ФЕДОТОВ Дмитрий Юрьевич
Доктор экономических наук, доцент, декан факультета налогов и таможенного дела
Байкальский государственный университет экономики и права
664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактный телефон: (3952) 24-13-58 e-mail: [email protected]
Проблемы развития инвестиционной деятельности в экспортоориентированном регионе (на примере Иркутской области)1
Ключевые слова: региональная экономика; инвестиции; теневая экономика; основные фонды; государственная политика.
В статье исследуются закономерности развития инвестиционных процессов в российских регионах. Проведен анализ публикаций, посвященных исследованию проблем развития инвестиционной деятельности, рассмотрены основные тенденции в данной сфере. Раскрыты факторы, влияющие на развитие инвестиционных процессов в Иркутской области и других регионах России. Сделан вывод о том, что динамика инвестиций в основной капитал складывается в соответствии с изменением мировой экономической конъюнктуры. При этом активную инвестиционную деятельность ведут в основном экспортоориентированные компании, добывающие сырье и осуществляющие его первичную переработку. В статье проведен анализ динамики инвестиций в основной капитал в Иркутской области в период 1990-2012 гг., дана оценка масштабам теневой экономики по сравнению с другими регионами России. Выявлено влияние уровня инвестиционной активности на уровень развития теневой экономики, сформулированы предложения по развитию инвестиционных процессов в области.
В отечественной экономической литературе имеется значительное количество публикаций, посвященных исследованию проблем развития инвестиционной деятельности, немало внимания уделено региональным аспектам. В частности, В. П. Иваницкий, С. Г. Привалова, И. В. Токарева рассматривают отдельные проблемы управления инвестиционной деятельностью предприятий [1]. Региональные особенности стимулирования развития инвестиционных процессов исследованы А. Д. Аюшиевым и С. М Саль-мановым [2], а также Е. В. Харченко. Кроме того, Е. В. Харченко предложен инструмент перераспределения инвестиционных потоков на мезоуровне - трехсекторная модель региональной экономики [3]. М. Р. Пинская анализирует влияние налогообложения на формирование благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [4]. Теоретические аспекты влияния системы налогообложения на развитие инвестиционных процессов исследованы В. И. Самарухой и Т. Г. Красновой [5]. Э. И. Арлаускас рассматривает пути повышения конкурентоспособности национальной экономики и экономики регионов через изменение механизма функционирования ^ инвестиционных систем [6]. Отдельные специфические особенности и проблемы осу-3 ществления инвестиционной деятельности в российских регионах проанализированы
¡2 _
и 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке государственного задания
о № 26.1348.2014/К на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части
ф проекта «Влияние теневого сектора экономики на качество жизни населения в России и Украине:
© сравнительный анализ».
в исследованиях А. Г. Кайгородова, А. В. Кизеева, А. М. Карякина [7], И. С. Коровина [8], В. В. Гусева [9], А. А. Анненковой, И. В. Резвяковой [10], М. Смирновой, И. Новоселовой [11].
Рассмотрим основные тенденции развития инвестиционной деятельности на примере Иркутской области и попытаемся выделить факторы, влияющие на эти процессы. Динамика инвестиций в основной капитал в Иркутской области складывается в соответствии с изменением мировой экономической конъюнктуры. В 2008-2009 гг., когда в мире развивался финансовый кризис, в Иркутской области наблюдался значительный спад объемов инвестиций в основной капитал. В докризисный и посткризисный периоды происходил рост объемов инвестиций (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Основные показатели развития инвестиционной деятельности в Иркутской области в 1990-2012 гг.1
Показатель 1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Инвестиции в основной капитал, млрд р. 5,9 10,8 36,7 70,7 121,9 130,0 106,6 119,4 145,5 156,5
Темпы роста инвестиций в основной капитал, % 98,0 95,1 123,2 174,0 147,1 85,6 78,7 106,3 112,2 100,7
Соотношение инвестиций в основной капитал с ВРП, % н/д 10,5 14,2 21,4 30,3 29,6 23,2 21,9 23,2 21,0
Иностранные инвестиции, млн дол. США 19,9 82,3 217,1 435,0 361,0 637,0 344,6 148,7 262,7 231,9
100
100 80 60 40 20
58
36_39_
—I 29 I
I23 19 16 15 15 18 17 18 18 ¿2И
ПП1ППУ1ЛП|_
49
39
41
46 47
^н N (О ^ 1Л Ю N » Ф
ООООООООО о^н^н^н
ооооооооо оооо
(N(N(N(N(N(N(N(N(4 (N(N(N(4
0
Рис. 1. Темпы роста инвестиций в основной капитал в Иркутской области в 1990-2012 гг.,
% к 1990 г.2
К 2012 г. объем инвестиций в основной капитал достиг 156,5 млрд р. Вместе с тем годовая величина инвестиционных вложений более чем в два раза отстает от уровня,
1 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 375, 928, 930; Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 674.
