Научная статья на тему 'Условия формирования инвестиционной привлекательности муниципального образования «Город Оренбург»'

Условия формирования инвестиционной привлекательности муниципального образования «Город Оренбург» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT IN FIXED ASSETS / INVESTMENT POTENTIAL / THE INVESTMENT POLICY OF THE MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аралбаева Фарида Захаровна, Ахмадулина Айгуль Тахировна

В статье рассмотрено влияние инвестиционного климата и инвестиционной политики муниципального образования «город Оренбург» на формирование его инвестиционной привлекательности. Инвестиционный климат муниципального образования представляет собой совокупность правовых, социально-экономических, политических, организационных и иных условий осуществления инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика муниципального образования способствует активизации и стимулированию инвестиционной деятельности, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аралбаева Фарида Захаровна, Ахмадулина Айгуль Тахировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF INVESTMENT APPEAL MUNICIPALITY «ORENBURG»

The article discusses the impact of the investment climate and investment policy of the municipality «Orenburg» on the formation of its investment attractiveness. Investment climate municipal entity is a set of legal, socio-economic, political, organizational and other conditions for investment activities. The investment policy of municipal pal education helps to engage and encourage investment activity, attracting investment and efficient use of resources to address the complex social and economic development of municipal education.

Текст научной работы на тему «Условия формирования инвестиционной привлекательности муниципального образования «Город Оренбург»»

УДК 330.322(470.56)

Аралбаева Ф.З., Ахмадулина А.Т.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД ОРЕНБУРГ»

В статье рассмотрено влияние инвестиционного климата и инвестиционной политики муниципального образования «город Оренбург» на формирование его инвестиционной привлекательности. Инвестиционный климат муниципального образования представляет собой совокупность правовых, социально-экономических, политических, организационных и иных условий осуществления инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика муниципального образования способствует активизации и стимулированию инвестиционной деятельности, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиции в основной капитал, инвестиционный потенциал, инвестиционная политика муниципального образования.

Инвестиционный климат муниципального образования в значительной степени определяет степень его инвестиционной привлекательности. Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации по отношению к инвестициям, складывающейся на той или иной территории. Можно сказать, что инвестиционный климат представляет собой характеристику территории, комплексно описывающую предпосылки, условия и результаты протекания инвестиционных процессов. Инвестиционный климат является ключевым показателем, формирующим тенденции притока инвестиций в экономику территории, им определяются стимулы, заставляющие инвесторов принимать положительные или отрицательные решения по поводу реализации инвестиционных проектов. В качестве таких стимулов выступают не только предпосылки инвестирования в виде наличия соответствующих условий и ресурсов (инвестиционная привлекательность), но и ход их практического использования в виде реализуемых инвестиционных проектов (инвестиционная активность), а также соответствующее государственное и муниципальное управление [1]. На муниципальном уровне инвестиционный климат представляет собой совокупность различного рода условий (социальных, политических, экономических, экологических и др.), оказывающих влияние на выбор объектов инвестирования, объемы и активность инвестирования в тот или иной выбранный объект.

Одним из критериев, определяющих инвестиционный климат территории, является ин-

вестиционная активность, представляющая реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе. О степени инвестиционной активности на территории муниципального образования в частности свидетельствуют объемы финансирования инвестиций в основной капитал организаций. Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» по источникам финансирования представлена в таблице 1 [2]-[4].

Объемы инвестиций в основной капитал организаций с каждым годом увеличиваются. Так объем инвестиций в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 192,3%, увеличившись почти вдвое. Объем инвестиций в 2013 году по сравнению с 2011 годом составил 238,3%.

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций являются собственные средства организаций. Их объем в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 277,7%, Объем собственных средств организаций в 2013 году по сравнению с 2011 годом составил уже 345,6%. При этом общий объем привлеченных средств уменьшается. Так в 2012 году их объем составил 94,5% от объема привлеченных инвестиций в 2011 году. А в 2013 году - лишь 75,5% от объема привлеченных инвестиций в 2011 году. Соотношение объемов собственных и привлеченных средств на инвестиции в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» в 2011-2013 гг. приведено на рисунке 1.

Наибольший объем инвестиций, привлекаемых в основной капитал организаций, поступает за счет средств вышестоящих организаций, а также средств организаций и населения на долевое строительство. Их совокупный объем в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшился и составил 95%. Но в 2013 году объем инвестиций из этих источников увеличился и составил 115,1% по сравнению с 2011 годом. При этом объем средств вышестоящих организаций, финансируемых в инвестиции уменьшается, а объем средств на долевое строительство - увеличивается.

