Научная статья на тему 'Формирование управленческой компетентности как профессионально-личностного качества курсантов образовательных организаций МВД России'

Формирование управленческой компетентности как профессионально-личностного качества курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / COMPETENCE / PROFESSIONALISM / MANAGEMENT / COMPONENTS / MAKING OF DECISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонов Родион Николаевич

В статье рассматриваются проблемы приобретения сотрудником полиции управленческой компетентности в процессе подготовки в образовательной организации МВД России. В контексте компетентностного подхода определены такие профессионально-личностные качества, как способность и готовность к принятию решений и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонов Родион Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of administrative competence as professional and personal quality of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

In article problems of acquisition of administrative competence of police officers in the course of training in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. Such professional and personal qualities as decision-making etc. are defined.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческой компетентности как профессионально-личностного качества курсантов образовательных организаций МВД России»

Филимонов Родион Николаевич

Краснодарский университет МВД России (тел.: +79648930999)

Формирование управленческой

компетентности как профессионально-личностного качества курсантов образовательных

организаций МВД России

В статье рассматриваются проблемы приобретения сотрудником полиции управленческой компетентности в процессе подготовки в образовательной организации МВД России. В контексте компетентностного подхода определены такие профессионально-личностные качества, как способность и готовность к принятию решений и др.

Ключевые слова: компетентность, профессионализм, управление, компоненты, принятие решения, менеджмент.

R.N. Filimonov, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79648930999.

Formation of administrative competence as professional and personal quality of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

In article problems of acquisition of administrative competence of police officers in the course of training in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. Such professional and personal qualities as decision-making etc. are defined.

Key words: competence, professionalism, management, components, making of decision, management.

Результативность профессиональной деятельности сотрудника полиции во многом определяется его компетентностью и чертами личности, сформированными в процессе обучения. В структуре компетентности как профессионально-личностного качества сотрудника полиции большое значение имеет управленческая компетентность, представленная как готовность и способность осуществлять руководство сотрудниками. Базовой основой такой компетентности являются знания, умения и навыки руководителя-менеджера [1; 2; 3]. При формировании управленческих компетенций важна способность воздействовать и оказывать влияние, настойчивость в достижении поставленных целей. Ориентация на достижение результативности своей профессиональной деятельности связана со стремлением к повышению как своей эффективности, так и эффективности сослуживцев, что принято называть «воспринимаемой самоэффективностью» [4], определяемой как вера в значимость и обоснованность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Значимость концепции А. Бандура для формирования управленческой компетентности сотрудника полиции состоит в том, что самоэффективность пред-

определяет убеждение человека в его способности продемонстрировать удачное поведение в сложной ситуации, адекватно оценить собственную эффективность. В зависимости от ситуаций, ориентирующих на достижение целей, курсанты, во-первых, в своих устремлениях направлены на достижение эффективности и результативности (сосредоточены на самообразовании, активизации своей мыслительной деятельности, стремятся запоминать изучаемый материал), а во-вторых, стремятся к профессиональному успеху, что становится основой их индивидуальной траектории приобретения управленческих компетенций.

Культура профессиональной деятельности специалиста, как и его компетенции, не может быть сформированы без включения курсанта образовательной организации МВД России в образовательную деятельность; он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальным и требующих от него компетентных действий, оценок, рефлексии [5, с. 10-19]. В этом смысле культура профессиональной деятельности выступает как социально-профессиональная компетентность, как способ поведения будущего специалиста, в котором аккумулируются его познавательные, творческие и управленческие компетенции. В современных условиях функции сотрудни-

167

ка полиции, обладающего управленческими компетенциями, отличаются от ранее существовавших как по направленности, так и по содержанию. Прежде всего, они предполагают развитие различных видов профессиональной деятельности инновационного уровня: управленческой, профессиональной, методической, организаторской, прогностически-проектировочной, рефлексивной. Технология реализации данных видов деятельности выстраивается с учетом удовлетворения потребностей современного общества и личности в качественных действиях сотрудников полиции, обеспечения возможности реализации индивидуальной траектории образования курсантов, внедрения инноваций и владения рефлексией своей профессиональной деятельности по достижению прогнозируемых результатов. Полифункциональная деятельность сотрудников полиции, обладающих управленческими качествами, предполагает решение ряда сложных и изменяющихся задач и требует наличия высокого профессионализма, который выражается в способности к анализу и решению актуальных и малоразработанных проблем.

Принимая идею о том, что профессиональная компетентность сотрудника полиции - производный компонент культурной компетентности человека (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя), профессиональную компетентность следует рассматривать как интегративное качество личности, которое возникает в процессе формирования у сотрудника полиции культуры профессиональной деятельности. В этом контексте культура профессиональной деятельности выступает как обобщенный опыт жизнедеятельности в профессии, а соответствующая профессиональная компетентность есть проекция этого опыта на определенную сферу деятельности, через призму которой раскрывается его компетенция [6; 7, с. 34-42].

Уточняя определение профессиональной деятельности, необходимо отметить, что это сложный объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом этой системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект профессионального труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику. В современных условиях деятельность сотрудника полиции направлена на выполнение задач, возложенных на него действующим законодательством. Основа такой деятельности может быть представлена как труд, который, являясь интегративной характеристикой, представляет собой процесс самореализации специалиста в качестве «субъекта профессиональной деятельности, повседневных отношений, собственного развития, который на основе использования предметов и средств этого труда обеспечивает получение совокупных резуль-

татов правоохранительной службы» [8, с. 14]. С содержательной точки зрения профессиональная деятельность сотрудника полиции представляет собой «...объективированную в официальных актах, опосредованную правом, производственно-трудовую, интеллектуально-волевую, властную, управленческую деятельность юристов-профессионалов, осуществляемую, как правило, в определенных процедурно-процессуальных формах с помощью специальных юридических операций (действий), способов и средств и направленную на удовлетворение публичных и частных интересов и потребностей» [8, с. 14].

