Научная статья на тему 'Интеграция икт в образовательный процесс НИУ ВШЭ Нижний Новгород'

Интеграция икт в образовательный процесс НИУ ВШЭ Нижний Новгород Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА ИКТ / LMS / INFORMATION CULTURE / INFORMATION COMPETENCE / STRUCTURE / COMPONENTS / DIGITAL LITERACY / TESTING / ICT ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Фролова Наталья Хайдаровна

В статье рассматриваются вопросы интегрирования информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в вузе. Авторы определяют противоречия, обусловливающие актуальность выбранной темы. В статье характеризуется структурный состав информационной культуры как неотъемлемой составляющей общей профессиональной культуры специалиста. Информационная культура является необходимым условием эффективного интегрирования новых технологий в учебный процесс. Авторы дают краткую характеристику основных информационно коммуникационных технологий: вебинара, презентации, блога, телеконференции, форума, вики сайта. В статье приведены ссылки на реально существующие учебные интернет ресурсы и учебные сайты, созданные авторами статьи. Особое внимание уделяется образовательному продукту, разработанному на базе LMS (learning management system). Авторы подробно описывают задачи проекта, формы работы алгоритм работы, особенности тестирования и результаты применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF ICT INTO EDUCATION PROCESS IN HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS

The article deals with the question of ICT integration into education process. The authors determine the counterpoints that show that the given topic is very acute nowadays. They analyze the concept of information culture with its structure and components as a sub part of the overall professional culture of a specialist. Information culture is an essential condition of ICT integration in education process. The authors describe in details the basic IC technologies such as webinars, presentations, blogs, teleconferences, forums and wiki sites. The article provides e-addresses of educational sites created by the authors and internet resources of the kind. Much attention is paid to the question of LMS (learning management system) education product and its advantages. The authors describe in details the goals of the project, forms and scheme of operating, peculiarities of LMS testing and the achieved results.

Текст научной работы на тему «Интеграция икт в образовательный процесс НИУ ВШЭ Нижний Новгород»

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НИУ ВШЭ -

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Ляшенко М.С., Фролова Н.Х.

В статье рассматриваются вопросы интегрирования информационнокоммуникационных технологий в образовательный процесс в вузе. Авторы определяют противоречия, обусловливающие актуальность выбранной темы. В статье характеризуется структурный состав информационной культуры как неотъемлемой составляющей общей профессиональной культуры специалиста. Информационная культура является необходимым условием эффективного интегрирования новых технологий в учебный процесс. Авторы дают краткую характеристику основных информационно - коммуникационных технологий: вебинара, презентации, блога, телеконференции, форума, вики сайта. В статье приведены ссылки на реально существующие учебные интернет ресурсы и учебные сайты, созданные авторами статьи.

Особое внимание уделяется образовательному продукту, разработанному на базе LMS (learning management system). Авторы подробно описывают задачи проекта, формы работы алгоритм работы, особенности тестирования и результаты применения.

Ключевые слова: информационная культура, структура, компоненты, информационная компетентность, тестирование, преимущества икт, LMS.

THE INTEGRATION OF ICT INTO EDUCATION PROCESS IN HIGHER

SCHOOL OF ECONOMICS

Lyashenko M.S., Frolova N.H.

The article deals with the question of ICT integration into education process. The authors determine the counterpoints that show that the given topic is very acute nowadays. They analyze the concept of information culture with its structure and components as a sub part of the overall professional culture of a specialist. Information culture is an essential condition of ICT integration in education process. The authors describe in details the basic IC technologies such as webinars, presentations, blogs, teleconferences, forums and wiki sites. The article provides e-addresses of educational sites created by the authors and internet resources of the kind.

Much attention is paid to the question of LMS (learning management system) education product and its advantages. The authors describe in details the goals of the project, forms and scheme of operating, peculiarities of LMS testing and the achieved results.

Keywords: information culture, information competence, structure,

components, digital literacy, testing, ICT advantages, LMS.

