Научная статья на тему 'Перспективы применения вики-сайтов в процессе непрерывной профессиональной подготовки «Школа-вуз-предприятие»'

Перспективы применения вики-сайтов в процессе непрерывной профессиональной подготовки «Школа-вуз-предприятие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / ВИКИ-САЙТ / ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ» / CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING STAGE / WIKI SITE / COLLABORATIVE PROJECT "SCHOOL-UNIVERSITY-ENTERPRISE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Наталья Хайдаровна

Непрерывное обучение с применением вики-сайтов продиктовано стремительным ростом информационных технологий и активной жизнедеятельностью современных учеников, студентов, взрослых в цифровую эру, с одной стороны, и ригидностью традиционной образовательной системы, с другой. Данная статья анализирует особенности обучения на школьном, вузовском (бакалавриат, магистратура) и послевузовском (повышение квалификации, дополнительное и постдипломное образование) уровнях и рассматривает инновационный проект по интеграции различных уровней посредством применения нескольких вики-сайтов в качестве медиахранилища, образовательной среды и модели для групповых проектов, где школьники, студенты, магистранты, слушатели программ повышения квалификации и переподготовки выступают модераторами, участниками и руководителями. Ввиду многосредности представления учебной информации, открытого доступа к данному ресурсу, возможности совместного редактирования контента вики-сайтов данный проект представляется весьма перспективным, общедоступным и удобным в использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Наталья Хайдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WIKI SITES IN POTENTIAL USE IN THE CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION IN THE «SCHOOL-UNIVERSITY-ENTERPRISE” FRAMES

Continuous education by means of wiki sites has become acute due to the fact that there is a wide gap between the rapid growth of information technologies and active daily operation of modern pupils, students, adults in the digital era on the one hand, and the rigid traditional system of education on the other. This article analyzes the specific features of education and training at various levels of education including school, university (undergraduate, graduate) and postgraduate (professional development, additional and postgraduate education). It is to consider the feasibility of an innovative project of different levels integration through the use of several wiki sites playing the role of mediastorage of educational information, educational environment and models for group projects where pupils, students, undergraduates, students of advanced training and retraining programs are the moderators, participants and mentors. Bearing in mind multimedia presentation of educational information, open access to the resource, the possibility of collaborative content editing of Wiki sites, the project can be called very promising, available and user friendly.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения вики-сайтов в процессе непрерывной профессиональной подготовки «Школа-вуз-предприятие»»

УДК 37

ФРОЛОВА Наталья Хайдаровна

Национальный Исследовательский Университет, Высшая школа экономики г. Нижний Новгород, Россия frolovanh@gmail.com

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИКИ-САЙТОВ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ»

Непрерывное обучение с применением вики-сайтов продиктовано стремительным ростом информационных технологий и активной жизнедеятельностью современных учеников, студентов, взрослых в цифровую эру, с одной стороны, и ригидностью традиционной образовательной системы, с другой. Данная статья анализирует особенности обучения на школьном, вузовском (бакалавриат, магистратура) и послевузовском (повышение квалификации,

дополнительное и постдипломное образование) уровнях и рассматривает инновационный проект по интеграции различных уровней посредством применения нескольких вики-сайтов в качестве медиахранилища, образовательной среды и модели для групповых проектов, где школьники, студенты, магистранты, слушатели программ повышения квалификации и переподготовки выступают модераторами, участниками и руководителями. Ввиду многосредности представления учебной информации, открытого доступа к данному ресурсу, возможности совместного редактирования контента вики-сайтов данный проект представляется весьма перспективным, общедоступным и удобным в использовании.

Ключевые слова: непрерывное образование, ступени профессиональной подготовки специалиста, вики-сайт, проект взаимодействия «школа-вуз-предприятие».

