J
L
Итак, книжные собрания российских императоров, большей частью хранившиеся в Зимнем дворце, являлись библиотеками особого рода и назначения, они изначально несли
^ Библиотечно-информационная деятельность
в себе репрезентативную функцию и были направлены на реализацию задач по сохранению выдающихся памятников отечественной и мировой книжной культуры.
Примечания
1. Петрицкий, В. А. Мир библиофильства: Вопросы теории, истории, психологии / В. А. Петрицкий. — Москва: Наука, 2006.
2. РГИА. Ф.468, оп.42, д. 2046, л. 74.
3. ФГУ АГЭ. Ф. 2, оп. XIV Б. (1908). д.1.
4. Чэн Чжень Ли Цзыюай О книгах, подаренных Россией цинскому правительству и хранящихся в Государственной библиотеке Китая / Чэн Чжень Ли Цзыюай // История библиотек. Вып.7. — Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2008.
5. Щеглов, В. В. Его императорского величества библиотеки и арсеналы / В. В. Щеглов. — Петроград: Государственная типография, 1917.
Л ИДЕР БИБЛИОТЕЧНОГО КОЛЛЕКТИВА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ю. А. Цукерман
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривают качества, способности и умения, каким должен обладать лидер библиотечного коллектива.
Ключевые слова: качества, способности, умения, лидер, библиотечное дело, социально-психологические аспекты.
The article considers the quality, skills and abilities, which should have a leader of library staff. Key words: quality, abilities, skills, leader, library, social and psychological aspects.
Сегодня лидерство является сложной проблемой в управленческой деятельности, а тем более — в библиотечной сфере. Свойства и характер лидера существенно отличаются от деятельности управленца. На наш взгляд, лидер больше регулирует, а не контролирует деятельность сотрудников. Ведь многие сотрудники против того, чтобы их контролировали и нуждаются лишь в воодушевлении и творческом подъеме, что особенно характерно для библиотечных работников.
Лидер в библиотеке является некой вдохновляющей силой для людей, которые его окружают, он обладает особенной властью, при которой окружающие люди готовы, сами того не осознавая, подчиняться ему, обладает некой харизмой, неоспоримой уверенностью в себе, внутренней привлекательностью и умением слушать собеседника. Лидерами библиотечного коллектива иногда становятся не директора ЦБС и библиотекой, а рядовые сотрудники, которые обслуживают читателей
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 233-236 233
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
и выполняют повседневную работу. Это так называемые неформальные лидеры, то есть не руководители структурных подразделений. Для неформального лидера очень важно наладить хорошие отношения непосредственно с руководителем, наделенным властными полномочиями. Если этого не случится, то руководитель скорее всего будет всячески препятствовать нормальной жизни неформального лидера в коллективе и, в крайнем случае, уволит неформального лидера. С другой стороны, руководителю очень важно раскрыть потенциал неформального лидера, изучить его характер и манеру поведения с людьми, наделив его в определенной степени властными полномочиями.
Для лидера важно выстроить хорошие отношения со своим ближайшим окружением. Ведь взаимоотношения между людьми, пожалуй, самое важное в процессе любой совместной деятельности, это касается как рабочей обстановки, так и досуговой деятельности. Лидер, обладающий энергией, энтузиазмом и страстью, увлеченный делом, вызывает восхищение окружающих. Сотрудники и коллеги лидера, как и он сам, будут приветствовать инновации, творческие решения, коллективно будут искать решения сложившихся проблем. Креативное мышление чрезвычайно эффективно, когда его используют люди, стремящиеся к достижению высокого результата и ставящие перед собой масштабные цели (4). Для лидера библиотечного коллектива очень важно создавать условия для творчества, в которых сотрудники могли бы полностью реализовать себя, и не отвергать идеи и инновации сотрудников. Ведь когда подавляется инициатива, возникает чувство горечи, обиды и разочарования. Особенно важно учитывать все точки зрения в современной социо_ культурной ситуации, когда библиотеки испытывают острую конкуренцию на рынке информационных продуктов и услуг.
