Научная статья на тему 'Элективный курс "подготовка учащихся к сдаче международного экзамена по немецкому языку Fit in Deutsch 1, Fit in Deutsch 2"'

Элективный курс "подготовка учащихся к сдаче международного экзамена по немецкому языку Fit in Deutsch 1, Fit in Deutsch 2" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRE-PROFILE EDUCATION / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ELECTIVE COURSE / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКЗАМЕН "FIT IN DEUTSCH 1" / "FIT IN DEUTSCH 2" / INTERNATIONAL EXAM FIT IN DEUTSCH 1 / FIT IN DEUTSCH 2

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Сопегина Ксения Александровна

Данная статья посвящена разработке элективного курса для подготовки к сдаче международного экзамена по немецкому языку «Fit in Deutsch 1», «Fit in Deutsch 2». В статье рассматривается значимость и актуальность данного курса для учащихся, его назначение и цель, а также структура. Элективный курс выполнен в программе AutoPlay Menu Designer и позволяет учителю выбрать необходимый материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Сопегина Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSE "PUPILS TRAINING TO PASSING AN THE INTERNATIONAL EXAMINATION IN GERMAN FIT IN DEUTSCH 1, FIT IN DEUTSCH 2"

THIS ARTICLE IS DEVOTED TO DEVELOPMENT OF AN ELECTIVE COURSE FOR PREPARATION FOR DELIVERY OF THE INTERNATIONAL EXAMINATION IN GERMAN OF FIT IN DEUTSCH 1, FIT IN DEUTSCH 2. THE ARTICLE DEALS WITH STRUCTURE, IMPORTANCE AND RELEVANCE OF THIS COURSE, ITS APPOINTMENT AND THE PURPOSE. THE ELECTIVE COURSE IS EXECUTED IN THE AUTOPLAY MENU DESIGNER PROGRAM AND ALLOWS THE TEACHER TO CHOOSE NECESSARY MATERIAL FOR TRAINING OF PUPILS FOR PASSING AN EXAMINATION.

Текст научной работы на тему «Элективный курс "подготовка учащихся к сдаче международного экзамена по немецкому языку Fit in Deutsch 1, Fit in Deutsch 2"»

Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.

© Канцур А.Г., Липина Ю.А., 2015

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ FIT IN DEUTSCH 1, FIT IN DEUTSCH 2»

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ankantsur@mail.ru

Сопегина Ксения Александровна

студентка 758 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ksopegina@mail.ru

ELECTIVE COURSE «PUPILS TRAINING TO PASSING AN THE INTERNATIONAL EXAMINATION IN GERMAN FIT IN DEUTSCH 1,

FIT IN DEUTSCH 2»

Anna Kantsur, PhD

Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ankantsur@mail.ru

Ksenia Sopegina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 758 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ksopegina@mail.ru

Аннотация, данная статья посвящена разработке элективного курса для подготовки к сдаче международного экзамена по немецкому языку «Fit in Deutsch 1», «Fit in Deutsch 2». В статье рассматривается значимость и актуальность данного курса для учащихся, его назначение и цель, а также структура. Элективный курс выполнен в программе AutoPlay Menu Designer и позволяет учителю выбрать необходимый материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена.

Ключевые слова: предпрофильное обучение, элективный курс, международный экзамен «Fit in Deutsch 1», «Fit in Deutsch 2».

Abstract: this article is devoted to development of an elective course for preparation for delivery of the international examination in German of Fit in Deutsch 1, Fit in Deutsch 2. The article deals with structure, importance and

relevance of this course, its appointment and the purpose. The elective course is executed in the AutoPlay Menu Designer program and allows the teacher to choose necessary material for training of pupils for passing an examination.

Key words: preprofile education, elective course, international exam Fit in Deutsch 1, Fit in Deutsch 2.

В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач. По любому предмету, в том числе и иностранному языку, она позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику обучения.

На рубеже XX-XXI вв. актуальным вопросом российского образования стал вопрос модернизации образовательной сферы и создания механизма устойчивого развития данной системы с целью повышения качества обучения. Одной из составляющих модернизации является введение предпрофильного и профильного обучения.

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основой школы, содействующей их успешному самоопределению по завершении основного общего образования и обоснованному выбору пути дальнейшего образования. Важное значение в предпрофильном обучении отводится элективным курсам, в рамках которых в полной мере должны быть учтены личностно значимые для обучающихся образовательные цели.

Элективные курсы используются в образовательных учреждениях сравнительно недавно, поэтому нормативные документы и методические материалы к ним пока еще недостаточно разработаны. Многие учителя не владеют полной информацией о целях и задачах предпрофильного обучения в школе, формах и методах его реализации, не знают, как разработать интересный и полезный для учащихся элективный курс. Поэтому актуальными на данный момент являются вопросы систематизации информации по элективным курсам, рассмотрение специфики создания элективных курсов. Особую значимость приобретает рассмотрение элективных курсов по иностранному языку как одной из важных школьных дисциплин.

Понятие «элективный» означает избранный, избирательный [2, с. 16]. Основная функция курсов по выбору - профориентационная, т.е. ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. В предпрофильной подготовке элективные курсы бывают двух видов:

- пробные - направлены на то, чтобы дать возможность учащимся понять, смогут ли они осваивать знания на повышенном уровне по какому-либо предмету;

- ориентационные - должны вызвать интерес у учащихся к определенной области знаний [1].

