УДК 378.14 + 811.111 + 004.5 + 004.9 Е. С.Кудинова
кандидат филологических наук;
заведующая кафедрой английского языка как второго
переводческого факультета МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕРЕВОДЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье интерпретируется понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), дается обзор современных ИКТ, анализируются их преимущества в обучении студентов с учетом их ментального кода, дается обзор таких популярных ИКТ, как LMS-платформа GoogLe CLassroom, интернет-сервис Kahoot!, MOOC, флэш-карты QuizLet и StudyBLue, сервис для проведения онлайн-опросов SurveyMonkey, микро-блогинг и др., позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, оптимизировать интерактивное взаимодействие между обучающимися и педагогами вузов наряду с традиционными методами обучения. В работе делается вывод о том, что в обучении современных студентов - представителей так назваемого поколения Y - необходимо использовать мультимодальный подход, учитывающий вклад вербального, просодического, невербального каналов, а также визуального канала, опирающегося на современные цифровые технологии. Мультимодальность в обучении предполагает, что вербальный, просодический, невербальный и опирающийся на цифровые технологии визуальный каналы работают комплексно и позволяют значительно повысить эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; цифровые технологии в обучении; LMS-платформы; поколение Y; мультимодальность.
E. S. Kudinova
PhD (PhiLoLogy), Head of the Department of EngLish
as a Second Foreign Language, FacuLty of TransLation and Interpreting,
MSLU; e-maiL: [email protected]
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRANSLATION AND INTERPRETING EDUCATION
The articLe addresses information and communication technoLogies (ICT), expLores various types of ICT and their advantages in higher education with regard to students' mentaLity. The articLe presents a survey of popuLar ICTs, such as GoogLe CLassroom, game-based pLatform Kahoot!, MOOCs, QuizLet and StudyBLue onLine fLashcard apps, onLine survey software SurveyMonkey, microbLogging etc. which ensure sustainabLe feedback and individuaLized Learning boost unsupervised activity and seLf-deveLopment, and at the same time faciLitate immediate assessment
of students' performance, diversify Learning and bring it up to date. The author concludes that the multimodal approach to teaching Gen Y students, which makes use of the inputs of different sensory modes (i.e. verbal, prosodic, nonverbal and ICT-based visual modes), enhances the learning environment.
Key words: information and communication technologies; digital technology in education; LMS; Generation Y; multimodal^.
Введение
Современное постиндустриальное общество обладает такими характеристиками, как компьютеризация, информатизация и информационная культура. Под компьютеризацией понимают процесс внедрения и развития компьютерной техники, обеспечивающей автоматизацию информационных процессов в постиндустриальном обществе. Информатизация представляет собой процесс, при котором создаются необходимые условия, позволяющие пользователю получить искомую информацию. Информационная культура - это совокупность знаний, компетенций и принципов, позволяющих пользователям целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи посредством цифровых технологий.
Информатизация общества и, соответственно, образовательной деятельности характеризуется процессами распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые применяются для обеспечения взаимодействия между преподавателем и студентом в системе начального, среднего и высшего образования.
Определение ИКТ
Информатизационные и коммуникационные технологии - это термин, описывающий алгоритмы, способы, механизмы и устройства обработки информации. Элементами ИКТ являются «компьютер, снабженный программным обеспечением, и средства телекоммуникаций с размещенной на них информацией» [Белова, Рублева 2017, с. 29-30]. Современные ИКТ являются показателем растущей глобализации образовательной среды.
Возможности ИКТ
Неотъемлемым качеством ИКТ является их универсальность. В системе образования широко используются такие средства ИКТ,
как текстовые редакторы (Word, Pages, LibreOffice Writer, Google Documents), электронные таблицы (Excel, Numbers, LibreOffice Calc, Google Sheets), программы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint, Keynote, LibreOffice Impress, Google Презентации), системы управления базами данных (Microsoft Access, Firebird, MS SQL Server) и т. д.
Интернет позволяет преподавателю и студенту получить быстрый доступ к базам данных, к образовательным ресурсам и к мультимедийным документам. К другим видам ИКТ относятся: электронная почта, мессенджеры, социальные сети, интернет-телефония, с помощью которой можно проводить вебинары и лекции в режиме онлайн.
