Научная статья на тему 'Теоретические подходы к исследованию содержания профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта'

Теоретические подходы к исследованию содержания профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / JUDICIAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Владимир Федорович, Дорошева Ольга Александровна

В статье проанализированы проблемы подготовки специалистов в области судебной психологии. Рассмотрены модели профессиональной компетентности практических психологов, определены компоненты и критерии ее оценки у судебных психологов-экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Москаленко Владимир Федорович, Дорошева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the specialists in judicial psychology training is analyzed. The models of professional competence of applied psychologists are considered, components and categories of its estimation by judicial psychologists are defined.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к исследованию содержания профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта»

Пснолошш нну к и

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУДЕБНОГО ПСИХОЛОГА-ЭКСПЕРТА

В.Ф. Москаленко, О.А. Дорошева

THEORETICAL APPROACH TO RESEARCHING OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE JUDICIAL

Moskalenko V.F., Dorosheva O.A.

The problem of the specialists in judicial psychology training is analyzed. The models of professional competence of applied psychologists are considered, components and categories of its estimation by judicial psychologists are defined.

В статье проанализированы проблемы подготовки специалистов в области судебной психологии. Рассмотрены модели профессиональной компетентности практических психологов, определены компоненты и критерии ее оценки у судебных психологов-экспертов.

УДК 159.9

В настоящее время трудно себе представить высококвалифицированное расследование, разбирательство в суде или в другом компетентном органе без привлечений знаний психологии. Однако, несмотря на то, что подготовленность юристов в области психологии, бесспорно, возрастает, все же она отстает от потребности в использовании психологических знаний в уголовном и гражданском процессах.

Профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умением проведения психологических исследований обладает только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности. Это очень важное обстоятельство для лиц, проводящих экспертизу, так как вопрос о критериях компетентности при производстве экспертиз не оговаривается. Следует, пожалуй, согласиться с мнением Ф.С. Сафуано-ва, полагающего, что лица, не являющиеся сотрудниками специализированных экспертных учреждений, могут проводить судебно-психологические экспертизы только в исключительных случаях. При этом обязательно должно учитываться их образование, специализация, стаж работы, опыт экспертной деятельности, наличие ученой степени и другие качества, т.е. возникает проблема исследования профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта (1, с. 4).

Практика использования судебно-психологической экспертизы в суде и на предварительном следствии показывает, что

возможности судебно-психологической экспертизы постоянно растут. Это обусловлено расширением, как предмета психологической науки, так и предмета самой судебно-психологической экспертизы, совершенствованием методического аппарата и технологии проведения этого вида экспертизы. Проведение экспертизы коллективом экспертов в сфере производства, управления, правоохранительной деятельности получает все большее распространение. Центральной и наиболее сложной проблемой при этом является подбор компетентных специалистов для включения их в группу с учетом требований, вытекающих из характера и числа поставленных перед экспертизой вопросов.

Кроме того, современная практика подготовки и деятельности судебных психологов - экспертов характеризуется наличием ряда проблем.

Во-первых, вопрос развития компетентности судебного психолога-эксперта в процессе профессиональной деятельности исследован недостаточно (2 с. 59).

Во-вторых, существующий в нашей стране опыт подготовки судебных психологов-экспертов не всегда согласуется с требованиями жизни, а содержание и формы обучения нередко далеки от проблем реальной действительности обучаемых.

В-третьих, в настоящее время предъявляются повышенные требования к психологии, ее возможностям и готовности отвечать на вызовы времени. Отсюда то внимание, которое уделяется психологическому обеспечению сферы правоохранительной деятельности, в том числе к судебным психологам-экспертам, от которых ожидают готовности и способности решать задачи любой сложности, достигая при этом высокого результата. Следовательно, для соответствия предъявляемым требованиям необходима профессиональная подготовка судебного психолога-эксперта и развитие его компетентности в процессе профессиональной деятельности.

В-четвертых, практика уголовного и гражданского судопроизводства показывает, что за последнее время увеличилось проведение судебно-психологических экспертиз, а со-

ответственно и возросла потребность в компетентных специалистах, имеющих достаточный уровень знаний, умений и навыков, а также недостаточное количество учреждений осуществляющих подготовку нужных специалистов (2 с. 59).

В процессе проводимого нами исследования были проанализированы понятия «компетентность» и «профессиональная компетентность», структура, свойства, компоненты профессиональной компетентности.

В теории психологии имеется несколько теоретических концепций, рассматривающих проблему компетентности практических психологов.

