УДК 94(470)«1894/1917»(093) Б01: 10.24411/2224-5391-2018-10202
Т. А. Исаченко
РЕДКИЕ РуКОпИСИ ЦАРСКОЙ СЕмьИ И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ фЕОДОРОВНЫ В СОБРАНИИ ДВОРЦОВЫх БИБЛИОТЕК
российской государственной библиотеки
Аннотация. Новые сведения, открывающиеся исследователям по мере обработки архивов, позволяют вносить дополнения в ранее известные факты, оценивая их в кругу новых источников. К уникальным источникам подобного рода относятся рукописные материалы из собрания Дворцовых библиотек, хранящиеся в Отделе рукописей РГБ (ф. 492). В фонде представлены материалы из так называемой «россыпи», т. е. разрозненные материалы, некогда принадлежавшие различным библиотекам семьи Романовых. Среди них есть дневники, альбомы, воспоминания, письма, путевые заметки, рисунки, но важнейшую часть собрания составляют рукописные книги, поступившие в Московский публичный и Румянцевский музеи, а после революции в Библиотеку им. В. И. Ленина из множества Дворцовых библиотек. Статья посвящена редким поступлениям такого рода, в числе которых нами выделена коллекция рукописных Евангелий Х1У-ХУ1 вв., принадлежавшая личной библиотеке императора-страстотерпца Николая II, пергаменный Часовник XV в., принадлежавший преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, дневник императрицы Марии Александровны с вложенной в него молитвой игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) и альбом великой княжны Анастасии, младшей дочери императора Николая II. Принято считать, что Анастасия в 1917 г. уничтожила все свои дневниковые записи, однако в собрании Дворцовых библиотек находится не описанный до настоящего времени альбом, который содержит подборку автографов, принадлежащих лицам из ближайшего окружения Анастасии. Хронологически записи, занесенные в альбом, охватывают период с июня 1912 по ноябрь 1917 г. Можно допустить, что Анастасия не расставалась со своим дневником до отъезда в Екатеринбург и дневник был сохранен, будучи
© Т. А. Исаченко, 2018
45
вывезен из Тобольска кем-то из ближайшего окружения принцессы. Альбом сопровождал Анастасию во всех ее перемещениях, на что указывают даты и места пребывания: большая часть записей 1912-1913 гг. сделана на яхте «Штандарт» (Балтийский порт, Ливадия), записи 19151917 сделаны в Царском Селе, Могилеве и Тобольске. Последняя запись альбома сделана в Тобольске 17 ноября 1917 г. рукой Клары Битнер.
Ключевые слова: Евангелия личной библиотеки императора Николая II, дары е. в. Барсова, Часовник великой княгини Елисаветы Феодо-ровны, дневник императрицы Марии Александровны, собрание Дворцовых библиотек, альбом великой княжны Анастасии, автографы.
Цитирование. исаченко т. а. Редкие рукописи Царской семьи и великой княгини Елисаветы Феодоровны в собрании Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22). С. 45-80. Б01: 10.24411/2224-53912018-10202
В последние годы появилось значительное количество работ, посвященных династии Романовых, биографиям отдельных ее представителей, их трагическим судьбам после 1917 г.1 Работы эти всеохватны, они затрагивают вопросы престолонаследия, геральдики, генеалогии2, отражают повседневную жизнь Российского императорского двора и ее «парадный фасад» — коронации, дипломатические приемы и высочайшие выходы, военные парады, церемониальные застолья и балы3. В этих работах отра-
1 Гибель семьи императора Николая II: следствие длиною в век: каталог выставки / [Б. ф. Додонов и др.]. М., 2012; Следствие длиною в век: гибель семьи императора Николая II [и др.; авт. концепции: С. В. Мироненко, М. В. Сидорова, В. Цуриков]. М., 2014; Мультатули П. в. Кругом измена, трусость и обман: подлинная история отречения Николая II. М., 2013.
2 Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии / [сост., авт. пре-дисл., очерки А. Н. Боханов, Д. М. Мсмаил-Заде]. М., 1992; Алексеева М. в. «На золотом крыльце...». Династия Романовых: Биографический и библиографический справочник. СПб., 2007; Кузьмин Ю. А. Российская императорская фамилия (1797-1917): Биобиблиографический справочник. 2-е изд. СПб., 2011; Дом Романовых 1613-1917 гг.: электронный иллюстрированный биобиблиографический справочник. Дополнительная литература / Сайт «Российская национальная библиотека». иКХ: http://nlr.ru/res/refer/ro-шапоу/Ш:ег.рЬр (дата обращения: 24.05.2018).
3 Захарова О. Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII — начала XX века. Коронации, дипломатические приемы, высочайшие выходы, военные парады, рыцарские карусели, церемониальные застолья, балы. М., 2003;
жен детский и взрослый мир императорских резиденций, его повседневность и церемониал — трудно перечислить все разнообразие тем, которые бы не привлекли внимание исследователей за три минувших десятилетия.
Новые сведения, открывающиеся ученым по мере обработки архивов, позволяют вносить дополнения в ранее известные факты, оценивая их в кругу новых источников. К уникальным источникам подобного рода относятся рукописные материалы из собрания Дворцовых библиотек, хранящиеся в Отделе рукописей РГБ (ф. 492). В фонде сосредоточены дневники, альбомы, воспоминания, письма, путевые заметки, рисунки. Важнейшую часть собрания составляют рукописные книги: здесь присутствуют средневековый бревиарий XV в., принадлежавший великой княгине Елисавете Феодоровне (ил. 1), уставные и полууставные Евангелия XIV-XVI вв. из «Собственной Его Императорского Величества библиотеки» императора Николая II в Зимнем дворце (ил. 2), личный дневник великой княжны Анастасии в красивом издательском оформлении, подносные экземпляры авторских сочинений («Русские народные сказки в стихах» Анатолия Брянчанинова, 1883 г., поэма «Бородино», поднесенная царю одним полковым офицером в дни широко отмечавшегося в 1912 г. 100-летия битвы под Бородино). Обращение к этим историческим документам делает нас свидетелями того, что наполняло жизнь семьи императора Николая II в предреволюционные годы.
Собрание Дворцовых библиотек в Отделе рукописей РГБ было сформировано в 1993 г. Из небольшого обзора, предваряющего опись, следует, что в фонд поступили разрозненные книги и материалы, прежде принадлежащие нескольким библиотекам семьи Романовых: Стрель-нинского дворца, Царскосельской дворцовой, великого князя Михаила Николаевича (1832-1909) в Ново-Михайловском дворце, Эрмитажной, императора Александра II в Зимнем дворце, императора Александра III в Аничковом дворце, императора Николая II в Зимнем дворце, императрицы Александры Феодоровны4, библиотек в Мраморном дворце и в
Зимин И. В. Взрослый мир императорских резиденций, вторая четверть XIX — начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб., 2011; Зимин И. В. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб., 2011.
4 Л. Б. Максимова, в частности, отмечает: «Библиотека императрицы и вел. княжон в Зимнем дворце насчитывала около 2 тыс. томов, там же хранились и рукописи. Книги А. Ф. находились также в Ливадии, Царском Селе, они отмечены экслибрисом и яв-
Ильинском с экслибрисами великой княгини Елисаветы Феодоровны (1864-1918) и ее приемного сына великого князя Дмитрия Павловича (1891-1942). В рабочих документах отдела фонд имеет двойное название: одно опирается на место первоначального хранения документа («Собрание материалов из Дворцовых библиотек»)5, второе связывает материалы фонда непосредственно с династией (в документах группы учета фонд именуется «Романовы — царская библиотека»; название получило отражение в записи картотеки читательского зала). Так или иначе, фонд 492 содержит материалы, принадлежащие Романовым — династии, правившей в России с 1613 по 1917 гг. Соответственно, к этому широкому временному диапазону относятся и хранящиеся в фонде рукописи. Настоящая статья посвящена важнейшим экспонатам коллекции, имеющим высокую художественную и историческую ценность. Внимание сосредоточено в первую очередь на книгах, принадлежавших невинно убиенному в июле 1918 г. святому императору Николаю II и его семье (в частности младшей дочери императора великой княжне Анастасии), а также великой княгине Елисавете Феодоровне, столетие мученической кончины которых отмечается в 2018 г. Важным с исторической точки зрения представляется рукописный дневник императрицы Марии Александровны, состоявшей в переписке с игуменией Спасо-Бородинского монастыря матерью Марией (Маргаритой Михайловной Тучковой; 1781-1852)6. Историческая ценность названных материалов побуждает нас познакомить научную общественность с этой замечательной коллекцией, бережно хранимой в стенах Российской государственной библиотеки.
Коллекция Евангелий Собственной Его Императорского Величества библиотеки императора Николая II
Из «Собственной Его Императорского Величества библиотеки» императора Николая II в Московский публичный и Румянцевский музей
ляются произведениями издательского и переплетного искусства» (Максимова Л. Б. Александра Феодоровна, мц. // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 555).
5 Ф. 492. Собрание материалов из Дворцовых библиотек / сост. М. В. Подмарькова. М., 1993.
6 «Се аз, господи, игумения Мария»: сб. материалов / государственный Бородинский военно-ист. музей-заповедник; Спасо-Бородинский женский монастырь; [сост. Е. В. Се-менищева]. М., 2006. 141 с.
