Научная статья на тему 'Региональные системы венчурного финансирования инновационных трансформаций российской экономики'

Региональные системы венчурного финансирования инновационных трансформаций российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / INNOVATIVE ACTIVITY / REGIONAL SYSTEM / VENTURE FINANCING / VENTURE FUNDS / INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE PROJECTS / REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Посталюк М. П., Белобородова М. А.

В статье рассматриваются региональные системы венчурного финансирования инновационных трансформаций российской экономики. Раскрывается специфика механизмов их реализации, общие и специфические тенденции их развития в условиях модернизации и глобализации экономических процессов в Республике Татарстан. Анализируется процесс создания, функционирования и развития инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative transformations of the Russian economy: regional systems of venture financing (Russia, Kazan’)

The article focuses on the regional systems of venture financing in relation to innovative transformation of the Russian economy. The authors discuss specificities of their implementation mechanisms, general and particular trends of their development in the context of globalization and economic modernization in the Republic of Tatarstan, and address the issue of establishing the infrastructure of venture financing of innovative projects

Текст научной работы на тему «Региональные системы венчурного финансирования инновационных трансформаций российской экономики»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

М.П. Посталюк,

заведующий кафедрой экономической теории Университета управления «ТИСБИ» (г Казань),

доктор экономических наук, профессор mp.44@mail.ru

М.А. Белобородова,

доцент кафедры муниципальных финансов Института управления и территориального развития

Казанского (Приволжского) федерального университета,

кандидат экономических наук marina-nk@mail.ru

В статье рассматриваются региональные системы венчурного финансирования инновационных трансформаций российской экономики. Раскрывается специфика механизмов их реализации, общие и специфические тенденции их развития в условиях модернизации и глобализации экономических процессов в Республике Татарстан. Анализируется процесс создания, функционирования и развития инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, региональные системы, венчурное финансирование, венчурные фонды, инфраструктура, инновационные проекты, Республика Татарстан

УДК 330.332 ББК 65.9-56

Инновационная трансформация экономики представляет собой процесс накопления, реализации и развития инновационного потенциала в форме инновационности, инновативности и инноватизации экономической системы на различных её уровнях. Инновационность экономической системы это возможности и способности её хозяйствующих субъектов к созидательной, креативной деятельности.

Это «созидательное разрешение» (Й. Шумпетер) мысле- и жизнедеятельности человека, направленное на получение инновационного дохода и/или какой-либо иной формы эффекта, эффективности. Инновативность экономической системы это возможности и способности её хозяйствующих субъектов к заимствованию новшеств с той же целевой ориентацией. Инноватизация экономической системы это возможности и способности её хозяйствующих субъектов накапливать, реализовывать и развивать её инновационность и инновативность.

На современном этапе венчурного финансирования инновационной трансформации российской экономики особая роль отводится региональным экономическим системам, самостоятельность которых в этой сфере деятельности сегодня значительно возрастает. Регионализация экономических систем проявляется в развитии процессов самоорганизации, самоуправления, самообеспечения, самофинансирования и других собственных действий, которые демократизируют деятельность хозяйствующих субъектов региональной экономической системы, повышают их инновационно-инвестиционную активность и социальную ответственность за результаты своей деятельности. В этой ситуации усиливается целевая ориентация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и её инвестиционного, в том числе венчурного обеспечения. Инвестиции направляются именно в те области, которые осуществляют инновационную модернизацию технологий региональной экономики, занимают новые рыночные ниши, осваивают различные новшества, то есть способствуют развитию региона. Формирование механизмов эффективного инвестиционного обеспечения инноваций — одна из основных задач бизнеса, власти и общества на региональном уровне.

