Научная статья на тему 'Управление инвестиционным развитием и организация сопровождения инвестиционных проектов на муниципальном уровне'

Управление инвестиционным развитием и организация сопровождения инвестиционных проектов на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна, Лисоченко Татьяна Юрьевна

Рассмотрены элементы управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне, механизмы стимулирования инвестиционной активности посредством мер государственной поддержки. Проанализирована динамика инвестиционной активности по муниципальным районам Ростовской области. Исследованы подходы к формированию инвестиционного менеджмента на примере Неклиновского муниципального района. Показана ограниченность бюджетных механизмов стимулирования инвестиционной активности и роль организационных процедур сопровождения инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционным развитием и организация сопровождения инвестиционных проектов на муниципальном уровне»

ИИ. ОЛЕЙНИКОВА, Т.Ю. ЛИСОЧЕНКО

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Рассмотрены элементы управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне, механизмы стимулирования инвестиционной активности посредством мер государственной поддержки. Проанализирована динамика инвестиционной активности по муниципальным районам Ростовской области. Исследованы подходы к

формированию инвестиционного менеджмента на примере Неклиновского муниципального района. Показана ограниченность бюджетных механизмов стимулирования инвестиционной активности и роль организационных процедур сопровождения инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность территории, инвестиционная активность, сопровождение инвестиционных проектов.

Главная цель инвестиционной деятельности заключается в обеспечении наиболее эффектив-ных путей реализации инвестиционной стратегии. В процессе достижения основной цели механизм инвестиционного менеджмента на муниципальном уровне должен быть направлен на решение следующих важнейших задач или целей:

- обеспечение высоких темпов экономического развития муниципального района, его конкурентоспособности за счет эффективной инвестиционной деятельности;

- достижение максимальной доходности или социального эффекта от инвестиционной деятельности муниципального района;

- минимизация рисков при внедрении инвестиций и осуществлении инвестиционной деятельности;

- формирование достаточного объема инвестиционных ресурсов и оптимизация и согласованность их структуры с прогнозом, заложенным в стратегии.

Управление инвестиционным процессом на региональном уровне не ограничено решением проблем в социально-экономическом развитии исключительно на своей территории, а должно быть направлено на создание механизмов и благоприятной инвес-тиционной среды для формирования поступательной динамики развития региона.

Роль инвестиций в системе управления состоит в том, что они формируют экономическую базу для решения социально-экономических проблем, поэтому появляется необходимость очень рационально управлять инвестиционным процессом в регионе, позволяющая привлекать на свою территорию такое количество инвестиций, что даст возможность решать важнейшие проблемы социально-экономического характера [1, с. 77]. Концепция территориального управления инвестиционной деятельностью представлена на рис. 1.

ХНбфр I ij.iC.tt.ч

Рис. 1. Схема процесса управления инвестированием в регионе

Формирование региональной инвестиционной политики предполагает следующую совокупность действий:

- выбор типа инвестиционной политики и направлений инвестирования;

- анализ условий инвестиционной деятельности;

- формирование портфеля инвестиционных проектов и выбор инвестиционных инструментов;

- оценка эффективности реализации портфеля проектов;

- изменение состава портфеля инвестиционных проектов по резуньтатам оценки его эффективности. Регулирование инвестиционной деятельности

включает инструменты ее стимулирования, максимизацию эффективности вложения инвестиционных ресурсов и, что особенно важно, обеспечение бюджетной и социальной эффективности реализуемого портфеля инвестиционных проектов.

Свою экономическую политику власти региона осуществляют в соответствии с государственной программой Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая предусматривает создание для населения области достойного качества жизни и условия для его пос-тоянного улучшения в долгосрочной перспективе. В этом стратегическом документе определены приоритетные направления в отраслях экономики, что является ориентиром по привлечению инвесторов в регион.

Целями этой программы являются:

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;

- повышение инвестиционного и инновационного потенциала Ростовской области.