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-173-179

Natalia H. FROLOVA

NRU HSE - Nizhny Novgorod Nizhny Novgorod, Russia frolovanh@gmail.com

WIKI SITES IN POTENTIAL USE IN THE CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION IN THE «SCHOOL-UNIVERSITY-ENTERPRISE" FRAMES

Continuous education by means of wiki sites has become acute due to the fact that there is a wide gap between the rapid growth of information technologies and active daily operation of modern pupils, students, adults in the digital era on the one hand, and the rigid traditional system of education on the other. This article analyzes the specific features of education and training at various levels of education including school, university (undergraduate, graduate) and postgraduate (professional development, additional and postgraduate education). It is to consider the feasibility of an innovative project of different levels integration through the use of several wiki sites playing the role of medias-torage of educational information, educational environment and models for group projects where pupils, students, undergraduates, students of advanced training and retraining programs are the moderators, participants and mentors. Bearing in mind multimedia presentation of educational information, open access to the resource, the possibility of collaborative content editing of Wiki sites, the project can be called very promising, available and user friendly.

Keywords: continuous education, professional training stage, wiki site, collaborative project "School-University-Enterprise"

В связи с глобальными изменениями в обществе иностранный язык стал неотъемлемым элементом профессиональной подготовки современного специалиста. В сложившихся условиях особенно актуально встает вопрос непрерывного обучения с применением информационно-коммуникативных технологий посредством интеграции инновационных способов изучения иностранных языков в образовательный процесс школ, вузов и предприятий.

Ввиду того, что Россия занимает первое место в Европе и шестое место в мире по количеству пользователей сети Интернет, достигшего в 2012 г. отметки в 59 млн человек, и «интернет превратился в базовую потребность людей», по мнению А. Колесникова, директора Координационного центра национального домена сети Интернет [7], задачей высшей школы становится удовлетворение данной потребности посредством интеграции ИКТ и организации непрерывного обучения. Данные изменения позволят оптимизировать образовательные циклы, которые зачастую отстают от стремительного усовершенствования технологий.

В современных условиях ИКТ, по мнению С.И. Архангельского, становятся не просто эффективным техническим средством обучения, а основой воссоздания языковой среды и ситуаций реального иноязычного общения, стержнем непрерывного обучения [1]. Что, несомненно, свидетельствует о том, что на современном этапе образование предоставляет человеку вариативность образовательных услуг, позволяющих учиться и профессионально совершенствоваться непрерывно. Некоторые исследователи [5] считают задачей XXI века переход от «образования на всю жизнь» к принципам «образование через всю жизнь», «образование как способ жизни».

Система образования должна способствовать решению этой актуальной задачи, а для этого, согласно высказываниям профессора В.И. Стражева [10], необходима последовательность и преемственность подготовки на протяжении жизненного цикла, а также интеграция усилий специалистов, занимающихся доподготовкой, подготовкой и повышением квалификации взрослых.

Концепцией непрерывного обучения, то есть обучения человека на протяжении всей его сознательной жизни, является равномерное распределение в течение жизненного цикла человека периодов обучения и производственной деятельности и предоставление возможности человеку приобретать необходимые ему умения, навыки, знания, качества, ценности не раз и навсегда, а по мере того, как у него возникает в них необходимость. Реализация концепции непрерывного обучения сводится к созданию всех необходимых условий для того, чтобы человек получил нужное ему, обществу и государству образование с помощью удобных и практичных способов. Одним из наиболее оптимальных способов является интеграция информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс вуза, которая происходит постепенно и довольно медленно.

Вопросами, связанными с использованием ИКТ в процессе обучения иностранным языкам, занимались такие исследователи, как В.С. Гусев, И.Г. Захарова, И.В. Роберт, С.В. Титова, А.В. Филатова, Е.Н. Соловова, А.Л. Назаренко и др., а непрерывному образованию в системе профессиональной подготовки специалистов посвящены работы современных исследователей Ю.Н. Петрова, С.М. Марковой и др. Однако же проблема непрерывного образования с применением ИКТ в общем и вики в частности недостаточно освещена и, следовательно, требует отдельного исследования.

Первые компьютерные программы обучения иностранным языкам создавались в 60-х годах XX века. Они представляли собой перенесенные на электронные носитель учебники и тесты, что приводило к отождествлению программированного и автоматизированного обучения. В данной статье рассматривается использование одного из видов ИКТ в изучении иностранного языка - вики-технологии.

