Научная статья на тему 'Проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации'

Проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1549
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PUBLIC POLICY / INNOVATION / INFRASTRUCTURE / PROJECT / MANAGEMENT / ENERGY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохановская И.И., Петин А.А.

Для большинства сфер жизнедеятельности общества значительным фактором является взаимодей-ствие государства и бизнеса, в котором выделяют поддержку частного бизнеса, а также частных парт-неров (инвесторов). Развитие и повышение эффективности государственно-частного партнерства непо-средственно влияет на экономическое положение России.Цель статьи определить и теоретически обосновать проблемы и направления развития государствен-но-частного партнерства и бизнеса, выявить проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Объект исследования система взаимосвязей между государством и частным инвестором в России. Предмет исследования формы взаимодействия и ин-струменты государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях.Методологическую и теоретическую основу исследования составили общенаучный и частнонаучные ме-тоды изучения социальной сети как элемента институциональной структуры сервисного государства. Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государственного управления. К числу исполь-зованных методов следует отнести сравнительный, формально-юридический, нормативный, логиче-ский, системный, структурно-функциональный. Принятые поправки и изменения в нормативно-правовой базе не разрешили всех проблем и не дали частным инвесторам уверенности при реализации проектов государственно-частного партнерства, поскольку его нормативное обеспечение не позволяет ликвиди-ровать исторически образовавшиеся проблемы.В статье выявлены ключевые проблемы и ограничения развития государственно-частного партнерства: отсутствие общенациональной стратегии по развитию государственно-частного партнерства; недоста-точный уровень развития нормативно-правовой регламентации; остается открытым вопрос коррупци-онной составляющей; отсутствие комплексной системы государственного управления сферой государ-ственно-частного партнерства; отсутствие унификации и согласованности федерального, регионального и муниципального законодательства; проблемы приватизации и передела собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кохановская И.И., Петин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the development of the state-private partnership in the Russian Federation

For most spheres of society, a significant factor is the interaction of the state and business, which provide support for private business, as well as private partners (investors). The development and improvement of the efficiency of public-private partnership directly affects the economic situation in Russia. The aim of the study is to identify and theoretically substantiate the problems and directions of development of public-private partnership and business, to reveal the problems hindering the development of public-private partnership in Russian Federation. The object of the study is the system of relations between the state and the private investor in Russia. Subject of research: forms of interaction and tools of public-private partnership at the federal and regional levels.The methodological and theoretical basis of the research is the general scientific and private-scientific methods of studying the social network as an element of the institutional structure of the service state. Dialectical method allows to penetrate into the essence of public administration. Among the methods used are comparative, formal-legal, normative, logical, systemic, structural and functional.The adopted amendments and changes in the regulatory framework did not solve all the problems and did not give private investors’ confidence in the implementation of public-private partnership projects, since its regulatory support does not allow to eliminate the historically formed problems.The key problems and limitations of the development of public-private partnership are revealed in the arcticle: the lack of a national strategy for the development of public-private partnership; insufficient level of development of regulatory and legal regulation; the question remains the solution of corruption component; the lack of an integrated system of public administration of public-private partnership; the lack of unification and consistency of Federal, regional and municipal legislation; the problems of privatization and redistribution of property.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации»

УДК 338.2 JEL L32, L38 DOI 10.26425/2309-3633-2018-3-34-39

Получено 01.08.2018 Одобрено 14.08.2018 Опубликовано 20.09.2018

Кохановская И.И.

канд. экон. наук, ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва

e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru

Петин А.А.

студент магистратуры, ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», г. Москва

e-mail: koh-indira@mail.ru

Проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Аннотация

Для большинства сфер жизнедеятельности общества значительным фактором является взаимодействие государства и бизнеса, в котором выделяют поддержку частного бизнеса, а также частных партнеров (инвесторов). Развитие и повышение эффективности государственно-частного партнерства непосредственно влияет на экономическое положение России.