(далее: МПиРМ) поступило несколько редких рукописных Евангелий, представляющих большую ценность (ил. 2). В пополнении Императорской коллекции лично участвовал известный собиратель и исследователь Е. В. Барсов.
Елпидифор Васильевич Барсов (1836-1917) является одним из видных отечественных ученых последней четверти XIX — начала XX вв. Биографические сведения о нем, характеристика его научной и собирательской деятельности подробно изложены Д. В. Цветаевым в записках 1887 г.7 Большая часть рукописной коллекция Барсова (2728 номеров) в 1914 г. была передана им в Исторический музей в Москве8. Оставшиеся в личной коллекции собирателя книги впоследствии влились в библиотеку Московского публичного и Румянцевского музея. Таким образом, в историю МПиРМ Е. В. Барсов вошел не только своими замечательными описаниями, изданием памятников Северного края, но еще в большей степени той частью своей коллекции, которая влилась в МПиРМ вместе с коллекцией Общества древнерусского искусства при МПиРМ9. Малоизвестная страница биографии Е. В. Барсова связана с его подношениями Царской семье — обойденная исследователями тема. В 1889 г. собирателем были преподнесены наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору) пергаменное Евангелие-апракос 1-й половины XIV в. на 6 листах, получившее в музейном собрании № 7521 и ныне хранящееся в фонде Дворцовых библиотек по № 183.
Пергаменное Евангелие-апракос, имеет сопровождающую запись о приобретении «от секретаря Императорского общества истории и древностей Российских действительного статского советника Барсова» в 1889 г.10 Отрывок представляет собой уставной текст, писанный в два столбца. Инициалы тератологические и близкие к ним (киноварь и киноварь с незначительным использованием чернил).
Еще две рукописи, лично принадлежавшие императору, значатся в фонде Дворцовых библиотек под № 184 (Евангелие-тетр, вторая по-
7 Цветаев Д. В. Записка об ученых трудах Е. В. Барсова. М., 1887.
8 Малицкий Г. Л., Щепкин В. Н. Рукописи Елпидифора Васильевича Барсова. М., 1915. С. 3.
9 Отчет МПи-РМ за 1867-1869 гг. М., 1871. С. 45-46; Книга поступлений отдела рукописей за 1929-1938 гг., л. 2 об., № 27, 36; Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Указатель. Т. 1. Вып. 2 (1917-1947). М., 1986. С. 331.
10 В рукопись вложена записка; также имеется конверт с аналогичной записью.
ловина XV в., на 237 лл., с записью: «приобретена у Барсова») и № 187 (Евангелие-апракос, второй половины XVI в., рукопись изящного исполнения, тонкой художественной работы с миниатюрами, принадлежащая Макариевской эпохе, ил. 3). Наконец, пятая рукопись — толковое Евангелие-тетр под № 185, последней четверти XV в., поступило в библиотеку Румянцевского музея в 1909 г. «из комнат Его Императорского Величества».
Шестое Евангелие, изящно оформленное и поднесенное русскому царю во время Первой мировой войны, было составлено луганским священником Константином Хмельницким. Основному тексту предшествует посвящение, из которого следует, что рукопись была начата 19 июля 1914 г. и закончена в октябре 1916 г. Книга была передана в МПиРМ через обер-прокурора Святейшего Синода, о чем свидетельствует запись карандашом на л. 86 об. Можно предположить, что рукопись была подарена государю в октябре 1916 г. в Ставке, когда отмечался праздник Е. В. Императорского Конвоя11. Ее внешний вид и оформление соответствует подношению самого высокого уровня.
Коснемся двух рукописей из личной библотеки императора более подробно.
Под № 185 в собрании числится Евангелие-тетр посл. четв. XV в. с толкованиями Феофилакта Болгарского, о принадлежности которого свидетельствует запись, сделанная карандашом на отдельном листке: «От князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова. 1908».
Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (1862-1930), управляющий всеми недвижимыми имуществами, принадлежавшими Святейшему Синоду в Москве (с 1894 г.), действительный статский советник (1900), гофмейстер Высочайшего двора (1903), член Государственного совета (с 1906 г.), основатель Общества возрождения художественной Руси (1915 г.), прокурор Синодальной конторы и, одновременно, управляющий Синодальным училищем, начальник Синодального хора, был человеком редких способностей и духовных дарований. Под управлением его находились Патриаршая библиотека и Патриаршая ризница, он был знатоком церковного искусства, много сил отдавал основанному им Об-
11 Высочайше установленный в 1861 г., в память битвы под Лейпцигом, этот праздник всегда отмечался 4 октября (см.: [Галушкин Н. В.] Собственный Е. И. В. Конвой. Гвардейский дивизион / ред. П. Н. Стрелянов (Калабухов). М., 2008. С. 242).
ществу возрождения художественной Руси. В апреле 1906 г. князь Алексей Александрович был назначен обер-прокурором Св. Синода, а после трагической гибели председателя Императорского палестинского общества великого князя Сергея Александровича (1905) стал помощником великой княгини Елисаветы Феодоровны, вставшей во главе этого Общества (ИППО), его вице-председателем, а с апреля 1917 г. председателем. А. А. Ширинский-Шихматов, по выражению близко знавшего его князя Н. Д. Жевахова, был «прямым продолжателем Константина Петровича Победоносцева по его духовному и государственному облику»12. «Он знал почти всех знатоков и любителей русского искусства, зодчества, словесности, истории, иконографии, археологии, музыки наконец, кустарничества; эти связи создала ему его большая строительная деятельность — начиная с реставрации Успенского собора и кончая руководящей ролью в деле построения Николо-Александровского храма Императорского православного палестинского общества в Петрограде (1911) и церковью с прекрасным странноприимным домом и в древнерусском стиле в Бари; немалые связи сложились и в итоге строительства царскосельского Фео-доровского собора (в память 300-летия Дома Романовых), особенно нижнего храма, почти единолично оборудованного князем, — и окружавшего собор т. н. "Царского городка'', в котором должны были разместиться казармы Собственного Е. В. Конвоя и сводного гвардейского пехотного полка. Со смертью князя ушел в могилу не только просто хороший человек и крупный государственный деятель, но и человек старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России в самый светлый момент ее государственной жизни»13.
О принадлежности рукописи № 185 к собранию христианских древностей князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова (брата Алексея Александровича) говорит владельческая запись «Собр. христ. древн. кн. Андр. Ш-Шихматова. № третий»14. Запись читается на л. 1, 2,
12 Жевахов Н. Д., кн. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (t 22.12.1930). Краткий очерк жизни и деятельности. Новый Сад, 1934. Цит. по публикации на портале «Русское воскресение». URL: http://www.voskres.ru/podvizhniki/shihmatov.htm (дата обращения: 24.05.2018).
13 Там же.
14 Кн. Андрей Александрович Ширинский-Шихматов (1868-1927) — российский государственный деятель, член Совета министра внутренних дел в чине статского советника, родной брат Алексея Ширинского-Шихматова. В ноябре 1916 г. вышел в отстав-
7, 99, 164 и 269. На л. 355 об. карандашом помечено: «Книга поступл. № 62.17.11.1909. Из комн. Его Имп. Вел.». Эта вторая запись, впрочем, относится к поступлениям уже в стены Московского публичного и Румян-цевского музея.
Крышки переплета Евангелия обтянуты узорчатым холстом. На верхней крышке сохранились металлические наугольники с изображениями Евангелистов (правый нижний угол поврежден). В среднике — изображение Распятия с предстоящими. На форзаце — экслибрис имп. Николая II, шифр «35/3/ 15п».
На л. 7, 99, 164 и 269 заставки (4) и инициалы (4), в красках. Заголовки писаны вязью. Перед текстами Евангелий присутствуют оглавления и предисловия Феофилакта Болгарского. Нач.: «Ведомо тебе буди, яко четыре суть Евангелиа...» (л. 1). В конце (л. 339-351об.) — Собор-ник и указатели.
Под № 187 в собрании Дворцовых библиотек числится Евангелие-апракос, второй половины XVI в. (б. зн.: Брике, № 12892, 1536-1553 гг.; № 11004-1552; № 10787-10788, 1548 г.). Полуустав. 457 л. 1° (28,0x19,2). Переплет — доски, обтянутые малиновым бархатом. Рукопись в 1993 г. еще не была отреставрирована, поэтому в описании зафиксирована ее плохая сохранность (рукопись испорчена сыростью, чернила разъедают бумагу). Сегодня, после реставрационных работ, выполненных в Отделе консервации РГБ, Евангелие выглядит нарядно и празднично — бумага очищена и закреплена, листы отреставрированы. Рукопись имеет владельческие записи: 1) «Еванъгелие Василия Купца/ Васи<л>ия Анъдреи<в>а Грузи-нова» (на обороте верхней крышки); 2) «Сына его Асафа (?) Васильича Грузинова» (л. 449). На обороте верхней крышки и на л. 1 помета «33». На л. 1 об. экслибрис императора Николая II и шифр: «41/4/4п».
