J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
(В,
ИБЛИОТЕКА ЗИМНЕГО ДВОРЦА В КОНТЕКСТЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ
Д. Л. Трофимова
Российская государственная библиотека
Сохранение культурной идентичности в стремительно меняющемся мире, безусловно, является одним из главных приоритетов XXI века. Рост интереса в научной литературе к проблемам реконструкции и изучения книжных собраний российских императоров в последние десятилетия не случаен, поскольку императорские библиотеки как духовное и интеллектуальное хранилище памятников отечественной книжной культуры в любую эпоху являлись одним из компонентов исторической и культурной преемственности.
Ключевые слова: император Николай II, библиотека императора, книжная культура, архив графа М.М. Корфа, В.В. Щеглов, отдел рукописей.
Preservation of cultural identity in a rapidly changing world, is certainly one of the main priorities of the XXI century. The growth of interest in the scientific literature to the problems of reconstruction and study the book collections of the Russian emperors in the last decade, is not accidental, since the imperial library as a repository of spiritual and intellectual monuments of national literary culture, in any era, is a component of the historical and cultural continuity.
Key words: emperor Nikolay II, library of the emperor, book culture, archive of count M.M. Korfa, V.V. Sheglov, department of manuscripts.
Устойчивый интерес к осмыслению императорской библиотеки как социального и культурного феномена, создающего облик и текст культурно-исторической эпохи, тесно связанного с историей книжной культуры, активизирует работу по раскрытию архивных материалов, выявлению и изучению коллекций и отдельных экземпляров из библиотек российских императоров.
На рубеже XIX—XX веков «Собственные его императорского величества библиотеки» представляли собой книжные коллекции российских императоров и членов царской семьи и состояли из библиотек императора Николая II, наследника цесаревича Алексея Николаевича, библиотек Царскосельского Александровского дворца, Гатчинского и Ливадийского дворцов, библиотеки, находя-
щейся на императорской яхте «Штандарт», а также библиотек, имевших мемориальный характер: императоров Александра III, Николая I, Александра II, императрицы Александры Федоровны — супруги императора Николая I, императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Кроме того, в состав императорских библиотек входил рукописный отдел (5, с. 86).
Книжное собрание императора Николая II, основная часть которого размещалась в залах Зимнего дворца, непрерывно пополнялась.
Библиотека императора Николая II находилась в неразрывной связи как с отечественной, так и с мировой книжной культурой. Собрание принадлежало к числу крупных книжных коллекций России и являлось одним из самых богатых по разнообразию темати-
230 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 230-233
J
ки. Художественные альбомы, древнерусские рукописные книги, лучшие образцы изданий многих универсальных и специализирован_ ных издательств, типографий, литографий — как России, так и Европы, произведения известных ученых, писателей, общественных деятелей с их автографами, подносные экземпляры, обширная коллекция журналов конца XIX — начала XX века — книжное собрание отражало не только личные интересы владельца, но и политическую, культурную, общественную жизнь государства.
Опыт исследования книжных собраний российских императоров как культурного феномена дает возможность выработать целостное представление о данной культурной форме, обладающей своей структурой, системой организации.В современных исследованиях уже осознана роль владельческих коллекций как важнейшей составляющей отечественной книжной культуры и мирового культурного наследия. По словам В.А. Петрицкого: «книжные памятники — своего рода вехи времени, по которым историку культуры представляется возможным вести отсчет событий, определивших развитие как национальных культур, так и мировой истории и культуры» (1, с. 83). Книжные коллекции Зимнего дворца представляют несомненный научный интерес, всецело связанный с преемственностью культурных традиций.