Цель статьи - определить и теоретически обосновать проблемы и направления развития государственно-частного партнерства и бизнеса, выявить проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Объект исследования - система взаимосвязей между государством и частным инвестором в России. Предмет исследования - формы взаимодействия и инструменты государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили общенаучный и частнонаучные методы изучения социальной сети как элемента институциональной структуры сервисного государства. Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государственного управления. К числу использованных методов следует отнести сравнительный, формально-юридический, нормативный, логический, системный, структурно-функциональный. Принятые поправки и изменения в нормативно-правовой базе не разрешили всех проблем и не дали частным инвесторам уверенности при реализации проектов государственно-частного партнерства, поскольку его нормативное обеспечение не позволяет ликвидировать исторически образовавшиеся проблемы.

В статье выявлены ключевые проблемы и ограничения развития государственно-частного партнерства: отсутствие общенациональной стратегии по развитию государственно-частного партнерства; недостаточный уровень развития нормативно-правовой регламентации; остается открытым вопрос коррупционной составляющей; отсутствие комплексной системы государственного управления сферой государственно-частного партнерства; отсутствие унификации и согласованности федерального, регионального и муниципального законодательства; проблемы приватизации и передела собственности.

Ключевые слова:

государственно-частное партнерство, государственная политика, инновация, инфраструктура, проект, управление, эффективность.

Kohanovskaya I.I.

Candidate of Economic Sciences, Moscow State University named after S. Yu. Witte, Moscow

e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru

Petin A.A.

Graduate student, Moscow State University named after S. Yu. Witte, Moscow

e-mail: koh-indira@mail.ru

Problems of the development of the stateprivate partnership in the Russian Federation

Abstract

For most spheres of society, a significant factor is the interaction of the state and business, which provide support for private business, as well as private partners (investors). The development and improvement of the efficiency of public-private partnership directly affects the economic situation in Russia. The aim of the study is to identify and theoretically substantiate the problems and directions of development of public-private partnership and business, to reveal the problems hindering the development of public-private partnership in Russian Federation. The object of the study is the system of relations between the state and the private investor in Russia. Subject of research: forms of interaction and tools of public-private partnership at the federal and regional levels.

The methodological and theoretical basis of the research is the general scientific and private-scientific methods of studying the social network as an element of the institutional structure of the service state. Dialectical method allows to penetrate into the essence of public administration. Among the methods used are comparative, formallegal, normative, logical, systemic, structural and functional.

The adopted amendments and changes in the regulatory framework did not solve all the problems and did not give private investors' confidence in the implementation of public-private partnership projects, since its regulatory support does not allow to eliminate the historically formed problems.

The key problems and limitations of the development of public-private partnership are revealed in the arcticle: the lack of a national strategy for the development of public-private partnership; insufficient level of development of regulatory and legal regulation; the question remains the solution of corruption component; the lack of an integrated system of public administration of public-private partnership; the lack of unification and consistency of Federal, regional and municipal legislation; the problems of privatization and redistribution of property.

Keywords:

public-private partnership, public policy, innovation, infrastructure, project, management, energy efficiency.

Вопросы развития государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) актуализировались в условиях мирового финансового кризиса. В сентябре 2009 г. на совещании в Новомосковске Президент Российской Федерации (далее — РФ) В. В. Путин назвал ГЧП «основой посткризисного развития регионов» [16]. В настоящее время геополитическую обстановку России можно охарактеризовать как динамическую и развивающуюся, определяющую дальнейшее развитие страны в целом. В начале 2015 г. экономика страны перешла в стадию стагнации, что создало предпосылки к экономическому спаду [5]. Необходимость развития ГЧП в России все чаще обсуждается не только на уровне бизнеса, но и на государственном уровне (рис. 1). Во главе ставятся вопросы развития ГЧП и решения проблем, сдерживающих либо мешающих реализации инфраструктурных проектов в рамках ГЧП.

В концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., разработанной в 2008 г., отражен подход к инновационному высоко значимому развитию частного инвестирования в государственных проектах ориентированного на экономическое развитие [15]. В мировой практике специалисты проявляют повышенный интерес к использованию механизмов ГЧП. Это обусловлено тем, что использование данной формы взаимодействия государства и частных инвесторов (бизнеса) позволяет государственному сектору в оптимальные сроки и с наименьшими затратами реализовать крупные инфраструктурные проекты в социально-экономической сфере через привлечение дополнительных источников финансирования. Такие типы проектов предлагают сторонам соглашения лучшую защиту от нарушений графиков и перерасходования средств и дают частному сектору возможность внедрять инновации в проектировании, строительстве, эксплуатации и техническом обслуживании объектов общественной инфраструктуры. Поэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализуемых государством

общественных) интересов, между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования.

Отсутствие развитой инфраструктуры непосредственно влияет на себестоимость конечного товара, а также на активность хозяйствующих субъектов определенных отраслей экономики, что в свою очередь влияет на их конкурентоспособность, на рынке в целом. Государственно-частное партнерство в России преимущественно ориентировано на развитие общественной инфраструктурных проектов, мотивом для развития послужили экономические и социально-политическое факторы (рис. 2).

млрд руб. %

1 600 2,00 1 550 -

1 = : 195

1 400 - - 1,85

1 350 - - 1,80

1 200 - - ^

1 150^-Т-Т-Т-Т-^ 1,65

2012 2013 2014 2015 2016

Источник: [12]

Рис. 2. Государственные расходы на развитие объектов общественной инфраструктуры

Подтверждением эффективности развития инфраструктуры через привлечение частных инвестиций служат итоги всемирного экономического форума: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016-2017 гг., по которым РФ улучшила свои позиции, заняв 43 место [8]. Несмотря на экономический спад и в условиях дефицита бюджета, Россия поднялась в рейтинге на две позиции за счет некоторых экономических показателей, которые отличаются от ряда других стран в лучшую сторону [4; 13]. На текущий момент Россия занимает 38-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности [18].

Г 521 коммерческих закрытии

сЗ | 271,2 «законодательных» ш млрд руб. частных инвестиции

Всего по состоянию на начало 2018 г. (накопительным итогом):

2 980 ..........► 158 проектов ----

проектов более 1 млрд руб.

2,618 трлн руб.---->.1,827 млрд руб. <--

инвестиции частных

Источник: [14]

Инвестиции в ГЧП на душу населения

$1 864 $1 843

Сферы и инвестиции:

^ Социальная сферв

368 220 млрд руб. проектов ч. инвестиции

Транспортная сферв

87 1 031 млрд руб.

проектов ч. инвестиции

Коммунально-энерг. >2 300 488 млрд руб.

проектов ч. инвестиции

Рис. 1. Роль частных инвестиций в развитии инфраструктуры

Многие инфраструктурные сферы имеют проблемы в финансировании (рис. 3).

Транспортная сфера ЖКХ Социальная сфера

А

950

млрд руб.

© ©

300

млрд руб.

200

млрд руб.

Информационно-коммуникационная сфера

Иные сферы

О

50 Ю0

млрд руб. МЛРД РУб-

Источник: [14]

Рис. 3. Инфраструктуры: прогнозное недофинансирование

в 2019 г.

Среди прочих экономических показателей выделим следующие положительные тенденции [7]:

• развитие городской инфраструктуры;

• повышение показателей регулирования бизнеса;

• высокая распространенность высшего образования.

К слабым сторонам российской экономики отнесем то, что мешает воспользоваться конкурентными преимуществами:

• эффективность государственных институтов;

• недостаточность инновационного потенциала;

• развитость финансового рынка, проблемы финансирования;

• низкое доверие со стороны инвесторов.

Большинство из перечисленных проблем присутствуют в ГЧП. Причины этих проблем - относительно небольшой опыт использования ГЧП в России. Развитие ГЧП напрямую влияет на улучшение узких мест российской экономики [8].

