УДК [332.146:330.332]: 352.071 (470.46)
НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ*
С. В. БАСТРЫКИН,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятием E-mail: [email protected]
Н. С. ОБУХОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Астраханский государственный технический университет
Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность территории, проанализирован текущий уровень инвестиционной активности. Предложены направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности в сельском муниципальном образовании.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность.
Высокий уровень инвестиционной активности -важная предпосылка развития территории. В условиях современной экономики, характеризующейся усилением конкуренции и дефицитом инвестиционных ресурсов, органы власти на всех уровнях осознали важность и необходимость целенаправленной работы не только по привлечению инвестиций, но и их рациональному использованию, поэтому одной из приоритетных задач инвестиционной политики территории является обоснованный выбор направлений и инструментов активизации инвестиционной деятельности.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Астраханском государственном техническом университете.
В последние годы особую актуальность приобрел вопрос активизации инвестиционной деятельности в экономике муниципальных образований. Значительный вклад в исследование теоретических и практических аспектов инвестиционной деятельности на местном уровне внесли В. И. Бацин, Т. А. Бурцева, В. М. Долгих, Е. А. Казакевич, Н. В. Новичков, С. А. Обозов, В. Е. Рохчин, С. А. Тихомиров и др. Теоретической разработкой проблемы поиска методов и инструментов активизации инвестиционной деятельности в экономике муниципальных образований занимались Р. В. Бабун, И. Ф. Зину-ров, В. Н. Маковеев, О. В. Подолякин, А. Э. Саак, И. А. Ситнова, О. А. Колчина, З. З. Муллагалеева, В. Г. Ярмухаметов. Вместе с тем большая часть трудов посвящена особенностям управления инвестиционными процессами в крупных и средних городах, уровень и специфика развития которых значительно отличается от сельских муниципальных образований. Поэтому, несмотря на то, что в экономической литературе существуют работы, ориентированные на решение вопросов, связанных с разработкой механизмов реализации и повышения эффективности муниципальной инвестиционной политики, роста инвестиционной активности, в практике деятельности сельских муниципальных
образований их результаты трудно применимы. В связи с этим научные изыскания по проблемам активизации инвестиционной деятельности в сельских муниципальных образованиях действительно актуальны. Целью авторского исследования является выбор направлений и инструментов активизации инвестиционной деятельности в сельском муниципальном образовании на основе оценки инвестиционного климата территории.
Объектом исследования стало сельское муниципальное образование «Красноярский район» Астраханской области (далее - МО «Красноярский район»).
Характеристика инвестиционного климата в качестве основы для определения приоритетных направлений и инструментов активизации инвестиционной деятельности была выбрана не случайно. Во-первых, особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории, так как это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Во-вторых, при оценке инвестиционного климата учитываются два типа факторов: определяющих инвестиционную привлекательность и сдерживающих инвестиционную активность. В-третьих, характеристика инвестиционного климата предполагает оценку уровня инвестиционной активности, которая объективно характеризует текущую привлекательность территории для инвесторов [1, 2]. В-четвертых, большинство органов местного самоуправления на протяжении последнего десятилетия в той или иной степени проводят мониторинг состояния инвестиционного климата на вверенной им территории, и специалисты органов местного самоуправления уже обладают некоторыми знаниями и опытом в данной сфере. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что комплексная характеристика инвестиционного климата позволит обоснованно подойти к выбору приоритетных направлений и инструментов активизации инвестиционной деятельности.
В отечественной экономической науке много работ по оценке инвестиционного климата. Например, В. П. Попков, В. П. Семенов, В. Г. Ярму-хаметов инвестиционный климат определяют как совокупность инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков [7, 10]. В свою очередь А. В. Пикулькин предложил оценивать инвестиционный климат на основе показателей социально-экономического развития муниципального образо-
вания [9]. А Г. Марченко и О. Мачульская понятие «инвестиционный климат» трактуют как синоним понятия «инвестиционная привлекательность» [4]. Оценка инвестиционного климата МО «Красноярский район» Астраханской области базируется на подходе, предложенном авторами работ [1, 2]. С их точки зрения инвестиционный климат определяется инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью.
Исследование инвестиционного климата МО «Красноярский район» проводилось в несколько этапов. На первом этапе на основании анализа географического положения, ресурсного потенциала территории, уровня развития социально-экономической, демографической, инфраструктурной, транспортной среды района были выделены факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность территории, определен характер их воздействия на инвестиционный климат. Факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность, оценивались в интервале от 1 до 5 (1 - благоприятное влияние фактора на инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат незначительно; 5 - фактор обеспечивает инвестиционную привлекательность, формирует благоприятный и конкурентоспособный инвестиционный климат территории). Факторам, сдерживающим инвестиционную деятельность, присваивались значения от - 1 до - 3 (-1 - минимальное негативное влияние на инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат территории; - 3 - значительное негативное влияние на инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат территории).
