Научная статья на тему 'Корпоративная культура библиотеки: научные и теоретические аспекты'

Корпоративная культура библиотеки: научные и теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1116
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STYLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цукерман Юлия Александровна

Статья посвящена рассмотрению сложного и многоаспектного понятия «корпоративная культура библиотек». Делается вывод, что сегодня библиотекам необходимо перейти на новый стиль управления и корпоративной культуры, который подразумевает отказ от иерархической структуры управления со строгой системой контроля, авторитета, власти и подчинения, подавления самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the complex and multi-dimensional concept of “corporate culture of libraries”. The conclusion is that today, libraries need to move to a new management style and corporate culture, which implies a rejection of hierarchical management structure with a strict system of control, authority, power and subordination, suppression of independence.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура библиотеки: научные и теоретические аспекты»

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

2. Диянская, Г. П. Равные права и равные возможности: Об обслуживании инвалидов / Г. П. Диянская // Библиотека. — 1997. — № 2. — С. 17—20.

3. Кабачек, О. Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики / О. Л. Кабачек // Психолог в детской библиотеке. — М.: РГДБ, 1994. — С. 22—42.

4. Кабачек, О. Л. Направление и этапы психолого-педагогической работы массовой детской библиотеки по интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурную среду / О. Л. Кабачек // Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки.

— М.: РГДБ, 1996. — С. 1—14.

5. Матвеева, Е. О. Социокультурная реабилитация в библиотеке : учебное пособие / Е. О. Матвеева.

— М.: МГУКИ, 2010. — 102 с.

ОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕКИ: НАУЧНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ю. А. Цукерман

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена рассмотрению сложного и многоаспектного понятия «корпоративная культура библиотек». Делается вывод, что сегодня библиотекам необходимо перейти на новый стиль управления и корпоративной культуры, который подразумевает отказ от иерархической структуры управления со строгой системой контроля, авторитета, власти и подчинения, подавления самостоятельности.

Ключевые слова: культура, управление, библиотека, корпоративная культура, стиль управления. The article is devoted to the complex and multi-dimensional concept of "corporate culture of libraries". The conclusion is that today, libraries need to move to a new management style and corporate culture, which implies a rejection of hierarchical management structure with a strict system of control, authority, power and subordination, suppression of independence.

Key words: culture, management, library, corporate culture, management style.

Сегодня понятие корпоративной культуры является новым для большинства библиотек. Несмотря на то, что корпоративная культура наиболее развита в библиотеках крупных городов, эта проблема довольно актуальна и для других библиотечно-информационных учреждений, в частности для научных, детских библиотек. Понятие корпоративной культуры довольно сложное и многоаспектное и находится на стыке психологии личности, мотивации, управлении персоналом, рекламной и управленческой деятельности.

Рассмотрение подходов к понятию «куль-

208

тура организации» начнем с определения понятия «культура». Следует отметить, что понятие «культура» концептуально сложное явление, и все исследователи рассматривают его с разных сторон. На сегодняшний момент существует более пятисот определений понятия культуры, мы же считаем наиболее полным определение Е.М. Ястребовой. Она полагает, что понятие «культура» можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. Понятие «культура» в широком смысле подразумевает совершенствование материальной и духовной сферы, в узком — свойство форм

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 208-212

и продуктов, возникающих в результате деятельности человека, в том числе управленческой. Понятием «культура» можно охватить все то, что создано человеком (8).

Понятие «корпоративная культура», на наш взгляд, наиболее точно определил И.Н. Кузнецов. Он считает, что корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющихся в поведении, взаимодействии с окружающим миром (5). Корпоративная культура близка организационной культуре. Если понятие «корпоративная культура» больше используется в Западной Европе, то организационная культура — в России, хотя в отечественной практике сегодня можно встретить и оба эти понятия. И организационная, и корпоративная культура описывают культуру организации. Организационная культура характеризует культуру организации в общем, корпоративная же культура показывает индивидуальную культуру конкретной организации, ведь в каждом учреждении она своя.

Корпоративная культура была и остается в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Сегодня издается достаточное количество литературы по вопросам корпоративной культуры и управления. Вообще, эти области тесно связаны между собой. Культура организации отчасти входит в область управления организацией. Анализируя многочисленные исследования, можно сказать, что корпоративная культура имеет как позитивные, так и негативные стороны. Она является переходным этапом от индустриального общества к постиндустриальному. Эти тенденции можно увидеть в работах И. Ансоффа (1), Питера Друкера (4), М. Мескона (7) и других исследователей. Корпоративная культура определяет поведение людей в организации, предлагает пути эффективного управления, актуализирует ценностные нормы и стандарты, принятые в организации.

^ Библиотечно-информационная деятельность

Труды названных исследователей объединяет такое понятие, как корпоративный дух — нечто, сплачивающее сотрудников организации вокруг понятной всем общей цели. Они отмечают, что корпоративная культура ведет к осознанному единомыслию, закрепляет приверженность сотрудников организации и делает труд персонала более производительным и творческим.

