УДК 330.322(470.56)
Аралбаева Ф.З., Ахмадулина А.Т.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ОРЕНБУРГ»
В статье рассмотрено влияние инвестиционного климата и инвестиционной политики муниципального образования «город Оренбург» на формирование его инвестиционной привлекательности. Инвестиционный климат муниципального образования представляет собой совокупность правовых, социально-экономических, политических, организационных и иных условий осуществления инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика муниципального образования способствует активизации и стимулированию инвестиционной деятельности, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиции в основной капитал, инвестиционный потенциал, инвестиционная политика муниципального образования.
Инвестиционный климат муниципального образования в значительной степени определяет степень его инвестиционной привлекательности. Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации по отношению к инвестициям, складывающейся на той или иной территории. Можно сказать, что инвестиционный климат представляет собой характеристику территории, комплексно описывающую предпосылки, условия и результаты протекания инвестиционных процессов. Инвестиционный климат является ключевым показателем, формирующим тенденции притока инвестиций в экономику территории, им определяются стимулы, заставляющие инвесторов принимать положительные или отрицательные решения по поводу реализации инвестиционных проектов. В качестве таких стимулов выступают не только предпосылки инвестирования в виде наличия соответствующих условий и ресурсов (инвестиционная привлекательность), но и ход их практического использования в виде реализуемых инвестиционных проектов (инвестиционная активность), а также соответствующее государственное и муниципальное управление [1]. На муниципальном уровне инвестиционный климат представляет собой совокупность различного рода условий (социальных, политических, экономических, экологических и др.), оказывающих влияние на выбор объектов инвестирования, объемы и активность инвестирования в тот или иной выбранный объект.
Одним из критериев, определяющих инвестиционный климат территории, является ин-
вестиционная активность, представляющая реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе. О степени инвестиционной активности на территории муниципального образования в частности свидетельствуют объемы финансирования инвестиций в основной капитал организаций. Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» по источникам финансирования представлена в таблице 1 [2]-[4].
Объемы инвестиций в основной капитал организаций с каждым годом увеличиваются. Так объем инвестиций в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 192,3%, увеличившись почти вдвое. Объем инвестиций в 2013 году по сравнению с 2011 годом составил 238,3%.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций являются собственные средства организаций. Их объем в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 277,7%, Объем собственных средств организаций в 2013 году по сравнению с 2011 годом составил уже 345,6%. При этом общий объем привлеченных средств уменьшается. Так в 2012 году их объем составил 94,5% от объема привлеченных инвестиций в 2011 году. А в 2013 году - лишь 75,5% от объема привлеченных инвестиций в 2011 году. Соотношение объемов собственных и привлеченных средств на инвестиции в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» в 2011-2013 гг. приведено на рисунке 1.
Наибольший объем инвестиций, привлекаемых в основной капитал организаций, поступает за счет средств вышестоящих организаций, а также средств организаций и населения на долевое строительство. Их совокупный объем в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшился и составил 95%. Но в 2013 году объем инвестиций из этих источников увеличился и составил 115,1% по сравнению с 2011 годом. При этом объем средств вышестоящих организаций, финансируемых в инвестиции уменьшается, а объем средств на долевое строительство - увеличивается.
Важнейшим источником инвестиций в общем объеме привлекаемых средств являются бюджетные средства. Следует отметить, что количество инвестиций из федерального бюджета с каждым годом уменьшается. В 2012 году объем инвестиций из федерального бюджета составил 87,8% по отношению к 2011 году. В 2013 году -47,9% по отношению к 2011 году. В 2013 году значительно увеличился объем инвестиций из областного бюджета - 133,6% по сравнению с 2011 годом (в 2012 году он составлял 51,5% от объема 2011 года). Объем инвестиций из городского бюджета уменьшается. Увеличивается, хотя и не значительно объем финансирования, поступающего из внебюджетных фондов, также как и объем заемных средств других органи-
заций. Объемы кредитования инвестиций в 2012 и 2013 годы значительно уменьшились.
Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург», направленных на развитие различных видов экономической деятельности, представлена в таблице 2 [2]—[4].
