В данном случае t значение для однолетнего лага значительно больше, что также подтверждает гипотезу об однолетнем запаздывании зависимости. Проведение анализа для переменной х35 дало те же результаты - лаг равен одному году.
Статистические методы, использованные в работе, позволили дать характеристику влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития Оренбургской области, решить поставленные задачи1. Полученные результаты статистического исследования могут быть положены в основу дальнейших теоретических разработок, использованы на практике для совершенствования
региональной тарифной политики, корректирования ее влияния на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития региона.
Примечания
1 См.: Афанасьев В. Н., Петрова Е. В. Оценка эффективности реализации экономической политики государства / под ред. В. Н. Афанасьева. М. : Финансы и статистика, 2005 ; Афанасьев В. Н., Журавлев С. А. Совершенствование статистической методологии исследования качества платных услуг населению // Вестн. Оренбург. гос. ин-та менеджмента. 2012. № 3. С. 116-126.
УДК 336.648
ИНВЕСТИЦИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
М. А. Варламова, Т. П. Варламова
Саратовский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета E-mail: [email protected], [email protected]
В представленной статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы развития экономики региона на примере Саратовской области, в частности, вопросы формирования инвестиционной политики, условия привлечения иностранных инвестиций в регион, формы государственной поддержки иностранных инвесторов. Ключевые слова: инвестиционная политика, регион, иностранные инвесторы, правовое обеспечение, налоговые льготы.
Investment as a Prerequisite for the Modernization of the Region's Economy
M. A. Varlamova, T. P. Varlamova
In the presented article some aspects of problem of development of economy of region are considered on the example of the Saratov area, in particular, questions of forming of investment policy, terms of bringing in of foreign investments in a region, forms of state support of foreign investors.
Key words: investment policy, region, foreign investors, legal providing, tax deductions.
Стратегической целью Саратовской области на долгосрочную перспективу является вхождение области в число регионов - лидеров по уровню валового регионального продукта на душу населения. Однако без реализации масштабной инвестиционной программы развитие области будет невозможным. Поэтому в настоящее время первоочередная задача, стоящая перед областным правительством, заключается в выходе области на лидирующие позиции по темпам роста инвести-
ций в основной капитал. Среднее отношение процента прироста инвестиций к проценту прироста ВРП за последние пять лет составило 1,768, однако для достижения устойчивого экономического роста порядка 5% в год необходим ежегодный прирост прямых инвестиций на уровне 8-9%.
Вместе с тем при сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе прогнозируемые в среднесрочной перспективе темпы роста инвестиций являются недостаточными для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов, достижения стратегических целевых значений и решения задач, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года. Необходим опережающий ввод производственных мощностей с высокой производительностью рабочих мест.
Выделяется несколько общих моментов при формировании инвестиционной политики, способствующих привлечению инвестиций:
- концентрация государственной поддержки на приоритетных направлениях развития области;
- организация парковых зон опережающего развития;
- заключение соглашений о сотрудничестве между областью и инвестором, в которых прописаны обязательства каждой стороны, в том числе по развитию инфраструктуры;
© Варламова М. А., Варламова Т. П., 2013
- максимальное сокращение сроков начала реализации инвестиционного проекта;
- создание институтов развития, направленных на привлечение инвестиций и действующих по принципу «одного окна».
Среди мер государственной поддержки инвестора наиболее распространенной формой является предоставление в соответствии с законодательством субсидий из средств областного бюджета хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты на территории области. Также наиболее распространенной мерой государственной поддержки является предоставление государственных гарантий и налоговых льгот инвесторам.
Комплексность и последовательность при реализации мер инвестиционной поддержки позволяют добиться мощного синергетического эффекта, качественно улучшающего инвестиционный климат, и обеспечить кардинальный рост инвестиций, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост налоговых поступлений1.
В области функционируют региональные институты развития:
- ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области»;
- НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области»;
- залоговый фонд Саратовской области;
- ОАО «Ипотечная корпорация Саратовской области».
Реализуются нормативные правовые акты, стимулирующие привлечение инвестиций в экономику области, и прежде всего в модернизацию существующих и создание новых производств на инновационной технической и технологической основах.
Отметим, что за 2010 г. Саратовская область продемонстрировала один из лучших показателей роста инвестиций - по сравнению с 2009 г. объем их вырос на 112,3%.
В 2009 г. объем инвестиций в основной капитал, по данным Федеральной службы государственной статистики, снизился почти на 10%, что объясняется кризисными явлениями в экономике страны. Несмотря на это, в 2010 г. объем инвестиций в основной капитал в области составил 78073,2 млн руб. (рисунок).