Особо следует выделить работу И. Кунде «Корпоративная религия» (1999), в которой корпоративная культура рассматривается как фактор, объединяющий сотрудников организации вокруг миссии и общего видения, общего успеха организации (6). Автор видит в корпоративной культуре точки роста и развития человеческих ресурсов. Корпоративная культура, по его мнению, играет важную роль при оценке производительности труда, удовлетворенности запросов пользователей. Так, корпоративная культура превращается в один из аспектов управленческих наук.

Одним из серьезных прикладных исследований по вопросам корпоративной культуры библиотеки является работа Е.М. Ястребовой, которая выдержала два издания, в 2008 и 2009 году. В ней автор анализирует истоки возникновения корпоративной культуры библиотеки как некоммерческой организации, основные направления и виды корпоративной культуры, типологические особенности. Нужно сказать, что работа имеет практическую направленность. Она является единственным на данный момент исследованием, в котором показана сущность корпоративных библиотечных процессов, имиджа библиотеки и пути совершенствования корпоративной культуры библиотеки.

Из последних исследований по менеджменту и вопросам культуры организации особо интересна работа Саймона Долана и Сальвадора Гарсиа «Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке» (3). В ней дается глубокий анализ управления

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^

на основе ценностей, эффективного функционирования организации во внешней среде, а также анализ перемен и изменений в организации, качеств лидера. Эта работа нацелена на успешное развитие как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Сегодня, в XXI веке, изменяется управление библиотеками. Руководители библиотек вынуждены отказаться от строго иерархической административно-командной системы управления. В изменяющихся темпах жизни человеку предоставлена свобода выбора, и сотрудник библиотеки уже не готов довольствоваться только достойной зарплатой. Он еще хочет получать удовлетворение от работы, чувствовать уважение коллег и посетителей. Сегодня библиотекарь должен проявлять свою индивидуальность, а поэтому требует к себе соответствующего отношения.

Корпоративная культура получила свое развитие, прежде всего, в коммерческих учреждениях, которые, главным образом, нацелены на получение максимальной прибыли. Тем не менее, она постепенно стала утверждаться и в библиотеках.

Корпоративная культура библиотеки, на наш взгляд, складывается из нескольких составляющих, как-то: миссия, или основное предназначение и направление деятельности библиотеки, кадровая политика библиотеки, ее материально-техническая база, связи с другими учреждениями образования и культуры и, конечно, специфика обслуживания читателей. Библиотека должна обеспечивать пользователей актуальной для них информацией, иначе в деятельности библиотеки просто не будет смысла: ведь она работает прежде всего для читателей. Поэтому сотрудникам библиотек сегодня очень важно изучать потребности пользователей с целью правильного комплектования фонда и удовлетворения их запросов, технически оснащать библиотеку актуальными базами данных, в том числе MARC, по локальной сети, создавать электронные и карточные картотеки и дайджесты по различным темам, кото-

рые волнуют читателей, осуществлять практические программы в помощь семейному и детскому чтению.

К сожалению, данные направления на сегодняшний день могут быть реализованы только в библиотеках крупных городов. Библиотеки Москвы уже ведут активные разработки в этом направлении. Одной из таких библиотечных сетей является ЦБС «Кунцево», несомненно, одна из самых развитых и образцовых ЦБС в Москве, отличающаяся высокой корпоративной культурой.

Нужно сказать, что подобные проекты будут осуществляться лишь в том случае, если не только руководитель, но и рядовые сотрудники библиотеки начнут развивать корпоративную культуру, подразумевающую энтузиазм, инициативу, самостоятельность, творческое мышление и ослабление контроля руководителя. Многое в данном случае зависит от культуры управления: руководитель может тормозить работу коллектива или, наоборот, поддерживать инициативу подчиненных. Все это, на наш взгляд, требует кардинально новой корпоративной культуры в российских библиотеках.

Отказавшись от административной системы управления, которая существовала в библиотеках на протяжении всего XX века, современный руководитель не приказывает, а направляет, координирует усилия сотрудников и сплачивает команду профессионалов. Сегодня весьма актуален один из постулатов управления: необходимо нанимать людей не для того, чтобы руководить ими, а для того, чтобы они показывали, что и как делать нам.

От командного стиля корпоративной культуры стоит отказаться еще и потому, что она подавляет инновации, без которых сегодня не может существовать библиотека. Современный библиотечный специалист — человек творческий, и руководство не должно уничтожать этот потенциал.

Сегодня, в XXI веке, убеждения и ценности, которыми руководствуются библио-

теки, кардинально отличаются от убеждений и ценностей, которые господствовали в прошлом столетии. Если в XX веке существовала иерархическая система управления библиотеками, которая подразумевала порядок, подчинение, безопасность, контроль, то теперь важны личностные ценности и цели развития, а также постоянное обучение, которое подразумевает креатив, самостоятельность, инициативу, умение идти на риск. Стратегия подавляющего большинства современных российских библиотек, к сожалению, все еще ориентирована на иерархический контроль. Чрезмерная опора на контроль и рациональные процессы, относительно спокойные и предсказуемые, подавляет инициативу сотрудников, создает отсутствие энтузиазма и излишнюю зависимость от руководства, мешая формированию современной корпоративной культуры.