Среди преимуществ использования ИКТ отметим следующие:
1) быстрый доступ к электронным ресурсам;
2) повышение индивидуализации обучения студентов;
3) дифференцированный подход к обучению студентов;
4) увеличение продуктивности самоподготовки учащихся;
5) интерактивное взаимодействие студентов и преподавателя;
6) поддержание престижа преподавателя;
7) усиление мотивации студентов к обучению;
8) активизация творческого мышления студентов;
9) привлечение студентов к исследовательской деятельности;
10) совершенствование организации преподавания в процессе обучения;
11) модернизация образовательного процесса.
Мгновенный доступ к ИКТ, обеспечение устойчивой обратной связи в обучении (например, участие студентов в виртуальных дискуссиях, возможность сдавать работы преподавателю в онлайн-режиме и т. д.), развитие творческого мышления позволяют педагогу стимулировать самостоятельную работу учащихся и оперативно оценивать работу каждого, а также значительно разнообразить и оптимизировать учебный процесс.
Особенности современного поколения студентов
Актуальной представляется точка зрения филолога и теоретика массовой коммуникации М. Маклюэна о том, что доминирующие типы коммуникации коррелируют с социоструктурными составляющими того или иного исторического периода. Технологии общения влияют
как на характер отображения действительности человеком, так и на ее восприятие. Распространение электронных средств коммуникации формирует новый тип восприятия реальности [Маклюэн 2003; Кудинова 2016]. В этой связи, особую важность приобретают утверждения лингвистов, психологов, киноведов и искусствоведов о том, что в последние десятилетия произошли изменения как в области передачи информации, которая в подавляющем большинстве стала визуальной, так и в особенностях ее восприятия рШш 2003; Розин 2012].
Более того, распространение Интернета и электронных средств способствовали формированию рассеянного, клипового сознания1 у членов социума, ориентированных на быстрое получение информации [Костомаров 1999; Огурчиков 2008].
Сегодня педагог вуза обучает представителей поколения Y, которое в общей массе обладает визуальным мышлением. Напомним, что ценности поколения Y формировались под влиянием таких событий, как распад СССР и перестройка, разруха и бандитизм 1990-х годов, войны и теракты, становление общества потребления, развитие цифровых технологий. Для представителей данного поколения характерен оптимизм, устойчивые ценности (семья, здоровье и взаимная любовь), ориентированность на немедленное вознаграждение и стремление к материальной обеспеченности, получение результата, готовность к изменениям, знание техники и практически неограниченная свобода мышления [Исаева 2012].
Несмотря на то, что современный студент привык работать в условиях многозадачности, быстро осваивает новые технологии, стремится к творчеству, активно потребляет информацию, учащиеся демонстрируют отсутствие способности к критическому осмыслению информации, к обобщению фактического материала, и подчас неумение составлять комплексную характеристику социокультурных и политических тенденций развития стран изучаемого языка.
Кроме того, студенты-представители поколения Y обладают пассивностью, невысокой мотивацией и не умеют самостоятельно организовывать свою деятельность. Для них старшее поколение утратило свою роль непререкаемого авторитета. Для поколения Y главным источником знаний становятся Интернет и, в частности, социальные
1 Клиповое сознание предполагает подачу информации в сжатой и, при этом, в запоминающейся, яркой форме.
сети. Оно лучше, чем старшее поколение, ориентируется в новых цифровых технологиях, активно пользуется смартфонами - согласно данным исследовательской компании Dscout, в среднем владельцы смартфонов прикасаются к экрану 2 617 раз в сутки, а около 10 % пользователей - более, чем 5 400 раз [Naftulin 2016].
У поколения современных студентов сформировался иной ментальный код, другие способы получения, восприятия и усвоения информации, чем у предшествующих поколений, что необходимо учитывать при построении системы высшего образования. Например, представители поколения игрек с трудом воспринимают большие объемы информации, поступающие по вербальному и по просодическому каналам, в частности, лекции, не сопровождаемые визуальным рядом, яркими зрительными образами.
При этом факторы, повлиявшие на становление и развитие данного ментального кода, имеют как нейролингвистическую, так и психолингвистическую основы [Кудинова 2016]. Отметим, что по утверждению психологов и специалистов в области невербальной коммуникации, зоны головного мозга, отвечающие за обработку визуальной, лингвистической информации, а также за осуществление моторной деятельности, локализованы смежно, по одним данным - в центре Брока, по другим - в центре Вернике [Armstrong 1996; MacNeill 2007].
