Научная статья на тему 'Особенности формирования модели профессиональной компететности судебного эксперта-психолога'

Особенности формирования модели профессиональной компететности судебного эксперта-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ-ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / JUDICIAL EXPERTPSYCHOLOGIST / PROFESSIONAL SCOPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Енгалычев В. Ф., Шихалеева А. В.

Авторы статьи рассматривают модель построения профессиональной компетентности, раскрывают содержательную сторону профессиональных компетенций судебного эксперта-психолога на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Енгалычев В. Ф., Шихалеева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of molding of the model of the professional competence of the judicial expertpsychologist

Contributors examine the model of the construction of professional competence, reveal the meaningful side of the professional scopes of judicial expertpsychologist on the basis of the federal state educational standards of the highest vocational education

Текст научной работы на тему «Особенности формирования модели профессиональной компететности судебного эксперта-психолога»

УДК 159.922.8

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА

В.Ф. Енгалычев, А.В. Шихалеева

Авторы статьи рассматривают модель построения профессиональной компетентности, раскрывают содержательную сторону профессиональных компетенций судебного эксперта-психолога на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, судебный эксперт-психолог, профессиональные компетенции.

С сентября 2011 года завершился переход высших учебных заведений на уровневую систему образования, и, как следствие, учебные заведения приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Все эти изменения, затронувшие сферу образования, обусловлены присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу.

С началом модернизации образования понятие «профессиональная компетентность» прочно вошло в образовательную сферу. И это вполне объяснимо, т.к. наличие компетентности является необходимым условием для успешного выполнения профессиональной деятельности. В соответствии, с приказом Минобрнауки № 40 от 15.02.2005 г. была поставлена задача, разработать Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения на основе компе-тентностного подхода. Вместе с тем вплоть до настоящего времени существуют различные точки зрения на определение таких понятий как «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два основных значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Термин «компетентность» определяется, как область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений; знания, опыт в той или иной области. Таким образом, понятие «компетентность» шире и оно включает в себя понятие «компетенция». Мы в своей работе будем ориентироваться на определение термина «компетенция», представленное в ФГОС ВПО третьего поколения, где оно трактуется как способность применять знания, умения и личностные качества для деятельности в определенной области. А «компетентность» мы будем понимать как системное соответствие формируемых в процессе профессиональной подготовки профессионально важных качеств, специальных знаний, умений и навыков, а также профессиональной мотивации специалиста объективным требованиям профессии [2, с.62]. Но прежде чем применять знания, умения и личностные качества, их нужно сформировать.

Согласно модели, предложенной В.Ф. Енгалычевым, в структуре компетентности выделяется три компонента: когнитивный, эргонический и мотивационный. Для успешного выполнения деятельности у специалиста должны быть сформированы все три компонента, но в данной статье более подробно мы рассмотрим когнитивную составляющую профессиональной компетентности юридического психолога.

В рамках традиционного (знаниевого) подхода когнитивная подструктура профессиональной компетентности, представлена специальными знаниями, умениями и навыками. При этом профессиональные знания разделены на внутридисциплинарные и междисциплинарные, а специальные умения и навыки - на фундаментальные и прикладные.

Так как деятельность юридического психолога носит практический характер, то и основное внимание уделяется профессиональным компетенциям, соответственно целью нашего исследования является разработка модели формирования профессиональных компетенций судебного эксперта-психолога.

В рамках компетентностного подхода мы будем говорить, о том, что судебный эксперт-психолог должен обладать определенным набором компетенций, а именно, общекультурными, профессиональными компетенциями и профессионально-специализированными компетенциями.

144 Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2)(2012)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА

* >

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА

Рис. 1. Модель профессиональной компетентности судебного эксперта-психолога

Основываясь на системе подготовки юридических психологов, на базе компетентностного подхода рассмотрим специфику профессиональных компетенций эксперта-психолога. В этой связи стоит учитывать, что эксперт-психолог должен обладать знаниями процессуально-правовых норм, которые регламентируют проведение судебных экспертиз, а также обладать познаниями в области психологии. С этой целью нами был проведен анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность судебного эксперта.

Согласно ст. 9 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», судебная экспертиза определена как процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области, науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Таблица 1.

Содержательное наполнение профессиональных компетенций судебного эксперта-психолога

Профессиональные компетенции эксперта-психолога

в области экспертной деятельности: способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1); способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2); способность применять познания в области материального и процессуального права (ПК-3); способность участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях (ПК-4);

в области информационной деятельности: способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-5);

в области организационно-управленческой деятельности: способность организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-6); способность организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-7); способность составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-8); способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, (ПК-9);

в области научно-исследовательской деятельности: способность анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-10); способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-11); способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-12); способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, катего-

риях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК- 13); способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-14);

в области практической деятельности готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-15); готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-16); готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-17); готовность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-18).

К числу профессионально-специализированных компетенций будут относиться: способность и готовность осуществлять психологический анализ материалов судебного дела; способность адекватно ситуации оценивать целесообразность и возможность проведения судебной экспертизы в целях разрешения поставленных вопросов; способность и готовность систематизировать и анализировать, полученные в ходе экспертного исследования результаты, с целью составления и написания заключения по результатам экспертизы.

Таким образом, новый подход к обучению, ориентированный на практическую деятельность выпускника, требует не только разработки новых программ подготовки и переподготовки кадров, но и систему формирования компетенций, а также систему проверки сформированности компетенций.

Contributors examine the model of the construction of professional competence, reveal the meaningful side of the professional scopes of judicial expert- psychologist on the basis of the federal state educational standards of the highest vocational education.

The key words: professional competence, judicial expert- psychologist, professional scopes.

Список литературы

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов

как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

2. Енгалычев В.Ф.Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. М.: Высшая школа психологии, 2004. 436 с.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004, № 5. С. 3-12.

4. Федеральный Закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№ 759 от 21 декабря 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр»)».

6. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 40 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) «специалист»).

Об авторах

Енгалычев Вали Фатехович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К. Э.Циолковского.

Шихалеева А.В. - старший преподаватель кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.