Для российской школы понятие «элективные курсы» достаточно новое. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с их разработкой и внедрением. Идея элективных курсов нашла отражение в работах таких ученых, как А.Г. Каспржака, Н.А. Гужавиной, Н.В. Добрецовой, Д.С. Ермакова, В.А. Орлова. Авторы рассматривают содержание организационно-методических основ разработки элективных курсов, раскрывают содержательные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективов.

В центре рассмотрения данной статьи выступает элективный курс для подготовки к сдаче международного экзамена по немецкому языку «Fit in Deutsch 1» и «Fit in Deutsch 2», поэтому целесообразно упомянуть о структуре экзамена. Экзамены «Fit in Deutsch 1» и «Fit in Deutsch 2» свидетельствуют об элементарном уровне владения немецким языком и соответствует уровням А1 и А2 соответственно по шестиуровневой шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» [3].

Оба международных экзамена по немецкому языку состоят из двух частей: письменной (аудирование, чтение и письмо) и устной (говорение).

Аудирование и чтение в свою очередь также состоят из двух частей. В части «Аудирование» учащимся необходимо прослушать короткие диалоги, информацию по телефону, радио или аналогичные сообщения и выполнить ряд связанных с ними заданий. Затем учащиеся переносят свои ответы в бланк. Часть «Чтение» состоит из коротких сообщений, небольших объявлений, газетных сообщений и соответствующих заданий. В части «Письмо» учащимся нужно на основе примера написать свое письмо немецкому другу. Оцениваются выполнение коммуникативной задачи.

Часть «Говорение» включает в себя три пункта:

• учащиеся должны представиться;

• нужно выбрать одну из предложенных карточек, задать вопрос собеседнику и таким же образом самому ответить на вопрос собеседника;

• в третьей части необходимо сформулировать просьбу, требование или вопрос к изображению.

Разработанный курс предназначен в качестве элективного для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений, цель которого - подготовка учащихся для успешной сдачи международных экзаменов «Fit in Deutsch 1», «Fit in Deutsch 2».

Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.

Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ЕГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений.

Изучение основного и элективного курсов по иностранному языку должно носить взаимосвязанный и взаимодополняющий характер, что не только обеспечит формирование речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, но и будет способствовать созданию целостного представления о формате экзамена.

Основной целью элективного курса «Подготовка учащихся к сдаче международного экзамена по немецкому языку "Fit in Deutsch 1„, "Fit in Deutsch 2„ является формирование:

- умений аудирования (понимание основного содержания прослушанного текста и понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации, общее содержание текста);

- умений чтения (понимание основного содержания прочитанного текста, установление соответствий и на понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации, полное понимание прочитанного);

- умений письма (написание письма личного характера);

- умений устной речи (тематические монологические высказывания, диалог-расспрос в предлагаемой ситуации и диалог-побуждение к действию).

Одним из главных аспектов проверки на экзамене является коммуникативная компетенция учащегося. Вышеперечисленное соответствует основной цели обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях - формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащегося.

Курс рассчитан на отработку навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена, содержит систематизированный теоретический и практический материал. Курс рассчитан на 24 часа и состоит из пяти блоков: вводный блок - 2 часа; чтение - З часа; аудирование - З часа; письмо - З часа; говорение - З часа; комбинированные занятия - 8 часов и выполнение пробного варианта экзамена - 2 часа.

Тематика элективного курса тесно связана с предметным содержанием речи, содержанием и объемом коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, навыков пользования языковыми средствами в рамках программ основного и среднего образования по иностранному языку. Это обеспечивает взаимосвязь и преемственность занятий по программе с уроками немецкого языка по основной программе. При разработке курса использованы материалы УМК «Deutsch Schritte З» под редакцией И.Л. Бим, зарубежных учебников, предназначенных для подготовки к сдаче международных экзаменов по немецкому языку, материалы сайта Goethe Institut [4; 5; 6].

В курсе выделяются следующие сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная и учебно-трудовая. Курс содержит различные задания и тренировочные упражнения по работе с текстом, аудиоматериалы и задания к ним, лексико-грамматические упражнения, чтение актуальных и познавательных текстов из разных оригинальных источников (пресса, Интернет). Содержание курса помогает учащимся лучше понять формат

экзамена, а учителю - разнообразить занятия используемыми материалами. После прохождения курса предусмотрен пробный вариант экзамена.

Разработанный курс выполнен в программе AutoPlay Menu Designer и предназначен для учителей немецкого языка. При подготовке занятий элективного курса учитель может воспользоваться теоретическими и практическими материалами для подготовки учащихся к сдаче международного экзамена и построить занятия в соответствии с требованиями программы основного и среднего образования по иностранному языку и цели обучения иностранному языку.

Список литературы

1. Калениченко Е.С. Методическая разработка. Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Электронный ресурс]. - URL: http://crtdu.niHmsk.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/metodicheskaya-kopüka/91-elektivnye-kursy (дата обращения: 02.06.2015).

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.goethe.de/z/50/commeuro/ (дата обращения: 02.06.2015).

3. Профильное обучение: нормативные правовые документы. - М.: Сфера, 2006. - 96 с.

4. Экзамены Goethe-Zertifikat [Электронный ресурс]. - URL: http://www.goethe. de/ins/ru/mos/lrn/prf/ft1/ruindex.htm (дата обращения: 24.05.2015).

5. Janke-Papanikolaou S., Vavatzandis K. Mit Erfolg zu Fit in Deutsch 1, Übungs- und Testbuch, Verlag Klett, 2013.

6. Neuner G. Fit für Fit in Deutsch 1 und 2, Tipps und Übungen, Lehrbuch und Audio-CD, Verlag Hueber, 2013.

© Канцур А.Г., Сопегина К.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.