Туравец Наталья Романовна
доктор педагогических наук,
профессор кафедры педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета культуры и искусств (тел.: +79184949465)
Филимонов Родион Николаевич
соискатель кафедры педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета культуры и искусств
(e-mail: fil1782@mail.ru)___
Современные требования к профессионально-управленческой компетенции сотрудника полиции
В статье доказана значимость профессионально-управленческой компетенции в деятельности сотрудников полиции, приобретаемой ими в процессе подготовки в вузе МВД России.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, управление, самосовершенствование, структура, содержание.
N.R. Turavets, Doctor of Pedagogics, Professor of a Chair of Pedagogics and Psychology of the Krasnodar State University of Culture and Arts; tel.: +79184949465;
R.N. Filimonov, Competitor of a Chair of Pedagogics and Psychology of the Krasnodar State University of Culture and Arts; e-mail: fil1782@mail.ru
Modern requirements to professional and administrative competence of the police officer In article the importance of professional and administrative competence of the activity of police officers acquired by them in the course of preparation in higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia is proved.
Key words: competence, competence-based approach, management, self-improvement, structure, contents.
Современное качество образования не может определяться теми же знаниями, умениями и навыками, что и прежде. Необходимость подготовки выпускников к успешной карьере в условиях динамичного развития общества требует пересмотра отношений между высшей школой и профессиональной сферой. Требования к выпускникам вузов МВД России стали гораздо обширнее, разнообразнее и сложнее, и это не может не приниматься во внимание в рамках определения стратегии и основных параметров развития системы образования в ведомственных вузах, при совершенствовании системы профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Известно, что нередко выпускники вузов МВД России сталкиваются с ситуацией расхождения между требованиями системы и той подготовкой, которую они получили в вузе. Одной из причин такого положения является недостаточный учет реальных условий подготовки, когда к молодым сотрудникам - участковым, следователям, оперативным уполномоченным уголовного розыска, дознавателям -предъявляются требования не столько с точки зрения имеющихся знаний, сколько примени-
тельно к их умениям, практическим навыкам, способностям, готовностям. Речь идет о профессиональной компетентности в целом, т.е. о результате освоения выпускником образовательной программы подготовки не только по сумме знаний, но и по важнейшим практическим характеристикам профессиональной деятельности.
Общая тенденция, просматриваемая в стратегии социальной политики в нашей стране, проявляется в ее ориентированности не только на борьбу со следствиями, но и, прежде всего, на преодоление причин, порождающих социальные проблемы. В таком аспекте деятельность сотрудников полиции, как механизм исполнения социальной политики, должна носить превентивный (профилактический) характер, но в то же время регулировать и поддерживать правопорядок в обществе.
В условиях глобальных преобразований системы правоохранительных органов проблема формирования профессионально-управленческой компетенции сотрудников полиции становится актуальной в теории и методике высшего профессионального образования. Конечной целью формирования профессионально-управленческой
290
компетенции курсантов в вузах МВД России является подготовка сотрудников полиции, которые обладают не только профессиональными знаниями, но и управленческой компетенцией, личностными качествами, позволяющими специалисту успешно реализовать себя в профессиональной деятельности, ориентироваться в вопросах управления в условиях современного общества. Сотрудники полиции в процессе обучения в вузе должны овладеть управленческой компетенцией, связанной с многоуровневостью и вариативностью управленческих задач в профессиональной сфере деятельности: от нормативно-правовых основ организации своей служебной деятельности по охране правопорядка до характерных черт современного управления группой, механизмов принятия и реализации управленческих решений, а также форм управленческого общения в коллективе.
В этих условиях приоритетной задачей вузов МВД России выступает формирование базовой профессионально-управленческой компетенции курсантов. Компетентностный подход (И.А. Зимняя [5], Г.К. Селевко [9], А.В. Хуторской [13] и др.) предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, реализацию ключевых управленческих функций и компетенций». На первое место выдвигаются умения принимать решения в процессе освоения технологий, в ситуациях самоорганизации, выбора и самооценки.
Достижение указанной компетенции предполагает осуществление преобразования всех составляющих системы профессионального образования в системе МВД России, включая разработку государственных образовательных стандартов нового поколения, соответствующих блоков учебно-методического обеспечения, инновационных способов и средств оценки качества подготовки курсантов, координацию и сопряженность всех основных звеньев этой системы, что в совокупности должно обеспечить формирование высокопрофессионального сотрудника полиции.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 031001 Правоохранительная деятельность отмечается, что сотрудник полиции должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области организационно-управленческой деятельности организовывать работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач. Кроме того, он должен обладать: способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные ор-
ганизационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10); способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11); способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29); способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30); способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31). Сотрудник полиции должен уметь разрабатывать управленческую документацию; принимать оптимальные управленческие решения; организовывать работу подчиненных, применять в повседневной работе основные положения научной организации труда.