Формирование библиотек российских императоров имеет свою историю. Целенаправленно собирать книги и рукописи начал император Петр I, поручивший Иоганну Даниилу Шумахеру, ставшему с 1715 года первым официальным библиотекарем в России, в заграничных поездках «старатися полную библиотеку Вашему Императорскому Величеству промыслить». При Петре I императорская библиотека не только пополнялась. В то же время шел обратный процесс: материалы и целые коллекции из царской библиотеки передавались в различные научные и художественные общества России. Все последующие российские императоры и императрицы продолжили традицию книжного собирательства. Само понятие «Собственные его импе-
^ Библиотечно-информационная деятельность
раторского величества библиотеки» появляется в официальных документах, начиная с 1840-х годов по инициативе состоящего в то время в должности библиотекаря Флориана Антоновича Жиля. Во второй половине XIX века императорские библиотеки уже были выделены в особое ведомство, независимое от других дворцовых служб.
Традиционно существовало несколько основных источников комплектования императорских книжных собраний: покупка книг в России и за границей, получение официальных изданий, доставляемых государственными учреждениями, научными обществами, или изданий, поднесенных авторами, издателями, государственными и общественными деятелями членам императорской семьи. Еще одним источником комплектования библиотеки являлось приобретение частных коллекций и архивов, в числе которых в конце XIX — начале XX века были приобретены библиотека князя А.Б. Лобанова-Ростовского, библиотека Демидовых (находившаяся в родовом имении «Таицы»), коллекция В.Ф. Новицкого, архив графа М.А. Корфа.
Императорские библиотеки всегда являлись участниками и проводниками международных связей, в основе которых лежали экономические, научные и культурные интересы страны. Так, например, в 1844 году состоялся первый в истории обмен литературой между Китаем и Россией на правительственном уровне, когда российский император Николай I обратился с просьбой к цинскому правительству прислать китайские книги «Даньчжуре» и «Ганьчжуре», на тибетском языке (4, с. 155). Получив одобрение императора Сюань-Цзуна, цинское правительство решило подарить России и другие издания в количестве 800 томов. Россия в ответ преподнесла Китаю партию книг (более 700 томов), в которую вошли издания, отражающие историю, географию, культуру, общественную систему, развитие науки и техники России того времени. Книжные собрания российских императоров в любую историческую эпоху являлись, в том числе, и элементом политики, проводимой русскими императорами и направленной
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
на повышение престижа России в мировом культурном пространстве.
В фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) хранятся документы конца XIX — начала XX века, также характеризующие деятельность императорской библиотеки в области международного книгообмена. Фонд «Кабинета его императорского величества МИДв» включает дела о ежегодных поступлениях книг, доставляемых в императорскую библиотеку «Американской Комиссией по международному обмену изданий» (2, с. 74). Кроме пополнения книжного собрания, происходил и непрерывный процесс передачи книг и других материалов в библиотеки, музеи, университеты, училища и другие учреждения, не принадлежавшие царской семье, как за счет накопления большого количества дублетных экземпляров, так и отдельных даров. Краткий перечень переданных материалов, из отчетов за разные годы заведующего императорскими библиотеками В.В. Щеглова, может дать обзор, осуществлявшейся в этом направлении деятельности (5, с. 93).
Должность заведующего императорскими библиотеками занимал с 1903 по 1917 год статский советник Василий Васильевич Щеглов, в 1910 году в связи с работой, требующей специальных знаний архивного дела, он был командирован в Брюссель на Международный конгресс архивариусов и библиотекарей (5, с. 106). Хранившиеся в разных дворцах архивные материалы и рукописи были разобраны В.В. Щегловым и размещены в библиотеке Зимнего дворца.
В разное время в отделе рукописей Зимнего дворца работали многие известные исследователи, такие как искусствовед А.Н. Бенуа, военные историки А.В. Висковатов, Н.Ф. Дубровин, Н.К. Шильдер, литературовед А.Н. Пыпин, историк С.С. Татищев, библиограф В.А. Верещагин.