2005год 2006год 200"год 2008год 2009год 2010год
Динамика инвестиций в основной капитал в Саратовской области, млн руб.2
Росту инвестиций в Саратовской области, помимо эффективного инвестиционного законодательства, способствовал целый комплекс естественных и социально-экономических преимуществ, связанных, прежде всего, с выгодным геополитическим положением:
1) Саратовская область - один из наиболее крупных субъектов Российской Федерации;
2) близость к Москве, наличие государственной границы с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию, Китай свидетельствуют о выгодном географическом положении Саратовской области;
3) наличие большого количества месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых (нефть, газ, мел, мергель, пески, цементное сырье, кирпично-черепичные глины, сера, цеолиты, горючие сланцы, агроруды).
Учитывая типы почв (преимущественно черноземы) и климатические условия, важную роль в экономике области играет агропромышленный сектор. В то же время экономика области достаточно хорошо диверсифицирована.
Существуют конкурентные преимущества, которые предстоит усиливать. К ним относятся промышленно-технологический потенциал, раз-
витое сельское хозяйство, квалификация кадров и система образования, транспортно-логистическая сеть, включая дороги, инфраструктура, культурная среда.
Саратовская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, высших учебных заведений, высокотехнологичных предприятий: 6 институтов РАН, 21 НИИ, 19 проектных институтов, 14 вузов, множество техникумов, колледжей, профтехучилищ.
Значимыми преимуществами области являются развитая сеть дистрибьюторов, уровень развития предпринимательства и услуг для бизнеса. Они обеспечивают для инвестора доступ на рынки сбыта как области, так и регионов в радиусе 500-600 км с численностью населения свыше 30 млн человек.
Для увеличения инвестиционного потенциала, на наш взгляд, разумно сосредоточить усилия на притоке капитала, в первую очередь, в промышленность и на основе промышленного роста - во все сектора экономики. При этом должны выбираться отраслевые секторы, ориентированные на имеющиеся в России ликвидные и платежеспособные рынки сбыта: продукты питания, АПК, строительство и жилье, сырьевые отрасли, оборона и безопасность, обеспечение здоровья, знания и информация (и не по технологическому принципу, а по принципу цепочки добавленной стоимости).
Область ставит перед собой задачу создания вертикально интегрированных кластеров путем стимулирования как инвестиций, так и спроса на продукцию кластера в целом по вертикали.
В области существует положительный опыт реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе иностранными компаниями: THK-British Petroleum (переработка и сбыт нефтепродуктов); предприятие концерна «BOSH» ООО «Бош Пауэр Тулз» (производство профессиональных электроинструментов); компания «Henkel», ОАО «Хенкель-Юг» (производство моющих средств и товаров бытовой химии); компания British-American Tobacco, ОАО «БАТ-СТФ» (производство табачной продукции); концерн «Holcim», ОАО «Вольскцемент» (цементная промышленность); компания «Metro Cash & Carry» (торговый комплекс); компания «Volga Gas pls» (разведка, добыча, переработка и реализация запасов углеводородного сырья); компания «Fresenius Medical Deutschland GmbH» (строительство диализного центра); компания «Brenco» (выпуск буксовых конических подшипников кассетного типа).
В целом объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику области в 2010 г., по данным Федеральной службы государственной
статистики, составил 150,5 млн долл. США прямых иностранных инвестиций.
Проблема административных барьеров выступает одним из существенных ограничителей экономического роста в России в целом и требует широкого комплекса мер, именно поэтому следует сократить количество разрешительных процедур, необходимых для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности, сокращение сроков получения разрешений, требуемых на различных этапах реализации инвестиционных проектов, в 2-3 раза.
За последние два года уже достигнуты определенные успехи: сроки прохождения инвестиционных проектов через все процедуры согласования в области сократились в несколько раз (с трех лет до семи месяцев).
Для дальнейшей работы в этом направлении планируется разработать четкие, поэтапные регламенты в каждой отрасли экономики, включая участие в этой процедуре органов местного самоуправления.
В 2010 г. объем инвестиций в основной капитал на душу населения в области составил 30,440 тыс. руб., что гораздо выше уровня 2005 г. (13,647 тыс. руб.).
Обострение конкурентной борьбы за инвестора между регионами требует интенсификации процесса создания благоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения долгосрочных инвестиций в экономику области только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит также и рационально использовать ресурсы. Эффективность данного метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что способствует концентрации ресурсов на приоритетных направлениях привлечения инвестиций, достижению положительной динамики в установленные сроки реализации Программы.
