Научная статья на тему 'Компоненты профессионально-управленческих знаний и умений у курсантов образовательных организаций МВД России'

Компоненты профессионально-управленческих знаний и умений у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / ADMINISTRATION / MANAGEMENT / COMPETENCES / KNOWLEDGE / ABILITIES / CONTENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонов Родион Николаевич

В статье на основе компетентностного подхода определяются профессионально-управленческие знания и умения, направленные на формирование у сотрудников полиции способности видеть развитие и эффективность своей деятельности, прогнозировать события и ситуации, планировать деятельность свою и подчиненных, принимать эффективное участие в поиске управленческих решений, уметь интегрировать свои служебные функции в реализацию поставленных задач. Определяются компоненты, свидетельствующие о результативности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонов Родион Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of professional and administrative knowledge and abilities of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In article on the basis of competence-based approach professional and administrative knowledge and the abilities directed on formation at police officers of ability to see development and efficiency of the activity, to predict events and situations, to plan the activity and subordinates, to take effective part in search of administrative decisions, to be able to integrate the office functions into realization of objectives are defined. The components testifying to productivity of process of preparation in higher education institution are defined.

Текст научной работы на тему «Компоненты профессионально-управленческих знаний и умений у курсантов образовательных организаций МВД России»

Филимонов Родион Николаевич

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта

Краснодарского университета МВД России (тел.: +79181800900)

Компоненты профессионально-управленческих

знаний и умений у курсантов образовательных организаций МВД России

В статье на основе компетентностного подхода определяются профессионально-управленческие знания и умения, направленные на формирование у сотрудников полиции способности видеть развитие и эффективность своей деятельности, прогнозировать события и ситуации, планировать деятельность свою и подчиненных, принимать эффективное участие в поиске управленческих решений, уметь интегрировать свои служебные функции в реализацию поставленных задач. Определяются компоненты, свидетельствующие о результативности процесса обучения.

Ключевые слова: управление, менеджмент, компетенции, знания, умения, содержание.

R.N. Filimonov, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79181800900.

Components of professional and administrative knowledge and abilities of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In article on the basis of competence-based approach professional and administrative knowledge and the abilities directed on formation at police officers of ability to see development and efficiency of the activity, to predict events and situations, to plan the activity and subordinates, to take effective part in search of administrative decisions, to be able to integrate the office functions into realization of objectives are defined. The components testifying to productivity of process of preparation in higher education institution are defined.

Key words: administration, management, competences, knowledge, abilities, contents.

В современных условиях модернизации системы высшего образования актуальной становится проблема формирования профессионально-управленческой компетенции курсантов образовательных организаций МВД России. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования программы по направлению подготовки специалиста 031001 Правоохранительная деятельность в области организационно-управленческой деятельности предполагается формирование готовности к организации работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач деятельности сотрудника полиции. Конечной целью обучения в вузе является подготовка такого специалиста, который обладает не только профессиональными знаниями, но и управленческой компетенцией, личностными качествами, позволяющими успешно реализовать себя [1; 2; 3; 4].

Формирование профессионально-управленческих умений сотрудников полиции в процессе подготовки в вузе направлено на достиже-

ние определенных целей, к которым относятся: формирование системы знаний о содержании и особенностях процессов управления; развитие аналитического мышления; развитие навыков использования объективного подхода к оценке реальных профессиональных ситуаций; готовность нести ответственность за принимаемые решения.

При подготовке следователей, участковых, оперативных уполномоченных уголовного розыска, дознавателей и т.д. образовательное учреждение должно учитывать непрерывный рост требований общества к их управленческим качествам, таким как способность видеть развитие и эффективность своей деятельности в целом, понимать политику, уметь интегрировать свои функции в реализацию поставленных задач, уметь прогнозировать грядущие события и ситуации, планировать свою деятельность и деятельность подчиненных, принимать эффективное участие в поиске управленческих решений, оценивать результативность предлагаемых решений возникающих проблем, уметь создавать команду, мотивировать своих коллег на эффективную работу и др.

247

В основе профессионально-управленческих умений находятся сформированные в процессе обучения в вузе управленческие знания или знание основ менеджмента. Термин «менеджмент» имеет универсальное значение, сравнимое с понятием «управление». В английском языке многообразие управления зафиксировано целым рядом слов -«administrate», «control», «direct», «govern». Если взять общее понятие слова «manage» в словосочетании «I managed», то в переводе это будет означать «мне удалось», «я справился», «я достиг результата» [5; 6].