В современном информационном обществе особую актуальность приобретают вопросы интеграции сложившейся системы образования и информационно- коммуникационных технологий. Образовательные инновации призваны повысить качество обучения и поставить его на качественно новый уровень. Утверждение Г.М. Маклюэна о влиянии технологий на природу восприятия, «образцы восприятия» находит все новые подтверждения [1]. Система образования сталкивается с рядом противоречий на пути решения новых задач: возросший объем информации, определяющей само содержание

образования, вступает в противоречие с ограниченным количеством учебных часов в высшем учебном заведении; постоянно растущий потенциал информационно-коммуникационных технологий и ограниченное их применение для решения образовательных задач; требования к широкой подготовке специалистов, обладающих общими профессиональными компетенциями и учет индивидуальных способностей, возможностей студентов.

В сфере образования в настоящее время идет активный поиск новых парадигм, концепций, систем, технологий. Готовится ряд изменений в «Закон об образовании» с целью реформирования системы образования в России. Приоритетными положениями, внедряемыми в систему высшего профессионального образования, согласно Болонской конвенции, являются многоуровневая система подготовки (бакалавриат - магистратура), система зачетных единиц (кредитов), компетентностный подход, непрерывность образования (обучение на протяжении жизни), модульное построение учебных планов. В Нижегородском кампусе Высшей Школы Экономики уже реализованы принципы модульного и многоуровневого обучения. Особая роль отводится учебно-исследовательской работе студентов, повышается степень их самообразования, предоставляя им свободу выбора стратегии обучения.

Для свободной ориентации в информационном пространстве специалист любого профиля должен уметь работать с информацией: находить, получать, правильно обрабатывать и использовать информацию для реализации поставленных целей. Умение быстро и эффективно работать с информационными потоками - важное требование, предъявляемое к специалисту жесткими требованиями современной бизнес культуры, полагающейся не только на общечеловеческие ценности и нравственные понятия, но и высочайшую компетентность специалистов как залог успеха деятельности компании. Информационная культура является важным аспектом общей профессиональной компетенции специалиста. Компьютерно-

грамотный, свободно ориентирующийся в глобальном информационном пространстве и обладающий основными навыками обращения с информацией, он сможет успешно позиционировать себя в профессиональной среде.

Анализ научной литературы показал, что информационная культура может рассматриваться как система, обладающая структурным составом: когнитивный, эмоционально - ценностный, поведенческий компонент.

Когнитивный компонент - уровень знаний и умений- включает в себя умение использовать весь набор информационных технологий, что предполагает обязательное овладение азами компьютерной грамотности, и навыки обращения с информацией. Последний аспект подразумевает развитие умений поиска необходимой информации ее дальнейшая обработка: упорядочение, анализ, обобщение, что связано, прежде всего, с организацией культуры мышления, оттачиванием "техники мысли". Особенно важным является вопрос развития критического и креативного мышления студентов. Д. Халпер в своем исследовании психологии критического мышления говорит о необходимости использования на занятиях " «...таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата - формирование критического мышления, отличающегося взвешенностью, логичностью и целенаправленностью"[2, с. 343].

Эмоционально-ценностный компонент представлен аксиологической составляющей, т.е. установками, нормами, оценками, мотивацией, информационными потребностями. Поведенческий компонент характеризует реальное и потенциальное поведение носителя культуры и может быть описан с точки зрения технологического и регулятивного критериев, т.е. выбором способов поиска, получения, обработки, применения, распространения информации, интенсивностью использования технологий, а также степенью включенности, вовлеченности и позиционирования себя в интернет сообществе.

Важной подсистемой информационной культуры является информационная компетентность (digital literacy), включающая в себя: навыки работы с информацией, умения быстрого доступа к информации, обработки информации, т.е. все виды работы с информацией как ресурсом, материалом; умение работать с источниками информации и создавать свои информационные продукты (например, учебные сайты, подкасты, глоссарии и карточки для запоминания учебного материала и др.); навыки работы с информационнокоммуникационными технологиями (икт).

Цели обращения участников образовательного процесса к информационным интернет ресурсам могут быть различными. Наиболее общие могут быть представлены следующими направлениями деятельности:

- изучение дисциплины с помощью мультимедийных учебников, пособий;

- использование различных образовательных сайтов для дистанционного обучения, on-line тестирования;

- использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для подготовки домашних заданий;

- поиск дополнительных материалов для проведения занятий;

- поиск информации для индивидуальных проектов;

- обращение к информационным рассылкам, журнальным архивам, умение работать с электронными библиотеками.

