Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления инвестиционными проектами государственно-частных партнерств в регионе'

Повышение эффективности управления инвестиционными проектами государственно-частных партнерств в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Н. В., Давлятбаева В. Р.

В статье рассмотрена проблема повышения эффективности управления инвестиционными проектами государственно-частных партнерств. Она становится крайне актуальной в связи с дефицитом бюджета в российских регионах. На основе анализа функционирования инвестиционных проектов предложены концептуальные направления развития государстенно-частных партнерств на региональном уровне, сделан вывод о целесообразности дальнейшей реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства в кризисный период российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления инвестиционными проектами государственно-частных партнерств в регионе»

УДК 332.145

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В РЕГИОНЕ*

Н. В. ГОРОДНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности

E-mail: [email protected] В. Р. ДАВЛЯТБАЕВА, старший преподаватель кафедры финансового менеджмента

E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

В статье рассмотрена проблема повышения эффективности управления инвестиционными проектами государственно-частных партнерств. Она становится крайне актуальной в связи с дефицитом бюджета в российских регионах. На основе анализа функционирования инвестиционных проектов предложены концептуальные направления развития го-сударстенно-частных партнерств на региональном уровне, сделан вывод о целесообразности дальнейшей реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства в кризисный период российской экономики.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный, проект, управление, регион.

Одним из основных аспектов проблемы повышения эффективности управления инвестиционными проектами государственно-частных партнерств в регионе является определение концептуальных направлений развития социально-экономических отношений государства и бизнеса.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) рассматривается как исключительно партнерская форма организации экономических отношений, основанная на рациональном сочетании используемых ресурсов и согласовании интересов государства и хозяйствующих субъектов при разработке и реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих устойчивое развитие производственных, социальных и территориальных систем, а также улучшение инфраструктуры региона.

Ключевыми задачами определения концептуальных направлений являются:

• преодоление кризисного периода в российской экономике, переход к ориентированной на человека экономической политике;

• государственное финансирование и поддержка строительства качественных объектов социальной инфраструктуры [1, с. 20—30];

• привлечение капитала в инвестиционные проекты государственно-частных партнерств.

В соответствии с указанными задачами определены следующие концептуальные направления развития государственно-частного партнерства:

1) выявление мер, позволяющих предоставить государственную поддержку в форме ГЧП на реги-

ональном и производственном уровнях, формирование специальных федеральных и региональных целевых программ;

2) увеличение доли государственного вмешательства в экономические процессы на основе ГЧП;

3) повышение эффективности управления ГЧП в инвестиционной сфере с учетом стоимости земли;

4) развитие законодательной и нормативно-правовой базы в процессе реализации проектов ГЧП на различных уровнях управления;

5) привлечение иностранного капитала в российские инвестиционные проекты на основе ГЧП;

6) усиление прозрачности осуществления инвестиционных проектов на основе ГЧП.

Рассмотрим каждое из предложенных направлений более детально.

В процессе анализа реализации инвестиционных проектов ГЧП были выявлены меры, применение которых возможно на региональном уровне.

1. Ликвидация задолженностей компании частного инвестора, акции которой передаются в партнерство, за счет денежных средств государственного инвестора (средства областных бюджетов), а также возможность отсрочки на погашение задолженностей компании частного инвестора до окончания реализации инвестиционного проекта ГЧП и ликвидация долга при извлечении прибыли от проекта.

2. Предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций в проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства; предоставление государством инвестиционных кредитов хозяйствующим субъектам в рамках государственно-частного партнерства для реализации приоритетных инвестиционных проектов совершенствования производственной и социальной инфраструктур.

3. Разработка механизмов долгосрочного кредитования ГЧП в регионах под государственные гарантии, включая кредиты Всемирного банка и других международных финансовых организаций.

4. Возможность ведения консолидированной финансовой отчетности, а также переход на международные стандарты финансовой отчетности для компании — частного инвестора на момент реализации инвестиционного проекта в рамках государственно-частного партнерства с целью оптимизации налогообложения.

5. Освобождение от налогообложения части прибыли компании — частного инвестора, реализующей инвестиционные проекты на основе ГЧП в рамках правительственных экономических и социальных программ.

6. Содействие расширению подрядных торгов на конкурсной основе при реализации проектов на основе ГЧП в регионе.

7. Значительное участие региональных органов управления в планировании крупных инвестиционных проектов, реализуемых на основе ГЧП, в том числе при оценке объемов финансовых вложений, определении источников финансирования, расчете финансовых показателей экономической эффективности инвестиционных проектов, в том числе сводных показателей социальной эффективности проектов ГЧП. Жесткий контроль со стороны государства за различными отклонениями при реализации таких инвестиционных проектов и изменениями их показателей.

