УДК 339.13.012 Тарасова Ольга Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета dom-hors@mail.ru
Смирнова Елена Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета dom-hors@mail.ru
Шелудько Елена Борисовна
старший преподаватель кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета dom-hors@mail.ru
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Tarasova Olga Yuryevna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Industrial and Regional Management Department, Kuban State Technological University dom-hors@mail.ru
Smirnova Elena Viktorovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Industrial and Regional Management Department, Kuban State Technological University dom-hors@mail.ru
Sheludko Elena Borisovna Senior Lecturer,
Industrial and Regional Management Department, Kuban State Technological University dom-hors@mail.ru
AREAS OF DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE INVESTMENT PROSPECTS FOR THE MUNICIPAL UNIT OF THE TIMASHEVSK DISTRICT
Аннотация:
Данная статья посвящена направлениям развития и совершенствования инвестиционного климата, привлекательности и потенциала муниципального образования. Данные аспекты рассмотрены на примере муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края. Краснодарский край отличает экономическая и политическая стабильность региона, отсутствие внутренних противоречий между законодательными и исполнительными органами власти края.
Ключевые слова:
инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность, инвестиции муниципального образования, совершенствование инвестиционной деятельности, инвестиционный климат.
Summary:
The article is concerned with areas of development and improvement of the investment climate, potential and prospects for a municipal unit. These aspects are considered by studying the case of the Timashevsk District of the Krasnodar Territory. The Krasnodar Territory is known for its economic and political stability, lack of the internal contradictions between the legislative and executive authorities.
Keywords:
investment potential, investment attractiveness, investments of the municipal unit, improvement of the investment activities, investment climate.
Динамика инвестиций в основной капитал четко коррелирует с динамикой реального ВВП. Благодаря тому, что дотируемые из бюджета государственные монополии и корпорации тоже инвестируют полученные из бюджета деньги в экономику, объем вложений в основной капитал в России до 2008 г. рос огромными темпами. На пике кризиса в начале 2009 г. последовал резкий вывод капиталов из России, так как инвестиции в РФ стали рискованными. Резко падали биржевые индексы, массово замораживались девелоперские проекты. В 2010 и 2011 гг. начался возврат инвестиций, связанный с постепенным восстановлением экономики, однако роста на уровне предкризисных лет ожидать уже не стоит.
Сегодня Краснодарский край занимает лидирующее положение в России по темпам инвестиционного развития и роста основных отраслей экономики: урожайности и объему производства зерновых, вводу жилья, обороту торговли, объемам строительных работ, развитию транс-
порта, курортов и туризма. При этом ежегодно повышается долгосрочный кредитный рейтинг. Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы [1].
Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Промышленный комплекс края формируют три вида хозяйственной деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Ведущее место в обрабатывающем секторе экономики занимает производство пищевых продуктов, нефтепродуктов, строительных материалов машин и оборудования [2].
По уровню развития малого бизнеса Кубань входит в первую пятерку российских регионов. За три последних года количество субъектов малого бизнеса увеличилось на 35 тыс., выпуск товаров и услуг - более чем в два раза. Малый бизнес Кубани обеспечивает 14 % налоговых поступлений во все уровни бюджетов. В сфере малого бизнеса сегодня работает треть населения, занятого в экономике края, - около 600 тыс. человек, 229 тыс. субъектов малого предпринимательства и фермеров [3].
Динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель; край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе - по производству семян подсолнечника и меда; край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место - по производству молока.
Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 % внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, три из которых являются международными [4].
Кубань - один из самых популярных курортно-туристических регионов страны. Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом: климат в крае -один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека.
Здравницы и туристские организации края способны единовременно принимать около 212 тыс. отдыхающих. Из года в год растет объем санаторно-оздоровительных и туристско-экскурсионных услуг. Уникальный рекреационный потенциал обеспечивает развитие практически всех видов индустрии курортов, туризма и отдыха - приморский, горный, горнолыжный, бальнеологический [5; 6].
На сегодняшний день в регионе функционирует рыночно ориентированный банковский сектор, представленный 124 кредитными организациями, имеющими в городах и районах края более 1 000 дополнительных офисов. Краснодарский край занимает в Южном федеральном округе лидирующее положение как по количеству действующих кредитных организаций и филиалов банков, так и по ряду ключевых показателей деятельности банковского сектора. По размеру кредитного портфеля край стабильно входит в первую десятку регионов России [7].