Функции управления (административная, организаторская, контролирующая, направляющая и т.п.) заключаются и в оценке результативности, продуктивности и эффективности профессиональной деятельности. Менеджмент представляет собой современную систему [7], ориентированную на эффективность управления в профессиональной деятельности. Менеджмент имеет много толкований: это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; это умение создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.

При формировании профессионально-управленческих знаний у курсантов следует учитывать трехуровневую целевую структуру управления, компоненты которой находятся в отношениях соподчинения: уровень культуры, уровень деятельности и уровень навыков. Как свидетельствует практика, только при удержании трех составляющих формирование указанных знаний и умений может осуществляться эффективно. В противном случае не может быть эффективно осуществлена практико-ориентированная управленческая подготовка сотрудников полиции [8; 9; 10; 11].

При определении содержания и объема конкретизации знаний и умений учитывались существенные задачи профессиональной деятельности, отмеченные отечественными учеными [12; 13]. Анализ различных подходов к определению управления показал многообразие толкования базового термина. Вместе с тем, управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей. Выделяя в ходе исследования управленческие знания и умения в системе деятельности сотрудника полиции, мы опираемся на классические и современные теории менеджмента, теории человеческих от-

ношений, теории принятия решений. Сотрудник полиции в процессе профессиональной деятельности применяет базовую технологию, в основе которой следующие этапы принятия управленческого решения: постановка цели решения; установление критериев решения; выработка и сравнение альтернатив; определение и оценка риска; принятие решения; оценка эффективности данного решения.

Управленческие знания и умения связаны с компонентами профессиональной деятельности и, как правило, включают мотивационный, содержательно-целевой и технологически-дея-тельностный компоненты.

Мотивационный компонент определен в связи с особым значением мотивов и целей в управленческой деятельности и вузовской практико-ориентированной подготовке сотрудников полиции. Формирование управленческих знаний и умений начинается на ранних этапах обучения, но особое значение имеет профессиональная направленность данного процесса, когда осуществляется системное формирование мотивации, что предполагает ориентацию мотива на цель трудовой деятельности. Важным для формирования профессиональной мотивации является нахождение личностного смысла деятельности, что определяет поведение курсанта. Постановка цели и мотивации в вузовской подготовке курсантов должна ориентировать личность, группу, коллектив на структурирование целей мотивационного обеспечения их достижения.

Содержательно-целевой компонент в большей степени взаимосвязан с формированием управленческих знаний и умений курсантов как ядра управленческой культуры. Определяющая роль в формировании управленческой культуры сотрудника полиции отводилась целостному процессу как внешнему условию, способствующему развитию управленческого мышления и проявляющемуся в системном видении реальности и способов влияния на имеющиеся проблемы. Основой содержания становятся проблемные ситуации, отражающие профессионально-управленческую деятельность [14;15]. Система учебных проблемных ситуаций несет в себе возможности развертывания содержания обучения в его динамике путем рассмотрения и анализа конкретных ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность.

Технологически-деятельностный компонент предусматривает совокупность действий субъектов практико-ориентированной подготовки курсантов, направленных на формирование

248

управленческих знаний и умений. Данный процесс осуществляется целенаправленно в образовательно-профессиональной среде вуза МВД России и носит динамичный характер.

При формировании у курсантов управленческих знаний и умений преподаватель должен умело применять свой опыт в данном виде деятельности, подбирать материал практической направленности; способствовать повышению мотивации у курсантов. Одним из механизмов взаимодействия преподавателя и курсантов выступает индивидуальная и групповая рефлексия способов совместной деятельности, что способствует накоплению опыта совместного решения учебных, учебно-профессиональных и профессиональных задач. Данный механизм позволяет решить две важные задачи в процессе формирования профессионально-управленческих знаний и умений: индивидуальную и групповую оценку эффективности разных способов реализации взаимодействия с целью отбора и закрепления в опыте наиболее эффективных управленческих решений; выявление проблем в личном опыте с целью коррекции этого опыта и определения основных направлений управления.