На основании исследований в области развития государственно-частных проектов можно выделить ряд проблем [8]:

• отсутствие единой нормативно-законодательной базы;

• недостаточное информирование государственных и муниципальных заказчиков в сфере ГЧП;

• низкий уровень заинтересованности в реализации проектов ГЧП со стороны государственных служащих;

• отсутствие единых институтов развития ГЧП.

Отсутствие единой нормативно-правовой базы создает большие риски для инвестора. Федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» находится на стадии разработки [9]. Также в нормативно правовом поле наблюдаются ряд других проблем:

• нехватка возможности получения прав собственности;

• нехватка правового регулирования для долгосрочных проектов;

• нехватка законодательных гарантий по непредвиденным ситуациям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство экономического развития совместно с Центром развития ГЧП разработали модельный закон субъекта РФ «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства», вышедший 03.10.2014 г. документ, позволил субъектам на основании рекомендаций регулировать взаимоотношения с частными инвесторами и бизнесом, создавать и накапливать собственную нормативно-правовую базу, что привело к более гибкому и индивидуальному подходу при взаимодействии государства и бизнеса [1].

Этот закон породил неоднозначность государственной политики в сфере ГЧП. Нехватка и непроработанность законодательной базы ГЧП в некоторых регионах создает существенные неопределенности для принятия решений об инвестировании в проекты ГЧП по настоящее время.

В 2015 г. введены поправки в закон № 115-ФЗ «О конституционных соглашениях», нововведения существенно расширяли права и гарантии концессионеров в проектах ГЧП [3]. После принятия поправок широкое применение на территории РФ получил механизм «частной инициативы». Данный механизм предусматривает схему взаимодействия, а также перечень необходимых документов для выступления с публичной инициативой. На основании опыта, полученного при использовании концессии, в частной инициативе заложены и учтены положения, предлагаемые частными инвесторами (бизнес-сообществом), такие как:

• независимая гарантия;

• оценка эффективности проекта;

• процедура принятия решения.

Независимая гарантия - механизм, который гарантирует исполнение обязательств инициатора и третьих лиц по ранее заключенным договорам [17]. Введение данной гарантии взаимовыгодно обеим сторонам. Для частного инвестора - это гарантия от рисков связанных с потенциальными участниками проекта. Для второй стороны договора это не только возможность возместить понесенные расходы из-за недобросовестных участников, но также от недобросовестного инвестора в случае (в случае отказа от инициативы).

Процедура оценки эффективности проекта ГЧП предусматривает ознакомление уполномоченного

органа с преимуществами предложенных реализации проекта и выбор наименее затратного варианта, в отличие от случая зарубежной оценки проектов ГЧП (англ. value for money), где предпочитают вариант «лучший результат за более высокую стоимость» [6]. Это отличие дает частным инвесторам преимущество перед государственной реализацией (государственный контракт), так как стоимость проектов с заемным финансированием, как правило, выше.

Процедура принятия решения по частной инициативе также изменилась. На основании оценки эффективности проекта уполномоченный орган принимает решение о согласии с условиями реализации либо о признании реализации проекта неэффективным, что влечет отказ в реализации. Преимуществом является то, что принятие решения на стадии оценки не зависит от публичного партнера, а также снимает с него ответственность за принятие такого решения.

Частные инвесторы не готовы инвестировать в проекты, где недостаточно прозрачно проработан процесс принятия решений по реализации, неконкурентные условия выбора исполнителя, существуют иные денежные риски. Разрозненность нормативной правовой базы также влияет на принятие решений об инвестировании в государственные инфраструктурные проекты, за исключением транспортной отрасли, где присутствует существенная положительная практика инфраструктурного развития [7].

В настоящее время общая схема взаимодействия проста и понятна как для бизнеса (частного инвестора), так и для государства (рис. 4).

Однако низкий уровень знаний внутренних процессов инфраструктурных проектов в сфере ГЧП, а также отраслевых особенностей и недостаточно высокая мотивация создают проблемы и высокие риски при реализации, что подтверждает практика и исследования в этой области. Необходимо привлечение

опытных специалистов или кураторов проектов ГЧП с целью выявления спецификации проекта на стадии планирования и на этапах жизненного цикла проекта, а также делегирование ответственности и вовлечение государственных служащих в процесс реализации крупномасштабных проектов.