Впервые термин «вики» был использован В. Каннингемом (Ward Cunningham) при создании первой платформы для совместной работы над общим сайтом WikiWikiWeb в 1995 г. Первоначальное значение слова «быстро» было заимствовано на Гавайях. Самый известный проект с вики - «Википедия», довольно демократичный толковый словарь, который принимает статьи от различных специалистов [3, с. 118].

В образовании использование вики-технологий широко и разнообразно. Автор статьи применяет вики для поддержки конкретной дисциплины - иностранный язык, которая реализуется на факультете гуманитарных наук департаментом прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации и входит в базовую часть профессионального цикла: профессиональный блок со специализацией (major - обязательная часть по выбору студентов).

На занятиях студенты получают знания о преимуществах и ограничениях применения ИКТ в процессе изучения иностранных языков, об инновационных веб-инструментах, таких как вокграбберы, подкасты, вики-сайты, обучающие среды, МООСs, LMS, вебинары, on-line презентации, и интернет-ресурсах, применяемых в изучении и преподавании иностранных языков, а также формируют практические навыки использования этих инструментов.

В результате прохождения данного курса студент должен обладать следующими универсальными компетенциями наряду с профессиональными: способность учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной; решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза; оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности; работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода). Профессиональные компетенции подразумевают умения студентов создавать и редактировать тексты профессионального назначения, в том числе квалификационные работы, тезисы, презентации, научные статьи; свободно вести профессиональное письменное и устное общение на первом иностранном языке; проводить сбор и документацию лингвистических данных; планировать и проводить лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы; иметь способность к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию; гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных.

Опираясь на компетентностный подход к обучению иностранным языкам и широкое применение образовательных вики-продуктов, эксперты в области ИКТ вводят понятие «викиза-ции» виртуального пространства, которое становится трендом в развитии современных программных средств обучения [14].

В арсенале современного преподавателя иностранного языка имеется та или иная образовательная инновация, которая помогает ему формировать упомянутые выше компетенции студентов. Автор статьи, в качестве веб-инструмента использует вики-сайт, который, по сути,

применяется в качестве мультимедийного медиахранилища образовательной информации конкретной учебной дисциплины.

Благодаря возможности вики для постоянного редактирования контента сайта, добавления файлов любого типа, с помощью гиперссылок на аудио- и видеоресурсы, студенты делают часть заданий вне аудитории, получают легкий доступ к необходимым видео, текстам, ссылкам и литературе, могут делать проекты в сотрудничестве и неформальном общении друг с другом и с преподавателем. Более того, вики-технологии позволяют реализовать индивидуальный подход к обучению, поощряют творчество и инновации, развивают критическое мышление за счет проектного обучения, при котором в ходе совместного выполнения задания в режиме реального времени реализуется многосредность общения (студент-студент, студент-преподаватель, преподаватель-преподаватель, преподаватель - группа студентов).

Обучение в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород происходит на разных уровнях подготовки: бакалавриата, магистратуры, второго высшего образования, последипломного образования, курсов повышения и переквалификации, что обеспечивает его непрерывность.

В системе непрерывного профессионального образования А.П. Беляева выделяет пять ступеней квалификации работников [2].

Первая ступень обеспечивает базовые, или начальные, требования в квалификации.

Вторая ступень соответствует начальному профессиональному образованию по профилю и не требует среднего общего образования. Срок обучения - два года.

Третья ступень квалификации соответствует начальному профессиональному образованию по профессиям, для овладения которыми необходимо среднее общее образование. Срок обучения этим профессиям составляет от года до трех лет в зависимости от базовой общеобразовательной подготовки.

Согласно системе аттестации среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении образования на базе основного общего, среднего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях: техникумах и колледжах) или на ступени образовательных учреждений высшего профессионального обучения.

В системе непрерывного профессионального образования среднее специальное образование обеспечивает четвертую ступень квалификации.

Срок обучения в учреждениях среднего профессионального образования составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от базового уровня общеобразовательной подготовки и начального профессионального образования. По окончании образовательного учреждения выдается документ государственного образца: диплом, сертификат или аттестат.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего высшего уровня квалификации и представляет собой пятую ступень.

Высшее профессиональное образование дается в высших учебных заведениях на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования.

Люди, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной или ускоренной программе.

