Научная статья на тему 'Неизвестный альбом Великой Княжны Анастасии'

Неизвестный альбом Великой Княжны Анастасии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
856
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Династия Романовых / альбом Великой Княжны Анастасии / собрание Дворцовых библиотек / автографы. / Romanov Dynasty / Grand Duchness Anastasia / the album / a selection of autographs.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаченко Татьяна Александровна

В центре внимания данной публикации — девичий альбом младшей дочери Императора Николая II — Великой Княжны Анастасии, малоизвестный исторической науке и ранее не исследовавшийся источник. Записи и даты, внесенные в альбом, охватывают период с июня 1912 по ноябрь 1917. Последняя запись альбома сделана в Тобольске 17 ноября 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Исаченко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNKNOWN ALBUM OF GRAND DUCHNESS ANASTASIA

The focus of this publication is devichij album youngest daughter of Emperor-Grand Duchess Anastasia, martyrs, a little-known historical science and not an earlier source. Record and date made the album, cover the period from June 1912 to November 1917. The last record album made in tobol»sk November 17, 1917

Текст научной работы на тему «Неизвестный альбом Великой Княжны Анастасии»

ИМЕНА И СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО

RAR УДК 93 ББК 63.3

НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛЬБОМ ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ АНАСТАСИИ

Исаченко Татьяна Александровна,

доктор филологических наук, лауреат Макариевской премии, ведущий научный сотрудник Центра Исследования проблем развития библиотек,

ФГБУ «Российская государственная библиотека», ул. Воздвиженка, д.3/5, г. Москва, Россия, 119019, e-mail: isachenko33@yandex.ru

Аннотация

В центре внимания данной публикации — девичий альбом младшей дочери Императора Николая II — Великой Княжны Анастасии, малоизвестный исторической науке и ранее не исследовавшийся источник. Записи и даты, внесенные в альбом, охватывают период с июня 1912 по ноябрь 1917. Последняя запись альбома сделана в Тобольске 17 ноября 1917 г.

Ключевые слова

Династия Романовых, альбом Великой Княжны Анастасии, собрание Дворцовых библиотек, автографы.

Материалы фонда 492 ОР РГБ рукописи, принадлежавшие Романовым, относятся к широкому временному отрезку1. Мы описали не-

1 Из небольшого обзора, предваряющего опись, следует, что материалы, пополнившие фонд 492, ранее принадлежали нескольким библиотекам семьи Романовых — династии, правившей в России с 1613 по 1917 гг.: библиотеке Стрельнинского дворца, Царскосельской дворцовой библиотеке, Библиотеке вел. вн. Михаила Николаевича (1832-1909) в Ново-Михайловском дворце, Эрмитажной библиотеке, Библиотеке Имп. Александра II в Зимнем Дворце, Библиотеке Имп. Александра III в Аничковом Дворце, Библиотеке Имп. Николая II в Зимнем Дворце, библиотекам в Мраморном Дворце и в Ильинском (экслибрисы вел. кн., прпмч. Елисаветы Феодоровны; 1864-1918 и вел. кн.Дмитрия Павловича; 1891-1942), библиотеке Имп. Александры Феодоровны. Л. Б. Максимова, в частности, отмечает: «Библиотека императрицы и вел. княжон в Зимнем дворце насчитывала ок. 2 тыс. томов, там же хранились и рукописи. Книги А. Ф. находились также в Ливадии,

сколько замечательных рукописей данного фонда, отметив их высокие исторические и художественные достоинства2. Данная статья посвящена Альбому Великой Княжны Анастасии, в ней анализируются записи, заполняющие альбом.

Принято считать, что Великая Княжна Анастасия в 1917 г. уничтожила все свои дневниковые записи3, однако в собрании Дворцовых библиотек Отдела рукописей РГБ нами обнаружен

Царском Селе, они отмечены экслибрисом и являются произведениями издательского и переплетного искусства» (Максимова Л. Б. Александра Феодоровна, мц. // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 555).

2 Исаченко Т. А. Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып.2 (22)/2018. С. 45-80.

3 Раппапорт, Хелен. Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни [Текст]: [16+]/Хелен Раппапорт; [пер. с англ. А. Мовчан] М., 2018. С.482,543, прим.60; с.565, прим.1.

35

Рис.1. Титульный лист альбома Рис. 2. Великая Княжна Анастасия. 1915 г.

