Научная статья на тему 'Исследование инвестиционных процессов депрессивного региона'

Исследование инвестиционных процессов депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Г.Ф.

Рассматриваются основные понятия, используемые при анализе инвестиционной деятельности: инвестиционный потенциал региона, инвестиционный климат, инвестиционные риски. Проведен анализ динамики инвестиций в основной капитал и состояние основных фондов в Республике Тыва в 1995-2008 гг. Исследуются факторы, обусловливающие низкий уровень инвестиций в основной капитал, конкурентные преимущества экономики республики, рассматриваемые при выборе инвестиционных стратегий. Предлагаются основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование инвестиционных процессов депрессивного региона»

40 (175) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

Г. Ф. БАЛАКИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Е-таП:Ьа1акта@Икорг.зЬгаз.ги Тувинский институт комплексного освоения природныхресурсов Сибирского отделения РАН

Рассматриваются основные понятия, используемые при анализе инвестиционной деятельности: инвестиционный потенциал региона, инвестиционный климат, инвестиционные риски. Проведен анализ динамики инвестиций в основной капитал и состояния основных фондов в Республике Тыва в 1995-2008гг. Исследуются факторы, обусловливающие низкий уровень инвестиций в основной капитал, конкурентные преимущества экономики республики, рассматриваемые при выборе инвестиционных стратегий. Предлагаются основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Ключевые слова: динамика инвестиций в основной капитал, инвестиционный потенциал региона, инвестиционный климат, инвестиционные риски, регулирование инвестиционной деятельности депрессивного региона.

1. Основные структурные компоненты инвестиционного комплекса региона. Различия регионов по количеству и качеству природных, трудовых, финансовых ресурсов, степени их использования, уровню созданного производственного и инфраструктурного потенциала обусловливают значительную дифференциацию инвестиционного потенциала территорий, делают актуальным исследование инвестиционных процессов в регионах, анализ факторов, ограничивающих их эффективность. В экономической литературе используются следующие терминологические сочетания: инвестиционный потенциал, потенциал инвестирования, потенциал инвестиционных ресурсов, инвестиционные возможности экономики, инвестиционный климат и ряд других.

Понятие «инвестиционный климат» трактуют зачастую как степень благоприятности условий для осуществления инвестирования в стране, регионе или отрасли. С точки зрения автора, инвестиционный климат представляет собой вектор, состоящий из ряда характеристик особенностей процесса инвестирования в регионе, включая условия, создаваемые для инвесторов органами местного самоуправления. Более близким к такому пониманию инвестиционного климата является определение И. В. Гришиной: «Инвестиционный климат региона представляет собой сложившуюся в нем за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природно-географических, экологических и других условий, определяющих масштабы (объемы и темпы) привлечения инвестиций в основной капитал региона РФ» [5, с. 106]. Однако, на взгляд автора, понятие «вектор» наиболее точно, поскольку оно подразумевает не простую совокупность условий, а некоторым образом упорядоченное множество показателей.

Важной составной частью категории «инвестиционный климат» является инвестиционный потенциал. При этом в экономической науке нет единства как в определении понятия «инвестиционный потенциал региона», так и в методике расчета данного показателя. По мнению автора, целесообразно рассматривать инвестиционную привлекательность как обобщенный факторный признак, а инвестиционную активность в регионе — как результативный признак, зависимую переменную от инвестицион-нойпривлекательности [5,с. 110—111].

Государственные

Федеральный бюджет Региональный бюджет Муниципальный бюджет

Некоторые авторы под инвестиционным потенциалом региона подразумевают совокупность факторов, оказывающих влияние на макроэкономические характеристики региона и развитие в нем инвестиционных процессов [4, с. 6; 6, с. 62]. Различия во взглядах авторов сводятся к дифференциации составляющих инвестиционного потенциала. Неоспоримое преимущество такого рода работ — количественные оценки инвестиционного потенциала экономических систем, позволяющие ранжировать регионы и отрасли путем присвоения им соответствующего рейтинга.

