованными предприятиями, фирмами и компаниями той или иной отрасли нивелируется кооперацией их между собой и интеграцией с другими сопряженными сферами хозяйствования в решении общих проблем. Тесные кооперационные и интеграционные связи внутри кластеров позволяют:
❖ снизить затраты по всем цепочкам производственных процессов и поставок;
❖ сократить затраты, связанные с выходом на новые рынки;
❖ ускорить процессы обновления продукции и вывода ее на рынок;
❖ улучшить доступ к финансам.
Более того, кластеры «притягивают» лучшие кадры и прямые инвестиции, в них находят себе лучшее применение научные и образовательные учреждения и консалтинговые компании, в целом кластер становится носителем уникального профессионального знания, уподобляется обучающейся организации и обретает стратегические конкурентные преимущества.
В настоящее время разработаны применительно к различным реальным ситуациям разнообразные модели кластеров. Тем не менее всем этим моделям присуща достаточно унифицированная структура организации кластера, включающая в себя:
❖ компании, фирмы и предприятия, производящие и реализующие за пределами территории кластера основную (конечную) продукцию. Чаще всего это крупные компании, фирмы и предприятия. Вместе с тем известны примеры кластеров, состоящих исключительно из малых и средних предприятий. Фактор вывоза продукции является существенным для определения кластера, так как он показывает, что кластер производит значительно больше продукции, чем может потреблять данная территория (регион);
❖ систему развитой индустрии местных специализированных поставщиков (сырья, услуг), позволяющей в максимальной мере реализовать мультипликативный потенциал данного вида хозяйственной деятельности на территории региона. То есть в рамках кластера на данной территории создается большая часть добавленной стоимости конечного продукта;
❖ экономическую базу - природные, энергетические и трудовые ресурсы, а также знания и технологии (научные и образовательные учреждения), финансы, инфраструктура и соответствующая институциональная среда.
Кластерный подход находит все большее применение при разработке региональных стратегий развития. В рамках этого подхода разработка стратегии начинается с инвентаризации существующего состояния микроэкономических основ конкурентоспособности - и отраслевой, и территориальной составляющей. Этот анализ позволяет выявить слабые места и существующие
проблемы и выстроить видение будущего состояния в форме четко поставленных общих целей для всех влиятельных и заинтересованных сторон -бизнеса, администрации и структур - носителей ресурсов развития.
Хозяйствующие субъекты, функционирующие в рамках одной кластерной системы, имеют взаимосвязанную стратегию развития, определяемую как экономическими (инвестирование, финансирование, страхование и др.), так и организационными аспектами, которые обеспечивают оперативное реагирование на изменения во внешней среде их деятельности.
Подобные структуры имеют большое значение при проведении эффективной политики занятости на региональном уровне и расширении налоговой базы. Посредством кластеров расширяются горизонты реализации конкурентных хозяйственных преимуществ региона, связанных с географическим расположением, климатическими условиями, локализацией и специализацией производства и т. п., усиливаются инновационные возможности по совершенствованию техники и технологий, присущие интегрированным системам.
Формирование кластера в структуре регионального хозяйства - сложный процесс. Определенной адаптацией идей кластерного подхода может служить создание кластеров на основе действующих вертикально интегрированных структур. То есть развитие кластеров и вертикально-интегрированных компаний могут и должны дополнять друг друга. Кластерный подход не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций, не нарушает, что очень важно, сложившейся структуры экономики в том или ином регионе. Наличие развитой инфраструктуры сервиса, консультационных услуг, научных и образовательных учреждений, поставщиков машин и оборудования (в структуре кластера) снижают издержки, повышают конкурентоспособность корпоративно-интегрированной структуры. Подобные объединения оказывают положительное влияние не только на отдельные предприятия, но и на экономику региона в целом, так как кластер предусматривает взаимодействие трех секторов: бизнеса (предпринимательские структуры, товарищества, коммерческие банки), институциональной среды (университеты и научные центры, общественные организации, торгово-промышленные палаты) и власти (местные органы власти, налоговые администрации, регуляторные структуры).
Непосредственно создание кластера определенной специализации предполагает прохождение ряда этапов: подготовительного, аналитического, стратегического, этапа внедрения и планирования перспективного развития [1,6].
На первом, подготовительном этапе, осуществляется оценка направлений хозяйственной деятельности, продуктовой специализации кластера, разрабатывается предварительный проект для согласования условий партнерства между предполагаемыми участниками совместной деятельности. Далее разрабатывается базовый проект, формируется нормативно-правовая регламентация функционирования кластера.
На втором, аналитическом, этапе проводится мониторинг (анализ), по результатам которого определяются проблемные вопросы и направления ин-
новационной деятельности в рамках проектируемого кластера. Осуществляется постановка целей и задач, разработка мероприятий по их достижению с ресурсной и временной увязкой, а также необходимая корректировка базового проекта.
Стратегический этап предполагает определение и обоснование масштабов совместной деятельности партнеров по кластеру, разработку концепции и программы инновационного развития, создание основ проведения кадровой.