Необходимость вывода инноваций на активные позиции вызвана, во-первых, тем, что на результативность экономической деятельности, на защиту общества от неблагоприятных факторов, на культуру населения в социально-политической сфере большое влияние оказывают региональные структу-

ры. Во-вторых, субъекты Российской Федерации обладают рядом важных полномочий, которые позволяют создавать и реализовывать научно-техническую, организационноуправленческую, социально-экономическую, инновационную, инвестиционную и институциональную политику с учётом региональной специфики. Данная необходимость и возможность закреплена в Конституции России, которая определяет, что «общие вопросы науки» находятся в общем управлении РФ и ее субъектов.

Инновационная активность в различных регионах внутри страны имеет не только общие тенденции развития, но и отличается друг от друга. В этой связи осуществляется классификация регионов по уровню экономического развития. В результате чего обнаруживаются как соответствия, так и различия в объеме инвестиций между территориями. Необоснованное несоответствие данных процессов можно сглаживать путем приведения инновационного потенциала региона на более высокий уровень с помощью использования в полном объеме различных ресурсов (трудовых, научных, технических).

Согласно методологии нашего исследования, нами доказано, что инновационная активность хозяйствующих субъектов экономических систем различных уровней напрямую связана с развитием венчурного бизнеса, который является ее главным фактором. На региональном уровне инвестиционная деятельность имеет наиболее поддающиеся изменениям эффективные формы поддержки.

Власти регионов до недавнего времени не демонстрировали особой инициативы в создании инфраструктуры, способствующей выводу инновационного продукта на рынок. Этим Россия и отличается от развитых стран, где региональные власти занимают активную позицию в стимулировании инновационного процесса. Например, в Германии существуют связи власти, бизнеса и общества с наукой на всей территории.

Сложившаяся ситуация в регионах нашей страны связана с рядом условий и действующих причин. В частности:

— венчурное финансирование малоизвестно региональному бизнесу, власти и обществу;

— бюджетная сфера ограничена и рассогласована, в том числе и на региональном уровне, что не дает возможности местным властям оказывать необходимую поддержку венчурному финансированию инновационной трансформации региональной экономики, её технологического развития и производства инновационных продуктов:

— местные власти, бизнес и общество не имеют достаточных практических знаний того, как эффективно управлять венчурным финансированием инновационной трансформации муниципальных хозяйств.

На данный момент в большинстве регионов России отсутствуют развитые современные финансовые структуры, которые обеспечивали бы финансирование инновационных проектов. В отдельных городах и локальных образованиях существуют фонды по поддержке малого предпринимательства, но средства, которые им переводятся из муниципальных и региональных бюджетов носят номинальный и неустойчивый характер. Если программы инновационного развития существуют, то их финансирование происходит по остаточному принципу, либо этих программ нет вовсе.

Согласно мировому опыту инвесторы при финансировании инновационных проектов с большей степенью риска стараются добиться того, чтобы инвестиционные объекты находились рядом с источниками финансирования. С помощью этого появляется возможность контроля над использованием вложенных средств, а также возможность управления процессом их реализации.

Поддержка венчурного инвестирования должна проходить не только на государственном уровне, но и на региональном, с учетом особенностей региона, и отвечать задачам федеральной политики. Примером эффективного осуществления данных процессов является Республика Татарстан, которая представляет собой сегодня один из крупнейших и наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации, обладающих множеством инвестиционных преимуществ. На сегодняшний день Татарстан входит в число ведущих индустриальных регионов страны.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Среди субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта Республика Татарстан занимает 8 место. В 2011 году в основных секторах экономики республика заняла ведущие места в России: 2 место — по производству продукции сельского хозяйства, 4 место — по вводу жилья и по объему инвестиций в основной капитал, 5 место — по объему промышленного производства, 6 место — по объему работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», 9 место по обороту розничной торговли. В Приволжском федеральном округе по этим показателям Татарстан занимает первые места, по обороту розничной торговли — 2 место [5].

В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 44,1%, строительства

— 8,6%, транспорта и связи — 7,7%, сельского хозяйства — 7,1%. Промышленный профиль республики определяют: нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение [5]. Положительные тенденции наблюдаются и в инвестиционном обеспечении инновационной трансформации экономики Татарстана. Так, например, доля инновационной продукции в её общем объёме в 2012 г. составила 16%, доля инновационно-активных предприятий среди всех предприятий Татарстана — 15%.

