Научная статья на тему 'Доступные мобильные приложения в образовании: бесплатно, интересно, несложно и эффективно'

Доступные мобильные приложения в образовании: бесплатно, интересно, несложно и эффективно Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
346
41
Поделиться
Ключевые слова
образование / информационные технологии / мобильные приложения / облачные сервисы / дистанционное образование / массовые открытые онлайнкурсы

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Д. Д. Климентьев, В. В. Климентьева

Статья отражает практический опыт авторов по внедрению доступных мобильных приложений в образовании, обосновывая на конкретных примерах возможность и целесообразность использовании информационных технологий в целях оптимизации аудиторных занятий и самостоятельной работы по различным предметам и на разных образовательных ступенях.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Д. Д. Климентьев, В. В. Климентьева,

FREEWARE MOBILE APPLICATIONS IN EDUCATION: FREE OF CHARGE, UNCOMPLICATED AND EFFICIENT

The paper presents the authors’ practical experience of implementing available mobile applications in education by using specific examples to substantiate the possibility and feasibility of information technologies of in and out of class learning activities optimization in various academic disciplines and on different levels of education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Доступные мобильные приложения в образовании: бесплатно, интересно, несложно и эффективно»

УДК 37:002

ДОСТУПНЫЕ МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: БЕСПЛАТНО, ИНТЕРЕСНО, НЕСЛОЖНО И ЭФФЕКТИВНО

© 2018 Д. Д. Климентьев1, В. В. Климентьева2

1канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка e-mail: ddklim@mail.ru 2канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: v klimentyevaamail.ru

Курский государственный университет

Статья отражает практический опыт авторов по внедрению доступных мобильных приложений в образовании, обосновывая на конкретных примерах возможность и целесообразность использовании информационных технологий в целях оптимизации аудиторных занятий и самостоятельной работы по различным предметам и на разных образовательных ступенях.

Ключевые слова: образование, информационные технологии, мобильные приложения, облачные сервисы, дистанционное образование, массовые открытые онлайн-курсы

Современный мир стремительно развивающихся и мгновенно получающих массовое распространение мобильных сетевых технологий коренным образом меняет всю парадигму образования. Сегодня школа, вуз и система дополнительного образования не могут ограничиваться передачей учащимся определенного набора знаний и навыков, которые очень быстро устаревают и теряют свою практическую ценность. Чтобы быть успешным, современному человеку любого возраста необходимо постоянно развиваться в профессиональном и личностном плане (что и определяет суть концепции непрерывного образования) [Wilson 1978], используя при этом максимально доступные и эффективные образовательные и информационные технологии. Поэтому основная задача нацеленной на будущее системы образования заключается в том, чтобы научить и мотивировать человека самостоятельно учиться, а также дать ему действенные средства развития - как в стенах образовательных учреждений, так и вне пространственных и временных рамок.

При этом в последние годы ясно прослеживается достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, практически каждый человек имеет в своем распоряжении подключенное к сети Интернет мобильное компьютерное устройство (смартфон, планшет или ноутбук). С другой стороны, образовательные учреждения не имеют? за редким исключением, четко продуманной политики оптимизации учебного процесса за счет использования мобильных устройств и приложений. В школах и вузах, по-прежнему строящих свою образовательную программу на основе печатных учебных пособий, сложилось довольно негативное отношение к мобильным устройствам (вплоть до их запрета на уроках) как к шпаргалкам, способу обмануть преподавателя или же фактору отвлечения внимания от учебного материала. Не способствует задаче массового внедрения передовых образовательных технологий и достаточно высокая стоимость профессиональных сетевых ресурсов и систем управления обучением (LMS). Доступ к сети Интернет в компьютерных классах значительно ограничен их пропускной способностью и интернет-фильтрами, блокирующими работу со многими образовательными сайтами. Финансовые сложности не позволяют многим российским

вузам организовывать беспроводной высокоскоростной доступ к сети Интернет.