Таким образом, считаем оптимальным использовать полимодальный подход в обучении представителей поколения Y, учитывающего вклад вербального, просодического, невербального каналов, а также визуального канала, опирающегося на современные ИКТ.
Для повышения качества образования традиционный учебный процесс необходимо корректировать, подстраивая его под изменившиеся потребности современных студентов, активно пользующихся цифровыми технологиями, адаптируя учебные материалы под особенности восприятия и мышления учащихся. Подчеркнем, что полностью переходить на ИКТ без учета традиционных методов обучения непродуктивно. Так, например, согласно данным Международной программы по оценке компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competences, PIAAC), которая проводит мониторинговое исследование профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста, технически оснащенные США демонстрируют невысокие, а в некоторых
случаях ниже среднего, показатели уровня компетенций по сравнению со странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [Skilled for Life? ... 2013].
Современные ИКТ в образовательном процессе
На наш взгляд, наряду с традиционной подачей информации при работе со студентами оптимально использовать системы управления обучением Google Classroom; MyEnglishLab; Edmodo; Schoology; Wikispaces, Google Maps, интернет-сервис Kahoot!, открытые онлайн-курсы MOOC, конференции Tedx, флэш-карты Quizlet / StudyBlue, служба для создания опросов SurveyMonkey, интернет-телефония Skype, программы презентаций Microsoft Power Point, Prezi, EduGlogster, Twitter, сайт Word Search и др.
Остановимся на каждой ИКТ подробнее. Модель взаимодействия студента с преподавателем или с другими студентами, когда преподаватель использует ИКТ, а у обучающихся есть персональный компьютер, планшет или смартфон, носит название «1:1». К таким ИКТ относятся LMS-платформы (Learning Management Systems / системы управления обучением), позволяющие педагогу создать курс по определенной дисциплине [Кузнецов 2016].
Системы управления обучением
Система управления обучением (LMS-платформа) представляет собой программу или веб-технологию для управления образовательными курсами и их распространения с обеспечением доступа обучающихся к учебным материалам.
Существующие LMS-платформы можно условно разделить на три группы:
• учебные компоненты издательств, например: Skillful Digibook (MacMillan);
• онлайн-программы для создания собственного курса, например: Google Classroom, Schoology, Edmodo, Moodle;
• автономные онлайн-курсы, например: Online Placement Tests (Oxford University Press), LMS-платформа Voxy для дистанционного обучения английскому языку.
Среди элементов LMS-платформ выделим следующие:
1) система хранения документов и материалов курса;
2) реестры учащихся;
3) календарные расписания курсов и домашних заданий;
4) возможность определять внешний вид и оформление материалов;
5) система обмена сообщениями как между преподавателем и студентами, так и между студентами без непосредственного участия преподавателя;
6) размещение задания и планирование даты и времени, когда задание будет опубликовано;
7) возможность собирать работы учащихся в режиме онлайн и отслеживать выполнение заданий;
8) система выставления оценок и баллов;
9) тестирование в режиме онлайн с функцией автоматической проверки тестов;
10) интерактивные элементы (онлайн-опросы, тесты, викторины);
11) доступ к обучающим материалам и возможность прохождения курсов повышения квалификации для педагогов.
Google Classroom
LMS-платформа Google Classroom проста в настройке и в использовании. Google Classroom - это набор инструментов для работы с документами, с хранилищем данных и с электронной почтой. Преподаватели могут оперативно организовывать курсы, приглашать учащихся и коллег. Студенты присоединяются к классу с помощью кода, присваиваемого курсу. В разделе Stream удобно публиковать вопросы и задания, редактировать сроки сдачи, размещать объявления и онлайн-опросы, а также оставлять комментарии. Все материалы автоматически добавляются и хранятся на Google-диске.
Google Classroom интегрирован с сервисами Google-документы, Google-календарь, Google-Почта (Gmail), Google-Диск, Google-пре-зентации, Google-Формы и др. Преподаватели могут добавлять к заданиям видео с хостингового сайта «YouTube», PDF-файлы, интернет-ссылки, а также объекты как с Google-диска, так и непосредственно со своего компьютера.