В Республике Татарстан активно развивается инфраструктура, обеспечивающая продуктивность венчурного финансирования инновационной трансформации эконо-

мики, в частности, институтов развития, сети технопарков. Успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка Камский индустриальный парк «Мастер», IT-парк, технополис «Химград». В Верхнеуслонском районе Татарстана создается обособленный инновационный центр, который станет точкой концентрации специалистов и компаний в сфере информационных технологий. На этой территории планируется строительство технопарков, которые фактически будут использоваться как офисы для организации исследовательских и проектных работ, деятельности по разработке программных продуктов и оказанию услуг в сфере информационных технологий. Всего в республике на сегодняшний день создано: 4 индустриальных парка, 9 технопарков, б инвестиционных и венчурных фондов.

В конце 2005 г. в Татарстане создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Ала-буга». В ней уже насчитывается 26 резидентов, которым предусмотрены следующие налоговые льготы, стимулирующие инновационную деятельность:

• снижение налоговой ставки на прибыль до 13,5% вместо стандартных 20%;

• освобождение от транспортного налога в течение десяти лет с даты регистрации транспортного средства;

• освобождение от налога на имущество в течение десяти лет с даты регистрации имущества в бухгалтерском отчёте;

• освобождение от налога на землю в течение десяти лет на земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ;

• для налогообложения может применяться более высокая амортизационная ставка (а именно, стандартная норма амортизационных отчислений не должна превышать норму в два раза).

Основу институционального обеспечения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в Республике Татарстан составляют законы «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» и «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». В июле 2011 г. в Республике Татарстан был принят закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан», который предусматривает создание правовых основ для развития сотрудничества власти и бизнеса по важнейшим социально-экономическим, в том числе инновационным и инвестиционным вопросам.

Для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусматриваются налоговые послабления: по налогу на имущество — снижение ставки до

0,1% и по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан — до 13,5%.

В 2011 г. был принят Закон Республики Татарстан «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». Целевым ориентиром данной меры поддержки являются проекты по модернизации существующих и созданию новых производств. Закон предусматривает предоставление инвестиционного налогового кредита на срок до 7 лет и устанавливает фиксированную ставку процентов по кредиту на уровне ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Татарстан в 2011 г. занял первое место среди регионов Приволжского федерального округа по показателю «минимальный инвестиционный риск». Согласно докладу «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленному Российской экономической школой и международной компанией Ernst & Young в 2011 г., Татарстан признан самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России. Республика Татарстан в 2011 г. возглавила рейтинг 30 лучших регионов России для ведения бизнеса и инвестиций по версии ведущего международного издания «Forbes».

Республика Татарстан активно взаимодействует более чем со 130 странами мира. Основными странами-партне-рами в Европейском Союзе являются Германия, Франция, Италия, Финляндия. Внешнеторговый оборот Татарстана по итогам 2011 г. составил 25,2 млрд долларов, что выше уровня 2010 г. на 28,8%. Экспорт товаров увеличился на 28,9% и составил 21,9 млрд долларов, импорт — на 28,4% и составил 3,3 млрд долларов.

В Республике Татарстан большое внимание уделяется привлечению венчурного капитала. Для Татарстана работа в данном направлении особенно важна по многим причинам. Регион промышленно развит, здесь доминируют нефтехимия и машиностроение. При этом должное внимание уделяется развитию малого и среднего инновационного бизнеса.

