Научная статья на тему 'Сравнительный анализ инвестиционного процесса в экономике Ивановской области'

Сравнительный анализ инвестиционного процесса в экономике Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров А. Н.

В статье сделан сравнительный анализ инвестиционного процесса в экономике Ивановской области, Центрального федерального округа и Российской Федерации за период с 1990 по 2007 г. Проведен анализ динамики номинальных и реальных инвестиций в основной капитал, динамики структуры инвестиций в основной капитал по видам основных фондов и источника финансирования. Сделан вывод о кризисном состоянии инвестиционного процесса в экономике Ивановской области. Показано, что кризисное состояние инвестиционного процесса в экономике Ивановской области на современном этапе его развития обусловлено ухудшением инвестиционного климата в регионе за счет роста инвестиционных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ инвестиционного процесса в экономике Ивановской области»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЭКОНОМИКЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ*

А. Н. пЕТров, кандидат химических наук, доцент Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье сделан сравнительный анализ инвестиционного процесса в экономике Ивановской области, Центрального федерального округа и Российской Федерации за период с 1990 года по 2007год. Проведен анализ динамики номинальных и реальных инвестиций в основной капитал, динамики структуры инвестиций в основной капитал по видам основных фондов и источника финансирования. Сделан вывод о кризисном состоянии инвестиционного процесса в экономике Ивановской области. Показано, что кризисное состояние инвестиционного процесса в экономике Ивановской области на современном этапе его развития обусловлено ухудшением инвестиционного климата в регионе за счет роста инвестиционных рисков.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, динамика, структура, стратегия, риск.

Ивановская область — высокоурбанизированный, густонаселенный регион в Центральном федеральном округе, с резко выраженной моноиндустриальной экономикой и слабо развитым сельским хозяйством. Кризисные явления, сопровождающие экономические реформы 1990-х гг., в наибольшей степени отразились на этом регионе, к началу XXI в. ставшим «депрессивным», высокодотационным, самым отстающим по большинству показателей среди регионов Центрального федерального округа (ЦФО) [10].

Начавшийся с 1999 г. рост отечественной экономики в наименьшей степени затронул Ивановскую область: на начало 2008 г. она занимала последнее место в Центральном федеральном округе по важнейшим социально-экономическим показателям [2]. Этот факт объясняется тем, что отрасли реальной экономики Ивановской области

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 0506-96409.

не смогли выйти из кризиса 1990-х гг. до настоящего времени [5].

Экономический подъем начался в Ивановской области, как и во всей российской экономике, прежде всего за счет загрузки ранее простаивавших производственных мощностей. Разумеется, такой тип экономического роста может продолжаться только до тех пор, пока резерв свободных мощностей не будет полностью исчерпан. Поэтому для того чтобы не только сохранить, но и упрочить возникшую тенденцию роста, в среднесрочной и долгосрочной перспективе в регионе должен быть обеспечен крупномасштабный ввод в действие новых производственных мощностей. Таким образом, для Ивановской области, как и для любого другого региона современной России, задача увеличения потока капиталовложений в региональную экономику является наиболее актуальной.

Экономическая система не может поступательно развиваться без достаточного объема реальных инвестиций. Системный кризис российской экономики, приведший к спаду производства, не мог не отразиться на состоянии инвестиционного процесса. Объем инвестиций в нефинансовые активы служит важнейшим критерием развития национальной и региональной экономики. Между тем в 1990-х гг. как в России, так и в Ивановской области наблюдается тенденция спада прямых инвестиций в основной капитал, которая характеризуется опережающими темпами даже по отношению к спаду производства [8]. Если максимальный спад физического объема промышленного производства для РФ составил 54,3 % от уровня 1990 г., а для Ивановской области 78,0 % [7], то максимальный спад физического объема инвестиций составил 78,9 и 89,5 % соответственно. На рис. 1 приведены индексы фи-

Индекс, %

1992 1994 1996 " Российская Федерация

2002 2004 2006 -■— Ивановская область

Рис. 1. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал относительно 1990 г. для Российской Федерации, Центрального федерального округа и Ивановской области

зического объема инвестиций в основной капитал относительно 1990 г. для РФ, ЦФО и Ивановской области. Графики, представленные на рис. 1—6, построены на основании данных, опубликованных в статистических сборниках [1—4; 9—12].