Необходимость комплексного решения проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
- масштабность, сложность и многообразие проблемы создания благоприятного климата, предполагающие разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;
- потребность в координации деятельности органов исполнительной власти области.
Рациональный, взвешенный подход к использованию ряда преимуществ, безусловно, дает возможность экономике области получить новые стимулы для динамичного развития, что в конечном итоге позволит обеспечить рост качества жизни населения Саратовской области.
Множественность и сложность проблем, встающих на пути улучшения инвестиционного климата региона, требует скоординированного выполнения целого ряда мероприятий, основанных на следующих принципах.
1. Принцип комплексности - комплексная реализация программы повышения инвестиционной привлекательности Саратовской области предполагает связанное и последовательное осуществление мер и координацию деятельности органов исполнительной власти региона.
2. Принцип публичности предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение предпринимателями, инвесторами, финансовыми организациями и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благоприятного инвестиционного имиджа области, хода реализации инвестиционных процессов.
3. Принцип компетентности заключается в предоставлении ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес-участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений.
4. Принцип согласованности предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.
5. Принцип использования естественных преимуществ области требует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ области.
6. Принцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развития области предполагает недопущение однонаправленного и чрезмерно специализированного развития экономики области.
7. Принцип эффективности подразумевает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемыми результатами и последствиями.
8. Принцип концентрации на привлечении ключевых («якорных») инвесторов предполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих промышленный или технологический кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решения вопросов получения технологий, финансирования, современного управления, развития рынка
труда, развития спроса на полуфабрикаты и комплектующие.
Мероприятия по развитию механизмов административной среды и совершенствованию нормативной правовой базы предполагают:
- мониторинг, изменение, а в случае необходимости разработку пакета документов с целью устранения барьеров, препятствующих инвестиционной деятельности и привлечению инвестиций, в том числе нормативной правовой базы по государственно-частному партнерству, упрощению порядка предоставления преференций потенциальным субъектам инвестиционной деятельности на инвестиционные цели;
- мониторинг эффективности работы элементов областной инвестиционной инфраструктуры и определение направлений повышения ее эффективности, в том числе разработка регламента взаимодействия органов исполнительной власти области, направленного на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов области по принципу «одного окна», что позволит сократить сроки проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории области;
- функционирование регионального центра государственно-частного партнерства3;
- реализация мероприятий по обеспечению информационного сопровождения инвестиционной деятельности и получению обратной связи от субъектов инвестиционной деятельности о существующих инвестиционных барьерах и препятствиях.
Одним из мероприятий является создание в области новых индустриальных парков, которые представляют собой обустроенные территории с развитой транспортной, инженерной, деловой инфраструктурой. Инвесторы получат комфортные условия для ведения бизнеса на подготовленном участке с подведенными коммуникациями, дорожными развязками. Таким образом, достигается значительное снижение производственных издержек частных инвесторов и, соответственно, возрастает инвестиционная привлекательность территории.
Для отслеживания деятельности индустриальных парков будет создана управляющая компания индустриальными парками области, которая возьмет на себя функции управления, обслуживания, эксплуатации и содержания инфраструктурных объектов, расположенных на территории индустриальных парков.
Существует возможность повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность области за счет проводимой кластерной политики. С помощью постоянного обмена информацией, построения совместных программ развития, системно отработанной кооперации кла-
стер становится мощным инструментом влияния на рыночные процессы, повышения конкурентоспособности отрасли и территории в целом.
Вхождение предприятий в кластер выявляет огромные резервы, так как кластерные промышленные структуры - наиболее успешная и эффективная модель индустриальной организации.
Мощная транспортная инфраструктура - основа инвестиционной привлекательности области, от нее зависит развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение наших природных ресурсов, эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. Проблемы недостаточной плотности имеющейся дорожной сети и ее высокой степени изношенности, представляющие собой серьезное препятствие для расширения экономических отношений с другими регионами, решаются долгосрочной областной целевой программой «Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы». В программе предусмотрен комплексный подход к решению проблемы развития сети автодорог, обеспечивающих транспортные потребности населения и предприятий области.
В современных условиях для улучшения инвестиционного климата особую важность приобретает формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Мероприятия для эффективного содействия привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, благодаря развитию системы взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями, лизинговыми компаниями позволят обеспечить реализацию инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для экономики характер.
Существенным фактором формирования благоприятной конкурентной среды для инвесторов и предпринимателей является ускоренное развитие малого и среднего, в том числе инновационного предпринимательства. Его поддержка будет осуществляться в соответствии с долгосрочной областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы.