Инновационные преобразования национальной экономики Татарстана, обуславливает необходимость создания определенных венчурных форм финансирования введения в производство научных разработок. В республике уже реализованы удачные проекты по созданию индустриальных парков и технопарков. Так, Камский индустриальный парк «Мастер» и технополис «Химград» занимают около 500 тыс. кв.м и в скором времени их площадь увеличится в два раза. Если в 2011 г. здесь было сконцентрировано около 250 предприятий, то к концу 2012 г. их стало в два раза больше. «Татарстан хочет быть лидером в промышленных инновациях и образовании» [6], — такова одна из главных задач власти, бизнеса и общества Республики Татарстан в инновационной трансформации экономики. Для этого создаются организационные структуры и инфраструктуры, являющиеся крупными венчурными инвесторами на рынке инвестирования в Республике Татарстан, в частности:

— Государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»(ИВФ РТ);

— Закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ);

— «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением УК «Тройка Диалог» и ЗПИФВИ;

— «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» под управлением УК «Ак Барс Капитал».

Основная часть венчурных инвестиций находиться в Инвестиционно-венчурном фонде Республики Татарстан, который был создан за счет средств бюджета. Деятельность фонда заключается в развитии следующих направлений:

• участие в реализации инвестиционных и венчурных проектов;

• поддержка субъектов малого предпринимательства;

• субсидирование предприятий, которые создают инновационные проекты в экономически приоритетных отраслях, за счет возмещения части процентов от кредитов банка;

• грантовая поддержка коллективов, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками;

• среди ученых, научно-технических работников, студентов проводятся конкурсы, для стимулирования их деятельности;

• другие различные действия, направленные на развитие инновационной инфраструктуры Республики Татарстан.

Миссия фонда — повышение инновационного потенциала республики, развитие наукоемких производств и внедрение прогрессивных технологий, формирование новых для Татарстана подходов в развитии инновационной деятельности, поддержка инноваций, создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капита-

ла, совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса [7]. По итогам 2009 г. в рамках реализации программ поддержки малого предпринимательства в республике фонд оказал содействие 112 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 192 669,8 тыс. руб.:

• 52 субъектам малого предпринимательства уполномоченными банками выдано кредитов на общую сумму 162 689,9 тыс. руб.;

• Один субъект малого предпринимательства получил компенсацию по уплате процентов по привлеченным кредитам банков на реализацию инвестиционных проектов в сумме 379,7 тыс. руб.;

• 23 субъектам малого предпринимательства предоставлено займов по программе лизинга на сумму 25600 тыс. руб.;

• 36 субъектам малого предпринимательства уменьшены размеры лизинговых платежей на сумму 4 млн руб. Также на 01.01.2010 г. от размещения средств на депозитах с целью реализации программ поддержки малого предпринимательства фонд получил доходы в сумме 7288,5 тыс. руб.

На начало 2009 г. сумма инвестиционного портфеля фонда составляла 4522779,35 тыс. руб. и включала 25 инновационных проектов.

Основная доля инвестиционного портфеля фонда на конец 2009 г. приходилась на инвестиции путем участия в уставном капитале (70,18%) и инвестиционные займы (10,65%). По итогам 2009 г. чистая прибыль составила 29366,03 тыс. руб. Платежи в бюджет Республики Татарстан за 2009 г. выросли и составили 180687,56 тыс. руб., численность персонала — 1835 человек.

На начало 2010 г. портфель венчурных проектов фонда насчитывал 62 инновационных проекта на общую сумму 232246,1 тыс. руб.:

• 11 проектов НИОКР, одобренных попечительским советом фонда, на общую сумму 90246,1 тыс. руб.;

• 51 проект НИОКР по программе «Идея-1000» на общую сумму 142000 тыс. руб., в том числе 71000 тыс. руб. привлеченных средств федерального бюджета.

Работу по инвестированию в инновационные проекты фонд ИВФ РТ ведёт в двух направлениях. Существует несколько вариантов инвестирования фондом инновационных проектов. Один из них — инвестиции в уставные капиталы компаний, которые занимаются разработкой конкретных технологий, научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами. В этой связи создано две программы: первая — «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Номинанты данной программы могут продолжать общаться с ИВФ РТ в рамках второй программы

— «Идея-1000», которая реализуется совместно с Фондом содействия и развития малых форм предприятий в научнотехнической сфере и Технопарком «Идея». Эта программа направлена на поддержку созданий конкретных компаний, призванных реализовывать инновационные идеи с участием венчурного капитала.

