ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПОМОЩИ СЕРВИСА LEARNINGAPPS. ORG НА УРОКЕ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Липина Юлия Александровна
студентка 748 группы факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT WITH
THE HELP OF SERVICE LEARNINGAPPS.ORG IN THE GERMAN LESSON
Anna Kantsur, PhD
Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Julia Lipina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 748 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье освящаются такие вопросы, как информационно-образовательная среда, ее компоненты и структура. Рассматривается сфера «Веб 2.0», и в частности онлайн-сервис LearningApps.org. Показаны примеры упражнений в данном сервисе по теме «Семья».
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, «Веб 2.0,» сервис LearningApps.org.
Abstract: the present article is devoted to the research of the problems of information-educational environment building, its components and structure. Describes the field of Web 2.0, and in particular online service LearningApps.org. Shows examples of exercises in this service on the theme of «Family».
Key words: information-educational environment, Web 2.0, service LearningApps.org
Современный урок иностранного языка представляет собой сложный процесс, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В условиях современного общества становится актуальной информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать педагогические задачи с применением ИКТ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды (ИОС), состоящей из комплекса информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых, совокупности технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеров, ИКТ-оборудования, коммуникационных каналов, системы современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [1].
Вслед за кандидатом педагогических наук О.Г. Петровой под информационно-образовательной средой в данной статье понимается совокупность субъектов (учитель и учащиеся) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы [2, с. 19].
ИОС является многоуровневой: общая, или общеобразовательная, среда, ИОС образовательного учреждения (школы), личная образовательная среда. В аспекте системной связи между этими средами существует четкая иерархия как систем и подсистем и, следовательно, преемственность в инвариантных свойствах. При этом каждая из них представляет самостоятельную социально-информационную систему со своей спецификой и особенностями [3, с. 33].
Назначение ИОС, так же как и всей образовательной среды, состоит в обеспечении достижения целей образования, поэтому все цели образования дублируются в качестве целей ИОС. Однако на уровне ИОС эти цели приобретают определенную специфику и форму реализации. Общее название этой специфики - информационная. Информация стала главным достоянием человечества, гиперболически увеличивается ее объем и, следовательно, роль и значение. Соответственно этому образование все более становится информационным и по содержанию, и по форме. Как следствие, повышается роль ИОС, ее объем и содержание, изменяется форма ее информационно-образовательного воздействия [3, с. 36-37].
Как уже говорилось выше, составляющей ИОС являются различные информационно-образовательные ресурсы, в частности онлайн-сервисы, которые относятся к сфере «Веб 2.0».
Сервисы «Веб 2.0» очень популярны среди современных школьников, так как они доступны, просты в освоении и позволяют учащимся гораздо эффективнее реализовать себя социально. Практически все школьники знакомы с фото- и видеосервисами, скайпом и многим другим. Поэтому и учителям следует их активно осваивать и применять в своей профессиональной деятельности.
Главный вектор развития «Веб 2.0» - снижение уровня специальных умений, необходимых для того, чтобы принять участие в наполнении сети Интернет.
Авторам, публикующим свои тексты и медиафайлы в Интернете, уже не нужно знать язык HTML. В результате снижения порога входа люди, которые ранее были только читателями и зрителями, становятся авторами, редакторами и соучастниками развития сетевого содержания [4, с. 21].
Веб-технологии позволяют сделать учебный процесс интереснее, увлекательнее. Они открывают перед образованием огромные перспективы. Ученики активно создают собственные материалы и могут ими делиться. Новейшие технологии мотивируют учеников, позволяют получить связь с миром за пределами своих классов.
Сервис LearningApps.org как приложение «Веб 2.0» создан для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения. Сервис позволяет изменять или создавать их в оперативном режиме. Сервис позволяет также иметь доступ к коллекции интерактивных блоков. Такие блоки, так называемые приложения или упражнения, не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность [5, с. 63].
Данный сервис представлен на 18 языках. Он подходит для создания электронных обучающих ресурсов. Также имеются и готовые интерактивные упражнения. Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. Создав свои упражнения, можно их опубликовать или оставить для личного пользования. Однако доступ к готовым упражнениям открыт и для незарегистрированных пользователей.
Основная идея интерактивных заданий состоит в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что формирует познавательный интерес учащихся. Все упражнения снабжены функцией обратной связи, таким образом осуществляется моментальная проверка правильности выполнения задания [5, с. 63].