В рукопись вложена записка, писанная округлым красивым почерком в дореволюционной орфографии: «№ 2. Евангел1е — 4°. XVI века, / Съ разнообразными заставками передъ каждымъ Евангелистомъ / Прюбретена
ку, занимался художественной просветительной деятельностью, был увлеченным коллекционером. В 1904 г. в имении Островки построил церковь-музей. В январе 1916 г. был арестован, выпущен из Бутырской тюрьмы по ходатайству Красного Креста (лично Н. К. Муравьева). О собрании христианских древностей князя А. А. Ширинского-Шихматова упоминается в «Вестнике № 10 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари», изданном 4-го апреля 1904 г. (данные интернет-портала «Православная выставка». иКХ: http://pravoslavie-expo.ru/history/detail. php?ID=460 (дата обращения: 24.05.2018)).
отъ Секретаря Импер<аторскаго> Общества исторш и древностей Россшскихъ, Действ<ительнаго> Статскаго Советника Барсова въ 1894 г.». Вероятно, запись сделана хранителем МПиРМ, поскольку на л. 45 об. карандашом отмечена дата поступления: «Кн<ижное> пост<упление> № 237 17 апр. 1904 г.» (на рукописи под № 185 присутствует аналогичная запись с уточнением: «Из комнат Его Императорского Величества»).
На четырех листах Евангелия-апракоса (л. 1 об., 59, 122 об. и 160 об.) — миниатюры с изображениями евангелистов (краски, золото). Первая наклеена на позднейший лист. Перед миниатюрами — шелковые завесы. На л. 2, 60,123, 161, 287, 391 шесть заставок и еще малая заставка на л. 323 (краски, золото).
Многочисленные инициалы и заголовки выписаны золотой вязью, они также очень красочны и нарядны. В конце рукописи (л. 391) помещен Соборник.
Можно предположить, что эта редкая по своему оформлению рукопись была поднесена Е. В. Барсовым цесаревичу Николаю Александровичу на бракосочетание императора Николая II и Александры Феодоровны, которое состоялось в церкви Зимнего дворца 14 ноября 1894 г., в день рождения императрицы Марии Феодоровны. Рукопись принадлежит Макари-евской эпохе — времени больших государственных свершений, военных и геополитических побед, церковных реформ. Оформление книги свидетельствует о принадлежности одной из лучших художественных школ. Поступление в личную библиотеку русского императора столь ценной рукописи свидетельствует не только о хорошем вкусе дарителя, но о его понимании задач, связанных с формированием личной царской библиотеки.
Мы осторожно можем предположить, что уникальное «Евангел1е № 2 — 4°. XVI века» из библиотеки Е. И. В. в Зимнем дворце есть то самое Евангелие царя Феодора Ивановича, которое находилось в подземном храме во имя преподобного Серафима Саровского Феодоровского городка. Придворный собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери был выстроен в Александровском парке Царского Села по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского. Собор строился на средства императорской семьи, распорядителем работ был Д. Н. Ломан (1868-1918)15. Собор был освящен 20 августа 1912 г., он являлся подлинной сокровищницей
15 Пояснительная записка капитана Ломана по оборудованию церкви преп. Серафима Саровского чудотворца при собственном Его Императорского Величества сводном пехотном полку в Царском Селе. СПб., 1912.
старинной иконописи и церковной утвари, в нем была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни Александры Феодоровны.
Рукопись Евангелия-апракоса под № 2, как оно значилось в Императорской библиотеке, имеет владельческие записи, указывающие на «грузинский» след в ее истории. Между тем, согласно историческим данным, в 1586 г. грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоаннови-чу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. «Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь "землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку". Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому царю, был заключен, по всей видимости, в 1587 г. Царь и патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания»16. Владельческие записи Евангелия 1) «Еванъгелие Василия Купца / Васи<л>ия Анъдреи<в>а Грузинова» (на обороте верхней крышки); 2) «Сына его Аса-фа (?) Васильича Грузинова» (л. 449) дают основание связывать появление царской рукописи в Москве с грузинской диаспорой. Высочайший уровень художественного оформления подтверждает догадку о вероятности отождествления рукописи с Феодоровским Евангелием, хранившимся в подземном храме собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
Как известно, библиотека в Зимнем дворце была разграблена революционными матросами в 1917 г. Своевременная передача ценностей в стены Румянцевского музея сохранила уникальные экспонаты царской коллекции.
«Книга Часов» из библиотеки святой преподобномученицы Ел^аветы Феодоровны
Часовник (Liber Horarum, «Книга Часов») числится в ф. 492 под № 196. Датируется серединой XV в. Написана на пергамене. В конце XIX — начале XIX вв. находилась во владении членов Императорской семьи в подмосковной резиденции Ильинское.
Рукопись первоначально принадлежала великой княгине Елиса-вете Феодоровне, о чем свидетельствует экслибрис на задней крышке переплета с номером 1278. Вероятно, Елисавета Феодоровна подарила книгу своему приемному сыну, великому князю Дмитрию Павловичу (экслибрис на обороте верхней крышки переплета с № 2343).
16 Православная энциклопедия. Т. I. М., 2001. С. 553-558.
Оформление этой редкой книги нарядно и красочно: орнамент из цветов и ягод с редким включением животных и птиц. Мелкие листочки и цветки украшены накладным золотом. Инициалы — крупные, на фоне накладного золота, с миниатюрами, изображениями цветов и орнаментов. Средние — синие с красными филигранями, красные — с синими, выходящими на поля. Сохранность иллюстраций фрагментарная — золото, краски (иногда смыты до рисунка). Десять миниатюр, украшающих рукопись, включают сюжеты: Распятие с предстоящими Девой Марией и апостолом Иоанном (л. 7 об., в лист), Христос с орудиями Страстей (л. 8, в инициале), Мадонна во славе (л. 26 об., в лист), св. Анна с Девой Марией и Младенцем Христом (л. 37, в инициале), Христос Апокалип-сиос с предстоящими Девой Марией и апостолом Иоанном (л. 64 об., в лист), царь Давид (л. 65, в инициале), Христос во гробе (л. 114, в инициале), Голова Христа (л. 121 об., в инициале), Архангел Михаил, взвешивающий души умерших (л. 183 об., в лист), двухфигурная композиция «грешники, горящие в огне» (л. 184, в инициале).
Можно предположить, что «Книга Часов» была привезена гессенской принцессой в Россию, по ней, вероятно, великая княгиня вычитывала утренние и вечерние молитвы, следуя лютеранскому молитвослову до принятия ею православия (1891).
«Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином», — писала она отцу, великому герцогу Гессен-Дармштадтскому Людвигу IV17.
«Дневник» государыни императрицы Марии Александровны
В собрании Дворцовых библиотек обращает на себя внимание личный дневник государыни императрицы Марии Александровны (1824-1880), супруги российского императора Александра II Освободителя.
Дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига II и принцессы Вильгельмины Луизы Баденской, императрица Мария Александровна родилась в 1824 г. в Дармштадте и вступила в брак в 1841 г., став русской царицей в 30 лет. Коронация состоялась 26 августа 1856 г. в Успенском соборе. Дневник велся императрицей с марта 1841 года по
17 Максимова л. Б. Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 389-399.
сентябрь 1859. Места внесения записей фиксируются: Берлин, Аничков <дворец>, Царское Село, Дармштадт. Записи сделаны преимущественно на немецком и французском языках.
Дневник представляет собой рукопись небольшого формата, в 16-ю долю листа, в лиловом бархатном переплете с золотым тиснением и фигурной металлической застежкой в виде листка. На верхней крышке сохранились следы металлической накладки в виде Распятия. Обрез золотой. Защитные листы оклеены белым муаром на обороте верхней крышки переплета экслибрис: «Двора Е. И. В. Великой Княгини Елиса-веты Феодоровны. 312».
Отдельные листы вложены в рукопись (л. 5, 37, 40, 44, 47, 65, 66, 72, 75-77, 79), на них присутствуют записи, к некоторым листам прикреплены сухие цветы и листья. На л. 37 — записка императрицы Марии Феодоровны (26 сентября, автограф, франц. яз.). На л. 40 — гравюра с изображением Распятия, на обороте которой дарственная надпись: «Meiner lieben Marie», рукою неустановленного лица. На одном из вложенных листков (л. 47) — молитва на церковнославянском, полууставом с пояснительной записью, рукой императрицы Марии Александровны (на французском языке). В записи говорится о получении данной молитвы от М. М. Тучковой. Внизу листа проставлена дата — 1849 г.
Текст молитвы, судя по всему, принадлежит руке игумении Спасо-Бо-родинского монастыря Марии (Маргариты) Тучковой — крестной матери императрицы Марии Александровны. Игумения Мария (Тучкова) была восприемницей императрицы при переходе ее из лютеранства в православие, находилась с ней в духовном общении до конца своих дней. Потерявшая мужа, павшего на Бородинском поле, и сына, умершего от неудачной вакцинации, мать Мария, вероятно, предчувствовала те потрясения, которые ожидают императрицу Марию, ибо сама пережила много горя, но была личностью сильной, ее авторитет в русском обществе был непререкаем. Как и императрица Мария Александровна, матушка Мария состояла в переписке с митрополитом Филаретом18. Многое сближало игумению Бородинского монастыря с государыней императрицей — воля, ум, выпавшие на долю обеих страдания и потрясения...
«Для меня она была одной из тех евангельских жен, которые направляются ко Гробу Господню», — писала об императрице сестра императора
18 Филарет (Дроздов), митр. Письма митрополита Филарета к игумении Спасо-Боро-динского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868. 86 с.
