Научная статья на тему 'Основные проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала Воронежской области'

Основные проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Н.А., Смольянова Е.Л.

Важнейшим условием успешной конкурентоспособности предприятий, обеспечения высокого экономического роста, повышения качества жизни, реализации национальных проектов является развитие иновационно-инвестиционного потенциала, В своем исследовании авторы показывают, что современный этап развития мирового производства и глобализация экономики характеризуются сочетанием инновационного предпринимательства с новым качеством капитала. Это обусловливает необходимость проведения мониторинга развития инновационно-инвестиционного потенциала с целью активизации инвестиционной и инновационной деятельности, а также поиска новых форм и методов финансирования инновационно-активных предприятий. Активный инновационно-инвестиционный процесс способствует экономическому росту не только Воронежской области, но и государства в целом, преодолению спада производства, его структурной перестройке, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, созданию новых рабочих мест, сохранению и развитию научно-технического потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала Воронежской области»

2 (95) - 2009

Инновации и инвестиции

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

н. а. Серебрякова,

кандидат экономических наук, доцент

е. л. смольянова,

кандидат экономических наук, доцент Воронежская государственная технологическая академия

На современном этапе активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов занимает центральное место в реализации экономической политики государства. Россия — страна глубоких региональных различий, поэтому в каждом регионе складываются свои возможности реализации инвестиционной и инновационной деятельности.

Инновационная активность представляет собой целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств. Уровень инновационной активности определяет темпы развития национальной экономики, в целом, и конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий. Традиционно показателями, характеризующими инновационную активность, считаются: количество патентов и лицензий в расчете на 1000 жителей, сальдо внешней торговли по патентам, лицензиям, высокотехнологической продукции, ресурсоем-кость и наукоемкость продукции и др.

В развитых странах показателем высокой инновационной активности является постепенное сближение объемов национальных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и производственных инвестиций.

Инновационная активность обусловлена, прежде всего, экономическим и научно-техническим потенциалом страны, а также духовным состоянием общества, его способностью сформулировать национальную инновационную доктрину, стра-

тегию научно-технического развития, определить направления и формы инновационной политики, сконцентрировать ресурсы на ее реализации.

На наш взгляд, с позиций региональной экономики инновационный потенциал характеризует способность предприятий региона производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы», инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) представляет собой совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Состояние инновационного потенциала Воронежской области характеризуется следующими тенденциями. На протяжении XX в. Воронежская область выступала в роли одного из наиболее значительных индустриальных, аграрных, административных, транспортных, интеллектуальных и культурных центров России. Основы регионального хозяйства, системы расселения, производственной специализации сформировались в ходе индустриализации ХХ в. В настоящий момент Воронежская область — индустриально развитый регион.

Анализ основных показателей, характеризующих состояние и уровень развития научного и инновационного потенциала Воронежской области

в 2006 г. в сравнении с рядом предшествующих лет (2002—2005 гг.), позволяет сделать следующие выводы.

Для Воронежской области характерно стабильное состояние научного потенциала. Число организаций, выполняющих исследования и разработки, в период с 2002 по 2006 г. составляло 57—65 ед. Область по числу организаций, выполнявших исследования и разработки, занимала 3-е место среди 18 субъектов Центрального федерального округа (ЦФО), после Москвы и Московской области, т. е. регионов, где сосредоточены основные центры научных разработок. Среди организаций, занимающихся инновационной деятельностью, 26,2 % составляли научно-исследовательские организации, 18,5 % — конструкторские бюро, 18,5 % — вузы, в 2006 г. 13,8 % приходилось на научно-технические подразделения в промышленных организациях, что в 2 раза больше по сравнению с 2002 г., в 6 раз уменьшилась доля проектных организаций, занимающихся наукой, что негативно сказалось на инновационной активности региона.

