Научная статья на тему 'Внедрение смешанного обучения в ряд университетов нижнего Новгорода: компаративный подход'

Внедрение смешанного обучения в ряд университетов нижнего Новгорода: компаративный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАРАТИВИСТИКА / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИКТ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / COMPARATIVE STUDIES / BLENDED LEARNING / ICT / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Сергей Владимирович, Фролова Наталья Хайдаровна

Электронное обучение представляет собой сложный процесс создания образовательного пространства для обмена знаниями, приобретения навыков, создания компетенций при помощи информационно-коммуникационных технологий и подразделяется на фрагментарное их использование, гибридное, смешанное и полное. Цель данной статьи заключается в анализе новых возможностей оптимизации системы высшего образования посредством внедрения различных средств смешанного обучения. В эпоху информационного общества становится особенно актуальным сделать информационно-коммуникационные технологии эффективными инструментами развития компетенций студентов. В статье представлено описание разнообразных видов ИКТ с точки зрения их эффективности, которая была практически доказана. Кроме того, в статье представлен компаративный анализ интеграция смешанного обучения в учебный процесс двух нижегородских вузов. Согласно исследованию авторов, в НИУ ВШЭ смешанное обучение производилось преимущественно посредством LMS, вики-сайтов, массовых онлайн-курсов (MOOCs) и вебинаров, в то время как в силу специфики обучения курсантов по сравнению со студентами других вузов в НА МВД РФ применялись телеконференции и электронная почта, что, в свою очередь, открывает перспективу для использования иных самых последних инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCORPORATION OF THE BLENDED LEARNING IN A NUMBER OF UNIVERSITIES OF NIZHNY NOVGOROD: COMPARATIVE APPROACH

E-learning is a complex process of creating an educational space for sharing knowledge, acquiring skills, creating competencies via information and communication technologies, which includes web tools, hybrid, blended and full e-learning. The purpose of this article is to compare various blended learning means for optimizing the higher education system from the point of view of their applicability. It has become particularly acute to make information and communication technologies effective tools for developing the contemporary students’ competencies in the era of the information society, when all of them are digital natives. The article provides a thorough description of various types of ICT used in teaching practice in two Nizhny Novgorod universities and comparative analysis in terms of ICT effectiveness. According to research, in NRU HSE the blended learning was mainly carried out through LMS, wiki sites, MOOCs and webinars though in Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, due to the specificity of cadets' training, teleconferences and email services, which opens up the opportunity to use other latest innovations there.

Текст научной работы на тему «Внедрение смешанного обучения в ряд университетов нижнего Новгорода: компаративный подход»

УДК 316.3

ФРОЛОВ Сергей Владимирович Нижегородская академия МВД России г. Нижний Новгород, Россия

ФРОЛОВА Наталья Хайдаровна НИУ ВШЭ - Нижний Новгород г. Нижний Новгород, Россия [email protected]

ВНЕДРЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЯД УНИВЕРСИТЕТОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА: КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Электронное обучение представляет собой сложный процесс создания образовательного пространства для обмена знаниями, приобретения навыков, создания компетенций при помощи информационно-коммуникационных технологий и подразделяется на фрагментарное их использование, гибридное, смешанное и полное. Цель данной статьи заключается в анализе новых возможностей оптимизации системы высшего образования посредством внедрения различных средств смешанного обучения. В эпоху информационного общества становится особенно актуальным сделать информационно-коммуникационные технологии эффективными инструментами развития компетенций студентов. В статье представлено описание разнообразных видов ИКТ с точки зрения их эффективности, которая была практически доказана. Кроме того, в статье представлен компаративный анализ интеграция смешанного обучения в учебный процесс двух нижегородских вузов. Согласно исследованию авторов, в НИУ ВШЭ смешанное обучение производилось преимущественно посредством LMS, вики-сайтов, массовых онлайн-курсов (MOOCs) и вебинаров, в то время как в силу специфики обучения курсантов по сравнению со студентами других вузов в НА МВД РФ применялись телеконференции и электронная почта, что, в свою очередь, открывает перспективу для использования иных самых последних инноваций.