Среди прочих проблем частные инвесторы и бизнесмены отмечают отсутствие единого государственного профильного ведомства, задающего общий вектор развития ГЧП в России [4]. Стоит отметить, что в 2009 г. создана негосударственная некоммерческая организация для мотивации развития ГЧП (НП «Центр развития ГЧП»), позднее образован ООО «Институт развития государственно-частного партнерства» (ГЧП-институт), для расширения профессиональных компетенций в сфере ГЧП и формирования среды для более эффективного сотрудничества государства и частных инвесторов. Однако на текущий момент этих мер недостаточно, так как они пока не вызывают доверия среди инвесторов, например: Partnerships UK и позже Infrastructure UK в Великобритании, National Council for Public-Private Partnerships (NCPPP) в США [12].

Стоит отметить, что в самой структуре Министерства экономического развития РФ присутствует ведомство, которое занимается вопросами развития ГЧП. Под его руководством выполняются задачи по улучшению показателей привлекательности и инвестировании в проекты ГЧП в России. Тем не менее, для эффективного развития ГЧП необходимо создание отдельной государственной структуры по управлению проектами ГЧП и развитию ГЧП в России в целом для более гибкого общения с частными инвесторами, о чем свидетельствует мировая практика ведущих стран в этой сфере [10].

Выделив основные проблемы в сфере ГЧП, проанализировав внутренние процессы и механизмы, можно сформулировать основные рекомендации по их решению.

Составлено авторами по материалам исследования Рис. 4. Пример схемы взаимодействия государства и инвестора в проекте государственно-частного партнерства

В России в отношении сферы ГЧП необходимо формирование общей единой и четкой государственной и региональной политики. В первую очередь необходимо обозначить вектор развития инфраструктурных проектов ГЧП в виде концепции развития инфраструктуры в экономической отрасли России, исходя из которой дополнить закон о ГЧП. Необходимо определить роль и место ГЧП, направленного на социально-экономическое развитие России, в государственной политике, обозначить наиболее приоритетные направления эффективного развития в рамках форм ГЧП [10].

Наиболее важной в рамках концепта развития инфраструктурных проектов является проработка вопроса финансирования краткосрочных и долгосрочных проектов с уклоном в наиболее приоритетные отрасли государственной экономики России. Также стоит подчеркнуть необходимость согласованности политики ГЧП на федеральном и региональном уровнях. Несогласованность, непроработанность, противоречия данной политики напрямую влияют на реализацию проектов ГЧП [11].

Библиографический список

1. Министерство экономического развития. Модельный Закон субъекта Российской Федерации от 03.10.2014 г. «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ privgovpartnerdev/doc20110222_08/ (дата обращения: 30.07.2018).

2. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_182660/ (дата обращения 30.07.2018).

3. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (редакция от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/. (дата обращения 30.07.2018).

4. Березин, А. Э. Технико-экономическое обоснование энергоэффективности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства / А. Э. Березин, Н. В. Городнова // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe / Warsaw, Poland. EKONOMIA. - 2016. -№ 6. - С. 32-39.

5. Городнова, Н. В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 5. — С. 31-45.

6. Городнова, Н. В. и др. Оценка рисков проектов с государственным финансированием газодобывающих компаний / Н. В. Городнова, А. Э. Березин, В. Р. Давлят-баева, Е. П. Созонов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4. - С. 872-878.

Следует продолжить развитие институционной среды ГЧП. Только после того, как будет достигнуто понимание роли и места государственно-частной политики в экономике страны, станут прозрачны цели и задачи развития ГЧП, необходимо приступить к дальнейшему развитию институциональной среды развития ГЧП [2]. На этом этапе необходимо принять закон о ГЧП. Крайне важно, чтобы закон содержал не только определения и текущие механизмы работы ГЧП. Но и расширял не только сферу применения ГЧП, а также модели ГЧП к различным отраслям экономики страны [12].