Рассмотрим факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность МО «Красноярский район». В скобках даны оценки факторов в диапазоне от 1 до 5.
Наличие природных ресурсов (5). Территория района характеризуется богатым природно-ре-сурсным потенциалом. В 1976 г. в Красноярском районе было открыто Астраханское газоконденсат-ное месторождение. Месторождение находится в промышленной разработке ООО «Газпром добыча Астрахань» с 1986 г.
В южной части Красноярского района располагается Алексеевское газоконденсатное месторождение. Здесь также недропользователь ООО «Газпром добыча Астрахань». В настоящее время на его территории ведутся геологоразведочные работы.
На территории района частично располагаются Центрально-Астраханское газоконденсатное месторождение, Северо-Астраханский лицензионный участок, Ватажный северный участок и Кирики-линский участок, на которых ведутся поисковые работы по выявлению новых месторождений углеводородного сырья.
В Красноярском районе открыто Астраханское месторождение йодсодержащих подземных вод с промышленным содержанием йода, а также Красноярское месторождение подземных технических вод. На территории района находятся месторождения кирпичного сырья (Красноярское, Черемухинское) и глины для производства стеновых керамических блоков (Жол-Тюбинское), которые в настоящее время не разрабатываются.
Промышленный потенциал (5). По промышленному потенциалу Красноярский район является одним из лидеров в Астраханской области. В структуре экономики района ведущую роль играет промышленность. В совокупном выпуске продукции она занимает 67 %. На территории района расположены структурные подразделения крупнейшего в регионе промышленного предприятия ООО «Газпром добыча Астрахань».
В 2012 г. в Красноярском районе было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг предприятиями (включая рыбоводство и рыболовство) на 8 463,3 млн руб. Рост объемов производства по сравнению с 2011 г. в действующих ценах составил 0,4 %.
В структуре отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг 36,5 % занимает обрабатывающее производство, 35,5 % -добыча полезных ископаемых, 28 % - производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Географическое положение (4). Красноярский район обладает достаточно выгодным географическим положением. Граничит с Харабалинским, Приволжским, Наримановским и Володарским районами Астраханской области, а также с Кур-мангазинским районом Республики Казахстан. Расстояние от районного центра до Астрахани - 35 км. Близость расположения основных населенных пунктов Красноярского района относительно наиболее развитых муниципальных районов области (Приволжский и Наримановский) и областного центра обеспечивает дополнительную возможность сбыта продукции на их территории с относительно низкими транспортными издержками.
Развитая транспортная инфраструктура (4). Протяженность всех дорог на территории МО «Красноярский район» составляет 489 км, из них дорог с твердым покрытием - 274 км. По территории района проходят участок дороги от Астрахани до Атырау европейского маршрута Е-40, что создает перспективы для развития придорожной инфраструктуры; ветка Приволжской железной дороги (4 железнодорожных переезда), играющая основную роль в перевозках промышленной и сельскохозяйственной продукции за пределы района; судоходные рукава Волги, имеющие важное транспортное значение. В районе расположен крупный транспортный узел «Бузан-порт», представляющий собой современный причальный комплекс, к которому подходит железнодорожная ветка.
Высокий уровень развития агропромышленного комплекса (4). В последние годы на территории района наблюдается положительная динамика сельскохозяйственного производства. В совокупном выпуске продукции Красноярского района на долю сельского хозяйства приходится 12 %. Объем валовой продукции сельского хозяйства за 2012 г. по всем категориям хозяйств составил в действующих ценах 1 725,8 млн руб., или 115,6 % к уровню 2011 г., в том числе в растениеводстве - 429,5 млн руб., в животноводстве - 1 296,3 млн руб.
Агропромышленный комплекс представлен такими подотраслями, как животноводство (мясное и молочное скотоводство), растениеводство, перерабатывающая промышленность. На территории района располагается ООО «Картубинское» -ведущий производитель молока в Астраханской области. Сельхозпредприятия и частные производители занимаются выращиванием и разведением коров, овец, коз, лошадей, свиней, верблюдов. Основные виды производимой животноводческой продукции - мясо, молоко, яйца, шерсть. В Красноярском районе выращиваются все основные виды сельскохозяйственных культур (овощи, бахчевые, картофель, зерновые, в том числе рис). Ежегодно увеличиваются посевные площади кормовых культур.