«<Дума за думой. Памятная книга на каждый день»

36

альбом, который принадлежал младшей дочери последнего Императора России4.

История появления данного альбома в фонде Дворцовых библиотек до конца не выяснена, однако можно предположить, что его поступление в Библиотеку имени Ленина относится к периоду расследований 1927-1934 гг., связанных с делом о так называемых «Романовских ценностях»5, либо к послевоенным (трофейным) поступлениям библиотеки.

Оформление книги нарядно и празднично — красный коленкоровый переплет украшен кожаным корешком и уголками такого же цвета. Издание открывает титульный лист, на котором посеребренной вязью выведено название: «Дума за думой. Памятная книга на каждый день», ниже, в выходных данных: «СПб.: Изд-

во Товарищества М. О. Вольф, 1895». На дополнительном листе — эпиграф: «Дума за думой, лица за лицами/Милые тут имена;/Книга настольная — жизни страницами, Памятью сердца полна» (л. 4) (рис.1).

Эпиграф издания прямо связывает его содержание с «памятью сердца», ибо книга предназначена для памятных записей. И эти записи наполняют примерно две трети страниц альбома, хотя очевидно, что альбом заполнен не полностью.

На обороте верхней крышки альбома детской рукой выведено «От мама и папа Анастасии Романовой. Петергоф. 5 июня 1912. Царское Село»6. Дата подписи указывает на день рождения Великой Княжны по старому стилю, из этого следует, что альбом, хранящийся в РГБ, был подарен Анастасии на ее 11-летие. Желание полу-

Альбом числится в ф. 492 под № 23 и содержит 450

страниц (227 листов).

Расследовалось ПП ОГПУ по Свердловской области.

Даты в альбоме выстроены в системе юлианского календаря и составляют разницу в 13 дней по отношению к принятому в России в 1918 г. григорианскому календарю.

6

4

5

Рис. 3. Великая Княжна Анастасия шутит

Рис. 4. Великие Княжны Мария и Анастасия Николаевны в сцене из Мольера

чить подобный альбом было выражено маленькой Княжной в одном из писем 1910 г. к матери, Императрице Александре Фёдоровне. Вот текст этого, чудом сохранившегося письма:

«На мой день рождения я хотела бы получить игрушечные расчески [для своих куколИ. Т.], машину для письма, икону Николая Чудотворца, какой-нибудь наряд, альбом для наклеивания с картинками, потом еще большую кровать, какая была у Марии в Крыму. Я хочу настоящую собаку, корзину для использованной бумаги, когда я пишу какую-нибудь книгу или что-то другое... Еще книгу, в которой можно писать небольшие пьесы для детей, которые можно представлять» 7 (рис.2).

Как видим, просьба юной Княжны не отличается от желания любого ребенка: ей хочется иметь то, что есть у других — «большую кровать, какая была у Марии в Крыму», «альбом для наклеивания с картинками», еще икону Николая Чудотворца — фамильный образ Царской Семьи, который она видит на половине родителей.

Характер юной Анастасии, острота ее ума и неутомимая изобретательность, отмеченные

Раппапорт, Хелен. Дневники княжон Романовых. С.204, с ссылкой на публ.: Титов И. В. ОТМА: Несколько слов о великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах // Дворянское собрание. 1996. № 4. С. 28-45.

в послереволюционной мемуаристике, позволяют воссоздать образ энергичной натуры, неугомонного характера, личности остроумной, отважной и.шаловливой (рис.3).

Полный титул Анастасии Николаевны звучал как Её Императорское высочество Великая Княжна Российская Анастасия Николаевна Романова, однако им не пользовались, в официальной речи называя её по имени и отчеству, а дома звали «маленькой, Настаськой, Настей, кубышкой» — за небольшой рост (157 см.) и кругленькую фигуру и «швыбзиком» — за подвижность и неистощимость в изобретении шалостей и проказ (рис.4)

По впечатлениям современников, «из всех детей в семье Российского Императора Анастасия выглядела менее всех «русской». У нее были темно-русые волосы, голубые глаза, как у Ольги и у отца, но чертами лица она очень напоминала свою гессенскую родню, семью матери (рис.5).