В образовательном процессе НИУ ВШЭ - Нижний Новгород активно используются разнообразные информационно коммуникативные технологии: видеоконференции, вебинары, презентации, блоги, форумы, вики или гуглсайты, система LMS.

Вебинар - это on-line семинар или видео конференция в режиме реального времени с применением программного обеспечения Web.2. По сравнению с другими средствами коммуникации (ICQ, Skype) или традиционной видеоконференции имеет ряд преимуществ:

• гибкий подход и учет индивидуальных возможностей участников вебинара (каждый из участников может присоединиться в разное время, что фиксируется в статистических данных модератором;

• возможность хранения и воспроизведения информации (вебинар можно записать и транслировать позже);

• дистанционное обучение (данная технология позволяет участвовать в обучении удаленно)

• интерактивность общения (организация обмена информацией c использованием гиперссылок, подкастов, видео, on-line опроса, возможность социального контакта посредствам чата, форума; моментальную обратную связь)

Интеграция ИКТ в преподавание иностранного языка может происходить на разных этапах учебного процесса. Аудиторная работа может включать в себя фрагменты видео, использование аудио подкастов, видео и аудиосвязи, вебконференций как со студентами из других филиалов, так и зарубежными коллегами. Для работы с лексикой эффективными являются интерактивные флэшкарточки для запоминания[7], кроссворды[8], интерактивные тесты для работы с грамматикой[9], визуальные тезаурусы[10], интерактивные словари[11] и энциклопедии. Цель данных технологий заключается в том, чтобы помочь обучающимся в интересной форме овладеть стратегиями самостоятельной работы с учебным материалом. Практика применения данных технологий показывает, что студенты с интересом относятся к электронным ресурсам, используют их при подготовке к тестам, проектам по дисциплине и отмечают снятие сложностей при запоминании написания и тренировке произношения в процессе овладения новым лексическим материалом.

Презентации являются важным аспектом преподавания дисциплины как вид проектной деятельности, в научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Преподаватели могут эффективно использовать данную технологию для объяснения нового грамматического материала.

Использование ИКТ в подготовке презентаций предполагает комплексное использование средств мультимедиа, повышает наглядность, интерактивность. В НИУ ВШЭ презентации активно используются как вид проектной деятельности при защите эссе- исследовательской работы, например, по предмету английский язык[12].

Потенциал технологии блогов так же может быть задействован и эффективно активирован для преподавания. Блоги обладают следующими характеристиками: носят коллективный или личностный характер, имеют социальную направленность, характеризуются высокой степенью интерактивности. Данный вид ИКТ может быть использован для тренировки навыков письменной речи, мониторинга самостоятельной работы, работы над проектом, формирование навыков ведения дискуссии. Блоги при своей простоте использования позволяют эффективно организовать информационное пространство с использованием мультимедийности. Работа с блогами создает благоприятную среду для творчества и личностного проявления [3].

Форумы как вид ИКТ преподаватели начали активно интегрировать в процесс преподавания иностранных языков. Они позволяют общаться людям разных народов и стран вне зависимости от географического

месторасположения или языковых, социокультурных особенностей. Процесс коммуникации от преимущественно вербального, включающего в себя экстралингвистические факторы (жесты, мимику), смещает акцент на невербальное и удаленное общение, не требующего непосредственного присутствия коммуниканта.

Общение на современном этапе представляет собой коммуникацию посредствам новых информационных технологий, которые определяют как программно-технические системы, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации различного характера. Новые информационные технологии позволяют

общаться глобально и предоставляют ряд преимуществ по сравнению с личным общением.

Во-первых: акт коммуникации возможен сразу с несколькими людьми одновременно, что можно назвать массовым общением.

Во-вторых: виртуальное общение позволяет не принимать во внимание статус, возраст или психоэмоциональное состояние участников общения. Таким образом, снимается психологический барьер, препятствовавший обращению к вышестоящему начальству или политическим лидерам.