Привлекательность и степень развития местного страхового рынка определяется количеством работающих на нем компаний. В крае действуют 136 страховых компаний, которые располагают сетью более чем 500 представительств и агентств.
В настоящее время на двух российских фондовых биржах котируются ценные бумаги 90 кубанских эмитентов. На сегодня порядка 100 предприятий Краснодарского края готовы выйти на открытый фондовый рынок, из них половина готова быть включена в котировальные листы в самое ближайшее время. Этому способствует развитая инфраструктура фондового рынка, которая представлена 72 профессиональными участниками рынка ценных бумаг [8].
Инвестиционное законодательство края - одно из самых прогрессивных в стране. Законодательная база защищает и гарантирует права инвесторов. В крае действуют законы, обеспечивающие предоставление инвесторам господдержки на уровне края. Для этих целей в краевом бюджете предусматриваются значительные средства. Кроме того, инвесторам могут быть
установлены льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, а также переданы на льготных условиях объекты недвижимости, являющиеся краевой собственностью.
Отечественные и иностранные инвесторы имеют равные права в получении налоговых льгот. В качестве одной из форм государственной поддержки инвесторов Законом «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» предусмотрено сопровождение инвестиционных проектов. Сопровождение заключается в организации текущей работы специальной группой сопровождения по содействию инвесторам в реализации инвестиционных проектов, контролю за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в государственных и муниципальных органах и организациях Краснодарского края [9].
По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.
Краснодарский край отличает экономическая и политическая стабильность региона, отсутствие внутренних противоречий между законодательными и исполнительными органами власти края.
В 2003 г. в Закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» были внесены дополнения, расширяющие спектр мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. В качестве дополнительного инструмента вводится субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам.
Таким образом, в качестве основных форм государственной поддержки инвесторов, краевым законодательством предусмотрены: налоговые льготы в части платежей, уплачиваемых в краевой бюджет; предоставление гарантий краевого бюджета; бюджетные кредиты; предоставление бюджетных средств на рекламно-информационную поддержку приоритетных инвестиционных проектов; субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели.
Кроме того, инвесторам могут быть установлены льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, а также переданы на льготных условиях объекты недвижимости, являющиеся краевой собственностью.
Постановлением главы администрации края «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края» предусмотрен понижающий коэффициент к арендной плате за землю: на период проектирования и строительства - 0,5 [10].
Налоговые льготы предоставляются предприятиям, вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус «одобренных». Предприятия, реализующие такие инвестиционные проекты, освобождаются от уплаты налогов в части, зачисляемой в краевой бюджет. В настоящее время льготы предоставляются по налогу на имущество организаций.
Ведущими отраслями по привлечению инвестиций в Краснодарском крае являются транспортный, топливно-энергетический, строительный, промышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.
На сегодняшний день в крае создано свыше 900 предприятий с участием партнеров более чем из 70 стран, среди которых Франция, Германия, США, Швеция, Турция, Нидерланды и др.
За последние годы на Кубани успешно реализованы крупные инвестиционные проекты с участием иностранных партнёров: «Бондюэль» (Франция), «КНАУФ» (Германия), ООО «КЛААС» (Германия), «Нестле» (Швейцария), CECAB Group (Франция), «Анадолу Джам» (Турция).
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» на территории Апшеронского района Краснодарского края планируется создание особой экономической зоны «Лагонаки» - высокогорного горнолыжного курорта.
В рамках подписанного между ОАО «Курорты Северного Кавказа» и администрацией Краснодарского края соглашения в процессе реализации проекта предполагается создать высокогорный горнолыжный курорт с перепадом высот 1609-2450 м. над уровнем моря. Планируется, что курорт будет обладать пропускной способностью на уровне 28 тыс. человек в день. Для этого будет построено более 16 тыс. мест в апартаментах, коттеджах и отелях, 28 подъемников, трассы общей протяженностью 164 км.
Финансирование строительства части инфраструктурных объектов будет осуществляться Инвестиционным фондом РФ в рамках федеральных целевых программ «Юг России (2008-2012 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [11].