«Анастасия была крайне прямолинейна, даже со взрослыми. Она была самой младшей из четырех сестер, но именно к ней было приковано всеобщее внимание, Анастасия обладала прекрасным чувством юмора и хорошо умела развеселить всех и поднять всем настроение. Шестнадцатилетняя Анастасия, из всех трех оставшихся в Тобольске сестер, единственная сохранила незамутненное чувство радости в мире,

37

38

который все теснее смыкался вокруг них. В письме Марии [в Екатеринбург — Т. И.] об их повседневной жизни она рассказывала ей: ««Наши мысли все время о вас, дорогие мои. Ужасно грустно и пусто. Я просто не знаю, что на меня находит. Конечно, у нас есть нательные крестики, и мы получили ваши новости. Итак, Бог помогает и поможет нам. Мы замечательно украсили иконостас на Пасху, весь в еловых шишках, как тут принято, и в цветах тоже. Мы сфотографировались.. .Мы качались на качелях, и я так смеялась, когда упала, такое приземление, честно!.. .У меня целый вагон новостей, которые хочется рассказать вам.. Мне жаль, что письмо такое сумбурное, но вы знаете, как порхают мои мысли, и я не могу все это записать, поэтому я набрасываю на бумагу все, что приходит в голову»8 (рис.6; рис.7).

Цит. по книге: Раппапорт, Хелен. Дневники княжон Романовых. С. 490, с ссылкой на публ.: Дневники Императора Николая II (1894-1918): В 2 т. Т. 2. С. 425-

Просьба об альбоме не была забыта. Желание Анастасии было выполнено через два года. Красивый альбом был преподнесен Анастасии и, видимо, пришелся ей по вкусу. Действительно, альбом столь интересен и многофункционален, он стал неразлучным попутчиком Анастасии во всех передвижениях. Судя по записям, в течение четырех лет альбом находился с великой княжной и в Петергофе, и на яхте «Штандарт» (на Балтике и в Крыму), в Ливадийском, Александровском дворцах, в Могилеве (Царскую Ставку повзрослевшая Анастасия вместе с сестрами посетила осенью 1916 г.), и в Тобольске. Данный альбом предназначен и для внесения в него записей, и для чтения на каждый день (календарные даты заполнены стихами русских поэтов), его также можно раскрашивать (одна из стра-

426. Записи данного письма, которое часто цитируют, значительно различаются.

Рис.7. Анастасия со своими рисунками

ниц наполовину раскрашена Анастасией (рис.8), по нему можно вспоминать близких.

Итак, дата первой записи на обороте переплета указывает на день рождения Великой Княжны по старому стилю. Бросается в глаза некоторая несообразность дарственной надписи («От мама и папа Анастасии Романовой.») правилам чистописания и праздничного оформления. Создается впечатление, что писавший слишком мал, чтобы быть знакомым с этими правилами — крупный, детский подчерк принадлежит либо Анастасии, либо, что кажется более вероятным, Цесаревичу Алексею, брату и задушевному другу юной Княжны, которому в июне 1912 года еще не исполнилось 8 лет. Его автограф видим на л. 133 с датой 30 июля 1912 г. — подпись «Алексей» под недетскими стихами князя Вяземского:

И чувство, брошенное скрытно, // Залогом жизни в нашу грудь // Всегда одно и первобытно, // Чем было, тем оно и будь!

Подпись царевича Алексея, по сути, одна из первых записей лета 1912 года, она сделана через месяц после того, как альбом был подарен Великой Княжне. Это заставило нас предполо-

Рис.8. Лист, который начала раскрашивать Анастасия (с автографами баронессы С. К. Буксгевден и Вел. Кн. Дмитрия Павловича.

На день 6 сентября)

жить, что надпись на обороте переплета выведена его рукой. Однако на самом деле это не так. Альбом подписан самой Анастасией, не отличавшейся прилежанием, ее неровным детским почерком (рис.9), о небрежности которого сохранились свидетельства очевидцев9.

Сначала думается, что ежедневник подносился для записей тем или иным лицам по выбору Анастасии, как игра в фанты, наугад, с предложением вписать пожелание владелице альбома на тот или иной день. Но анализируя и внимательно изучая автографы, мы видим череду дат, последовательность которых раскрывает основную загадку альбома — принцип его заполнения. И чтобы раскрыть тайну этих записей, нужно внимательно изучить все записи и проанализировать их.

39

9 Раппапорт, Хелен. Дневники княжон Романовых. За-

губленные жизни. С. 147, 226.

Рис. 9. Запись Анастасии, сделанная Рис.10. Вел. Кн. Ольга Александровна.