Как видно на рис. 1, в Ивановской области сложилась более удручающая обстановка, чем в целом по РФ и ЦФО. Если максимальная величина спада инвестиций по сравнению с 1990 г. составила для ЦФО 3,2 раза в 1997 г., для РФ в 1999 г. — 4,7 раза, то для Ивановской области в 1999 г. — 9,5 раза. В 2007 г. физический объем инвестиций в основной капитал

Инвестиции, тыс. руб. / чел.

-Российская Федерация

■ЦФО

2005 2007

Ивановская область

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал на душу населения по Российской Федерации, Центральному федеральному округу и Ивановской области в 1995 — 2007 гг.

составил для ЦФО 81,8 %, для РФ 57,6, а для Ивановской области лишь 36,0 % от уровня 1990 г. Следует отметить, что в 1991 и 1992 гг. темп спада физического объема инвестиций в основной капитал Ивановской области был меньше, чем по РФ и ЦФО. А с 1993 г. стал больше.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2007 г., несмотря на общий экономический рост, физический объем инвестиций в основной капитал Ивановской области снизился по сравнению с предыдущим годом (темп роста 82,0 %), а по РФ и ЦФО увеличился (темп роста 121,1 и 111,9 % соответственно) [2; 5].

Одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих инвестиционный процесс в стране и в регионе, является объем инвестиций в основной капитал на душу населения. На рис. 2 приведено изменение объема инвестиций в основной капитал на душу населения РФ, ЦФО и Ивановской области в 1990—2007 гг. Если по указанному показателю в 1990 г. Ивановская область отставала от среднероссийского показателя в 1,5 раза, по ЦФО в 1,4 раза, то к 2000 г. разрыв увеличился до 4,6 раза. В 2007 г. разрыв составил 3,5 и 3,2 раза соответственно.

Следует отметить, что по объему инвестиций в основной капитал на душу населения в 2007 г. из 83 субъектов РФ Ивановская область заняла 81-е место, опередив лишь Республику Тыва (объем инвестиций 6 814 руб. /чел.) и Республику Ингушетия (объем инвестиций 11 637 руб. /чел.) [4].

На основании данных, опубликованных в статистических сборниках [1—5; 9—12], проведен расчет доли инвестиций в основной капитал, которую получили субъекты РФ, входящие в состав ЦФО, от общего объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций указанных субъектов за 2000—2007 гг. Результаты приведены в табл. 1. Как и следовало ожидать, основную долю инвестиций привлек г. Москва: 47,6 % отечественных и 86,6 % иностранных. На втором месте находится Московская область, далее следуют Белгородская и Ярославская области. Ивановская область находится на последнем месте. Следует

Таблица 1

Распределение инвестиций в основной капитал Центрального федерального округа и иностранных инвестиций, поступивших за 2000 — 2007 гг. по субъектам Российской Федерации

Доля инвестиций Белгородская обл. Брянская обл. Владимирская обл. Воронежская обл. Ивановская обл. Калужская обл. Костромская обл. Курская обл. Липецкая обл. Московская обл. Орловская обл. Рязанская обл. Смоленская обл. Тамбовская обл. Тверская обл. Тульская обл. Ярославская обл. г. Москва

Доля инвести-

ций в основ- 3,83 1,08 1,87 3,29 1,01 1,58 1,21 1,21 2,77 19,46 1,24 1,95 1,67 1,49 2,74 2,12 3,10 47,63

ной капитал, %

Доля иност-

ранных инвес- 0,45 0,05 0,77 0,27 0,08 0,42 0,37 0,07 0,82 8,84 0,10 0,12 0,10 0,05 0,07 0,49 0,33 86,61

тиций, %

отметить отсутствие прямой зависимости между объемом отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов за анализируемый период. Так, по объему отечественных инвестиций Ивановская область находится на последнем, 18-м месте, а по объему иностранных инвестиций стоит на 14 месте.