Недостатком многих руководителей, недавно пришедших в библиотеку, является желание исправить сложившиеся традиции делового общения, к которым привыкло большинство сотрудников (1). Гораздо важнее видеть
положительные стороны в работе коллег и сконцентрироваться на достижении успеха, ведь все это в конечном счете отразится на читателях библиотеки.
Лидеры создают такую атмосферу в библиотеке, при которой как читатели, так и персонал чувствуют себя комфортно и удовлетворены работой. Важнейшая задача лидера — создать психологический комфортную обстановку в библиотеке, при которой ни один сотрудник не хотел бы покинуть библиотеку и найти другое место работы, что является особой формой личностного протеста.
К сожалению, в некоторых библиотеках сегодня наблюдается так называемая «политика закрытых дверей». Она подразумевает отгороженность библиотекарей от вышестоящего руководства. Все это, на наш взгляд, проявляется в отсутствии у рядовых сотрудников четких представлений о перспективах библиотеки.
Лидеру библиотеки также необходимо учитывать специфику, например, женских коллективов: интриги, зависть, издевательство в скрытой форме. Исследователи отмечают, что женщины склонны к сильному проявлению таких эмоций, как радость, сопереживание. В межличностных отношениях эмоциональная импульсивность женщин может проявляться в сочетании с некоторой недоброжелательностью и готовностью к самозащите. Они менее сосредоточены на себе и менее авторитарны. Женщины в большей степени дипломатичны и обходительны, что объясняется их более чуткой восприимчивостью к воздействиям извне и более тонкой оценкой собственных действий. Поэтому при умелом руководстве женским коллективом можно добиться глубокого взаимоуважения и взаимопонимания его членами друг друга.
От женщин-лидеров очень часто требуют мужского стиля поведения, жесткого контроля и власти и подавления эмоций, что, на наш взгляд, совершенно неверно. Женщины проявляют себя во власти иначе, нежели мужчины. Женская концепция власти подразумевает поддержку и связи. Женщины склонны получать удовольствие от деятельности вла-
J
сти вне всяких иерархий. Для женщин власть подразумевает помощь тем, кто в ней нуждается, предоставление ресурсов, которые помогут выполнить работу, поддержку, которая нужна команде. Женщины-лидеры более демократичны, охотнее воодушевляют и поддерживают коллег.
Что касается общения, то, как уже говорилось, женщины очень эмоциональны и экспрессивны и при этом говорят больше мужчин, в их речи часто встречаются незаконченные фразы. В рабочее время большое внимание уделяется обсуждению личных проблем. Существуют особенности и в восприятии жизненных событий: ответственность за успехи и неудачи женщины в большей степени склонны приписывать каким-либо внешним обстоятельствам, не ссылаясь на собственные возможности и навыки.
В библиотечном коллективе должен быть лидер, способный предложить ценности и обладающий неоспоримым авторитетом. Он должен соблюдать свои обещания, независимо от трудностей, с которыми сталкивается библиотека. Лидером должен быть специалист, с высоким профессионализмом, общим видением цели и умением развивать такие же качества в сотрудниках. Критерием успеха лидера станет успех его сослуживцев и последователей.
Лидер библиотечного коллектива, на наш взгляд, должен обладать такими качествами, как ориентация на читателя, постоянное стремление к совершенствованию своего профессионализма, готовность к риску, стремление к библиотечным инновациям. Лидер всегда принимает смелые решения, готов двигаться вперед, смело размышляет над успехами и неудачами, внимательно слушает, смотрит на мир широко открытыми глазами. Настоящий лидер библиотечного коллектива должен уделять особое внимание людям, с которыми работает, выдвигать цели, основанные на оптимизме и нравственных принципах, и
^ Библиотечно-информационная деятельность
помогать людям.
Лидер библиотечного коллектива — это всегда командный игрок, и он должен заручиться поддержкой своего ближайшего окружения. Его взгляды построены на прочных, глубоких и доверительных отношениях с другими людьми. Для лидера подлинное общение
— это поиск путей для того, чтобы сделать счастливыми других людей. Главное при этом
— отдавать больше, чем получаешь. При этом философия доброты и отзывчивости играет решающую роль. Отношения между лидером и окружающими его людьми должны строиться на доверии.