на странице 5 июня Автопортрет

40

Множество имен из ближайшего окружения Великой Княжны перемежается с обилием поэтических текстов, которыми, собственно, определяется содержание этого замечательного альбома. В нем мы видим автографы Императорской четы («мамА и папА» на с.163 и с.185), Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны10 («бабушка» на с. 391), всех трех сестер и брата («Ольга» на с.379, «Татьяна» на с.189, «Мария» на с.126, «Алексей» на с.139), подпись великой княгини Ольги Александровны («крестная Ольга» на с.195) (рис. 10, рис.11, рис.12), автограф великого князя Павла Александрович и его детей — Марии и Дмитрия Павловичей («дядя Павел» на с. 327, «Дмитрий» на с.310, «Мария»), подруг («Ольга Клейнмихель» и «Тата Клейнмихель» на 21 апреля и 27 апреля с.143 и 150, «Е. Зборовская» на с. 403, «Ольга Ломан» на 9 июня, с.204), фрейлин Импе-

10 Отчество русских Императриц — Феодоровна — до революции писалось и произносилось на церковный манер, связывая их сакральное наречение с Образом Феодоровской Божьей Матери, родовой иконой Романовых.

ратрицы Анны Вырубовой и Анастасии Гендри-ковой («Аня» на с.248 и «Настенька» на с. 220), воспитателя («Pier Gillard» на с. 159), царского доктора («Евгений Боткин» на с. 187), офицеров Императорского Конвоя, командира и офицеров Императорской яхты «Штандарт», офицеров Царскосельского лазарета, подпоручиков и расквартированных в Царском Селе полков — всех тех, кто составлял окружение царской семьи — в Царскосельском дворце и Петергофе, на яхте «Штандарт», и в Ливадии, а потом в Тобольске.

Это — все те, кому маленькая Анастасия подносила альбом для внесения в него пожеланий, памятных записей, автографов.

Русская поэзия, которая наполняет альбом-ежедневник, отражает и личные настроения — в поэтических отрывках узнаются характеры и лица, тексты отражают и характер эпохи.

Нам уже приходилось говорить о том, что записи в альбоме Анастасии распределены неравномерно11. Одни дни заполнены автогра-

11 Исаченко Т. А. Редкие рукописи Царской семьи и великой княгини Елисаветы Феодоровны в собрании

Рис. 12. Великие Княжны с любимой тетей Ольгой

Рис. 11. Автограф Крестной Анастасии, Вел. Кн. Ольги Александровны

фами более плотно, другие менее. Иногда разные записи датируются одним и тем же числом, хотя в альбоме они разбросаны по «своим» дням. Так, в один и тот же день 23 июня 1912 в дневник Анастасии были внесены сразу 7 записей: Императрицы Александры Феодоровны (с.163), Великих Княжон Ольги (с. 379), Татьяны (с.185), Марии (с.126), контр-адмирала И. И. Чагина12 (с. 389), офицеров яхты «Штандарт» Н. В. Саблина (с.138) и П. А. Воронова (с. 445 на день 29 декабря; последняя запись альбома). И этому факту «одновременности» также есть свое объяснение — записи «привязаны» не только к дням рождения писавших.

В июне 1912 года европейская пресса активно обсуждала предстоящее событие, которое могло

Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22). С. 45-80. 001: 10.24411/22 24-5391-2018-10202.

12 Контр-адмирал Иван Иванович Чагин с 7 ноября 1905 по 11 октября 1912 г. командовал Императорской яхты «Штандарт». Осенью 1912 года «Штандарт» опять на-

летел на камни в финских шхерах, и хотя Чагин был оправдан, он счел себя виновным и застрелился.

изменить ситуацию в мире — встречу двух монархов сильнейших стран: Императора России и Кайзера Германии.

Встреча состоялась 22 июня/5.07 по н.ст 1912 года по ст. ст. Правительства всех стран Европы ждали результатов предстоящей встречи в России. Печать обоих государств — России и Германии — уделяла немало места предстоящему свиданию. «Немецкая пресса с восторгом писала, что переговоры двух монархов будут иметь выдающееся политическое значение как залог прочности традиционной русско-германской дружбы. Лейтмотивом русских газет был тезис о том, что дружба с Германией не должна поколебать основ новой российской дипломатии. Из газеты «Речь» от 5 июля (22 июня, по старому стилю) 1912 года: «На рейде Балтийского порта на яхте «НоЬепгоПегп» состоялась встреча Государя Императора с Императором Вильгельмом. В 12-м часу утра Император Вильгельм прибыл на яхту «Штандарт», где в 1 ч. дня состоялся завтрак на 50 кувертов. В 8 час. вечера на яхте «Штандарт» состоялся парадный обед» 13.