Высшее профессиональное образование можно получить в высшем учебном заведении в строгом соответствии с основными профессиональными образовательными программами, отвечающими требованиям государственного стандарта высшего профессионального образования. Обучение завершается итоговой государственной аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании (диплома).

Структура высшего профессионального образования предусматривает ряд различных по срокам обучения образовательных программ.

Завершение студентом первой (основной) части профессиональной образовательной программы позволяет ему либо продолжить высшее образование, либо при необходимости без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании.

Второй уровень высшего профессионального образования является образованием, которое дается в высшем учебном заведении по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр».

Нормативный срок обучения составляет 4 года. Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и получением диплома.

Третий уровень высшего профессионального образования является образованием, которое можно получить в высшем учебном заведении по образовательным программам двух ти-

пов: подготовка специалистов с квалификацией «магистр» или с традиционной квалификацией «специалист» (маркетолог, логист, экономист или юрист).

Общий нормативный срок обучения составляет 6 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включающей выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр», удостоверенной дипломом, либо итоговой аттестацией, включающей в себя дипломную работу (проект) с присвоением выпускнику квалификации специалиста (инженер, учитель, коммерсант, экономист и т.п.), с получением диплома.

Однако современные условия диктуют необходимость пересмотреть изложенный выше подход к определению ступеней обучения и начать подготовку профессионалов, готовых к деятельности в новых экономических условиях, в период жесткой конкуренции на рынке труда.

Во избежание безработицы и социальных потрясений необходимо организовать переход людей из одной квалификационной группы в другую и предоставить специалистам возможность обучаться на протяжении всей жизни, что означает реформирование некоторых сегментов профессионального образования и видоизменяет подход к понятию «учебное заведение».

Концепция непрерывного образования, реализуемая в условиях многоуровневой профессиональной подготовки, направлена на повышение профессиональной мобильности посредством получения обучающимися общепрофессиональных базовых и общеспециальных знаний, умений и навыков.

С учетом наклонностей, способностей и желания обучающихся возможна подготовка специалистов по интегрированным профессиям.

Следовательно, необходима систематизация профессионального образования, заключающаяся в непрерывной профессиональной подготовке на базе глубоких профессиональных знаний, умений и навыков с последующей общепрофессиональной специализацией и выходом на конкретную профессиональную деятельность, платформой которого может служить вики-сайт.

Таким образом, непрерывное обучение весьма эффективно можно организовать в системе «школа - вуз» в сотрудничестве с довузовским отделом и координаторами университетского округа, а также «вуз - предприятие» в коллаборации с отделом повышения квалификации и переподготовки, школой MBA и кураторами Президентской программы по подготовке специалистов в сфере управления, которая в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород работает в рамках следующих программ обучения взрослых: образовательные программы профессиональной переподготовки типа В (550 аудиторных часов), обеспечивающие базовый уровень подготовки менеджеров; проектно ориентированные программы профессиональной переподготовки типа А, обеспечивающие более высокий уровень подготовки; также с 2010 г. реализуются программы повышения квалификации «Развитие предпринимательства» и «Менеджмент в сфере инноваций» (120 аудиторных часов) [12].

Автор данной статьи разработал проект непрерывного обучения с целью оптимизировать процесс обучения иностранным языкам посредством внедрения пяти учебных вики-сайтов на всех вышеупомянутых уровнях профессиональной подготовки: 1 - для школьников, слушателей подготовительных курсов, 2 - для студентов бакалавриата, изучающих иностранный язык в рамках профессиональной подготовки, 3 - для студентов магистратуры, продолжающих изучение иностранного языка, 4 - для взрослых обучаемых, слушателей Президентской программы по подготовке управленческих кадров, 5 - для преподавателей, использующих ИКТ в педагогической деятельности.