Раскрытие фондов происходило и благодаря опубликованию исторических материалов отдела рукописей библиотеки. Целенаправленная работа в этом направлении началась с января 1914 года. По распоря-
жению императора Николая II, заведующий библиотеками начал снимать копии с исторических документов и материалов, хранящихся в рукописном отделе, для дальнейшего опубликования в виде сборника. Это соотносилось и с деятельностью Императорского русского исторического общества (1866—1916), почетным председателем которого император Николай II являлся с 1895 года. Первые два сборника «Переписка Екатерины II с великим князем Павлом Петровичем» и «Материалы для биографии гр. А.А. Аракчеева», на основе документов отдела рукописей императорской библиотеки, были подготовлены к изданию заведующим библиотекой В.В. Щегловым в 1916 года. Материалы о деятельности по подготовке сборников к печати хранятся в фонде Российского государственного исторического архива.
Немалую часть императорской библиотеки составляли книги по искусству, художественные альбомы, иллюстрированные издания. В архиве Государственного Эрмитажа имеются материалы по организации каталогов и картотек данного раздела библиотеки. Регулярно пополнявшаяся картотека в документах именуется как «графический подвижной каталог» (3, с. 1). В фонде «Канцелярии Министерства императорского двора» Российского государственного исторического архива находятся дела, содержащие информацию о поднесении С.П. Дягилевым императору Николаю II журнала «Мир искусства», о субсидировании императором издания журнала «Мир искусства» и книги «Русская живопись в XVIII веке». Библиотека императора Николая II, по словам В.А. Петрицкого, «как оригинальное произведение, которое в диалектическом единстве отражает, с одной стороны, личность его создателя, а с другой — значительный срез эпохи как в ее главнейших, так и малозначительных чертах» (1, с. 36), собиравшаяся в период стремительного развития книжного дела в России и за рубежом, создания новых художественных стилей и направлений, также является информативным источником изучения книжной культуры рубежа XIX—XX веков.
J
L
Итак, книжные собрания российских императоров, большей частью хранившиеся в Зимнем дворце, являлись библиотеками особого рода и назначения, они изначально несли
^ Библиотечно-информационная деятельность
в себе репрезентативную функцию и были направлены на реализацию задач по сохранению выдающихся памятников отечественной и мировой книжной культуры.
Примечания
1. Петрицкий, В. А. Мир библиофильства: Вопросы теории, истории, психологии / В. А. Петрицкий. — Москва: Наука, 2006.
2. РГИА. Ф.468, оп.42, д. 2046, л. 74.
3. ФГУ АГЭ. Ф. 2, оп. XIV Б. (1908). д.1.
4. Чэн Чжень Ли Цзыюай О книгах, подаренных Россией цинскому правительству и хранящихся в Государственной библиотеке Китая / Чэн Чжень Ли Цзыюай // История библиотек. Вып.7. — Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2008.
5. Щеглов, В. В. Его императорского величества библиотеки и арсеналы / В. В. Щеглов. — Петроград: Государственная типография, 1917.
Л ИДЕР БИБЛИОТЕЧНОГО КОЛЛЕКТИВА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ю. А. Цукерман
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривают качества, способности и умения, каким должен обладать лидер библиотечного коллектива.
Ключевые слова: качества, способности, умения, лидер, библиотечное дело, социально-психологические аспекты.
The article considers the quality, skills and abilities, which should have a leader of library staff. Key words: quality, abilities, skills, leader, library, social and psychological aspects.
Сегодня лидерство является сложной проблемой в управленческой деятельности, а тем более — в библиотечной сфере. Свойства и характер лидера существенно отличаются от деятельности управленца. На наш взгляд, лидер больше регулирует, а не контролирует деятельность сотрудников. Ведь многие сотрудники против того, чтобы их контролировали и нуждаются лишь в воодушевлении и творческом подъеме, что особенно характерно для библиотечных работников.
Лидер в библиотеке является некой вдохновляющей силой для людей, которые его окружают, он обладает особенной властью, при которой окружающие люди готовы, сами того не осознавая, подчиняться ему, обладает некой харизмой, неоспоримой уверенностью в себе, внутренней привлекательностью и умением слушать собеседника. Лидерами библиотечного коллектива иногда становятся не директора ЦБС и библиотекой, а рядовые сотрудники, которые обслуживают читателей
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 233-236 233