В-третьих: общение в режиме реального времени является

интерактивным, предоставляет мгновенный ответ, с необходимыми комментариями.

Форумы могут быть разными по целям (форум учебного курса, группы, форум проектной деятельности и т.д.), по типу мультимедиа, использованной при создании форума (текстовый, аудиофорум, видеофорум). Работа в форуме предполагает развитие всех языковых умений (письмо, чтение, аудирование, говорение). Формы могут быть использованы как средство поддержания межкультурного взаимодействия в проектной деятельности. (Например, успешный опыт создания и проведения международного он-лайн форума в ВШЭ г. Москва Global Modules- International on-line Forum в рамках дисциплины Английский язык (страноведение США)). Материалы последнего форума доступны для чтения по следующей ссылке [14].

Телеконференции используют компьютерные телекоммуникации, т.е. передают информацию с одного компьютера на другой, позволяя преподавателям и студентам общаться со сверстниками неформально. Эта технология позволяет также транслировать лекции выдающихся ученых, формировать профессиональный круг общения.

Поисковые системы также активно применяются в процессе обучения. Наиболее популярные в России Google, Rambler, Yahoo предоставляют быструю систему поиска необходимых данных. Таким образом, обучаемые

могут использовать данный Интернет ресурс для быстрого поиска информации. Студенты нашего вуза имеют возможность найти электронный вариант иностранных газет и журналов (таких как The Times, the Fortune, the Economist), которые предоставлены в открытом доступе на сайтах этих периодических изданий или в ресурсах электронной библиотеки НИУ ВШЭ.

Особо интересным и удобным для решения разнообразных дидактических задач авторам статьи видится технология создания сайтов для поддержки учебных курсов. Примером могут служить сайты, созданные авторами статьи, для поддержания учебной дисциплины английский язык по аспекту ESP (English for specific purposes) [14, 15]. Учебные сайты

представляют широкий круг возможностей от размещения и создания учебных заданий до проектной деятельности и совместного обсуждения результатов.

В НИУ ВШЭ на базе платформы e-front внедряется новая система обучения с применением ИКТ, которая получила название системы управления обучением Learning Management System (LMS) LMS hse [16] . Она позволяет использовать текстовые и аудио-видео материалы для представления учебной информации. Система LMS ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателями и учащимися, и подходит как для поддержки очного обучения, так и для организации традиционных дистанционных курсов. Авторами статьи был создан инновационный продукт на базе LMS VELL Virtual English language Library (виртуальная лаборатория английского языка). Целью проекта является внедрение ИКТ в учебный процесс университета посредством создания нового интерактивного учебного курса по «Деловому английскому языку» для студентов первого курса факультета «менеджмент» в LMS и интеграция авторских сайтов в процесс обучения.

Задачами проекта были определены следующие:

1. осуществлять компьютерную поддержку курса обучения по «Деловому английскому» (электронные учебные пособия, проведение

практических занятий с использованием LMS и авторских сайтов, контроль усвоения материала при помощи тестового редактора LMS);

2. сократить время поиска и переработки учебной информации путем создания медиахранилища на базе гугл сайтов.

3. научить студентов использовать ресурсы Интернет для изучения английского языка

4. оперативно редактировать и обновлять материалы совместно со студентами;

5. разработать методику работы с LMS для преподавателя и алгоритм работы с LMS для студентов;

6. развивать общекультурные компетенции;

7. предоставлять студентам автономность и возможность для самостоятельной работы дома с гугл сайтами

8. осуществлять активное взаимодействие со студентами.

Формами работы над проектом работы авторами были предложены следующие: «студент» - «студент», «студент»-«компьютер», «студент»-

«преподаватель», «преподаватель»-«студент». Платформа LMS e-front предлагает готовые варианты взаимодействия в рамках общения «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-студент».

Образовательная среда LMS представляет собой уроки по определенным дисциплинам, содержащие теоретическую информацию, примеры, ссылки и гиперссылки, видеосюжеты, глоссарий по темам. Она соединяет несколько вышеперечисленных инструментов (форум, чат) и позволяет размещать объявления и общаться со студентами в рамках проекта вопросов-ответов FAQ «часто задаваемые вопросы». Особо стоит отметить, что система сохраняет статистику: кратность посещений, время пребывания в системе, сохраняет журнал оценок.

