ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЯ
Л. Ю. Зуева
Личностные и профессионально важные качества специалиста являются основой его профессиональной компетентности. Для формирования профессиональной компетентности в процессе обучения необходимо знать те требования, которые предъявляет избранная профессия к личности, каких качеств она требует от специалиста. Исходя из специфических особенностей профессиональной деятельности дознавателя и ее структуры нами выявлены личностные и профессионально важные качества специалиста в данной области.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, профессионально важные качества.
Преступность, как своеобразный тонкий индикатор состояния общества, и ее рост, как неизбежное следствие изменений в обществе, придали особую значимость социальной роли правоохранительных структур и подняли на новый уровень требования к профессиональной подготовке специалистов в этой области. Органам внутренних дел требуются компетентные сотрудники, способные принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях и организовывать их выполнение, а также самостоятельно действовать с учетом реальных обстоятельств.
В этих условиях все большее значение приобретает компетентностный подход в профессиональном обучении, позволяющий максимально вскрыть индивидуальные резервы и развить личностные и профессионально важные качества будущего специалиста.
Структура и содержание профессиональной компетентности и условия ее формирования и развития в процессе профессиональной подготовки специалистов рассматриваются в работах В. И. Байденко, А. А. Деркача,
Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, О. М. Карпенко, А. К. Марковой, Л. А. Петровской, Дж. Равена, В. Д. Шадрикова и др. (1; 6-8; 11-13; 17).
Проведенный нами анализ работ по данной проблематике позволил сделать вывод о том, что профессиональная компетентность специалиста - это сложное личностное новообразование, формируемое на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и навыков, значимых личностных и профессионально важных качеств, обусловливающих его готовность к выполнению профессиональной деятельности. Наличие указанных значимых качеств является основой профессиональной компетентности специалиста.
Выявление личностных и профессионально важных качеств дознавателя, изыскание путей и способов формирования и развития их в процессе подготовки необходимо начинать с изучения самой профессиональной деятельности, ее специфики.
Особенности профессиональной деятельности дознавателя практически не исследованы. В настоящее время в юридической (судебной) психологии подробно
рассматривается следственная деятельность, которая во многом схожа с деятельностью дознавателя. И следователи, и дознаватели имеют единый процессуальный статус, выполняют одинаковые процессуальные обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами. Разница между ними в уголовном процессе обусловлена разграничением их компетенции, т. е. различием подследственности уголовных дел.
Анализ работ В. Л. Васильева, Д. П. Котова, Г. Г. Ши-ханцова, А. Р. Ратинова, В. В. Романова, Ю. В. Чуфаров-ского (3; 14-16) позволил выявить следующие содержательные особенности профессиональной деятельности дознавателя.
1. Жесткая правовая регламентация деятельности. Вся деятельность дознавателя определена и регламентирована уголовно-процессуальным законодательством России. При планировании деятельности дознаватель осмысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия. Неисполнение или ненадлежащее исполнение дознавателем служебных обязанностей, нарушение должностных полномочий всегда являются нарушением того или иного закона и свидетельствуют о низком уровне его профессиональной компетентности.
2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий при осуществлении деятельности. Наличие властных полномочий также ставит дознавателя в особое положение среди представителей других профессий. Основанные на законе постановления, поручения дознавателя обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными, общественными организациями, учреждениями, предприятиями.
3. Процессуальная самостоятельность деятельности, сочетающаяся с повышенной персональной ответственностью. Согласно уголовно-процессуальному законодательству (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ) дознаватель самостоятельно производит следственные и иные процессуальные действия, принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Процессуальная самостоятельность дознавателя в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности, в том числе уголовной.
4. Нестандартный, творческий характер деятельности. Следственные действия: допрос, эксперимент, обыск, опознание, осмотр и другие - различны по своему содержанию, и выполнение каждого из них связано с использованием множества разнообразных тактических приемов, выработанных следственной практикой и криминалистической наукой. Одна и та же практическая задача может быть решена различными приемами и средствами, одно и то же обстоятельство установлено различными путями. Чем большим запасом тактических приемов и средств владеет дознаватель, тем выше его профессиональное мастерство, продуктивнее работа. «Жизнь заставляет его постоянно искать новые приемы и способы действия, что придает его работе ярко выраженный творческий характер» (14, 53).
5. Особый, иногда переходящий в экстремальный, характер деятельности. К ним можно отнести дефицит времени, противодействие заинтересованных лиц, интеллектуальные перегрузки, связанные с избытком или недостаточностью информации, сложные внешние условия, а также постоянное воздействие эмоциональных факторов, таких, как повышенная служебная и моральная ответственность за принимаемые решения.
Сложная интеллектуальная деятельность дознавателя, отличающаяся рядом специфических особенностей, предъявляет комплекс требований к его личностным и профессионально важным качествам, к их формированию и закреплению в структуре личности. Дознаватель, как и любой другой человек, обладает комплексом личностных качеств. Для нашего исследования является важным установление личностных качеств, которые максимально подкрепляют профессионально важные качества. Нами выделены личностные качества дознавателя, необходимые для осуществления его профессиональной деятельности (табл. 1).
