Научная статья на тему 'Лингвострановедческие викторины как один из необходимых компонентов подготовки учащихся к международным экзаменам'

Лингвострановедческие викторины как один из необходимых компонентов подготовки учащихся к международным экзаменам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОРИНА / QUIZ / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ / ИГРОВАЯ ФОРМА / GAME FORM / ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ / LANGUAGE MATERIAL / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / INTERNATIONAL EXAMINATIONS / ПОДГОТОВКА / PREPARATION / ТЕМАТИКА / LINGVOREGIONAL GEOGRAPHIC / THEMATIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Барт Надежда Сергеевна

Лингвострановедческие викторины приобретают высокую ценность в современном иноязычном образовании. Они способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала. Основной идеей создания лингвострановедческих викторин является подготовка школьников к сдаче международных экзаменов по немецкому языку, с помощью которых они выйдут на новую ступень образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Барт Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGVO REGIONAL GEOGRAPHIC QUIZZES AS ONE OF THE NECESSARY COMPONENTS OF TRAINING PUPILS FOR THE INTERNATIONAL EXAMINATIONS

The role of the lingvo regional geographic quizzes gets high value in modern education. They promote judgment and storing of language material. The main idea of the creation lingvo regional geographic quizzes is training school students for delivery of the international examinations by means of which they will come to a new step of education.

Текст научной работы на тему «Лингвострановедческие викторины как один из необходимых компонентов подготовки учащихся к международным экзаменам»

II. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ КАК ОДИН ИЗ НЕОБХОДИМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь

E-mail: ankantsur@mail.ru

Барт Надежда Сергеевна

студентка 758 гр. факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: nadiya.bart@mail.ru

LINGVO REGIONAL GEOGRAPHIC QUIZZES AS ONE OF THE NECESSARY COMPONENTS OF TRAINING PUPILS FOR THE INTERNATIONAL

EXAMINATIONS

Anna Kantsur, PhD

Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ankantsur@mail.ru

Nadeshda Bart

Student of the faculty of foreign languages, group 758 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: nadiya.bart@mail.ru

Аннотация: лингвострановедческие викторины приобретают высокую ценность в современном иноязычном образовании. Они способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала. Основной идеей создания лингвострановедческих викторин является подготовка школьников к сдаче международных экзаменов по немецкому языку, с помощью которых они выйдут на новую ступень образования.

Ключевые слова: викторина, лингвострановедение, игровая форма, языковой материал, социокультурная компетенция, международные экзамены, подготовка, тематика.

Abstract: the role of the lingvo regional geographic quizzes gets high value in modern education. They promote judgment and storing of language material. The main idea of the creation lingvo regional geographic quizzes is training school students for delivery of the international examinations by means of which they will come to a new step of education.

Key words: quiz, lingvoregional geographic, game form, language material, sociocultural competence, international examinations, preparation, thematic.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает предметные результаты освоения основной образовательной программы в предметной области «Иностранный язык», которые должны быть отражены в сформированности коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире, а также в овладении знаниями о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка и в умении строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике [3].

Исходя из этого положения ФГОС ОО, необходимо рассмотреть понятие «лингвострановедение». Основоположниками лингвострановедения в России считаются В.Г. Костомаров и Е.М. Верещагин. Термин «лингвострановедение» был впервые использован в работе упомянутых ученых «Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам» [1]. Согласно В.Г. Костомарову и Е.М. Верещагину данный термин означает, что слово может нести дополнительные сведения о стране изучаемого языка, раскрывать то, что связано с культурой, традициями, обычаями страны изучаемого языка. Лингвострановедение предполагает изучение страноведческого материала на изучаемом языке через лексические единицы. Лингвострановедение способствует развитию умений аудирования на изучаемом языке; навыков речи на изучаемом языке; умений чтения текстов страноведческого характера; социокультурной грамотности учащихся, без которой невозможно общение с представителями иноязычных стран, понимание истории, культуры, традиций и обычаев этих стран.

Интересный способ работы с лингвострановедческим материалом при обучении иностранному языку предлагают лингвострановедческие викторины, которые не только способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала, самостоятельной работе учащихся над языковым материалом, но также учат некоторым приемам самостоятельной работы со словом, более внимательному отношению к различным языковым явлениям.

С использованием лингвострановедческих викторин в игровой форме выявляются личностные качества играющего школьника, а именно: ловкость, находчивость, решительность, настойчивость и коммуникабельность, что помогает ему лучше сосредоточиться во время сдачи экзамена и быть уверенным в своих знаниях.

Викторина - прежде всего игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.

При подготовке учащихся к сдаче международных экзаменов по немецкому языку «Fit in Deutsch 1» и «Fit in Deutsch 2» возникла необходимость создания лингвострановедческих викторин, которые носят

тематический характер. Каждая тема отражает социокультурные особенности страны изучаемого языка, а именно Германии. Материалом для создания викторин явились отечественные УМК «Schritte 4» под редакцией И.Л. Бим, Л.М. Санниковой, олимпиадные задания и ресурсы Интернета.

Помимо практической задачи, заключающейся в целенаправленной подготовке к сдаче международного экзамена по немецкому языку, реализуется и образовательная задача, такая как расширение кругозора учащихся за счет лингвострановедческого материала.