Совершенно очевидно, что вся Семья находилась в это время в Балтийском Порту, что под-

41

13

Материалы сайта «Дневник Истории России» (http:// diaryrh.ru/historical-photos/wilhelm-ii/).

Рис.13. Автограф Великой Княжны Ольги Николаевны на день 3 ноября

Рис. 14. Автограф Наследника Цесаревича Алексея на день 30 июля

42

тверждается сохранившимися фотографиями. Днями позднее в Ревеле произошла закладка военного порта «Император Петр Великий» и торжества по этому случаю. Кроме того, 23 июня (6 июля по н. ст.) — день празднования Собора Владимирских святых и Владимирской иконы Божией Матери, под Покровом Которой всегда ощущала себя Царская Семья14. 23 июня 1912 Анастасия поднесла свой альбом для записей сразу нескольким лицам. Так оказалось, что семь записей на разные дни отмечены одной и той же датой — 23.06.12.

В тот же день встреча завершилась. Император Всероссийский и Кайзер Германии пообщались как родственники, провели совместный парад и ... ни о чём не договорились.. .18 июля/1

14 Царская Семья чтила все памятные дни, связанные с чтимыми Образами Богородицы — Феодоровской, Знамения, Казанской, Смоленской. До возведения Феодоровского Государева Собора в Царском Селе Императорская Семья, как правило, присутствовала на Богослужениях в церкви Знамения, находившейся в дворцовом парке.

августа (по н. ст.) 1914 года Германия объявила войну России. Началась Первая Мировая война.

Итак, каждая из записей альбома, как мы видим, приурочена к определенному календарному дню, а страница книги имеет соответствующее оформление согласно времени года. Кроме того, каждый из дней сопровождается строками русской поэзии. День 3 ноября представлен на с. 379 четверостишием А. Толстого, строками Пушкина и Жуковского:

Тебя так любят все // Один твой тихий взгляд //Всех делает добрей // И с жизнью примиряет <А. Толстой>

Смиренье в ней преображалось нежно <А. С. Пушкин>

Здесь Божий мир, ничто здесь не случайно <В. А. Жуковский>

На листе под стихами выведено имя сестры — Великой Княжны Ольги, с характерным росчерком на конце (рис.13).

Совпадение поэтического образа с обликом старшей из Великих Княжон Романовых, знакомым по фотографиям и воспоминаниям, пона-

Рис. 15. Автограф Великой Княжны Татьяны Николаевны на день 29 мая

Рис.16. Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны на яхте Штандарт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чалу сбивает исследователя с толку, ибо трудно поверить в случайность выбора, начинает казаться, что существует некий принцип в отборе раскрытых для записей страниц, и что раскрытые страницы — выбор самой Анастасии. В данном случае начинаем предполагать, что альбом был раскрыт перед Ольгой на конкретном листе с заданным стихотворением по выбору Анастасии. Но тогда несообразным детскому воображению представляется стихотворение кн. П. А. Вяземского, предложенное царевичу Алексею («И чувство, брошенное скрытно».), под которым стоит подпись маленького Цесаревича (рис. 14).

Трудно сегодня объяснить выбор именно этого стихотворения 8-летним ребенком. Возможно, Анастасия предложила указать страницу наугад, и жребий пал на л.133. Встает вопрос: что предопределяло выбор текстов, в какой системе живут и трансформируются автографы, даты и тексты в «памятной книге на каждый день» Вел. Княжны Анастасии?

На день 29 мая оставляет свой автограф Великая Княжна Татьяна, с аналогичным Оль-

гиному росчерком на конце. На данный день ей выпало четверостишие А. К. Толстого: «Все, что зовут: серьезные дела — /Я ненавидел с детства инстинктивно./Не говорю, чтоб в этом был я прав,/Но видно так уж мой сложился нрав» <Гр. Алексей Толстой> (рис. 15, 16).