Когда у компании формируются контуры бизнеса, она переходит в «Старт-1». Там появляется патент и интеллектуальная собственность. Потом они переходят в «Старт-2», где ИВФ РТ финансирует уже опытно-конструкторское оборудование и они уже начинают выпускать серийную продукцию. В этих программах через фонд прошло около 5 тыс. заявок. В год своего создания фонд начинал с 450 заявок. В 2010 г. было уже собрано 1500 заявок. В последние два года этот механизм стал открытым для заявителей из других регионов России и мира. Сейчас у фонда есть заявители из более, чем 20 городов России. За это время была создана 191 компания, зарегистрировано 80 патентов, вложено в общей сложности 300 млн рублей денежных

средств. Результаты деятельности фонда показывают, что для повышения его результативности необходимо увеличить его оптимизацию.

Ежегодно в Республике Татарстан — инновационном регионе России, организуется Казанская венчурная ярмарка — коммуникативная площадка для выстраивания конструктивного диалога между инвесторами и менеджментом новых быстро растущих компаний сектора технологических инноваций. Цель Ярмарки — развитие и презентация деятельности элементов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан по привлечению венчурных инвестиций в высокотехнологичные компании малого и среднего бизнеса; обеспечение комфортных условий в России и в Республике Татарстан для деятельности российских международных инвесторов, бизнес-ангелов и предпринимателей; повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан; формирование в России информационного пространства в области венчурного инвестирования.

За всю историю проведения Казанских ярмарок в них приняли участие 315 компаний-экспонентов, более 300 инвесторов из России и из-за рубежа, 3700 участников из 70 городов России и 30 зарубежных стран (до 1500 участников ежегодно). Целевая аудитория Ярмарки состоит из представителей российских и зарубежных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, крупных корпораций, специалистов инвестиционных компаний и банков, юридических и консалтинговых организаций, стратегических и частных инвесторов, бизнес-ангелов, предпринимателей высокотехнологичного сектора, заинтересованных в привлечении венчурного капитала, представителей органов государственной власти и институтов развития федерального и регионального уровней, специалистов информационного поля, освещающих вопросы инновационной инфраструктуры и венчурного инвестирования в России [8].

Особенностями Ярмарки в 2012 г. стало размещение Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) своей инвестиционной площадки, на которой была организована работа с институтами развития и крупными институциональными инвесторами, которые провели круглые столы, коллоквиумы и экспертные совещания. Необходимо отметить, что отдельное мероприятие в рамках Ярмарки провела Европейская ассоциация бизнес-ангелов (ЕАБА).

«География» участников VII Казанской венчурной ярмарки обширна:- 47 компаний из Казани, 5 — из Москвы, 3 — из Набережных Челнов, 4 — из Новосибирска, 1 — из Томска, 1 — из Великобритании, 1 — из Канады и 1 — из США. Представленные на ярмарке отрасли — нефть, газ, химическая промышленность, машино- и приборостроение, энергетика, информационные технологии, телевидение, медицина, фармакология, сельское хозяйство, биотехнологии, строительство, дизайн.

Чтобы участвовать в венчурной ярмарке, необходимо соответствовать ряду специальных требований и критериев. Во-первых, инвесторы хотят видеть в компании опытную команду, которая будет реализовывать все идеи. Во-вторых, необходима уникальная идея, направленная на удовлетворение покупательского спроса. В-третьих, важно наличие большого рынка с высоким потенциалом роста, сильная конкурентная позиция компании и хорошие, но при этом реалистичные финансовые прогнозы.

В рамках Казанской венчурной ярмарки проходят различные конференции, семинары, «круглые столы», в которых принимают участие как эксперты и профессионалы в своей отрасли, так и представители различных российских и зарубежных компаний. Цель подобных мероприятий оценить уровень инноваций, влияющих на них факторы и барьеры, встающие на пути инновационной активности и наметить пути выхода их сложившейся ситуации.