Александра II великая княжна Ольга Николаевна. «Папа [Николай I] всегда начинал свои письма к ней словами: "Благословенно Твое Имя, Мария!"»19 Митрополит Филарет (Дроздов), которому приходилось знать и исповедовать императрицу Марию Александровну, говорил о ней: «Это первая истинно православная русская царица».
Только две записи в дневнике императрицы Марии Александровны сделаны на русском языке, и одна из них — молитва игумении Марии (Тучковой): «Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим, Иисусе. / Внегда унывати духом нашим, не разлучайся от душ наших в скорбех, / Не удаляйся от мыслей наших во обстояниях, но присно нас предвари / Приближися нам, приближися везде, Сый, якоже со Апостолы Твоими всегда еси, Сице и Тебе всегда желающим соедини Себе, ще-дре, да совокуплени Тебе, поем и славословим Всесвятаго Духа Твоего».
Вторая русская запись сделана на одном из вложенных листков (между л. 67-68): детской рукой здесь выведено слово «Мама». Под 13 апреля 1891 г. датируется записка великому князю Сергею Александровичу (рукою неустановленного лица, на французском языке). Соседство на небольшом пространстве дневника императрицы Марии имен матушки Марии, великой княгини Елисаветы Феодоровны и великого князя Сергея Александровича наводит на определенные раздумья. Записи сделаны тогда, когда все дорогие сердцу русской императрицы люди еще живы — еще 16 лет до безвременной кончины наследника цесаревича Николая (старшего сына) и 46 лет до гибели другого — Сергия, 33 года до гибели мужа, императора Александра II. Великому князю Сергею Александровичу предстоит еще вырасти, возглавить Императорское палестинское общество, внести свою лепту в дело утверждения русского присутствия в Святой Земле. Ей, русской императрице, предстоит пережить многое, в том числе 6 покушений на Александра II. Игумения Спасо-Бородинского монастыря Мария (Тучкова) напутствует свою венценосную крестницу проникновенной молитвой, возможно составленной ею самой.
Незадолго до своей кончины, последовавшей на 56 году жизни в 1880 г., императрица Мария Александровна писала: «Прошу моих милых детей 40 дней присутствовать на литургиях во время Пресуществления Святых Даров». Желая помолиться о матери в Святой Земле,
19 Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны 1825-1846 // Сайт «Литература и жизнь». иКХ: http://dugward.ru/library/olga_nick.html (дата обращения: 05.06.2018).
великие князья Сергий и Павел Александровичи, а также присоединившийся к ним двоюродный брат великий князь Константин Константинович (впоследствии известный поэт К. Р., президент Академии наук), 21-31 мая 1881 г. совершили паломничество в Святую Землю. Это паломничество имело решающее значение в истории основания Императорского православного палестинского общества.
«Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина императрицы Марии Александровны (22 мая 1880 г.) и убийство Александра II (1 марта 1881 г.). Неизвестно, кто подсказал великим князьям мысль о поминальном паломничестве. Видимо, идея возникла спонтанно: императрица Мария Александровна хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине.
Тесный контакт с начальником Духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином способствовал личному заинтересованному отношению Сергия Александровича к проблемам Русской Палестины. Вскоре после возвращения великих князей в Петербург Хитрово с помощью их воспитателя адмирала Д. С. Арсеньева и адмирала Е. В. Путятина добился аудиенции у великого князя Сергия Александровича и убедил его встать во главе проектируемого Православного Палестинского общества. 8 мая 1882 г. был высочайше утвержден устав Общества, а 21 мая во дворце вел. кн. Николая Николаевича Старшего (также совершившего паломничество в Святую Землю в 1872 г.) в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовой церкви, состоялось его торжественное открытие»20.
Императрица Мария Александровна оказала исключительно благотворное влияние на формирование личности ее детей, внуков и правнуков. Под сильным влиянием матери находились император Александр III и его сын, российский император Николай II. Известно, что Марии Александровне посвящали вдохновенные строки великие русские поэты П. А. Вяземский, Ф. И. Тютчев, В. А. Жуковский. Знаменитое стихотворение Ф. И. Тютчева, посвященное императрице Марии («Как неразгаданная
20 Лисовой Н. Н. Императорское православное палестинское общество: XIX-XX-XXI века // Отечественная история. 2007. № 1. С. 3-22.
тайна.»), украсило в 1895 г. альбом-ежедневник, преподнесенный молодой императорской чете — Николаю II и его супруге Александре кем-то из близких людей (вероятно, на первую годовщину их бракосочетания). Позднее альбом был подарен родителями великой княжне Анастасии, о чем имеется запись самой княжны (1912 г.). Дата, на которую приходится день рождения государыни императрицы Марии Александровны, — 27 июля по старому стилю, не осталась пустой, страницу на этот день календаря заполнило стихотворение Ф. И. Тютчева, промыслительно включенное издателями на 27 июля в альбом «Дума за думой».
ИмпЕРАТРИЦЕ мАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней, Душою чистой иль греховной, Ты вдруг почувствуешь живей, Что есть мир лучший, мир духовный.
Как неразгаданная тайна, Живая прелесть дышет в ней; Мы смотрим с трепетом тревожным На тихий свет ея очей.
Земное ль в ней очарованье Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать.
ф. и. тютчев. императрице Марии Александровне. 3 ноября 1864 г.
В дальнейшем альбом «Дума за думой» (СПб., 1895), владелицей которого в 1912 г. стала маленькая великая княжна, соединил дни рождения дорогих ей лиц с их автографами — по тому же принципу, по какому в 1895 г. было внесено в дневник стихотворение Ф. И. Тютчева.
«Дума за думой» — альбом младшей дочери государя императора Николая II
Принято считать, что великая княжна Анастасия в 1917 г. уничтожила все свои дневниковые записи. Однако в Собрании дворцовых библиотек Отдела рукописей РГБ (ф. 492) хранится альбом младшей дочери
государя императора Николая II, сохранивший автографы ближайшего окружения Анастасии. Записи и даты, внесенные в альбом, охватывают период с июня 1912 по ноябрь 1917 г. Последняя запись альбома сделана в Тобольске 17 ноября 1917 г.
Альбом, хранящийся в РГБ, был подарен Анастасии на ее 11-ле-тие21. На обороте верхней крышки детской рукой выведено «От мама и папа Анастасии Романовой. Петергоф. 5 июня 1912. Царское Село». Дата подписи указывает на день рождения великой княжны по старому стилю. Бросается в глаза некоторая несообразность дарственной надписи, сделанной в нарушении праздничного оформления и правил чистописания. Создается впечатление, что писавший слишком мал, чтобы быть знакомым с этими правилами — крупный, детский подчерк принадлежит либо Анастасии, либо, что кажется более вероятным, царевичу Алексею, брату и задушевному другу юной принцессы, которому в июне 1912 года еще не исполнилось 8 лет. Его автограф видим на л. 133 с датой 30 июля 1912 г. — подпись «Алексей» под недетскими стихами князя П. А. Вяземского:
И чувство, брошенное скрытно, Залогом жизни в нашу грудь Всегда одно и первобытно, Чем было, тем оно и будь!
Подпись царевича Алексея, по сути, одна из первых записей лета 1912 г., она сделана через месяц после того, как альбом был подарен великой княжне. Это заставило нас предположить, что надпись на обороте переплета выведена его рукой. Однако на самом деле это не так. Альбом подписан самой Анастасией, не отличавшейся прилежанием, ее неровным детским почерком, о небрежности которого сохранились свидетельства очевидцев (ил. 3)22.
Альбом числится в ф. 492 под № 23 и содержит 450 страниц (227 листов). Оформление книги нарядно и празднично — красный коленкоровый переплет украшен кожаным корешком и уголками такого же цвета. Издание открывает титульный лист, на котором посеребренной вязью выведено название: «Дума за думой. Памятная книга на каждый день»,
21 Даты в альбоме по юлианскому календарю.
22 Раппапорт X. Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни. М., 2018. С. 147, 226.
ниже, в выходных данных указан год издания — 1895 (ил. 4). На дополнительном листе — эпиграф: «Дума за думой, лица за лицами / Милые тут имена; / Книга настольная — жизни страницами, Памятью сердца полна» (л. 4). Эпиграф издания прямо связывает его содержание с «памятью сердца», ибо книга предназначена для памятных записей. И эти записи наполняют все 450 страниц альбом. Однако в какой системе заполнялся альбом? По какому принципу расположены в нем записи? Альбом великой княжны Анастасии начал активно заполняться летом 1912 г. и велся с большей или меньшей регулярностью до конца 1917 г. (последняя запись альбома сделана рукой классной дамы Клары Битнер в Тобольске 17 ноября 1917 г.). На с. 14 присутствует запись, относящаяся к 1909 г. Поставленные вопросы — это загадки альбома. Одна из них связана с записью 1909 года (ее мы коснемся в отдельной статье). Вторая — с принципом внесения в него записей: как выбираются листы — соотносятся ли они с содержанием представленных стихотворений или существует иной принцип? Как группируются записи: почему одни листы плотно заполнены, а другие оставлены пустыми? Почему одной и той же датой подписаны разные страницы альбома? Загадкой остается также вопрос об отсутствии некоторых имен: Е. А. Шнейдер, тети Эллы (преподобно-мученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны), Г. Е. Распутина.