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-165-170

Sergey V. FROLOV Nizhny Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Nizhny Novgorod, Russia

Natalia H. FROLOVA HSE Campus in Nizhny Novgorod Nizhny Novgorod, Russia [email protected]

INCORPORATION OF THE BLENDED LEARNING IN A NUMBER OF UNIVERSITIES OF NIZHNY NOVGOROD: COMPARATIVE APPROACH

E-learning is a complex process of creating an educational space for sharing knowledge, acquiring skills, creating competencies via information and communication technologies, which includes web tools, hybrid, blended and full e-learning. The purpose of this article is to compare various blended learning means for optimizing the higher education system from the point of view of their applicability. It has become particularly acute to make information and communication technologies effective tools for developing the contemporary students' competencies in the era of the information society, when all of them are digital natives. The article provides a thorough description of various types of ICT used in teaching practice in two Nizhny Novgorod universities and comparative analysis in terms of ICT effectiveness. According to research, in NRU HSE the blended learning was mainly carried out through LMS, wiki sites, MOOCs and webi-nars though in Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, due to the specificity of cadets' training, teleconferences and email services, which opens up the opportunity to use other latest innovations there.

Ключевые слова: компаративистика, смешанное Keywords: comparative studies, blended learning, обучение, ИКТ, система высшего образования, ICT, system of higher education, individualization индивидуализация

В условиях информационного общества возникает необходимость подготовки человека к активной жизнедеятельности с применением цифровых технологий, компьютеров и программного обеспечения. Не составляет исключение и подготовка сотрудников полиции. Успешное развитие этого процесса во многом зависит от информатизации образования посредством интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Применение ИКТ в образовательных организациях МВД России и гражданских вузах является плодотворным и перспективным. Новейшие программно-технические системы, используемые для получения, накопления, передачи, а также анализа образова-

тельной информации, виртуальные лаборатории (полигоны), образовательные платформы оптимизируют обучение.

При создании инновационных образовательных продуктов необходимо опираться на общие дидактические принципы, учитывать психологические особенности каждого обучаемого, опираться на идеи развивающего и игрового обучения, использовать материалы, обучающие межкультурной коммуникации.

Интернет-ресурсы позволяют общаться людям разных народов и стран вне зависимости от географического местоположения или языковых, социокультурных особенностей. Информационно-коммуникационные технологии реализуют глобальную коммуникацию (сразу с несколькими людьми одновременно, что можно назвать массовым общением) и с точки зрения образовательного процесса предоставляют ряд преимуществ для его развития, в том числе более высокий уровень образования и появление дистанционного обучения.

В образовательных организациях МВД России в рамках создания современной образовательной среды могли бы активнее внедряться информационно-коммуникационные технологии. Особенно актуально их внедрение в дополнительном профессиональном образовании сотрудников полиции различных направлений подготовки, что обусловлено не только повышением качества подготовки специалистов для МВД России, но и экономией бюджетных средств, затраченных на образовательную деятельность МВД России.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий вызвана рядом объективных факторов, например, таких как:

- снижение себестоимости обучения;

- повышение компьютерной грамотности обучаемых;

- возможность обучения дистанционно;

- индивидуализация и дифференцированность обучения.

Согласно стратегии развития европейского образования до 2020 г. [1] возникает потребность в подготовке специалистов модернизированным образом, принимая во внимание возрастающее значение интеграции технологий в обучение. Этот фактор определяет необходимость внедрения электронного обучения в образовательные организации МВД России и гражданские вузы, формируя у учащихся и преподавателей компьютерные навыки и компетенции в области ИКТ для достижения успеха в профессионально-служебной деятельности.

В части первой статьи 16 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается определение электронного обучения [2]. Это форма организации обучения, при которой используется информация из баз данных учреждения. Существует несколько форм применения электронного обучения. В зависимости от погруженности обучаемого в него, в процентном соотношении, была сделана классификация видов электронного обучения [3].

1. Применение технологии Web только фрагментарно (объявления, письма и т.д.).

2. Смешанное обучение, предполагающее 45% электронного обучения и 55% индивидуального обучения.

3. Гибридное обучение, при котором общение студента с преподавателем замещается учебными действиями в сети (45-80 %).

4. Полное электронное обучение, при котором более 80% образовательной информации в режиме реального времени в сети.

Приведенные в таблице 1 интернет-ресурсы [4] могут использоваться в разных видах электронного обучения. Выбор зависит от целей, задач и длительности курса. Кроме того, необходимо иметь психологическую готовность, компьютерную грамотность для работы с этими видами ИКТ.