По мнению авторов, отмеченные меры будут способствовать более гибкому взаимодействию государства на всех территориальных уровнях с частными инвесторами и бизнесом, что поможет избежать конфликтов с системой контролирующих органов страны. В законе должна присутствовать мотивация для частных инвесторов, которая будет стимулировать наименее привлекательные объекты для инвесторов, но стратегически важные для государственной экономики.

References

1. Ministerstvo ehkonomicheskogo razvitiya. Model'nyj Zakon sub'ekta Rossijskoj Federacii ot 03.10.2014 «Ob uchastii sub'ekta Rossijskoj Federacii, municipal'nogo obrazovaniya v proektah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva» [Economic development Ministry. Model Law of the subject of the Russian Federation dated October 03, 2014 «On the participation of the subject of the Russian Federation, the municipality in the projects ofpublic-private partnership»]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgov-partnerdev/doc20110222_08/ (accessed 30.07.2018).

2. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 224 «O gosydarstven-no-chastnykh partnerstvakh, o municipal'nykh partnerst-vakh v Rossijjskoj Federacii» [FederalLaw № 224-FZof July 13, 2015 «On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_182660/ (accessed 30.07.2018).

3. Federal'nyj zakon ot 21.07.2005 № 115-FZ «O koncession-nyh soglasheniyah» (poslednyaya redakciya). [Federal law of 21.07.2005 № 115-FZ «Оn concession agreements» (03.08.2018)]. Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_54572/ (accessed 30.07.2018).

4. Berezin A. E., Gorodnova N. V. Tekhniko-economicheskoe obosnovanie energoeffectivnosti investicionnykh proektov gosydarstvenno-chastnogo [Feasibility study of energy efficiency of investment projects of public-private partnership] EKONOMIA [EKONOMIA], 2016, I. 6, pp. 32-39.

5. Gorodnova N. V. Povyshenie energoeffectivnosti proektov raznitiya territotij. [Increase of energy efficiency of territorial development projects] Economicheskij analis: teoriya I praktika [Economic analysis: theory and practice], 2015, I. 5. pp. 31-45.

7. Городнова Н. В. Интеграция государства и частного бизнеса: развитие социально ориентированной экономики // Финансы и кредит. — 2012. — № 6. — С. 20-29.

8. Городнова Н. В. Развитие института государственно-частного партнерства: мотивация персонала к инновационной деятельности / Н. В. Городнова, А. А. Пешкова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4-1. - С. 20-23.

9. Шаблова Е. Г. Правовое регулирование отношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». — 2011. — № 1. — С. 123-133.

10. Шаблова Е. Г. Развитие модели государственно-частного партнерства: управление и правовое регулирование в рамках БРИКС. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) / Е. Г. Шаблова, Н. В. Городнова. Warsaw, Poland. EKONOMIA. — 2015. - № 3. - С. 26-30.

11. ИАА Центр гуманитарных технологий Рейтинг глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/ global-competitiveness-index/info (дата обращения 30.04.2018).

12. КонсультантПлюс. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66 928fa27e527/. (дата обращения 30.04.2018).

13. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna. ru/opendata/ (дата обращения 22.07.2018).

14. Центр развития государственно-частного партнерства. Проект национального доклада «о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/ files/260418-rait.pdf (дата обращения 30.07.2018).

15. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structure OECD. Paris, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.oecd.org/publishing (дата обращения: 22.07.2018).

16. В. Путин проведет в Новомосковске совещание по вопросу «Государственно-частное партнерство - основа посткризисного развития регионов» // Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes. ru/news/9704-vputin-provedet-v-novomoskovske-soveshchanie-po-voprosu-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstv. Дата обращения 30.07.2018.

17. Shablova, E .G. Energy Service Contracts: Russian Practices / E. G. Shablova, N. V. Gorodnova, А. E. Berezin // Applied Mechanics and Materials. -2015. - Vol. 792. - pp 428-432.

