ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д
нов управления (содействует усилению конкурентных позиций, стимулирует экономический рост, создает условия для более успешного решения социальных проблем).
Поэтому в существующих условиях в России постепенно складывается понимание того, что кластеры являются продуктивной формой синергетического объединения образователь-
ных, научных, промышленных организаций. Практика показывает, что функционирование и развитие кластеров при грамотном управлении и достаточном количестве ресурсов, в том числе и финансовых, существенно повышает уровень инноватизации структур капитала локальных экономических систем, повышая, тем самым, их конкурентоспособность.
Литература
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс] — Официальный сайт Консультант Плюс, 2013.
2. Авагян Г.Л., Саитова М.Ю. Региональный банковский кластер / Г.Л. Авагян, М.Ю. Саитова. — М.: Магистр: ИНФРА-М — 2012. — 224 с.
3. Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры: категориально-системное представление. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та. — 2011. — 244 с.
4. Вагизова В.И. Кластеризация как инновационная форма диверсификации хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности экономики Татарстана // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4.
5. Направления повышения конкурентоспособности экономических субъектов в условиях интеграции России в систему мирохозяйственных связей: монография / Под ред. Ю.П. Дусь, Г.Д. Боуш — Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2008. 532 с.
6. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.
7. Чернобродова Л.А. Развитие предпринимательства на основе региональных промышленных кластеров // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2011 — №6.
8. Яковлева-Чернышева А.Ю. Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе. — М.: ИНФРА-М. — 2010. — 208 с.
9. Электронный ресурс — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/327/67135.php
10. V.I. Vagizova, J.A. Klaas, A.F. Batorshina Financial stability assessment of regional banking sector under modern conditions by means of operating procedures of its determination / V.I. Vagizova, J.A. Klaas, A.F. Batorshina // Investment Management and Financial Innovations. — 2013. — №3.
11. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2014. — №3. — С. 31-39.
12. Postalyuk M., Akhmetshina A. Innovatization of the sustainable development structures of economic systems // Problems and perspectives in Management, Special issue — 2014. — №4.
1 Под инновационным территориальным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
ДВИЖЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА КАК ФОРМА ИННОВАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
С.В. Жалбз
аспирант кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского
технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ
В статье рассматривается вопрос о процессе движения, функциональности и эффективности иностранного капитала в Республике Татарстан. Обосновывается тезис, что движение иностранного капитала, его функционирование приводит к инноватизации условий и процессов в местной экономике, повышает ее инвестиционную привлекательность и способствует увеличению потока иностранных инвестиций. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны данного процесса и предлагаются меры для улучшения инвестиционного климата в Республике Татарстан.
Ключевые слова: движение иностранного капитала, региональная экономика, инноватизация, инвестиционный климат, иностранные инвестиции.
УДК 338.12
Инноватизация представляет собой процесс накопления, функционирования и развития инновационного потенциала в экономических системах. Достоверность данного определения категории «инноватизация» предопределено теорией инноваций Й. Шумпетера. Характеризуя инновацию как полиформенное явление, он утверждал, что перемещение капитала в любой форме из одного локального пространства в другое, ранее ему неизвестное, или в новой форме, можно считать инновацией, инновационной деятельностью или инновационным процессом. Следовательно, движение иностранного капитала в конкретной форме из одной национальной экономической системы в дру-
гую можно считать инновационным процессом, инновационной деятельностью. А организационно-экономические формы, в которых осуществляется это движение и формы управления этим движением являются инновационными формами [2].
Доказательность этой теоретико-методологической позиции можно обеспечить анализом движения, функционирования и результативности иностранного капитала в региональной экономике Республики Татарстан. Движение и функционирование иностранного капитала в экономике Татарстана имеет свои следствия, в результате которых происходит инноватиза-ция условий и процессов региональной экономики, характе-
24 1
[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ризующаяся позитивными количественными и качественными изменениями.
В 2011 году решением наблюдательного совета Агентства Стратегических Инициатив России был одобрен «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Республика Татарстан стала одним из шести (Пермский край, Калужская, Липецкая, Свердловская и Ульяновская области) пилотных регионов по применению указанных в нём требований. Стандарт описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте Российской Федерации, в целях улучшения инновационно-инвестиционного климата региона [4]. Для выполнения данного Стандарта Республика Татарстан сделала несколько шагов на встречу к реализации установленной инвестиционной стратегии.