Эффективным представляется использование традиционных и инновационных технологий. Наряду с традиционными аудиторными занятиями в форме лекций, семинаров, практических занятий, уместно применение различных актуальных форм совместной учебной и учебно-профессиональной и профессиональной деятельности (деловые игры, анализ проблемных и нестандартных ситуаций, мо-

1. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1994.

2. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. М, 2006.

3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

4. Файоль А. Учение об управление // Научная организация труда и управление. М., 1965.

5. Современный словарь иностранных слов. М, 1989.

6. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. М., 1999. Т. 2.

7. Щетинин В.П., Хроменков H.A., Рябушкин B.C. Экономика образования: учеб. пособие. М., 1998.

8. Клоков Ю.А. Формирование управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2006.

делирование профессиональной управленческой деятельности, компьютерные программы, мультимедийные средства, учебно-методическое обеспечение). Используемые внеаудиторные мероприятия, усиливающие познавательный интерес к проблеме формирования управленческих знаний и умений у курсантов, способствуют ориентации на дальнейшее развитие данных личностных качеств. Сочетание преподавателем традиционных и инновационных форм и средств подготовки (ролевые игры, «коучинг», «кейс-ситуации» и т.п.) приводит к достижению достаточно высокого уровня профессионально-управленческих знаний и умений, позволяет максимально индивидуализировать, активизировать и, следовательно, интенсифицировать процесс формирования профессионально-управленческих знаний и умений.

Таким образом, с учетом усиления роли управленческих знаний и умений в профессиональной деятельности сотрудников полиции, помимо владения необходимым объемом знаний и умений, соответствующих Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в области правоохранительной деятельности, курсант должен освоить широкий круг вопросов управления. Управленческая компетентность как комплексная личностно-профессиональная характеристика, целостно отражающая управленческие знания и умения, будет проявлением образованности и профессиональной компетентности в области управленческой деятельности сотрудника полиции.

1. Vikhansky O.S., Naumov A.I. Management. Moscow, 1994.

2. Simonov V.P. Pedagogical management: Know-how in education: study aid. Moscow, 2006.

3. Talyzina N.F. Managing the process of learning. Moscow,1975.

4. Fayolle A. The doctrine of management //The scientific organization of labor and management. Moscow, 1965.

5. Modern dictionary of foreign words. Moscow, 1989.

6. Encyclopedia of vocational education: in 3 vol. Moscow, 1999. Vol. 2.

7. Schetinin V.P., KhromenkovN.A., Ryabushkin V.S. Economics of education: study aid. Moscow, 1998.

8. Klokov Yu.A. Formation of administrative culture of the manager in the process of vocational training: diss.... Master of Pedagogics. Kaliningrad, 2006.

249

9. Горожанин A.B. Современное юридическое образование в России: проблема перехода от количества к качеству // Аккредитация в образовании. 2008. № 23. С. 22-28.

10. Гущин В.В., Никольский B.C., Демин В.А. Повышение качества юридического образования на основе различных форм интеграции профессионального образования и профессиональной деятельности // Юридическое образование и наука. 2009. № 3. С. 9-11.

11. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.

12. Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С.Н. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

13. Краевский B.B. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса // Теоретические основы обучения в советской школе. М., 1989.

14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.

15. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000.

9. Gorozhanin A. V. Contemporary legal education in Russia: the problem of transition from quantity to quality // Accreditation in education. 2008. № 23. P. 22-28 .

10. Gushchin V.V., Nicholsky V.S., Demin V.A. Improving the quality of legal education based on various forms of integration professional education and professional activities // Legal education and science. 2009. № 3. P. 9-11.

11. Kikot V.Yu. Organizational, legal and information ensuring of implementation of personnel policy of the Russian Interior Ministry in the field of personnel training: auth. abstr.... Dr of Law. Moscow, 2002.

12. HalperinP.Ya., ZaporozhetsA.V., Karpova S.N. Phased development as a method of psychological research // Actual problems of developmental psychology. Moscow, 1978.

13. Krajewsky V.V. General pedagogical and didactic characteristcs holistic educational process // Teoretical bases of training in Soviet schools. Moscow, 1989.

14. Talyzina N.F. Formation of informative activity of pupils. Moscow, 1983.

15. Verbitsky A. A, Bakshaeva N.A. Development of motivation of students in the learning context. Moscow, 2000.

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.