2 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. С. 930; Строительство и инвестиции на территории Иркутской области в 1991-2003: стат. сб. / Иркутск-стат. Иркутск, 2004. С. 6; Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. С. 134.
сложившегося в нашей стране накануне рыночных преобразований 1990 г. (см. рис. 1). Накануне финансового кризиса 2008 г. удалось восстановить падение инвестиционных вложений до 58% советского уровня, но дальнейший экономический спад прервал положительную динамику восстановления инвестиционной активности в регионе.
В этой связи стоит констатировать, что владельцы крупных (и прежде всего промышленных) предприятий региона чутко реагируют на изменение мировой конъюнктуры на сырьевых рынках. Если намечается снижение спроса на сырьевую продукцию, производимую в регионе, то собственники компаний сокращают свою инвестиционную деятельность, а также отказываются от реализации уже намеченных инвестиционных проектов. Так произошло в разгар последнего финансового кризиса в 2008 г., когда компания РУСАЛ «заморозила» проект по строительству алюминиевого завода в г. Тайшет, что сразу же отразилось на показателях инвестиционной деятельности в Иркутской области. Вследствие того что в структуре экономики региона преобладают экспортоориентированные компании, инвестиционная активность в области находится в прямой зависимости от мировой экономической конъюнктуры.
В результате того, что компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории области, проводя свою инвестиционную политику, стараются экономить на инвестиционных вложениях, неуклонно повышается степень износа основных производственных фондов в регионе. За последние 17 лет уровень износа основных фондов организаций Иркутской области вырос на 7,0 процентных пункта, достигнув величины 42,7% (рис. 2). Это означает, что производственные мощности работающих в регионе компаний изношены почти наполовину.
Рис. 2. Степень износа основных фондов организаций Иркутской области в 1995-2012 гг.
(на конец года), %1
При этом угрожающе для диверсификации регионального производственного комплекса выглядит структура распределения полностью изношенного оборудования по видам экономической деятельности. Удельный вес полностью изношенных основных фондов организаций, представляющих обрабатывающие производства, по итогам 2012 г. составил 20,0% (в среднем по России - 13,5%). При этом в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых, доля такого оборудования всего 2,8% (в среднем по России - 20,3%)2. Это означает, что владельцы предприятий, относящихся к обрабатывающим отраслям и ориентированных на внутренний спрос, не заботятся об обеспечении воспроизводственного процесса и о сохранении конкурентоспособности. Ведь, не проводя модернизации собственного производства, трудно рассчитывать сохранить свои позиции на традиционном региональном рынке, не говоря уже о том, чтобы расширить бизнес и выйти на новые рынки сбыта. В то же время предприятия
1 Инвестиции и строительство в Иркутской области в 1995-2012: стат. сб. / Иркутскстат. Иркутск, 2013. С. 15.
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. С. 415-416.
добывающих отраслей, ориентированные на внешние рынки сбыта сырья и полуфабрикатов, более оперативно обновляют свои производственные мощности в ожидании роста мировых цен на сырье и девальвации рубля, снижающей издержки производства внутри России и повышающей ценовую привлекательность российской сырьевой продукции. В данных условиях компании обрабатывающих отраслей экономики не имеют шансов на сохранение устойчивого функционирования в будущем. Добывающие компании региона все так же будут перетягивать к себе все основные экономические ресурсы, в том числе инвестиционные капиталы и квалифицированные кадры.