Одним из них является создание интернет-портала «Инвестиционный портал Республики Татарстан», которому поставлены следующие задачи:
— предоставлять для заинтересованного лица всю необходимую информацию об инвестиционном климате в регионе;
— стать главным информационным ресурсом республики в инновационно-инвестиционной сфере;
— знакомить с информацией обо всех инвестиционных объектах на территории региона (технопарки, инвестиционные и индустриальные площадки, особые экономические зоны);
— отображать удобный механизм выбора объекта вложений, его картографические данные и окружающую инфраструктуру;
— стать площадкой знакомства представителей власти, потенциальных инвесторов и инициаторов инвестиционных проектов.
В данный момент сайт позволяет выполнять следующие положения из вышеназванного Стандарта:
— показывает личные гарантии инвесторам от главы региона;
— дает исчерпывающий перечень видов и форм господдержки инвестиций;
— обеспечивает канал прямой связи инвесторов с руководством субъекта;
— осуществляет размещение всей необходимой информации на одном сайте;
— публикует отчет главы субъекта о достижениях и планах по привлечению инвестиций.
Благодаря параметрам, указанным в вышеназванном документе, можно определить уровень инвестиционной привлекательности региона и обозначить дальнейшие цели для его улучшения.
5 июля 2012 года был образован «Инвестиционный совет Республики Татарстан», где рассматриваются следующие виды вопросов:
— софинансирование инвестиционных проектов;
— предоставление налоговых льгот;
— разрешение административных барьеров;
— разработка мер государственного стимулирования в виде льготного выделения земельных участков;
— установление единых требований и критериев для инвестиционных проектов при выделении средств из федерального бюджета и т.д.
Благодаря целевой инновационно-инвестиционной политике в Татарстане были достигнуты успешные результаты в улучшении регионального инвестиционного климата. Для этого 15 сентября 2011 года был принят закон «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». В нем устанавливаются основания и условия предоставления инвестиционного займа, его сроки (до 7 лет) и процентные ставки (порядка 4%) [6]. Это позволит значительно расширить инвестиционные возможности предприятий региона.
Для координации инновационного взаимодействия региональной экономической системы с другими регионами и странами, для сопровождения и реализации инвестиционных проектов, направленных на привлечение инвестиций, для участия в формировании благоприятного инвестиционного климата, а также для повышения инвестиционной привлекательности
региона в июне 2011 года было создано Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.
К положительным примерам работы ведомства, можно отнести подписание 14 февраля 2014 года приказа «Об образовании совещательного органа — Совета внешних инвесторов при Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан, «Клуба инвесторов Республики Татарстан». Данный совет ставит перед собой цели по налаживанию обратной связи властей и бизнеса и поддержанию комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности, т.к. в данный момент реакция государственных органов на запросы со стороны иностранных инвесторов порой не соответствуют ожиданиям последних. Поэтому не все усилия, которые предпринимают власти Татарстана сейчас, приносят ожидаемый вклад в обеспечение инноватизации экономических процессов.
Вышеназванные меры призваны простимулировать дополнительный приток зарубежных инноваций и инвестиций, что в итоге повысит общий уровень инноватизации экономической системы Татарстана.
В соответствии с официальными статистическими данными, за 2013 год в экономику Республику Татарстан поступило 893,8 млн долларов США иностранных инвестиций [8]. В связи с этим можно сделать вывод о некотором приросте в сравнении с предыдущими годами (рис. 1).
1000
900
< в 800
и 700
О 600
се 5 500 414,9
§ 400
300 ■
R 2 200 ■
100 щ
0
Года
Рис. 1. Размер иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан.
Из них 408,2 млн долларов США (т.е. 45,7%) поступили в виде прямых иностранных инвестиций, благодаря которым в развивающуюся экономику региона приходят инновации в виде новых технологий и более современных форм управления, а также появляется дополнительная возможность реализовывать значительные республиканские проекты.
Лидерами по капиталовложениям в субъект РФ являются:
— Турция (218,6 млн долларов США);
— Германия (196,2 млн долларов США);
— Соединенные Штаты Америки (168,2 млн долларов США).
Распределение инвестиций по странам показано на рис. 2.
Рис. 2. Крупнейшие доноры иностранных инвестиций для Республики Татарстан за 2013 г.
242
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д
Обращает на себя внимание ежегодный прирост инвестиций из Турецкой Республики. Для сравнения (рис.З) в 2010 году общий размер капиталовложений составлял 2,1 млн долларов США (увеличение в 104 раза).
