Научная статья на тему 'Реализация управленческой функции сотрудниками полиции в процессе профессиональной деятельности'

Реализация управленческой функции сотрудниками полиции в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / POLICE OFFICER / PROFESSIONAL PROCESS / FORMATION OF PROFESSIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонов Родион Николаевич

В статье автор указывает, что при формировании профессионально-управленческой компетентности сотрудников полиции необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности специалистов МВД России. Отмечает, что специфичность профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел в настоящее время главным образом определяется познавательным характером деятельности, требующим не только решения сложных мыслительных задач, но и организации их практического осуществления на основе управленческой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонов Родион Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of administrative function by police officers in the course of professional activity

In the article the author specifies that when forming professional and administrative competence of police officers it is necessary to consider features of professional activity of specialists of the Ministry of the Interior of Russia. Notes that specificity of professional activity of the employee of law-enforcement bodies mainly is defined now by the informative nature of activity demanding not only the solution of complex cogitative challenges, but also the organizations of their practical implementation on the basis of administrative competence.

Текст научной работы на тему «Реализация управленческой функции сотрудниками полиции в процессе профессиональной деятельности»

В статье автор указывает, что при формировании профессионально-управленческой компетентности сотрудников полиции необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности специалистов МВД России. Отмечает, что специфичность профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел в настоящее время главным образом определяется познавательным характером деятельности, требующим не только решения сложных мыслительных задач, но и организации их практического осуществления на основе управленческой компетенции.

Ключевые слова: сотрудник полиции, профессиональный процесс, формирование профессионально-управленческой компетентности.

R.N. Filimonov, Competitor of a Chair of Pedagogics and Psychology of the Krasnodar State University of Culture and Arts; e-mail: fil1782@mail.ru

Realization of administrative function by police officers in the course of professional activity

In the article the author specifies that when forming professional and administrative competence of police officers it is necessary to consider features of professional activity of specialists of the Ministry of the Interior of Russia. Notes that specificity of professional activity of the employee of law-enforcement bodies mainly is defined now by the informative nature of activity demanding not only the solution of complex cogitative challenges, but also the organizations of their practical implementation on the basis of administrative competence.

Key words: police officer, professional process, formation of professional and administrative competence.

Филимонов Родион Николаевич

соискатель кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств _(e-mail: fil1782@mail.ru)

Реализация управленческой функции сотрудниками полиции в процессе профессиональной деятельности

Деятельность сотрудника полиции изначально призвана выполнять в обществе управленческую функцию, организуя взаимодействие между различными его субъектами. В этой связи организационно-управленческий аспект деятельности лежит в основе юридической деятельности [1]. Сотрудники полиции обязаны обеспечивать управление в обществе (управление в широком смысле), т.е. юридическая работа - это особая управленческая деятельность. Следовательно, организация собственной и совместной с другими лицами и правоохранительными органами работы составляет важное профессиональное качество. Специфика юридического труда, его относительная самостоятельность в решении отдельных проблем предполагает соблюдение четкого распорядка при выполнении функциональных обязанностей специалистов (следователя, дознавателя, участкового и др.). Обладая большой самостоятельностью, специалисты планируют свой рабочий день, выполнение той или иной задачи. Самоорганизация в работе специалистов, ориентированная на умение спланировать и осуществить тот или иной вид деятельности, предполагает умение управлять профессиональным процессом. С

учетом того, что в ряде случаев деятельность сотрудника полиции носит напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы, зачастую ему не хватает времени реализовать все намеченные действия. Такая ситуация вызывает состояние рассеянности, уязвимости, что не позволяет специалисту объективно оценить проблему, найти необходимые способы влияния на развивающиеся события. Это может привести к возникновению конфликта и конфликтных взаимодействий с окружающими.

Исследователи профессиональной деятельности сотрудников полиции [2; 3; 4], обычно выделяют в ней следующие аспекты: поисковый, коммуникативный, удостоверительный, организационный, конструктивный (реконструктивный), социальный. Для успешной деятельности необходимы развитие и реализация в ней соответствующих каждому аспекту профессионально значимых качеств. В сфере поисковой деятельности от специалиста требуются развитие наблюдательности, устойчивость и концентрация внимания на профессионально значимых объектах. В области коммуникативной деятельности следует развивать

51

общительность, эмоциональную устойчивость, тактичность, выдержку, способности ясно излагать свои мысли, отстаивать собственную точку зрения. Удостоверительная деятельность предполагает развитие письменной речи, способности быстрого обобщения информации, навыков перевода устной речи в письменную, умения адекватно описывать увиденное. Сфера организационной деятельности требует организаторских умений, целеустремленности, настойчивости, сильной воли. В области конструктивной и реконструктивной деятельности следует развивать способность анализировать получаемую информацию, формулировать задачу и определять пути ее решения, проницательность, память, самообладание. В области социальной деятельности от специалиста ожидается проявление стремления к истине, справедливости, гуманизма, честности, принципиальности [5].