Численность персонала, занятого исследованиями, за указанный период колебалась в пределах 13 800 — 14100 чел. Число докторов и кандидатов наук, занятых исследованиями, в 2002 — 2006 гг. увеличилось в 1,5 раза. По данным показателям Воронежская область также занимает 3-е место в ЦФО. На нее приходится 3,4 % численности ученых, занятых исследованиями в ЦФО (1-е место Москва — 60,6 %; 2-е место — Московская область — 22,1 %).

Положительным моментом является рост среднемесячной заработной платы работников по виду деятельности «Научные исследования и разработки» в 2,8 раза за пять лет. В 2006 г. достигла 9 294,9 руб. В разрезе областей исследований самая высокая заработная плата наблюдалась в финансовой деятельности (20 458 руб.), рост которой по сравнению с 2005 г. составил 5 799,5 руб. Самая низкая зарплата — в сельском и лесном хозяйстве (3 682, 6 руб.), при этом рост — 570 руб.

В подготовке кадров Воронежская область также занимает ведущее 3-е место среди субъектов ЦФО. Численность аспирантов в области составила в 2006 г. 2 331 чел., докторантов — 54 чел. Заметим, что подготовку докторантов осуществляют 10 организаций (вузов) г. Воронежа.

Материально-техническая база, используемая для исследований и разработок, характеризуется следующими тенденциями. Падает удельный вес машин и оборудования в стоимости основных

средств исследований и разработок с 27,3 % в 2002 г. до 18,3 % — в 2006 г.

В 2006 г. среднегодовая стоимость машин и оборудования, используемая для исследований, составила 1 380,1 млн руб. По секторам деятельности оборудование распределялось следующим образом: 63,4 % — государственный сектор, 10,9 % — предпринимательский, 25,7 % — высшее образование.

По данным 2006 г., 94,8 % основных средств исследований составляют государственную собственность, 4,9 % — средства частных лиц, 0,3 % — смешанная российская собственность с долей федеральной.

Проблемы финансирования инновационной деятельности для Воронежской области стоят очень остро. Внутренние затраты на исследования за период 2002—2006 гг. увеличились в 1,9 раза, при этом капитальные затраты увеличились в 10 раз и в 2006 г. составили 66,4 млн руб. Но это — только 2 % от объема внутренних текущих затрат.

Позитивным является и то, что на приобретение оборудования пошло 39,3 млн руб., или

59.3 % в структуре капитальных затрат. Рост затрат по данной статье по сравнению с 2002 г. составил 19,7 раза. Однако этого явно недостаточно для обновления материально-технической базы научных исследований в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса.

Анализ источников финансирования исследований и разработок позволяет сделать вывод, что

38.4 % внутренних затрат приходилось на средства бюджетов всех уровней; 11,4 % — средства внебюджетных фондов; 30,5 % — средства организаций государственного сектора; 7,3 % приходилось на средства предпринимательского сектора, 0,5 % — вузы; 3,8 % — средства иностранных источников; 8,1 % — собственные средства [2]. Динамика изменения удельного веса внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования в 2002—2006 гг. представлена в табл. 1.

Таким образом, внутренние затраты на исследования и разработки в Воронежской области на 77-80 % ложатся на государственные структуры и внебюджетные фонды. Участие предпринимательского сектора в финансировании науки сокращалось с 11,4 % в 2002 г. до 7,3 % в 2006 г., что показывает незаинтересованность или невозможность промышленных предприятий заниматься инновационной деятельностью и негативно сказывается на развитии инновационного потенциала региона. Уменьшается удельный вес средств иностранных источников в финансировании научных исследо-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

53

Таблица 1

Удельный вес внутренних затрат исследования и разработки по источникам финансирования (в процентах к итогу)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки — всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе по источникам финансирования:

средства бюджетов всех уровней 34,9 36,5 48,7 36,6 38,4

средства внебюджетных фондов 0,9 0,8 0,4 9,7 11,4

средства организаций государственного сектора 42,0 42,1 31,9 38,8 30,5

средства организаций предпринимательского сектора 11,4 8,7 9,0 7,6 7,3

средства организаций сектора высшего образования 0 0,1 - - 0,5

средства частных некоммерческих организаций 0,1 0,1 0,1 - 0

средства иностранных источников 5,2 4,7 3,0 2,3 3,8

собственные средства 5,5 7,0 6,9 5,0 8,1

ваний с 5,2 % в 2002 г. до 3,8 % в 2006 г., а средства частных некоммерческих организаций в структуре источников финансирования исследований и разработок в 2006 г. сошли на нет.

Таким образом, если в других областях ЦФО, например Липецкой, идет активный поиск новых источников финансирования для научных исследований, то в Воронежской области происходит концентрация исследований в государственном секторе экономики. У вузов появилась возможность финансировать исследования и разработки, на их базе создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, поэтому доля вузов в структуре источников финансирования достигла 0,5 %.

Результативность научных исследований и разработок является важнейшим показателем инновационной деятельности региона. По количеству изобретений Воронежская область устойчиво занимала 3-е место среди субъектов ЦФО. Однако удельный вес изобретений области в общем количестве изобретений по ЦФО падает. Если в 2004 г. на регион приходилось 5,9 % изобретений ЦФО, то в 2005 г. — 5,2 %, а в 2006 г. — только 3,9 %. Это наглядно показывает, что Воронежская область постепенно сдает свои позиции как научного центра России и ЦФО.

По использованию объектов интеллектуальной собственности Воронежская область отстает от других регионов. По внедрению изобретений ее обгоняют не только Москва и Московская область, но и Владимирская, Липецкая, Тульская и Ярославская области. По использованию полезных моделей Воронежская область занимает 10-е место. В Воронежской области, по данным 2006 г., используются только 2 новые программы ЭВМ, а в Рязанской области — 74 ед., в Москве — 159, Московской области — 15, Владимирской — 14, Тверской — 13, Калужской — 10 программ.

Данные о создании передовых производственных технологий показывают, что в 2002 г. в Воронежской области было создано 20 технологий, что соответствовало 3-ему месту в ЦФО, а в 2006 г. — 10 технологий. Таким образом, Воронежская область отстала от Белгородской и Владимирской областей и заняла только 5-е место в ЦФО. Динамика создания передовых технологий в Воронежской области по видам представлена в табл. 2. Число организаций, занимающихся технологическими инновациями, в Воронежской области составляло 59 ед., из которых 13 — занимались производством пищевых продуктов, 8 — производством электрооборудования, 6 — производством машин и оборудования, 6 — транспортом и связью, 4 — химическим производством. В 2005 г. в Воронежской области было отгружено товаров собственного производства на сумму 32497 млн. руб., из которых 19,7 % составляли инновационные товары. В 2006 г. было отгружено товаров собственного производства на сумму 89 092,3 млн руб., из которых только 5,3 % приходится на инновационные товары [2].

Все это позволяет сделать вывод, что Воронежская область является ведущей в ЦФО после Москвы и Московской области по количеству изобретений, числу предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, численности научных кадров. Регион имеет передовые позиции в области подготовки кадров для научных исследований и разработок. Однако в области имеются серьезные проблемы с внедрением продуктов интеллектуальной собственности. В табл. 3, на основе опросов руководителей организации, проведенных автором в 2006 г., представлены основные факторы, препятствующие инновациям (по убыванию значимости). На основе проведенного проблемного анализа состояния инновационного потенциала Воронежской области и способности предприятий региона к инновацион-

Таблица 3

Таблица 2

Распределение созданных передовых производственных технологий по видам

Все технологии В том числе технологии

Показатели новые в стране принципиально новые

2003 2004 2005 2006 2003 2004 2005 2006 2003 2004 2005 2006

Передовые производствен-

ные технологии

— всего (ед.) 18 17 11 10 15 16 9 10 3 1 2 -

в том числе;