На протяжении последних лет администрация Ростовской области проводит целенаправленную работу по формированию и поддержанию благоприятного инвестиционного климата, гарантирующего снижение инвестиционных рисков и эффективность вкладываемых средств. Созданию гарантированных условий для ин-

вестирования служит подготовленная нормативно-законодательная база, в которой однозначно указаны права инвесторов, условия предоставления гарантий по инвестиционным проектам, получаемые налоговые уступки и другие преференции. Для поддержания благоприятного инвестиционного климата на территории Ростовской области принята и реализуется «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства! Ростовской области от 31.07.2013 № 474 [2].

Реализация стратегии направлена на создание дополнительных импульсов для ускорения социально-экономического развития Ростовской области через преодоление инфраструктурных ограничений, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования, дальнейшего роста инвестиционной активное -ти бизнеса, продолжения совершенствования государственного регулирования инвестиционной сферы [2]. Стратегия сформирована с учетом достигнутого уровня экономического развития инвестиционной активности. С 2012 г. в Ростовской области начался значительный инвестиционный рост: индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 119,4%. В 2013 г. инвестиционная деятельность в Ростовской области характеризовалась позитивными тенденциями, определяемыми существенным ростом объемов инвестиций в основной капитал, которые в натуральном выражении являются для Ростовской области максимальными. Соотношение объема инвестиций в основной капитал и ВРП по итогам 2013 г. составило 27,5%.

В условиях действия неблагоприятных макроэкономических и геополитических факторов в 2014 г. в Рос -товской области удалось сохранить положительную динамику инвестиций в основной капитал. Общий объем инвестиций в основной капитал составил 265,2 млрд руб., или 104,6% по отношению к уровню 2013 г. Вместе с тем по видам экономической деятельности относ тельные показатели динамики инвестиций отличаются существенной неоднородностью (рте. 2).

200,0 180,0 160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

77, ш

26,9

1—1 1 1 — Щ Ш 08,'

■ ж в 1 1 95,1 19,- 09,' 84,2

82,3 93,5 717 _ 61,7 - 1 1 72,5

5 , т , И - п—' —

с

о Я

Я £

&

^

н о

я я я

р & о

& Ы

Н Я

5 я я £ £ =я

я «

о

X

&

^

н о

я я я

<и а «2

н я

н я 2 ° 3 я

Я о Я ^

3

ц

Я о я

в я

н ^ о Н & ¡5

я

о

I я

о я

я ^

В =я

■5 3

к °

3 X

Й ¡в

я я я

3

ц

о о

^ Я §

о X Я

& & &

2 я н

я я я

3

н

я &

&

&

^

н о

я я я

3

&

^

н о

я я я

3

я « я я

Й

о &

2 £ §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и "л ^ й

О 5 § §

я я

я >я я

ь 2 & ^

и X £ 3

3 я

8 &

о

я я

& о

¡2 &

ЕВ "

£ &

& й ° §

в й

н & я

я

Рис. 2. Индекс физического объема инвестиции в 2014 г, %

Достаточно высокие показатели инвестиционной активности, сохранявшиеся вплоть до 2014 г., обусловлены благопоиятным инвестиционным климатом, поскольку оценка инвестиционной привлекательное -ти территории является основой принятия управленческих решений по реализации инвестиционных проектов. Инвестиционный климат формируется как интегральный результат взаимодействия конкурентных преимуществ территории и характерных для нее сдерживающих факторов и инвестиционных рисков. Охарактеризуем их в таблице (табл. 1).

Одним из наиболее значимых инвестиционных рисков, присущих территории региона, является наличие существенных административных барьеров при проведении согласительно-разрешительных процедур в ходе реализации инвестиционных проектов. В этой связи существенное значение в ряду мер инвестиционного развития территории приобретают вопросы инвестиционного менеджмента и развития механизмов частно-государственного партнерства в инвестиционной сфере.