Анализ исследований, посвященных специфике подготовки сотрудников полиции в вузах МВД России [9, с. 5-8; 10], позволяет сделать вывод о том, что деятельность сотрудников полиции по решению задач, возложенных на них законом, представляет собой многоаспектное явление, затрагивающее интересы как отдельных граждан, так и социума в целом. Особенностью этой деятельности является, то, что она осуществляется в интересах общества посредством специальных механизмов (правовых, морально-психологических, организационных), а ее форма и содержание определяются государством в зависимости от условий и тенденций общественного развития.

Говоря об управленческих компетенциях, следует иметь в виду, что они имеют комплексный характер и включают такие качества, как умение принимать управленческие решения, инициативность (стремление к использованию появляющихся возможностей, способность быстро и эффективно разрешать критические ситуации, желание расширять границы своего формального авторитета), готовность к самообразовательной деятельности и др.

Сотрудник полиции как менеджер, осуществляющий свою профессиональную деятельность на основе принятия управленческих решений, должен основываться на анализе ситуаций, глубоких организационно-управленческих знаниях, приемах и методах принятия решений, навыках в работе с людьми [11; 12; 13].

В процессе практико-ориентированной подготовки курсантов определены критерии результативности управленческого решения, которые формируются с учетом следующих факторов: сложность проблемы;

наличие технологий и разработанных программ методик решения проблемы; имеющиеся источники информации; степень доступности ресурсного обеспечения; компетентность сотрудника полиции и др. При принятии управленческих решений необходимо учитывать единство целей, их аргументацию и обоснованность. Научная обоснованность принятия управленческого решения сотрудником полиции обеспечивается:

168

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 4 (38)

применением научных подходов менеджмента;

изучением влияния социально-экономических законов на обоснованность решения;

прогнозированием и моделированием в реализации решения;

ясностью поставленных задач для подчиненных; лаконичностью, конкретностью и краткостью формулировок;

умением учитывать нелинейность внешних или внутренних условий;

своевременностью и оперативностью принятия решений;

1. Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: пер. с англ. М.,1996.

2. Ленд Питер Э. Менеджмент - искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента /пер. с англ. М. Шершевской при участии М. Орлова. М.,1995.

3. Уткин Э.А. Курс менеджмента: учеб. для вузов. М., 1998.

4. Бандура А. Теория социального учения. СПб., 2000.

5. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов: материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа, 2005.

6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

8. Копылова ПК., Прозоров A.B. Психология в деятельности ОВД: курс лекций. Калининград, 2009.

9. Бойцов В. Г. Качество учебного процесса в образовательном учреждении МВД России как составляющая качества образования // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2009. № 4.

10. Бочаров В.М. Система формирования социальной компетентности специалиста органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2005.

11. Кузнецова Л.А. Разработка управленческого решения: учеб пособие. Челябинск, 2001.

12. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М., 2001.

13. Терновой А.И., Терновой К.И., Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений. М., 2007.

объективностью оценки результативности принятого решения;

учетом рисков и принятием решений, нивелирующих их значение.

Таким образом, принятие решений присуще любому виду деятельности, от него может зависеть результативность работы сотрудника полиции, его подчиненных. Формирование управленческой компетентности как профессионально-личностного качества сотрудника полиции достигается только в процессе когнитивной и практико-ориентированной подготовки курсантов в образовательной организации МВД России.

1. Duncan J.W. Fundamental ideas in management. Lessons of the founders of management and management practice: transl. from English. Moscow, 1996.

2. Lend Peter E. Management - the art of administration: secrets and experience of practical management / transl. from English by M. Shershevskaya with the participation of M. Orlov. Moscow, 1995.

3. Utkin E.A. Course of management: textbook. for universities. Moscow, 1998.

4. Bandura A. The theory of social learning. St. Petersburg, 2000.

5. Zimnaya I.A. Socio-professional competence as an integral result of professional education (idealized model) // Problems of the quality of education. Competence approach in vocational education and design of educational standards: proc. ofXV All-Russian sci.-method. conf. «Actual problems of the quality of education and ways to address them in the context of European and global trends». Moscow; Ufa, 2005.

6. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of personality-oriented education. Rostov-on-Don, 2000.

7. Zimnaya I.A. Key competences - new paradigm of the result of education // Higher education today. 2003. № 5.

8. Kopylova G.K., Prozorov A.B. Psychology in DIA activities: course of lectures. Kaliningrad, 2009.

9. Boytsov V.G. Quality of the educational process in the educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a component of the quality of education // Bull. of Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia. 2009. № 4.

10. Bocharov V.M. The system of forming the social competence of a specialist of the internal affairs bodies in the process of professional training: auth. abstr.... Dr of Pedagogics. Stavropol, 2005.

11. Kuznetsova L.A. Development of management decision: study aid. Chelyabinsk, 2001.

12. Smirnov E.A. Management decisions. Moscow, 2001.

13. Ternovoy A.I., Ternovoy K.I., Uchitel Yu.G. Development of management decisions. Moscow, 2007.

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.