На взгляд автора, наиболее точно инвестиционный потенциал региона характеризуется как определенная возможность достижения показателей экономического роста при сложившейся структуре экономики, а процесс управления его развитием — это осознанное целенаправленное осуществление изменений, при котором изменяются не только сами характеристики потенциала, но и сама возможность достижения региональных целей [2, с. 9—10]. При этом инвестиционный потенциал региона рассматривается как интегральный показатель, требующий комплексной системы параметров оценки его элементов. В качестве целевого дифференциала здесь рассматривается прогнозируемая динамика валового регионального продукта.

При исследовании инвестиционных процессов в регионе наряду с понятием инвестиционного потенциала целесообразно использовать характеристики инвестиционных рисков. Для снижения региональных инвестиционных рисков и повышения инвестиционной привлекательности необходимо сформиро-

вать общегосударственную систему обеспечения инвестиционной безопасности, приняв пакет законов по экономической безопасности (с выделением инновационной сферы) и усилению государственного экономического стимулирования инвестиций и инноваций [17, с. 287].

2. Особенности управления региональным инвес -тиционным развитием. Государственное регулирование инвестиционной деятельности является одним из важнейших направлений региональной экономической политики (см. рисунок). В целях формирования эффективной инвестиционной политики данное регулирование должно отвечать следующим требованиям:

Инвестиции в основной капитал

Частные

Банки Крупные компании Малый и средний бизнес

Уровень экономического и социального развития региона

Объем про- Доля Уровень

мышленного при- развития

и сельскохо- быльных транс-

зяйственного пред- портной

производства приятии инфра-

структуры

Реализация федеральных и республиканских целевых программ

Основные структурные компоненты инвестиционного комплекса региона

и их взаимосвязи

• осуществляться системно, функционировать на основе эффективной системы государственных институтов регулирования;

• опираться на стабильную нормативно-правовую базу;

• иметь научно обоснованный механизм;

• обладать набором инструментов регулирования, адекватно соответствующим задачам совершенствования рыночных отношений;

• обеспечивать высокие темпы технико-экономического развития страны и регионов;

• создавать условия для роста конкурентоспособности регионов, инвестиционной активности в них.

Среди основных инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности целесообразно выделить: прямые и косвенные формы и методы воздействия. Прямые методы регулирования инвестиций оказывают непосредственное воздействие на деятельность субъектов инвестиционных отношений и формируются на основе нормативно-правового обеспечения функционирования экономики.

К прямым методам государственного правового регулирования инвестиционных отношений относятся: создание системы нормативно-правовых и индивидуальных актов; заключение договоров; принятие и реализация государственных программ; определение форм управления государственными инвестициями, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производств [20, с. 30—33].

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, базируется на применении следующих инструментов, относящихся к прямым формам воздействия: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством применения экономических рычагов и стимулов, формирования и совершенствования рыночных институтов. Здесь следует выделить совершенс-

твование земельно-имущественных отношений; внешнеэкономическое регулирование, антимонопольную и экологическую политики; развитие инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Региональный аспект регулирования инвестиционной деятельности подразумевает:

1) выработку четких целевых критериев успешности регулирования в зависимости от целей региональной политики;

2) дифференцированный подход к регионам разного типа: регионам-донорам, проблемным регионам (депрессивным, слаборазвитым, высокодотационным);

3) системный анализ ситуации в регионе с целью определения основных проблем, требующих решения с привлечением финансовых ресурсов из федерального бюджета.

Среди основных задач исследования инвестиционных процессов в регионе следует выделить:

• анализ особенностей и выявление приоритетных проблем и факторов территориальной дифференциации инвестиционных процессов;

• разработку алгоритма анализа инвестиционного климата и инвестиционного потенциала региона;

• разработку конкретных предложений по совершенствованию региональной инвестиционной политики с обоснованием доминантного статуса инновационной составляющей структурно-инвестиционной политики территории;

• формирование направлений совершенствования институциональной составляющей инструментария улучшения инвестиционного климата региона;

• обоснование приоритетных направлений создания привлекательного инвестиционного климата на основе выявления соотношений общих для всех территорий и специфических региональных факторов инвестиционной деятельности.