Табл. 1. Классификация видов электронного обучения и соответствующих онлайн-ресурсов

Table 1. Classification of types of e-learning and relevant on-line resources

Технологии Web Смешанное обучение Гибридное обучение Полное электронное обучение

Wiki sites, DimDim, Concordance, Vocabgrabber, Quizlet, Webinars, Search engines (google, rambler etc) LMS, podcasts, Delicious, PowerPoint, MindMeister, YouTube, ICQ, Webinars, Skype Google Sites, podcasts, Social bookmarking, PuzzleMaker, Slideshare, LMS, YouTube, ICQ, Webinars, Skype SurveyMonkey, DropBox, Edmodo eFront , Schoology, LMS, YouTube, ICQ, Webinars, Skype

Источник: составлено соавторами научной статьи.

Source: compiled by the co-authors of the scientific article.

Электронная почта является одним из классических средств межличностной коммуникации посредством Интернета. Структура электронного письма удобна для делового общения, в том числе и в контексте образовательного процесса, так как можно не только передать всю необходимую информацию, но и указать важность письма, запросить уведомление о прочтении, прикрепить к письму файлы практически любого формата и размера.

Телеконференции, применяемые в НИУ ВШЭ и НА МВД России, используют компьютерные телекоммуникации, то есть передают информацию с одного компьютера на другой, позволяя преподавателям и обучаемым общаться с коллегами в неформальной обстановке. Эта технология позволяет также транслировать лекции выдающихся ученых, формировать профессиональный круг общения. Таким образом, студенты имеют возможность услышать информацию из первых уст, без потери и искажения. Это, безусловно, повышает уровень профессиональных знаний и положительно сказывается как на уровне подготовки будущих специалистов, так и на уровне образовательного процесса в целом.

Возможность социального контакта посредством чата, форума обеспечивает интерактивность взаимодействия всех участников, моментальную обратную связь обеспечивают также и вебинары, онлайн-семинары или видеоконференции в режиме реального времени с применением программного обеспечения Web.2.0. Каждый из участников ве-бинара может присоединиться в разное время, и это фиксируется в статистических данных у руководителя (модератора). Н.В. Катасонова выделяет следующие возможности, предоставляемые при помощи вебинара: он предоставляет совместный доступ к экрану или отдельным приложениям, имеет интерактивную доску, позволяет также демонстрировать презентации, осуществлять синхронный просмотр видео и веб-страниц, обмениваться файлами, отмечать присутствие или отсутствие участников [5].

Вики-технологии получили свою популярность из-за простоты использования, наличия ссылок и гиперссылок, которые позволяют создавать вики-сайты, википедии и т.д. Впервые термин «вики» был использован В. Каннингемом (WardCunningham) при создании первой платформы для совместной работы на общем сайте WikiWikiWeb [6]. В 1995 г. Возможность совместной работы над вики-проектами делает их особо привлекательными для дистанционного общения и групповой работы.

В практике педагогического взаимодействия использование вики-технологий широко и разнообразно. Авторы статьи применяют вики для поддержки английского языка как базовой части профессиональной подготовки студентов НИУ ВШЭ (Нижний Новгород), в качестве хранилища образовательной информации http://sites.google.com/site/frolovanh и http://sites.google.com/site/lmsnnovgorod. опыт создания и продвижения которых может быть использован в образовательных организа-

циях МВД России. Обучаемые получают возможность выполнять часть заданий вне аудитории, дискутировать на различные темы посредством форумов внутри вики-сайта, получают доступ к необходимым видео, текстам, ссылкам и литературе, могут делать проекты в сотрудничестве друг с другом и с преподавателем, применяют различные виды ИКТ в учебной деятельности, общаются с людьми разных поколений.

Применение социальных сайтов в процессе обучения в НИУ ВШЭ, а также создание групп для удаленного общения с представителями университета являются наиболее популярными в силу дружественного интерфейса и простоты в использовании, они позволяют передавать эмоции при помощи смайликов и других графических изображений. В образовательном процессе НА МВД России они не получили широкого применения в силу закрытости университета и конфиденциальности личных данных сотрудников МВД, однако представляется возможным упомянуть, что сотрудники имеют возможность обмениваться мнениями и проверить расписание во внутренней сети, где преподаватели также могут общаться посредством чата, обращаться за профессиональной помощью к коллегам, обмениваться опытом и учебно-методическими пособиями.