Два сайта из перечисленных выше уже созданы https://sites.qooqle.com/site/frolovanh для поддержки учебной дисциплины «Деловой иностранный язык» (№ 2), на котором размещены учебные материалы, включая тексты, видео, интервью, аутентичные статьи, по темам «Глобализация», «Бренды», «Фальсификация» и т.д., а также презентации, выполненные студентами разных курсов и лет, размещенные на подстраницах, а главная страница посвящена стране изучаемого языка с отчетом студентов - участников языковых стажировок и вики-сайт для слушателей курсов повышения квалификации в сфере ИКТ (№ 5) https://sites.qooqle.com/site/lmsnnovqorod, который представляет собой поурочный план прохождения ПК с видео, объясняющими новые понятия, с алгоритмами работы с LMS, с домашним заданием и списками слушателей ПК 2011-2012 гг. Сайт (№ 4) для слушателей Президентской программы находится в процессе разработки и пока только содержит Личные и Профессиональные портфолио слушателей 2014-2015 гг. https://sites.qooqle.com/site/presidentproqrammeprofiles/business-profile.

В ходе исследовательской работы, изучив и проанализировав научные труды педагогов, психологов и исследователей по внедрению вики-технологий в процесс обучения высшей школы, межпоколенческому обучению, андрогогическим особенностям, был разработан данный

проект, в результате которого планируется изменить парадигму непрерывного обучения с целью ее оптимизации за счет интеграции ИКТ (персональный вики-сайт для каждого этапа) в учебный процесс на разных ступенях обучения (на подготовительных курсах со школьниками, на платформах смешанного обучения для студентов бакалавриата и магистратуры, для повышения квалификации профессорско преподавательского состава, а также для слушателей Президентской Программы по переподготовке управленческих кадров).

Методы исследования основаны на качественном подходе и включают в себя наблюдение, анкетирования, собеседования, проведение сессий с фокус-группами. С целью оптимизации работы по созданию, продвижению учебных вики-сайтов, проведению и организации анкетирования, выездных собеседований в школы; в различные кампусы НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, географически удаленные друг от друга, будут направлены следующие ассистенты:

• на ул. Большой Печерской исследовательскую работу будет осуществлять Темнов Д. (студент 2-го курса факультета Им и КН - ответственный за исследовательскую работу на вузовском уровне, по направлению «Бакалавриат»);

• на ул. Родионова будет работать Ежов М. (студент 2-го курса магистерской программы по маркетингу - ответственный за исследовательскую работу на вузовском уровне, по направлению «Магистратура»);

• в кампусе на ул. Львовской ответственной за исследовательскую работу на довузовском уровне, т.е. школьную часть эксперимента, будет Логинова Е. (ученица 11-го класса 94 школы г. Нижнего Новгорода);

• на площадки Группы компаний ГАЗ необходимо привлечение ответственной за исследовательскую работу на уровне последипломного обучения Скобелевой И. (слушателя Президентской программы для переподготовки управляющих кадров).

Общее руководство проектом, включающим в себя создание двух новых вики-сайтов и обновление трех существующих, наряду с организацией повышения квалификации преподавателей, заинтересованных в использовании электронной образовательной среды LMS или применения вики-технологий в обучении, но не имеющих навыков и приемов работы с ними, будет осуществлять Фролова Н.Х.

Предполагаемыми результатами реализации проекта, который рассчитан на 2016-2017 учебный год, станут выявленные психологические особенности каждой возрастной группы (дети, подростки, взрослые, пожилые) и созданные с их учетом благоприятные условия для дистанционного или смешанного обучения в образовательной среде НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Апробация авторской методики непрерывного обучения посредством создания и активного применения вики-сайтов на различных уровнях непрерывной профессиональной подготовки (на примере английского языка) будет проходить в подгруппах 1 и 4 курсов бакалавриата, 2 курса магистратуры, слушателей Президентской программы переподготовки управленческих кадров и школьников, обучающихся на подготовительных курсах факультета Довузовской подготовки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

2. Беляева А.П. Интегративная методология и политеория профессиональной педагогики / А.П. Беляева // Магистр. - 2000. - № 5. - С. 9-11.

3. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования. - Ижевск, 2012. - 32 с.

4. Гусев В.С. Эффективный поиск информации в Internet. Самоучитель. - М.: Изд-во Московского университета, 2009.

5. Зимина Е.В., Колотов В.Я. Методы развития непрерывного профессионального образования в процессе обучения иностранному языку курсантов ВИФК // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - 25 апр. - С. 30-36.

6. Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации. МГУ им М.В. Ломоносова. Факультет иностранных языков и регионоведения (2012) / Науч. ред.: А. Назарен-ко. Вып. 5. - М.: Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - С. 322-332.

7. ИТАР-ТАСС Служба информационных проектов. Андрей Колесников [Электронный ресурс] -http://tasstelecom.ru/news/one/12748#ixzz28RiAumDH (Режим обращения: 20.05.2016) [ITAR-TASS information Service projects. Andrey Kolesnikov http://tasstelecom.ru/news/one/12748#ixzz28RiAumDH Last accessed 20.05 2016]

8. Качалов Н.А. Непрерывное образование: изучение иностранного языка. - Томск, 2004. - 252 с.

9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М., 1994. - 150с.

10. Стражев В.И. Развитие системы непрерывного образования взрослых - приоритетная задача государств-участников СНГ / Человек и образование. 2008. - № 1 (14). - С. 5.

11. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и ка. - М.: Изд-во Московского университета, 2009.

12. Фролова Н.Х. Интеграция информационно-коммуникативных технологий в систему высшего образования: проблемы и перспективы. - Н. Новгород, 2014. - 118 с.

13. Фролова Н.Х. Особенности непрерывного образования в рамках взаимодействия школа-вуз с применением информационно коммуникативных технологий. - Н. Новгород, 2011. - С. 42-55.

14. Цатурова И.А., Яковлев А.А., Афанасьев М.А., Аветисова К.А. Формирование медиакомпетенции как инновационной составляющей языкового образования в XXI веке // Инновационные проекты в языковом образовании / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР МГУ им. Ломоносова, 2007. - С. 290-294.

15. Duke Chris (2002). Teachers and New ICT in Teaching and Learning. ILO Working Paper (WP 190). ILO: Geneva.

REFERENCES

1. Arhangelskiy, S.I. Uchebnyiy protsess v vyisshey shkole, ego zakonomernyie osnovyi i metodyi. — M.: Vyissh. shkola, 1980. — 368 s.[Arkhangelskij, S. I. Educational process in higher school, its natural bases and methods. — M.: Higher school, 1980. — 368 p]

2. Belyaeva, A.P. Integrativnaya metodologiya i politeoriya professionalnoy pedagogiki tekst. / A.P.Belyaeva // Magistr. — 2000. — № 5. -S.9-11. [12. Belyaeva, A. P. Integrative methodology and polytheory of professional pedagogy text. / A. P. Belyaeva // Master. — 2000. — No. 5. Pp. 9-11.]

3. Voytovich I.K. Inostrannyie yazyiki v kontekste nepreryivnogo obrazovaniya. Izhevsk, 2012. - 32s. [Voytovich I. K. Foreign languages in the context of lifelong education. Izhevsk, 2012. - P 32.]

4. Gusev V.S. effektivnyiy poisk informatsii i Internet. Samouchitel. Moskva, Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2009.[Gusev V. S. Efficient retrieval and Internet. Tutorial. Moscow, Publishing house of Moscow University, 2009.]

5. Zimina, E.V., Kolotov, V.Ya. Metodyi razvitiya nepreryivnogo professionalnogo obrazovaniya v protsesse obucheniya inostrannomu yazyiku kursantov ViFk // Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. — 2007. —25 apr. S. 30— 36. [ Zimin, E. V., Kolotov, V. Ya., Methods of development of continuous professional education in the process of learning a foreign language cadets of VIFK // scientific notes University after P. F. Lesgaft. — 2007. -25 April,Pp. 30-36.]

6. Informatsionno-kommunikatsionnyie tehnologii v lingvistike, lingvodidaktike i mezhkulturnoy kommunikatsii. MGU im M.V. Lomonosova. Fakultet inostrannyih yazyikov i regionovedeniya (2012) / Nauch. red.: A. Nazarenko. Vyip. 5. M. : Fakultet inostrannyih yazyikov i regionovedeniya MGU im. M.V. Lomonosova, 2012. S. 322-332.[Information and communication technologies in linguistics, linguodidactics and intercultural communication. Moscow state University M. V. Lomonosov. Faculty of foreign languages and area studies, (2012)]. edited by: A. Nazarenko. Vol. 5. Moscow : Faculty of foreign languages and area studies of Moscow state University. After M. V. Lomonosov, 2012. Pp. 322-332.]