На день 25 мая в альбоме предложено стихотворение Каролины Павловой, под которым оставляет свою запись Государыня Императрица, сопровождая ее той же датой: «Мама. 23 июля 1912. Штандартъ»:

Мы, в коих ныне силы мало,/Чтоб настоящее нести, — /Мы опускаем покрывало/На все, что душу волновало,/И шепчем тихое: прости! < Каролина Павлова.>15 (рис.17, 18).

Выбирая «свой» день 6 мая, на с.163 альбома оставляет запись Государь Император Николай II: «Папа. Июль 1912. Рейдъ Штандартъ» (рис.19, 20).

43

15 Павлова К. К. «Люблю я вас, младые девы». Опубл.:

Собрание сочинений в двух томах, под редакцией В. Брюсова, издательство К. Некрасова. М., 1915.

Рис.17. Автограф Государыни Императрицы на день 25 мая/6 июня по н.ст.

Рис.18. Императрица Александра Феодоровна

44

На этот день в альбоме предложены стихотворения Державина и Голенищева — Кутузова: Я князь — коль мой сияет дух/Владелец — коль страстьми владею./Болярин — коль за всех болею/Царю, закону, Церкви друг. <Гавриил Державин^6

Вчитываясь в стихотворение Державина, как и в предыдущем случае, не перестаешь удивляться точному соответствию поэтического образа — как будто издатель предугадал день 6 мая, заполнив страницу возвышенными строками великого поэта. Вот, например, расширенный фрагмент этого поэтического шедевра Державина:

Великий Петр, как некий бог,/Блистал величеством в работе:/Почтен и в рубище герой!/Екате-рина в низкой доле/И не на царском бы престоле/ Была великою женой./И впрямь, коль само-любья лесть / Не обуяла б ум надменный, — /Что наше благородство, честь,/Как не изящности душевны?/Я князь — коль мой сияет дух;/Владелец — коль страстьми владею;/Боля-

рин — коль за всех болею,/Царю, закону, церкви друг./Вельможу должны составлять/Ум здравый, сердце просвещенно;/Собой пример он должен дать,/Что звание его священно,/Что он орудье власти есть,/Подпора царственного зданья;/Вся мысль его, слова, деянья/Должны быть — польза, слава, честь.

А вот второе четверостишие, принадлежащее перу графа Кутузова. Оно следует за стихотворением Державина на том же листе:

Чтоб горю земному и дольним слезам/Никогда не достичь до него

<гр. Голенищев-Кутузов>17 Полный текст данного стихотворения звучит так:

Для богини моей я построилъ бы храмъ... / И широко вкругъ храма того/Вознестись по-

17

16 Державин Г. Р. Вельможе < Ноябрь 1794>.

Источник цитирования: Новейший чтец-декламатор: Лит.-худ. сб. стихотворений и рассказов, пригодных для чтения с эстрады: в 3 ч. Художественная проза. Стихи. Юмористика/сост. Л. Б. Раевский. Варшава, 1914 // Сайт «Словесность. Летописаше. Веда. Первоисточники». URL: https://unixone.ru/?p=44 (дата обращения: 07.06.2018)..

Рис. 19. Автограф Рис. 20. Государь Император

Императора Николая II Николай Александрович

велЪлъ бы волшебнымъ с1"Бнамъ,/Чтобы горю земному и дольнимъ слезамъ/Никогда не достичь до него./Я взростилъ бы сады въ тЪхъ волшебныхъ стЪнахъ,/Чтобы говоръ немолчный вЪтвей,/Чтобъ веселое пЪше птицъ въ де-ревахъ,/Чтобы плескъ и журчаше въ звонкихъ ручьяхъ/Стонъ и крикъ заглушали людей.

Вообще, надо отметить, что поэзии А. А. Го-ленищева-Кутузова, любимого поэта Императора Александра III18, в альбоме уделено много внимания. Один из шедевров этого поэта вполне мог бы, как мы полагаем, стать эпиграфом и к данной статье, и к альбому Анастасии, рассматриваемому нами в отсветах грядущих событий:

Не спорь и не борись с враждующей судьбой / Не унижай души мольбами и стена-

Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич (1848-1913), граф, гофмейстер, поэт, Управляющий Дворянским земельным и поземельным банками (1889-1895), позднее — управляющий канцелярией Императрицы Александры Феодоровны. В 1891 г. избран в состав Российской Академии наук.