В контексте решения этих вопросов на территории Ростовской области сформирована система прав и обязанностей инвесторов, что позволяет привлекать инвесторов в реальный сектор экономики. Действует единая система государственной поддержки инвестиционного процесса, утвержденная нормативно-правовыми актами, в которых определяются правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории облас-ти, а также устанавливаются формы и методы под-

держки защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти области. Нормативно-правовые акты направлены на развитие инвестиционного процесса, формирование благоприятного режима для инвесторов и предоставляют перечень гарантий для юридических лиц, которые осуществляют инвестиционные проекты.

При Департаменте инвестиций и предпринимательства Ростовской области создан инвестиционный портал [3], аккумулирующий информацию об инвес-тиционной привлекательности региона, о результатах инвестиционной деятельности, информирующий инвесторов о возможных мерах государственной поддержки, о наличии объектов инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности

В целях устранения административных барьеров и сокращения времени прохождения админис тратив-ных процедур в Ростовской области утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна» [4], в котором прописан механизм организации инвестиционного процесса и порядок рассмотрения инвестиционных проектов, определены органы исполнительной власти Ростовской области, ответственные за сопровождение инвестиционных проектов.

Особое значение проблемы стимулирования инвестиций имеют дляму ниципальных районов Ростов -ской области, которые характеризуются крайне неоднородной динамикой инвестиционного процесса (табл. 2).

Таблица 1

Конкурентные преимущества Сдерживающие факторы и инвестиционные риски

Благоприятные природно-климатические условия; уникальное географическое и геоэкономическое положение; развитая транспортная инфраструктура; высокий уровень газификации региона; высокий потребительский потенциал региона; крупнейший в России образовательный комплекс; значительный трудовой потенциал; энергоизбыгочнос тъ региона; развитая сеть научных и инновационных организаций; высокие кредитные и инвестиционные рейтинги; развитый промышленный комплекс; благоприятные условия для ведения сельского хозяйства; наличие месторождений полезных ископаемых; развитая сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; точки инвестиционного роста для сбалансированного развития территорий Ростовской области Рост операционных издержек бизнеса (преимущественно за счет роста тарифов естественных монополий); высокий износ основных средств (более 44%); низкий уровень коммерциализации результатов исследований и научных разработок; недостаточный уровень доступности финансовых ресурсов кредитных организаций (удельный вес банковских кредитов составляет 9,4% в структуре источников инвестиционного финансирования); высокий уровень конкуренции между регионами при формировании цены размещения инвестиционного проекта; усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы; неравномерное экономическое развитие муниципальных образований; дефицит квалифицированных кадров; сокращение численности населения трудоспособного возраста; замедление инвестиционной активности зарубежных инвесторов; наличие инфраструктурных ограничений, высокий износ коммунальной инфрас труктуры; перегруженность транспортно-дорожной сети, ее неравномерное развитие

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по муниципальным районам Ростовской области по полному кругу _организаций за январь-декабрь 2014 г.__

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. Доля муниципального образования в общем объеме инвестиций по области, % Темп роста (снижения) инвестиций в основной капитал,% Индекс физического объема инвестиций, %