Нарядное оформление альбома, изготовленного на хорошей плотной бумаге, в дорогом переплете, с золотым обрезом, красивыми форзацами, соответствует подарку глубоко символическому — четыре раздела ежедневника формируют годовой круг по временам года, внутри которого движение времени осуществляется по месяцам и дням. Красочные шмуцтитулы отделяют начала 12-ти небольших календарных глав книги — в соответствии с месяцами. На последнем листе альбома присутствует перечень имен 12-ти художников-оформителей, принимавших участие в издании.
Содержание этого удивительного альбома, с одной стороны, определяется присутствием поэтических текстов, с другой — наполненностью множеством имен из ближайшего окружения великой княжны Анастасии: мы видим автографы императорской четы («мама и папа» на с. 163 и с. 185), вдовствующей императрицы Марии Феодоровны («бабушка» на с. 391), всех трех сестер и брата («Ольга» на с. 379, «Татьяна» на с. 189, «Мария» на с. 126, «Алексей» на с. 139), подпись великой княгини Ольги Александров-
ны («крестная Ольга» на с. 195), автографы великого князя Павла Александрович и его детей — Марии и Дмитрия Павловичей («дядя Павел» на с. 327, «Дмитрий» на с. 310, «Мария»), подруг («Ольга Клейнмихель» и «Тата Клейнмихель» на 21 апреля и 27 апреля с. 143 и 150 , «Е. Зборовская» на с. 403, «Ольга Ломан» на 9 июня, с. 204), фрейлин императрицы Анны Вырубовой и Анастасии гендриковой («Аня» на с. 248 и «Настенька» на с. 220), воспитателя («Пьер Жиллярд» на с. 159), царского доктора («Евгений Боткин» на с. 187), офицеров Императорского конвоя, командира и офицеров императорской яхты «Штандарт», офицеров Царскосельского лазарета, подпоручиков расквартированных в Царском Селе полков — всех тех, кто составлял окружение Царской семьи — в Царскосельском дворце и Петергофе, на яхте «Штандарт», в Ливадии, а потом в Тобольске. Это — все те, кому маленькая Анастасия подносила альбом для внесения в него пожеланий, памятных записей, автографов. Русская поэзия, которая наполняет альбом-ежедневник, отражает их личные настроения — в поэтических отрывках узнаются характеры и лица, тексты отражают характер эпохи и даже содержат пророчества о судьбах империи и династии.
характеристика великой княжны Анастасии, присутствующая в послереволюционной мемуаристике, позволяет воссоздать образ энергичной натуры, неугомонного характера, личности остроумной и отважной. «Полный титул Анастасии Николаевны звучал как Ее Императорское высочество великая княжна Российская Анастасия Николаевна Романова, однако им не пользовались, в официальной речи называя ее по имени и отчеству, а дома звали «маленькой, Настаськой, Настей, кубышкой» — за небольшой рост (157 см) и кругленькую фигуру и «швыбзиком» — за подвижность и неистощимость в изобретении шалостей и проказ. <...> Из всех детей в семье российского императора Анастасия (Настя, Настаська как звали ее в семье) выглядела менее всех русской. У нее были темно-русые волосы, голубые глаза, как у Ольги и у отца, но чертами лица она очень напоминала свою гессенскую родню, семью матери. Она совсем не была застенчива, как сестры. Напротив, Анастасия была крайне прямолинейна, даже со взрослыми. Она была самой младшей из четырех сестер, но именно к ней было приковано всеобщее внимание, Анастасия обладала прекрасным чувством юмора и хорошо «умела развеселить всех и поднять всем настроение»23.
23 Раппапорт X. Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни. С. 490, со ссыл-
«Шестнадцатилетняя Анастасия из всех трех оставшихся в Тобольске сестер единственная сохранила незамутненное чувство радости в мире, который все теснее смыкался вокруг них. В письме Марии об их повседневной жизни она рассказывала ей: «Наши мысли все время о вас, дорогие мои. Ужасно грустно и пусто. Я просто не знаю, что на меня находит. Конечно, у нас есть нательные крестики, и мы получили ваши новости. Итак, Бог помогает и поможет нам. Мы замечательно украсили иконостас на Пасху, весь в еловых шишках, как тут принято, и в цветах тоже. Мы сфотографировались. Мы качались на качелях, и я так смеялась, когда упала, такое приземление, честно! <...> У меня целый вагон новостей, которые хочется рассказать вам. Мне жаль, что письмо такое сумбурное, но вы знаете, как порхают мои мысли, и я не могу все это записать, поэтому я набрасываю на бумагу все, что приходит в голову.»24
Желание получить альбом, подобный тому, какой мы держим сегодня в руках, было выражено маленькой княжной в одном из писем 1910 г. к матери, императрице Александре Феодоровне. Вот текст этого чудом сохранившегося письма:
«На мой день рождения я хотела бы получить игрушечные расчески [для своих кукол. — т. и.], машину для письма, икону Николая Чудотворца, какой-нибудь наряд, альбом для наклеивания с картинками (курсив наш. — т. и.), потом еще большую кровать, какая была у Марии в Крыму. Я хочу настоящую собаку, корзину для использованной бумаги, когда я пишу какую-нибудь книгу или что-то другое. Еще книгу, в которой можно писать небольшие пьесы для детей, которые можно представлять» 25.
Как видим, желание княжны было исполнено через два года. С присущей Царской семье скромностью в личных предпочтениях и амбициях, красивый альбом, ранее принадлежавший родителям, был преподнесен ими Анастасии. Просьба не была забыта. Действительно, альбом столь хорош, красив и интересен, что стал неразлучным спутником Анастасии во всех передвижениях: в течение четырех лет альбом находился с вели-
кой на публ.: Дневники императора Николая II (1894-1918): в 2 т. Т. 2: 1905-1918. Ч. 1: 1905-1913; Ч. 2: 1914-1918 / отв. ред. С. В. Мироненко. М., 2013. С. 425-426. Записи данного письма, которое часто цитируют, значительно различаются.
24 Цит. по кн.: Раппапорт х. Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни. С. 490. Записи данного письма, которое часто цитируют, значительно различаются.
25 Раппапорт х. Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни. С. 204.
кой княжной и в Петергофе, и на яхте «Штандарт» (на Балтике и в Крыму), в Ливадийском, Александровском дворцах, в Могилеве (Царскую ставку повзрослевшая Анастасия вместе с сестрами посетила осенью 1916 г.) и в Тобольске, где последняя запись в нем была сделана Кларой Битнер, приехавшей к Царской семье в Сибирь в ноябре 1917 г. (ил. 5). учитывая глубокие потрясения и стремительно разворачивающиеся события, сопровождавшие семью императора Николая II в период с января 1917 по июль 1918 гг., их неуклонное движение к трагической развязке лета 1918 года (содержание семьи под стражей в Царском Селе, высылка в Тобольск, разлучение семьи и перемещение родителей и сестры Марии в Екатеринбург), альбом с внесенными в него именами и записями можно, при желании, рассматривать как помянник молитвослова, перелистывая который юная княжна возносила молитвы за тех, с кем ее разлучила революция, кто остался в мятежном Петербурге и осажденном Крыму, был дорог, любим и вспоминаем в вынужденном изгнании. Альбом хранил память о раненых, за которыми приходилось ухаживать в Царскосельском лазарете, офицерах Императорского Его Величества конвоя, которым семья запретила предпринимать попытки своего освобождения — «чтобы не пролилась кровь», о дорогих сестрах, «мама и папа», любимой бабушке (вдовствующей императрице Марии Феодо-ровне), тете (великой княгине Ольге Александровне), дядях — великих князьях Павле и Дмитрии26, офицерах императорской яхты «Штандарт», фрейлинах, комнатных девушках, докторе, учителях и подругах — всех, кого она берегла в своем сердце и за кого молилась.
Календарная составляющая книги «Дума за думой» задает ей соответствующий ритм, страницы альбома, согласно эпиграфу, «заполнены памятью сердца», а записи приурочены к памятным событиям. Каким? Сначала думается, что альбом подносился для записей тем или иным лицам по выбору Анастасии как игра в фанты, наугад, с предложением вписать пожелание владелице на тот или иной день. Но анализируя и внимательно изучая автографы, мы видим череду дат, последовательность которых раскрывает основную загадку альбома — принцип его заполнения. Загадка скрыта в его записях, порядке их появления. И чтобы раскрыть тайну этих записей, нужно внимательно изучить все записи и проанализировать их. 26 Дмитрий Павлович Романов, великий князь, запись его рукой сделана в альбоме Анастасии на день 6 сентября (с. 310) под двумя числами: 1) «1913 года 10 декабря Ливадия»; 2) «1916 года 2-ой раз 30 августа знаменитой мандрифоле». Запись великого князя Павла Александровича присутствует на с. 327 под датой 21 сентября.