Высокий уровень потребительского потенциала населения (4). На территории Красноярского района регистрируется самый высокий уровень оплаты труда среди всех муниципальных районов и городов Астраханской области. Среднемесячная заработная плата на одного работающего (по крупным и средним предприятиям и организациям района)
в 2012 г. сложилась в размере 32 189,5 руб., или 105,2 % по сравнению с 2011 г. Наибольший размер среднемесячной зарплаты наблюдается в отраслях, связанных с транспортом и связью (47 561,8 руб.), операциями с недвижимым имуществом и арендой (42 861,5 руб.), производством и распределением электроэнергии, газа и воды (40 987,2 руб.), добычей полезных ископаемых (40 106,4 руб.), в обрабатывающих производствах (42 580,2 руб.). Наименьший -в здравоохранении (12 482,8 руб.) и образовании (10 631,4 руб.).
В 2012 г. рост средней заработной платы был зарегистрирован во всех отраслях, кроме строительства (94,5 % от уровня 2011 г.) и транспорта и связи (98,3 % от уровня 2011 г.).
Существующий уровень оплаты труда определяет высокую покупательную способность населения района, что создает условия для развития потребительского рынка.
Прозрачная административная среда (4). Администрация МО «Красноярский район» при взаимодействии с хозяйствующими субъектами руководствуется принципом дружественного отношения с бизнес-сообществом и всеми доступными способами оказывает содействие их развитию.
Органы местного самоуправления ведут активную работу по консультированию субъектов малого и среднего бизнеса, а также граждан, решивших начать предпринимательскую деятельность. Совместно с министерствами, ведомствами и контролирующими органами периодически организуются обучающие семинары по вопросам землепользования, трудового законодательства, отдельных видов предпринимательской деятельности, лицензирования, статистической отчетности и др. Обо всех вновь принятых нормативно-правовых актах, основных мероприятиях, способах финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей, результатах деятельности информация размещается на сайте администрации Красноярского района.
Благоприятная демографическая ситуация (4). В Красноярском районе в последние годы устойчиво регистрируется естественный прирост населения. Показатели рождаемости и смертности характеризуются положительной динамикой. В 2012 г. общий коэффициент рождаемости составил 19,1 чел. (15,1 чел. по области в целом) на 1 000 чел. населения (второе место в регионе), общий коэффициент смертности - 9,4 чел. (12,6 чел. по области в целом) на 1 000 чел. населения (самый низкий уровень
смертности в Астраханской области). Значительных половых и возрастных диспропорций в районе не зарегистрировано.
Развитие малого и среднего предпринимательства (3). Показатели деятельности малого и среднего предпринимательства свидетельствуют о положительной динамике развития данного сектора экономики района. Среди вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей большую часть составляют те, кто занимается торговлей и общественным питанием, строительством и столярными работами, производством строительных материалов, сельским хозяйством, пассажирскими перевозками и предоставлением различного рода услуг. Красноярский район первым среди всех муниципальных районов Астраханской области реализовал целевую программу поддержки малого предпринимательства района на 2009-2013 гг., которая не только способствовала открытию новых предприятий, но и повышению конкурентоспособности существующих.
В Красноярском районе на регулярной основе работает совет по предпринимательству при главе района, который рассматривает проблемы, волнующие малый и средний бизнес, разрабатывает способы их решения.
Наличие многочисленных объектов истории и культуры (3). Историческое и этнографическое наследие Красноярского района является основой для развития туристической деятельности. Многочисленные объекты истории и культуры народов, проживающих на территории района, архитектура, археологические открытия, предания, легенды, чудотворные иконы, священные гробницы, традиции, обряды - все это потенциальные пункты научно-исторических, этнографических и археологических туров. В настоящее время удельный вес туристической отрасли в общем объеме услуг, оказанных предприятиями района, крайне незначителен (менее 2,5 %), что свидетельствует о недостаточном использовании ее потенциала.
Рассмотрим теперь факторы, сдерживающие инвестиционную активность на территории МО «Красноярский район». В скобках даны оценки факторов в диапазоне от - 1 до - 3.
Отток в областной центр трудоспособного населения, особенно наиболее образованных и квалифицированных кадров (—1). В настоящее время на рынке труда ощущается острый дефицит мест для образованных и высококвалифицированных кадров
вследствие сложившейся структуры экономики района. Наибольшую часть вакансий, аккумулируемых ОГКУ «Центр занятости населения Красноярского района», составляют рабочие профессии (90 % от общего числа вакансий). Наибольшим спросом пользуется низкоквалифицированный труд: подсобные рабочие, рабочие зеленого строительства, овощеводы (55 % от общего числа вакансий), в период сезонных работ - операторы котельных (4 %), стропальщики (1,6 %). Кроме того, большая часть предлагаемых вакансий - это временные рабочие места (около 81 % от числа трудоустроенных в 2012 г.).