проектирование и 3 2 3 1 3 2 3 1 - - - -

инжиниринг

производство, обработка и сборка 9 2 6 4 9 11 4 4 - - 2 -

Аппаратура автоматизиро- 1 1 2 2 1 1

ванного наблюдения или

контроля

связь и управление 3 3 1 1 1 3 1 1 2 - - -

производственные

информационные

системы 1 - - 1 1 1 - -

интегрированное

управление и контроль 1 - 1 1 1 - 1 1 - - - -

Систематизация факторов, препятствующих инновациям

Значимость фактора Факторы, препятствующие инновациям

Предприятия, осуществлявшие инновационную деятельность Предприятия, не осуществлявшие инновационной деятельности

1 Недостаток собственных денежных средств Недостаток собственных денежных средств

2 Высокая стоимость нововведений Высокая стоимость нововведений

3 Недостаток финансовой поддержки со стороны государства Недостаток финансовой поддержки со стороны государства

4 Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность Недостаток информации о новых технологиях

5 Высокий экономический риск Низкий инновационный потенциал предприятия

6 Недостаток информации о новых технологиях Высокий экономический риск

7 Низкий инновационный потенциал предприятия Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности

8 Недостаток квалифицированного персонала Недостаток квалифицированного персонала

9 Низкий спрос на новые товары, работы, услуги Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги)

ной деятельности нами предложена концепция активизации инновационной деятельности региона.

По нашему мнению, предложенная концепция как генеральный план активизации инновационной деятельности региона должна формироваться не только с позиций приоритетов, установленных государством, но и с позиций развития конкурентных преимуществ региона, с учетом закономерностей технологического лидерства западных стран на рынке наукоемкой продукции.

Задачи активизации инновационной деятельности определяются на основе решения проблем инновационного развития региона.

Администрацией Воронежской области проводится большая работа по активизации инновационной деятельности региона. Одним из важнейших механизмов является реализация Областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005—2008 годы».

В рамках данной программы на территории области было создано три отраслевых бизнес-инкубатора: «Восток» (г. Борисоглебск) — приборостроение, «Авиационный» — авиастроение (малая авиация, авионика), «Калининский» — машиностроение.

В рамках исполнения областного Закона «О технопарках» и областной целевой программы в Воронежской области созданы 5 технопарков («Калининский», «МИТЭМ», «Эталон», «Содружество», «Авиационный»). В ближайшие годы планируется создать несколько вузовских технопарков с привлечением инвестиций из федерального бюджета. Оказывается областная государственная поддержка реализации инновационных проектов на территории области и развитию производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности.

Администрация Воронежской области совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) провела конкурс ориентированных фундаментальных исследований по проблемам наукоемких промышленных технологий Воронежской области. Победителями были признаны 24 проекта с суммарным объемом годового финансирования около 24 млн руб., половина из которых будет выделена РФФИ. Среди победивших проектов: «Синтез и функциональные свойства нитевидных нанокристаллов оксидных полупроводников» — ВГУ, «Биомодификация углеводов с целью получения на их основе природных веществ с выраженными иммунотропными свойствами» — ВГТА и ряд других.

В 2007 г. было подписано дополнительное соглашение между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и администрацией области о совместном проведении конкурса проектов фундаментально ориентированных научных исследований. На конкурс были поданы 54 инновационных проекта от воронежских вузов, в том числе такие как: «Повышение производительности электронных устройств средствами микро- и на-нотехнологий», «Создание нанокомпозиционных строительных материалов», «Разработка методов и программных средств восстановления трехмерных объектов» и др. Объем предполагаемых инвестиций из РФФИ — 12 млн руб.

Одним их основных направлений реализации областной инновационной политики стало стимулирование развития наноиндустрии в Воронежской области. В рамках данного направления будет оказана областная поддержка созданию инфраструктуры наноиндустрии в сфере развития нанотехнологий.

