J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
2. Врис, Манфред Кетс де Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта / Манфред Кетс де Врис; пер. с англ. [М. Шалуновой]. — 4-е изд. — Москва: Альпина Паблишерз, 2011. — 280 с.
3. Долан, С. Управление на основе ценностей: корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке / Саймон Долан, Сальвадор Гарсия; [пер. Мария Чомахидзе]. — Москва: Претекст, 2008. — 314 с.: табл.
4. Компаньон, М. Креативный подход в командной работе / Мартина Компаньон, Дидье Нуайе; [пер. Любовь Дмитриева]. — Москва: Претекст, 2006. — 49 с. — (Шпаргалка для менеджеров).
5. Лэй, Э. Харизма: Искусство производить сильное и незабываемое впечатление / Эндрю Лэй ; [пер. с англ. Мария Чомахидзе-Доронина]. — Москва: Претекст, 2010. — 288 с.
6. Психологический климат в коллективе библиотеки : практическое пособие / под ред. О. В. Решетниковой; сост. Е. В. Губина ; Российская Государственная библиотека; Отдел исследования чтения, пропаганды книги и рекомендательной библиографии. — 152 с.
.НТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
С. В. Дорохина
Московский государственный университет культуры и искусств
Раскрываются социологические и культурологические аргументы в пользу виртуализации традиционных технологий руководства чтением. Предлагается «субъект-субъектная» модель стимулирования чтения молодежи на основе технологий интернет-коммьюнити.
Ключевые слова: молодежь, чтение, молодежная культура, социология чтения, руководство чтением, культурное и гуманитарное просвещение, Интернет, интернет-коммьюнити.
Disclosed sociological and culturological arguments in favor of virtualization traditional technologies guide reading. It proposes the «subject-to-subject» model encouraging the reading of youth by technologies of Internet-community.
Key words: youth, reading, youth culture, sociology of reading, encouraging the reading, cultural and humanitarian enlightenment, Internet, Internet-community.
Анализ социокультурных процессов в совре- ствия. Рассмотрим данную проблему на при-менной России демонстрирует снижение мере современного молодежного чтения. уровня сформированности общекультурных Ю.П. Мелентьева — один из наиболее автокомпетенций молодых людей. Выяснение ритетных исследователей проблем чтения причин этой критической ситуации позволяет молодежи, отмечает, что «наука до сих пор не сделать вывод о том, что сегодняшняя социо- знает, в сущности, причин роста или падения культурная среда не достаточно ориентирова- интереса человека или социальной группы к на на специфику молодежной аудитории как чтению, так как интимный характер чтения объекта социально-педагогического воздей- делает его очень трудным для изучения» (2).
236 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 236-239
J
Нередко повседневные коммуникативные практики представляют отсутствие интереса к чтению следствием ценностной дезориентации и дисфункцией культуры современного молодого читателя. Однако снижение разнообразия как индивидуальных, так и социально-групповых культурных потребностей молодых людей должно рассматриваться не столько в контексте общественных претензий к самим носителям потребности, сколько в контексте претензии к обществу в целом и отдельным социальным институтам.
Чтение выступает традиционным средством социализации, трансляции нематериальных культурных ценностей и социальной интеграции. Книжная культура, «Гутенбергова галактика» как традиционный коммуникативный канал сформировала устойчивые условия познания, просвещения, психологического, эмоционального и интеллектуального развития. Предыдущими поколениями был сформирован специфический габитус, по П. Бурдье, «система прочных приобретенных предрас-положенностей», исходные установки, порождающие конкретные социальные практики». В их числе — уровень безграничного доверия к книге, устойчивая потребность в чтении как особом виде информационной и социокультурной деятельности. Сложившаяся культурная традиция определяет векторы современной социальной педагогики как технологии социального управления, что находит практико-ориентированное отражение в деятельности системы общего и дополнительного образования, библиотек, учреждений культурно-досуговой деятельности, средств массовой информации. Многочисленные проекты развития чтения, реализуемые сегодня, являются научно обоснованными, стратегически ориентированными, системно-интегрированными в современное социокультурное пространство, но, однако, не достигают основной цели — повышения культурного уровня молодежи.