В отраслевой структуре инвестиций преобладают вложения в промышленность более 60% общего объема инвестиций в 2012 и 2013 годы. Оренбург имеет развитую многоотраслевую структуру промышленного производства со специализацией на машиностроении и строй-индустрии, электротехнической и нефтехимической, газодобывающей и газоперерабатывающей отраслях. В структуре промышленных инвестиций доминируют инвестиции в добывающие отрасли. На втором месте транспорт и связь, хотя объемы инвестиций в данную отрасль в 2012 и 2013 году уменьшились.
По отношению к отраслям социальной сферы положительной динамикой отличается инвестирование в здравоохранение и социальные услуги. А вот объемы инвестиций в строительство в 2013 году по сравнению с 2011 и 2012 годами уменьшились.
В прогнозные 2014-2016 годы рост инвестиций во всех отраслях должен обеспечиваться за счет:
Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» по источникам финансирования в 2011-2013 гг., млн.руб.
Источники финансирования 2011 г. 2012 г. 2013 г.
1) Собственные средства всего из них: 7487,1 20794,4 25871,6
а) прибыль (фонды накопления) 1617,0 15763,7 16680,0
б) амортизация 5297,6 5021,6 7971,1
2) Привлеченные средства всего из них: 6547,3 6190,3 7728,1
а) кредиты банков 602,5 323,2 30,7
б) заемные средства других организаций 38,0 208,8 550,7
в) бюджетные средства, из них: 2412,8 2270,4 2649,7
- из федерального бюджета 1177,8 1033,6 563,7
- из бюджета субъекта Российской Федерации 1166,3 600,4 1559,4
- из муниципального бюджета 68,7 636,4 526,6
г) средства внебюджетных фондов 18,5 77,4 140,2
д) прочие, из них: 3475,5 3310,5 3940,9
- средства вышестоящих организаций 2665,8 2036,1 1159
- средства организаций и населения на долевое строительство 759,2 1216,4 2781,9
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования 14034,4 26984,7 33599,7
- развития инновационном деятельности на предприятии;
- обеспечения выхода предприятий промышленного комплекса на международные рынки инновационных проектов и высокотехнологичной продукции;
- развития технопарков и бизнес-инкубаторов;
- внедрения передовых производственных технологий;
- привлечения иностранных инвесторов и т. д. [5].
В прогнозные годы предприятия продолжат реализацию запланированных ранее инвестиционных планов, программ и проектов. Основными источниками финансирования при этом должны стать собственные средства предприятий и кредиты банков [6].
Приоритетными направлениями для привлечения инвестиционных ресурсов для города являются проекты строительства предприятий обрабатывающих отраслей. Это производство плодоовощной, консервированной продукции и детского питания, маслоэкстрак-ционный, мясоперерабатывающий и крахмальный заводы, завод по производству кирпича и керамической плитки, кабельной продукции, высокотехнологичного оборудования и энергосберегающих светильников и др. С целью обеспечения продуктовой безопасности и самодостаточности, как города Оренбурга, так и всего центрального Оренбуржья, необходимо создание и развитие транспортно-ло-гистической системы, строительство логистик-складов, терминалов и транспортных развязок, организация и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к конечным потребителям.
Особое значение для города имеют социальные приоритеты в планируемых к реализации проектах. В городе Оренбурге ежегодно формируется перечень приоритетных инвестиционных проектов социально-культурного и бытового назначения: строительство детских садов и школ, лечебно-оздоровительных и физ-культурно-спортивных комплексов, строительство социального и коммерческого жилья.
Проводя анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды муниципального образования «город Оренбург» в инвестиционном отношении, можно построить
матрицу БШОТ-анализа, представленную на рисунке 2.
Анализ ситуации в сфере инвестирования в городе Оренбурге показывает, что город обладает достаточно высоким инвестиционным потенциалом. Для эффективного использования ин-
2011 г.
46,70%
53,30%
собственные средства привлечённые средства
2012 г.
22,90%
53,30%
собственные средства привлечённые средства
23,10%
2013 г.
76,90%
■ собственные средства - привлечённые средства
Рисунок 1. Соотношение объемов собственных и привлеченных средств на инвестиции в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург» в 2011-2013 гг.
вестиционного потенциала города, в том числе инновационного развития отраслей промышленности, функций транзитно-логистического, культурного центра и т. д., необходимо более активное продвижение города Оренбурга на российские и мировые инвестиционные рынки, ориентированное на разнообразных инвесторов [5].