Очевидно, исправить возникшую ситуацию сегодня в значительной степени способны творческие, ответственные и открытые новому преподаватели всех ступеней массового образования, компетентные в профессиональном использовании доступных и при этом эффективных мобильных приложений. Единственное необходимое техническое условие, предъявляемое к преподавателям и учащимся, - наличие индивидуального компьютерного устройства с мобильным доступом к сети Интернет -вполне выполнимо, что для многих уже стало частью повседневной жизни.

Хотя авторы статьи специализируются на преподавании иностранных языков в школе и вузе, мы постарались поделиться опытом работы с теми доступными мобильными приложениями, которые гармонично вписываются в учебный процесс практически по любой теоретической и практической дисциплине. Хотя предлагаемым здесь ресурсам сложно конкурировать с профессиональными системами комплексного управления обучением и виртуального образования, они вполне успешно достигают конкретных целей за счет своей гибкости, привлекательности, простоты использования и автономности преподавателя. В той или иной степени они помогают учителю, помимо уже привычных и проверенных временем традиционных форм работы, решать следующие задачи: 1) добиваться более высокой активности каждого учащегося на лекциях, семинарских и практических занятиях, контрольных и итоговых работах; 2) повышать мотивацию учебного процесса; 3) экономить время и усилия преподавателя в организации контролируемой самостоятельной практики учащихся с одновременным информированием учителя о ее результатах. Такой подход демонстрирует целесообразность использования сетевых технологий не только в дистанционном образовании, но и непосредственно на аудиторных занятиях.

Кратко останавливаясь на отличительных достоинствах бесплатных приложений, регулярно используемых в нашей практике преподавания, мы постараемся на конкретных примерах пояснить возможности оптимизации работы преподавателя и учащихся.

Дидактические возможности социальных сетей (Facebook, ВКонтакте и др.) и мессенджеров (Viber, Telegram и др.) выявлены и проанализированы в многочисленных публикациях (Фещенко 2011; Королева 2015; Raut & Prafulla 2016; Driessen 2017 и др.). Одна из самых привлекательных функций профессионально направленной коммуникации в режиме реального времени - режим «беседа» (реализуемый, в частности, в приложении ВКонтакте). Каждый участник группы одновременно общается со всеми. Помимо сообщений можно открыть всем доступ к текстовым и мультимедийным ресурсам. Именно последняя функция, помимо удобного общения с учащимися, наиболее часто используется преподавателями, выкладывающими в группу задания для домашней работы по своему предмету, а также необходимые объявления. Мы же используем «беседу» в ВКонтакте для оптимизаций занятий лекционного типа. Мы уже давно привыкли к тому, что лекции должны быть наглядными (мультимедийными). Для этого часто используется приложение Microsoft PowerPoint или его бесплатные аналоги типа Google Презентации, Mail.ru Презентации, Prezi и т.д. Но как сделать так, чтобы учащиеся на лекции были активными слушателями? Можно предложить слушателям на лекции, использующим «беседу» в ВКонтакте, в определенные моменты отвечать на вопросы или давать комментарии по теме лекции. При этом студенты обязаны каждый раз написать хотя бы одно предложение. Поощряются те, кто не просто копирует чужие комментарии. Наш опыт показывает значительный и устойчивый рост внимания слушателей в процессе всей лекции. После лекции преподавателю достаточно бегло просмотреть активность слушателей, отмечая интересные или наиболее оперативные ответы. Сложнее для преподавателя

(необходимы навыки многозадачности) реагировать на комментарии непосредственно в процессе лекции, превращая ее действительно в интерактивную, так как слушателям позволено высказываться по ходу лекции, не прерывая при этом докладчика.