6. Gorodnova N. V., Berezin A. E., Davlyatbaeva V. R., Sozonov E. P. Ocenka riskov proektov s gosudarstvennym finansirovaniem gazodobyvaucshikh kompaniy.[Risk assessment of projects with statefinancingof gas companies] Economika I predprinimatel'stvo [Economics andEntrepreneurship], 2015, 4, pp. 872-878.

7. Gorodnova N. V. Integraciya gosudarstva I chastnogo biznesa: razvitie social'no orientirovannoy economiki [Integration of the state and private business: development of socially oriented economy]. Finansy I kredit [Finance and credit], 2012, I. 6. pp. 20-29.

8. Gorodnova N. V., Peshkova A. A. Pazvitie instituta gosydarst-venno-chastnogo partnerstva: motivaciya personala k inno-vacionnoy deatel'nosti [Development of the Institute of Public-Private Partnership: Motivation of Personnel for Innovation Activity]. Mehzdunarodnuy nauchno-issledovatel'skiy kzur-nal [International Research Journal], 2016, 4-1, pp. 20-23.

9. Shablova E. G. Pravovoe regulirovanie otnosheniy v skfere en-ergosberekzeniya I povysheniya energeticheskoy effektivnosti [Legal regulation of relations in thefield of energy conservation and energy efficiency] Vestnik UrFU. Seriya «EHkonomika i uprav-lenie» [Economics and Management], 2011, I. 1, pp.123—133.

10. Shablova. N. Gorodnova, Razvitie modeli gosudarstven-no-chastnogo partnerstva: upravlenie i pravovoe regulirovanie v ramkah BRIKS [ The development of models of pub-lic-privatepartnerships: governance and legal regulation in the framework of BRICS]. [East European Scientific Journal «EKONOMIA»], 2015, I. 3, pp. 26-30.

11. IAA Centr gumanitarnyh tekhnologij Rejting global'noj konkurentosposobnosti [IAA Center for Human Technologies. World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2017—2018] Available at: http://gtmarket.ru/ratings/glob-al-competitiveness-index/info (accessed 30.04.2018).

12. Consultant Plus. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehko-nomicheskogo razvitiya rossijskoj federacii na period do 2020 goda [The concept oflong-term socio-economic development ofthe Russian Federationfor theperiod until 2020] Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e-8af09d7244d8033c66928fa27e527 (accessed 30.07.2018).

13. Federal'noe kaznachejstvo «oficial'nyj sajt Kaznachejstva Ros-sii». Informaciya oficial'nogo sajta Federal'nogo kaznachejstva [Federal Treasury «official website of the Treasury of Russia» Information ofthe official site ofthe Federal Treasury]. Available at: http://www.roskazna.ru/opendata/ (accessed 22.07.2018).

14. Centr razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Proekt nacional'nogo doklada «o privlechenii chastnyh investicij v razvitie infrastruktury i primenenii mekhanizmov go sudarst-venno-chastnogo partnerstva v Rossijskoj Federacii» [Center for Public-Private Partnership Development. Draft national report «on attracting investments in the development of infrastructure and application of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation»]. Available at: http://pppc-center.ru/assets/files/260418-rait.pdf (accessed 30.07.2018).

15. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structures. Paris, 2010. Available at: www.oecd.org/publishing (accessed 30.07.2018).

16. Forbes. V. Putin provedet v Novomoskovske soveshchanie po voprosu «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo — os-nova postkrizisnogo razvitiya regionov» [ V. Putin will hold a public-private partnership in Novomoskovsk based on the post-crisis development of the regions]. Available at: http:// www.forbes.ru/news/9704-vputin-provedet-v-novo-moskovske-soveshchanie-po-voprosu-gosudarstven-no-chastnoe-partnerstv (accessed 30.07.2018).

17. Shablova N. V, Gorodnova E. G., Berezin A. E. Energy Service Contracts: Russian Practices / Applied Mechanics and Materials, 2015, vol. 792, pp. 428-432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.