Инновации, являясь резервом экономического развития, позволят обеспечить реализацию неиспользованных ранее возможностей роста производства, улучшения показателей его эффективности, расширения способности производства адекватно соответствовать общественным потребностям. На решение именно этих задач нацелена областная инновационная научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы».
Немаловажная роль отводится мероприятиям:
- по повышению квалификации работников органов исполнительной власти области, работающих в сфере привлечения инвестиций;
- содействию инвесторам в подборе квалифицированного персонала;
- продвижению на российском и международном рынке инвестиций особо значимых инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) в области, инвестиционных площадок;
- проведению семинаров, круглых столов и иных мероприятий по проблемам инвестирования в экономику области, в том числе межрегиональных и международных;
- участию инвестиционных проектов области в инвестиционных программах региональных, межрегиональных, федеральных и международных финансовых институтов;
- участию области в форумах, выставках, ярмарках, направленных на повышение инвестиционной привлекательности области.
Примечания
1 См.: Овчинникова Н. Н. Влияние инвестиционной политики на экономический потенциал региона // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 2(14). С. 50-52.
2 Об утверждении областной программы «Повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области» на 2012-2015 годы : постановление Правительства Саратовской области от 27 декабря 2011 г. № 750-П. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 12.11.2012).
3 См.: ФирсоваА. А. Направления развития инвестирования инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 2012. Т. 12. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1. С. 67-72.
УДК: 336.02
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Е. А. Киреева
Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]
В статье обсуждаются теоретические и методологические вопросы, связанные с применением и финансированием государственно-частного партнерства. Раскрыта экономическая природа ГЧП, исследованы нормативно-правовые основы сотрудничества государства и бизнеса; предложено определение понятия государственно-частного партнерства; выделены формы и определен инструментарий финансирования проектов ГЧП. По мнению автора, из существующих инструментов финансирования проектов ГЧП наиболее привлекателен для бизнеса Инвестиционный фонд РФ как источник «живых» денег. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, нормативное регулирование, модели финансирования, формы, инструменты.
Public Private Partnership: Financial Support of Regional Economic Development
E. A. Kireeva
The paper discusses the theoretical and methodological issues related to the application and the financing of public-private partnership. The economic nature of public-private partnership is opened, standard and legal bases of cooperation of the state and business are investigated; definition of concept of public-private partnership is offered; forms are allocated and the tools of financing of PPP projects are defined. Key words: public-private partnership, standard regulation, models of financing, form, tools.
В последние годы в проектах развития инфраструктуры экономики регионов все чаще применяются разнообразные формы сотрудничества государства и частного бизнеса. Во всем мире наблюдается тенденция к усилению сотрудничества власти и бизнеса. Сферы возникновения таких взаимоотношений достаточно разнообразны: электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование и т.д. Выбор сферы сотрудничества обусловлен тем, что предприятия в этих сферах имеют большое стратегическое значение для экономики и общества и не могут быть приватизированы, притом что государство не обладает необходимыми ресурсами для их поддержания и развития.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) преследует цель реализации общественно значимых проектов во многих сферах деятельности, начиная с развития стратегически важных отраслей экономики и предоставления общественных услуг в масштабах всей страны до небольших муниципальных инфраструктурных проектов.
Широкое распространение всевозможных форм ГЧП в самых разных отраслях экономики, их бурное развитие во всех регионах мира позволяют трактовать такую форму взаимодействия бизнеса и государства как черту современной экономики1.
Наибольшую популярность в сфере ГЧП во всем мире завоевали проекты по строительству автомагистралей, а также проекты в ЖКХ. По данным Национального совета по частно-государственной кооперации, в США из 65 основных муниципальных услуг (водоснабжение, канализация, уборка мусора, школьное образование и др.) коммерческие организации привлекаются при выполнении в среднем 23 видов2. В Великобритании ежегодно заключается примерно 80 соглашений ГЧП. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают до 17% экономии для бюджета страны3.
Особенную актуальность в России тема ГЧП приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ В. В. Путин, открывая совещание в Новомосковске в сентябре 2009 г., назвал государственно-частное партнерство основой посткризисного развития регионов.
По своей экономической природе ГЧП является результатом развития механизмов взаимодействия хозяйственных отношений между государственной властью и частным бизнесом в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры4.
Нормативные основы ГЧП в Российской Федерации в отсутствие закона о государственно-частном партнерстве в большинстве случаев не имеют системного характера. В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП, можно назвать:
- договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ;
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
© Киреева Е. А., 2013