С развитием АПК в промышленной зоне г. Тимашевска была образована группа промышленных предприятий. В настоящее время в этой промышленной зоне формируется кластер предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и производителей упаковки. В рамках кластера реализованы и продолжают осуществляться инвестиционные проекты:
- «Строительство фабрики «Нестле-Кубань»;
- филиал ОАО ВБД «Тимашевский молочный комбинат»;
- ОАО «Кондитерский комбинат «Кубань».
Естественное развитие кластера привело к необходимости создания здесь логистического центра и таможенного терминала. Создание этих объектов позволит с наибольшей эффективностью оперировать потоками готовой продукции и с наименьшими затратами организовать таможенную очистку сырья и материалов, поступающих в адрес компаний-участников кластера.
Дальнейший рост экономики муниципального образования может быть обеспечен путем развития существующих производств и создания новых. Дополнительное привлечение инвестиций в данную сферу экономики района позволит увеличить объемы производства продукции и улучшить ее качество.
С учетом рыночных и местных условий в районе определены следующие перспективные направления в сельском хозяйстве, это зерновые, подсолнечник, сахарная свекла, садоводство и овощеводство, выращивание посадочного материала плодовых культур, молоко, мясо, яйцо.
Производством сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании Тимашевский район занято 16 предприятий, с численностью 5,3 тысяч работающих и 302 крестьянских (фермерских) хозяйства. Сельскохозяйственный комплекс района специализируется на производстве зерновых, подсолнечника, сои, сахарной свеклы, кормовых культур, плодов и овощей, имея при этом развитое животноводство. Сельхозпроизводителями района производится мясо крупного рогатого скота, свиней, молоко, шерсть, рыба. Производимая сельскохозяйственная продукция является сырьевой базой для высокоразвитой пищевой перерабатывающей промышленности района и края.
Географическая близость Тимашевского района к городу Краснодару, основным транспортным «веткам» края, а также развитая транспортная сеть способствуют увеличению сырьевой базы и развитию торговых, экономических и инвестиционных связей, расширению географии сбыта готовой продукции, в том числе через логистические комплексы. Кроме того, географическая близость к краевому центру позволяет привлекать квалифицированных специалистов для реализации инвестиционных проектов. Одним из основных богатств муниципального образования Тимашевский район являются плодороднейшие черноземные почвы, которые в сочетании с благодатным климатом позволяют ему сохранять позиции одного из крупных производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции в крае.
Оптимизация отраслевой структуры, восстановление потенциала животноводческой отрасли, а также строительство животноводческих ферм по лучшим мировым технологиям, позволят обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции, пользующейся высоким гарантированным спросом, сырого коровьего молока высшего и первого сорта и мяса КРС для дальнейшей промышленной переработки.
Динамика показателей работы предприятий района демонстрирует положительные тенденции в производственной деятельности. Увеличивающийся производственный потенциал положительно влияет на важнейшие социально-экономические показатели муниципального образования, в том числе, на уровень доходов населения и уровень безработицы. Данные обстоятельства определяют благоприятные предпосылки экономического развития.
Создание инвестиционного механизма рыночного перераспределения средств является необходимым приоритетом государственной структурной политики протекционизма. Необходимость крупных инвестиций связана с переходом от защитной реструктуризации к стратегической, включающей в себя переход к новым продуктам, рынкам, управленческим технологиям, структурам собственности и финансов.
Реструктуризация промышленности, которая, по нашему мнению, заключается в создании и развитии отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию в данный момент, ограничивается созданием механизмов активизации инвестиционной деятельности. В настоящее время управление инвестициями не согласовано с процессами реструктуризации российской экономики. Отсутствие перспективной стратегии структурной реформы снижает мотивацию к долгосрочным инвестициям.
В составе инвестиционных механизмов, способствующих структурным изменениям в промышленности, можно выделить две группы. К первой группе относятся меры, проводимые частными инвесторами, а ко второй - государственная инвестиционная политика. Наиболее действенным третьим механизмом является скрытое субсидирование инвесторов путем предоставления
финансовых льгот. Конкурентное преимущество базируется на способности и готовности компаний к инновациям и на инвестиционной активности. Достижение высшей степени активности зависит от способности государства мотивировать бизнес на активизацию инвестиционных процессов.
Можно выделить основные направления инвестиционной стратегии: обновление производственных фондов; расширение и диверсификация бизнеса с экспансией в производство; консолидация производства с финансовыми институтами.