Студенты имеют возможность просматривать задания и объявления в разделе Stream или в календаре курса, обмениваться материалами и комментариями и общаться по электронной почте.
Информация о сданных работах постоянно обновляется, что позволяет преподавателям оперативно проверять задания и ставить оценки. В мобильном приложении Google Classroom преподаватели могут добавлять примечания, выделять текст в документах и ставить оценки студентам, используя функции редактирования и рисования (www. classroom.google.com).
Google Maps
Приложение Google Maps (Google-карты) позволяет развить лингвистическую и социолингвистическую компетенции студентов, обучающихся на переводческом факультете, находить переводческие соответствия топонимов, овладевать и закреплять фонологические, орфографические и орфоэпические умения. Например, преподаватель предлагает студентам найти местоположение известных объектов (музеев, галерей, дворцов) на интерактивной карте. Кроме того, с помощью функции «Street View» (Просмотр улиц) студенты могут описывать фотографии объектов, используя тематически релевантную лексику (www.google.com/maps).
Интернет-сервис «Kahoot!»
Интернет-сервис «Kahoot!» представляет собой сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Студенты выполняют тесты с устройств, имеющих доступ в Интернет. Задания, разработанные в Kahoot! позволяют включить в них фотографии, аудио- и видеофрагменты. Темп выполнения викторин регулируется временным пределом для каждого вопроса. Преподаватель вводит баллы за правильные ответы на поставленные вопросы (www.kahoot.it).
MOOC
MOOCs (massive open online courses / массовые общедоступные онлайн-курсы) - это интерактивные курсы дистанционного обучения, которые обеспечивают учащимся открытый доступ к материалам посредством Интернета и предполагают большое число слушателей.
В качестве вспомогательного инструмента к традиционным материалам, таким как учебники и лекции, курсы MOOC эффективны как
форма непрерывного обучения и повышения квалификации. MOOC позволяют создавать сообщества студентов и преподавателей, участвовать в онлайн-форумах. Запись на курсы MOOC бесплатная, при этом слушатели при желании могут оплатить сертификат, подтверждающий успешное завершение программы.
MOOC включают в себя курсы хМООС, которые используют когнитивно-бихевиористский подход, и cMOOC, основанные на кон-нективистском подходе (www.openeducation.net). В курсах xMOOC цель обучения определяется преподавателем, который осуществляет мониторинг образовательного процесса. Проверка выполненных тестов и заданий полностью автоматизирована. Сроки выполнения заданий и тестов на курсах сМООС определяются самими учащимися (так называемые self-paced courses).
Среди наиболее популярных курсов МООС отметим курсы Edx, работающие при поддержке Массачусетского технологического института и Гарвардского университета; Udacity, в создание которых инвестировал Стенфордский университет, Coursera, Udemy, Khan Academy, UMass Boston Open Courseware, FutureLearn, OpenClassrooms, FUN, Miriada X, openSAP, Stepik, Интуит, Лекториум, Универсариум.
Конференции Tedx
Конференции Tedx (Technology, Entertainment, Design - Технологии, развлекательные проекты, дизайн) представляют собой проект, распространению «уникальных идей» (Ideas Worth Spreading) и охватывающий широкий спектр тем, например психология, экономика, глобальные проблемы, культура и т. д. На ежегодной конференции TED выступают мировые политики, ведущие деятели науки и искусства. Их лекции выкладываются в бесплатном доступе на официальном сайте TED. Среди докладчиков TED были Билл Гейтс, Эл Гор, Элон Маск, Ричард Брэнсон, Гордон Браун и др. (www.ted.com). Конференции Tedx - это аутентичный материал, незаменимый в учебном процессе.
Виртуальные флэш-карты «StudyBlue» и «Quizlet»
С помощью сервисов «StudyBlue» (www.studyblue.com) и «Quizlet» (www.quizlet.com) преподаватель может создавать дидактические виртуальные мемокарточки и объединять их в модули. Учащиеся имеют возможность протестировать знание тематически релевантной
лексики в режиме викторины, участвовать в совместной работе с другими студентами, публиковать свои результаты в соцсетях и на LMS-платформах.