8. Регулярная организация обучения сотрудников предприятия частного инвестора и государственных служащих в крупнейших федеральных университетах регионов управлению процессами разработки и реализации инвестиционных проектов ГЧП на договорной основе.

9. Создание высокотехнологичных сфер и экологически чистых производственных условий для обеспечения комфортного проживания жителям территорий, используемых при реализации проектов ГЧП.

10. Формирование государственной политики создания «человеко-ориентированной» экономики на федеральном и региональном уровнях. Реализация этого подхода включает разработку государственных мер на уровне областных правительств по предоставлению нуждающимся возможности приобрести жилую недвижимость, что впоследствии может привести к реабилитации асоциальных элементов, которые станут источником дополнительной рабочей силы; подготовку областных мер по стимулированию рождаемости. Увеличение использования денежных вкладов населения в регионе путем увеличения процентов по ним за счет прибыли от реализации инвестиционных проектов ГЧП. Частичный перенос ответственности за решение жилищной проблемы в регионе на частных инвесторов [2, с. 81—90] и поддержка со стороны областных правительств частной инициативы.

11. Разработка подхода к оценке социальной эффективности инвестиционных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства [2].

По мнению российских ученых [3, 4], государство должно сохранить свои позиции в экономике. Исследователями разработан соционаправленный подход долевого участия в инвестиционных проектах государственно-частных партнерств, основанный на принципе ответственности за риски инвестиционного проекта ГЧП в случае принятия модели взаимодействия с участием государства менее 51 %.

По мнению авторов, такой подход позволит распределить зоны ответственности государства и компании — частного инвестора, а также осуществить соционаправленный мониторинг реализации инвестиционных проектов ГЧП (см. рисунок).

Основным принципом соционаправленного мониторинга, предложенного в подходе, является объединение усилий областного министерства экономики и центра инвестиционного развития на

предприятии частного инвестора, что предполагает оптимизацию полученных затрат на объекты ГЧП при балансе прибыли инвестора и максимальной общественной значимости проекта.

Опыт высокоразвитых стран показывает положительный результат государственного регулирования экономики. При реализации инвестиционных проектов ГЧП доля государственного регулирования должна быть не ниже 30 %, а оптимальное значение — не ниже 51 %.

Повышение эффективности управления инвестиционными проектами на основе ГЧП можно достичь путем повышения инвестиционной и финансовой привлекательности компании — частного инвестора [2]. Предложенное направление реализовано исследователем на примере частной организации.

Данная компания является застройщиком проекта, направленного на развитие отрасли малоэтажного строительства за счет комплексного освоения окологородских территорий и использования новейших технологий строительства. Проект реализуется с

Алгоритм соционаправленного подхода долевого участия в инвестиционных проектах на основе ГЧП (ИПГЧП)

7х"

25

участием регионального бюджета и позволит повысить доступность жилья для социально значимых категорий граждан в рамках федеральной программы доступного жилья. Размер уставного капитала предприятия на 30 июня 2013 г. составлял 50 тыс. руб., стоимость внеоборотных активов — 1 100 тыс. руб., стоимость оборотных активов — 1 200 тыс. руб.

Земельный участок под застройку расположен на территории Свердловской области, его площадь — 25 тыс. м2. Коммуникации на участке есть. При определении рыночной стоимости объекта оценки использован сравнительный подход, а при нахождении инвестиционной стоимости — доходный. Расчет стоимости земельного участка представлен в табл. 1.

В результате оценки стоимости земельного участка и постановки его на учет финансовая устойчивость и инвестиционная привлекательность компании значительно повышаются, о чем свидетельствуют данные табл. 2.

Расчеты коэффициентов финансовой устойчивости предприятия подтверждают, что основные

Расчет стоимости

показатели приближаются к нормативным значениям с учетом стоимости объекта оценки. Изменения коэффициентов финансовой устойчивости весомые, что обосновывает возможность учета стоимости земли с целью повышения эффективности управления инвестиционными проектами, в частности для небольших организаций частного инвестора.

Использование формы ГЧП осложняется отсутствием специального федерального закона. Его принятие было бы желательным, но на сегодня вполне достаточно совершенствования действующего законодательства. ГЧП — достаточно гибкий инструмент привлечения частных инвестиций для решения общественно значимых задач, который может трансформироваться в любую удобную правовую форму.

С точки зрения существующего законодательства, необходима доработка в части следующих экономических аспектов:

• проработка процедуры солидарной ответственности всех участников ГЧП по обязательствам,

Таблица 1

земельного участка

Параметр оценки Рыночная стоимость Инвестиционная стоимость

Функциональное назначение Под застройку Под жилую застройку

Коммуникации Подведены

Стоимость предложения 1 м2, тыс. руб. 100 120

Площадь участка, тыс. м2 25

Интерес инвестора Отсутствует Присутствует

Корректировка* 0,95 1

Откорректированная стоимость, руб. /м2 95 120

Весовые доли 0,4 0,6

Средневзвешенное значение стоимости 1 м1, тыс. руб. 110

Стоимость объекта оценки, тыс. руб. 2 750

* Поправка, учитывающая перевод цены предложения в цену продажи при условии сделки через посредника (риелторские агентства), составляет в среднем 5 % по региону и, как правило, закладывается в цену предложения.