В числе причин низкой эффективности большинства проектов на первое место ставится неустойчивая социокультурная реальность, усиление процессов культурного
^ Библиотечно-информационная деятельность
обмена, интенсификация не только инноваций, но и «делокализация»и «детемпо-рализация» традиций, своего рода подвижная «модернизация традиционности» (1). Динамичность социокультурных изменений выступает фактором многочисленных барьеров в социализации современного молодого человека, порождая таким образом широкий круг проблем, который социологи обозначают как «молодежь в обществе риска» (4) и включают в него сокращение численности молодого поколения в нашей стране, углубление экономического, социального расслоения и культурного неравенства, рост деструктивных проявлений.
В данной ситуации одной из множества проблем, с которыми столкнулось российское общество на рубеже ХХ—ХХ! веков, явилась резкая смена практик социализации, неготовность старшего поколения (в рамках различных социальных институтов, в том числе учреждений образования и библиотек) оказать эффективную помощь в освоении сложной конфигурации социокультурных реалий, а также актуальных технологий саморазвития и самообразования. Анализ педагогических и библиотечных технологий, на которых основаны современные программы развития молодежного чтения, позволяет говорить об экстраполяции уже амортизированных и устаревших технологий в актуальные проекты.
Социологический подход к анализу проблем чтения молодежи требует постановки вопроса о ресурсообеспеченности читательской активности молодежи. С одной стороны, речь идет о невостребованности молодежи на рынке труда, о финансовой зависимости от родителей, о социальных проблемах студенчества как факторах, затрудняющих потребительскую активность молодежи на книжном рынке. Косвенным образом такая ситуация определяет и издательскую политику, использующую потребительские ориентации молодежи, не взвешивая при этом социальный статус молодежи и не уделяя должного внимания изданию литературно-художественных произведений, посвященных жизни и проблемам современной молодежи, образуя тем
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
самым серьезные лакуны в актуальном круге чтения молодежи.
С другой стороны, следует отметить неравномерность социально-культурного развития регионов, неравенство в распределении бюджетного финансирования, что сказывается на доступности молодому читателю библиотечного обслуживания. В данном случае в преимущественном положении традиционно оказываются жители столицы и больших городов, однако такие лидеры молодежного чтения, как РГБМ, на сегодняшний день остаются эталонными образцами.
Таким образом, нельзя не согласиться с Д.В. Кротовым относительно того, что «говоря о социальной ресурсообеспеченности российской молодежи необходимо иметь в виду, что она ориентирована на использование недефицитных ресурсов, которые ставят ее в положение "борьбы" за доступ к неопосредованным материальным благам, когда развитие молодежи определяется тем, что она осваивает инновационные ниши, опережая старшие поколения в тех сферах, которые открываются в связи с применением новых технологий» (3). В этих условиях интернет-проекты культурного и гуманитарного просвещения, обладающие потенциалом стимулирования читательской активности, приобретают особую значимость в силу возможности охвата широкой и удаленной аудитории, ее автоматизированной сегментации на многоаспектной основе, возможности концентрации на каждом сегменте и целенаправленном воздействии на него.
В современном обществе (как в науке, так и в социальном управлении, и в повседневных социальных практиках) справедливо сложилось устойчивое представление о молодежи как лидере информатизации. Информатизация создает разнообразие субинституциональных инструментов удовлетворения информационных и культурных потребностей. Проведенное нами социологическое исследование «Молодежная культура глазами старшего поколения» (2012 год, опрос, Москва и Краснодарский край, N=386) показало, что «поколение бабушек и
дедушек» (респонденты возрастной категории «от 56 лет и более») считает, что именно новации информационной эпохи (Интернет, мобильный телефон) выступают факторами снижения интереса к чтению. «Поколение родителей» (респонденты возрастной категории «от 35 до 55 лет») не столь категоричны в своих суждениях, однако 85% опрошенных считает, что современный Интернет не представляет разнообразия ресурсов культурно-просветительской направленности, ресурсов, стимулирующих интерес к чтению, к самообразованию, интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию.