250
<
В
о
СО
0
а.
44
1
ч
200
150
100
I 50
о
218,6
Безусловно
благоприятные
Скорее
благоприятные
Скорее
неблагоприятные Безусловно неблагоприятные Не определились
Рис. 4. Результаты опроса соотношения благоприятных и неблагоприятных условий для развития бизнеса в Татарстане
Года
Рис. 3. Размер турецких инвестиций в экономику Татарстана.
Данный рост, прежде всего, связан с дружественными отношениями между республиками, показателями этого могут служить следующие факты:
— порядка 10% своих зарубежных инвестиций за 2013 год Турция вложила в Татарстан;
— создание крупных общих проектов: ООО «Кастамону Ин-тегрейтед Вуд Индастри», ЗАО «Тракья Гласс Рус», ООО «Джош-куноз Алабуга» и другие;
— совместные конференции и форумы;
— по числу организаций, зарегистрированных в РТ с участием иностранного капитала, турецкие компании занимают лидирующее место [12].
Дополнительно в Татарстане совместно с иностранными инвесторами ведется постоянная работа по реализации инновационных проектов, из которых можно выделить следующие:
— «Mitsubishi Fuso Truckand Bus Corporation»;
— «Форд Соллерс Холдинг»;
— ООО «Мерседес-БенцТракс Восток»;
— ООО «Винербергер Кирпич»;
— ООО «Шнейдер Электрик Эквипмент Казань» [7].
Как правило, иностранные компания для своего размещения в Татарстане выбирают крупнейшую экономическую зону промышленно-производственного типа России «Алабуга», которая предлагает для своих резидентов вместе с благоприятными налоговыми льготами дополнительно полностью подготовленную инженерную инфраструктуру. На сентябрь 2014 года общий объем заявленных инвестиций зоны составил 110 млрд рублей.
В ближайшее время руководство республики планирует запустить, как минимум, две новые инновационно-инвестиционные площадки [11]:
— Первый из них наукоград «Иннополис», который будет направлен на развитие ИТ-кластера в регионе и в стране в целом. Планируемый месяц запуска — декабрь 2014 года. Для своих резидентов ОЭЗ предложит современную инфраструктуру международного класса, а также специальный налоговый режим;
— В 2015 году планируется ввод первых объектов в умном городе «СМАРТ Сити Казань», который станет сервисно-ориентированной площадкой, направленной на развитие научнообразовательной и деловой активности.
Данные проекты позволят простимулировать иностранный бизнес, и сделать выбор в пользу Татарстана.
Для оценки бизнеса-климата был проведен опрос «Фондом общественного мнения» среди предпринимателей, которые поставили Татарстан на 1-ое место среди регионов страны [9].
Этой же организацией был проведен опрос на выявление соотношения благоприятных и неблагоприятных условий для развития бизнеса в регионе. Показатели по условиям представлены на рис. 4.
Из него следует, что большинство респондентов оценивают ситуацию в регионе, как «скорее неблагоприятную». Поэтому руководству региона следует развивать деятельность по улучшению делового и инвестиционного климата.
В 2011 году авторитетным экономическим изданием «Forbes» был сделан сравнительный рейтинг российских регионов по удобству ведения бизнеса для сторонних инвесторов, где в расчет брались следующие показатели (рис. 5):
1. Численность населения;
2. Социальные характеристики: уровень образованности, показатели преступности;
3. Обеспеченность населения: средние доходы и оборот розничной торговли;
4. Деловой климат: развитость малого бизнеса, с учетом объема налоговых сборов на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения, открытость и терпимость местных властей к сторонним инвесторам, с учетом уровня проникновения федеральных девелоперов и торговых сетей, размер прямых инвестиций;
5. Богатство региона: валовой региональный продукт, количество отделений крупнейших частных банков, работающих в стране;
6. Уровень развития инфраструктуры: наличие международного аэропорта и плотность дорог с твердым покрытием;
7. Комфортность ведения бизнеса: количество гостиниц, дальность от Москвы, развитость общепита.
Комфортность ведения бизнеса 1
Уровень развития инфраструктура 1
Богатство региона Деловой климат Обеспеченность населения
4
4
6
Социальные характеристики
1
Численность населения
7
0 1 2 3 4 5 6 7
Место
Рис. 5. Показатели рейтинга удобства ведения бизнеса для сторонних инвесторов в Республике Татарстан.