Вследствие развития описанных выше тенденций норма инвестирования в основной капитал в Иркутской области (определяемая соотношением инвестиций в основной капитал с величиной ВРП) обычно оказывается ниже, чем в среднем по России. Так, в 2000-2011 гг. региональная норма инвестирования находилась в интервале от 10 до 23%, отставая от среднероссийского уровня на 1-5 процентных пункта (рис. 3). И только в предкризисный период, отличавшийся «фантастическим» скачком цен на мировых сырьевых рынках, владельцы предприятий увеличили норму инвестирования до 30%. В период кризиса и в посткризисный период норма инвестирования снизилась до традиционного уровня, отстающего от среднероссийских тенденций. Владельцы крупных экспортоориентированных компаний вновь потеряли интерес к развитию и обновлению своих предприятий. Сложившаяся в последние годы норма инвестирования в основной капитал закрепляет негативные тенденции «проедания» производственных мощностей предприятий их текущими владельцами.
—•— Иркутская область —□— Россия
Рис. 3. Норма инвестирования в основной капитал в России и в Иркутской области
в 2000-2011 гг.1
Негативные тенденции в развитии инвестиционных процессов в нашей стране в немалой степени обусловлены неэффективной государственной экономической политикой и хроническими проблемами в экономике и социальной сфере, среди которых М. А. Винокуров и А. П. Суходолов выделяют следующие: «ресурсная ориентация экономики, ее зависимость от конъюнктуры цен (доля продукции машиностроения и приборостроения в российском экспорте составляет всего 4-5%); высокая энергоемкость ВВП (примерно в 2,8 раза выше, чем в развитых странах); низкая инновационная составляющая ВВП; высокая степень бюрократизации и криминализации экономики» [12. С. 6].
Абсолютная величина инвестиций в основной капитал (см. табл. 1) не дает полной характеристики инвестиционной активности в Иркутской области. Сопоставить
1 Инвестиции и строительство в Иркутской области: стат. сб. / Иркутскстат. Иркутск, 2013. С. 13.
региональные тенденции со среднероссийскими позволяет сравнение среднедушевых показателей инвестиционных вложений (табл. 2). Величина инвестиций в основной капитал на душу населения в Иркутской области в 2012 г. составила 64,6 тыс. р., что на 26,4% ниже среднероссийского уровня. По этому показателю область находится на 39-м месте в РФ. Нахождение в середине российского рейтинга не свидетельствует об устойчивости развития инвестиционных процессов в регионе.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал на душу населения в регионах Сибирского федерального округа в 1990-2012 гг., тыс. р.1
Регион 1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Место по России в 2012 г.
Россия 1,7 7,9 25,2 33,1 47,0 61,5 55,7 64,1 77,2 87,8
Сибирский федеральный округ 1,7 4,8 17,7 24,9 36,7 49,0 43,3 50,9 63,3 73,5 5
Республика Алтай 1,2 3,0 14,4 20,2 29,5 37,2 35,0 46,2 70,3 43,1 66
Республика Бурятия 1,5 3,5 9,9 16,5 20,2 24,4 24,1 34,6 41,9 42,2 67
Республика Тыва 1,4 0,9 4,3 6,5 7,9 12,3 16,9 23,5 26,3 35,5 76
Республика Хакасия 1,5 3,3 19,3 36,7 32,8 25,0 24,1 41,5 66,1 71,6 34
Алтайский край 1,4 2,5 8,5 11,8 17,3 22,9 18,5 22,5 29,1 34,9 77
Забайкальский край 1,5 5,7 15,4 20,0 28,8 42,7 38,1 40,5 46,8 53,0 53
Красноярский край 2,2 8,5 24,7 32,4 42,5 72,0 87,5 94,3 108,9 132,3 13
Иркутская область 2,1 4,1 14,6 28,5 49,5 53,0 43,6 49,1 60,0 64,6 39
Кемеровская область 1,7 5,9 28,5 32,6 41,6 55,0 39,7 56,6 77,9 96,3 22
Новосибирская область 1,5 4,0 13,8 19,3 33,8 50,4 37,8 43,2 52,3 60,0 44
Омская область 1,4 2,4 19,1 23,4 34,8 44,0 29,8 37,0 44,9 55,0 50
Томская область 2,5 8,8 18,9 37,1 69,9 83,5 72,1 74,3 95,8 101,7 20