Интернет-телефония «Skype»
Технология «Skype» может использоваться в дистанционном обучении для проведения уроков и видеоконференций. Студенты, обучающиеся на переводческом факультете, уезжают на стажировку в страны первого иностранного языка (французского, немецкого, испанского и т. д.) и оказываются вне англоязычной среды. Проведение видеозвонков по Skype позволяет преподавателю английского языка поддерживать интерактивный мониторинг и контроль знаний студентов.
Программы презентаций
Программа презентаций Microsoft Power Point позволяет создавать презентации с помощью функций и параметров оформления, помогающих наглядным образом представить информацию, создавать анимационные эффекты и оживлять статические презентации. Презентации автоматически сохраняются в Интернете в службе OneDrive (www.support.office.com).
Веб-сервис Prezi позволяет создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Работа данного веб-сервиса основана на технологии масштабирования объектов, что выгодно отличает данный веб-сервис от классической презентации, выполненной в Microsoft PowerPoint, где презентация разбита на слайды (www.prezi.com).
Сервис по созданию интерактивных онлайн-плакатов (глогов) «EduGlogster» - это мультимедийный постер, который может включать тексты, изображения, аудио- и видеоконтент, графики, таблицы, интернет-ссылки и т. д. Преподаватель может создавать как собственные глоги, так и использовать предлагаемые шаблоны. Каждому глогу присваивается адрес, ссылкой на который можно поделиться в соцсе-тях, в Google Classroom и т. д. (www.edu.glogster.com)
Микроблогинг
Сервис микроблогов Twitter позволяет создавать короткие текстовые сообщения - твиты. Как известно, размер одного твита ограничен
140 символами, включая пробелы. Опубликованные твиты видны пользователям, которые подписались на микроблог. Среди преимуществ микроблога «Twitter» отметим скорость и глобальный характер. У сервиса есть собственная поисковая система, позволяющая увидеть твиты, написанные несколько секунд назад. Использование данного сервиса позволяет студенту быть в курсе актуальных новостей, читать твиты известных политиков, писателей и деятелей искусства, публиковать собственные сообщения в краткой, лаконичной форме (www.about.twitter.com).
Видео- и аудиоредакторы
Видео- и аудиоредактор Movavi Video Suite - это пакет программ для обработки аудио- и видеофайлов. Пакет инструментов «Movavi» полностью русифицирован и имеет понятный интерфейс. С помощью Movavi Video Suite преподаватель может создавать видеоуроки и видеопрезентации, записывать действия в системе изображения с веб-камеры, вебинары, ролики из Интернета, а также редактировать, озвучивать и добавлять субтитры к записанному видео, редактировать и объединять, конвертировать аудио- и видеофайлы и т. д. (www. movavi.ru).
Среди других ИКТ отметим сайт Word Search (www. tools. atozteacherstuff.com/word-search-maker), при помощи которого можно создавать задания по поиску тематически релевантной лексики среди букв, организованных в колонки по вертикали и по горизонтали; сайт Teacherpage (www.teacherpage.com), позволяющий преподавателю создавать тесты и задания для студентов, интернет-сервис Mindmeister (www.mindmeister.com) для создания наглядных структурных схем и ментальных карт в обучении студентов переводческого факультета. SurveyMonkey - сервис, использующийся для проведения онлайн-опросов. SurveyMonkey предлагает как готовые шаблоны для тестов, анкет и опросов, так и инструменты для создания собственных тестов (www.surveymonkey.com).
Заключение
Все проанализированные ИКТ позволяют оптимизировать качество учебного процесса, повысить мотивацию представителей поколения Y, усилить интерактивное взаимодействие между студентом
и преподавателем и использовать дополнительные ресурсы для реализации профессиональных компетенций учащихся с учетом их ментального кода. Полимодальный подход в обучении предполагает, что вербальный, просодический, невербальный и опирающийся на цифровые технологии визуальный каналы работают аддитивно и позволяют существенно повысить эффективность современного образования, адаптируя его под требования рынка труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белова Н. В., Рублёва Е. В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов
по языковому образованию. СПб. : Златоуст, 2017. 68 с. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электр. науч. журн., 2012. № 4 (15). URL : www.medpsy.ru (дата обращения: 10.08.2018). Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. 3-е изд., испр. и доп. СПб. : Златоуст, 1999. 320 с. (Язык и время. Вып. I).