Большинство мероприятий, реализуемых на территории Красноярского района, направлены на содействие занятости наименее защищенных слоев граждан - лиц с низким уровнем образования, граждан предпенсионного возраста, инвалидов, многодетных и одиноких родителей, подростков. Отсутствие перспективных рабочих мест для высококвалифицированных кадров вынуждает их искать работу за пределами района.
Медленное внедрение современных технологий производства (—2). Ограниченность инвестиционных ресурсов, недостаточность собственных финансовых ресурсов предприятий, высокие процентные ставки по кредитам, необходимость поручительства со стороны третьих лиц, отсутствие собственных научных центров и удаленность расположения от ведущих научных центров страны определяют медленное внедрение современных технологий производства.
Слаборазвитые межрайонные, межрегиональные и внешнеэкономические связи (—2). Развитие экономических связей Красноярского района с соседними и близлежащими территориями - необходимое условие для создания благоприятного инвестиционного климата. В настоящее время ресурсы района позволяют производить все сельскохозяйственные культуры и животноводческую продукцию, однако внутренний рынок достаточно насыщен, что затрудняет сбыт товаров и снижает привлекательность территории для крупных инвесторов. Поиск новых рынков сбыта путем налаживания межрайонных, межрегиональных и внешнеэкономических связей - важнейший фактор роста экономики района.
Усиление конкуренции со стороны других муниципальных районов Астраханской области (-2). Осознание важности и необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата
на вверенной территории привело к активизации деятельности в этом направлении органов местного самоуправления во всех сельских муниципальных районах региона. В настоящее время администрациями сельских муниципальных районов ведется активный поиск стратегических инвесторов, осуществляется разработка, подготовка и продвижение инвестиционных площадок и привлекательных инвестиционных проектов, разрабатываются инвестиционные стратегии развития, что обостряет уровень конкуренции в борьбе за инвестиционные ресурсы внутри региона.
Наличие водных преград на пути основных транспортных потоков (-2). В ряде населенных пунктов отсутствуют мосты, преодоление водных преград осуществляется с помощью понтонных и паромных переправ, что создает трудности для увеличения грузо- и пассажирооборота на территории района.
Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства (-3). Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено высокой степенью износа основных фондов, неудовлетворительным финансовым положением предприятий отрасли, высокими затратами, неразвитостью конкурентной среды в сфере содержания и ремонта коммуникационных сетей. Кроме того, по территории Красноярского района проходят границы горного отвода, в которые попадают населенные пункты района, и недропользователь не согласовывает строительство объектов жилищно-коммунальной сферы в поселках Топал, Комсомольский, Досанг, Степной, Верхний Бузан.
Задача органов местного самоуправления в рамках реализуемой инвестиционной политики увеличить значимость факторов, оказывающих позитивное влияние на инвестиционный климат территории, снизить степень негативного воздействия или нейтрализовать факторы, препятствующие реализации инвестиционного потенциала Красноярского района.
Характеристика инвестиционного климата предполагает обязательную оценку текущего уровня инвестиционной активности, которая была проведена на втором этапе исследования. Объем инвестиций в основной капитал - главный показатель инвестиционной активности. По объему привлеченных инвестиций в основной капитал в 2012 г. Красноярский район занимал четвертое место в регионе (в 2011 г. -третье), уступая Астрахани, Наримановскому и Ах-тубинскому районам (рис. 1).
9 000
8 000 -7 000 6 000 5 000 4 000 Н 3 000 2 000 Н 1 000 0
На территории Красноярского района вплоть до 2009 года было зафиксировано крупнейшее предприятие района и области ООО «Газпром добыча Астрахань». В 2009 г. предприятие сменило юридический адрес на областной центр. Согласно действующей методологии статистического учета все экономические показатели предприятия стали отражаться по месту его новой регистрации, чем и объясняется резкое падение объемов инвестиций в основной капитал в Красноярском районе в 2009 г. С 2009 по 2011 г. даже без показателей ООО «Газпром добыча Астрахань» в районе наблюдалась устойчивая тенденция роста объема инвестиций в основной капитал, что свидетельствовало о повышении его инвестиционной привлекательности.
По итогам 2012 г. на территории района было зафиксировано значительное снижение объема инвестиций в основной капитал (78,4 % к уровню 2011 г. в сопоставимых ценах). Констатировать факт их реального сокращения на основе статистических показателей не следует, так как значительный объем строительных работ в этот период в МО «Красноярский район» (строительство нефтеперекачивающей станции КТК-Р и дороги к ней, комплексная жилищная застройка в селах Красный Яр и Маячное и др.) выполнялся застройщиками, зарегистрированными не на его территории, что привело к искусственному занижению показателя величины инвестиций в основной капитал в экономике района.