Так, зарубежные исследователи рассматривают компетентность как владение методами воздействия на среду (I. Bord, M. Muller, T. Staufenbiel), как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять задание (M. Perlmutter, M. Kaplan, L. Nyguist); связывают ее с операциональным обеспечением отдельных действий в структуре деятельности (G. Schreder, M. Vorwerg), сводят профессиональную компетентность к знанию сферы действий применяемых методов (S.P. Dyrstra, S. Dollinger).

Ряд ученых (F.D. Burg, B. Dahme, U. Koch, H. Enke) понимают под компетентностью характеристику конечной цели обучения, интегральное образование в структуре модели специалиста (3, с. 17).

Дж. Равен в своих работах описывает модель профессиональной компетентности. По его мнению, компетентность состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, что некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, и что эти компоненты компетентности могут в значительной степени заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Чем больше таких компонентов вовлекает человек в процесс достижения значимых для себя целей, тем выше вероятность, что он этих целей добьется (4, с. 253).

Отечественные ученые (А.К. Макарова, Н.В. Яковлева, Л.И. Анциферова, Д.Н. Зава-лишина, Е.Ф. Рыбалко, И.П. Лотова, Г.Н. Сериков, В.Г. Зазыкин, А.П. Чернышова, Е.И. Мычко, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, В.Н. Кандрашев, М.А. Дмитриева, С.А. Дружилов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.Ф. Енгалычев и др.), анализируя проблему компетентности, также раскрывают содержание этого понятия через призму деятельности. Поэтому понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетентность специалиста» употребляются в научных работах как синонимичные, поскольку все они, по существу, связаны с возможностью осуществления трудовой, профессиональной деятельности (5 - 7).

Самое полное определение профессиональной компетентности было дано А. А. Бодалевым, А. А. Деркачем, Л.Г. Лаптевым. Это одно из не многих существующих определений профессиональной компетентности специалиста-психолога. По мнению этих ученых, его профессиональная компетентность характеризуется сформированно-стью комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей, качеств, профессиональных позиций и акмеологиче-ских инвариантов. Здесь знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк.

Для акмеологического анализа труда практического психолога они предлагают в его структуре изучать четыре блока: профессиональная деятельность, профессиональное общение, развивающаяся личность и результаты труда. Анализ каждого из этих блоков, согласно их мнению, определяет степень профессионализма психолога. Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции.

Для решения проблемы путей достижения профессиональной компетентности может быть использован акмеографический подход, и в частности, разработанная ими акмеограмма.

Данная акмеограмма представляет собой модель практического психолога как профессионала и отражает систему предъявляемых к нему требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение им своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала (8, с. 20).

Несколько иной подход к описанию модели профессиональной компетентности предложил В.Ф. Енгалычев. По его мнению, наиболее близким к содержанию модели профессиональной компетентности специалиста является наполнение профессиограм-мы, а именно ее основной структурной составляющей психографической модели.

В профессиографическую модель входят три основных компонента:

- описание условий профессиональной деятельности специалиста;

- объективные требования к личности специалиста;

- документально оформленный перечень индивидуально-психологических особенностей личности специалиста, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных требований к формам и содержанию трудовой деятельности, т.е. психограмма.

При этом обязательными при конструировании профессиограммы являются первый и третий компонент. Конечным же и наиболее значимым компонентом профес-сиограммы считается психограмма работника.

Под профессиональной компетентностью В.Ф. Енгалычев понимает системное соответствие профессионально важных качеств специалиста, их знаний, умений и навыков, а также профессиональной мотивации объективным требованиям профессии. Из этого определения при ее моделировании следует учитывать другие три составляющие:

- объективные требования профессии, формируемые в процессе профессиональной подготовки;

- соответствие индивидуальных характеристик специалиста требованиям профессии;

- профессионально-важные качества, специальные знания, умения и навыки, особенности профессиональной мотивации.

При этом основное отличие модели профессиональной компетентности от про-фессиографической модели заключается в содержании второго компонента - описание соответствия индивидуальных характеристик специалиста требованиям профессии. Данный компонент, с одной стороны, представляет собой промежуточное звено между объективными требованиями профессии и психологическими свойствами специалиста, с другой - является основным результатом изучения профессиональной компетентности работника. Так как именно для определения соответствия или несоответствия характеристик субъекта труда его условиям проводится изучение компетентности того ли иного лица. Исходя из того, что эти условия находят свое итоговое выражение в психограмме, то можно говорить о пересечении, которое происходит в границах модели профкомпетентности и профессиограммы. Как результат этого - принадлежность двух компонентов профессиограммы также к области построения модели компетентности: объективных требований предъявляемых профессией к личности психолога, и идеального описания самой личности (психограмма).