Проведем анализ структуры инвестиций в основной капитал РФ и Ивановской области по видам основных фондов и по источникам финансировании. На рис. 3 и 4 представлено изменение структуры инвестиций в основной капитал РФ и Ивановской области по видам основных фондов за 1998—2007 гг. Как видно из рисунков, структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов Ивановской области и РФ существенно

Доля, %

100

80

60

40

20

уууу ^ЛЛЛ/

^ЛЛЛ/ уууу

у-у-у'у-

45,-1

41;8

ш

ллл^ л/уу;

ЛЛЛ/;

лддл

41,9

ш

лллл лллл

лллл лллл

42,5

1998

2001

2004

2007 Год

Рис. 3. Динамика структуры инвестиций в основной капитал Российской Федерации по видам основных фондов в 1998 — 2007 гг.

различается, также отличается динамика структуры за анализируемый период. Если для РФ основную долю инвестиций составляли инвестиции в здания и сооружения, которая сокращалась до 2002 г. (до 41,0 %), а далее начала расти, то для Ивановской области основную часть составляют инвестиции в машины и оборудование, которая убывала до 2002 г. (до 34,1 %), а затем стала расти. Большая доля инвестиций в машины и оборудование для Ивановской области объясняется тем, что в результате бедственного финансового положения большинства предприятий (в 2004 г. 59,9 % промышленных предприятий были убыточными, а в 2007 г. — 50,8 % [2]) в области активно шел процесс банкротства предприятий, в результате чего высвобождалось значительное количество производственных помещений, которые продавались по низким ценам.

Следует отметить резкий рост доли инвестиций в жилища для Ивановской области, начавшийся с 2006 г. Это объясняется тем, что с ростом реальных денежных доходов населения и развитием ипотечного кредитования спрос на жилье в области увеличился. Аналогичная тенденция наблюдается и по РФ, но она более плавная, а начало роста приходится на 2005 г.

На рис. 5 и 6 приведено изменение структуры инвестиций в основной капитал РФ и Ивановс-

□ Прочие

□ Машины и оборудование

□ Здания и сооружения В Жилища

0

Доля,%

100

80

60

40

20

ш

34;?

4,9

ш

39,9

5,8

ЕЩЯ

47;9

2,0

27,1

2,2

В Прочие

□ Машины, оборудование

□ Здания и сооружения В Жилища

1998

2001

2004

2007

Год

Рис. 4. Динамика структуры инвестиций в основной капитал Ивановской области по видам основных фондов в 1998 — 2007 гг.

кой области по источникам финансирования в 1998—2007 гг. Указанная структура инвестиций в основной капитал для Ивановской области и РФ также существенно различается. Такое заключение относится и к динамике структуры за анализируемый период. Если для РФ доля бюджетных источников финансирования на всем анализируемом интервале времени сохранялась практически неизменной и составляла около 20 %, то для Ивановской области она снизилась с 38,6 % в 1998 г. до 10,4 % в 2004 г., а затем выросла до 25,4 %, в 2007 г. Доля кредитов в структуре инвестиций РФ монотонно возрастала с 9,1 до 16,7 %. Для Ивановской

Доля, %

100

60

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

■186

53,2

20,0

49

203

46

20,6

41,5

1998

2001

2004

2007 Год

Рис. 5. Динамика структуры инвестиций в основной капитал Российской Феде рации по источникам финансирования в 1998 — 2007 гг.

области она возрастала до 2005 г. (до 16,3 %), а затем начала снижаться. Доля средств внешних по отношению к предприятиям инвесторов для РФ росла до 2003 г., а затем оставалась практически стабильной на уровне 20,5 %. Для Ивановской области величина указанной доли вела себя хаотически и колебалась от 10,2 % в 1998 г. до 53,0 % в 2006 г.

Общей тенденцией для РФ и Ивановской области является монотонное сокращение на анализируемом интервале времени доли инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий. Исключение составил для Ивановской области 2004 год.