Платформа LMS, действующая в НИУ ВШЭ, предлагает готовые варианты взаимодействия в рамках коммуникации «обучаемый-обучаемый», «обучаемый-преподаватель», «преподаватель-обучаемый». LMS - удобный инструмент для обмена данными внутри информационной среды учебного заведения.

Закрытый доступ и конфиденциальность обеспечивают безопасность передачи данных: в систему можно загружать не только эссе и рефераты для проверки преподавателем, но и курсовые, дипломные работы.

Система предоставляет преподавателям широкий диапазон средств организации процесса тестирования. Так, предусмотрена возможность установки целого ряда параметров: времени начала и окончания тестирования (либо времени, отведенного на прохождение теста), количества попыток тестирования, ротации вопросов и ответов, градации результатов тестирования, комментирования ответов студентов и просмотра протоколов тестирования с удельным весом каждого ответа. Одним из очевидных преимуществ является получение результатов тестирования в удобной для дальнейшей обработки форме в виде сводных таблиц, графиков, статистик правильных и неправильных ответов [7].

Табл. 2. Применение смешанного обучения в указанных вузах

Table 2. Application of mixed instruction in the indicated higher educational institutions

Форма используемых ИКТ НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) НА МВД России

Электронная почта + +

Наличие корпоративной электронной почты +

Телеконференции + +

Обучающая среда (LMS) +

Социальные сети +

Учебные вики-сайты +

Вебинары +

Массовые онлайн-курсы (MOOCs) +

Источник: составлено соавторами научной статьи.

Source: compiled by the co-authors of the scientific article.

Таким образом, в результате компаративного анализа и основываясь на личном педагогическом опыте авторов данной статьи, можно с уверенностью сделать вывод о том, что смешанное обучение в указанных выше формах (табл. 2) осуществляется в обоих вузах и обеспечивает возможность студентам и курсантам самостоятельно или под руко-

водством преподавателя осваивать учебный курс или его части при помощи компьютера и непосредственно взаимодействуя с педагогом.

Однако в силу специфики обучения курсанты, являясь сотрудниками МВД, имеют ряд ограничений по применению ИКТ, что оставляет перспективу для дальнейшего внедрения инноваций.

Практика интеграции разнообразных форм смешанного обучения побуждает обучаемых принимать активное участие в учебном процессе, самостоятельно выбирать стратегию обучения и успешно решать учебные задачи. Вышеперечисленные ИКТ в своей основе имеют многосредность представления информации, что объясняет интерес пользователей к вышеперечисленным формам.

С точки зрения дидактики они оправдывают свое использование за счет следующих преимуществ: формирование положительного отношения к учебе и повышение мотивации, активизации самостоятельной работы обучаемых; обеспечение необходимой обратной связи и интерактивности; возможность оперативного проектирования и диагностики обучения; объективность и обоснованность оценки результатов; индивидуализация и дифференциация обучения посредством вариативности уровней сложности и гибкости учебного процесса, при которой слушатели имеют возможность работать автономно в своем режиме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Образование и обучение до 2020: стратегический план в рамках европейского сотрудничества в области образования и воспитания - URL: http://europa.eu/legislation_summaries/education_training_ youth/general_framework/ef0016_en.htm (дата обращения: 14.10.2014).

2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

3. Груба П., Хинкельман Д. Смешанные технологии в процессе обучения второму языку в классе / П. Груба, Д. Хинкельман. - Нью-Йорк: Макмилан, 2012.

4. Фролова Н.Х. Особенности непрерывного обучения в рамках взаимодействия школа-вуз: Монография / Н.Х. Фролова. - Н. Новгород: Стимул-СТ, 2011.

5. Катасонова Н.В. Сайт для дистанционного обучения / Н.В. Катасонова - URL: https://sites.google.com/site/ict4hsedistance (дата обращения: 05.09.2016).

6. Вики-навыки: усиление социальных, профессиональных, культурных и гражданских навыков посредством педагогического использования вики-технологий и методологий - URL: https://eacea.ec.europa.eu>llp/projects...ict...WikiSkills.pdf (дата обращения: 20.11.2014).

7. Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения / О.К. Филатов / / Информатика и образование. - 2000. - № 4. - С. 3-5.