Важнейшим источником инвестиций в общем объеме привлекаемых средств являются бюджетные средства. Следует отметить, что количество инвестиций из федерального бюджета с каждым годом уменьшается. В 2012 году объем инвестиций из федерального бюджета составил 87,8% по отношению к 2011 году. В 2013 году -47,9% по отношению к 2011 году. В 2013 году значительно увеличился объем инвестиций из областного бюджета - 133,6% по сравнению с 2011 годом (в 2012 году он составлял 51,5% от объема 2011 года). Объем инвестиций из городского бюджета уменьшается. Увеличивается, хотя и не значительно объем финансирования, поступающего из внебюджетных фондов, также как и объем заемных средств других органи-

заций. Объемы кредитования инвестиций в 2012 и 2013 годы значительно уменьшились.

Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург», направленных на развитие различных видов экономической деятельности, представлена в таблице 2 [2]—[4].

В отраслевой структуре инвестиций преобладают вложения в промышленность более 60% общего объема инвестиций в 2012 и 2013 годы. Оренбург имеет развитую многоотраслевую структуру промышленного производства со специализацией на машиностроении и строй-индустрии, электротехнической и нефтехимической, газодобывающей и газоперерабатывающей отраслях. В структуре промышленных инвестиций доминируют инвестиции в добывающие отрасли. На втором месте транспорт и связь, хотя объемы инвестиций в данную отрасль в 2012 и 2013 году уменьшились.

По отношению к отраслям социальной сферы положительной динамикой отличается инвестирование в здравоохранение и социальные услуги. А вот объемы инвестиций в строительство в 2013 году по сравнению с 2011 и 2012 годами уменьшились.

В прогнозные 2014-2016 годы рост инвестиций во всех отраслях должен обеспечиваться за счет:

Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» по источникам финансирования в 2011-2013 гг., млн.руб.

Источники финансирования 2011 г. 2012 г. 2013 г.

1) Собственные средства всего из них: 7487,1 20794,4 25871,6

а) прибыль (фонды накопления) 1617,0 15763,7 16680,0

б) амортизация 5297,6 5021,6 7971,1

2) Привлеченные средства всего из них: 6547,3 6190,3 7728,1

а) кредиты банков 602,5 323,2 30,7

б) заемные средства других организаций 38,0 208,8 550,7

в) бюджетные средства, из них: 2412,8 2270,4 2649,7

- из федерального бюджета 1177,8 1033,6 563,7

- из бюджета субъекта Российской Федерации 1166,3 600,4 1559,4

- из муниципального бюджета 68,7 636,4 526,6

г) средства внебюджетных фондов 18,5 77,4 140,2

д) прочие, из них: 3475,5 3310,5 3940,9

- средства вышестоящих организаций 2665,8 2036,1 1159

- средства организаций и населения на долевое строительство 759,2 1216,4 2781,9

Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования 14034,4 26984,7 33599,7

- развития инновационном деятельности на предприятии;

- обеспечения выхода предприятий промышленного комплекса на международные рынки инновационных проектов и высокотехнологичной продукции;

- развития технопарков и бизнес-инкубаторов;

- внедрения передовых производственных технологий;

- привлечения иностранных инвесторов и т. д. [5].

В прогнозные годы предприятия продолжат реализацию запланированных ранее инвестиционных планов, программ и проектов. Основными источниками финансирования при этом должны стать собственные средства предприятий и кредиты банков [6].

Приоритетными направлениями для привлечения инвестиционных ресурсов для города являются проекты строительства предприятий обрабатывающих отраслей. Это производство плодоовощной, консервированной продукции и детского питания, маслоэкстрак-ционный, мясоперерабатывающий и крахмальный заводы, завод по производству кирпича и керамической плитки, кабельной продукции, высокотехнологичного оборудования и энергосберегающих светильников и др. С целью обеспечения продуктовой безопасности и самодостаточности, как города Оренбурга, так и всего центрального Оренбуржья, необходимо создание и развитие транспортно-ло-гистической системы, строительство логистик-складов, терминалов и транспортных развязок, организация и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к конечным потребителям.

Особое значение для города имеют социальные приоритеты в планируемых к реализации проектах. В городе Оренбурге ежегодно формируется перечень приоритетных инвестиционных проектов социально-культурного и бытового назначения: строительство детских садов и школ, лечебно-оздоровительных и физ-культурно-спортивных комплексов, строительство социального и коммерческого жилья.

Проводя анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды муниципального образования «город Оренбург» в инвестиционном отношении, можно построить

матрицу БШОТ-анализа, представленную на рисунке 2.

Анализ ситуации в сфере инвестирования в городе Оренбурге показывает, что город обладает достаточно высоким инвестиционным потенциалом. Для эффективного использования ин-

2011 г.