Наибольшей популярностью на уроках и практических занятиях уже в течение ряда лет пользуются облачные сервисы, в частности сервисы Google, к основным достоинствам которых относят общедоступность, универсальность (многоплатформенность) и наличие интуитивно-понятного интерфейса [Klimentyev 2014]. Облачный сервис под общим названием Google Документы - бесплатный онлайн-аналог пакета приложений Microsoft Office для работы с различными типами документов (тексты, электронные таблицы, мультимедийные презентации и др.), а также виртуальным пространством для хранения и обмена файлами. Для преподавателя особая ценность приложения Google Документы состоит именно в возможности одновременной совместной работы нескольких пользователей с одним документом, когда каждый из них видит действия партнеров. На рисунке 1 представлен пример грамматического задания, с которым одновременно работают несколько учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https ://docs.google.com/document/d/lqcI9lgsE6Bu-N2vHMtR76Zdv_s6YGtTNxo lsctd lMCA/edit

Present Continuous and Present Indefinite tenses

Файл Правка Вид Вставка Формат Инструменты Таблица Справка

Комментарии Все изменения на

Dmitri у Klimentyev

в Настройки доступа

~ Û - ?

Обычный... - Arial

Ш 9 Ш и IP-

I и A 'TS ■ е-э

Ру

Других читателе...

anna klineva I dmitriy dikont I v_klimentyeva

Exercise IV

Open the brackets using The Present Continuous

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

or The Present Indefinite tense.

1.1 (to write) a composition now. write 2.1 (not to drink) milk now. am not d 3.1 (to go) for a walk after dinner, am go| 4.1 (not to go) to the theatre every Sunday, don't

5. He (not to read) now.

6. He (to play) now. 7 He (to play) now? | 8. My mother (to work) at a factory.

Q l\/l\/ aunt /nnt tr> \A/nrk\ at a chnn

v_klimentyeva: I am ready. Shall I start?

anna klineva:Where do we

write?

a: Dear students, please, write the correct forms of verbs after each sentence. Start, please! anna klineva: Ok! v_klimentyeva: It's fun!!! ft: Number one is not correct!

^тобы начать чат, введите сообщение в это поле

Рис. 1. Пример сетевого документа сервиса Google Документы

Учитель в режиме реального времени видит, кто и как выполняет учебные действия. Одновременно можно общаться в текстовом чате, например, преподаватель может комментировать действия учащихся и исправлять, при необходимости, их ошибки.

Сервисы Google уже давно используются в образовательных целях как в России (Иванов 2011; Хуторской 2010), так и за рубежом (Yang 2010; Green 2012). Мы регулярно используем приложение Google Документы для повышения эффективности аудиторных занятий по письменной композиции. В отличие от традиционного урока по написанию, к примеру, эссе, когда учащиеся пишут тексты на занятии или дома для последующей сдачи учителю на проверку, а проверенные работы просматривают (и то не всегда) только их авторы, выполнение аналогичного задания в формате Google Документы существенным образом меняет подход. Учитель в режиме реального времени контролирует работу всех учащихся и может давать советы непосредственно в

процессе написания работы. Затем либо на этом уроке, либо на следующем (или в рамках домашнего задания) учащимся предлагается проверить тексты друг друга (peer review), причем результаты такой работы опять же видны всем. Или же учитель подробно разбирает одну-две работы (без необходимости делать для всех фотокопии) и учащиеся следят за «разбором полетов».

Преимущества организации урока в таком формате очевидны: учебная деятельность в формате сетевого сотрудничества, характерного для образования XXI века; мгновенная обратная связь с учителем в процессе выполнения работы; специально выделенное место для общения и комментирования учебных действий не мешая другим; повышение мотивации и ответственности в учении [Green 2012]; развитие информационной компетентности, интеллектуальных способностей и критического мышления [Yang 2010]. Немаловажно отметить, что если у каждого ребенка есть мобильное устройство, то нет необходимости приобретать дорогостоящее дополнительное оборудование (например, интерактивную доску), и, следовательно, любой школьный класс или вузовская аудитория превращаются в современную высокотехнологичную лабораторию. Одновременная активная учебная деятельность каждого в группе с использованием приложения Google Документы не ограничивается письменными заданиями. Грамотно реализовать возможности работы над одним документом можно на уроках чтения и аудирования, развития лексико-грамматических навыков, организации проблемных обсуждений и ролевых игр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, все описанное выше несложно организовать в дистанционном режиме, если совмещать приложение Google Документы и популярный сервис Скайп, с недавних пор предлагающий бесплатные видеоконференции с несколькими участниками (см. рис. 2).