В 2008 г. планируется участие в развитии сети Центров развития нанотехнологий в Воронежской области, в том числе: «Фонон» на базе ОАО «Корпорация «РИФ» (специализация — термоэлектричество», «Промышленные нанотехнологии» на базе ООО НПО «Космос-Нефть-Газ» (специализация — наноматериалы и нанопокрытия), «НАНОЦЕНТР» при участии ВГТУ и технопарка «Содружество» (специализация — наноэлектроника). Содействие материально-техническому оснащению НИОКР по этому направлению в размере 1 850, 0 тыс. руб.

Вышеперечисленные структуры будут работать в тесной кооперации с ведущими российскими научными центрами — лидерами в области исследований в сфере нанотехнологий.

Основным источником генерации инновационных проектов на территории Воронежской области являются высшие учебные заведения (вузы). В настоящий момент они обладают значительным научным и техническим потенциалом, позволяющим осуществлять фундаментальные разработки в различных отраслях науки и техники. Научную работу в воронежских вузах ведут 750 докторов наук и около 3,5 тыс. кандидатов наук. Например, в сфере нанотехнологий («Разработка высокоэффективного нанокомпозитного солнечного элемента на основе кремниевых наностержней»); переработки сельскохозяйственного сырья («Инновационные технологии комплексной переработки сахарной свеклы в пищевые полуфабрикаты и готовые изделия функционального назначения»); авиационных технологий («Разработка и производство многофункционального 15-местного самолета короткого взлета и посадки универсального базирования «Внедорожник»); создание новых строительных материалов («Разработка и производство высокопрочных и коррозионностойких сталеполимеробе-тонных конструкций и изделий»),

Ежегодно вузы подают заявки на участие в федеральных и областных целевых программах. За 2007 г. по программе «Старт» победителями стали 7 человек. Стоит отметить, что это слишком малое количество участников и победителей. Однако значительная часть инновационных проектов остается нереализованной из-за отсутствия эффективных механизмов их коммерциализации и недофинансирования НИОКР.

Такое положение связано с рядом причин:

• средства, получаемые вузами от деятельности, не направляются на выполнение НИОКР;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• научные коллективы вузов осуществляют только научную работу, от внедрения разра-

боток они отказываются. Такое положение приводит к разрыву технологической цепочки «наука — производство», т. е. наука не всегда удовлетворяет требованиям промышленности и, наоборот, запросы промышленности игнорируются и не учитываются в вузах при проведении исследований и разработок;

• диспаритет цен в размерах средств, требуемых вузами и рыночной стоимостью проводимых исследований;

• нежелание руководителей научных тем вузов осуществлять регулярный мониторинг мировых разработок и патентных исследований, таким образом определять актуальность и вос-стребованность рынком проводимой работы или научного исследования;

• открытие инновационных специальностей в вузах ведется недостаточно активно;

• недостаточно осуществляется связь с выпускниками по внедрению научных разработок и проектов;

• инновационная структура при вузах недостаточна и формальна;

• нежелание активного участия в выставках и практических семинарах;

• научно-исследовательские подразделения вузов малочисленны и не укомплектованы. Для решения проблемы сокращения разрыва

между перспективными научно-техническими исследованиями и разработками и их практическим воплощением в виде новых продуктов и услуг в 2008 г. в соответствии с Программой запланирована работа по созданию системы ускоренного развития инновационной деятельности вузов области.

В настоящий момент в вузах ведется формирование инфраструктуры внедренческого бизнеса, включающего в себя: офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы и технопарки. В связи с тем, что активная работа ГУПТСИ с вузами в этом направлении началась в середине 2007 г., не все намеченные мероприятия в настоящий момент выполнены.