Кризисное состояние инвестиционного процесса в экономике Ивановской области объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом. По данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2006—2007 гг. Ивановская область характеризовалась незначительным инвестиционным потенциалом и высоким инвестиционным риском, т. е. относилась к группе 3С2 [6]. Регион по инвестиционному риску и потенциалу находится на 62-м и 61-м местах соответственно среди 8 3 регионов РФ. По оценкам того же агентства, в 1999—2000 гг. Ивановская область занимала 42-е место по инвестиционному риску и 61-е место по инвестиционному потенциалу и относилась к группе 3В2 — незначительный потенциал — умеренный риск [4]. Налицо явное ухудшение инвестиционного климата региона. В общероссийском рейтинге инвестиционного климата регионов Ивановская область переместилась с 66-го места на 70-е.

Для определения инвестиционной привлекательности российских регионов национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» используются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал [4]. Величина инвестиционного риска показывает

□ Региональные бюджеты

□ Федеральный бюджет Б1 Кредиты

□ Средства внешних инвесторов

□ Собственные средства

0

8

0

Доля, %

И Региональный бюджет Ей Федеральный бюджет Н Кредиты

□ Средства внешних инвесторов

□ Собственные средства

1998

2001

2004

2007

Рис. 6. Динамика структуры инвестиций в основной капитал Ивановской области по источникам финансирования в 1998 — 2007 гг.

вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определялся исходя из значения индекса инвестиционного риска — относительного отклонения от среднероссийского уровня, принимаемого за единицу.

В табл. 2 приведены ранги составляющих инвестиционного риска Ивановской области в 1999—2000 и 2006—2007 гг. Как видно из данных, приведенных в табл. 2, за анализируемый период увеличились законодательная, социальная и финансовая составляющие инвестиционного риска,

а остальные уменьшились. Это привело к повышению рейтинга инвестиционного риска на 20 позиций.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность региона факторами производства, потребительский спрос населения и др. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех регионов России.

В табл. 3 приведены ранги составляющих инвестиционного потенциала Ивановской области в 1999—2000 и 2006—2007 гг. За анализируемый период понизились инновационная и институциональная составляющие инвестиционного потенциала Ивановской области, но выросла природно-ресурсная и добавилась туристическая составляющие. В итоге рейтинг инвестиционного потенциала остался постоянным.

Ухудшение инвестиционного климата Ивановской области свидетельствует об отсутствии эффективного управления инвестиционным потенциалом региона со стороны территориальных

Ранги составляющих инвестиционного риска Ивановской области [4; 6]

Таблица 2

Годы Составляющий инвестиционный риск

Законодательный Экономический Финансовый Социальный Криминальный Экологический Управленческий

1999 - 2000 14 78 65 40 74 16 68

2006 - 2007 46 49 66 74 29 10 28

Таблица 3

Ранги составляющих инвестиционного потенциала Ивановской области [4; 6]

Год Составляющий инвестиционный потенциал

Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инновационный Инфраструктурный Природно-ресурсный Туристический

19992000 46 63 60 64 48 45 36 84 -

20062007 47 65 61 64 54 62 35 80 21

органов власти и управления, а также четко сформулированной региональной инвестиционной политики.

В целом величина инвестиций, которые готовы осуществить предприятия, зависит от общей экономической ситуации в стране. Однако региональная специфика тоже может заметно повлиять на инвестиционные намерения. Прямое воздействие на размер капитальных вложений могут оказать льготы по налогообложению инвестиций в части местных налогов и упрощение различных формальных процедур по согласованию и получению разрешений. Косвенно росту инвестиций со стороны предприятий способствуют улучшение общей экономической ситуации в регионе, рост доходов местного населения, увеличение «транзитной» экономической активности (появление новых транспортных коммуникаций, проходящих через регион; рост туризма и т. п.).

Соответственно, действия областной администрации, направленные на увеличение инвестиционной активности региональных предприятий, должны осуществляться по нескольким направлениям:

• во-первых, это мониторинг экономической ситуации в стране и в регионе, позволяющий строить прогнозы инвестиционной активности и вносить необходимые изменения в региональную экономическую политику;

• во-вторых, это разработка четкой системы по предоставлению различных льгот и преференций предприятиям-инвесторам, включающей в себя местные законодательные акты, нормативы, методики и т. д.;

• в-третьих, это меры, направленные на поддержку жизненного уровня населения и снижение дифференциации доходов частных лиц (известно, что более равномерный уровень доходов населения способствует росту внутреннего спроса в регионе);

• в-четвертых, это поиск способов по увеличению «транзитной» экономической активности (здесь допустимы самые различные варианты — от поддержки строительства новых транспортных магистралей через территорию области до создания «свободных экономических зон» или их аналогов).