к - Поиск £ X уД Анастасия >- X у М Входящие - X j Ц Travelling - X

С I ® Надежный | https://docs.google.eom/document/d/1_kjWab9637kJGTamK1n5tvMEv...

Skype Контакты Беседа Звонки Вид Инструм!

Travelling Ш

Файл Правка Вид Вставка Формат Е

Щ а( Комментарии

Comic San... - Дополнительно -

ценности. Поездка в другую страну - самый увлекательный способ изменить себя. Многие не подозревают, какие изменения может скрывать одно маленькое путешествие. travel to another country is the most Li ",u, i'^^wgv to change you[

Во время путешествия вы должны стать бухгалтером. Даже если вы не любите математику, постарайтесь рассчитывать ваш бюджет. Думаю, вы не хотите остаться без денег в середине своего путешествия. Контролируйте себя и не покупайте кучу ненужных вещей. While your traveling you must become an account. Even if you don't like math try to calculate your budjet. I think you don't wiHif^.^'ie without any money I I

Используйте иностранный язык, чтобы заказывать еду в Use a foreign language in _ order to order food in cafe

i

v _

Рис. 2. Фрагмент дистанционного урока в малой группе с использованием приложений Google Документы и Скайп

Отметим, что проведение дистанционного видеоурока в малых группах является обязательным заданием для студентов 2 курса факультета иностранных языков Курского государственного университета в рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Облачные сервисы Google являются прекрасным инструментом в организации онлайн-тестирования с последующим автоматическим анализом результатов. Относительно недавно компания Google добавила в приложение Google Формы (обычно применяемое для

проведения и обработки сетевых опросов с представлением результатов в форме красочных графиков или диаграмм) опцию тестирования, предложив набор тестовых заданий: текст (строка), текст (абзац), один/несколько из списка, раскрывающийся список, шкала, сетка (множественный выбор). Мы используем преимущественно задания на множественный выбор (один/несколько из списка), раскрывающийся список и ввод слова или фразы (текст-строка). Интерфейс приложения прост и интуитивно понятен. Научиться создавать и проводить тесты несложно, почитав справочные материалы или посмотрев обучающее видео на сервисе YouTube. На подготовку теста, например, из 20 заданий на множественный выбор и вставку пропущенного слова потребуется не более одного часа. Можно копировать материалы из текстового редактора, хотя пока, к сожалению, нет опции автоматической конвертации текстового файла в приложение Google Формы. Доступна некоторая настройка выполнения теста (комментарии к ответам, перемешивание вопросов и вариантов ответов, просмотр результатов тестирования сразу после выполнения теста или же после разрешения учителя). Для выполнения теста можно отправить его учащимся по электронной почте или же дать интернет-ссылку. Для идентификации тестируемых предусматривается ввод имени и фамилии, а также любых других данных, необходимых учителю. Для корректной работы всех функций теста учащимся рекомендуется использовать браузер Google Chrome и вход через Google аккаунт. По окончании тестирования производится автоматическая обработка результатов (дата и время выполнения, данные о тестируемом, баллы, вопрос и ответы на него), которые можно сохранить в форме сводной таблицы.