В структуре финансирования инвестиций в основной капитал наибольшая доля приходится на собственные средства предприятий 71,2 % в 2012 г. Соответствующий показатель по РФ в целом за этот же период составил 45,4 %. Доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 28,8 % против 54,6 % по РФ в целом (рис. 2). Это, с
7 180,7 \ 8 683,7
к 423,4 471,1 565,3 451,3
2008
2009
2010
2011
2012
2007
Источник: [3, 8].
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал в МО «Красноярский район», млн руб.
Прочие привлеченные Бюджеты
средства субъектов РФ
(8,8) (0,6)
Федеральный бюджет (2,6)
Прочие бюджетные средства (5,7)
Собственные средства (82,3)
Прочие привлеченные средства (20,2)
Бюджеты субъектов РФ (1,5)
Прочие бюджетные средства (6,8)
Федеральный бюджет (0,3)
Собственные средства (71,2)
Источник: [3, 8].
Рис. 2. Источники финансирования инвестиций в основной капитал в МО «Красноярский район» (без субъектов малого предпринимательства), %: а - 2011 г; б - 2012 г
одной стороны, свидетельствует о недостаточном объеме привлеченных средств. Однако, с другой стороны, низкое значение показателя объясняется особенностью его расчета: инвестиции отражаются по месту регистрации предприятий, а не на той территории, где реально осуществляются инвестиционные вложения.
В структуре привлеченных инвестиций в Красноярский район в 2011-2012 гг. банковские кредиты отсутствуют, в то время как в среднем по стране данный показатель в 2012 г. составил 7,9 %. Неиспользование банковских кредитов свидетельствует об их недоступности для большинства частных инвесторов, работающих на территории Красноярского района (высокие процентные ставки, необходимость залога, поручительства третьих лиц и т. д.).
На долю бюджетных источников финансирования инвестиций в Красноярском районе в 2012 г. приходилось 8,6 %. Данный показатель по РФ в целом значительно выше 17,9 %, что свидетельствует о необходимости формирования инвестиционно привлекательного имиджа территории района не только в глазах частных инвесторов, но и у органов исполнительной власти вышестоящего уровня.
Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль инвесторам, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в МО «Красноярский район» представлено на рис. 3.
Наиболее инвестиционно привлекательными для инвесторов на территории Красноярского района являются такие виды деятельности, как транспорт и связь (37,8 % в 2012 г. против 34,5 % в 2011 г.), обрабатывающие производства (17 % в 2012 г. против 4,1 % в 2011 г.), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14,2 % в 2012 г. против 9,7 % в 2011 г.), строительство (8 % в 2012 г. против 11,1 % в 2011 г.). Резкое снижение инвестиционной активности наблюдалось в добыче полезных ископаемых (5,8 % в 2012 г. против 16,7 % в 2011 г. от общего объема инвестиций в основной капитал), что объясняется сворачиванием инвестиционных программ ОАО «Газпром» на территории Красноярского района.
Несмотря на то, что сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики Красноярского района, уровень поступающих в отрасль инвестиций явно недостаточен. В 2011 и 2012 гг. на ее долю пришлось 6 и 5,8 % соответственно от общего объема инвестиций в основной капитал. Низкий уровень инвестиционной активности объясняется недостаточной рентабельностью инвестиций в сельском хозяйстве, трудностями, связанными с приобретением и арендой перспективных земельных участков, отсутствием налаженных рынков сбыта готовой продукции и др.
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставлений услуг (9,7)
Здравоохранение _и предоставление социальных услуг (7,4)
Транспорт и связь (34,5)
Сельское хозяйство, охота Добыча полезных и лесное г ископаемых хозяйство (6)/ (16,7)
Производство и распределение Строительство электроэнергии, (11,1) газа и воды (3,8)
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14,2)
ание
Сельское хозяйство, охота и лесное
Добыча полезных ископаемых (5,8)
Обрабатывающие роизводства (17)
Транспорт и связь (37,8)
Строительство (8)
Источник: [3, 8].
Рис. 3. Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в МО «Красноярский район» (по крупным и средним предприятиям), %: а - 2011 г.; б - 2012 г.