7. ITAR-TASS Sluzhba informatsionnyih proektov. Andrey Kolesnikov, http://tasstelecom.ru/news/one/12748#ixzz28RiAumDH Posledniy dostup 20.05 2016

8. Kachalov N.A. Nepreryivnoe obrazovanie: izuchenie inostrannogo yazyika. Tomsk, 2004. - 252s.[Kachalov N.. Continuous education: learning a foreign language. Tomsk, 2004. - 252p.]

9. Robert I.V. Sovremennyie informatsionnyie tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemyi, perspektivyi ispolzovani-ya. Moskva, 1994. - 150s.[Robert I. V. Modern information technologies in education: didactic problems, prospects of use. Moscow, 1994. - 150p.]

10. Strazhev, V.I. Razvitie sistemyi nepreryivnogo obrazovaniya vzroslyih - prioritetnaya zadacha gosudarstv-uchastnikov SNG / Chelovek i obrazovanie. 2008. —№ 1 (14). — S. 5.[ Strazhev, V. I. the development of the system of continuous education of adults - a priority of the States-participants of the CIS / Man and education. 2008. — № 1 (14). — P.5.]

11. Titova, S.V. Informatsionno-kommunikatsionnyie tehnologii v gumanitarnom obrazovanii: teoriya i praktika. Moskva, Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2009.[ Titova, S. V. Information and communication technologies in humanitarian education: theory and practice. Moscow, Publishing house of Moscow University, 2009]

12. Frolova N.H. Integratsiya informatsionno-kommunikativnyih tehnologiy v sistemu vyisshego obrazovaniya: problemyi i perspektivyi. Nizhniy Novgorod, 2014. - 118s.[Frolova, N. H. Integration of information and communication technology in higher education: problems and prospects. Nizhny Novgorod, 2014. - 118p.]

13. Frolova N.H. Osobennosti nepreryivnogo obrazovaniya v ramkah vzaimodeystviya shkola-vuz s primeneniem infor-matsionno kommunikativnyih tehnologiy. Nizhniy Novgorod, 2011. - S.42-55.[ 13. Frolova, N. H. Characteristic features of continuous education via cooperation between School-University with the application of information and communication technologies. Nizhny Novgorod, 2011. - Pp. 42-55.]

14. Tsaturova I.A., Yakovlev A.A., Afanasev M.A., Avetisova K.A. Formirovanie mediakompetentsii kak innovatsionnoy sostavlyayuschey yazyikovogo obrazovaniya v XXI veke// Innovatsionnyie proektyi v yazyikovom obrazovanii / Pod red. Yu.B.Kuzmenkovoy. - M.: Tsentr po izucheniyu vzaimodeystviya kultur FIYaR MGU im. Lomonosova, 2007. - S. 290-294.[Tsaturova, I. A., Yakovlev A. A., Afanasiev M. A., Avetisov K. A. Formation of metacompetence as an innovative component of language education in the XXI century// Innovative projects in language education / ed. by Yu. b. Kuz'menkova. - M.: center for the study of the interaction of cultures, Department of FL MSU University after Lomonosov, 2007. - Pp. 290-294.]

15. Duke, Chris (2002). Teachers and New ICT in Teaching and Learning. ILO Working Paper (WP 190). ILO: Geneva.

Информация об авторе

Фролова Наталья Хайдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, департамент прикладной лингвистики и иностранных языков,

НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, г. Нижний Новгород, Россия

Information about the author

Natalia H. Frolova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Applied Linguistics and Foreign Languages, NRU HSE - Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia frolovanh@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

frolovanh@gmail.com Получена: 02.12.2016

Для цитирования статьи: Фролова Н. Х., Перспективы применения вики сайтов в процессе непрерывной профессиональной подготовки «школа-вуз-предприятие».

Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 173-179. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-173-179.

Received: 02.12.2016

For article citation: Frolova N.H., [Wiki sites in potential use in the continuous professional education in the «school-university-enterprise" frames]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 173-179.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-173-179. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.