По всем показателям республика не опускалась ниже 7 места и в итоге возглавила данный рейтинг, что говорит об уровне привлекательности региона для привлечения иностранного капитала в форме инвестиций и инноваций [10].
Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) был подготовлен «Рейтинг инновационных регионов за 2014 год», в котором Республика Татарстан, уже второй год подряд занимает третье место [5]. Авторы доклада отмечают следующие изменения в показателях региона в период с 2012 по 2013 года:
— Увеличение используемых изобретений по отношению к численности населения с 643 до 866 единиц;
— Уменьшение доли средств частного бизнеса в затратах на НИОКР с 34% до 28%;
243
[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
— Снижение числа, созданных передовых производственных технологий и доли вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям инновационных товаров, работ и услуг, новых для рынка.
Сравнительную характеристику субъектов Российской Федерации АИРР сформировала по следующим критериям (рис. 6):
Социально-экономические условия инновационной деятельности
Ц
1— 5
Инновационная деятельность И1Д11ИИ1В1ИИД1Д11ИИ1Д| 8 Научные исследования и разработки IHIHIHUID] 3
0 2 4 6 8
Место
Рис. 6. Позиции Республики Татарстан в рейтинге инновационных регионов по критериям за 2014 год
— Научные исследования и разработки. Показатели:
a) численность студентов и исследователей;
b) число патентных заявок на изобретения;
c) число статей, опубликованных в журналах, индексируемых в Web of Science и РИНЦ;
d) другие.
— Инновационная деятельность. Показатели:
a) удельный вес организаций и малых предприятий, осуществлявших технологические и нетехнологические инновации;
b) удельный вес инновационных и вновь внедренных товаров, работ и услуг;
c) число используемых изобретений и созданных передовых производственных технологий;
d) другие.
— Социально-экономические условия инновационной деятельности. Показатели:
a) коэффициент обновления основных фондов;
b) удельный вес занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных видах деятельности и организаций, использовавших Интернет;
c) доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП;
d) ВРП в расчете на одного занятого в экономике региона.
В итоге, Республика Татарстан оказалась в числе лидеров
рейтинга, пропустив вперед лишь Санкт-Петербург и Москву.
Основываясь на проведенном анализе для поднятия роли иностранного капитала в повышении уровня инноватизации экономики Татарстана, как и других регионов России, необходимо:
— Осуществлять реализацию крупных инвестиционных проектов, стимулирующих внедрение передовых достижений техники и науки в производстве и менеджменте;
— Создавать базу для внедрения новых видов производств, которые будут основываться на высокотехнологичных и экологически чистых для субъекта технологиях;
— Развивать и модернизировать отсталые отрасли экономики: сельское хозяйство и традиционные промыслы;
— Перенимать опыт ведущих регионов мира по привлечению передовых транснациональных компаний;
— Стимулировать процесс обновления основных фондов местными предприятиями;
— Зарекомендовать себя, как надежного и открытого партнёра, предоставляющего качественную и рабочую инфраструктуру;
— Подготавливать профессиональные и высококвалифицированные человеческие кадры, способные использовать современные виды оборудования, тем самым, повышая общую производительность труда.
Всё это в итоге даст дополнительные стимулы процессу инноватизации региональных экономических систем с помощью инновационных форм движения иностранного капитала.
Литература
1. Посталюк М.П. Венчурное финансирование региональных инновационных систем // Финансы и кредит. — 2012. — №36 (177). — С.38-45.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Эксмо, — 2007. — 864 с.
3. Посталюк М.П. Функциональная роль инновационных отношений в экономической системе // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 1/2 (17/18).
4. Агентство стратегических инициатив. «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Режим доступа: [http://investstandart.ru];
5. Ассоциация инновационных регионов России. Режим доступа: [http://www.i-regions.org/];
6. Официальный сервер Республики Татарстан. Режим доступа: [http://tatarstan.ru]
7. Инвестиционный портал Республики Татарстан. Режим доступа: [http://www.invest.tatar.ru]
8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Режим доступа: [http://tatstat.gks.ru]
9. Фонд «Общественное мнение». Режим доступа: [http://fom.ru]
10. Информационный портал «Forbes». Режим доступа: [http:// forbes.ru]
11. Президент Республики Татарстан. Режим доступа: [http://president.tatarstan.ru]
12. Полномочное представительство Республики Татарстан в Турецкой Республике. Режим доступа: [http://tatturk.tatarstan.ru]
244