Наибольший объем инвестиций в 2011-2012 гг. приходился на транспорт и связь. В этой отрасли на территории Красноярского района функционирует такой крупный хозяйствующий субъект, как Астраханский филиал ООО «Газпромтранс». Кроме того, в отрасли осуществляют деятельность такие предприятия, как филиал ООО «Газпромбурение» -«Астрахань бурение», филиал ООО «Газпром подземремонт Оренбург», военизированная часть по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов ООО «Газпром газобезопасность», ООО ПКФ «Аксоль». Основной заказчик услуг - ООО «Газпром добыча Астрахань».
В строительстве крупнейшим предприятием, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Красноярского района, является ООО «ОСФ «Стройспецмонтаж», которым выполнено 77 % всех работ по данному виду деятельности. Этот хозяйствующий субъект является генеральным подрядчиком по выполнению строительных работ для предприятий, входящих в структуру ОАО «Газпром» (Астраханский филиал ООО «Газпромтранс», ООО «Газпром добыча Астрахань» и др.).
Значительным дополнительным источником инвестиций в экономику Красноярского района могут стать прямые иностранные инвестиции. В настоящее время иностранные инвестиции в экономику района не поступают, что еще раз подтверждает необходимость налаживания внешнеэкономических связей. Особенно перспективно деловое сотрудничество с Республикой Казахстан, которая имеет общую границу с Красноярским районом. Между администрацией МО «Красноярский район» и акиматом Курмангазинского района Атырауской области заключено соглашение о взаимном сотрудничестве в различных сферах, реализуя которое можно привлечь к бизнесу партнеров из Казахстана.
На основании проведенных исследований была составлена матрица SWOT-анализа инвестиционного климата МО «Красноярский район» (рис. 4). SWOT-анализ инвестиционного климата территории обобщает факторы, оказывающие влияние на его состояние, предполагаемые возможности для увеличения уровня инвестиционной активности и угрозы, препятствующие реализации инвестиционного потенциала территории.
В Астраханской области Красноярский район относится к районам - лидерам по уровню и темпам социально-экономического развития [5], а его
инвестиционный климат можно охарактеризовать как умеренно благоприятный. В экономике района существует достаточно много проблем, требующих скорейшего разрешения, однако они являются типичными для большинства сельских муниципальных образований не только Астраханской области, но и России в целом. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что экономика района в целом достаточно инвестиционно привлекательна и обладает значительным инвестиционным потенциалом. SWOT-анализ инвестиционного климата позволяет не только структурировать сильные и слабые стороны, а также угрозы и перспективы со стороны внешней среды, но и дает возможность определить первоочередные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности территории.
Авторы работы [6] выделили четыре вида инструментов управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования: административные, экономические, институциональные и информационные. Однако далеко не все инструменты активизации инвестиционной деятельности доступны для сельских муниципальных образований. В настоящее время большинство из них существенно ограничены в применении экономических методов воздействия на субъекты инвестиционной деятельности. Недоступность финансовых механизмов привлечения инвестиций объясняется дефицитом ресурсов в местных бюджетах.
С учетом результатов SWOT-анализа были разработаны направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности на территории МО «Красноярский район», представленные на рис. 5.
Проведенное исследование доказало возможность обоснованного выбора приоритетных направлений и инструментов активизации инвестиционной деятельности на основе оценки инвестиционного климата территории.
Инвестиционная политика, реализующая выбранные приоритетные направления активизации инвестиционной деятельности и использующая соответствующие инструменты, создаст условия для дальнейшего формирования благоприятного инвестиционного климата в Красноярском районе, обеспечит устойчивый экономический рост на его территории, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения.