Авторы статьи создали урок и алгоритм работы с данным курсом:

1. Студент изучает тему по учебнику Intelligent business preintermediate и в печатном варианте Pre-intermediate activator.

2. В разделе материал LMS знакомится с вопросами по юниту и готовится к устному опросу по ним.

3. В разделе материал LMS или на сайте смотрит видеофрагмент и делится впечатлениями в чате или оставляет комментарии.

4. В разделе материал LMS или на сайте знакомится с дополнительными статьями по теме и выполнить задания по ним.

5. Проходит контрольное тестирование в системе LMS или по ссылке в Quizlet.

6. Обменивается с одногруппниками и преподавателями

сообщениями и отправляет эссе (проект) в указанный срок.

7. Совместно создает и размещает медиатеку для урока (флэшкарты, видео и аутентичные статьи)

8. В конце модуля определить самого активного студента, проанализировав виртуальные зачетные книжки.

Результатами применения данного интерактивного VELL проекта мы считаем нижеследующие

• Апробация нового курса «Делового английского языка» для уровня pre-intermediate

• Пропаганда ИКТ среди педагогической общественности.

• Повышение мотивации обучения за счет визуализации обучения.

• Автономность каждого студента, выбор темпа и времени выполнения заданий.

• Совершенствование умений и формирование навыков работы с LMS и сайтами, созданными преподавателями.

• Структурирование учебного материала.

• Создание медиатеки обучающих материалов.

Активное взаимодействие и коллективная работа студентов on-line

Особое внимание при создании нового образовательного продукта было уделено тестированию. Тестирование является, по общему мнению, объективным отражением уровня знаний, развития умений и сформированности навыков каждого студента. В зависимости от целей тестирования их подразделяют на промежуточные и итоговые. Безусловно, тестирование позволяет быстро и эффективно провести опрос студентов или абитуриентов. Именно тестирование как способ контроля усвоения и тренировки учебного материала выбирается зарубежными методистами для создания виртуальных языковых лабораторий ( например, MyEnglishLab [17]).

Однако преподавателям, имеющим некоторый опыт работы, хорошо известно, что тесты, как правило, не отражают реального уровня знаний студента. Это может произойти по нескольким причинам.

Во-первых, в зависимости от склада ума или натренированности в одном из видов речевой деятельности (чтение, письмо, говорение или аудирование) студент, написавший грамматический тест на 8 (из 10), по устной речи получит оценку не выше 5. Большинство ребят отлично отвечают диалоги или монологи, но делают грамматические, лексическими ошибки в правописании.

Во-вторых, при тестировании всегда остается определенный процент вопросов попросту угаданных студентами. Таким образом, везение и удачливость тестируемых также мешают объективной оценке знаний.

В-третьих, не стоит забывать, что студенты испытывают психологический дискомфорт во время написания теста. Волнение и сильный эмоциональный всплеск мешает им сконцентрироваться и показать реальные знания.

Форма проведения тестирования, используемая в VELL разная (множественный выбор, заполнение пробелов, подстановка и т.д.), что отвечает дидактическому принципу вариативности. Во избежание угадывания или передачи ключей (ответов) от группы к группе «Тест мастер LMS» позволяет использовать случайный выбор номеров вопросов. Более того система имеет

прекрасный тестовый редактор, который позволяет создавать многочисленные, которые студенты выполняют в аудитории или дома и автоматически оцениваются согласно критериям оценки, определенными самим преподавателем. Система сохраняет все оценки и комментарии преподавателя в виртуальной зачетной книжке, что позволяет проследить прогресс успеваемости, частотность выполнения заданий и время, потраченное на тест, т.е. статистику по каждому студенту индивидуально. Преподаватель может также оказывать психолого-педагогическое влияние на обучающегося с целью повышения его мотивации через систему оценивания. Вместо привычных оценок можно использовать процентное содержание (100-90%-«5», 80-70%-«4», ниже 60%- не сдал) или буквенное обозначение (от А как наивысшего балла до F как наименьшего).