Азовский район 6739529 2,6 119,9 117,6

Аксайский район 6461369 2,5 112,9 110,6

Багаевский район 718463 0,3 111,0 108,8

Белокалитвинс кий район 1936411 0,7 89,2 87,5

Боковский район 390964 0,1 109,8 107,6

Верхнедонской район 229530 0,1 134,0 131,4

Веселовский район 1007331 0,4 229,4 224,9

Волгодонский район 381365 0,1 105,7 103,6

Дубовский район 932312 0,4 185,7 182,1

Егорлыкский район 448134 0,2 112,2 110,0

Заветинский район 361437 0,1 150,4 147,5

Зерноградский район 984951 0,4 95,5 93,6

Зимовниковский район 514669 0,2 90,1 88,3

Кагальницкий район 698734 0,3 120,1 117,8

Каменский район 573270 0,2 68,6 67,2

Кашарский район 483183 0,2 210,6 206,5

Константиновский район 263569 0,1 56,4 55,3

Крас носулинс кий район 4832454 1,8 110,6 108,5

Куйбышевский район 254036 0,1 189,9 186,2

Мартыновский район 945954 0,4 105,8 103,7

Матвеево-Курганский район 889303 0,3 109,2 107,0

Миллеровский район 2517649 1,0 31,0 30,4

Милютине кий район 365910 0,1 73,3 71,8

Морозове кий район 612853 0,2 129,7 127,1

Мясниковский район 1493891 0,6 50,1 49,1

Неклиновский район 1564243 0,6 58,7 57,5

Обливский район 274211 0,1 97,0 95,1

Октябрьский район 6643697 2,5 216,2 212,0

Орловский район 573630 0,2 110,6 108,4

Песчанокопский район 516362 0,2 110,9 108,7

Пролетарский район 621221 0,2 103,8 101,8

Ремонтненский район 139238 0,1 52,0 51,0

Родионово-Несветайский район 360176 0,1 75,2 73,7

Сальский район 6647207 2,5 277,9 272,5

Семикаракорский район 2239783 0,9 174,2 170,8

Советский район 45771 0,0 46,3 45,4

Тарас овский район 238902 0,1 61,7 60,5

Тацинский район 657323 0,3 58,6 57,4

Усть-Донецкий район 951071 0,4 87,0 85,3

Целине кий район 995872 0,4 116,7 114,4

Цимлянский район 985251 0,4 92,2 90,4

Чертковский район 421820 0,2 76,4 74,9

Шолоховский район 515289 0,2 85,4 83,8

Очевидно, что разница в уровне инвестиционной активности по муниципальным районам с максимальным и минимальным значением составляет более чем 5 раз. Используя метод неравных интервалов, определенных аналитически, распределим муниципальные районы по трем группам в зависимости от дос-тигнутого уровня индекса физического объема инвес-

тиций к среднему значению по муниципальный райо-нам Ростовской области (161,8%): I группа - муниципальные районы со значением индекса существенно ниже среднего значения (от 51% до 120%), II группа - в пределах средней (121% - 180%), III группа -районы со значением индекса существенно выше среднего (181% - 272,5%) (табл. 3).

Таблица 3

Группировка муниципальных районов по уровню индекса физического объема инвестиций в 2014 г.

Интервалы Число муниципальных образований в интервале Доля группы в общей выборке, %

Ниже среднего значения (от 51% до 120%) 33 76,7

В пределах среднего (121% - 180%) 4 9,3

Существенно выше среднего (181%-272,5%) 6 14,0

К третьей группе относятся Веселовский, Дубов-ский, Куйбышевский, Кашарский, Октябрьский, Сальский муниципальные районы. Очевидно, что большая часть муниципальных районов характеризуется низким уровнем инвестиций, для них особенно актуальными являются вопросы привлечения частных инвестиций для финансирования экономически и социально значимых инвестиционных проектов, что требует адекватного развития организационного механизма управления инвестиционной деятельностью.

Одним из таких районов является Неклиновский район, расположенный в юго-западной части Ростовской области. В состав района входят 126 населенных пунктов, объединенных в 18 сельских поселений. Основная отрасль производства - сельское хозяйство, представленное такими динамично развивающимися предприятиями, как ОАО «Птицефабрика «Таганрогская», СПК - колхоз «50 лет Октября», ЗАО «Миусский лиман», ООО «Тепличный комбинат «Ростовский». Основной задачей в области социально-экономического развития района является создание и развитие действующих производств.