Формирование и использование инвестиционного потенциала территории, с одной стороны, является важнейшим фактором, определяющим интенсивность инвестиционных потоков, с другой — выступает как результат управленческих воздействий, вектор и параметры которого определяются в зависимости от сложившейся макроэкономической ситуации, когда особое значение имеет определение заданных ориентиров роста валового регионального продукта.

Основными факторами, определяющими инвестиционный потенциал региона, следует признать макроэкономические детерминанты Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, в частности региональную инвестиционную политику государства, стратегические цели инвестиционной политики региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Также значительное влияние на инвестиционный потенциал территории оказывают цели инвестиционной политики крупных корпораций, действующих в регионе.

3. Институциональная основа инвестиционной деятельности. В целях восстановления экономического потенциала, утраченного в годы трансформационного кризиса, России требуются как значительные материальные и финансовые ресурсы, так и совершенствование сложившейся институциональной конфигурации развития экономики.

Насущной необходимостью современной экономики России является коренная перестройка институциональной системы общества, включающей политические, экономические, правовые, социальные нормы и ограничения. При этом методологически сомнительно разграничение институциональных и экономических явлений. Разделение институциональных и экономических явлений означало бы разрыв социальной непрерывности, единого социального пространства, представленного институтами, людьми, организациями и процессами, которые связывают эти три группы агентов [18, с. 20]. С одной стороны, развитие общества и экономики формирует новые институты и делает ненужными существующие нормы и принципы организации социумов, с другой — совершенствование мер экономической политики изменяет общественный порядок и стимулирует формирование более адекватных институтов для отражения возникающих и существующих явлений социальной жизни. Здесь уместно продемонстрировать позицию нобелевского лауреата по экономике 1989 г. Т. Хаавельмо. В нобелевской лекции он отмечал, что «...экономика общества в действительности регулируется правилами, являющимися продуктом деятельности человека. На самом деле у большинства людей есть надежда, что общество не останется навсегда таким, как сейчас. Мы можем кое-что сделать для того, чтобы оно стало лучше в том или другом смысле. И общества менялись и меняются постоянно под влиянием различных мер экономической политики» [21, с. 526].

Системность институциональных преобразований является важной характеристикой при анализе эффективности инвестиционной деятельности. Изолированные институты, формируемые государством, могут быть не только малоэффективными, но и в процессе столкновения со старыми стереотипами и разнонаправленными интересами субъектов инвестиционного процесса видоизменять свою сущность либо продуцироваться самими субъектами вне рамок рыночной трансформации. Отсутствие целостной и непротиворечивой системы рыночных институтов — одна из основных негативных черт трансформационной экономики, что во многом определяет ее кризисное состояние. Одновременно это коренным образом меняет характер государственного регулирования инвестиционных процессов, вызывает необходимость его усиления.

Изменяется роль государства в общественном производстве, государство становится непосредственным его участником. В России в условиях формирования рыночных отношений государственная власть долгое время игнорировала определенные обязанности перед инвесторами по созданию эффективной институциональной среды, в которой была бы возможна успешная реализация инвестиционного потенциала. Последствиями такой ситуации стали снижение уровня доверия между инвесторами, эмитентами и государством, нарушение баланса интересов экономических агентов. Низкое качество управления инвестиционными процессами, отсутствие системы базовых ценностей (например, доверия, ответственности, верности данному слову) привели к снижению стимулов взаимодействия с государством у субъектов инвестиционного рынка. В этих условиях унификация подходов и критериев является единственно возможной альтернативой уменьшению неопределенности, а также позволяет нивелировать влияние специфических национальных и региональных особенностей и сосредоточиться на поиске сфер приложения капитала с максимальной эффективностью.

В целях повышения эффективности управления инвестиционными процессами структурам государственной власти целесообразно:

• осуществлять мониторинг реального формирования институциональной структуры: постоянное наблюдение, анализ и прогнозирование;

• совершенствовать правовые нормы, оперативно реагируя на изменение экономической ситуации;

• формировать базовые ценности как основу взаимодействия субъектов инвестиционного рынка;

• способствовать росту информационной доступности основных параметров функционирования рынкаинвестиций [20, с. 53, 60].