8. Долгоруков Ю.М. Развитие образования в условиях информационного общества / Ю.М. Долгоруков // Вестник МГУ: Социально-политические дисциплины. - 1999. - № 4. - С. 40-51.

9. Ляшенко М., Фролова Н. ЛМС проект: платформа для взаимодействия между поколениями / М. Ляшенко, Н. Фролова // Образование и информация. - 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 495-513.

10. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования / П.В. Сысоев // Рема. - 2013. - № 4. - С. 83-95.

REFERENCES

1. Sayt Education and Training 2020: strategicheskiye ramki dlya yevropeyskogo sotrudnichestva v oblasti obrazovaniya i obucheniya (ET 2020). [Education and Training 2020: strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020). [Official Journal P. 119 of 28.5.2009]. URL: http://europa.eu/legislation_summaries/education_training_ youth / gen-eral_framework / ef0016_en.htm (Last accessed: 14.10.2014). (in English)

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ. [Federal Law № 273-FZ on Education of Russian Federation December 29, 2012]. (in Russian)

3. Gruba P., Hinkelman D. Smeshannie tehnologii v processe obucheniay vtoromu yaziku v klasse [Blended technologies in second language classrooms]. P. Gruba, D. Hinkelman. New York: Mac-millan, 2012.(in English])

4. Frolova N. H. Osobennosti nepreryvnogo obucheniya v ramkakh vzaimodeystviya shkola-vuz: monografiya. [Life-long education characteristic features in the chain of interaction of school-university]. N. Novgorod: OOO "Stimul-ST", 2011. (in Russian)

5. Katasonova N.V. Sayt dlya distantsionnogo obucheniya [Distance learning site]. URL: https://sites.google.com/site/ict4hsedistance (Last accessed: 05.09.2016). (in Russian)

6. Wiki naviki: usilenie sotsial'nykh, professional'nykh, kul'turnykh i grazhdanskikh navykov posredstvom pedagogicheskogo ispol'zovaniya Wiki- tekhnologiy i metodologiy. [WikiSkills: Empowering and fostering social, professional, cultural and civic skills through pedagogical use of Wiki technologies and methodologies]. URL: https://eacea.ec.europa.eu> llp / projects ... ict ... WikiSkills.pdf (Last accessed: 20.11.2014). in English

7. Filatov, O. K. Osnovnyye napravleniya informatizatsii sovremennykh tekhnologiy obucheniya. [The basic fields of contemporary educational technologies]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and Education]. 2000. No4. pp. 3-5.(in Russian)

8. Dolgorukov Y. U. M. Razvitiye obrazovaniya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. [Education development in the conditions of information society]. Vestnik MGU: Sotsial'no-politicheskiye distsipliny [Moscow State University Bulletin]. 1999. No. 4. pp. 40-51.(in Russian)

9. Lyashenko M., Frolova N. Proyekty LMS: platforma dlya vzaimodeystviya mezhdu pokoleniyami. [LMS projects: a platform for intergenerational e learning collaboration].Education and Information. 2014. Tom 19. No. 3. pp. 495-513.(in English)

10. Sysoyev, P.V. Osnovnyye napravleniya informatizatsii yazykovogo obrazovaniya. [The basic directions of language education informatisation]. Rhema [Rema]. 2013no.4. pp.83-95.(in Russian)

Информация об авторах:

Фролов Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, Нижегородская академия МВД России, ORCID: 00165-17003-2632-0179, г. Нижний Новгород, Россия

Фролова Наталья Хайдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород,

ORCID: 0000-0002-3438-2962, г. Нижний Новгород, Россия [email protected]

Получена: 23.01.2018

Для цитирования: Фролов С.В., Фролова Н.Х. Внедрение смешанного обучения в ряд университетов Нижнего Новгорода: компаративный подход. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 1 . с.165-170.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-165-170.

Information about the authors:

Sergey V. Frolov, Candidate of Law, Associate Professor, Nizhny Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, ORCID: 0000-0003-2632-0179, Nizhny Novgorod, Russia

Natalia Kh. Frolova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, HSE Campus in Nizhny Novgorod,

ORCID: 0000-0002-3438-2962, Nizhny Novgorod, Russia [email protected]

For citation: Frolov S.V., Frolova N.H. Incorporation of the blended learning in a number of universities of Nizhny Novgorod: comparative approach. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.1. Pp. 165-170.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-165-170. (in Russ)

Received: 23.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.