Система имеет возможность использования вики технологий, что дает определенные преимущества перед традиционными формами тестирования. Наиболее важными достоинствами мы считаем интерактивность системы, что создает большую гибкость и адаптивность к индивидуальным образовательным потребностям как каждого учащегося, так и группы в целом. Преподаватель может дозировать материал исходя из уровня сложности учебной задачи и подготовленности группы. Прозрачность оценивания и четкие критерии повышают объективность оценки и оперативность обработки результатов. Особо важным представляется рефлексивная работа студентов и наличие обратной связи, так как именно рефлексия напрямую связана с когнитивным и эмоционально-оценочными блоками информационной культуры студентов, что в конечном итоге влияет на поведенческий компонент.

Тест мастер LMS имеет ряд преимуществ по сравнению с другими программами, поскольку он позволяет: определять время выполнения теста, увеличивает кратность повторений. Преподаватель может проанализировать типичные ошибки и отправить комментарий для студента, использовав вложенный файл вместо ответа. Результаты тестирования заносятся в

виртуальный журнал оценок, что позволяет следить за успеваемостью студентов. Тестирование в системе LMS позволяет облегчить труд преподавателя, так как освобождает от тиражирования бумажных тестов. Подсчет результатов, с объяснением правильных вариантов осуществляется автоматически. Немаловажным является возможность протестировать большое количество учеников одновременно, что необходимо для дистанционного тестирования. LMS активно используется при подготовке магистров и слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ НИУ «Высшая школа экономики». Данные технологии так же предоставляют возможность дистанционного тестирования учеников с ограниченными возможностями или находящихся на домашнем обучении.

Данные технологии ориентирует обучаемых на самообразование и проявление большей самостоятельности, автономности, что не может не повышать самооценку обучаемого и общий уровень информационной культуры. И помогают поддержать индивидуальный подход в преподавании, обеспечивают обратную связь, повышают емкость содержания образовательного процесса.

Однако электронная среда обучения LMS НИУ ВШЭ в настоящее время находится в ходе разработки и апробации, что требует определенного времени для усовершенствования алгоритма работы с ней для студентов и методики применения для преподавателей, поскольку роль преподавателя в этом случае несколько изменяется. Преподаватель принимает на себя функции создателя, координатора, консультанта и эксперта. Вместо традиционной схемы трансляции информации, преподаватель указывает на траекторию изучения предмета, осуществляя помощь при работе с LMS. Исходя из этого, преподаватель должен обладать профессиональной и информационной компетентностью. Процесс создания уроков в LMS очень трудоемкий,

требующий владения компьютерными навыками и умением оперативно обновлять и актуализировать учебную информацию.

В заключении, хотелось бы отметить несомненные преимущества, которые дает использование данных технологий в преподавании иностранного языка и в особенности: адаптацию к аутентичной языковой среде, погружение в языковую среду; полноценное общение в реальном контексте; быстрый обмен информацией с обратной связью; интерактивность, предполагающую не только взаимодействие, но и свободу выбора учебных действий; объективность оценивания; индивидуально-ориентированное обучение; безопасность личностного проявления; овладение культурой общения; формирование навыков презентации и самопрезентации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из возможных сложностей на пути эффективного внедрения в образовательный процесс данных технологий следует особо подчеркнуть следующие: создание гипертекстов из учебных материалов; наличие

мультимедийных учебных материалов, повышение уровня информационной культуры как преподавателей, так и студентов. Титова С.В. отмечает проблемы коренного изменения всей образовательной системы, педагогического мышления и подчеркивает необходимость создания новых моделей и теории обучения, предполагающих коренное изменение всей научной парадигмы в системе образования [4]. Нельзя не согласиться с автором, что построение новой образовательной среды должно основываться на основных дидактических принципах, опираться на психолого-педагогические теории и концепции, представлять собой интеграцию наиболее успешных традиционных форм работы с ИКТ.

Список литературы

1. Маклюэн Г. М. Внешние расширения человека. М., 2003.

2. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2010.

4. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: Теория и практика. М., 2009.

5. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press. 2000. 181 p.

6. Millrood R. Multimedia in the Language Classroom (Teacher Developing Module). Moscow, 2002.

7. The world learns on Quizlet. URL: http://www.quizlet.com/ (дата обращения: 21.11.2012).

8. Discovery Education. URL: http://www.puzzlemaker.com (дата

обращения: 21.11.2012).

9. Easy Test Maker. URL: http://www.easytestmaker.com/ (дата обращения:

21.11.2012).

10. Thinkmap Visual Thesaurus - An online thesaurus and dictionary of over

145,000 words that you explore using an interactive map. URL:

http://www.visualthesaurus.com/ (дата обращения: 21.11.2012).

11. Macmillan Dictionary and Thesaurus: Free English Dictionary Online. URL: http://www.macmillandictionary.com (дата обращения: 21.11.2012).

12. Int. business- pre interm. URL:

https://sites.google.com/site/intbusinesspreinterm/samostoatelnaa-rabota/presentations (дата обращения: 21.11.2012).

13. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики: форум. URL: https://www.hse.ru/data/2010/06/09/1219692091.doc (дата обращения: 21.11.2012).

14. Welcome to ESP teaching. URL: https://sites.google.com/site/espteaching/ (дата обращения: 21.11.2012).

15. Фролова Н.Х. URL: https://sites.google.com/site/frolovanh/ (дата

обращения: 21.11.2012).

16. Информационная образовательная среда НИУ ВШЭ: LMS hse. URL: http://lms.hse.ru/ (дата обращения: 21.11.2012).

17. MyEnglishLab. URL: http://www.myenglishlab.com/ (дата обращения:

21.11.2012).

References

1. Maklyuen G. M. Vneshnie rasshireniya cheloveka [Expansion of a human outer world]. M., 2003.

2. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [The psychology of critic thinking]. SPb., 2000.

3. Zakharova I.G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [IT in eduecation]. M., 2010.

4. Titova S.V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: Teoriya i praktika [ICT in humanitarian education: Theory and Practice]. M., 2009.

5. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press. 2000. 181 p.

6. Millrood R. Multimedia in the Language Classroom (Teacher Developing Module). Moscow, 2002.

7. The world learns on Quizlet. http://www.quizlet.com/

8. Discovery Education. http://www.puzzlemaker.com

9. Easy Test Maker. http://www.easytestmaker.com/

10. Thinkmap Visual Thesaurus - An online thesaurus and dictionary of over

145,000 words that you explore using an interactive map. http://www.visualthesaurus.com/

11. Macmillan Dictionary and Thesaurus: Free English Dictionary Online. http://www.macmillandictionary.com

12. Int. business- pre interm.

https://sites.google.com/site/intbusinesspreinterm/samostoatelnaa-rabota/presentations

13. https://www.hse.ru/data/2010/06/09/1219692091.doc

14. Welcome to ESP teaching. https://sites.google.com/site/espteaching/

15. Frolova N.Kh. https://sites.google.com/site/frolovanh/

16. http://lms.hse.ru/

17. MyEnglishLab. http://www.myenglishlab.com/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Ляшенко Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

НИУ Высшая школа экономики - Нижний Новгород

ул. Большая Печерская, д. 25/12, г. Н.Новгород, 603000, Россия

ambermary@yandex. ru

Фролова Наталья Хайдаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

НИУ Высшая школа экономики - Нижний Новгород

ул. Большая Печерская, д. 25/12, г. Н.Новгород, 603000, Россия

frolovanh@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Lyashenko Maria Sergeeyevna, PhD in pedagogical sciences, assistant professor of the chair of foreign languages

National Research University Higher School of Economics 25/12, Bolshaya Pecherskaya str., Nizhny Novgorod, 603000, Russia ambermary@yandex. ru

Frolova Natalja Hidarovna, PhD in pedagogical sciences, assistant professor of the chair of foreign languages

National Research University Higher School of Economics 25/12, Bolshaya Pecherskaya str., Nizhny Novgorod, 603000, Russia frolovanh@rambler. ru Рецензент:

Г руздева М.Л., д-р пед. наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.