Научная статья на тему 'Создание образовательного медиаресурса для обеспечения метода проектной деятельности с помощью моделирования информационно-образовательной среды'

Создание образовательного медиаресурса для обеспечения метода проектной деятельности с помощью моделирования информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕДИАРЕСУРС / EDUCATIONAL MEDIA RESOURCE / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROJECT-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Котяшева Анна Алексеевна

Исследуются возможности информационнообразовательной среды для организации проектной деятельности на уроках английского языка. Рассмотрены понятия, приемы и структура формирования информационно-образовательной среды. Представлен образовательный медиаресурс «Time Capsule».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Котяшева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF EDUCATIONAL MEDIA RESOURCE TO PROVIDE A METHOD OF PROJECT BASED LEARNING WITH MODELING OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article describes the capabilities of information educational environment for the organization of project based learning in the English lessons. The concepts, methods and structure of information educational environment are described. The educational media resource "Time Capsule" is presented.

Текст научной работы на тему «Создание образовательного медиаресурса для обеспечения метода проектной деятельности с помощью моделирования информационно-образовательной среды»

http://www.studienseminar-

koblenz.de/bildungswissenschaften/methodenwerkzeuge.htm (дата

обращения: 07.02.2017) 8. Strank W. Da fehlen mir die Worte: Systematischer Wortschatzerwerb für fortgeschrittene Lerner in Deutsch als Fremdsprache. - l.Auflage. -SCHUBERT-Verlag, Leipzig, 2010. - 166 S.

© Зиновьева И.Ю., Шестопал А.Ю., 2017

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАРЕСУРСА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ankantsur@mail.ru

Котяшева Анна Алексеевна

студентка гр. 741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: anna. vasilkovskaia@mail. ru

THE CREATION OF EDUCATIONAL MEDIA RESOURCE TO PROVIDE A METHOD OF PROJECT BASED LEARNING WITH MODELING OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Anna Kantsur Ph.D. Associate Professor, Methods of Teaching Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail:ankantsur@mail.ru

Ann Kotyasheva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: anna.vasikovaskaia@mail.ru

Аннотация: исследуются возможности информационно-образовательной среды для организации проектной деятельности на уроках английского языка. Рассмотрены понятия, приемы и структура формирования информационно-образовательной среды. Представлен образовательный медиаресурс «Time Capsule».

Ключевые слова: ИОС; моделирование; метод проектной деятельности; образовательный медиаресурс.

Abstract: this article describes the capabilities of information educational environment for the organization of project based learning in the English lessons. The concepts, methods and structure of information educational environment are described. The educational media resource "Time Capsule" is presented.

Key words, information educational environment; modeling; project-based learning; educational media resource.

С введением ФГОС нового поколения изменяются роли и формы взаимодействия ученика и учителя в образовательном процессе. На уроках не просто осуществляется репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а идет формирование нового образовательного результата.

Создание информационно-образовательной среды на современном этапе развития образования продиктовано интенсивно развивающейся инфраструктурой информатизации всех сфер жизнедеятельности человеческого общества.

В связи с этим уточним понятие информационно-образовательной среды. Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса [2].

Наличие ИОС в образовательных учреждениях открывает уникальные возможности для инновационных технологий, таких как метод проектной деятельности. Метод проектной деятельности (в переводе с греческого -путь исследования) - это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей [1].

Примером использования потенциала ИОС для обеспечения проектной деятельности может стать образовательный медиаресурс «Time Capsule», созданный в рамках курса «Современные образовательные технологии» в ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». Предложенный ресурс рассчитан на изучение темы «What does the future hold?» УМК Tim Falla, Paul A Davies «Solutions Intermediate», а также развитие творческого потенциала учащихся 8-9 классов, позволяя работать как под руководством педагога, так и автономно [4].

Использование проекта не только расширяет познавательную активность детей, но и мотивирует их на дальнейшее изучение английского языка и учит работе в команде. Учащиеся приобретают навыки работы в сотрудничестве и устного выступления перед

аудиторией, презентуя собственный проект. Проект соответствует возрастным особенностям обучающихся и способствует овладению учащимися учебной деятельностью. Данный ресурс способствует совершенствованию навыков общения и умению применять свои знания, умения и навыки в проектной деятельности.

Актуальность и значимость медиаресурса состоит в том, что в условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.

