Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры учащихся 5 классов в процессе обучения иностранному языку'

Формирование информационной культуры учащихся 5 классов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Казанкина Наталья Михайловна

В статье описывается использование приемов технологии развития критического мышления через текст и информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования информационной культуры учащихся 5 класса на уроке английского языка и подводится итог об эффективности их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Казанкина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INFORMATION CULTURE OF THE 5th GRADE STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGE

The article dwells upon critical thinking development through the text and the use of information and communication technologies in terms of their effectiveness in the process of forming the information culture of fifth-grade students in the lesson of English.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры учащихся 5 классов в процессе обучения иностранному языку»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук,доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Казанкина Наталья Михайловна

студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

FORMATION OF THE INFORMATION CULTURE OF THE 5th GRADE STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGE

Anna Kantsur, PhD

Associate Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Natalia Kazankina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: kazankinatalia@gmail. com

Аннотация: в статье описывается использование приемов технологии развития критического мышления через текст и информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования информационной культуры учащихся 5 класса на уроке английского языка и подводится итог об эффективности их использования.

Ключевые слова: информационная культура, информационно-образовательная среда, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.

Abstract: the article dwells upon critical thinking development through the text and the use of information and communication technologies in terms of their effectiveness in the process of forming the information culture of fifth-grade students in the lesson of English.

Key words: information culture, information-educational environment, Critical Thinking Technology, Information and Communication Technologies.

На смену традиционному принципу «образование на всю жизнь» приходит принцип «образование в течение всей жизни», который исходит из того, что в быстро меняющемся мире надо учить учиться, учиться умению принимать самостоятельные решения, эффективно работать с постоянно меняющейся информацией в условиях как ее дефицита, так и избытка.

Основной концепцией принципа непрерывного образования в современном обществе является преодоление противоречия между стремительным расширением информационного пространства, влекущего за собой возрастание объема информации, и ограниченными возможностями ее усвоения человеком.

© Канцур А.Г., Казанкина Н.М., 2018

Данное противоречие невозможно разрешить без формирования системы знаний, умений и навыков, способствующих эффективному осуществлению поиска, критической оценки информации и ее обработки для дальнейшего использования данной информации в различных сферах деятельности, что и является важнейшей задачей образовательного учреждения.

В настоящее время весь набор выделенных знаний и умений принято связывать с понятием «информационная кулътура»[\]. Как мы видим, значение информационной культуры в целом в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает подростков открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды - специально созданной и определенным образом структурированной части информационного пространства, включающая совокупность субъектов, создающих, перерабатывающих, использующих информацию, саму информацию и аппаратные средства, ее обслуживающие [2, с. 18-32].

Для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности ребенка. Формирование у учащихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования.

Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности. В рамках усвоения учебного аспекта (умение говорить, читать, писать на иностранном языке) учащиеся знакомятся с информацией различного содержания: лингвострановедческого, исторического, географического, эстетического и др.

Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, стимулируя "к учению с увлечением", повышая уровень его образования, и, так как современных подростков очень трудно привлечь к познавательной деятельности в процессе чтения, технология развития критического мышления, целью которой является развитие мыслительных навыков учащихся, может послужить первым шагом в привлечении современных детей к вдумчивому чтению. Критически мыслящий подросток может наиболее эффективно взаимодействовать с информационным пространством, сможет оценить и найти противоречия в любой информации, которую он получает через СМИ и сеть Интернет, сможет аргументировать свою точку зрения.

Отличительной особенностью проанализированного нами учебно-методического комплекта «Starlight 5» (авторы В. Эванс, Д. Дули, К. Баранова) является возможность создания информационно-образовательной среды при обучении иностранному языку, что способствует формированию информационной культуры.

Недостатком данного учебно-методического комплекта является отсутствие текстов с проблемными ситуациями, поэтому соответствующие тексты необходимо подбирать и адаптировать для 5 класса с целью формирования критического мышления. Также возникает необходимость в разработке и/или подборке дополнительных упражнений с привлечением ИКТ. Тем самым создаются условия для формирования информационной культуры на уроке английского языка.

При прохождении модуля «DayAfter Day» обучающиеся изучают такие темы, как «Daily Routines», «Tellingthe Time», «Animals», «Professions», «School & School Rules», которые включают в себя различные тексты, лексический и грамматический материал, соответствующий уровню обученности обучающихся.

При создании уроков в рамках технологии критического мышления по темам «Animals in Danger», «Exotic Animals» и «Sharing in Housechores» можно использовать такие приемы, как мозговой штурм, кластер, синквейн, работа с таблицей «Знаем - Хотим узнать - Узнаем», ИНСЕРТ (Interactive Notation to Effective Reading and Thinking) и «рыбья кость». Также уместно создавать уроки по формированию критического мышления в рамках таксономии целей Блума. Понятие «таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, в которой выделяется 6 уровней, расположенных последовательно по нарастающей сложности: знание (запоминание и воспроизведение изученного материала), понимание (преобразование материала из одной формы выражения в другую или его интерпретация), применение (использование изученного материал в конкретных условиях и в новых ситуациях), анализ (умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура), синтез (умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной) и оценка (умение оценивать значение того или иного материала).