В России имеет место большая дифференциация регионов по степени инвестиционного развития: по итогам 2012 г. 3/4 российских регионов по величине инвестиций в основной капитал на душу населения находились ниже среднероссийского уровня. Это произошло благодаря тому, что несколько субъектов Федерации, наиболее привлекательных для инвесторов в силу обладания большими запасами нефти и газа, «оттягивали» на себя инвестиции из других регионов страны. Таким образом, среднедушевая величина инвестиций в регионах, лидирующих по данному показателю, составила в 2012 г.: в Ямало-Ненецком автономном округе - 1048,2 тыс. р. (в 11,9 раза больше, чем в среднем по России), в Ненецком автономном округе - 882,3 тыс. р. (в 10 раз больше), в Ханты-Мансийском автономном округе - 426,0 тыс. р. (в 4,9 раза больше).
Сибирские регионы традиционно отстают по величине подушевых инвестиций от среднероссийского уровня - из 12 субъектов Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, только в трех (Красноярский край, Кемеровская и Томская области) величина этого показателя превышает среднероссийское значение. При этом величина
1 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. С. 928.
указанного показателя в Иркутской области в посткризисный период (2010-2012 гг.) упала ниже среднесибирского уровня - по итогам 2012 г. он оказался ниже на 12,1%. Представленные данные позволяют констатировать невысокую инвестиционную привлекательность территории Иркутской области для потенциальных инвесторов.
На протяжении десяти последних лет структура инвестиций по видам экономической деятельности в Иркутской области изменяется не в лучшую сторону (табл. 3). Предприятия обрабатывающих отраслей утратили свои лидирующие позиции - их доля снизилась с 35,0% в 2003 г. до 21,6% в 2012 г. Снижение инвестиционной активности наблюдалось и в большинстве других отраслей экономики. Доминирующее положение заняли компании, добывающие полезные ископаемые: по итогам 2012 г. их доля в структуре инвестиционных вложений в регионе увеличилась до 30,1% (в 6 раз!). Неравномерная структура инвестиций - отличительная особенность Иркутской области, в общероссийских показателях соблюдается паритетное соотношение между инвестициями добывающих (14,3%) и обрабатывающих (13,2%) предприятий.
Таблица 3
Структура инвестиций по видам экономической деятельности в Иркутской области в 2003-2012 гг., %1
Вид деятельности 2003 2005 2010 2011 2012
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,4 3,2 1,7 1,9 2,3
Добыча полезных ископаемых 4,9 7,0 25,2 27,1 30,1
Обрабатывающие производства 35,0 27,4 20,4 23,9 21,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10,4 10,7 10,3 7,8 6,8
Строительство 9,1 4,8 1,4 2,2 1,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1,2 0,9 2,0 2,1 1,1
Гостиницы и рестораны 0,2 0,6 0,1 0,0 0,1
Транспорт и связь 21,3 32,5 23,1 18,7 20,6
Финансовая деятельность 0,2 0,2 1,9 2,4 2,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,2 7,6 7,4 5,6 4,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,4 0,7 2,2 1,7 2,3
Образование 1,8 0,8 2,1 1,8 1,7
Здравоохранение и предоставление социальных и персональных услуг 3,5 2,3 1,6 2,1 3,7
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,4 1,3 0,6 2,7 1,0
Большинство рейтинговых агентств оценивают инвестиционный рейтинг Иркутской области как средний. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's по итогам 2012 г. оценило долгосрочный рейтинг Иркутской области по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+», а долгосрочный рейтинг по национальной шкале - «ruAA+». Рейтинговое агентство «Эксперт РА» на протяжении 2011-2013 гг. включало Иркутскую область в группу регионов со средним
1 Инвестиции и строительство в Иркутской области. Иркутск, 2013. С. 28.