В состав профессиографической модели, созданной В.Ф. Енгалычевым, входят основные структурные составляющие: цель профессии, общие сведения о профессии, содержание деятельности, условия труда, орудия и средства труда, степень проблемности трудовых ситуаций, социально-психологические характеристики профессии, параметры профессии связанные с эмоционально-волевой сферой, психограмма специалиста.

Исходя из вышеизложенного, В.Ф. Ен-галычев разработал психограмму, которая была использована им для наполнения мо-

дели профессиональной компетентности специалиста-психолога. Созданная им модель профессиональной компетентности юридического психолога состоит из трех основных подструктур - эргонической, когнитивной и мотивационной.

В эргоническую подструктуру входят профессионально-важные качества, такие как: интеллектуальные, коммуникативные, регуляционно-волевые, организаторские, развитое аналитическое, абстрактно-логическое мышление и др. В когнитивную подструктуру включены специальные знания, умения и навыки. Мотивационная подструктура включает в себя интерес к психологическому обеспечению правоохранения, постоянному познанию и самопознанию и т.д., стремление к профессиональному самосовершенствованию, личностному саморазвитию, совершенствованию существующей системы и т.д. (9, с. 141).

Данная модель была разработана применительно к практическим юридическим психологам, но мы предполагаем, взять ее за основу при составлении модели профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта. Возможно изменение содержания подструктур профессиональной компетентности - эргонической, когнитивной и мотивационной, так как специфика профессиональной деятельности данных специалистов различна.

На основе анализа существующей модели профессиональной компетентности юридического психолога были выделены компоненты и критерии оценки развития профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта.

К критериям оценки развития профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта относятся: интеллектуальный, коммуникативный, мотивационный, личностный, когнитивный, каждый из которых включает в себя набор определенных качеств.

В структуру профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта включены следующие компоненты:

1) специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности,

умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

2) социальная компетентность - владение совместной (групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

3) личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

4) индивидуальная компетентность -владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовывать свой труд без перегрузок и лишней траты времени, осуществлять его ненапряженно, без усталости;

5) коммуникативная компетентность -способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, что подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения;

6) конфликтная компетентность - способность успешно осуществлять взаимодействие в ситуации конфликта;

7) техническая компетентность -представляет способность овладевать основными профессиональными навыками;

8) интегративная компетентность - заключается в способности связать теорию и практику;

9) адаптивная компетентность - состоит в умении предвидеть и подготовиться, к каким-либо изменениям в рамках данной профессии;

10) информационно-компьютерная компетентность - знания по вопросам информационных технологий, умения и необходимые навыки для работы с ними;

11) аутопсихологическая компетентность состоит из умений, направленных на самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффективную работу с информацией, и характеризуется адекватным самооцениванием и стремлением к профессиональному росту.

Таким образом, в статье рассмотрены понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» и существующие модели профессиональной компетентности, на основании которых были выделены компоненты и критерии оценки развития профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта. Компетентность судебного психолога-эксперта состоит из совокупности специальных знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе профессиональной деятельности, необходимых для проведения различного рода экспертиз, готовности к профессиональному росту, самосовершенствованию и саморазвитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нагаев В.В. Основы судебно-психологичекой экспертизы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 333 с.

2. Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Судебные экспертизы с участием психолога: ситуация в России сегодня //Материалы конференции по юридической психологии, посвященной памяти М.М. Коченова. Часть I. - М.: МГППУ, 2005. - С. 58-60.

3. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: Дис... канд. психол. наук. - Ярославль, 1994. - 277 с.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. -396 с.

5. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 3-е изд., 640 с.

6. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. - №2. - С. 21 - 29.

7. Анциферова Л.И. Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии //

9.

Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. А.И Анциферовой. - М., 1988. - С. 22 - 56.

Енгалычев В.Ф. Психологическая модель профессиональной компетентности юридического психолога // Прикладная психология и психоанализ. - 2005. - №3. - М.: Издат. дом МПА-Пресс. - С. 52 - 60. Енгалычев В. Ф. Профессиональная компетентность специалиста практической юридической психологии. - М.: Высшая школа психологии, 2004. - 436 с.

Об авторах

Москаленко Владимир Федорович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Сев.Кав.ГТУ. Сфера научной деятельности -юридическая и экстремальная психология, подготовка практических психологов для правоохранительных органов.

Дорошева Ольга Александровна, медицинский психолог СККПБ №1. Сфера научной деятельности - судебно-психологическая экспертиза, развитие профессиональной компетентности судебных психологов-экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.