Сопровождением данной педагогической технологии служит использование информационно-коммуникационных технлогий на уроках иностранного языка. Современные дети проводят большое количество времени за компьютером, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ, наиболее эффективными из которых для урока английского языка являются использование интерактивной доски, вебсайта Quiz Factor и сервисов Web 2.0, таких как Learning Apps и Kahoot.

Quiz Factor является бесплатным веб-сайтом с банком более чем тысячи викторин по разным категориям с функцией создания собственной викторины наподобие имеющихся в банке.

Learning Apps.org - это онлайн-сервис для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей по разным тематикам: от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

Мобильное приложение Kahoot позволяет подавать в формате опросов, тестов или викторин большую часть учебного материала. Чтобы наладить обратную связь с учениками, можно обыграть новые темы в форме простых вопросов и ответов, а закрепить знания с помощью более подробного тестирования. Kahoot рассчитан на применение в классе - преподаватель показывает материал на главном экране, а в это время школьники отвечают на вопросы со своих планшетов или телефонов.

При работе с модулем 3 «DayAfter Day» является уместным включение информационно-коммуникационных технологий почти в каждый урок. Согласно предложенному авторами учебника тематическому плану данному модулю отводится 20 уроков, 3 из которых являются резервными. Примеры разработанных упражений с использованием ИКТ приведены ниже.

При освоении темы «Распорядок дня» в конце урока обучающимся предлагается в игровой форме закрепить изученные на уроке лексических единиц (см. рис.1).

Рас. 1. Kahoot «Распорядок дня»

На следующих уроках обучающиеся отрабатывают произношение глагольных окончаний настоящего простого времени 3 лица, поэтому в качестве тренировки им может быть предложено упражнение, созданное с помощью сервиса LeammgApps (см. рис. 2), при выполнении которого учащиеся распределяют окончания глаголов 3 лица настоящего времени на 3 группы в зависимости от его произношения ([з], И,

Рис. 2. Learning Apps «Произношение окончаний глаголов 3 лица ед. числа»

При изучении темы «Животные» обучающиеся знакомятся с текстом о проекте по сохранению редких видов животных. Перед чтением текста ребята могут поработать с интерактивной доской (см. рис. 3) и собрать мозаику, конечным изображением которой будет являться фотография того самого проекта по сохранению редких видов животных. Рассматривая фотографию, обучающиеся могут выдвинуть свои идеи, о чем будет текст, что отражает данная фотография.

ÜJi

► Ш§! Bill

ьшт я

y4jerMf\ri ша

№3*3

Чь!

3 в в

WHL

\ r т 3 №

i'v \ ii fii 1 . * мая чгьив

<1 h

гаЩЗ «

ЯР.

Рис.3. Jigsaw Planet «Особняк с жирафами»

Один из уроков модуля 3 затрагивает раздел "Наука", в котором проверяются знания учащихся о такой группе животных как рептилии. В начале урока происходит обсуждение, знают ли учащиеся всех представленных рептилий, какие из них, на их взгляд, являются опасными, а какие нет. В целях расширения знаний об опасных животных ребятам может быть предложено задание, созданное с помощью приложения Quiz Factor (см. рис. 4), в котором необходимо назвать животных на время.

-y- Dangerous Animals

They might bite, poison, charge or eat you. Can you name these dangerous animals?

Your Answer Auto Complete - Enabled

CORRECT ANSWERS

Рис. 4. Quiz Factor «Опасные животные»

На заключительных уроках идет подготовка обучающихся к итоговому тестированию по модулю. В связи с тем, что основная задача модуля -усвоение обучающимися использования настоящего простого времени, в качестве тренировки данного времени обучающимся может быть предложен App Matrix с комплексом упражнений (см. рис. 5), направленный на отработку написания и произношения окончаний 3 лица единственного числа, выбора верной формы глагола, на верный порядок слов в предложении, верное употребление отрицаний и вопросов.

Рис. 5. Learning Apps «Матрица приложений»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка не только облегчает труд учителя и повышает качество наглядности на уроке, но и помогает заинтересовать учеников, вовлечь их в процесс обучения. Занятия с применением информационно -коммуникационных технологий повышают мотивацию изучения обучающимися иностранного языка, так как позволяют изложить учебный материал в более доступной и понятной для них форме.

Применение технологии развития критического мышления на уроках способствует развитию у учащихся умений вырабатывать собственное мнение

на основе различных наблюдений и опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, умению интерпретировать имеющуюся информацию и обобщить полученные данные, и, как следствие, повышает мотивацию к учебной деятельности.

Таким образом, рассмотрев технологию критического мышления через чтение и ИКТ с точки зрения возможностей формирования информационной культуры, можно сделать вывод о том, что применение данных способов формирования информационной культуры на уроке иностранного языка в 5 классе является эффективным.

Список литературы

1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.Л. Формирование информационной культуры школьников: программа и результаты исследования // Школьная библиотека. 2000. №5.

2. Осмоловская И.М., Шабалин Ю.Е. Состав и структура модели образовательного процесса в информационно-образовательной среде // Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2014. № 19 (38). С. 18-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.