4. Особенности инвестиционных процессов в Республике Тыва. В инвестиционном комплексе Республики Тыва, одного из депрессивных регионов Сибири, за последние 15—20 лет произошли значительные изменения. Структура капитальных вложений диверсифицировалась: от преобладания централизованных государственных инвестиций и инвестиций государственных предприятий к структуре, характеризующейся значительной долей частных инвестиций, инвестиций региональных бюджетов (см. таблицу).

В 1990-егг. наблюдался резкий спад объема инвестиций в экономику, в особенности в 1994— 1995гг., прежде всего в результате сокращения производственного строительства, сдерживания частных вложений в расширение производства вследствие высоких темпов инфляции, дороговизны кредитов, значительных рисков для инвесторов, недостатков налоговой системы. В период реформ (1992—1999 гг.) резко снизились объемы ввода в эксплуатацию основных фондов и жилья, сократились объемы выполненных строительно-монтажных работ, выпуск продукции предприятиями строительных материалов. За годы реформирования хозяйства ввод в действие основных фондов сократился на 85,7 %, объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования снизился на 95,3 %, ввод в действие жилых домов за 1997г. составил 12% куровню 1991г. [3, с. 23].

В начале XXI в. происходят стабилизация и рост объемов инвестиций в основной капитал в Республике Тыва вследствие стабилизации экономики, снижения темпов инфляции, накопления свободных средств у федерального и республиканского бюджетов, предприятий и населения. Объем инвестиций в основной капитал увеличился за 2000—2007 гг. в 7,5 раза, в целом по Сибирскому фе-

деральному округу (СФО) — в 6,9 раза, в Иркутской области — в 11,3 раза, Республике Хакасия — в 9,2, Новосибирской области — в 7,9, Республике Бурятия — в 5,9, Красноярском крае — в 4,6, в Усть-Ордынском автономном округе — в11,5,в Агинском Бурятском автономном округе в 84,6 раза (10).

В Республике Тыва инвестиции в указанный период выросли со среднегодовыми темпами до 128,4%, что позволило решить ряд социальных проблем и начать реализацию крупных инвестиционных проектов. В 2008 г. объем инвестиций в основной капитал превысил 3 755 млн руб., рост инвестиций составил 134,8% к уровню 2007 г. В то же время вполне очевидно, что после выхода хозяйства региона из кризиса недостаточные мощности стройиндустрии стали одним из основных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Республики Тывы.

Объемы инвестиций в основной капитал, осваиваемых на территории Республики Тыва, несмотря на достаточно высокие темпы роста, гораздо ниже, чем во всех остальных регионах СФО. С начала экономических реформ в России Республика Тыва по объему инвестиций в основной капитал надушу населения постоянно занимала последнее 12-е место в рейтинге СФО и 87-е — по Российской Федерации.

При анализе структуры инвестиций по источникам финансирования выявлено, что доля бюджетных средств: ассигнований из федерального, регионального и муниципальных бюджетов в объеме инвестиций в основной капитал регионов достаточно высока — от 21 до 88%. В Республике Тыва в 2008 г. данный показатель составлял 88 % (из федерального бюджета — 57, из республиканского — 31 %) и был одним из самых высоких в России, в Москве — 40,4%, в Санкт-Петербурге — 39, в Республике Алтай — 71,7, в целом по Российской Федерации - 20,9% [15, с. 938-939].

Объемы инвестиций в экономику на протяжении длительного времени отличались нестабильностью: темп их роста в сопоставимых ценах в 2000 г. составлял 77,7%; в 2005 г. - 122,6; в 2006 - 140,1;

Инвестиции в основной капитале Республике Тквапо формам собственностив 1995—2008гг. [17; 20]

Инвестиции 1996 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г.

Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %

В основной капитал, всего 93,0 100,0 990,7 100,0 1 974,7 100,0 3 755,0 100,0

В том числе по формам собственности:

государственная 73,0 78,5 634,1 64,0 1 052,8 53,4 1 531,9 47,0

муниципальная - - 107,8 10,9 237,7 12,1 81,6 2,5

частная 20,0 21,5 248,4 25,1 676,9 34,3 1414,4 43,4

иностранная - - 0,4 0,04 7,3 0,04 210,5 6,5

в 2007г. — 96,6%. В среднем на одного жителя по Республике Тыва в 2005 г. приходилось 4,2тыс. руб. инвестиционныхвложений, в 2006г. — 6,4%.

Самый высокий уровень инвестиций среди регионов СФО наблюдался в Томской области — 36,8тыс. руб. на одного жителя, что в 5,8 раза больше, чем в Республике Тыва. Среднедушевой уровень инвестиций здесь в 2006г. в 5,2 раза ниже общероссийского показателя и составил 25,9% от среднесибирского.

К факторам, обусловливающим низкий уровень инвестиций в основной капитал в Республике Тыва, следует отнести:

• неразвитость транспортной и производственной инфраструктуры;

• недостаточно развиты производственный и научный потенциалы;

• особенности финансового положения предприятий региона: низкий уровень рентабельности, значительное число хозяйств, работающих с убытками, низким уровнем кредитоспособности;

• узость внутреннего рынка, обусловленная слабым финансовым положением предприятий, неразвитостью малого предпринимательства и низкими среднедушевыми доходами населения;

• ограниченность инвестиционных возможностей республиканского бюджета в силу его дотационное™. Основными источниками инвестиций в Республике Тыва, в отличие от большинства регионов России, являются средства федерального и республиканского бюджетов. На долю федеральных инвестиций в 2007 г. приходилось 27 % общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций, республиканского бюджета — 42,4%. При этом следует учитывать, что рост объемов инвестиций в последние годы все еще является компенсацией провала в динамике объемов инвестиций конца прошлого века. Лидерами по объемам инвестиций являются:

строительство, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых. Совместно указанными отраслями осваиваются 39,3 % инвестиций (2008 г.). В экономике наблюдается сдвиг объемов инвестиций в сторону добывающих производств: их доля выросла с 4,7 до 11,3 % при снижении доли обрабатывающих производств с 8,6 до 1,4 % за2003—2008 гг., что говорит об усилении сырьевой специализации экономики Республики Тыва и снижении доли выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Такая ситуация не способствует решению задачи активизации инновационной деятельности.

Очевидные преимущества получили отрасли, финансируемые непосредственно из государственного бюджета: государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение. Их доля увеличилась в анализируемом периоде почти в четыре раза, что свидетельствует о росте дотаций на социальные трансферты в региональном бюджете. Образование и наука в список отраслей со значительным ростом объема инвестиций, к сожалению, не входят. Отрасли, в которых основной капитал формируется в основном за счет частных источников, проигрывают в динамике объемов инвестиций, что обостряет проблему адекватности развития частного капитала потребностям технологического развития страны [1,с. 140].

В видовой структуре инвестиций региона значительная часть объема инвестиций направляется в строительство, в основном объектов социальной инфраструктуры, доля которых снизилась в полтора раза за 2000—2008 гг. Инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства вкладывались более быстрыми темпами, чем в жилищное и производственное строительство.

Инвестиции в жилищное строительство, несмотря на быстрый рост доходов населения, росли несколько медленнее, чем все инвестиции в экономику и социальную сферу. Данная тенденция является негативной и явно противоречит реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье — гражданам России», тем более, что Республика Тыва в рейтинге обеспеченности населения жильем среди регионов СФО занимает одно из последних мест.

Особенностью экономического развития Республики Тыва следует назвать низкий уровень инвестиционной привлекательности региона. По данным национального рейтингового агентства ИА в 2003—2004 гг. по рангу инвестиционного потенциала Республика Тыва находилась на 81-м месте из 88 субъектов Федерации; в 2007—2008 гг. по рейтингу инвестиционного климата Республика Тыва занимала 84-е место из 85 регионов и отнесена к группе регионов с низким потенциалом и экстремальным риском наряду с Республикой Ингушетия, Республикой Калмыкия, Чеченской Республикой и Магаданской областью [19]. Поэтому одна из основных задач экономического роста в регионе — необходимость повышения его инвестиционной привлекательности.

