Научная статья на тему 'Теоретический анализ подходов к профессионально- личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России'

Теоретический анализ подходов к профессионально- личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / развитие личности / профессионально-личностное развитие / сотрудники подразделений предварительного следствия / development / personal development / professional-personal development / employees of preliminary investigation units

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александра Сергеевна Воронина

Раскрыты основные теоретические подходы к изучению профессионально-личностного развития. На основании традиционных идей и подходов сформулировано понятие «профессионально-личностное развитие сотрудников подразделений предварительного следствия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александра Сергеевна Воронина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical analysis of approaches to professional-personal development of employees Preliminary investigation of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article reveals the main theoretical approaches to the study of professional and personal development. Based on traditional ideas and approaches, the concept of «professional-personal development of employees of preliminary investigation units» was formulated

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ подходов к профессионально- личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9:331.101.3 ББК 88.8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ МВД РОССИИ

АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА ВОРОНИНА,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент Л.Н. Костина;

Рецензент: кандидат психологических наук Е.А. Печенкова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрыты основные теоретические подходы к изучению профессионально-личностного развития. На основании традиционных идей и подходов сформулировано понятие «профессионально-личностное развитие сотрудников подразделений предварительного следствия».

Ключевые слова: развитие, развитие личности, профессионально-личностное развитие, сотрудники подразделений предварительного следствия.

Annotation. The article reveals the main theoretical approaches to the study of professional and personal development. Based on traditional ideas and approaches, the concept of «professional-personal development of employees of preliminary investigation units» was formulated.

Keywords: development, personal development, professional-personal development, employees of preliminary investigation units.

В условиях возрастания преступности, появления новых способов совершения преступлений, необходимости противодействия криминальному миру, нестабильности уголовно-процессуального законодательства и его противоречивости повышаются требования к профессиональной деятельности сотрудников подразделений предварительного следствия. Изучение профессиональной деятельности сотрудников подразделений предварительного следствия для повышения эффективности выполняемой работы предполагает выявление изменений самой личности сотрудника. Высокий уровень профессионально-личностного развития в настоящее время является одним из важнейших составляющих в ряде факторов для успешного решения оперативно-служебных задач.

В целях построения модели профессионально-личностного развития сотрудников подразделений предварительного следствия, необходимо определить основные понятия: «развитие»; «развитие личности; «пр о фессионально -личностно е р азвитие».

В отличие от изменений, роста и созревания, развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями, появлением новообразований, новых структур. На сегодняшний день накоплены многочисленные подходы к вопросу развития личности. В зарубежных теориях развитие личности определя-

лось задачами существенного повышения производительности труда.

Сторонники психодинамического направления основными движущими силами человеческого развития считали мощные инстинктивные силы. З. Фрейд считал, что будущая личность определяется успехами и неудачами. Похожие идеи относительно ранней фиксации потребностей наблюдаются в теории профессионального развития личности Э. Роу. Отметим, что некоторые последователи З. Фрейда отвергали значение инстинктов как основы развития личности. Так, Э. Эриксон полагал, что главной движущей силой развития является поиск «эго-идентичности».

Ученые теории развития (Э. Шпрангер, Ш. Бюл-лер, Э. Гинцберг, Д. Сьюпер) наиболее значимым признаком профессионального развития считают определение стадий профессионального развития человека. Характеристикой профессионального развития данного подхода выступает последовательность сменяемых фаз, в которых разделением выступают содержание и форма превращения индивидуальных импульсов в профессиональные желания.

В рамках направления теории решений (Х. Томэ, Г. Рис, П. Циллер, Д. Тидеман) основным признаком развития является процесс выбора профессии. Основной чертой профессионального развития является про-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

фессиональный выбор, который является системой ориентировок в профессиональных альтернативах. Индивидуальные и биографические условия являются разновидностью решения стоящих перед личностью проблем.

Сторонники диффер енциально -диагно стического направления (Ф. Парсонс, Г. Мюнсберг) считают, что профессиональное развитие, профессиональная успешность и удовлетворенность профессией определяется степенью соответствия индивидуальных качеств требованиям профессии.

В отечественной психологии понятие «развитие личности» представлено в трудах А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева и др. А.Н. Леонтьев рассматривает причинно-следственные связи на различных уровнях макроструктуры деятельности, определяющие особенности развития личности. К.К. Платонов считал главным признаком профессионального развития — становление личности профессионала через учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности. Б.Г. Ананьев характеризовал развитие личности как субъекта деятельности в период «взрослости» и «зрелости», как фазу онтогенеза, когда человек живет наиболее продуктивной, творческой, профессиональной и социально-активной жизнью. А.Г. Асмолов считает, что в процессе развития личности лежит механизм экстериоризации, т.е. социальной отдачи личности. А.А. Бодалев определяет развитие личности через активное отражение действительности и способности хорошо в ней ориентироваться.

В психологии труда понятие развитие личности рассматривается через призму профессиональной деятельности. Так, профессиональное развитие, по мнению Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, В.Д. Шадрикова, начинается с момента принятия и включения в процесс освоения профессии. Объектом развития в концепции профессионального становления выступает личность, а критериями периодизации — социальная ситуация и профессиональная деятельность. Переходами между стадиями периодизации выступают профессиональные кризисы.