Анализ современных интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения, реализуемых отечественными учреждениями культуры и образования, а также в рамках частной инициативы,позволя-ет говорить о тенденции отхода от статичного интернет-представительства к интерактивности, отказу от простого созерцания в пользу просветительной деятельности посредством интеллектуального взаимодействия и коллабаративного творчества. Это значительно повышает возможности стимулирования читательской активности молодежи как средства саморазвития и самообразования.
Интернет-проекты стимулирования читательской активности молодежи должны учитывать неоднородность молодежной культуры, сложность ее структуры, включающей
разнообразие субкультур, прокультурные и контркультурные элементы, зоны пересечения и сопричастности с традиционной культурой.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что уровень лояльности молодежи «официальным» интернет-проектам культурного и гуманитарного просвещения недостаточно высок в силу того, что недостаточно учитываются процессы самоорганизации, культурной идентификации и социальной интеграции молодежи как социальной группы. Инициаторам, идеологам и модераторам интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения необходимо помнить о
J
L
том, что традиционно молодежная культура, и молодежное чтение в частности, демонстрирует определенную обособленность от читательских интересов и предпочтений других поколений, от официальной культуры и от традиционных культурных ценностей. Таким образом, задача трансляции традиционных культурных ценностей посредством интернет-технологий стимулирования читательской активности молодежи требует отхода от «субъект-объектной» модели культурного и гуманитарного просвещения к «субъект-субъектной, которая продемонстрировала эффективность в педагогическом и социально-управленческом контексте.
Важнейшим требованием современных интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения выступает интерактивность, возможность вступать в коммуникацию как с «просветителем», «виртуальным библиографом-руководителем чтения», так и с другим читателем. Проведенные нами социологические исследования (исследования социально-маркетингового характера) показывают, что обмен мнениями, опытом, информацией, в том числе информацией рекомендательного библиографического характера, — одно из основных требований качества, которое предъявляет современный молодой пользователь к интернет-проектам культурного и гуманитарного просвещения.
Применение технологии интернет-коммьюнити в стимулировании читательского интереса позволяет варьировать уровни культурно-просветительного и педагогического воздействия общества в целом (его неструктурированного фрагмента) и конкретных целевых групп, групп потенциальных
^ Библиотечно-информационная деятельность
потребителей, групп влияния до отдельной персоны потребителя. Данные возможности отвечают актуальной в настоящее время тенденции к индивидуализации просветительного воздействия. Еще 5—7 лет назад в подходах к индивидуализации социального проектирования бытовало требование к масштабу сегмента, так как немногочисленный сегмент считался недоступным и слишком дорогостоящим для исследования воздействия программ лояльности. Идеология Web 2.0. предоставляет такую возможность.
Интернет-проекты стимулирования читательской активности, построенные на платформе Web 2.0., позволяют получить кумулятивный эффект просветительского воздействия посредством, во-первых, формирования общественного мнения, самоорганизации коммьюнити в отношении формируемой потребности в самообразовании, во-вторых, сервисов, позволяющих сохранять и обеспечивать доступ к коммуникационному контенту.
Выше описанные условия предоставляют виртуальному руководителю чтения возможность стать «другом», «членом группы», органично вписаться в круг молодежного общения для реализации своей программы и избежать при этом навязчивости, которую не приемлет современный молодой потребитель.
Одним из важнейших принципов интернет-проектов стимулирования читательской активности молодежи должен стать принцип опережающего реагирования, ибо эффективность молодежных проектов руководства чтением напрямую зависит от актуальности избираемых социально-информационных технологий, от соответствия их привычкам и стилю жизни современного молодого человека.
Примечания
1. Гофман, А. Б. Социология традиции и современная Россия / А. Б. Гофман // Россия реформирующаяся : [ежегодник] / отв. ред. М.К. Горшков. — Москва: ИС РАН, 2008. — Вып. 7. — С. 344.
2. Мелентьева, Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности / Ю. П. Мелентьева. — Москва: Институт психологии РАН, 1999. — 16 с.
3. Кротов, Д. В. Социальный капитал российской молодежи : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Д. В. Кротов. — Ростов-на-Дону, 2009.
4. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2003.