Внутренние факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность территории (сильные стороны) Внутренние факторы, сдерживающие инвестиционную активность (слабые стороны)
Наличие богатых природных ресурсов и благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства. Выгодное географическое положение. Район расположен в непосредственной близости от наиболее развитых муниципальных районов региона, областного центра. Наличие границы с Республикой Казахстан. Наличие крупных конкурентоспособных товаропроизводителей продукции. Диверсификация агропромышленного комплекса. Развитая транспортная инфраструктура. Территорию района пересекают магистрали, связывающие южные регионы страны, а также Россию и Казахстан. Наличие судоходных рукавов Волги. Более высокий уровень потребительского потенциала населения, чем в других сельских муниципальных районах области. Благоприятная демографическая ситуация. Нацеленность руководства района на повышение инвестиционной привлекательности территории. Положительный опыт реализации крупных инвестиционных проектов. Достаточно высокий уровень предпринимательской активности. Наличие нормативно-правой базы, ориентированной на создание благоприятного инвестиционного климата. Наличие многочисленных объектов истории и культуры, уникальные природно-климатические условия Волго-Ахту-бинской поймы создают условия для развития туристической деятельности Диспропорции на рынке труда. Медленное внедрение современных технологий производства из-за недостаточности финансовых ресурсов. Значительная удаленность коммуникаций или энергоисточников от участков, пригодных для крупного агропромышленного производства. Снижение рыбных запасов вследствие обмеления рек и ериков. Слаборазвитые межрайонные, межрегиональные и внешнеэкономические связи. Наличие водных преград на пути основных транспортных потоков. Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства. Насыщенность (ограниченность) внутрирайонного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. Недостаточный приток инвестиций в инфраструктурные отрасли. Низкий удельный вес финансирования инвестиций за счет привлеченных средств. Наличие зарегистрированных в собственности Российской Федерации земель, расположенных на территории Красноярского района, общей площадью более 172 тыс. га, что значительно затрудняет их хозяйственное использование
Возможности внешней среды Угрозы внешней среды
Привлечение бюджетных инвестиций для формирования современной транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Привлечение иностранных инвесторов для реализации крупных инвестиционных проектов на территории района. Увеличение грузо- и пассажирооборота за счет строительства логистического комплекса вдоль автомобильной трассы Е-40, моста через реку Бузан в с. Красный Яр. Расширение возможностей сбыта сельскохозяйственной продукции за счет налаживания межрегиональных и внешнеэкономических связей. Увеличение производства продукции сельского хозяйства за счет участия в федеральных и областных целевых программах. Развитие сельского хозяйства за счет привлечения и налаживания сотрудничества с крупными отечественными производителями АПК, что создаст предпосылки для интеграции мелких сельхозпроизводителей Красноярского района в средние и крупные хозяйствующие субъекты. Повышение инвестиционных рейтингов Астраханской области и Российской Федерации в целом Усиление технологической отсталости агропромышленного комплекса вследствие отсутствия притока инвестиций, неразвитости потребительской и производственной кооперации. Ухудшение ситуации в ЖКХ в результате нарастания износа основных фондов. Сокращение федеральных и областных целевых программ по поддержке сельских муниципальных образований. Снижение налогового потенциала и увеличение зависимости от областного и федерального бюджетов. Усиление конкуренции за инвестиционные ресурсы со стороны других муниципальных районов Астраханской области. Снижение инвестиционных рейтингов Астраханской области и Российской Федерации в целом. Экспансия импортных товаров на внутреннем рынке Астраханской области, связанная с вступлением России в ВТО и увеличением импортных поставок сельскохозяйственной продукции из Турции, Ирана. Отток наиболее квалифицированного населения трудоспособного возраста в областной центр и более благополучные регионы России
Рис. 4. SWOT-анализ инвестиционного климата МО «Красноярский район»
Расширение внутренних возможностей на основе использования преимуществ (SO-направление) Использование сильных сторон для преодоления угроз ^^направление)
Широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов. Развитие перспективных направлений привлечения инвестиций в транспорт и связь, добычу полезных ископаемых, строительство, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, туризм. Поддержка малого и среднего предпринимательства. Формирование и регулярное обновление базы данных свободных земельных участков и имущества для размещения инвестиционных проектов по всем муниципальным образованиям Красноярского района. Формирование имиджа инвестиционной привлекательности территории и активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном и международном уровнях Проведение встреч, круглых столов с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, ознакомление их с имеющимися инвестиционными площадками, помощь в оформлении документов, разработке бизнес-планов для получения необходимых кредитных ресурсов. Внедрение на территории района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна. Создание системы стимулов для инвесторов в целях формирования более благоприятных условий для инвестирования в Красноярский район по сравнению с другими сельскими муниципальными районами региона. Создание благоприятных условий проживания, развитие системы здравоохранения, образования, социально-культурной сферы. Активизация усилий органов местного самоуправления по разработке целевых программ, направленных на решение ключевых проблем экономики и поиск источников их финансирования
Использование возможностей внешней среды для устранения слабых сторон (WO-направление) Устранение слабых сторон для предотвращения угроз ^^направление)
Привлечение и поддержка инвесторов, создающих постоянные рабочие места с адекватным уровнем заработной платы. Помощь хозяйствующим субъектам в поиске российских и зарубежных партнеров для совместной разработки и реализации инвестиционных проектов. Привлечение средств областного и федерального бюджетов для создания современной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Развитие межрайонной и межрегиональной кооперации. Участие Красноярского района в крупных выставочных мероприятиях, экономических форумах, включение инвестиционных проектов в отечественные и зарубежные электронные базы данных для поиска потенциальных инвесторов Создание комплексных территорий развития, обеспеченных транспортной и инженерной инфраструктурой, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Разработка мероприятий по стимулированию уровня инвестиционной и предпринимательской активности в приоритетных отраслях развития экономики. Пристальное внимание к вопросам экологии. Организация эффективной работы комиссии по инвестиционной деятельности, совета по предпринимательству при главе района для улучшения административной среды, анализа случаев создания необоснованных барьеров инвесторам. Обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами местного самоуправления
Рис. 5. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности
в МО «Красноярский район»
Список литературы
1. Гришина И. В., Ройзман И. И., Шахназаров А. Г. Типология инвестиционного климата регионов // Инвестиции в России. 2003. № 3.