инвестиционным рейтингом «2В»: средний потенциал, умеренный риск. Это позволяет сделать вывод о том, что Иркутская область в настоящее время не относится к особо инвестиционно привлекательным регионам страны.
Одной из причин низкой инвестиционной активности в Иркутской области следует назвать достаточно высокий уровень теневой экономики в регионе. В 2012 г. в неформальном секторе экономики области было занято 305,0 тыс. чел.1, что составило 26,6% общей численности занятого населения региона. Масштабы неформальной занятости в Иркутской области в последние годы превышают среднероссийский уровень на 2040%. В то же время по среднедушевой величине инвестиций область отстает от среднероссийского показателя на 20-50%. За период 2000-2012 гг. лишь в 2007 г. инвестиции в Иркутской области оказались не ниже, чем в среднем по стране.
В российских регионах существует тесная корреляция между такими явлениями, как инвестиционная активность и уровень неформальной занятости. Субъекты Российской Федерации, в которых доля занятых в неформальном секторе экономики была выше среднероссийского уровня, чаще всего отставали по величине инвестиций на душу населения. В 2012 г. из 48 субъектов Федерации с долей неформальной занятости, превышающей средний уровень по стране, только в шести среднедушевая величина инвестиций превысила среднероссийский уровень (табл. 4). В то же время из остальных 35 субъектов Федерации (с низкой долей неформальной занятости) только в 16 среднедушевые инвестиции оказались ниже среднероссийского уровня.
Таблица 4
Соотношение количества российских регионов с высокой и низкой долей неформальной занятости с учетом среднедушевой величины инвестиций2
Показатель 2001 2004 2007 2009 2012
Количество регионов с высокой долей неформальной занятости 52 51 54 46 48
Из них обладающие среднедушевой величиной инвестиций выше, чем в среднем по России 8 5 10 7 6
Количество регионов с низкой долей неформальной занятости 31 32 29 37 35
Из них обладающие среднедушевой величиной инвестиций ниже, чем в среднем по России 12 12 14 16 16
Схожие пропорции наблюдались и в предыдущий период. Указанные тенденции в немалой степени вызваны общей экономической стагнацией в регионах с высокой долей теневой экономики: нехватка привлекательных и хорошо оплачиваемых вакантных рабочих мест вынуждает людей искать работу в нелегальном бизнесе, несмотря на то что при этом они лишаются социальных гарантий, предусмотренных трудовым
1 К занятым в неформальном секторе относятся лица, которые в течение обследуемого органами Росстата периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной. В качестве критерия для определения единиц неформального сектора принято отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица.
2 Составлено по: Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2002: стат. сб. / Росстат. М., 2002. С. 81-82; То же. 2006. М., 2006. С. 93-94; То же. 2008. М., 2008. С. 99-101; То же. 2010. М., 2010. С. 100-102; То же. 2012. М., 2013. С. 121-123; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 930-931; То же. 2013. М., 2013. С. 930-931.
законодательством. В этой связи активизация инвестиционных процессов в Иркутской области будет также способствовать сокращению масштабов теневой экономики в регионе, повышению социальной защищенности наемных работников и росту налоговой отдачи региональных предприятий.
Таким образом, можно выделить проблемы развития инвестиционной деятельности в Иркутской области, вызванные преобладанием в регионе предприятий, производящих экспортную продукцию.
1. Неустойчивая динамика темпов роста инвестиций в основной капитал, вызванная ориентацией инвесторов на внешние сырьевые рынки, а не на внутренний спрос, отличающийся большим постоянством. Изменчивость мировой экономической конъюнктуры на сырьевые товары снижает устойчивость инвестиционных процессов в экспортоориентированном регионе (см. рис. 1).
2. Потребительское отношение крупнейших предприятий региона к территории своей деятельности. Крупнейшие экспортеры встроены в транснациональные корпорации, собственники которых проживают за пределами области. Они стремятся к извлечению сиюминутной выгоды и не настроены на развитие региона, являющегося местом размещения предприятия. Как правило, в экспортоориентированном регионе степень износа основных фондов выше, чем в среднем по стране, а норма инвестирования в основной капитал ниже (см. рис. 2 и 3).