По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА» финансовый, природно-ресурсный, потребительский и производственный потенциалы являются конкурентными преимущества-
ми Оренбурга относительно других аналогичных российских городов. Позиции города по всем рискам улучшились, а по таким видам риска, как законодательный, политический и социальный, рейтинг повысился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г. [6].
Инвестиционная привлекательность города Оренбурга определяется:
- выгодным экономико-географическим положением (близкое расположение высокоразвитых субъектов федерации и емких потреби-
Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал организаций муниципального образования «город Оренбург», направленных на развитие различных видов экономической деятельности
в 2011-2013 гг., млн. руб
Вид экономической деятельности 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Добыча полезных ископаемых 4401,9 14601,5 19619,9
Обрабатывающие производства 507,4 390,0 598,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2232,4 2326,0 2772,5
Строительство 595,9 634,5 545,3
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 124,2 1653,4 558,3
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 74,8 95,5 78,4
Гостиницы и рестораны 2,0 0,0 0,0
Транспорт и связь 3328,6 2457,1 1925,8
Финансовая деятельность 489,5 1408,2 838,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1191,0 1801,6 4103,7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 110,3 205,8 27,9
Образование 271,8 459,7 526,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 313,3 704,3 1792,3
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 391,3 247,1 213,5
Инвестиции в основной капитал - всего 14034,4 26984,7 33599,7
Сильные стороны Слабые стороны
• Природно-ресурсный потенциал • Выгодное экономико-географическое положение на рубеже Европы и Азии • Накопленный производственный потенциал • Расположение в зоне континентального климата • Неудовлетворительное экологическое состояние города • Изношенность городской инженерной инфраструктуры
Возможности внешней среды Угрозы внешней среды
• Включение города в федеральные проекты по развитию транспортной системы и логистических центров, инфраструктурных проектов жилищного строительства • Включение города в систему евроазиатских товарных, информационных и финансовых обменов • Развитие компаний в сырьевых отраслях • Неустойчивость экономической и политической ситуации в стране • Усиление конкурентных преимуществ городов, сравнимых по статусу и уровню развития • Недостаточность инвестиций в городскую инфраструктуру
Рисунок 2. Матрица 8ШОТ-анализа условий инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «город Оренбург»
тельских рынков Центральной России, Урала и Казахстана);
- богатыми природными и сырьевыми ресурсами;
- многоотраслевой экономикой;
- наличием международного аэропорта, магистральных железных и автомобильных дорог федерального значения;
- наличием свободных земель и производственных площадей с широко развитой инфраструктурой коммуникаций;
- наличием наукоемких производств в машиностроении, электротехнической, газовой и других отраслях промышленности;
- наличием высококвалифицированного кадрового и научного потенциала;
- развитой сетью кредитно-финансовых институтов;
- экономической и социально-политической стабильностью [7].
Инвестиционная привлекательность Оренбурга подтверждается наличием сформированной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность на территории города Оренбурга. Она включает в себя широкий перечень нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней, целью которых является создание правовых гарантий участникам инвестиционной деятельности.
Непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность муниципального образования оказывает инвестиционная политика, осуществляемая органами местного самоуправления.
Результаты реализации инвестиционной политики в городе Оренбурге должны выражаться в следующем:
1) обеспечение стабильного социально-экономического развития;
2) формирование новой технологической базы производственных процессов;
3) создание конкурентоспособного сектора научных исследований и разработок;
4) обеспечение жизнедеятельности городского хозяйства;
5) формирование развитой городской инфраструктуры;
6) повышение уровня благоустройства территории города;
7) создание новых рабочих мест;
8) формирование высоких стандартов качества жизни населения.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года основной целью инвестиционной политики муниципального образования «город Оренбург» является обеспечение устойчивых темпов социально-экономического развития за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, развития предпринимательства, создание эффективно действующей инфраструктуры города [8].
Приоритетными направлениями муниципальной инвестиционной политики являются:
1) строительство социально значимых объектов;
2) индустриальное и индивидуальное жилищное строительство;
3) строительство объектов инфраструктурного, природоохранного и экологического назначения;
4) наука и прогрессивные технологии;
5) внедрение инновационных технологий, направленных на создание новой высокотехнологичной, конкурентоспособной и импортозамещающей продукции;
6) внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
7) производство новых видов товаров повседневного спроса, включая комплексную переработку сельскохозяйственной продукции;
8) модернизация жилищно-коммунального комплекса;
9) инфраструктура туризма и отдыха [5].