Кузнецов А. А. Моделирование и реализация мультиплатформенных онлайн-курсов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. № 3-1. URL : cyberleninka.ru/article/modelirovanie-i-realizatsiya-multiplatformennyh-onlayn-kursov (дата обращения 01.02.2019). Кудинова Е. С. Просодические и невербальные характеристики речи в синхронии и диахронии (на материале британских художественных фильмов) : дис. ...канд. филол. наук. М., 2016. 193 с. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева ; заключительная статья М. Вавилова. М. : КАНОН-пресс-Ц, 2003. 464 с. Огурчиков П. К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино) :
дис. ... д-ра культурол. М., 2008. 287 с. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. Изд. 5-е. М. : Книжный дом «Либроком», 2012. 272 с. Armstrong D. F. Gesture and the nature of language / Armstrong D. F., Sto-
koe W. C., Wilcox Sh. E. Cambridge University Press, 1996. 260 p. Elkins J. Visual Studies: A Skeptical Introduction. London : Routledge, 2003. 224 p. McNeillD. Gesture and thought. Chicago : The University of Chicago Press, 2007. 318 p.
Naftulin J. Here's how many times we touch our phones every day // Business Insider, 2016. URL : www.businessinsider.com/dscout-research-people-touch-cell-phones-2617-times-a-day-2016-7 (дата обращения 02.10.2018).
Skilled for Life? Key findings from the survey of adult skills. URL : www.oecd.org/ skills/piaac/Skills0utlook_2013_ebook.pdf (дата обращения 24.09.2018).
REFERENCES
Belova N. V., Rubljova E. V. Kratkij slovar' IT-terminov dlja specialistov po jazyko-vomu obrazovaniju. SPb. : Zlatoust, 2017. 68 s.
Isaeva E. R. Novoe pokolenie studentov: psihologicheskie osobennosti, uchebnaja motivacija i trudnosti v processe obuchenija pervogo kursa // Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektr. nauch. zhurn., 2012. № 4 (15). URL : www. medpsy.ru (data obrashhenija: 10.08.2018).
Kostomarov V. G. Jazykovoj vkus jepohi. Iz nabljudenij nad rechevoj praktikoj massmedia. 3-e izd., ispr. i dop. SPb. : Zlatoust, 1999. 320 s. (Jazyk i vremja. Vyp. I).
Kuznecov A. A. Modelirovanie i realizacija mul'tiplatformennyh onlajn-kursov // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2016. № 3-1. URL : cyberleninka.ru/article/modelirovanie-i-realizatsiya-multiplatformen-nyh-onlayn-kursov (data obrashhenija: 01.02.2019).
Kudinova E. S. Prosodicheskie i neverbal'nye harakteristiki rechi v sinhronii i diahronii (na materiale britanskih hudozhestvennyh fil'mov) : dis. ...kand. filol. nauk. M., 2016. 193 s.
Makljujen M. Ponimanie media: vneshnie rasshirenija cheloveka / per. s angl. V. Nikolaeva ; zakljuchitel'naja stat'ja M. Vavilova. M. : KANON-press-C, 2003. 464 s.
Ogurchikov P. K. Jekrannaja kul'tura kak novaja mifologija (na primere kino) : dis. ... d-ra kul'turol. M., 2008. 287 s.
Rozin V. M. Vizual'naja kul'tura i vosprijatie: Kak chelovek vidit i ponimaet mir. Izd. 5-e. M. : Knizhnyj dom «Librokom», 2012. 272 s.
ArmstrongD. F. Gesture and the nature of language / Armstrong D. F., Stokoe W. C., Wilcox Sh. E. Cambridge University Press, 1996. 260 p.
Elkins J. Visual Studies: A Skeptical Introduction. London : Routledge, 2003. 224 p.
McNeillD. Gesture and thought. Chicago : The University of Chicago Press, 2007. 318 p.
Naftulin J. Here's how many times we touch our phones every day // Business Insider, 2016. URL : www.businessinsider.com/dscout-research-people-touch-cell-phones-2617-times-a-day-2016-7 (data obrashhenija: 02.10.2018).
Skilled for Life? Key findings from the survey of adult skills. URL : www.oecd.org/ skills/piaac/Skills0utlook_2013_ebook.pdf (data obrashhenija: 24.09.2018).