Анализ структуры инвестиций и ее динамики за последние 5—8 лет позволяет сделать вывод, что освоение инвестиционных вложений по видам деятельности не вполне соответствует задачам ее перспективного развития. В целях реализации стратегических целей развития необходимо достичь значительного роста доли инвестиций в обрабатывающие производства и увеличения затрат на образование, науку и научное обслуживание, а также роста доли агропромышленного комплекса и строительства, в том числе жилищного.

В 2008 г. в хозяйственный оборот экономики республики были вовлечены основные фонды, общая оценка которых составляет 29,9 млрд руб. В реальном секторе экономики России (2006г.) их сосредоточено 64,5 %, по СФО — 64,2; в Туве — 40,7% [13, с. 375—376]. Из-за недостатка собственных финансовых средств в экономике республики продолжают функционировать изношенные основные средства: степень износа составила на конец 2008 г. 58,9 % в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в добыче полезных ископаемых— 50,3; в обрабатывающих производствах— 39,1; в строительстве — 54,2% [16, с. 2]. Наиболее изношены основные фонды в сельском хозяйстве и отраслях, предоставляющих социальные услуги. В целом по экономике республики в 2008 г. коэффициент обновления основных фондов составил 6,8 %, коэффициент ликвидации 1,7% [7,с.2].Тем не менее, ожидать существенных прорывов в обновлении производственного аппарата республики не приходится в силу ограниченности инвестици-онныхресурсов предприятий и организаций.

В Республике Тыва с 2006—2007 гг. началось вовлечение в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых, идут подготовительные работы к строительству железной дороги Кызыл-Ку-рагино, поскольку реализация крупномасштабных проектов по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья реализуется на основе модели государственно-частного партнерства, которая предполагает, что частный бизнес вкладывает средства в строительство предприятий, а государство — в связанную с ним инфраструктуру. Практика участия государства в бизнесе свидетельствует, что такое участие может быть неэффективным и требует более значительных финансовых затрат и времени, чем это первоначально предполагается. В результате не исключена ситуация, когда частный бизнес последовательно реализует свою часть проекта, а государство весьма существенно отстает от согласованного графика, что значительно снижает

эффективность проектов. Также следует учитывать, что намерение осуществления государством инвестиций в крупномасштабные проекты, реализуемые в депрессивных регионах, служит сигналом для начала участия частного бизнеса в инвестировании проектов. При этом современные инвестиционные стратегии государства и связанного с ними крупного бизнеса были рассчитаны в период экономического подъема и основаны на гипотезе постоянного и длительного подъема. При колебаниях мировой конъюнктуры рынка цветных металлов возможны ситуации существенного повышения финансовых рисков, что повышает актуальность синхронных вложений государства и частного бизнеса [12, с. 23].

5. Проблемы формирования и реализации инвестиционной стратегии депрессивного региона. Процесс формирования и реализации инвестиционной стратегии на уровне субъектов Российской Федерации, направленный на решение проблем экономического роста в регионах, в настоящее время является актуальной темой исследования в экономической науке. Применительно к анализу развития депрессивных регионов значимость исследования эффективных стратегий развития возрастает в силу ряда причин:

• экономический потенциал депрессивных регионов используется не полностью: существенное снижение производственных инвестиций в последние 15—20 лет привело к значительному физическому износу основных производственных фондов, составляющих по различным оценкам 60—70 %;

• состояние и динамика развития региональных рынков и характер конкуренции не соответствуют задаче достижения динамичного роста ВРП;

• объемы инвестиций регионального и муниципальных бюджетов существенно ограничены рамками действующих схем финансирования инвестиций;

• действующие реалии нормативно-правового поля сдерживают развитие инвестиционных процессов в депрессивных регионах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проблемы исследования стратегического планирования инвестиционной деятельности региона не полностью исследованы российскими учеными: отсутствуют концептуальные подходы к разработке инвестиционной политики региона, методическое обеспечение прогнозирования стратегических направлений инвестирования в регионе требует уточнения.