3. Нерациональная структура инвестиций по видам экономической деятельности. Добывающие компании, ориентированные на экспорт, оттягивают на себя большую часть ресурсов, поэтому в структуре инвестиций региона преобладают вложения в добычу полезных ископаемых в ущерб обрабатывающим производствам (см. табл. 3). Это создает угрозу для устойчивой деятельности предприятий обрабатывающих отраслей экономики.
Следует заметить, что подобные проблемы характерны для большинства экспор-тоориентированных регионов страны.
Одной из причин невысокой инвестиционной активности в Иркутской области следует признать неэффективную структуру источников финансирования инвестиций в основной капитал (рис. 4).
■ Собственные источники □ Привлеченные источники
Рис. 4. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Иркутской области и в России в 2000-2012 гг., %1
1 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. С. 933-934.
В Иркутской области, в отличие от большинства российских регионов, собственные источники преобладают над привлеченными. Если в области их соотношение примерно 60 / 40%, то в среднем по России наблюдается обратная пропорция. Ориентируясь в основном на собственные финансовые возможности, прежде всего на прибыль и амортизационные отчисления, компании региона сокращают свой инвестиционный потенциал. Они в меньшей степени, чем это принято в условиях рыночной экономики, привлекают внешние инвестиционные ресурсы, такие как поступления с фондового рынка (благодаря размещению акций и корпоративных облигаций) и кредиты банков. В последние годы государственные инвестиции в Иркутской области отстают от среднероссийского уровня: в 2012 г. они составили 12,5% в общей структуре инвестиций в основной капитал (в среднем по России - 17,8%), а в 2011 г. - 12,7% (соответственно 19,2%). Хотя еще в 2000 г. инвестиции из бюджета составляли солидную долю в структуре источников инвестирования - 27,7%, опережая среднероссийское значение на 5,7 процентного пункта.
По мнению самих инвесторов Иркутской области1, главным фактором, ограничивающим их инвестиционную деятельность, является недостаток собственных финансовых средств (рис. 5).
Недостаточный спрос на продукцию Недостаток собственных финансовых стредств
Высокий процент коммерческого кредита
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов
Инвестиционные риски
Неопределенность экономической ситуации
в стране
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы
18
■ 54 =156
■ 31
]30
I 20
■ 2012 □ 2011
32
20
39
32
13
-1-1-1-1-
0 10 20 30 40 % обследованных организаций
50
60
Рис. 5. Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность промышленных организаций Иркутской области в 2011-2012 гг.2
Иные факторы, связанные с низким спросом на производимую продукцию и несовершенством нормативно-правовой базы, не сильно препятствуют инвестиционной деятельности. Лишь очень небольшая часть субъектов хозяйствования имеет сравнительно новые основные средства. Во многих организациях машины и оборудование, транспортные средства эксплуатируются 10-20 лет. В отдельных случаях срок эксплуатации затягивается на десятилетия: 15% организаций используют машины и оборудование свыше 20 лет. Существует настоятельная необходимость обновления активной части основных фондов. Однако выбывающие машины и оборудование не всегда заменяются новыми, 16% обследованных организаций закупали основные средства, уже бывшие в употреблении. В то же время 73% предприятий приобретали новые основные
1 По результатам социологического обследования инвестиционной активности промышленных организаций, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Инвестиции и строительство в Иркутской области. Иркутск, 2013. С. 57-59).
2 Инвестиции и строительство в Иркутской области. Иркутск, 2013. С. 259.
средства отечественного производства, а 18% - импортные. Нередко в этом помогает финансовый лизинг. Большинство руководителей считают ситуацию на своем предприятии в целом удовлетворительной, 12% назвали ее неблагоприятной (в 2010 г. - 25%). По мнению 10% опрошенных руководителей, ситуация была благоприятной.