На последнем этапе, этапе внедрения и функционирования, проводится постоянный мониторинг оценки результативности и эффективности кластерных связей и партнерского взаимодействия. Осуществляется поиск перспективных направлений, разрабатывается долгосрочный сценарий развития кластера.
Кластерные системы предлагают широкое использование научно-образовательного потенциала региона. Формирование и последующее функционирование кластера с участием научных и образовательных учреждений создают дополнительные преимущества всем партнерам по совместному бизнесу. Хозяйственные структуры кластера, используя потенциал научно-образовательных учреждений региона, реализуют синергетический эффект на основе технического и технологического переоснащения производства, что предоставляет возможность научным организациям и вузам более полно использовать свои возможности в области проведения фундаментальных исследований и предоставления образовательных услуг. Кроме того, важный аспект для научно-образовательных учреждений имеет наличие тесных партнерских связей с предприятиями реального сектора экономики.
В целом организация интегрированных структур хозяйственных структур на базе кластерного подхода позволит существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, наращивать налоговый потенциал местных и регионального бюджетов, стимулировать инновационные процессы, повысить конкурентоспособность продукции различных отраслей на внутреннем и внешнем рынках.
Не менее важным инструментом привлечения инвестиций в рамках регулирования регионального развития и модернизации экономики являются свободные экономические зоны [3,6]. Свободные экономические зоны (СЭЗ) - ограниченные участки территории (как правило, от одного до нескольких квадратных километров) с льготным режимом хозяйствования - отличаются от других мер региональной политики тем, что создаются не только (а в ряде случаев и не столько) для стимулирования экономического развития отдельных регионов, а для достижения общеэкономических целей.
Свободные экономические зоны бывают разных видов, причем единой их классификации не существует. В самом общем виде можно выделить четыре вида СЭЗ: зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны, свободные склады и т.п.); производственные или промышленно-производственные зоны (которые, в свою очередь, делятся на зоны замещения импорта, экспортные зоны и экспортно-импортозамещающие зоны); тех-
нико-внедренческие зоны (или технополисы, технопарки); сервисные зоны или зоны услуг. Цели создания СЭЗ следуют из их названий: зоны свободной торговли создаются в основном для интенсификации внешнеторговых связей, производственные зоны- развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, технико-внедренческие - стимулирования развития наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, сервисные - развития сферы услуг.
Терминология по свободным экономическим зонам крайне запутанная. Сами экономические зоны называют не только свободными, но и особыми, специальными, причем по смыслу эти понятия не отличаются. Иногда все свободные экономические зоны называют оффшорами, хотя у большинства авторов это лишь один из видов сервисных зон.
Стимулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах осуществляется за счет использования экономических льгот, которые можно систематизировать по четырем группам (комбинация льгот зависит от типа СЭЗ):
❖ внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций; внешнеторговые льготы - отличительная черта зон свободной торговли, однако они используются и в промыш-ленно-производственных и технико-внедренческих зонах;
❖ фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей; эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; фискальные льготы используются во всех видах СЭЗ, за исключением зон свободной торговли;
❖ финансовые льготы, включающие в себя различные формы субсидий, предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, чаще всего этот вид льгот используется в технико-внедренческих зонах;
❖ административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг, эти льготы свойственны всем типам СЭЗ.
Вместе с тем очевидным является и то, что развитие промышленного производства и обеспечение конкурентоспособности его продукции невозможно без государственной поддержки и стимулирования деятельности
предприятий и целых отраслей. Одним инструментов прямого экономического регулирования для реализации государством своих приоритетных потребностей становится государственный (муниципальный) заказ, целью которого является стимулирование платежеспособного спроса. Его главная задача - способствовать установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.
Государственный (муниципальный) заказ формируется, исходя из основных задач, предусмотренных в планах социально-экономического развития государства (муниципальных образований). Органы исполнительной власти соответствующего уровня определяют заказчиков, которые от имени государства (муниципалитета) размещают эти заказы среди подрядчиков (предприятий, организаций, учреждений) в рамках выделенных финансовых ресурсов и несут наряду с ними ответственность за их выполнение. Это происходит либо через механизм государственных (муниципальных) контрактов, либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д. Наряду с бюджетными средствами для финансирования госзаказа могут использоваться и внебюджетные источники, а также средства заинтересованных частных инвесторов (в том числе зарубежных).
В последние годы много внимания уделяется вопросу развития государственно-частного партнерства (ГЧП) [6]. Актуальность обусловлена интересом к ней органов государственной власти и, прежде всего, с позиций активизации инновационной деятельностью.
В современной России, так же как в мировой практике, используется множество разнообразных административно-правовых форм и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством или муниципальными образованиями и бизнесом. К наиболее распространенным можно отнести следующие формы ГЧП:
1. Контракты как административный договор, заключаемый исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд, на оказание технической помощи.