2. Гришина И. В., Шахназаров А. Г., Ройзман И. И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. 2001. № 4.
3. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по Красноярскому району в 2012 г.: стат. бюллетень. Астрахань: Аст-раханьстат, 2012.
4. Марченко Г., Мачульская О. Инвестиционный рейтинг регионов России: проблемы составления и результаты // Рынок ценных бумаг. 2000. № 5.
5. Министерство экономического развития Астраханской области. www.minec.astrobl.ru.
6. Подолякин О. В., Маковеев В. Н. Методы и инструменты активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1.
7. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. СПб: Питер. 2001.
8. Экономика Красноярского района в 20072011 гг.: стат. сб. Астрахань: Астраханьстат, 2012.
9. Экономика муниципального сектора: под ред. А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
10. Ярмухаметов В. Г. Управление инвестиционной деятельностью муниципальных образований: монография. М.: Палеотип, 2008.
Innovation and investment
TRENDS AND TOOLS TO PROMOTE INVESTING IN A RURAL MUNICIPAL FORMATION
Sergei V. BASTRYKIN, Nadezhda S. OBUKHOVA
Abstract
The article studies the factors affecting the investment appeal of a certain territory. It analyses the current investment-activities level. The evaluation of the investment climate is the basis to determine the trends and tools to activate investment operations in a rural municipal formation (case study: the Krasnoiarsk district of the Astrakhan' region).
Keywords: investment climate, investment attractiveness, investment activities
References
1. Grishina I. V., Roizman I. I., Shakhnazarov A. G. Tipologiia investitsionnogo klimata regionov [Typology of the investment climate of the regions]. Investitsii v Rossii - Investments in Russia, 2003, no. 3.
2. Grishina I. V., Shakhnazarov A. G., Roiz-man I. I. Kompleksnaia otsenka investitsionnoi privlekatel'nosti i investitsionnoi aktivnosti ros-siiskikh regionov: metodika opredeleniia i analiz vzaimosviazeii [Comprehensive evaluation of the investment potential and investment activity of the Russian regions: methods of determination and analysis of interaction]. Investitsii v Rossii - Investments in Russia, 2001, no. 4.
3. Investitsii v osnovnoi kapital po vidam eko-nomicheskoi deiatel 'nostipo Krasnoiarskomu raionu v 2012 g. [Investments in fixed capital by types of economic activities in the Krasnoiarsk district in 2012]. Astrakhan', Astrakhan'stat Publ., 2012.
4. Marchenko G., Machul'skaia O. Investitsionnyi reiting regionov Rossii: problemy sostavleniia i rezul'taty [The investment rating of the Russian regions: forma-
tion problems and results]. Rynok tsennykh bumag -Securities market, 2000, no. 5.
5. Ministry of economic development of the Astrakhan region. Available at: www.minec.astrobl.ru. (In Russ.)
6. Podoliakin O.V., Makoveev V. N. Metody i instrumenty aktivizatsii investitsionnykh protsessov v munitsipal'nom obrazovanii [Methods and tools to activate investment processes in a municipal formation]. Sovremennye issledovaniia sotsial 'nykh problem - Modern investigations of social problems, 2012, no. 1.
7. Popkov V. P., Semenov V. P. Organizatsiia i finansirovanie investitsii [Organization and financing of investments]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001.
8. Ekonomika Krasnoiarskogo raiona v 20072011 gg. [The economy of the Krasnoiarsk district in 2007-2011]. Astrakhan', Astrakhan'stat Publ., 2012.
9. Ekonomika munitsipal'nogo sektora [The municipal sector's economy]. Edited by A. V. Pikul'kin, Moscow, IUNITI-DANA Publ., 2007.
10. Iarmukhametov V. G. Upravlenie investitsionnoi deiatel'nost'iu munitsipal'nykh obrazovanii [Management of the investment activities of municipal formations]. Moscow, Paleotip Publ., 2008.
Sergei V. BASTRYKIN
Astrakhan' State Technical University, Astrakhan', Russian Federation [email protected] Nadezhda S. OBUKHOVA Astrakhan' State Technical University, Astrakhan', Russian Federation [email protected]