Выявление профессионально важных качеств необходимо осуществлять с учетом структуры профессиональной деятельности дознавателя. Изучением структуры профессиональной юридической деятельности занимались психологи В. Л. Васильев, А. В. Дулов, Д. П. Котов, А. Р. Ратинов, В. В. Романов, Г. Г. Шиханцов (3; 4; 10; 14; 15). В ходе анализа их работ мы установили, что в юридической психологии нет единого мнения относительно названий и количества компонентов структуры юридической деятельности. Причиной различий в названиях структурных образований, объединения некоторых из них в комплексы или, наоборот, раздельного рассмотрения является условный характер их выделения, поскольку в действительности они тесно связаны между собой, интегративны и не могут быть представлены изолированно друг от друга. Деятельность дознавателя, как и деятельность каждой юридической специальности, включает следующие направления: познавательно-прогностический (когнитивный), организационный, коммуникативный.
Познавательно-прогностическая (когнитивная) деятельность имеет два аспекта: познавательный и прогностический. Особенностью познавательной деятельности дознавателя является то, что она обусловлена объективными закономерностями следообразования и зако-
номерностями человеческой психики. «Учет доказательственной значимости исходных фактов, их экстраполяция на реальные жизненные условия, вероятностно-модельный охват расследуемого события, творческое изыскание новых способов получения недостающей информации, проверка достоверности фактов и информационных источников - таковы основные характеристики следственного познания» (5, 135-136).
Прогностическая деятельность - это мысленное представление хода и результатов расследования уголовного дела, а также планирование предстоящих следственных действий.
Организационная деятельность включает в себя са-моорганизованность, т. е. организацию собственной работы по конкретному уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня, и организацию людей для коллективного решения профессиональных задач, т. е. организацию совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т. д.
В процессе коммуникативной деятельности дознаватель получает необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем использования речи в основных ее формах: устной и письменной. Устность уголовного процесса сочетается с фиксацией в письменном виде полученных данных, с обязательным документированием хода и результатов расследования.
Подструктуры профессиональной деятельности юриста традиционно рассматриваются юридическими психологами в совокупности с комплексом профессионально важных качеств. Результатом такой работы является создание юридических профессиограмм.
Анализ структуры профессиональной деятельности дознавателя позволил нам выявить профессионально важные качества дознавателя, соответствующие каждому компоненту структуры (табл. 2).
Большинство перечисленных выше личностных и профессионально важных качеств являются приобретенными и формируются условиями жизни, воспитания и обучения. Успешное их развитие у будущих дознавателей возможно в ходе начальной профессиональной подготовки к практической деятельности. Но традиционные формы подготовки слушателей, основанные на информационном подходе, не позволяют готовить профессионалов, компетентных в этой сфере деятельности. Реше-
Таблица 1
Личностные качества дознавателя, необходимые для осуществления его профессиональной деятельности
Параметры Качество
Интеллект Интуиция
Интеллектуальные Мышление Наблюдательность
Память Воображение
Трудолюбие Дисциплинированность
Волевые Усидчивость Инициативность
Настойчивость Самостоятельность
Принципиальность Ответственность
Морально-этические Честность Умение хранить тайну
Самокритичность Справедливость
Общительность Убедительность устной речи
Коммуникативные Умение слушать Культура речи
Эмоциональность устной речи Доброжелательность
ние проблемы мы видим в использовании компетентно- мированию профессиональных знаний, умений, навы-стного подхода в обучении, который способствует фор- ков, личностных и профессионально важных качеств.
Таблица 2
Профессионально важные качества дознавателя
Компоненты структуры профессиональной деятельности Качество
Познавательно-прогностический (когнитивный) Интеллект Творческое мышление Аналитический склад ума Емкая память Развитое воображение Прогностические способности
Организационный Самоорганизованность Организаторские способности Требовательность Собранность Целеустремленность Мобильность
Ко ммуникативный Общительность Эмоциональная устойчивость Умение устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения Умение слушать человека Культура общения Грамотное владение устной и письменной профессиональной речью
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В. И., Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2003.
2. Баранов П. П., Курбатов В. И. Юридическая психология. - Ростов н/Д, 2004.
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1998.
4. Дулов А. В. Судебная психология. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск, 1975.
5. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. - М., 1996.
6. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. -2004. - № 3(27).
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. - N° 5.
8. Карпенко О. М., Берштадская М. Д. Макеты образовательных программ в области высшего профессионального образования. - Москва-Уфа, 2004. - Кн. 1: Образовательные стандарты и программы: общие проблемы.
9. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829).
10. Котов Д. П., Шиханцов Г Г. Психология следователя. - 2-е изд. - Воронеж, 1972.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1997.
12. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М., 1989.
13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
14. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей: учебное пособие. - М., 1967.
15. Романов В. В. Юридическая психология: учебник. -М., 1998.
16. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.
17. ШадриковВ. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8.