При определении профессии как способа отношения человека к действительности становление профессиональной деятельности рассматривается как формирование профессионально определенного способа осознания объективного мира, который превращается в предмет деятельности. Так, исследователь А.К. Маркова определяет профессионала как человека, «который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориен-тациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии» [8, с. 43].
Когда говорят о профессионально-управленческой компетенции сотрудника полиции, имеют в виду человека опытного, квалифицированного, владеющего основами профессионального мастерства, необходимыми умениями, навыками и возможностью их реализации в практической деятельности. Сформированная в годы обучения компетентность дает возможность решения возникших сложностей и
291
проблемных ситуаций в профессиональной деятельности. Следовательно, профессионально-управленческая компетентность сотрудников полиции представляет готовность личности к эффективной профессиональной деятельности, основанной на имеющихся у данной личности способностях, развитых личностных качествах, знаниях и опыте и практических умениях.
В теории управления (О.С. Виханский [2], И.Н. Герчикова [4], М.Д. Симчук [10], А.А. Урба-нович [12] и др.) компетентностью принято считать качество профессионала, обусловленное не только его квалификацией, но и должностными обязанностями, полномочиями и ответственностью. В последние годы в России наблюдается рост интереса к введению в образовательные программы курсов и управленческих дисциплин (менеджмента). Управленческая компетенция становится обязательной составляющей многих специальностей и направлений, осуществляется в рамках принятого Государственного образовательного стандарта.
Термин «менеджмент» имеет универсальное значение, сравнимое с понятием «управление». В английском языке многообразие управления зафиксировано целым рядом слов: от глаголов «administrate», «control», «direct», «govern». Если взять общее понятие слова «manage» в словосочетании «I managed», то в переводе это будет означать «мне удалось», «я справился», «я достиг результата» [11; 15]. Функции управления (административная, организаторская, контролирующая, направляющая и т.п.) заключаются и в оценке результативности, продуктивности и эффективности профессиональной деятельности. Менеджмент прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития [3]. Стало очевидным, что менеджмент превратился в необходимую составляющую профессии.
Менеджмент представляет собой современную систему [14], ориентированную на эффективность управления в профессиональной деятельности. Менеджмент имеет много толкований: это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; это умение создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.
При формировании профессионально-управленческой компетенции учтена трехуровневая целевая структура управления, компоненты которой находятся в отношениях соподчинения: корпоративная составляющая (уровень культуры), мотивационная составляющая (уровень деятельности), профессиональная
составляющая (уровень навыков). Как свидетельствует практика, только при удержании трех составляющих формирование указанной компетенции может осуществляться эффективно. В противном случае не может быть осуществлена практико-ориентированная подготовка сотрудников полиции [б].
В условиях современного правового общества основной проблемой развития управленческой компетенции является способность сотрудника полиции, непременным условием которой выступает способность развивать свои профессиональные компетенции, иметь навыки самообразовательной рефлексивной деятельности. Стало очевидным, что информационно-накопительная модель учебного процесса в вузе МВД России потеряла свою продуктивность. Появилась новая личностно-ориентированная парадигма образования, предполагающая формирование у сотрудников полиции профессионально значимых компетенций и личностных качеств, позволяющих специалисту успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.
Формирование профессионально-управленческой компетенции сотрудников полиции -понятие многозначное, выражающее разные стороны, грани и аспекты управления. Оно имеет ряд определяющих значений. Организационно-структурное содержание управления определяет руководство ведомством на федеральном, региональном (территориальном) и локальном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры. Функциональные основы управления ориентированы на выполнение как общих, так и конкретных функций. Формирование профессионально-управленческой компетенции у сотрудников по-лиции в процессе обучения в вузе основывается на знаниях организационно-структурного содержания управления системы профессиональной подготовки кадров МВД России, которая включает в себя: раннюю профессиональную ориентацию; специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки МВД, ГУ МВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образовательные учреждения МВД России); подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России); повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку; послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответству-
292
ющие лицензии); обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка). В настоящее время образовательные учреждения МВД России являются одной из крупнейших ведомственных систем профессиональной подготовки кадров в стране, которая включает в себя 3 университета, 5 академий, 15 институтов, 23 филиала вузов, 6 суворовских военных училищ и 2 школы служебного собаководства. Кроме того, это Всероссийский институт повышения квалификации МВД России и 3 его филиала, 106 центров профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, подразделений Управлений внутренних дел на транспорте [7; 1].
Общими, независимо от уровня управления, компетенциями специалиста являются функции управления: прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль. На конкретном уровне управления, в конкретной должности складывается определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции представляют собой виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и организации, учреждению (направления деятельности).
Деятельность руководителей также представляет одно из направлений системы управления. Руководители выступают как ведущая сила в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависят качество организации управления и его результативность. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых должностей: юриста, следователя, дознавателя, участкового и т.д. Важной проблемой является процесс формирования, становления руководителей, переход сотрудника полиции в ранг руководителя и приобретение в этой связи необходимых профессиональных качеств.