В последнее время использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка, и английского в том числе, становится все более распространенным [3].

Медиаресурс отвечает всем требованиям стандарта и является:

- личностно-ориентированным за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения;

- интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие;

- коммуникативным за счет разнообразных заданий, созданных с помощью современных Интернет-ресурсов, которые способствуют обучению всем видам иноязычной речевой деятельности;

- основанным на использовании аутентичных материалов: учащиеся приобретают неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио- и видео- размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т. д.;

- менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся выполняют задания в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений. Разработка структуры медиаресурса с использованием ИОС позволила создать образовательный медиапродукт, состоящий из 11 учебных страниц (шагов):

1-я страница: Introduction - предлагает обучающимся заглянуть в мир будущего.

2-я страница: Reading - включает в себя текст для чтения (с полным и специфическим извлечением информации).

3-я страница: Writing - предполагает упражнения на формирование навыков письма (с оцениванием).

4-я страница: Listening - задания на аудирование (с пониманием основной информации), включает оценивание.

5-я страница Speaking - упражнение на говорение (монологическая речь) с использованием ресурса Voki.

6-я страница: Grammar - задания на закрепление грамматического материала (Future Tenses, 1st Conditional).

7-я страница: Lexis - упражнения на развитие лексических навыков и закрепление лексических единиц.

8-я страница: Let's have fun - выполнение веб-квеста, задания с использованием Smart Notebook, интерактивных упражнений LearningApps.

9-я страница: Project - включает в себя методический паспорт проекта, задания на подготовку к проекту с использованием интерактивной доски Padlet, описание проекта и этапы его выполнения, а также критерии его оценивания.

10-я страница: Teacher's Page - страница для учителя с пояснительной запиской.

11-я страница: Evaluation - страница с системой оценивания всех заданий данного проекта.

В данном ресурсе используются Интернет-ресурсы, такие как онлайн-ресурсы: Breaking News English, Elllo, English Exercises, Language Guide, а также онлайн-сервисы: Voki, LearningApps.org, Survey Monkey, Prezi. Информационно-образовательную среду ресурса также составляют универсальная программа-оболочка Hot Potatoes, веб-сайт Padlet, презентация, созданная при помощи программного обеспечения Smart Notebook, и Web Quest. Использование онлайн-ресурсов и онлайн-сервисов может положительно сказаться на образовательных результатах, которые проявляются как возрастание мотивационных, операционных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности и составляют готовность обучающихся к решению значимых для него проблем.

В итоге достигаются следующие результаты.

Реализация целей ресурса:

- ознакомление учащихся 8-9-го класса с темой «What does the future hold?», формирование устойчивого интереса к предмету;

- формирование познавательного интереса и навыков использования полученной в ходе урока информации при создании своей капсулы времени и принятии участии в презентации проектов;

- развитие творческих способностей, критического и креативного мышления в ходе реализации проекта и веб-квеста.

В области личностных результатов обучающихся:

- использование информационного пространства Интернета и информационных коммуникативных технологий для повышения интереса к предмету;

- расширение кругозора в области творческих возможностей человека, теорий работы человеческого мозга, самого процесса появления изобретений.

Метапредметные результаты обучающихся:

- обучению работе с дополнительными ресурсами и источниками, учить применять информационные технологии при обучении;

- активное использование речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся:

- умение воспринимать на слух и понимать основное, специфическое и полное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов;

- умение читать аутентичные тексты с извлечением основной, специфической и полной информации;

- использование лексических единиц по теме «What does the future hold?»;

- использование грамматических конструкций to be going to, Present Progressive, Future Perfect, Future Progressive, First and zero conditional sentences в диалогической речи.

Подводя итог, нужно отметить, что ИОС обладает значительным информационным потенциалом, моделирует не только методы обучения, такие как проект, но и в конечном результате обеспечивает достижение главных целей современного образования: обновления содержания образования; интеграции информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс; активных форм учебной деятельности (метод проектной деятельности); новой роли педагога в школе.

Список литературы

1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. -Иностранные языки в школе. - 2003

2. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2002.

3. Смирнова В.А. Особенности формирования современных информационно-образовательных сред. Ярославский педагогический вестник. 2015 - № 6.

4. Tim Falla, Paul A Davies. Solutions Intermediate Workbook. - Oxford University Press, 2012.

© Канцур А.Г., Котяшева А.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.