Под инвестиционной стратегией депрессивного региона надо понимать систему долгосрочных

целей инвестиционной политики региональных властей, выбор наиболее эффективных путей их достижения, определение механизма реализации с учетом согласования интересов и потребностей существующих экономических зон и кластеров региона с целью достижения динамичного роста доходов регионального бюджета. При этом цели региональной инвестиционной стратегии представляют собой предвосхищенные в сознании и описанные в формализованном виде желаемые динамические и (или) статические параметры инвестиционной сферы региона. Разработка инвестиционной стратегии региона включает три направления: формирование инвестиционных потоков; обоснование направлений использования привлекаемых инвестиций; оценку экономической эффективности различных инвестиционныхпроектов [16, с. 29].

В Республике Тыва к числу конкурентных преимуществ при выборе инвестиционных стратегий могут быть отнесены следующие:

• наличие значительных запасов минерального сырья, востребованного на российском рынке, в частности запасов каменного угля марок Г и ГЖ объемом более 1 млрд т;

• значительные свободные трудовые ресурсы;

• достаточно высокий уровень продовольственной безопасности региона ввиду обеспеченности основными продуктами питания собственного производства: мясом, картофелем и овощами;

• приграничное положение и развивающиеся связи с Монголией;

• совершенствующаяся современная транспортная инфраструктура.

Выбор возможных инвестиционных стратегий для республики целесообразно осуществлять из стратегии отечественного лидерства, стратегии совместного (долевого) инвестирования, а также инновационной стратегии, направленной на функциональное и дифференцированное различие территориальных кластеров региона на основе новых технологий.

В современных условиях необходимо совершенствование участия государства в управлении расширенным воспроизводством для повышения эффективности влияния институциональных преобразований на характер инвестиционных процессов, включая создание системы мониторинга формирования институциональной структуры, оперативного реагирования на изменения экономической ситуации и направлений, характера и интенсивности инвестиционных процессов в стране.

6. Формирование инвестиционной политики инновационной направленности. Одной из отличительных черт стратегических целей современности является безальтернативность инновационного развития страны и ее регионов. Также важнейшей целью целесообразно назвать повышение производительности труда на основе развития человеческого капитала, повышения его качества, совершенствования способов его практического приложения.

Вопросы государственной инвестиционно-структурной политики широко обсуждаются в экономической литературе. Основными характерными чертами ситуации в сфере разработки и внедрения инноваций в России и регионах являются:

1) пониженный инвестиционный потенциал реального сектора экономики;

2) ограниченность финансовых ресурсов региона, доступных предприятиям для внедрения инноваций;

3) неразвитость институтов и инструментов инновационной политики;

4) устаревшее оборудование промышленных предприятий: отечественная промышленность приблизилась к исчерпанию потенциала роста производства на базе сложившейся системы мощностей; в ней отсутствует масштабный сегмент новых высокотехнологичных мощностей, способных определять производство в среднесрочнойперспективе [16, с. 185—186];

5) несоответствие инвестиционных приоритетов российской промышленности основным закономерностям создания новой инновационной экономики. За последние пять—семь лет в России не наблюдается сколько-нибудь выраженного смещения инвестиционной активности в сторону производства продукции с высокой добавленной стоимостью, на производство машин и оборудования в обрабатывающей промышленности направляется не более 1 % инвестиций в основной капитал [1, с. 137]. Предлагается разрабатывать и реализовывать

систему мер опережающего характера, которая по сравнению с мерами, основанными на экстраполяции тенденций, более эффективна. Основными направлениями инвестиционной политики инновационной направленности в регионе целесообразно назвать:

• развитие производств, основанных на передовых технологиях переработки местного сырья или использовании наиболее ценных составляющих научно-технического потенциаладля сокращения вывоза непереработанного сырья;

• доходы региона от вывоза сырья должны перераспределяться в пользу инновационных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию и технологии, в первую очередь обрабатывающих отраслей, за счет государственных закупок капиталоемкого оборудования с последующей передачей его в лизинг эксплуатирующим предприятиям;