Удачным примером реализации на практике инновационного проекта можно считать инвестиции в инновационные разработки и организацию первого в России производства компанией Данафлекс высоко барьерной полимерной пленки со слоем нанокомпозита, которая предназначена для упаковки продуктов питания, бытовой химии, косметических средств и кормов для животных. Инвестиции в данный проект были получены от ОАО «РОСНАНО» и была образована совместная структура под названием «Данафлекс-Нано». Компания «Данафлекс-Нано» — проектная компания РОСНАНО, созданная для реализации проекта «Освоение технологии и организация производства высокобарьерных полимерных пленок с целью расширения производства гибкой упаковки» [9].

Кроме Инновационно-венчурного фонда Республики Татарстан, реализацией инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным для Республики Татарстан направлениям занимаются ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан», Залогово-страховой фонд Республики Татарстан, а также Региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере под управлением ЗАО «УК Тройка Диалог».

Для развития в Республике Татарстан инфраструктуры венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» сформировала два закрытых паевых инвестиционных фонда венчурных инвестиций [10]. Фондами управляют такие компании как ЗАО «УК Тройка Диалог» и ООО «УК «АК БАРС КАПИТАЛ».

Особого внимания заслуживает деятельность по финансированию венчурного малого предпринимательства в Республике Татарстан, которую активно ведёт ООО «УК «АК БАРС КАПИТАЛ». УК «АК БАРС КАПИТАЛ» входит в топ-10 крупнейших управляющих компаний страны, размер активов под управлением — 14 млрд рублей. Под управлением данной управляющей компании находится «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)». Фонд создан 12 октября 2007 года сроком на 7 лет. Активы фонда на момент создания составляли 300 млн рублей (25% — федеральный бюджет, 25% — республиканский бюджет, 50% — частный инвестор, которым выступил самый крупный в республике банк — «АК БАРС» Банк). Фонд инвестирует активы в инновационные предприятия, зарегистрированные на территории Республики Татарстан. Инвестирование средств фонда производится исключительно в малые предприятия (с численностью работающих до 60 человек), а максимальная сумма, выделяемая на один проект, не может превышать 45 млн руб. На сегодняшний день в портфеле фонда находится четыре компании:

ООО «Тепловые системы» с проектом «Разработка и производство многорежимного жидкостного подогревателя-отопителя для тракторов и автомобилей»;

ООО «НТЦ «АГРС» с проектом «Разработка и освоение выпуска автоматических газораспределительных станций малой производительности от 1,5 до 1000 нм3/час»;

ООО «Друг компании» с проектом «Коалиционная программа лояльности «Друг компании» на банковских картах с чипом ЕМ^>;

ООО «Новые технологии XXI века» с проектом «Организация 4G сети фиксированной радиосвязи для передачи данных на базе технологии Рге^1МАХ в г. Казань».

Инвестирование в венчурный бизнес — это новый вызов нашего времени. Не случайно «АК БАРС» Банк и УК «АК БАРС КАПИТАЛ» рассматривают развитие венчурных

инвестиций как одно из стратегических направлений своей деятельности [11].

Активная инновационная деятельность является мощным фактором повышения конкурентного уровня отечественных компаний. Государственная политика в области науки и техники России ставит себе основной целью инновационное развитие страны. Для чего создаются условия дающие возможность вывода на рынок инновационной продукции способную к конкуренции.