Инвестиционный потенциал района характеризуется следующими позициями [5]:

- развитая транспортная инфраструктура;

- развитая инженерная инфраструктура;

- благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства - многоотраслевого, сочетающего интенсивное земледелие с развитым животноводством;

- мощный образовательный комплекс;

- развитая финансовая инфраструктура;

- сформированные площадки для реализации инвестиционных проектов;

- полная поддержка и содействие органов местного самоуправления Неклиновского района в реализации инвестиционных проектов.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Неклиновского района Администрацией района предприняты следующие действия:

- в рамках муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» разработана подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Неклиновский район»;

- проводится анализ инструментов инвестиционной привлекательности муниципального образования «Неклиновский район»;

- анализируются основные направления осуществления инвестиционной политики;

- сформированы инвестиционные предложения хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Неклиновского района;

- сформированы актуальные инвестиционные площадки для привлечения инвесторов с учетом инвестиционных предложений;

- создан совет по инвестициям при Администрации Неклиновского района.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих целях в структуре Администрации Неклиновского района создан и функционирует специальный орган - Совет по инвестициям при главе Администрации Неклиновского района.

Совет является постоянно действующим коллегиальным консультативно-совещательным органом, призванным содействовать привлечению инвестиций в экономику Неклиновского района. Совет реализует политику по привлечению инвестиций, созданию режима наибольшего благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности в целях обоснованного соблюдения экономических, социальных и экологических интересов населения Неклиновского района, обеспечения устойчивого развития экономики, стабильной социальной обстановки и благоприятной окружающей среды.

Совет в своей работе применяет обоснованные подходы к реализации инвестиционных проектов и развитию территории Неклиновского района с учетом прогнозных оценок социально-экономического развития, местных природно-климатических условий, документов территориального планирования Неклиновского района и сельских поселений, входящих в состав Неклиновского района.

В соответствии с постановлением администрации Неклиновского района от 14.07.2015 №716 «О порядке формирования и ведения Реестра инвестиционных проектов муниципального образования «Неклиновский район» в штатное расписание администрации введена дополнительная должностная позиция -ведущий специалист по инвестиционной политике Администрации Неклиновского района, который осуществляет сопровождение всех инвестиционных проектов, включенных в реестр (куратор). Куратор по итогам каждого отчетного квартала осуществляет мониторинг реализации инвестиционных проектов, внесённых в реестр инвестиционных проектов, а также включает новые инвестиционные проекты, преде тавленные заявителями.

Таким образом, наряду с привлечением инвестиций важнейшим компонентом роста инвестиционной активности является сопровождение инвестиционных проектов, которое включает:

- мероприятия по оказанию содействия инвестору в своевременном получении необходимых согласований и разрешений в структурных подразделениях и органах Администрации Неклиновского района с правами юридического лица;

- мероприятия по оказанию содействия инвестору в своевременном получении от соответствующих организаций технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;

- другие мероприятия, способствующие сокращению сроков реализации инвестиционного проекта. Сопровождение инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Ростовской области, может осуществляться в форме оказания консультационной, информационной, юридической, административной и организационной помощи инвестору, способствующей привлечению для реализации инвестиционного проекта средств инвестиционных и венчурных фондов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений.

Развитие механизмов привлечения инвестиций в экономику района обусловило возможность реализации ряда важных для социально-экономического развития территории проектов. Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций в разрезе видов экономической деятельности по территории Неклиновского район за 2014 г. существенно различаются по темпам роста (табл. 4).

Из статистических данных табл. 4 видно, что основная часть инвестиций в основной капитал за 2014г. по темпам роста направлена на операции с недвижимым имуществом (строительство зданий и сооружений).

В I квартале 2015 г. введен в эксплуатацию крупнейший инвестиционный проект в Неклиновском районе и области - ООО Тепличный комбинат «Ростовский», производство овощной продукции - 10 000 тонн в год, который позволил создать дополнительно 250 рабочих мест. Проект внесен в реестр «100 губернаторских инвестиционных проектов». Стоимость проекта составила 1820, 7 млн рублей.