В рамках данной статьи представляется целесообразным рассмотреть вопросы организации проведения лингвострановедческих виктории и остановиться на содержании материала для викторин.

Темы для проведения викторины, как и правила, могут предоставляться на усмотрение преподавателя. Для участия в викторине необходимо две и более команды. В начале игры участникам объясняются правила проведения лингвострановедческой викторины: количество этапов и заданий в каждом этапе. Команды получают лист с заданиями и бланк ответов. На каждый этап дается определенное количество времени, например, 1 этап - 10 минут, 2 этап - 30 минут и т.д. По истечении времени бланки ответов собираются и проверяются, пока участники выполняют задания следующего этапа. В то время как участники викторины смотрят короткое видео о стране изучаемого языка, подводятся итоги и определяются победители. По окончании викторины участники вместе с ведущим могут разобрать наиболее сложные вопросы и записать некоторую полезную информацию для дальнейшего использования.

Темы лингвострановедческих викторин соотносятся с темами текстов, представленных на международных экзаменах и соответствуют уровням А1 и А2 по шестиуровневой шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» [3].

Остановимся на данных темам более подробно и рассмотрим типы заданий лингвострановедческой викторины.

Тема «Школа» (Die Schule) состоит из четырех заданий. В первом задании необходимо подобрать русский эквивалент (пояснение) к шести понятиям, представляющим немецкие школьные учреждения. Второе задание заключается в том, чтобы найти верную дефиницию к описанию определенного вида учебного заведения в Германии. Следующее задание предполагает выбор подходящего слова на немецком языке к отметкам в аттестате. В четвертом задании учащиеся должны указать фамилию того писателя, кому принадлежит та или иная цитата.

В теме «Германия. Страноведение» (Deutschland. Landeskunde) учащимся предлагается с помощью карты назвать количество федеральных земель на территории Германии, число граничащих государств, число морей, омывающих Германию, крупные города и реки. Также при помощи карты ученики должны указать все федеральные земли и их столицы, а затем ответить на некоторые вопросы, связанные с общим страноведением,

определить достопримечательности Берлина, согласиться или не согласиться с утверждениями о Рейне и по описанию города сказать, о каком месте идет речь.

Тема «Немецкие праздники» (Deutsche Feste) состоит из пяти заданий, направленных на раскрытие понятий о девяти немецких праздниках, а именно: Рождество, Масленица, День единства Германии, Троица, День святого Валентина, День святого Николая, Новый год, День всех святых и Пасха. Необходимо сопоставить данные названия с русскими эквивалентами, затем ответить на общие вопросы, связанные с особенностями данных праздников, далее расположить их в хронологической последовательности и по описанию определить, о каком празднике идет речь.

Тема «Немецкая литература» (Deutsche Literatur) предполагает различного рода задания на знание немецких поэтов и писателей, а также их произведений. В одном из заданий необходимо раскрыть понятия «Der Lesefuchs», «die Leseratte», «der Bücherwurm», таким образом, учащиеся должны понимать тонкие различия между этими названиями. Однако самым сложным заданием является «Немецкая улица сказок», где к описанию города, связанного с литературой, нужно подобрать правильное название города.

Тема «Средства массовой коммуникации» (Massenmedien) не предлагает участникам вариантов ответов, все задания открытые. Учащиеся должны подумать над такими вопросами, как четвертая власть и её современные проблемы, немецкие телевизионные каналы и известные газеты, что такое цензура, что представляет собой Интернет и профессия журналиста в целом. Все перечисленные понятия учащиеся должны осветить, опираясь на общие знания в открытом тесте.

Раздел «Общие сведения» (Allgemeine Tatsachen) представляет собой ряд тестовых заданий, где необходимо выбрать только один правильный ответ. Вопросы подобраны из различных областей знаний, таких как музыка, литература, история, спорт и немецкая культура.

В заключение следует сказать, что использование лингвострановедческих викторин демонстрирует, насколько учащиеся владеют страноведческими и лингвострановедческими знаниями и как они готовы применять их на практике, а также данные викторины выявляют возможные пробелы в знаниях учеников, которые в дальнейшем должны быть восполнены для успешной сдачи международных экзаменов по немецкому языку.

Список литературы

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. язык, 1990. - 246 с.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.goethe.de/z/50/commeuro/ (дата обращения: 02.06.2015).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.

© Канцур А.Г., Барт Н.С., 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ПРИ ПОМОЩИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ PREZI НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ankantsur@mail.ru

Зуева Наталья Витальевна

студентка 748 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: natashazueva@bk.ru

DEVELOPMENT OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT WITH THE HELP OF PREZI MULTIMEDIA PRESENTATION IN THE GERMAN LESSON

Anna Kantsur, PhD

Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ankantsur@mail.ru

Natalya Zueva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 748 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: natashazueva@bk.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию проблемы формирования информационно-образовательной среды при помощи мультимедийной презентации Prezi на уроке немецкого языка. В статье рассматривается значимость и актуальность данной проблемы, а также понятие «информационно-образовательная среда», её значение на современном уроке, описание и возможности мультимедийной презентации Prezi на уроке немецкого языка.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, мультимедийная презентация Prezi.

Abstract, the present article is devoted to the research of the problems of information-educational environment building with the help of Prezi multimedia

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.