Главной проблемой на сегодняшний день в развитии инвестиций, на наш взгляд, как части структурной политики России, является не отсутствие финансовых ресурсов, а недостаточность мотивации к изменению структуры экономики. Инвестиции в реструктуризацию экономики требуют длительных и постоянных вложений, а значит, носят рисковый и долгосрочный характер. В связи с этим необходима активная инвестиционная политика, в которой должно быть сформировано взаимодействие государства, бизнеса и населения.
Для поощрения активности в инвестиционной сфере рекомендуется провести инвентаризацию критических технологий с целью определения потенциала каждой из них и времени получения эффекта. Это позволит устранить распыление государственных средств на поддержку научных исследований; передать неиспользуемую федеральную собственность в управление муниципалитетам для создания инновационно-технологических центров; снизить срок оформления необходимых документов органами государственной власти максимум до одного-двух месяцев; решить проблему прав интеллектуальной собственности на разработки, созданные за счет государственных средств (технологии военного или двойного назначения, а также гражданского, если государство планирует осуществлять дальнейшие работы по коммерциализации, закрепить в исключительной собственности государства, остальные передать непосредственным разработчикам).
Одним из главных средств достижения инвестиционной активности в экономике любого региона является создание развитой системы финансовых институтов. Определение путей совершенствования финансовой системы и выработка рекомендаций в отношении монетарной (включая валютную) политики предполагает исследование двух групп проблем:
1) современное состояние финансовой системы в отношении технических ее возможностей обеспечить нормальное осуществление платежно-расчетных операций, функционирование денежного и кредитного рынков;
2) принципиальные возможности монетарной политики в регулировании российской экономики и в активизации инвестиций.
Одним из важнейших приоритетов инвестиционной стратегии является оживление рынка прямых инвестиций. Исходя из нынешних условий инвестирования и финансовых ресурсов региона, целесообразно, сосредоточиться на следующих мерах стимулирования иностранных инвесторов, которые следует применять в различных сочетаниях: освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных компаний от отдельных видов налогов и платежей на период от 3 до 10 лет с момента объявления ими балансовой прибыли; вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли; снижение ставок налога на прибыль; уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, дифференцирование налогообложения дивидендов; освобождение от налогов компаний, ориентированных на экспорт (кроме сырьевых); специальная гарантия правительства в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций; специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики; сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами; освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ); предоставление права ускоренной амортизации; субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.
Привлечение прямых инвестиций - процесс, требующий изменения реформирования экономики в направлении институционализации изменения законодательства, формирования строгих и стабильных правил организации бизнеса. В последние годы крайне неблагоприятно изменяется структура поступающих прямых инвестиций. В то же время доля кредитов от зарубежных совладельцев компаний в структуре прямых иностранных инвестиций (ПИИ) выросла почти в 3,5 раза. Таким образом, хотя пИи представляют собой значительный дополнительный источник финансирования, но еще не играют значительной роли в формировании инвестиционного климата.
Ссылки:
1. Отчет главы муниципального образования город Краснодар «О результатах своей деятельности и о результатах деятельности администрации муниципального образования город Краснодар в 2011 году». Решение городской Думы Краснодара от 29.02.2012 № 27 п. 1.
2. Там же.
3. Материалы департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар о формировании и исполнении местного бюджета города Краснодара за 2011-2012 годы.
4. Отчет главы муниципального образования город Краснодар «О результатах своей деятельности и о результатах деятельности администрации муниципального образования город Краснодар в 2011 году». Решение городской Думы Краснодара от 29.02.2012 № 27 п. 1.
5. Индикативный план социально-экономического развития города Краснодара на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годы. Решение городской Думы Краснодара от 22 декабря 2011г. № 27 п.2. Справочная правовая система Гарант от 30.01.2012.
6. Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар от 22 ноября 2007 года, № 32 п. 2.
7. Материалы департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар о формировании и исполнении местного бюджета города Краснодара за 2011-2012 годы.
8. «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Решение городской Думы Краснодара от 28.11.2010 № 19 п. 1. Справочная правовая система Г арант от 20.12.2010.
9. Генеральный план развития города Краснодара до 2052 года, Решение городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 26 п. 1 // Справочная правовая система Гарант от 30.01.2012.
10. Там же.
11. Там же.