Таблица 2

Основные показатели, характеризующие финансовую устойчивость ООО «Империя Строй»

Показатель Без учета стоимости объекта оценки С учетом стоимости объекта оценки Нормативное значение Отклонение (+/—)

Размер собственного капитала, млн руб. 1,6 4,305 Нет +2,705

Размер заемного капитала, млн руб. 2,9 2,9 Нет Нет

Коэффициент концентрации 0,356 0,598 > 0,6 +0,242

собственного капитала

Коэффициент концентрации заемного 0,644 0,402 < 0,4 —0,242

капитала

Коэффициент соотношения заемных 1,813 0,674 < 0,7 —1,137

и собственных средств

Коэффициент соотношения собственных 0,552 1,484 > 1,3 +0,932

и заемных средств

возникающим в результате реализации инвестиционных проектов;

• предоставление участникам партнерства права реализации проектов с компаниями международного уровня при минимальных усилиях в области правового регулирования ГЧП;

• разработка порядка привлечения инвестиций для реализации конкретных инвестиционных проектов на основе ГЧП за счет увеличения доли регулирования государства;

• разработка правовых механизмов и методики оценки объектов интеллектуальной собственности для реализации проектов ГЧП и постановки их на баланс;

• упрощение налогового законодательства в части ГЧП.

Привлечение вложений в российскую экономику является первоочередной задачей. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности отводят страхованию инвестиций от некоммерческих рисков. Необходимым условием при этом является обязательный и общедоступный набор законов и правил для потенциальных инвесторов. В интересах стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата в России требуется принятие радикальных мер и формирование цивилизованных условий рыночных отношений.

Специалисты отмечают, что вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает стабильность работы на мировых рынках, снижение торговых барьеров, переход к международным стандартам, а также возможность России участвовать в формировании правил международного экономического сотрудничества [5].

Основными достоинствами вступления РФ в ВТО стали:

• взаимное открытие рынков странами организации;

• возможность выхода российских компаний на мировые рынки, установление общих принципов международной торговли на основе равноправия;

• установление контроля за выполнением торговых соглашений, разрешение торговых споров между членами организации, либерализация экономики и улучшение бизнес-климата;

• снижение импортных тарифов, получение конкурентных преимуществ;

• становление более жестких рыночных механизмов;

• равные нормативно-правовые условия для российских и иностранных компаний, возможность участия отечественных компаний в тендерах за рубежом.

Основными же недостатками вступления России в ВТО стали:

• возникновение технических барьеров для российских компаний;

• массовые увольнения людей с нерентабельных предприятий, снижение заработной платы;

• сопротивление и недовольство российских компаний, желающих получать преференции, укрупнение организаций;

• коррупция и лоббирование интересов, усиление влияния зарубежных поставщиков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возможный кризис для многих малых предприятий;

• непрозрачность рынка девелопмента и генпод-ряда для инвесторов.

Президент России выражает уверенность, что членство в ВТО в стратегическом плане даст импульс для инвестиционного и инновационного развития отечественной экономики. Вместе с тем, по мнению главы государства, рост конкуренции — это серьезный вызов для ряда отраслей экономики. Однако модель ГЧП предполагает не конкуренцию, а взаимодействие частного бизнеса и государства (в том числе в международном формате). Значит, для России потенциал развития ГЧП как инвестиционного инструмента чрезвычайно высок.

Среди основных направлений увеличения притока иностранного капитала хотелось бы отметить:

• достижение национального согласия между властными структурами и социальными группами, а также внутри них;

• ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом РФ и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

• общенациональная борьба с преступностью;

• немедленное рассмотрение и принятие нового закона об иностранных инвестициях;

• создание Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

• образование системы приема иностранного капитала, включающей широкую конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационных

центров, занимающихся подбором и заказом

актуальных для России инвестиционных проектов государственно-частного партнерства.

Иностранный капитал должен привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Приток зарубежных инвестиций необходим для достижения среднесрочных целей — выхода из мирового финансового кризиса, преодоления спада отечественного производства.

При этом необходимо учитывать, что не совпадают интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой. Россия заинтересована в реализации масштабных социальных инвестиционных проектов, в обновлении производственного и научного потенциалов, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в проведении антиимпортной политики, освоении западной управленческой культуры для развития российского бизнеса. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом пространстве для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, экологической составляющей, квалифицированной и недорогой рабочей силы, достижений российской науки. Государственно-частное партнерство является мощнейшим инструментом привлечения иностранного капитала в Россию, объединяющим интересы как России, так и ее внешнего окружения.