• обеспечение экономического роста за счет развития промышленного производства;

• создание условий для привлечения специалистов научно-технической сферы и закрепления их в регионе: развитие рынка жилья, рост среднедушевых доходов, развитие контрактной системы оплаты труда;

• расширение спектра информационных услуг, предоставляемых инвесторам, в том числе иностранным, как уже вкладывающим инвестиции в экономику региона, так и потенциальным;

• совершенствование финансово-кредитных отношений в регионе путем стимулирования банков для направления части активов в реальный сектор экономики региона; использование консорционального кредитования — временного добровольного объединения предприятий для реализации крупных целевых программ и проектов на договорной основе, что позволит сгладить основной изъян банковской системы — недостаток совокупного капитала; применение льготной ставки налогообложения прибыли кредитных организаций в части доходов, полученных от кредитования промышленного инновационного сектора [9, с. 243—244];

• определение на региональном уровне четкой приоритетности направлений НИОКР и инноваций, нуждающихся в долгосрочных инвестициях из регионального и федерального бюджетов. Представляется целесообразным наряду с

поддержанием занятости на крупных и средних предприятиях региона, подчас неэффективных или малоэффективных, создавать условия для развития фирм, имеющих возможности осваивать новые виды продукции и технологий, создавать новые рабочие места. Выход на новые рынки в условиях кризиса может стать стратегией развития эффективно работающих предприятий.

Список литературы 1. Алексеев А. В., Кузнецова Н. ^Инвестиционный процесс в России и задачи создания инновационной экономики // Проблемы инновационного развития России / под ред. В. Н Павлова, Л. К. Казанцевой. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2009. С. 131-145.

2. Андрющенко О. Г. Теория, методология и инструментарий оценки структурно-инвестиционных параметров регионального развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора эконом, наук. Белгород: Белгор. гос. технол. ун-т им. В. Г. Шухова, 2007. 46 с.

3. Балакина Г.Ф. Итоги реформирования хозяйства Республики Тыва // Социально-экономические проблемы Республики Тыва в период трансформации. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. С. 20-28.

4. Булгакова Л. Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и регионов // Финансы и кредит. 2004. № 15. С. 5-7.

5. Гришина И. В. Анализ и прогнозирование инвестиционных процессов в регионах России. М.: СОПС, 2005. 256 с.

6. Голайдо И.М. Инвестиционный потенциал региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008, №17 (74). С. 59-68.

7. Использование основных фондов по экономике Республики Тыва за 2008 год. Экспресс-информация. Кызыл: Тывастат, 2009. 2 с.

8. Инвестиции в Республике Тыва. Стат. сб. Кызыл: Тывастат. 2009. С. 12.

9. Курнышева И. Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы. М.: Наука, 2005. 285 с.

10. Мазур О. В. Обоснование приоритетов инвестирования в экономике региона // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. 2006. № 40. С. 28-35.

11. Материалы Росстата с сайта: URL: http://www. tuvastat. ru/federal/DocLibl.

12. May В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 4—25.

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Статистический сборник. М.: Росстат. 2007. 991с.

14. Республика Тыва в цифрах. Стат. сб. Кызыл: Тывастат. 2000. Т. 2. С. 65-66.

15. Регионы России: социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. М.: Росстат. 2009. 990 с.

16. Селиверстова Н. Н. К вопросу о резервах производственных мощностей в промышленности РФ // Проблемы инновационного развития России / под ред. Павлова В. Н., Казанцевой Л. К. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2009. С. 164-186.

17. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под ред. акад. Л. И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. 606 с.

18. Сухарев О. С. Институциональная экономика: теория и политика. М.: Наука, 2008. 863 с.

19. Сайт Национального рейтингового агентства: URL: http://www. raexpert.ru/rankingtable/region-climat/2008/ tabll.

20. ТимирясоваА. В. Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности. Казань: Издательство Института экономики, управления и права. 2004. 64 с.

21. Хаавельмо Т. Эконометрика и процветающее государство. Нобелевская лекция 7 декабря 1989 г. //Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. СПб: Гуманистика, 2003. С. 526—533.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.