Решение задачи привлечения инвестиций требует инвентаризации всех направлений, по которым в область потенциально могут поступить дополнительные инвестиции. Приток инвестиционных ресурсов в регион могут обеспечить следующие источники.

1) региональные предприятия (при этом региональные предприятия могут выступать как в качестве прямых инвесторов, так и в качестве плательщиков регионального и местных бюджетов , благодаря чему у последних также появляются определенные возможности по финансированию различных инвестиционных программ);

2) федеральный бюджет (в данном случае речь идет как о предоставлении прямых субсидий и кредитов на финансирование федеральных и региональных инвестиционных программ, так и финансировании капиталовложений в рамках ведомственных программ);

3) инвестиции крупных российских компаний (т. е. производственных компаний, зарегистрированных вне Ивановской области, но ведущих или начинающих свою деятельность в регионе);

4) инвестиции российских коммерческих банков;

5) региональный бюджет;

6) иностранные инвестиции (как в виде прямых вложений в предприятия области, так и в виде кредитов на инвестиционные цели);

7) заимствования на открытом финансовом рынке путем размещения ценных бумаг, причем размещать такие бумаги могут как сам регион в лице областной администрации, так и отдельные предприятия;

8) вовлечение в инвестиционный оборот сбережений населения (имеются в виду не только банковские депозиты в региональной банковской системе, но и другие формы привлечения денег домохозяйств, в том числе и самофинансирование различных программ, например, строительство жилья и т. д.).

Также надо принимать во внимание возможность различных смешанных схем финансирования инвестиций (например, федеральный и региональный бюджеты совместно с крупными предприятиями и т. д.). Более того, в современных условиях, когда большинство потенциальных инвесторов не располагает ресурсами в количествах, достаточных для финансирования крупных проектов, именно совместное участие различных владельцев финансовых ресурсов дает больше шансов на осуществление капиталовложений.

На преодоление негативных явлений в экономике Ивановской области должна быть направлена сбалансированная региональная антикризисная стратегия. Разработка указанной стратегии должна опираться на определение следующих важных моментов:

1) должны быть четко определены цели инвестирования;

2) необходимо определить объекты инвестирования в соответствии с выбранными приоритетами;

3) следует выявить реальные источники инвестиций и оценить возможный объем капиталовложений на плановый период по каждому источнику;

4) необходимо создать региональную законодательную базу, повышающую инвестиционную привлекательность региона для местных и внешних инвесторов, в том числе и иностранных.

Региональная антикризисная инвестиционная стратегия должна обеспечить процесс накопления для обновления основного капитала и долгосрочного развития региональной экономики с учетом ее структурных изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивановская область в 1999 году: статистический сборник. — Иваново: ЦИИУ Облкомгосстат. 2000. — 286 с.

2. Ивановская область в 2007 году: статистический сборник. — Иваново: ТОФСГС по Ивановской области. 2008. — 324 с.

3. Инвестиции в России. 2007: статистический сборник. — М.: Росстат. 2007. — 317 с.

4. Официальный сайт Госкомстата России. URL: http://www. gks. ru/bgd.

5. Петров А Н. Динамика выпуска продукции отраслей реального сектора экономики Ивановской области за период реформ. // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 17 (74). С. 19—24.

6. Петров А. Н. Состояние инвестиционного процесса в экономике Ивановской области. // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Вып. 6. — Иваново. 2001. С. 116—120.

7. Регионы России: статистический сборник. В 2 т. Т 1. — М.: Госкомстат России. 1999. — 532 с.

8. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2007: статистический сборник. - М.: Росстат. 2007. - 685 с.

9. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. — М.: Госкомстат России. 1999. — 621 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2007: статистический сборник. — М.: Росстат. 2007. — 825 с.

11. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт. 2000. №41 (253).

12. Перераспределение рисков. // Эксперт. 2007. № 47 (588).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.