46,70%

53,30%

собственные средства привлечённые средства

2012 г.

22,90%

53,30%

собственные средства привлечённые средства

23,10%

2013 г.

76,90%

■ собственные средства - привлечённые средства

Рисунок 1. Соотношение объемов собственных и привлеченных средств на инвестиции в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» в 2011-2013 гг.

вестиционного потенциала города, в том числе инновационного развития отраслей промышленности, функций транзитно-логистического, культурного центра и т. д., необходимо более активное продвижение города Оренбурга на российские и мировые инвестиционные рынки, ориентированное на разнообразных инвесторов [5].

По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА» финансовый, природно-ресурсный, потребительский и производственный потенциалы являются конкурентными преимущества-

ми Оренбурга относительно других аналогичных российских городов. Позиции города по всем рискам улучшились, а по таким видам риска, как законодательный, политический и социальный, рейтинг повысился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г. [6].

Инвестиционная привлекательность города Оренбурга определяется:

- выгодным экономико-географическим положением (близкое расположение высокоразвитых субъектов федерации и емких потреби-

Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург», направленных на развитие различных видов экономической деятельности

в 2011-2013 гг., млн. руб

Вид экономической деятельности 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Добыча полезных ископаемых 4401,9 14601,5 19619,9

Обрабатывающие производства 507,4 390,0 598,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2232,4 2326,0 2772,5

Строительство 595,9 634,5 545,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 124,2 1653,4 558,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 74,8 95,5 78,4

Гостиницы и рестораны 2,0 0,0 0,0

Транспорт и связь 3328,6 2457,1 1925,8

Финансовая деятельность 489,5 1408,2 838,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1191,0 1801,6 4103,7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 110,3 205,8 27,9

Образование 271,8 459,7 526,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 313,3 704,3 1792,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 391,3 247,1 213,5

Инвестиции в основной капитал - всего 14034,4 26984,7 33599,7

Сильные стороны Слабые стороны

• Природно-ресурсный потенциал • Выгодное экономико-географическое положение на рубеже Европы и Азии • Накопленный производственный потенциал • Расположение в зоне континентального климата • Неудовлетворительное экологическое состояние города • Изношенность городской инженерной инфраструктуры

Возможности внешней среды Угрозы внешней среды

• Включение города в федеральные проекты по развитию транспортной системы и логистических центров, инфраструктурных проектов жилищного строительства • Включение города в систему евроазиатских товарных, информационных и финансовых обменов • Развитие компаний в сырьевых отраслях • Неустойчивость экономической и политической ситуации в стране • Усиление конкурентных преимуществ городов, сравнимых по статусу и уровню развития • Недостаточность инвестиций в городскую инфраструктуру

Рисунок 2. Матрица 8ШОТ-анализа условий инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «город Оренбург»

тельских рынков Центральной России, Урала и Казахстана);

- богатыми природными и сырьевыми ресурсами;

- многоотраслевой экономикой;

- наличием международного аэропорта, магистральных железных и автомобильных дорог федерального значения;

- наличием свободных земель и производственных площадей с широко развитой инфраструктурой коммуникаций;

- наличием наукоемких производств в машиностроении, электротехнической, газовой и других отраслях промышленности;

- наличием высококвалифицированного кадрового и научного потенциала;

- развитой сетью кредитно-финансовых институтов;

- экономической и социально-политической стабильностью [7].

Инвестиционная привлекательность Оренбурга подтверждается наличием сформированной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность на территории города Оренбурга. Она включает в себя широкий перечень нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней, целью которых является создание правовых гарантий участникам инвестиционной деятельности.

Непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность муниципального образования оказывает инвестиционная политика, осуществляемая органами местного самоуправления.

Результаты реализации инвестиционной политики в городе Оренбурге должны выражаться в следующем:

1) обеспечение стабильного социально-экономического развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) формирование новой технологической базы производственных процессов;

3) создание конкурентоспособного сектора научных исследований и разработок;

4) обеспечение жизнедеятельности городского хозяйства;

5) формирование развитой городской инфраструктуры;

6) повышение уровня благоустройства территории города;

7) создание новых рабочих мест;

8) формирование высоких стандартов качества жизни населения.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года основной целью инвестиционной политики муниципального образования «город Оренбург» является обеспечение устойчивых темпов социально-экономического развития за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, развития предпринимательства, создание эффективно действующей инфраструктуры города [8].