Инвестиционная политика строится на
принципах признания интересов, равенства и самостоятельности хозяйствующих субъектов, экономического развития за счет привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру, стимулирования и поддержки инновационных производств при оптимальном использовании природных, трудовых, научных, финансовых ресурсов, приоритетного развития наукоемких и экологически чистых производств, целевого характера мер поддержки субъектов промышленности, приоритета социально-экономической значимости и бюджетной эффективности при оказании поддержки субъектам промышленности и др. Инвестиционная политика администрации города Оренбурга направлена на объединение усилий всех участников инвестиционного
процесса, создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры и консолидацию инвестиционных ресурсов [6].
Мерами государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории города Оренбурга, осуществляемыми Правительством Оренбургской области являются:
1) льготное налогообложение - применение пониженной ставки налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
2) льготы при аренде имущества и объектов недвижимости - передача с понижающим коэффициентом имущества, находящегося в государственной собственности, в аренду;
3) инвестиционный налоговый кредит;
4) государственные гарантии за счет средств областного бюджета по инвестиционным кредитам;
5) субсидирование части процентной ставки по кредитам;
6) залоговый фонд;
7) государственно-частное партнерство;
8) экспертиза и сопровождение инвестиционных проектов и т. п.
Регулирование органами местного самоуправления города Оренбурга инвестиционной деятельности предусматривает:
1) установление для инвесторов льгот по уплате местных налогов;
2) предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
3) предоставление на конкурсной основе инвесторам земельных участков и объектов, находящихся в муниципальной собственности, и т. п.
Мерами муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемыми администрацией города Оренбурга являются:
1) устранение административных барьеров;
2) предоставление инвесторам субсидий при разработке и реализации инвестиционных проектов;
3) участие города Оренбурга в долевом финансировании инвестиционных проектов на принципах публично-частного партнерства;
4) оказание правовой, информационной, методической и консультационной помощи в решении проблемных вопросов при реализации инвестиционных проектов;
5) размещение информации об инвестиционных проектах в коммуникационных сетях, на Официальном портале города Оренбурга и др. [7].
С целью привлечения внешних инвестиций на официальном интернет-сайте администрации города размещен «Инвестиционный паспорт города Оренбурга». Инвестиционный паспорт муниципального образования является одним из элементов системы привлечения инвестиций, входящих в стратегию развития территории. Основной задачей инвестиционного паспорта является предоставление инвестору максимально полного набора информации, характеризующей территориальный инвестиционный климат и необходимой ему для принятия решения о начале работы на территории муниципального образования. В целях представления необходимой информации для потенциальных инвесторов за пределами Российской Федерации инвестиционный паспорт города Оренбурга издается в печатном и электронном виде на английском языке [7].
Таким образом, в процессе реализации инвестиционной политики применяются различные инструменты воздействия на ситуацию в инвестиционной сфере с целью повышения активности потенциальных инвесторов и как результата - достижения устойчивого социально-экономического благополучия. Это инструменты управления, касающиеся создания благоприятных условий для размещения инвестиций на территории и успешной реализации инвестиционных проектов, то есть формирования инвестиционно привлекательного климата территории муниципального образования.
30.06.2014
Список литературы:
1. Боброва, Л.А. Управление инвестиционным климатом региона: автореферат дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Л.А. Боброва. - Сочи, 2011. - 27 с.
2. Инвестиции по г. Оренбургу в 2011 году: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2012. - 21 с.
3. Инвестиции по г. Оренбургу в 2012 году: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2013. - 24 с.
4. Инвестиции по г. Оренбургу в 2013 году: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2014. - 26 с.
5. Администрация города Оренбурга [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Оренбурга. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.orenbure.ru.
6. Мищеряков, Ю.Н. Формирование инвестиционной привлекательности Оренбурга / Ю.Н. Мищеряков // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2011. - №1.
7. Инвестиционный паспорт города Оренбурга [Электронный ресурс] / Администрация города Оренбург: официальный сайт администрации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://wwW.orenbure.ru.
8. Оренбургская область. Правительство. О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года: [постановление Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 г. №551-пп] // Оренбуржье. - 2010. - №134.
Сведения об авторах:
Аралбаева Фарида Захаровна, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор
Ахмадулина Айгуль Тахировна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6103, тел. (3532)372442, e-mail: [email protected]