ньем/Внимай житейский шум с подъятой головой/На праздный крик толпы ответствуя молчаньем/В молчанье кроется таинственная власть/Поруганный Христос был нем перед Пилатом/И Бога обрела земная, злая страсть/В Его безмолвии — пронзённом и распятом. < А. А. Го-ленищев-Кутузов. Середина 1890-х гг.>

Альбом Анастасии — это альбом-ежедневник, и заключенные в нем автографы встроены в систему годового круга, который имеет точку отсчета (июнь 1912), но не имеет конца. На листах присутствуют записи, лишенные каких-либо пожеланий, обычных для девичьих альбомов, хотя поначалу кажется, что пожелания писавшего как-то связаны с выпавшими на данный календарный день текстами. Мы бы назвали рассматриваемый альбом одним из самых уникальных экспонатов собрания Дворцовых библиотек, рассматривая его как мегатекст, пронизанный общими темами, мотивами и образами.

Учитывая глубокие потрясения и стремительно разворачивающиеся события, сопровождавшие семью Императора Николая II в пери-

45

од с января 1917 по июль 1918 гг., их неуклонное движение к трагической развязке лета 1918 года (содержание Семьи по стражей в Царском Селе, вывоз в Тобольск, разлучение семьи и перемещение родителей и сестры Марии в Екатеринбург), альбом, с внесенными в него именами и записями, можно, при желании, рассматривать как именослов, перелистывая который, юная Княжна Анастасия возносила молитвы за тех, с кем ее разлучила революция, кто остался в мятежном Петербурге и осажденном Крыму, был дорог, любим и вспоминаем в вынужденном изгнании. История этого именослова — тема отдельной публикации.

Список литературы

1. Волков С. В. Офицеры флота и Морского ведомства. М., 2004.

2. Галушкин Н. В. Собственный Е. И. В. Кон-вой;/Гвардейский дивизион/Стрелянов П.Н. (Калабухов) Москва: Центрполиграф, 2008.

3. Ден Ю. А. Подлинная царица [Текст]. М.: Вече, 2013.

4. Дневники Императора Николая II (18941918): В 2 т. Т. 2: 1905-1918. Ч. 1: 1905-1913; Ч. 2: 1914-1918. М., 2013. С. 425-426.

5. Зайончковский А. М. Подготовка России к мировой войне. Л., 1926.

6. Исаченко Т. А. Редкие рукописи Царской семьи и великой княгини Елисаветы Феодоровны

в собрании Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22). С. 45-80. Б01: 10.24411/2224-5391-2018-10202.

7. Клейнмихель В. В. В тени царской короны/фрейлина Вера Клейнмихель, графиня Екатерина Клейнмихель. Симферополь, 2009.

8. Максимова Л. Б. Александра Феодоровна, мц. // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 553-558.

9. Новейший чтец-декламатор: Лит.-худ. сб. стихотворений и рассказов, пригодных для чтения с эстрады: в 3 ч. Художественная проза. Стихи. Юмористика/сост. Л. Б. Раевский. Варшава, 1914 // Сайт «Словесность. Летописаше. Веда. Первоисточники».иЯЬ: https://unixone.ru/?р=44 (дата обращения: 07.06.2018).

10. Павлова К. К. «Люблю я вас, младые девы». Опубл.: Собрание сочинений в двух томах, под редакцией В. Брюсова, издательство К. Некрасова, М., 1915

11. Раппапорт, Хелен. Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни [Текст]: [16+]/Хелен Раппапорт; [пер. с англ. А. Мовчан] Москва: Э, 2018. С.509.

12. [Саблин Н. В.] Десять лет на Императорской яхте «Штандарт». СПб., 2008.

13. Титов И. В. ОТМА: Несколько слов о великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах // Дворянское собрание. 1996. № 4. С. 28-45.

THE UNKNOWN ALBUM OF GRAND DUCHNESS ANASTASIA

Isachenko Tatiana Alexandrovna,

DSc in Philology,leading researcher The center for the study problems of development of libraries in the information society

Russian State Library, 3/5 Vozdvizhenka St., Moscow, 119019, 46 e-mail: isachenko33@yandex.ru

Abstract

The focus of this publication is devichij album youngest daughter of Emperor-Grand Duchess Anastasia, martyrs, a little-known historical science and not an earlier source. Record and date made the album, cover the period from June 1912 to November 1917. The last record album made in tobol»sk November 17, 1917 Keywords

Romanov Dynasty, Grand Duchness Anastasia, the album, a selection of autographs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.