В рамках выполнения распоряжения от 19.04.2007 № 354-р «О развитии инновационной деятельности вузов области» в семи ведущих вузах области в 2007 г. были созданы офисы коммерциализации инновационных проектов. В конце декабря 2007 г. были выделены средства из областного бюджета в размере 3 млн руб. на финансирование проектов офисов коммерциализации вузов, победивших в конкурсе, проведенном главным управлением по промышленности, транспорту, связи и инновациям совместно с главным финансовым

управлением Воронежской области. Эти проекты были отобраны с целью их дальнейшего представления на конкурсах федеральных целевых и ведомственных программ. По результатам деятельности в 2007 г. наиболее эффективным признан офис коммерциализации инновационных проектов и разработок ГОУ ВПО ВГТА (привлеченный объем внебюджетного финансирования составил более 2 млн руб. за 6 мес. работы).

При активном взаимодействии ГУПТСИ и офисов коммерциализации вузов реализованы инновационные проекты по безотходной переработке древесины (ВГЛТА), по переработке прудовой рыбы (ВГТА). В 2007 г. в областном бюджете предусмотрено финансирование развития бизнес-инкубаторов в объеме 4,6 млн руб. Воронежский государственный архитектурно-строительный университет одержал победу в конкурсе Федерального агентства по образованию РФ на финансирование строительства студенческого бизнес-инкубатора (22 млн руб.). В Воронежском государственном аграрном университете и в Воронежском государственном техническом университете создаются студенческие бизнес-инкубаторы, а в Воронежской государственной технологической академии такой инкубатор уже создан.

На сегодняшний день в Воронежской области назрела необходимость в объединении частного и государственного капиталов с целью мультиплицирования ресурсов регионального бюджета за счет привлечения частных инвестиций, в мобилизации финансовых средств для финансирования региональных инвестиционных проектов и в создании коллективных форм инвестиций как наиболее перспективного средства консолидации ресурсов частных инвесторов.

В 2006 г. был создан «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области», уставный капитал которого составил 140 млн руб., в т. ч. 70 млн руб. — вложения областного бюджета. В 2007 г. совместно с Минэкономразвития России проведен конкурс по выбору управляющей компании Фонда. В настоящее время проводится работа по выбору инновационных проектов для венчурного финансирования. Планируется создать Ассоциацию бизнес-ангелов, которая бы способствовала аккумулированию средств частных инвесторов и финансированию научных разработок малых инновационных фирм на стадии Seed и Start-up.

Применение механизмов активизации инновационной деятельности, реализованных на уровне

региона, принесло положительные результаты. В 1 квартале 2008 г. в Воронежской области наблюдалось повышение уровня инновационной активности предприятий химической и металлургической промышленности, а также производящих машины и оборудование, электронное и оптическое оборудование. Затраты на технологические инновации на 93,1 % осуществлялись за счет собственных средств организаций (в 2006 г. — 80,3 %). Удельный вес инновационной продукции в объеме отгруженной продукции составил 24,1 % (в 2006 г. — 5,3 %). При этом 52,3 % инновационной продукции, произведенной инновационно активными организациями, было экспортировано. На долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции за границу пришлось 31,1 %. Это доказывает эффективность используемых механизмов активизации инновационной деятельности, повышение инновационного потенциала Воронежской области. Целевыми индикаторами, установленными в рамках подпрограммы инновационного развития Воронежской области, являются [1]:

1. Уровень инновационной активности организаций:

2009 г. — 15,3 %;

2010 г. — 16,5 %;

2011 г. — 17,9 %;

2012 г. — 19,2 %.

2. Уровень коммерциализации инновационного развития:

2009 г. — 23,0 %;

2010 г. — 27,0 %;

2011 г. — 31,0 %;

2012 г. — 35,0 %.

3. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций:

2009 г. — 22,0 %;

2010 г. — 27,0 %;

2011 г. — 27,0 %;

2012 г. — 31,0 %.

4. Количество внедренных передовых технологий: 2009—2012 гг. — 100—130 шт.