Сторонники концепции профессионализации (Л.М. Митина, А.Р. Фонорев, Е.М. Борисова и др.) объектом исследования считают субъекта деятельности и акцентируют внимание на успешности личности в деятельности: достижение определенных целей, изменение условий, которые затрудняли выполнение действий. Указанные исследователи рассматривают внутреннюю и внешнюю успешность личности. Внут-

ренняя характеризуется результатами деятельности, а внутренняя — удовлетворенностью от деятельности.

Ученые акме-профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, А.К. Маркова и др.) считают основанием профессионального развития саморазвитие и самореализацию. Данные исследования положили основу формирования науки акмеологии, предметом которой является прогрессивное развитие личности и высокие профессиональные достижения.

Исследователи в области юридической психологии определяют профессионально-личностное развитие как двусторонний процесс, детерминированный, с одной стороны, внешними факторами, а с другой, — внутренними. А.Р. Ратинов считает, что «следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения которых в большей степени связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями» [9, с. 82—126]. Все способности для следственной работы являются благоприобретенными. Профессиональные способности формируются на базе общих способностей в процессе следственной деятельности.

Г.Г. Шиханцов считает, что успешная работа следователя заключается не только в знаниях, умениях, желаниях и развитых профессиональных качествах, но что «необходимы также большая настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, выдержка и самообладание, словом, нужен цельный и твердый характер» [12, с. 17—73]. Ядром развития личности следователя выступает характер.

А.М. Абдурагимов определяет, что источником профессионально-личностного развития является профессиональное самоопределение, а движущей силой выступают возникшие противоречия между способностями, одаренностью и мотивацией достижения и требованиями конкретной профессии [1, с. 8]. Учитывая специфику деятельности следователя, необходимо отметить, что для реализации целей предварительного следствия и преодоления противодействия расследованию со стороны заинтересованных лиц необходимо постоянное развитие профессионально значимых качеств личности и опыта.

Таким образом, отечественные и зарубежные исследователи вкладывают в понятие развития свой контекст, определяя основными факторами профессионально-личностного развития следующие явления: а) индивидуально-генетические особенности человека,

290

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

его становление; б) окружающая среда и характер выполняемой деятельности; потребность в самореализации; в) бессознательные инстинкты и комплексы; г) личный опыт и жизненные кризисы; д) преодоление конфликтов.

Сравнительный анализ подходов к изучению понятий «развитие личности», «профессионально-личностное развитие» показывает, что имеется сходство и моменты сближения, а также принципиальные различия. Ученые, независимо от сути научного подхода, едины во мнении о том, что профессионально-личностное развитие:

1) происходит в единстве с биологическими и социальными составляющими и затрагивает в большей степени психосоциальную сферу развития личности;

2) целостный непрерывный процесс развития личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии и заканчивается с прекращением профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволяет рассматривать профессионально-личностное развитие следователя как психологически сложный процесс, в ходе которого происходит преобразование профессиональных значимых качеств личности и опыта, приобретение индивидуального стиля деятельности в процессе достижения целей предварительного следствия и преодоления противодействия расследованию, а также развитие устремленности к непрерывному самосовершенствованию себя как специалиста.

Литература

1. Абдурагимов А.М. Субъектная регуляция процесса личностно-профессионального развития будущих юристов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человеко-знания. Избр. Психол. труды / Под ред А.А. Бодалева. М.-Воронеж, 1996.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М., 1983.

5. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии 1989. № 5.

6. Костина Л.Н. Проблемы взаимодействия следователя и психолога в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних в процессе расследования преступлений. М., 2013.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

9. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.

10. ФрейдЗ. Психология бессознательного / Пер. с нем. Г.В. Барышниковой. СПб.: Питер, 2006.

11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2004.

12. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. М.: Зерцало, 1998.

13. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер. с англ.; ред. А.А. Алексеева [изд. 2-е, перераб., доп.]. СПб.: Речь; Летний сад, 2002.

References

1. AbduragimovA.M. Sub"ektnaya regulyatsiya pro-tsessa lichnostno-professional'nogo razvitiya budushchikh yuristov: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2010.

2. Anan'evB.G. Psikhologiya i problemy cheloveko-znaniya. Izbr. Psikhol. trudy / Pod red A.A. Bodaleva. M.-Voronezh, 1996.

3. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. M., 2007.

4. BodalevA.A. Lichnost' i obshchenie: Izbr. Trudy. M., 1983.

5. Kondakov I.M., Sukharev A.V. Metodologiche-skie osnovaniya zarubezhnykh teoriy professional'nogo razvitiya // Voprosy psikhologii 1989. № 5.

6. Kostina L.N. Problemy vzaimodeystviya sledovate-lya i psikhologa v obespechenii prav i zakonnykh interesov nesovershennoletnikh v protsesse rassledovaniya prestuple-niy. M., 2013.

7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1975.

8. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M., 1986.

9. RatinovA.R. Sudebnaya psikhologiya dlya sledo-vateley. M., 2001.

10. Freyd Z. Psikhologiya bessoznatel'nogo / Per. s nem. G.V. Baryshnikovoy. SPb.: Piter, 2006.

11. Chernyavskaya A.P. Psikhologicheskoe konsul'ti-rovanie po professional'noy orientatsii. M., 2004.

12. Shikhantsov G.G. Yuridicheskaya psikhologiya: Uchebnik. M.: Zertsalo, 1998.

13. Eiikson E.G. Detstvo i obshchestvo / Per. s angl.; red. A.A. Alekseeva [izd. 2-e, pererab., dop.]. SPb.: Rech'; Letniy sad, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.