Итак, как мы отметили ранее, альбом Анастасии начал составляться в июне 1912 года, и в один и тот же день 23 июня 1912 г. в него были внесены сразу 7 записей: императрицы Александры (с. 163 — на день 25 мая), великой княжны Татьяны ( с. 185 — на день 29 мая), великой княжны Ольги ( с. 379 на день 23 июня), великой княжны Марии (с. 126 на день 14 июня), контр-адмирала И. И. Чагина27 (с. 389 на день 12 ноября), командира, офицера яхты «Штандарт» Н. В. Саблина (с. 138 на день 16 апреля) и офицера яхты П. А. Воронова (с. 445 на день 29 декабря). Каждая из записей приурочена к определенному календарному дню, который оформлен в соответствии с временем года и сопровождается строками русской поэзии. День 23 июня на с. 379 сопровождается четверостишием А. Толстого, строчками А. С. Пушкина и В. А. Жуковского: Тебя так любят все Один твой тихий взгляд Всех делает добрей И с жизнью примиряет <А. Толстой>; Смиренье в ней преображалось нежно <А. С. Пушкин>; Здесь Божий мир, ничто здесь не случайно <В. А. Жуковский>. Здесь же, на с. 379 альбома выведено имя великой княжны — «Ольга», с характерным росчерком на конце. Совпадение поэтического образа с обликом старшей из великих княжон Романовых, знакомым по фотографиям и воспоминаниям, поначалу сбивает исследователя с толку, ибо трудно поверить в случайность выбора. Так и хочется верить в существование принципа в отборе раскрытых для записей страниц и приписывать его самой Анастасии. В данном случае можно предположить, что альбом был раскрыт перед Ольгой на конкретном листе с заданным стихотворением по выбору Анастасии. Но тогда несообразным детскому воображению представляется стихотворение князя П. Вяземского, предложенное царевичу Алексею («И чувство, брошенное скрытно.» и т. д.), под которым стоит подпись маленького царевича. Трудно сегодня объяснить выбор именно этого стихотворения 8-летним ребенком. Возможно, Анастасия предложила указать страницу наугад, и жребий пал на л. 133. Что предопределяло выбор текстов, в какой системе
27 Контр-адмирал Иван Иванович Чагин с 7 ноября 1905 г. по 11 октября 1912 г. командовал императорской яхтой «Штандарт». Осенью 1912 года «Штандарт» налетел на камни в финских шхерах, и хотя И. И. Чагин был оправдан, он счел себя виновным и застрелился.
живут и трансформируются автографы, даты и тексты в «памятной книге на каждый день» великой княжны Анастасии?
На май, 29, подписав его тем же числом что и Ольга, 23 июня 1912 г. оставляет свой автограф, с аналогичным росчерком на конце великая княжна Татьяна. На данный день ей выпало четверостишие А. К. Толстого: Все, что зовут: серьезные дела — Я ненавидел с детства инстинктивно. Не говорю, чтоб в этом был я прав
Но, видно, так уж мой сложился нрав <Гр. Алексей Толстой>. На день 25 мая в альбоме предложено стихотворение Каролины Павловой, под которым оставляет свою запись государыня императрица: «Мама. 23 июля 1912. Штандарт»: Мы, в коих ныне силы мало, Чтоб настоящее нести, — Мы опускаем покрывало На все, что душу волновало, И шепчем тихое: прости! < Каролина Павлова>28. Выбирая день 6 мая, на который в альбоме предложены стихотворения г. Р. Державина и Арсения голенищева-Кутузова, государь император Николай II на с. 163 оставляет запись: «Папа. Июль 1912. Рейд Штандарт». Я князь — коль мой сияет дух Владелец — коль страстьми владею. Боярин — коль за всех болею Царю, закону, Церкви друг <гавриил Державин>29. Вчитываясь в стихотворение г. Р. Державина, как и в предыдущем случае, не перестаешь удивляться точному соответствию поэтического образа — как будто издатель предугадал день 6 мая, заполнив страницу возвышенными строками великого поэта. Вот, например, расширенный фрагмент этого поэтического шедевра Державина: Великий Петр, как некий бог, Блистал величеством в работе: Почтен и в рубище герой! Екатерина в низкой доле
28 Павлова К. К. «Люблю я вас, младые девы». Опубл.: Собрание сочинений: в 2 тт. / под ред. В. Брюсова. М., 1915.
29 Державин Г. Р. Вельможе < Ноябрь 1794>.
И не на царском бы престоле Была великою женой. И впрямь, коль самолюбья лесть Не обуяла б ум надменный, — Что наше благородство, честь, Как не изящности душевны? Я князь — коль мой сияет дух; Владелец — коль страстьми владею; Болярин — коль за всех болею, Царю, закону, Церкви друг. Вельможу должны составлять Ум здравый, сердце просвещенно; Собой пример он должен дать, Что звание его священно, Что он орудье власти есть, Подпора царственного зданья; Вся мысль его, слова, деянья Должны быть — польза, слава, честь.
А вот второе четверостишие, принадлежащее перу графа А. Кутузова. Оно следует за стихотворением Державина на том же листе: Чтоб горю земному и дольним слезам Никогда не достичь до него <гр. А. Голенищев-Кутузов>30. Полный текст данного стихотворения звучит так: Для богини моей я построил бы храм. И широко вкруг храма того Вознестись повелел бы волшебным стенам, Чтобы горю земному и дольним слезам Никогда не достичь до него. Я взростил бы сады в тех волшебных стенах, Чтобы говор немолчный ветвей, Чтоб веселое пение птиц в деревах,
30 Русский поэт и прозаик XIX — начала XX века граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов писал стихи, поэмы, драматические произведения, либретто для опер. В 1914 г. вышло посмертное собрание сочинений А. А. Голенищева-Кутузова в четырех томах. Источник цитирования: Чтец-декламатор. Ч. 1 // Сайт «Словесность. ЛЪтописаше. ВЪда. Первоисточники». URL: https://unixone.ru/?p=44 (дата обращения: 27.05.2018).
Чтобы плеск и журчание в звонких ручьях Стон и крик заглушали людей.
Мы бы назвали рассматриваемый альбом одним из самых уникальных экспонатов собрания Дворцовых библиотек, рассматривая его как мегатекст, пронизанный общими темами, мотивами и образами.
Страница альбома на 6 марта заполнена размашистыми записями полностью, так что одному из писавших места на листе не хватило, поэтому запись, относящаяся к 6 марта, сделана на красочном шмуцтитуле мартовской главы. Объяснение указанным особенностям (неравномерное заполнение страниц книги) было найдено нами неожиданно. Основанием для разгадки послужило несколько так называемых «двойных» записей. Они немногочисленны, поэтому принцип внесения подписей скрыт от посторонних глаз. Учитывая, что альбом выстроен в календарной системе старого стиля, «двойные» записи указывают на то, что альбом предлагался для подписи в день рождения писавшего. Важным этапами на пути этого открытия стало прочтение записей на дни 24 ноября, 31 октября и 25 июля. Здесь под стихотворениями присутствуют подписи: «Е. Зборовская» (с добавлением даты — «24 ноября 1898», на с. 403), «В. Зборовский» (с добавлением даты — «1888 г.», на с. 374) и «А. К. Шведов» (с добавлением даты — 25 июля 1888 // 19 апреля 1915», на с. 259). Эти дополнительные даты помогают увидеть связь между автографами с календарным ритмом альбома, за которым скрыты дни рождения писавших.
Прочтение других записей под данным углом зрения позволило выявить ту же взаимосвязь: в альбоме присутствуют автографы всех трех сестер вел. кн. Анастасии — на с. 379 запись вел. кн. Татьяны, указывающая на день ее рождения — 29 мая, под ней — подпись подпоручика 16 Стрелкового императора Александра III полка Килинского, родившегося в тот же день (проставлена 4-мя годами позже, 1 июля 1916 г.).
На 6 апреля (л. 63 об.) приурочена запись, сделанная рукой великой княжны Марии:
В ней детских лет чистосердечных И не по летам зрелый ум, Сует ей чужды скоротечность, И блеск, и шум.
На 6 мая (день своего рождения), государь император Николай II на с. 163 оставляет запись: «Папа. Июль 1912. Рейд Штандарт». На день своего рождения 25 мая вносит свою запись императрица Александра.
Запись «Евгений Боткин. 12.1.1913. Царское Село» сделана Е. С. Боткиным на дату своего рождения 27 мая под стихотворениями Хомякова и Державина:
Взгляни на ниву: пашни много, А дня немного впереди Вставай же, раб ленивый Бога, Господь велит: иди, иди! <Хомяков> Вся мысль его, слова, деянья Должны быть польза, слава, честь <Державин> 24 апреля 1914 г., в Ливадии, свою запись делает в дневнике Анастасии Пьер Жильяр (на день 3 мая): Много смертных полудиких Много малых, горсть великих.
Есть запись и самой Анастасии, внесенная на с. 199 в день ее рождения — 5 июня 1901 г. Под стихами П. Вяземского, А. Толстого и А. Кольцова той же рукой, какой сделана подпись о дарении альбома на обороте переплета, выведено слово «Я», означающее незримое присутствие здесь юной княжны (ил. 3). Запись дополнена указанием на место и время ее внесения: «После обеда с Ходоровским. В поезде 2-го октября 1916 г.». Не зная принципа внесения именных записей в альбом Анастасии, трудно поначалу определить, что кроется под этим «Я». В данном случае дневник заполнялся в поезде по дороге в Ставку (поездку в Могилев великие княжны совершили после Успения 1916 г. Две записи, помеченные словами «Царская ставка», относятся к октябрю и ноябрю того же года).