5. Количество реализованных инновационных проектов: 2009 — 2012 гг. — 150—200 шт.

6. Рост инвестиций в инновационно активные организации: 15 % ежегодно.

Формирование инвестиционной среды в Воронежской области зависит от состояния экономики и развития предпринимательской деятельности. Установлено, что социально-экономическое развитие Воронежской области характеризуется сле-

дующими тенденциями. Наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта (ВРП). Если в 2002 г. его величина составила 53,3 млрд руб., то в 2006 г. ВРП увеличился в 2,5 раза. В структуре ВРП в 2006 г. на промышленность и строительство приходилось 34 %, сельское и лесное хозяйство — 19,4 %, сферу услуг — 46,6 %. Это подтверждает значительную роль сельского хозяйства в экономике Воронежской области, а также недостаточное развитие сферы услуг.

В настоящее время инвестиционная активность предприятий Воронежской области ограничивается недостатком источников финансирования: как бюджетных, кредитных, так и средств иностранных инвесторов и населения. При этом инвестиции в основной капитал по воронежским предприятиям в 2006 г. возросли в 2 раза по сравнению с 2002 г. и на 7,8 — по сравнению с 2005 г. В 2007 г. на развитие экономики и социальной сферы использовано 58,2 млрд руб. инвестиций в основной капитал (по объему инвестиций на душу населения Воронежская область занимает 3-е место в ЦЧР, 8-е — в ЦФО, 51-е — по России), индекс физического объема составил 126,4 %.

Значительную часть инвестиций в основной капитал (более 76 %) составили инвестиции по крупным и средним предприятиям и организациям; 43,6 % всех инвестиций (по полному кругу отчитывающихся организаций) — затраты на машины, оборудование, инструмент, инвентарь; 36,5 % — инвестиции на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений. В первом полугодии 2008 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на территории области составил 25 900,9 млн руб., или 128,6 % к соответствующему периоду 2007 г., в том числе по кругу крупных и средних предприятий и организаций — 18 108 млн руб. (133,2 % соответственно).

В администрации области разработана подпрограмма «Развитие нанотехнологий и наноиндуст-рии в Воронежской области на 2009—2012 годы». Применяются принципиально новые для области механизмы привлечения инвестиций для развития инноваций. Источником таких инвестиций является созданный в области «Воронежский инновационный Венчурный фонд» с прямым государственным участием, который на коммерческой основе замкнет на себя всю последовательность инновационного процесса от идеи до выпуска продукции. Объем инвестиций — 280 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 70 млн руб., из областного бюджета — 70 млн руб. и 140 млн руб. — частные инвестиции.

Сформирован перечень первоочередных проектов для венчурного инвестирования. В настоящее время из более чем 400 проектов, включенных в областной реестр инновационных проектов, уже реализуется четверть, существенная часть перспективных НИОКР готова к коммерциализации. Объем инвестиций на их реализацию составил в 2007 г. более 1 млрд руб., а в первом полугодии 2008 г. — уже свыше 510 млн руб.

Законом Воронежской области от 05.12.2007 № 143-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» на финансирование областной адресной инвестиционной программы в текущем году предусмотрено 3270,5 млн руб. В соответствии с постановлением Администрации Воронежской области от 19.02.2008 № 130 «О перечне мероприятий, строек и объектов капитального строительства для государственных (областных) нужд на 2008 год» на финансирование объектов областной собственности запланировано выделить 1664,7 млн руб. На софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, в соответствии с постановлением Администрации области от 27.02.2008 г. № 146 «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности на 2008 год» предусмотрено направить 1605,8 млн руб. Тем не менее для формирования благоприятной инвестиционной среды Воронежской области этого крайне недостаточно.