Инновационная деятельность остро нуждается в механизмах венчурного финансирования, а для них в свою очередь необходима основа и инфраструктура. Пока же преждевременно рассуждать о том, что в России и Татарстане в частности создана должная и достаточно эффективная инновационная инфраструктура, обладающая необходимыми свойствами в полной мере. На данном этапе она состоит из разрозненных компонентов, не всегда правильно взаимодействующих между собой. Это главное препятствие на пути венчурной индустрии в Республике Татарстан. Работы по созданию и развитию системной инновационной инфраструктуры ведутся совместными усилиями бизнеса, власти и общества нашей республики, но механизм взаимодействия между ее участниками до конца не отлажен. Работа субъектов венчурного рынка на сегодняшний день отличается обособленностью и рассогласованностью. Задача состоит в том, чтобы создать такую инфраструктуру, которая смогла бы объединить участников венчурного инвестирования в единую систему и способствовала развитию инноваций.

Недостаточный объем инвестиций на начальных этапах становления инновационных предприятий, вызван тем, что венчурные инвесторы бояться вкладывать средства в компанию, которая только зародилась, из-за высокой степени возможности банкротства. В этом случае в роли венчурного инвестора должно выступать государство, оно предоставляет молодым инновационным компаниям грантовую поддержку, обеспечивает высококвалифицированными кадрами, производственными помещениями, информирует о венчурном инвестировании с помощью СМИ.

Ограничительным фактором венчурного инвестирования инновационной трансформации региональной экономики служит нехватка компаний привлекательных для финансирования. В нынешних условиях развития региональной экономики порой проще найти не инновационную компанию, а подходящий инновационный проект, который связывал бы всех участников венчурного рынка приоритетной инновационной идеей и механизм её реализации.

Формирование и развитие региональных венчурных систем инновационной трансформации российской экономики с помощью конкретных инновационных проектов осуществляется сегодня в основном за счет кредитования, что не отвечает смыслу венчурного финансирования. Доля частных инвесторов в финансировании венчурных проектов является минимальной. В основном инвестирование происходит посредством банков и венчурных фондом за счет средств бюджета.

Выправить и улучшить ситуацию на региональном венчурном рынке сегодня, на наш взгляд, можно с помощью следующих мер:

— обеспечения защиты прав инвесторов на данном рынке, в том числе и с помощью государственной поддержки;

— развития эффективной инфраструктуры финансового, в том числе и фондового рынка;

— привлечения большего количества участников на рынок венчурных инвестиций и обеспечение на нем здоровой конкурентной среды;

— подготовки высокопрофессиональных венчурных менеджеров и повышения их социальной ответственности за результаты своей деятельности;

— повышения инновационности, инновативности и инно-ватизации бизнеса, власти и социума и их продуктивного согласованного взаимодействия.

Все это обеспечит формирование, становление и развитие эффективной региональной системы венчурного финансирования инновационной трансформации российской экономики и повысит её конкурентоспособность в мировом экономическом пространстве.

Литература

1. Бляхман Л.С. Промышленная политика — основа перехода к новой модели экономического роста // Проблемы современной экономики. — 2013. — №1 (45). — С.7-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности как фактор развития региональной экономической системы (на примере Республики Татарстан) // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 3. — С. 17-22.

3. Посталюк М.П. Венчурное финансирование региональных инновационных систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 6 (177). — С.38-46.

4. Посталюк Т.М. Коллективные формы реализации венчурного капитала в инновационных экономических системах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — №36 (177). — С.52-60.

5. О республике // Официальный сайт Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tatarstan.ru/about. Мт!

6. Новости // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ЬіНр://^. tatarstan.ru/rus/index.htm/news/86573.htm

7. О Фонде // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ЬіНр://И. tatarstan.ru/rus/about.htm

8. Региональная поездка в Казань (Республика Татарстан), 24-25 апреля 2012 г. // Национальная ассоциация Бизнес-Ангелов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusangels.ru/193.html

9. ООО «Данафлекс-Нано» // Российская национальная нанотехнологическая сеть. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnanonet.ru/nns/62207/#title

10. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ivfrt.ru/ joint-projects/partners/fsrvi/

11. Венчурные инвестиции: новые возможности для инноваций // Информационный портал «Татцентр». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tatcenter.ru/article/55779/

12. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. — М.: Экономика. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.