Как известно, в административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство или органы местного самоуправления. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Выполнение на основе контракта отдельных функций федерального, регионального или муници-
пального учреждения или предприятия частным подрядчиком за счет переадресации бюджетных средств, ранее выделявшихся государственным или муниципальным учреждениям на оказание услуг населению, в последние годы получило широкое распространение и называется контрактацией. Как правило, контракты с государственным или муниципальным органом являются для частного предпринимателя весьма привлекательным бизнесом, так как помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.
2. Аренда в ее традиционной форме (договор аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В России аренда как форма ГЧП активно используется многими субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником во время всего периода аренды и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендатором арендуемого имущества, что, по сути, является лизингом. В случае до говора-лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
3. Концессия является специфической формой отношений между государством или муниципальным образованием и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство или муниципальное образование в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в данном соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно необходимы частные инвестиции и высококвалифицированное управление. Различаются по меньшей мере три вида концессий в области инфраструктурных объектов: концессии на уже существующие объекты инфраструктуры; концессии на строительство или модернизацию (реконструкцию) инфраструктурных объектов; концессии на передачу объектов государственной или муниципальной собственности в управление частной управляющей компании. В рамках этих видов возможны варианты концессионных отношений, основанные на различном сочетании правомочий собст-
венности между государством или муниципальными образованиями и частными концессионерами, а также видов и границ конкретной предпринимательской и инвестиционной деятельности последних (сооружение, эксплуатация, управление и пр.).
4. Соглашения о разделе продукции (СРП). Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает концессию, но все же отлична от нее. Различия заключаются, прежде всего, в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная по концессионному соглашению продукция, то в СРП частным партнерам государства принадлежит только ее часть. В мировой практике СРП как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом особенно активно используются в нефтегазовой сфере.
5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. В акционерных обществах в качестве акционеров могут выступать органы государства и частные инвесторы. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале. Риски сторон распределяются в зависимости от величины доли в акционерном капитале.
Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.
В настоящее время проблемы рационального размещения производительных сил, сбалансированного развития отдельных регионов и их эффективного взаимодействия с государством, развития передовых наукоемких отраслей экономики, особенно ее инновационной составляющей, занимают центральное место в ряду стратегических направлений государственной экономической политики. Зарубежный опыт становления технологического рынка свидетельствует о том, что одним из важнейших элементов инновационной инфраструктуры являются технопарковые структуры и информационно-технологические системы [2].
Технопарковые структуры создают широкое поле деятельности для малого и среднего инновационного предпринимательства, служат укреплению взаимосвязи малых и средних предприятий с крупными. Создание технопар-ковых структур явилось современной формой развития различных сфер, эффективной организационной основой коммерциализации науки и ее связи с практикой, а также рационального использования незагруженных производственных площадей предприятий и организаций, имущественных комплексов реорганизуемых предприятий и организаций.
Современное развитие инвестиционного и инновационного предпринимательства неразрывно связано с технопарковыми структурами, которые характеризуются многообразием форм и названий:
❖ научные парки, технологические и исследовательские парки;
❖ инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры;
❖ центры трансферта технологий;
❖ инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы;
❖ технополисы и др.
Формы технопарковых структур могут различаться по функциональным особенностям, специфике организационных форм, спектру решаемых задач и др.
К основным задачам функционирования технопарковых структур можно отнести следующие:
❖ продвижение на рынок высокотехнологичной продукции обслуживаемых предприятий;
❖ подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельно -сти в условиях рыночной конкуренции;
❖ обеспечение коллективной системы организационного обслуживания клиентов (телефон, факс, доступ в Интернет, бухгалтерия, кадры, охрана и т. д.).
Вместе с тем материальная и финансовая база многих субъектов РФ и, прежде всего, депрессивных регионов не могут в полной мере осуществить реализацию имеющегося у них интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию.
Следует отметить, что предприятия-клиенты технопарков проходят длительный путь до того момента, когда можно получить отдачу в виде прибыли. То есть технопарки не являются структурами, приносящими сиюминутную прибыль. При этом практическое задействование технопарковых технологий возможно при реальной финансовой и организационной поддержке муниципальных, региональных и федеральных органов власти, а также в рамках реализации инвестиционных и инновационных программ. Примером тому является проект по созданию в Сколково наукограда - полигона по разработке и внедрению в практику современных высоких технологий.
Более того, как показывает зарубежный и передовой отечественный опыт, в условиях рыночных отношений технопарки являются наиболее эффективной формой и структурой интеграции высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства, источников финансирования, региональных и местных органов управления и власти, что позволяет эффективно реализовать современные технологии XXI века.
_Литература_
1. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. - М.: Издательство
ЛКИ, 2007. - С. 304.
2. Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. - М.: Наука, 2005. - С. 189.
3. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Критерии и факторы экономического роста региона // Проблемы современной экономики. - С-Петербург, №4, 2007.
4. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе // Региональная экономика. - М.: ООО «Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» №26(83), 2008.
5. Петросянц В.З., Петросянц Д.В. Инновационный путь модернизации экономики Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала, 2009, №2.
6. Современные инструменты инвестиционного развития регионов / Под ред. канд. экон. наук А.П. Сысоева. - М.: Статут, 2007. - С. 184.