Иными словами, одна из загадок, связанная с внесением записей в альбом княжны Анастасии, надеемся, нами раскрыта. Однако вопросы, связанные с осмыслением его содержания, остались. Смысловую нагрузку несут записи 1916 года. Они зачастую нарушают первоначальный замысел альбома, поддержанный царевной. Раненые офицеры лазарета и офицеры Конвоя начинают оставлять поминальные записи в дни больших христианских праздников или в канун их.
Альбом, принадлежавший младшей дочери императора Николая II Анастасии, относится к редким документам эпохи. Он стоит в одном ряду с записной книжкой автографов ГАРФ31. Однако наш дневник гораздо шире этого источника: он заполнен автографами тех, кто был рядом с семьей русского царя в предвоенные и военные 1912-1917 годы, кто был в первом и втором заточениях, кто вместе с ними снискал мученический венец, разделив судьбу Царской семьи... Этот альбом в большей своей части — мартиролог по убиенным и замученным. Он помогает восстановить правду, назвать имена, проследить судьбы ближайшего окружения императорской семьи.
Таким образом, в собрании Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки хранятся уникальные документы, связанные с семьей последнего российского императора, страстотерпца николая. Эти источники рассказывают об их владельцах, круге общения, интересах, образовании, круге чтения, религиозности и личных переживаниях. Остается надеяться, что исследование данных памятников будет продолжено отечественными учеными и это позволит объемнее взглянуть на личности членов семьи Романовых, в том числе Царской семьи.
Сведения об авторе. Исаченко Татьяна Александровна — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе ФГБУ «Российская государственная библиотека» (г. Москва). E-mail: [email protected]
Список литературы
1. Августейшие сестры милосердия / сост. Н. К. Зверева. М.: Вече, 2006.
2. Алексеева И. В. «На золотом крыльце.». Династия Романовых: Биографический и библиографический справочник. М., 2007.
3. Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны 1825-1846 // Сайт «Литература и жизнь». URL: http://dugward.ru/library/olga_nick.html (дата обращения: 05.06.2018).
4. Галушкин Н. В. Собственный Е. И. В. конвой. Гвардейский дивизион / ред. П. Н. Стре-лянов (Калабухов). М., 2008.
31 Записная книжка раненых офицеров, находившихся на лечении в госпитале Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, сохранилась в Государственном архиве Российской Федерации в фонде императрицы Александры Феодоровны (Ф. 640. Оп. 1. Д. 18). Записи сделаны в период с 30 декабря 1914 по 15 октября 1916 г. Материалы опубликованы: Августейшие сестры милосердия / сост. Н. К. Зверева. М.: Вече, 2006.
Ил. 1. Часовник (Liber Horarum, «Книга Часов») из личной библиотеки прмц. великой княгини Елисаветы Феодоровны,
сер. XV в. (ОРРГБ. Ф. 492. Ne 196)
........*.....
LfJCA/f'AW^rtifjif tAlfJmtlIf'Ly ¡АПАлЛк H.'K(4CHf4UÎAtA\fy «J^fU/f-ÎOyf/TlIWbrilii/fWMMI
Il «ун bltil f НИ ri' JfA II с i rV/н #
I * ' '
я '
Ил. 2. Рукописи, лично принадлежавшие императору Николаю II: Евангелие-тетр, поел. чете. XV в. с толкованиями Феофилакта Болгарского (ОР РГБ. Ф. 492. № 185)
Ил. 3. Евангелие-апракос, втор. пол. XVI в. (ОР РГБ. Ф. 492. № 187, «Феодоровское Евангелие»)
Ил. 4. Запись, принадлежащая руке св. великой княжны Татьяны в альбоме «Дума за думой», сделанная в июне 1912 г. (ОР РГБ. Ф. 492. № 23)
Ил. 5. Последняя запись, сделанная в альбоме «Дума за думой» Кларой Битнер. г. Тобольск, 17 ноября 1917 г. (ОР РГБ. Ф. 492. № 23)
5. Гибель семьи императора Николая II: следствие длиною в век: каталог выставки / [Б. ф. Додонов и др.]; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, Русская Православная Церковь за границей, Свято-Троицкая духовная семинария, Джорданвилль, США, Фонд Русской истории, Джорданвилль, США. М.: Индрик, 2012.
6. Дом Романовых 1613-1917 гг.: электронный иллюстрированный биобиблиографический справочник. Дополнительная литература // Сайт «Российская национальная библиотека». URL: http://nlr.ru/res/refer/romanov/liter.php (дата обращения: 04.06.2018).
7. Жевахов Н. Д., кн. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (t 22.12.1930). Краткий очерк жизни и деятельности. Новый Сад, 1934 // Сайт «Русское Воскресение». URL: http://www.voskres.ru/podvizhniki/shihmatov.htm (дата обращения: 04.06.2018).
8. Захарова о. Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII — начала XX века. Коронации, дипломатические приемы, высочайшие выходы, военные парады, рыцарские карусели, церемониальные застолья, балы. М., 2003.
9. Зимин и. в. Взрослый мир Императорских резиденций, вторая четверть XIX — начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб, 2011.
10. Зимин и. в. Детский мир Императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. Повседневная жизнь Российского Императорского двора. М.; СПб., 2011.
11. кузьмин Ю. А. Российская императорская фамилия (1797-1917): Биобиблиографический справочник. СПб., 22011.
12. лисовой Н. Н. Императорское православное палестинское общество: XIX-XX-XXI века // Отечественная история. 2007. № 1. С. 3-22.
13. Максимова л. Б. Александра Феодоровна, мц. // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 553-558.
14. Максимова л. Б. Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 389-399.
15. Мультатули П. в. Кругом измена, трусость и обман: подлинная история отречения Николая II. М., 2013.
16. Новейший чтец-декламатор: Лит.-худ. сб. стихотворений и рассказов, пригодных для чтения с эстрады: в 3 ч. Художественная проза. Стихи. Юмористика / сост. л. Б. Раевский. Варшава, 1914 // Сайт «Словесность. Летописаше. Веда. Первоисточники». URL: https://unixone.ru/?p=44 (дата обращения: 07.06.2018).
17. Отчет МПРМ за 1867-1869 гг. М., 1871.
18. Павлова к. к. Собрание сочинений // Каролина Павлова; ред., [предисл.] и материалы для биогр. К. Павловой Валерия Брюсова. Т. 1-2. М., 1915.
19. Раппапорт х. Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни [пер. с англ. А. Мов-чан]. М., 2018.
20. Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии / [сост., авт. предисл., очерков а. Н. Боханов, Д. и. исмаил-Заде]. М., 1992.
21. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Указатель. Т. 1. Вып. 2 (1917-1947). М., 1986.
22. «Се аз, Господи, игумения Мария»: сб. материалов / Государственный Бородинский военно-ист. музей-заповедник, Спасо-Бородинский женский монастырь; сост. е. в. се-менищева. М., 2006.
23. Следствие длиною в век: гибель семьи императора Николая II / М-во культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Гос. архив Российской Федерации [и др.; авт. концепции: С. В. Мироненко, М. В. Сидорова, В. Цуриков]. М., 2014.
24. Собрание материалов из Дворцовых библиотек / сост. М. В. Подмарькова. М., 1993.
25. титов и. в. ОТМА: Несколько слов о великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах // Дворянское собрание. 1996. № 4. С. 28-45.
26. филарет (Дроздов), митр. Письма митрополита Филарета к игумении Спасо-Бо-родинского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868.
27. Цветаев Д. в. Записка об ученых трудах Е. В. Барсова. М., 1887.
Tatiana A. Isachenko
RARE MANUSCRIPTS OF MEMBERS OF THE ROMANOV FAMILY IN THE COLLECTION OF THE PALACE LIBRARIES OF THE RUSSIAN STATE LIBRARY
Abstract. The new information received by processing of the archival documents allows the researchers to supplement well-known facts with new details, evaluating them with due regard for the new sources. The unique sources of this kind include hand-written materials from the Palace Libraries' collection kept in the Department of Manuscripts of the Russian State Library, Fund 492. This fund contains materials from the so-called "a pile", i. e. disparate materials that once belonged to various libraries of the Romanov family. These are diaries, albums, memoirs, letters, travel notes and drawings, but the most important part of the collection consists of hand-written books sent from different palace libraries to the Moscow Public and the Rumyantsev Museums, and after the revolution of 1917 — to the Lenin's State Library. The article focuses on the rare incomes of this kind. There are collection of manuscript Gospels of the 14th-16th centuries, which belonged to the private book collection of Emperor Nicholas II; the parchment Horologion of the 15th century of Grand Duchess Elizabeth Feodorovna; Diary of the Empress Maria Aleksandrovna with the enclosed prayer of Maria (Tuchkova), the Abbess of the Savior-Borodinskiy Monastery; the album of Grand Duchess Anastasia, the youngest daughter of Emperor Nicholas II.
It is commonly believed that in 1917 Anastasia destroyed all her diary entries. However, in the collection of Palace Libraries there is an uncharacterized album which contains a selection of autographs belonging to persons from the inner circle of Anastasia.
Chronologically, the notes of the album cover the period from June 1912 to November 1917. It can be assumed that Anastasia had not parted with her diary until she was taken to Ekaterinburg, so the diary was preserved and brought from Tobolsk by someone closest to the princess.