Библиотечный лидер старается уважительно относиться к людям, вне зависимости от их статуса и должности. На наш взгляд, гордыня и зависть не свойственны лидеру библиотечного коллектива, ведь лидер призван помогать, а не ущемлять людей.
Лидер библиотечного коллектива — это тот, кто искренне интересуется делами других людей, личностью человека. Так, каждый сотрудник при общении с лидером сможет почувствовать собственную значимость, ведь большинство людей начинают работать эффективнее, по крайней мере — в течение определенного времени, если они чувствуют, что к ним относятся как к индивидуальности, и понимают, что участвуют в чем-то новом и особенном.
Лидер библиотечного коллектива должен обладать стратегическим мышлением и уметь приспособиться к происходящим изменениям, равно как и уметь убедить сотрудников в их необходимости. Иначе библиотека проиграет конкуренцию на информационном рынке, что в конечном счете может закончиться для сотрудников потерей рабочих мест.
Таким образом, лидеры библиотечного коллектива — это люди, полные энтузиазма, жизненной энергии и готовые двигаться вперед. Им не все равно, что случится завтра с библиотекой, ее сотрудниками и читателями.
Примечания
1. Бинни, Дж. Практическое лидерство: Пособие для обыкновенных гениев / Джордж Бинни, Герхардт Вильке, Колин Уильямс; [пер. Мария Богомолова]; иллюстр. Дидье Галлон. — Москва: Претекст, 2006. — 318 с.
J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^
2. Врис, Манфред Кетс де Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта / Манфред Кетс де Врис; пер. с англ. [М. Шалуновой]. — 4-е изд. — Москва: Альпина Паблишерз, 2011. — 280 с.
3. Долан, С. Управление на основе ценностей: корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке / Саймон Долан, Сальвадор Гарсия; [пер. Мария Чомахидзе]. — Москва: Претекст, 2008. — 314 с.: табл.
4. Компаньон, М. Креативный подход в командной работе / Мартина Компаньон, Дидье Нуайе; [пер. Любовь Дмитриева]. — Москва: Претекст, 2006. — 49 с. — (Шпаргалка для менеджеров).
5. Лэй, Э. Харизма: Искусство производить сильное и незабываемое впечатление / Эндрю Лэй ; [пер. с англ. Мария Чомахидзе-Доронина]. — Москва: Претекст, 2010. — 288 с.
6. Психологический климат в коллективе библиотеки : практическое пособие / под ред. О. В. Решетниковой; сост. Е. В. Губина ; Российская Государственная библиотека; Отдел исследования чтения, пропаганды книги и рекомендательной библиографии. — 152 с.
.НТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
С. В. Дорохина
Московский государственный университет культуры и искусств
Раскрываются социологические и культурологические аргументы в пользу виртуализации традиционных технологий руководства чтением. Предлагается «субъект-субъектная» модель стимулирования чтения молодежи на основе технологий интернет-коммьюнити.
Ключевые слова: молодежь, чтение, молодежная культура, социология чтения, руководство чтением, культурное и гуманитарное просвещение, Интернет, интернет-коммьюнити.
Disclosed sociological and culturological arguments in favor of virtualization traditional technologies guide reading. It proposes the «subject-to-subject» model encouraging the reading of youth by technologies of Internet-community.
Key words: youth, reading, youth culture, sociology of reading, encouraging the reading, cultural and humanitarian enlightenment, Internet, Internet-community.
Анализ социокультурных процессов в совре- ствия. Рассмотрим данную проблему на при-менной России демонстрирует снижение мере современного молодежного чтения. уровня сформированности общекультурных Ю.П. Мелентьева — один из наиболее автокомпетенций молодых людей. Выяснение ритетных исследователей проблем чтения причин этой критической ситуации позволяет молодежи, отмечает, что «наука до сих пор не сделать вывод о том, что сегодняшняя социо- знает, в сущности, причин роста или падения культурная среда не достаточно ориентирова- интереса человека или социальной группы к на на специфику молодежной аудитории как чтению, так как интимный характер чтения объекта социально-педагогического воздей- делает его очень трудным для изучения» (2).
236 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 236-239