Приоритетными направлениями муниципальной инвестиционной политики являются:

1) строительство социально значимых объектов;

2) индустриальное и индивидуальное жилищное строительство;

3) строительство объектов инфраструктурного, природоохранного и экологического назначения;

4) наука и прогрессивные технологии;

5) внедрение инновационных технологий, направленных на создание новой высокотехнологичной, конкурентоспособной и импортозамещающей продукции;

6) внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

7) производство новых видов товаров повседневного спроса, включая комплексную переработку сельскохозяйственной продукции;

8) модернизация жилищно-коммунального комплекса;

9) инфраструктура туризма и отдыха [5].

Инвестиционная политика строится на

принципах признания интересов, равенства и самостоятельности хозяйствующих субъектов, экономического развития за счет привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру, стимулирования и поддержки инновационных производств при оптимальном использовании природных, трудовых, научных, финансовых ресурсов, приоритетного развития наукоемких и экологически чистых производств, целевого характера мер поддержки субъектов промышленности, приоритета социально-экономической значимости и бюджетной эффективности при оказании поддержки субъектам промышленности и др. Инвестиционная политика администрации города Оренбурга направлена на объединение усилий всех участников инвестиционного

процесса, создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры и консолидацию инвестиционных ресурсов [6].

Мерами государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории города Оренбурга, осуществляемыми Правительством Оренбургской области являются:

1) льготное налогообложение - применение пониженной ставки налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество организаций;

2) льготы при аренде имущества и объектов недвижимости - передача с понижающим коэффициентом имущества, находящегося в государственной собственности, в аренду;

3) инвестиционный налоговый кредит;

4) государственные гарантии за счет средств областного бюджета по инвестиционным кредитам;

5) субсидирование части процентной ставки по кредитам;

6) залоговый фонд;

7) государственно-частное партнерство;

8) экспертиза и сопровождение инвестиционных проектов и т. п.

Регулирование органами местного самоуправления города Оренбурга инвестиционной деятельности предусматривает:

1) установление для инвесторов льгот по уплате местных налогов;

2) предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) предоставление на конкурсной основе инвесторам земельных участков и объектов, находящихся в муниципальной собственности, и т. п.

Мерами муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемыми администрацией города Оренбурга являются:

1) устранение административных барьеров;

2) предоставление инвесторам субсидий при разработке и реализации инвестиционных проектов;

3) участие города Оренбурга в долевом финансировании инвестиционных проектов на принципах публично-частного партнерства;

4) оказание правовой, информационной, методической и консультационной помощи в решении проблемных вопросов при реализации инвестиционных проектов;

5) размещение информации об инвестиционных проектах в коммуникационных сетях, на Официальном портале города Оренбурга и др. [7].

С целью привлечения внешних инвестиций на официальном интернет-сайте администрации города размещен «Инвестиционный паспорт города Оренбурга». Инвестиционный паспорт муниципального образования является одним из элементов системы привлечения инвестиций, входящих в стратегию развития территории. Основной задачей инвестиционного паспорта является предоставление инвестору максимально полного набора информации, характеризующей территориальный инвестиционный климат и необходимой ему для принятия решения о начале работы на территории муниципального образования. В целях представления необходимой информации для потенциальных инвесторов за пределами Российской Федерации инвестиционный паспорт города Оренбурга издается в печатном и электронном виде на английском языке [7].

Таким образом, в процессе реализации инвестиционной политики применяются различные инструменты воздействия на ситуацию в инвестиционной сфере с целью повышения активности потенциальных инвесторов и как результата - достижения устойчивого социально-экономического благополучия. Это инструменты управления, касающиеся создания благоприятных условий для размещения инвестиций на территории и успешной реализации инвестиционных проектов, то есть формирования инвестиционно привлекательного климата территории муниципального образования.

30.06.2014

Список литературы:

1. Боброва, Л.А. Управление инвестиционным климатом региона: автореферат дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Л.А. Боброва. - Сочи, 2011. - 27 с.

2. Инвестиции по г. Оренбургу в 2011 году: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2012. - 21 с.

3. Инвестиции по г. Оренбургу в 2012 году: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2013. - 24 с.

4. Инвестиции по г. Оренбургу в 2013 году: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2014. - 26 с.

5. Администрация города Оренбурга [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Оренбурга. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.orenbure.ru.

6. Мищеряков, Ю.Н. Формирование инвестиционной привлекательности Оренбурга / Ю.Н. Мищеряков // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2011. - №1.

7. Инвестиционный паспорт города Оренбурга [Электронный ресурс] / Администрация города Оренбург: официальный сайт администрации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://wwW.orenbure.ru.

8. Оренбургская область. Правительство. О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года: [постановление Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 г. №551-пп] // Оренбуржье. - 2010. - №134.

Сведения об авторах:

Аралбаева Фарида Захаровна, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

Ахмадулина Айгуль Тахировна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6103, тел. (3532)372442, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.