Для корпоративной культуры библиотеки очень важно то, насколько сотрудники привержены организации, что подразумевает веру в ценности организации, сильное желание оставаться членом коллектива и готовность делать значительные усилия во благо организации. В данном случае приверженность значительно влияет на результаты работы. Если сотрудник не проявляет энтузиазма в работе, то это в конечном счете будет отражаться на посетителях библиотеки. Руководителю библиотеки также необходимо сделать все возможное, чтобы персонал библиотеки не переходил на другую работу и развивался в профессиональном плане. Ведь уход из организации означает не только поиск лучшего места работы, но и знак протеста, который показывает, что организация со своей стороны не обратила внимания на личностные потребности сотрудника.

^ Библиотечно-информационная деятельность

Для того чтобы каждый сотрудник был удовлетворен работой и коллективом, на наш взгляд, библиотекам необходимо перейти на новый стиль управления и корпоративной культуры, который подразумевает отказ от иерархической структуры управления со строгой системой контроля, авторитета, власти и подчинения, подавления самостоятельности. Ценности организационного развития подразумевают следующие компоненты: уважение к личности; доверие, общение, взаимная поддержка и обучение посредством анализа ошибок; командную работу; упрощение иерархии и поощрение самостоятельности; участие в реализации изменений; стремление к высокому качеству труда и отдыха сотрудников. Эти компоненты важны для всех подразделений и всех сотрудников библиотеки. Соблюдая данные принципы, библиотека сможет достичь высокого уровня корпоративной культуры, что также благотворно скажется на ее читателях. Структура современного управления библиотекой должна позволять ей быстро реагировать на изменения, быть как можно ближе к читателям, противостоять конкуренции, которая наблюдается в библиотечно-информационной сфере, использовать современные технологии, соблюдать стандарты качества обслуживания, что необходимо для повышения конкурентоспособности библиотеки на рынке информационных услуг.

Перечисленные выше факторы, на наш взгляд, должны присутствовать в библиотеке с современной корпоративной культурой, которая требует высокого профессионализма как от руководителя библиотеки и структурных подразделений, так и от рядовых сотрудников.

Примечания

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / Игорь Ансофф [при содействии Эдварда Дж. Макдонелла]; [пер. с англ. С. Жильцов]. — СПб.: Питер, 1999. — 413 с., ил, табл. — (Теория и практика менеджмента).

2. Трошев, И. В. Менеджмент организационной культуры / И.В. Грошев, В.М. Юрьев. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. — 744 с. — (Библиотека менеджера).

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^

3. Долан, С. Управление на основе ценностей: корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке / Саймон Долан, Сальвадор Гарсия; [пер. Мария Чомахидзе]. — М.: Претекст, 2008. — 314 с., табл.

4. Друкер, П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения: [пер. с англ.] / Питер Друкер. — М.: Изд.-торг. Дом «Гранд» : ФАИР-пресс, 1998. — 284 с. — (Успех в бизнесе).

5. Корпоративная культура : учебное пособие / [сост. И.Н. Кузнецов]. — Минск: Мисанта: Книжный дом, 2006. — 304 с.

6. Кунде, Й. Корпоративная религия: создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой / Йеспер Кунде; [пер. с англ. М. Ершовой, Е. Терукова]. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. — 270 с., ил. — (Книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге).

7. Мескон, М. Основы менеджмента / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури; пер. с англ. [М.А. Майорова и др.]; [вступ. ст. Л.И. Евенко]. — М.: Дело, 2002. — 700 с., ил. — (Зарубежный экономический учебник).

8. Ястребова, Е. М. Корпоративная культура библиотеки: теория, история, современные тенденции: учебно-методическое пособие / Е.М. Ястребова. — М.: Литера, 2009. — 255 с. — (Современная библиотека).

ОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

А. В. Красавина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируется роль дополнительных услуг в деятельности библиотеки. Автор рассматривает практический опыт библиотеки по привлечению читателей посредством использования современных технологий.

Ключевые слова: услуги, библиотечный маркетинг, рекламная деятельность, персонал библиотеки, творческий подход, социокультурная работа.

In article the role of additional services in library activity is analyzed. The author considers practical experiment of library on involvement of readers by means of use of modern technologies. Key words: services, library marketing, advertizing activity, library personnel, creative approach, sociocultural work.

В данной статье мы рассматриваем комплекс библиотечно-информационной деятельности как часть общего экономического производства, а именно оказания услуг. Услуги относятся к высоко динамичной сфере хозяйства (около 53% мирового ВВП

212

производится в сфере услуг). По данным зарубежных исследований, к числу наиболее «инновационных» относятся консультационные услуги. Как известно, современная публичная библиотека обладает достаточным массивом информации и впол-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 212-216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.