The album was with the princess in all her trips, as indicated by the dates and places of stay: most of the records of 1912-1913 were made on the yacht "Shtandart" (Baltic port and Liva-dia), records of 1915-1917 were made in Tsarskoe Selo, Mogilev and Tobolsk. The last note in the album was written by the class mistress Clara Bittner in Tobolsk on November 17th, 1917.
Keywords: Gospels of the private library of Emperor Nicholas II, gifts of E. V Barsov, Horolo-gion of Grand Duchess Elizabeth Feodorovna, Diary of the Empress Maria Alexandrovna, collection of the Palace libraries, the album of Grand Duchess Anastasia, autographs.
About the author. Isachenko Tatiana Aleksandrovna — Doctor of Philology, Leading Researcher of the Center for Research on the Development of Libraries in the Informational Society of the Russian State Library (Russia, Moscow). E-mail: [email protected]
Citation. Isachenko T. A. Redkie rukopisi Tsarskoi sem'i i velikoi kniagini Elisavety Feodorov-ny v sobranii Dvortsovykh bibliotek Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki [Rare Manuscripts of Members of the Romanov Family in the Collection of the Palace Libraries of the Russian State Library]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2018, no. 2 (22), pp. 45-80. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10202
References
1. Alekseeva I. V. «Na zolotom kryl'tse...». Dinastiia Romanovykh: Biograficheskii i bibliogra-ficheskii spravochnik ["On the Golden Porch..." Dynasty of the Romanovs': Biographical and Bibliographic Reference Book]. Moscow 2007.
2. Bokhanov A. N., Ismail-Zade D. I. (eds.). Rossiiskii Imperatorskii Dom: Dnevniki. Pis'ma. Fotografii [The Russian Emperor's House: Diaries, Letters, Photographs]. Moscow, 1992.
3. Dodonov B. F. (ed.). Gibel' sem'i imperatora Nikolaia II: sledstvie dlinoiu v vek: katalog vystavki [Killing of the Family of Emperor Nicholas II: the Investigation that Lasted for a Century. Exhibition Catalog]. Moscow: Indrik, 2012.
4. Dom Romanovykh 1613-1917 gg.: elektronnyi illyustrirovannyi biobibliograficheskii spravochnik. Dopolnitel'naia literatura [The Emperors Romanovs' House 1613-1917: Digital Illustrated Directory]. Available at: http://nlr.ru/res/refer/romanov/liter.php (accessed: 05.06.2018).
5. Filaret (Drozdov), mitropolit. Pis'ma mitropolita Filareta k igumenii Spaso-Borodinskogo monastyria Marii (Tuchkovoi) [Letters of Metropolitan Philaret to Maria (Tuchkova), Mother Superior of the Savior-Borodinskiy Monastery]. Moscow, 1868.
6. Galushkin N. V. Sobstvennyi E. I. V konvoi. Gvardeyskii divizion [The Escort of His Imperial Majesty. Guards Division]. Ed. P. N. Strelyanov (Kalabukhov). Moscow, 2008.
7. Kuz'min Yu. A. Rossiiskaia Imperatorskaia familiia (1797-1917): Biobibliograficheskii spravochnik. [The Russian Imperial Family (1797-1917): Biographic and Bibliographical Reference Book]. 2nd Edition. Saint Peterburg, 2011.
8. Lisovoy N. N. Imperatorskoe pravoslavnoe palestinskoe obshchestvo: XIX-XX-XXI veka [The Imperial Orthodox Palestine Society: 19th-20th-21st centuries]. Otechestvennaia istori-ia — Domestic history, 2007, no. 1, pp. 3-22.
9. Maksimova L. B. Aleskandra Feodorovna. Pravoslavnaia Entsiklopedia — Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2000, vol. 1, pp. 553-558.
10. Maksimova L. B. Elisaveta Feodorovna [Elizabeth Feodorovna]. Pravoslavnaia Entsiklopedia — Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2008, vol. XVIII, pp. 389-399.
11. Mironenko S. V., Sidorova M. V., Tsurikov V. (eds.). Sledstvie dlinoiu v vek: gibel' sem'i Imperatora Nikolaia II [The Investigation that Lasted for a Century: Killing of the Family of Emperor Nicholas II]. Moscow, 2014.
12. Mul'tatuli P. V. Krugom izmena, trusost' i obman: podlinnaia istoriia otrecheniia Nikolaia II [All Around is Betrayal, Cowardice and Deception. The True Story of Emperor Nicholas the Second's Abdication]. Moscow, 2013.
13. Otchet MPRM za 1867-1869gg. [Report of MPRM for 1867-1869]. Moscow, 1871, pp. 45-46.
14. Pavlova K. K. Sobraniesochinenii [Collected Works]. Ed. V Bryusov. Vols. 1-2. Moscow, 1915.
15. Podmar'kova M. V. (ed.). Sobranie materialov iz Dvortsovykh bibliotek [Documents Collection from the Libraries of the Palaces]. Moscow, 1993.
16. Raevsky L. B. (ed.). Noveishii chtets-deklamator: Lit.-khud. sb. stikhotvorenii i rasska-zov, prigodnykh dlya chteniia s estrady: v 3 ch. Khudozhestvennaia proza. Stikhi. Yumoristika [The Newest Reader-reciter: Literary Collection of Poems and Stories, Suitable for Reading from the Stage: in 3 vols. Literary Prose. Poems. Humor]. Warsaw, 1914. Available at: https:// unixone.ru/?p=44 (accessed: 07.06.2018).
17. Rappaport Kh. Dnevniki knyazhon Romanovykh. Zagublennye zhizni [Diaries of the Princesses Romanovy. Ruined Lives]. Transl. A. Movchan. Moscow, 2018.
18. Rukopisnye sobraniia Gosudarstvennoi biblioteki SSSR imeni V. I. Lenina. Ukazatel'. T. 1. Vyp. 2 (1917-1947) [The Manuscript Collections of the Lenin's State Library of the USSR. Directory. Vol. 1, Issue 2 (1917-1947)]. Moscow, 1986.
19. Semenishcheva E. V. (ed.). "Se az, Gospodi, igumeniia Mariia": sb. materialov ["It's me, Lord, Abbess Maria": the compendium]. Gosudarstvennyi Borodinskii voenno-ist. muzey-za-povednik, Spaso-Borodinskii zhenskii monastyr [Borodino State Military History Museum-Preserve, Savior-Borodinskiy Monastery]. Moscow, 2006.
20. Titov I. V. OTMA: Neskol'ko slov o velikikh knyazhnakh Ol'ge, Tat'iane, Marii i Anastasii Nikolaevnakh [O. T. M. A.: Few Words of the Princesses Olga, Tatyana, Maria and Anastasia Nikolaevna]. Dvorianskoe sobranie — The Noble Assembly, 1996, no. 4, pp. 28-45.
21. Tsvetaev Dm. V. Zapiska ob uchenykh trudakh E. V Barsova [A Note on the Scientific Works of E. V. Barsov]. Moscow, 1887.
22. Vospominaniia velikoi kniazhny Ol'gi Nikolaevny 1825-1846 [Memoirs of the great princess Olga Nikolaevna 1825-1846]. Available at: http://dugward.ru/library/olga_nick.html (accessed: 07.06.2018).
23. Zakharova O. Yu. Vlast' tseremonialov i tseremonialy vlasti v Rossiiskoi imperii XVIII — nachala XX veka. Koronatsii, diplomaticheskie priemy, vysochayshie vykhody, voennye parady, rytsarskie karuseli, tseremonial'nye zastol'ia, baly [The Power of Ceremonies and the Ceremo-
nies of Power in the Russian Empire of the 18th — early 20th centuries. Coronations, Diplomatic Receptions, Highest Exits, Military Parades, Knightly Carousels, Ceremonial Feasts, Balls]. Moscow, 2003.
24. Zhevakhov N. D., kn. Kniaz' Aleksei Aleksandrovich Shirinskii-Shikhmatov (f 9/22.12.1930). Kratkii ocherk zhizni i deiatel'nosti [Prince Alexey Alexandrovich Shirinsky-Shikhmatov (t 9/22.12.1930). Brief Outline of Life and Activities]. Novyi Sad. 1934. Available at: http:// www.voskres.ru/podvizhniki/shihmatov.htm (accessed: 05.06.2018).
25. Zimin I. V. Detskii mir Imperatorskikh rezidentsii. Byt monarkhov i ikh okruzhenie. Povsednevnaia zhizn' Rossiiskogo Imperatorskogo dvora [Children's World of the Imperial Residences. The Life of the Monarchs and Their Entourage. The Daily Life of the Russian Imperial Court]. Moscow, Saint Petersburg, 2011.
26. Zimin I. V. Vzroslyi mir Imperatorskikh rezidentsii, vtoraia chetvert' XIX — nachalo XX v. Povsednevnaia zhizn'Rossiiskogo Imperatorskogo dvora [The Adult World of the Imperial Residences, 2nd quarter of the 19th — early 20th centuries. The Daily Life of the Russian Imperial Court]. Moscow, Saint Petersburg, 2011.
27. [Zvereva N. K.] Avgusteishie sestry miloserdiia [The Most August Sisters of Mercy]. Moscow, 2008.