Приложение Kahoot позволяет проводить интерактивные опросы или тестирование с неограниченным количеством учащихся. Преподаватель заранее готовит тест на сайте https://kahoot.com/, а на занятии с помощью компьютера и проектора демонстрирует учащимся вопросы и варианты ответа, выбор которых учащиеся осуществляют посредством установленного в своих мобильных телефонах приложения. Предлагается на выбор 2 режима - командный (один телефон на группу учащихся) или индивидуальный. Очки присуждаются в зависимости от правильности и быстроты ответов на вопросы. По окончании теста можно сохранить все результаты тестирования в электронной таблице для последующего их анализа преподавателем. Приложение Kahoot позволяет сделать урок на любом этапе обучения (от начальных классов до занятий в вузе) интересным и динамичным, вовлекая всех учащихся в активную учебную деятельность. Учащиеся могут сами готовить такие тесты по любым темам учебной программы и предлагать их для выполнения своим сверстникам.

О

When was Kursk first mentioned in written chronicles?

E

Рис. 3. Предлагаемый учащимся тестовый вопрос в приложении Kahoot и выбор варианта ответа в мобильном телефоне учащегося

Увлекательный формат введения и закрепления учебного материала практически по любому предмету предлагает приложение Quizlet. Оно представляет собой электронный аналог карточек, позволяющих сравнивать текст (и изображение) на одной и другой сторонах каждой карточки. Можно тренироваться в запоминании слов и их переводов, дат исторических событий, математических и химических формул, названий литературных произведений и их авторов, а также многого другого. Есть возможность составлять собственные наборы карточек или выбирать из огромного множества уже готовых (при желании меняя их), а также открывать доступ к ним другим пользователям. Предлагаются различные форматы тренировок: просмотр карточек последовательно или в случайном порядке, письменный ввод ответа, подбор из множества, интерактивная игра и т.д. В каждом наборе можно отмечать сложные карточки, и тогда только они будут предлагаться для тренировки. Работа с приложением Quizlet особенно удобна, так как оно всегда под рукой и можно тренироваться всего несколько минут (например, во время поездки в школу или чтобы не терять время на уроке, когда учитель проверяет индивидуальное задание у других учащихся в классе).

Подготовить материалы для интерактивной доски, не потратив на это много сил и времени, поможет приложение Foxit Reader. Поверх изображения отсканированной страницы учебника или иного пособия, сохраненного в формате pdf, накладываются интерактивные элементы (раскрывающиеся окна с ответами или комментариями, кнопки воспроизведения звуковых или видеофрагментов, ссылки на другие файлы или ресурсы в сети Интернет и т.п.), которые запускаются по наведению или щелчку на соответствующем интерактивном элементе. Рисунок 3 демонстрирует задание по аудированию для интерактивной доски, выполненное в приложении Foxit Reader с открытыми всплывающими окнами (перевод слова, ответ и комментарий к вопросу 4).

Рис. 4. Фрагмент пособия для интерактивной доски в приложении Foxit Reader Такая интерактивная наглядность повышает мотивацию учащихся, позволяет

красочно и динамично вводить и закреплять учебный материал, реализовывать элементы нелинейного представления информации, а при продуманном и грамотном подходе создать важную для преподавателя контролируемую обучающую среду, когда учащиеся будут видеть только то содержание и в те моменты урока, которые запланированы учителем.

Учителям средних школ и преподавателям вузов, проявляющих более серьезный интерес к реализации возможностей современных информационных технологий в образовании, стоит обратить внимание на мощную и достаточно популярную систему управления обучением (LMS) Moodlecloud. Даже бесплатный вариант этого сервиса (ограниченный 50 учащимися и 200Мб виртуального дискового пространства) позволяет построить полностью автономный дистанционный курс (способный также быть прекрасным дополнением к урокам или аудиторным занятиям, наполняя современными эффективным формами самостоятельную работу учащихся), предлагая различные способы введения, закрепления и проверки теоретических и практических знаний и навыков. Но, естественно, он требует от нас гораздо больше времени и сил по сравнению с описанными выше сервисами, дополняющими традиционный формат обучения элементами дистанционного образования.