Отличительной особенностью данного сервиса является то, что все приложения LearningApps.org мультимедийные: возможно использование не только текста и картинок, но и аудио- и видеофайлов. Именно мультимедийная составляющая данного сервиса позволяет утверждать, что LearningApps.org способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся [5, с. 64].
С помощью сервиса LearningApps.org учитель может представлять учебный материал в более ярком и увлекательном виде. Примером реализации могут служить упражнения, созданные в сервисе LearningApps.org в рамках темы «Die Familie», представленные на сайте (http://learningapps.org/display?v=po7mxt11j01 ;http://learnmgapps.org/display?v =pvxns43830).
Упражнение, посвященное теме «Die Familie» (рис. 1), создано в шаблоне паззл «Угадай-ка», где учащиеся должны распределить членов семьи по родам. С каждым правильным решением открывается паззл с частью картинки или видео. При правильном решении упражнения появляется картинка или видео и, комментарий учителя о том, что упражнение выполнено правильно (рис. 2).
Рис.1
0 Prima, du hast alles richtig zugeordnet! ü
Рис.2
Следующее упражнение (рис. 3) создано в шаблоне «Выделить слова». Основная задача этой игры в том, чтобы выделить необходимые слова из данного текста. Под картинкой дается список слов, из которых учащимся необходимо выбрать только те слова, которые относятся к теме «Die Familie» (Семья).
Junge, Bruder, Vater, Sommer, Schule, Tochter, Ferien, Oma, Opa, Ball, Dorf, Mutter, Igel, Schwester, Hof, Onkel, Lehrerin, Tante, Sohn, Freund, Haus.
Рис.3
За счет яркого представления материала и таких возможностей, как вставка видео, аудио или изображения, упражнение привлекает внимание обучающихся, развивает их интерес и мотивацию к изучению немецкого языка, что помогает им активно проявлять себя на уроке.
Сервис интересен и привлекателен не только применением различных шаблонов, интерактивных упражнений, но и тем, что помогает организовать процесс работы с самими учащимися. Дает возможность каждому ученику найти индивидуальный подход. Более того, использование данного сервиса помогает учителю организовать информационно-образовательную среду каждого ученика.
Любой учитель, имеющий даже самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свою копилку, свои упражнения для объяснения нового материала, тренировки, закрепления и контроля.
Использование современных технологий в процессе образования создает благоприятный климат для формирования личности учащегося и развития таких качеств, как дисциплинированность, умение планировать свою деятельность, а также мотивирует учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.
Список литературы
1. Канцур А.Г., Мосина М.А. Потенциал сервиса LearningApps.org в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языков: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.
- Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. - С. 63-69.
2. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учеб. Пособие. М.:- Академия АйТи - 2011. - С. 32-37.
3. Патаракин Е.Д. Социальное взаимодействия и сетевое обучение 2.0
- М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - С. 21-42.
4. Петрова О.Г. Информатизация системы образования Псковской области. Информатика и образование. - 2012. № 9. - С. 19-23.
Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.
© Канцур А.Г., Липина Ю.А., 2015
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ FIT IN DEUTSCH 1, FIT IN DEUTSCH 2»
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Сопегина Ксения Александровна
студентка 758 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
ELECTIVE COURSE «PUPILS TRAINING TO PASSING AN THE INTERNATIONAL EXAMINATION IN GERMAN FIT IN DEUTSCH 1,
FIT IN DEUTSCH 2»
Anna Kantsur, PhD
Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Ksenia Sopegina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 758 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация, данная статья посвящена разработке элективного курса для подготовки к сдаче международного экзамена по немецкому языку «Fit in Deutsch 1», «Fit in Deutsch 2». В статье рассматривается значимость и актуальность данного курса для учащихся, его назначение и цель, а также структура. Элективный курс выполнен в программе AutoPlay Menu Designer и позволяет учителю выбрать необходимый материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена.
Ключевые слова: предпрофильное обучение, элективный курс, международный экзамен «Fit in Deutsch 1», «Fit in Deutsch 2».
Abstract: this article is devoted to development of an elective course for preparation for delivery of the international examination in German of Fit in Deutsch 1, Fit in Deutsch 2. The article deals with structure, importance and