Известно, что основой любого вида управления является информация, которая должна быть организована в соответствии с отраслевой спецификой. На основе информации происходят определение, формулирование и закрепление (в организационно-административных документах) целей, задач. Целевая ориентация представляется важным элементом управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала).
В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами (инфор-
мационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными). В этом процессе используются различные формы и методы управления или средства, обеспечивающие достижение тех или иных результатов. И наконец, в процессе управления используется обратная связь (учет, контроль, проверка исполнения). Следовательно, управленческая компетенция как качество личности достигается на основе приобретения способностей личности ставить цели, задачи, знаний, умений и навыков в организации практической деятельности сотрудников полиции для достижения профессионального результата.
Отметим, что основные задачи подготовки специалистов для системы МВД России определены Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»: подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности; изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности; обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач; совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации; обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности; выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека; поддержание у сотрудников постоянной
293
готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков; совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.
Таким образом, с позиции теории управления и технологического подхода под управлением понимается деятельность, направленная на выработку управленческих решений и кор-рекционное воздействие в сфере решения профессиональных задач, включая реализацию технологий прогнозирования, моделиро-
вания, проектирования, организации, контроля, регулирования объекта на разных уровнях управления в соответствии с позитивным це-леполаганием. Учитывая рассмотренные позиции, считаем, что управленческая деятельность сотрудника полиции должна строиться в соответствии с функциями управления, которые в своей совокупности отражают специфику управленческого труда, его содержание, упорядоченность и системную целостность. В связи с этим выделяем следующие виды управленческой деятельности сотрудника полиции: информационно-аналитическую, моти-вационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и контрольно-регулятивную. Указанные виды управленческой деятельности осуществляются на каждом уровне профессиональной деятельности сотрудника полиции.
1. Амельчаков И.Ф. О совершенствовании профессиональной подготовки кадров и учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России // Вестн. кадровой политики МВД России. 2009. № 1.
2. Виханский О. С. Менеджмент: основы организации. М., 2004.
3. Воронина О. В. Переподготовка специалистов в сфере менеджмента (гендерный аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: учеб. 2-е изд. М., 1995.
5. Зимняя И.А. Компетентность человека -новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Кн. 2: Компетентность человека - новое качество результата образования: материалы XIII Всерос. совещания. Уфа, 2003.
6. Клоков Ю.А. Формирование управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2006.
7. Кобозев A.A. Современная система подготовки кадров органов внутренних дел: теоретические, организационные и правовые вопросы формирования и развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
8. Маркова A.K. Психология профессионализма. М., 1996.
9. Селевко Г.К. Компетентность и ее классификация // Народное образование. 2004. № 4.
10. Симчук М.Д. Менеджер - идеальный руководитель. URL:http://ipk. mtuci2.ru/do/kursi/21b.htm
11. Современный словарь иностранных слов. М., 1989.
12. Урбанович А.А. Психология управления: учеб. пособие М., 2003.
1. Amelchakov I.F. About improvement of vocational training of personal and educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 1.
2. Vikhansky O.S. Management: bases of the organization. M., 2004.
3. Voronina O.V. Retraining of experts in the sphere of management (gender aspect): autoref. dis.... Master of Pedagogics. SPb., 2004.
4. Gerchikova I.N. Management: textbook. 2 ed. M., 1995.
5. Zimnjaja I.A. Competence of the person -new quality of result of education // Problems of quality of education. B. 2: Competence of the person - new quality of result of education: materials of the XIII All-Russian meeting. Ufa, 2003.
6. Klokov Yu.A. Forming of administrative culture of the manager in the course of voca-tional training: dis. ... Master ofPedagogics. Kaliningrad, 2006.
7. Kobozev A.A. Modern system of training of law-enforcement bodies: theoretical, organizational and legal questions of formation and development: autoref. dis. ... Dr of Law. M., 2007.
8. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996.
9. Selevko G.K. Competence and its classification // National education. 2004. № 4.
10. Simchuk M.D. Manager - ideal head. URL: http://ipk.mtuci2.ru/do/kursi/21b.htm.
11. Modern dictionary of foreign words. M, 1989.
12. Urbanovich A.A. Psychology of management: study aid. M., 2003.
13. Hytorskoj A.V. Key competences. Technology of designing // National education. 2003. № 5.
294
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5.
14. Щетинин В. П. Экономика образования: учеб. пособие / В. П. Щетинин, H.A. Хромен-ков, B.C. Рябушкин. М., 1998.
15. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. М., 1999. Т. 2.
14. Schetinin V.P. Ekonomics of education: study aid / V.P. Schetinin, N.A. Hromenkov, V.S. Ryabushkin. M., 1998.
15. Encyclopedia of professional education: in 31. M, 1999. T. 2.
295