Говоря о повышении профессиональной квалификации преподавателей, а также о старшеклассниках и студентах, способных получать гораздо больше, чем дает стандартная академическая программа, сложно переоценить достоинства приобретающих все более широкую популярность российских и зарубежных массовых образовательных онлайн-курсов (МООК). В частности, с 2011 г. МООК платформы Coursera регулярно используются студентами и преподавателями факультета иностранных языков Курского государственного университета благодаря высокому качеству содержания и структуры, разнообразию курсов, их практической направленности, гибкому и удобному режиму работы, объективной оценке успеваемости, возможности межкультурного и межличностного общения с профессионалами и сверстниками из разных стран мира [Климентьев, Климентьева 2015].

В заключение отметим, что описанный опыт внедрения мобильных приложений в преподавание отражает стремление практической реализации педагогических идей Мориса Де Хонда, заключающихся в том, что для успешной подготовки сегодняшних детей к жизни в 2030 г. школе необходимо пользоваться действительно передовыми технологиями, а не технологиями вчерашнего дня (цит. по [Chaey 2013]).

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иванов П.П. Возможности использования WEB 2.0-технологий в организации учебно-исследовательской работы студентов // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. науч. тр. VI Междунар. науч.-практич. конф. / под ред. В.А. Сухомлина. М.: МГУ, 2011. . Т. 1. . С. 189-192.

Климентьев Д. Д., Климентьева В.В. Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4 (14). С. 22-28.

Королева Д.О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 28-37.

Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы

развития // Открытое дистанционное образование. Томск: ТГУ, АСОУ, 2011. №3 (43). С. 44-49.

Хуторской А.В., Король А.Д. Методика разработки и проведения интернет-уроков // Интернет-уроки. Поурочные разработки участников Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года» / под ред. А.В. Хуторского, А.Д. Короля. М.: ЦДО «Эйдос», 2010. С. 6-14.

Driessen B. The power of social media in education // Digital Pulse - PwC Australia. - 1 Nov. 2017 [Сайт]. URL: https://www.digitalpulse.pwc.com.au/social-media-higher-education/ (дата обращения: 05.01.2018).

Chaey С. In the Netherlands, Schools Are Letting Ipads Do the Teaching. 2013 [Сайт]. URL: http://www.fastcompany. com/3016125/fast-feed/in-the-netherlands-schools-are-letting-ipads-do-the-teaching (дата обращения: 06.01.2018).

Green N. The Advantage of Google Документы in Education. 2012 [Сайт]. URL: http://www.edsocialmedia.com/2012/02/the-advantages-of-google-docs-in-education/ (дата обращения: 03.01.2018).

Klimentyev D. Available Media Technologies in Education // Russian-American Educational Forum: An Online Journal. Vol. 6, Issue 1, May 1, 2014 [Сайт]. URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/en/?task=art&article= 1001045&iid=18 (дата обращения: 05.01.2018).

Raut V., Prafulla P. Use of Social Media in Education: Positive and Negative impact on the students // International Journal on Recent and Innovation Trends in Computing and Communication. Vol. 4. Issue 1, January 2016 [Сайт]. URL: http://www.ijritcc.org/download/conferences/ICRRTET 2016/ICRRTET Track/1455261816 12-02-2016.pdf (дата обращения: 04.01.2018).

Wilson J. The Concept of Lifelong Education: A Survey And Analysis of Its Development and Contemporary Status in the Literature of Adult Education // The University of Nebraska - Lincoln, ProQuest Dissertations Publishing, 1987 [Сайт]. URL: https://search.proquest.com/docview/303579530 (дата обращения: 04.01.2018).

Yang C. Using Google Документы to Facilitate Collaborative Writing in an English Language Classroom Practice // TESL-EJ (The Electronic Journal for English as a Second Language), 2010. Vol. 14, No. 3 [Сайт]. URL: http://www.tesl-ej.org/wordpress/issues/volume14/ ej55/ej55m1/ (дата обращения: 05.01.2018)