УДК 159.922.8
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА
В.Ф. Енгалычев, А.В. Шихалеева
Авторы статьи рассматривают модель построения профессиональной компетентности, раскрывают содержательную сторону профессиональных компетенций судебного эксперта-психолога на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, судебный эксперт-психолог, профессиональные компетенции.
С сентября 2011 года завершился переход высших учебных заведений на уровневую систему образования, и, как следствие, учебные заведения приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Все эти изменения, затронувшие сферу образования, обусловлены присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу.
С началом модернизации образования понятие «профессиональная компетентность» прочно вошло в образовательную сферу. И это вполне объяснимо, т.к. наличие компетентности является необходимым условием для успешного выполнения профессиональной деятельности. В соответствии, с приказом Минобрнауки № 40 от 15.02.2005 г. была поставлена задача, разработать Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения на основе компе-тентностного подхода. Вместе с тем вплоть до настоящего времени существуют различные точки зрения на определение таких понятий как «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два основных значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Термин «компетентность» определяется, как область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений; знания, опыт в той или иной области. Таким образом, понятие «компетентность» шире и оно включает в себя понятие «компетенция». Мы в своей работе будем ориентироваться на определение термина «компетенция», представленное в ФГОС ВПО третьего поколения, где оно трактуется как способность применять знания, умения и личностные качества для деятельности в определенной области. А «компетентность» мы будем понимать как системное соответствие формируемых в процессе профессиональной подготовки профессионально важных качеств, специальных знаний, умений и навыков, а также профессиональной мотивации специалиста объективным требованиям профессии [2, с.62]. Но прежде чем применять знания, умения и личностные качества, их нужно сформировать.
Согласно модели, предложенной В.Ф. Енгалычевым, в структуре компетентности выделяется три компонента: когнитивный, эргонический и мотивационный. Для успешного выполнения деятельности у специалиста должны быть сформированы все три компонента, но в данной статье более подробно мы рассмотрим когнитивную составляющую профессиональной компетентности юридического психолога.
В рамках традиционного (знаниевого) подхода когнитивная подструктура профессиональной компетентности, представлена специальными знаниями, умениями и навыками. При этом профессиональные знания разделены на внутридисциплинарные и междисциплинарные, а специальные умения и навыки - на фундаментальные и прикладные.
Так как деятельность юридического психолога носит практический характер, то и основное внимание уделяется профессиональным компетенциям, соответственно целью нашего исследования является разработка модели формирования профессиональных компетенций судебного эксперта-психолога.
В рамках компетентностного подхода мы будем говорить, о том, что судебный эксперт-психолог должен обладать определенным набором компетенций, а именно, общекультурными, профессиональными компетенциями и профессионально-специализированными компетенциями.
144 Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2)(2012)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА
* >
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА
Рис. 1. Модель профессиональной компетентности судебного эксперта-психолога
Основываясь на системе подготовки юридических психологов, на базе компетентностного подхода рассмотрим специфику профессиональных компетенций эксперта-психолога. В этой связи стоит учитывать, что эксперт-психолог должен обладать знаниями процессуально-правовых норм, которые регламентируют проведение судебных экспертиз, а также обладать познаниями в области психологии. С этой целью нами был проведен анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность судебного эксперта.
Согласно ст. 9 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», судебная экспертиза определена как процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области, науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Таблица 1.
Содержательное наполнение профессиональных компетенций судебного эксперта-психолога
Профессиональные компетенции эксперта-психолога
в области экспертной деятельности: способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1); способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2); способность применять познания в области материального и процессуального права (ПК-3); способность участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях (ПК-4);
в области информационной деятельности: способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-5);
в области организационно-управленческой деятельности: способность организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-6); способность организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-7); способность составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-8); способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, (ПК-9);
в области научно-исследовательской деятельности: способность анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-10); способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-11); способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-12); способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, катего-
риях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК- 13); способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-14);
в области практической деятельности готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-15); готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-16); готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-17); готовность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-18).
К числу профессионально-специализированных компетенций будут относиться: способность и готовность осуществлять психологический анализ материалов судебного дела; способность адекватно ситуации оценивать целесообразность и возможность проведения судебной экспертизы в целях разрешения поставленных вопросов; способность и готовность систематизировать и анализировать, полученные в ходе экспертного исследования результаты, с целью составления и написания заключения по результатам экспертизы.
Таким образом, новый подход к обучению, ориентированный на практическую деятельность выпускника, требует не только разработки новых программ подготовки и переподготовки кадров, но и систему формирования компетенций, а также систему проверки сформированности компетенций.
Contributors examine the model of the construction of professional competence, reveal the meaningful side of the professional scopes of judicial expert- psychologist on the basis of the federal state educational standards of the highest vocational education.
The key words: professional competence, judicial expert- psychologist, professional scopes.
Список литературы
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов
как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
2. Енгалычев В.Ф.Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. М.: Высшая школа психологии, 2004. 436 с.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004, № 5. С. 3-12.
4. Федеральный Закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 759 от 21 декабря 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр»)».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 40 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) «специалист»).
Об авторах
Енгалычев Вали Фатехович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К. Э.Циолковского.
Шихалеева А.В. - старший преподаватель кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.