При формировании профессионально-управленческой компетентности сотрудников полиции необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности специалистов МВД России. Профессиональная деятельность специалистов «...представляет собой разновидность государственной службы с присущими для этой деятельности специфическими особенностями». К числу таких особенностей, подчеркивающих качественные отличия правоохранительной службы от других видов профессиональной деятельности, можно отнести следующие [6]: правоохранительная служба - особый вид государственной службы, исходя из особого характера правоохранительной службы определяется ее приоритет перед другими видами государственной службы и иной деятельностью граждан; специфика правоохранительной деятельности определяется сущностью противодействия преступности; интегративный характер правоохранительной деятельности; объективные изменения характера правоохранительной деятельности, вызванные научно-технической революцией. В этой связи отметим, что специфичность профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел в настоящее время главным образом определяется: познавательным характером деятельности, требующим не только решения сложных мыслительных задач, но и организации практического их осуществления на основе управленческой компетенции; правовой регламентацией деятельности, что порождает повышенную ответственность за свои решения и действия; наличием у сотрудника органов внутренних дел властных полномочий, определяющим условием применения которых являются правомерность и целесообразность, что в значительной

степени зависит от личностных качеств сотрудника, уровня его профессиональной подготовки; экстремальным характером деятельности, проистекающей в условиях противодействия криминальной среды, дефицита времени и больших перегрузок в работе.

Специфичность деятельности сотрудников полиции определяет ее критерии. Критерий [7] -это признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. Определяя критерии эффективности формирования профессионально-управленческой компетентности сотрудников полиции в процессе обучения в вузе МВД России, необходимо изучать, анализировать и оценивать результаты проводимой работы. В соответствии с этим при определении степени успешности того или иного процесса или явления ряд ученых [8; 9] рекомендуют использовать критериальные оценки сформированности качеств личности. Нами разработаны компоненты, критерии и уровни профессионально-управленческой компетентности, позволяющие определять степень эффективности организации и технологий формирования указанного качества личности в процессе обучения в вузе, представленного в виде интегративного комплекса. Учитывая исследования отечественных исследователей (А.А. Вербицкого, И.А. Зимней и др.), в структуре профессионально-управленческой компетентности специалиста выделим следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, информационно-коммуникационный и деятель-ностный.

Мотивационный компонент формирования профессионально-управленческой компетентности специалиста характеризуется ценностным отношением курсантов к изучению управленческих дисциплин, степенью активности вовлечения курсантов в образовательный процесс, профессиональной направленностью, готовностью к служению профессиональному долгу; самосовершенствованием в профессионально-личностном развитии; способностью управлять с ориентацией на ценности профессиональной культуры.

Когнитивный компонент (от лат. содпШо - знание, познание) формирования профессионально-управленческой компетентности сотрудника полиции включает: знание теоретических основ управления, знание современных информационных технологий; знание требований, предъявляемых к современному сотруднику полиции; знание законодательства и нормативных документов; анализ знания теоретических и методологических основ изучаемых управленческих наук в рамках профессиональной деятельности, широты и глубины дополнительных знаний; активизацию самообразовательной рефлек-

52

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2013 • № 3 (21)

сивной деятельности; формирование субъективного опыта, способность к гипотетическому решению профессиональных задач в изменяющихся условиях в соответствии с потребностями общества, наличие способности к самоанализу и самооценке своих действий относительно сложившейся ситуации с позиций профессиональных ценностей, мотивации управленческих действий (своих и управляемых субъектом) к инновационному развитию на основе ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникативный компонент умения использовать информационные технологии в поиске новых знаний, обеспечивающих инновационное управление; способность реали-зовывать информационно-коммуникационные технологии в управлении процессами развития профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент профессионально-управленческой компетентности курсантов вуза МВД России характеризуется проявлением личной инициативы как в процессе обучения в вузе, так и в профессиональной деятельности и включает следующие умения: познавательные (потребность и навыки самообразовательной рефлексивной деятельности); оценочные, аналитические, проектировочные, конструктивные

1. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

2. Волков В.Н. Юридическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

3. Еникеев М.И. Основы юридической психологии. М., 2009.

4. Смирнов В.Н. Юридическая психология. М., 2010.

5. Юридическая психология / И. Б. Лебедев и др.; под ред. В.Я. Кикотя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

6. Артемьев A.M. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.

7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М., 1982.

9. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

умения и навыки, реализацию креативных способностей, коммуникативные, информационные умения.

Таким образом, деятельность сотрудников полиции представляет собой сложный и динамичный процесс, протекающий, как правило, в условиях, обусловленных рядом специфических требований к их личности. Указанные обстоятельства со всей очевидностью требуют повышения эффективности управленческой деятельности, выработки инновационных подходов к решению насущных задач. Специфика решаемых задач и реализуемых функций указывает на многоаспектность их деятельности, которая сегодня нуждается в инновационном типе управления, характеризующемся высоким уровнем образования, творческой обстановкой, новаторством, готовностью к разумному риску и гибкому реагированию на изменения в среде функционирования. В настоящее время основной акцент в системе профессиональной подготовки сотрудников полиции делается на формирование профессионально подготовленных, высоконравственных специалистов, способных эффективно действовать в динамично меняющейся среде, применяя новейшие разработки в области управления.

1. Ratinov A.R. Justice psychology for investigators. M., 1967.

2. Volkov V.N. Legal psychology. 2nd prod., reslave. and add. M., 2009.

3. Enikeev M.I. Basis of legal psychology. M.,

2009.

4. Smirnov V.N. Legal psychology. M., 2010.

5. Legal psychology / I.B. Lebedev, etc.; ed. by V.Ya. Kikot. 2nd prod., reslave. and add. M.,

2010.

6. Artemyev A.M. Public law-enforcement service: system properties, functions, legal support: auth. abstr. ... Dr of Law. M, 2008.

7. The philosophical dictionary / ed. by I.T. Frolov. 5th prod. M., 1986.

8. Babansky Yu.K. Problems of increase of efficiency of pedagogical researches: didactic aspect. M, 1982.

9. Skatkin M.N. Metodology and technique of pedagogical researches. M., 1986.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.