За счет бюджетных средств начато строительство дошкольного образовательного учреждения в селе Новобессергеневка на 160 мест. В 2014 г. после капитального ремонта осуществлен ввод в эксплуатацию двух дошкольных учреждений в селе Петрушино на 90 мест и селе Лакедемоновка на 40 мест. Планируется открытие дополнительной группы на 20 человек на базе свободной площадки в Новоприморском детском саду.

Получены положительные заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации на строительство детских дошкольных учреждений в Вареновском, Покровском, Николаевском сельских поселениях по 120 мест каждый; по берегоукреп-лению Таганрогского залива Азовского моря в районе села Петрушино.

Продолжаются строительно-монтажные работы по реконструкции разводящих сетей водоснабжения в селе Покровском. Готовится документация на проведение аукциона по строительству внешнего водоснабжения в селах Николаев ка, А-Мелентьево, Носово и двух жилых поселков ООО «ИК «Реалстройэстейг» и рекультивации свалки в селе Покровском. Реализуются программы по реконструкции, капитальному ремонту и содержанию дорог. Ведется разработка проектно-сметной документации на строительство дороги к детскому дошкольному учреждению в селе Николаевка и автомобильных дорог общего пользования местного значения к детским дошкольным учреждениям в селах Покрове кое и Вареновка.

В 2015 г. в реестр инвестиционных проектов Неклиновского района включен новый проект «Строительство рыбоводного хозяйства по выращиванию осетровых пород рыб». Предполагаемый срок реализации - 2015-2018 гг., планируемое число рабочих мест - 120, что при положительном результате принесет новые поступления налоговых отчислений в бюджет Неклиновского района.

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций в разрезе видов экономической

деятельности в 2014 г.

№п/п Вид экономической деятельности Инвестиции в основной капитал с начала отчетного года, тыс. руб. Темп роста к 2013 г., % Темп прироста, %

Тр-100

1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 422,57 25 -75

2 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,71 300 200

3 Государственное управление, социальное страхование 260,86 250 150

4 Образование 15,92 72,4 -27,6

5 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 14,85 106,4 6,4

6 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,03 21,0 -79

Итого 752,51 39,9

Сопровождение инвестиционных проектов в Нек-линовском районе организовано в соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна», который предусматривает механизм реализации инвестиционного проекта с момента подачи обращения субъекта предпринимательской деятельности (заявка инициатора инвестиционного проекта) в областные и муниципальные органы власти с целью сопровождения проекта и/или оказания государственной поддержки до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Сопровождение инвестиционных проектов в Неклиновском районе организовано в соответствии с Постановлением Администрации от 29.06.2010 №635 «Об утверждении Положения о секторе инвестиционного развития и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Неклиновского района».

В соответствии с Постановлением Администрации Неклиновского района от 21.08.2014 № 1133 сформирован и ведется реестр инвестиционных проектов, призванный предоставлять заинтересованным инвесторам информацию, необходимую для принятия решения и процесса реализации инвестиционного проекта, по следующим позициям: свободные земельные участки и промышленные площадки, их собственники и пользователи; логистика, инженерные коммуникации, социальная инфраструктура рассматриваемых территорий; действующие тарифы на энергоресурсы. На каждый календарный год формируется инвестиционная программа района.

Таким образом, важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в регионе является активность государственных органов власти в создании инвестиционной привлекательности территории. Управление инвестиционным развитием на региональном (муниципальном) уровне представляет собой процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности, и поэтому главными направ-лениями деятельности по управлению инвестиционными процессами на региональном уровне являются следующие:

- развитие регионального (муниципального) инвес-тиционного законодательства (нормативно-правового обеспечения);

- поддержка инвестиционных проектов на местах путем предоставления определенных льгот;

- формирование инвестиционного имиджа муниципалитета, его открытость, привлекательность для инвесторов: реклама, составление каталогов перс -пективных предприятий, инвестиционных проектов и программ.