Результаты, полученные в последние годы по развитию инвестиционно-инновационной деятельности, во многом достигнуты за счет применения программно-целевого метода, управления концентрацией ресурсов на перспективных направлениях, четкой концентрации работ всех субъектов инвестиционно-инновационной сферы. Именно поэтому в настоящее время необходимо продолжать развитие инвестиционной и инновационной деятельности в Воронежской области на основе программно-целевых подходов к решению региональных проблем.

По нашему мнению, дальнейшие региональные инновационные программы должны включать мероприятия по следующим направлениям:

1) совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах. При этом акценты должны быть сделаны на создание условий для перехода от отдельных мер подготовки и переподготовки кадров к целостной системе обучения кадров в инновационной сфере;

2) совершенствование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, направленного на доведение информации об инновационных проектах до потенциальных инвесторов и обеспечение специальной информацией всех заинтересованных в ней субъектов инновационной деятельности;

3) государственная (областная) поддержка реализации инновационных проектов, которая заключается в привлечении инвестиций, в том числе с участием венчурных фондов, кредитов коммерческих банков, для модернизации, технического перевооружения воронежских предприятий и создания новых производственных мощностей; формировании областного заказа на прикладные исследования; совместном финансировании проектов, имеющих общегосударственное значение, за счет средств федерального и областного бюджетов; предоставлении льгот по налогам, уплачиваемым в бюджет Воронежской области, предприятиям, реализующим инновационные проекты;

4) содействие в формировании и развитии инновационной инфраструктуры, обеспечивающей организацию эффективной связи научно-технической деятельности с производством, путем формирования сферы услуг для организаций, занятых исследованиями и разработками, создание благоприятных условий для коммерциализации их разработок.

На наш взгляд, реализация данных направлений программы будет способствовать формированию экономико-организационных условий для перехода экономики области на инновационный путь развития за счет эффективной деятельности региональной инновационной системы и ее интеграции в национальную инновационную систему России, а также развитию научно-технического потенциала предприятий Воронежской области.

В соответствии с утвержденной Правительством России 19 января 2006 г. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.), изменяются подходы к формированию региональной политики. Усиленным должно быть направление создания условий, стимулирующих субъекты Федерации к использованию имеющихся на их территории ресурсов экономического роста.

Мониторинг состояния и развития основных отраслей промышленности Воронежской области показывает растущую значимость для региона пищевой промышленности, электроэнергетики, химии и нефтехимии, производства стройматериалов. Развитие пищевой промышленности и

производство стройматериалов обусловлены наличием собственной ресурсной базы, максимальным приближением к конечному потребителю, развитием малого предпринимательства. Таким образом, развитие предприятий данных отраслей предопределяет реализацию конкурентных преимуществ региона.

Однако проблемный анализ инновационной ситуации региона позволяет сделать вывод, что в области имеются новые разработки, технологии для пищевой промышленности, но, по данным Воронежстата, в первом квартале 2008 г. не было ни одного инновационно активного предприятия пищевой промышленности. Это предопределяет, что активизация инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности должна стать приоритетной задачей региональной власти.

По нашему мнению, действенным механизмом активизации инновационной деятельности Воронежской области в ситуации недостаточности финансирования научных разработок было бы создание при администрации области инновационных центров, в которых был бы задействован потенциал профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Для этого необходим анализ научных направлений действующих диссертаци-

онных советов вузов. В соответствии с данными научными направлениями разработать перечень тем, интересующих областную и городскую администрации. Заключить договоры сотрудничества, в соответствии с которыми центр предоставлял бы необходимые для исследований данные и содействовал бы внедрению научных разработок в практическую деятельность воронежских предприятий. А предприятиям, внедряющим данные разработки, оказывал бы адресную поддержку. На наш взгляд, это обеспечило бы повышение уровня инновационной активности региона и способствовало бы его экономическому развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Воронежской области от 05.12.2007 № 143-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

2. Промышленность Воронежской области / Воронеж: Воронежский статистический ежегодник. 2007. — 354 с.

3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.).

4. Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2007 — 2011 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.