В этой связи резерв роста объемов инвестиций в основной капитал предприятий Иркутской области видится в повышении активности владельцев компаний по привлечению внешних источников финансирования (особенно для предприятий перерабатывающих отраслей экономики), а также в увеличении бюджетных инвестиций (тем более что доля консолидированного бюджета области в совокупных источниках инвестирования в два раза отстает от показателя, сложившегося в среднем по регионам России).
Возможной мерой, способной обеспечить воспроизводственный процесс в Иркутской области на основе регулярного инвестирования средств в обновление основных производственных фондов, представляется законодательное закрепление нормы обновления производственных мощностей (например, ежегодные инвестиции в объеме не менее 1/12 среднегодовой стоимости основных производственных фондов) и предельно допустимого коэффициента износа основных фондов (например, не выше 40% (см. данные рис. 2) для крупных промышленных предприятий). Не секрет, что нынешние собственники таких компаний приобрели их за бесценок в ходе приватизации 1990-х годов. Большинство их проживает за пределами Иркутской области либо даже за границей. И они особо не радеют за то, чтобы их компания приносила максимальный экономический и социальный эффект как региону, в котором она осуществляет производственную деятельность, так и трудовому коллективу. А зачастую собственники потребительски подходят к эксплуатации своего производственного объекта: стараются максимально использовать находящиеся в их распоряжении производственные мощности, не заботясь об устойчивой долгосрочной работе предприятия. Рыночные стимулы получения преимуществ в конкурентной борьбе от регулярного обновления и модернизации производственных мощностей недостаточны для текущих собственников крупных промышленных предприятий. Без законодательного закрепления обязанности инвестировать в модернизацию производственного процесса региональные предприятия обречены на дальнейший износ, обветшание и отставание в технологиях от зарубежных конкурентов.
В качестве дополнительных мер, способных улучшить инвестиционную ситуацию для средних и малых предприятий Иркутской области, можно обозначить традиционные направления инвестиционной политики:
• формирование инвестиционно-проводящей системы, отвечающей условиям рыночной экономики и способной увеличить привлечение инвестиций с финансовых рынков;
• создание эффективной системы государственной поддержки при реализации приоритетных инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета и областного государственного имущества (например, государственные гарантии, субсидирование процентных ставок при выдаче кредитов и т. п.);
• разработка и внедрение механизмов продвижения региональных инвестиционных проектов среди потенциальных инвесторов;
• развитие инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, включающей организации, оказывающие консультационные, финансовые, лизинговые и иные услуги субъектам малого бизнеса.
Источники
1. Иваницкий В. П., Привалова С. Г., Токарева И. В. Современные проблемы управления инвестиционной деятельностью предприятий // Известия ИГЭА. 2010. № 1.
2. Аюшиев А. Д., Сальманов С. М. Региональные инвестиции. Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000.
3. Харченко Е. В. Управление региональным хозяйственным комплексом в условиях структурно-динамической нестабильности // Известия ИГЭА. 2011. № 1.
4. Пинская М. Р. Налоговая составляющая региональной политики в области привлечения инвестиций // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6.
5. Самаруха В. И., Краснова Т. Г. Влияние налоговой системы на инвестиционную активность // Известия ИГЭА. 2009. № 4.
6. Арлаускас Э. И. Инвестиционные возможности повышения конкурентоспособности региона // Известия ИГЭА. 2010. № 1.
7. Кайгородов А. Г., Кизеев А. В., Карякин А. М. Механизм формирования и финансирования региональной инвестиционной программы дотационного региона // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.
8. Коровин И. С. Инвестиционный потенциал регионального бизнеса и отраслевых корпораций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 6.
9. Гусев В. В. Инвестиционный климат и деятельность органов власти по привлечению реальных инвестиций: социальный аспект (на примере Саратовской области) // Власть. 2011. № 11.
10. Анненкова А. А., Резвякова И. В. Оценка инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 36.
11. Смирнова М., Новоселова И. Регионы: оценка инвестиционной привлекательности // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2.
12. Винокуров М. А., Суходолов А. П. Российская экономика: необходимость модернизации и инновационного развития // Известия ИГЭА. 2009. № 6.