Для достижения прозрачности инвестиционных проектов ГЧП необходимо полагаться на следующие принципы.

1. Объективность. Организации, участвующие в реализации проектов ГЧП, должны предоставлять полную реальную исходную информацию.

2. Систематичность. Реализация инвестиционного проекта ГЧП должна проводиться по заранее согласованному плану, и этот процесс должен быть контролируемым.

3. Научность. При расчете инвестиционных проектов необходимо использовать исключительно научные подходы, которые обосновывают каждый финансовый показатель проекта, реализуемого на основе ГЧП.

4. Эффективность. Затраты на реализацию инвестиционных проектов ГЧП должны давать видимый многократный социальный эффект.

Инвестиционный проект на основе ГЧП должен включать концепцию формирования партнерства с

обязательным обоснованием целей и задач проекта и расчетов по основным финансово-экономическим показателям, а также содержать перечень решаемых социальных проблем.

Основной целью определения концептуальных направлений развития ГЧП является повышение эффективности управления рассматриваемыми инвестиционными проектами.

Авторами в ходе научного исследования были обоснованы следующие концептуальные направления развития ГЧП, стимулирующие дальнейшую реализацию инвестиционных проектов в регионе.

1. Предоставление государственной поддержки деятельности ГЧП на региональном уровне.

2. Увеличение доли государственного регулирования ГЧП.

3. Повышение эффективности управления партнерством в инвестиционной сфере с учетом стоимости земли.

4. Развитие законодательной и нормативно-правовой базы для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.

5. Привлечение иностранного капитала при реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП.

6. Усиление прозрачности осуществления названных проектов.

В кризисный период необходимо применение надежных форм организации экономических отношений, укрепляющих позиции государства и повышающих долю его участия в экономике страны. Государственно-частное партнерство, по мнению авторов, способно осуществить данную функцию.

Список литературы

1. Городнова Н. В. Интеграция государства и частного бизнеса: развитие социально ориентированной экономики // Финансы и кредит, 2012. № 6 (486).

2. Давлятбаева В. Р. Экономический инструментарий повышения эффективности управления государственно-частными партнерствами в инвестиционно-строительной сфере на примере Свердловской области // Вестник ДГТУ. Экономические науки. 2012.№ 2.

3. Клейнер Г. Б. Государство должно сохранить свои позиции в экономике // Файл-РФ. 11 апреля 2011 г.

4. Оценка факторов роста и прогнозирование социально-экономического развития регионов

России. Институт экономики УрО РАН; Институт 5. Совет при Президенте России по реализации

экономических исследований ДВО РАН. Екатерин- приоритетных национальных проектов и демогра-бург: ИЭ УрО РАН, 2012. 178 с. фической политике. URL: http://www. rost. ru.

Issues of economy

INCREASE OF MANAGEMENT EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN A REGION

Natal'ia V. GORODNOVA, Valeriia R. DAVLIATBAEVA

Abstract

The article considers the problem of increase of management efficiency of investment projects of public-private partnership. It is very relevant in connection with the budget deficit in the Russian regions The author offers the conceptual directions of development of the state-private partnership at regional level on the basis of the analysis of functioning of investment projects and concludes on expediency of further implementation of investment projects on the basis of state-private partnership during the crisis period of the Russian economy

Keywords: public-private partnership, investment, project, management, region

References

1. Gorodnova N. V. Integratsiia gosudarstva i chastnogo biznesa: razvitie sotsial'no orientirovannoi ekonomiki [Integration of state and private business: development of the socially oriented economy]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2012, no. 6.

2. Davliatbaeva V. R. Ekonomicheskii instru-mentarii povysheniia effektivnosti upravleniia gos-udarstvenno-chastnymi partnerstvami v investitsionno-stroitel'noi sfere na primere Sverdlovskoi oblasti [The economic tools to improve management effectiveness of public-private partnership in investment and construction sector on the example of the Sverdlovsk

region]. VestnikDGTU. Ekonomicheskie nauki — Don State Technical University Bulletin. Economic sciences, 2012, no. 2.

3. Kleiner G. B. Gosudarstvo dolzhno sokhranit' svoi pozitsii v ekonomike [The state should keep its positions in the economy]. Fail-RF — File-RF, 2011, 11 April.

4 . Otsenka faktorov rosta i prognozirovanie sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiia regionov Rossii [Evaluation growth factors and forecasting of socioeconomic development of the regions in Russia]. Ekaterinburg, Institute of Economic Research of Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2012, 178 p .

5. Council under the President of Russia on implementation of priority national projects and demographic policy. Available at: http://www.rost.ru. (In Russ.)

Natal'ia V. GORODNOVA

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected] Valeriia R. DAVLIATBAEVA Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.