Очевидно, что чем выше инвестиционный потенциал региона, тем ниже риск инвестиционной деятельности в нем. Следует также подчеркнуть, что при ограниченности бюджетных источников развития территорий муниципальных образований, большая часть которых является высокодотационными, единственным существенным источником поступательного социально-экономического развития выступают

частные инвестиции. В этой связи роль целенаправ-ленного муниципального менеджмента в сфере инвестиций сложно переоценить.

Для убедительности данного тезиса проанализируем продекларированные Администрацией Неклиновского района меры поддержки инвесторов и реальные бюджетные расходы на данные цели. Основными элементами инвестиционного менеджмента в муниципальном районе выступают следующие [5, с. 6]:

- развитие системы информационного обеспечения инвесторов;

- обеспечение правовых и имущественных гарантий инвесторов;

- сопровождение инвестиционных проектов;

- оказание содействия по устранению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов;

- выделение земельных участков под строительство и реализацию инвестиционных проектов;

- поддержка за счет средств муниципального бюджета субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных сферах экономики;

- муниципальная поддержка приоритетных направлений реализации инвестиционных проектов (строительство, реконструкция и модернизация животноводческих объектов, строительство объектов по переработке мяса и молока);

- предоставление субсидий за счет средств местного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат по организации собственного дела начинающим предпринимателям, возмещения стоимости приобретенных основных средств;

- предоставление муниципальных гарантий Неклиновского района.

Для оценки реалистичности реализации данных мер сопоставим уровень дотационности бюджета Неклиновского района и уровень расходов по разделу бюджетной классификации «Национальная экономика» (рис. 3) [6].

Очевидно, что уровень дотационности бюджета от года к году нарастает. В условиях нестабильной финансовой ситуации объем межбюджетных транс -фертов по всей вертикали бюджетной системы будет нестабилен, высока вероятность снижения объема межбюджетных трансфертов. В этих условиях более чем скромные бюджетные возможности по финансовой поддержке инвестиций в реальный сектор экономики не могут стать существенным механизмом стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе в важнейшем секторе экономики Неклиновского района - сельском хозяйстве. Косвенным подтверждением данного факта является наличие в муниципальном районе сформированных инвестиционных площадок, которые остаются невостребованными.

Рис. 3. Потенциал бюджетных средств, направляемых на инвестиционную поддержку

2 000 000,00 1 800 000,00 1 600 000,00 1 400 000,00 1 200 000,00 1 000 000,00 800 000,00 600 000,00 400 000,00 200 000,00 0,00

2011

2012

2013

43 764,90 56 975,30

2014

89 286,40

2015 (отчетза 9 месяцев)

(Доходы , тыс. руб. - Межбюджетные трансферты, тыс. руб. Ы Расходы по разделу "Национальная экономика", тыс. руб.

Таким образом, наиболее действенными инструментами стимулирования инвестиционной активное -ти выступают именно организационные, которые укладываются в рамки эффективно организованного сопровождения инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации на территории муниципального района, а также создание инвестиционных площадок с адекватно развитой инфраструктурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ватолин В. В. Региональная экономика и инвес -тиции // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 18. С. 62-67.

2. Стратегия инвестиционного развития Ростовской области на период до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 47.

3. Инвестиционный портал Департамента инвес -тиций и предпринимательства Ростовской облас-

ти [Электронный ресурс ]. URL: http://invest-don.com/ (дата обращения: 2.11.2015).

4. Регламент сопровождения инвестиционных про -ектов по принципу «единого окна» на территории Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://invest-don.com/ru/new_element_213/ (дата обращения: 2.11.2015).

5. Инвестиционный паспорт муниципального образования «Неклиновский район Ростовской облас -ти» [Электронный ресурс]. URL: http://nekl.donland.ru/Data/Sites/36/media/masalov (дата обращения: 2.11.2015).

6. Отчеты об исполнении бюджета Неклиновского района за 2011-2015 гг [Электронный ресурс]. URL: http ://nekl. donland.ru/Default. aspx?pageid= 127606 (дата обращения: 2.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.