Научная статья на тему 'Особенности преподавания судебной медицины в СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова в соответствии с новым государственным образовательным стандартом'

Особенности преподавания судебной медицины в СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова в соответствии с новым государственным образовательным стандартом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / FORENSIC MEDICINE / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / POINT-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарафьянц Г.Н., Ягмуров О.Д.

В соответствии с государственным образовательным стандартом 3-го поколения, при обучении студентов необходимо основное внимание уделять системности знаний и компетентностному подходу к образованию. Составляющими компетентности являются профессиональные знания, навыки, умения, способности и общекультурные компетенции, которые позволяют будущему специалисту иметь потенциальную возможность осуществлять те или иные действия. Наиболее важными профессиональными компетенциями врача является освоение им клинического и экспертного мышления. Балльно-рейтинговая система оценки знаний это эффективная система рейтингового контроля оценки усвоения профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарафьянц Г.Н., Ягмуров О.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching of forensic medicine in I. P. Pavlov St-Petersburg State Medical University according to the new state educational standard

In according with the State Educational Standard of the 3d generation the main attention in training the students is to be given to compitent approach to tution. The components of competence are professional knowledge, skills, abilities and common cultural competence which allow the future expert to have a potential opportunity to carry out his/her duties. The most important professional competence of a doctor is development of clinical and expert thinking. The point-rating system of knowledge estimation is an effective system in the rating control of estimation of professional competence mastering.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания судебной медицины в СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова в соответствии с новым государственным образовательным стандартом»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

© Г.Н. Зарафьянц, О.Д. Ягмуров, 2012 г. УДК 340.6:378.961(470.23-2)

Г. Н. Зарафьянц, О. Д. Ягмуров

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ В СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

В настоящее время учебный процесс в медицинских вузах проводится в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 3-го поколения (ФГОС ВПО, далее - 3-й гос. стандарт). Стандарты утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (код 060101) и «Стоматология» (код 060201) (квалификация «степень» - специалист) соответственно 8 ноября 2010 г. и 14 января 2011 г., зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 20 декабря 2010 г. и 31 марта 2011 г.

3-й гос. стандарт имеет определенные отличия от 2-го гос. стандарта. Основным отличием, на наш взгляд, является компетентностный подход к образованию и, соответственно, новая расстановка акцентов в обучении студентов. В новом стандарте сказано, что результатами обучения должны быть «усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции».

Понятие «компетенция/компетентностный подход» получило распространение в XXI в. в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования в России, в том числе высшего. В качестве «общего определения такого интегрального социально-личностно-по-веденческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных когнитивных составляющих и выступило понятие компетенция/компетентность» [3]. Одни авторы [5] считают, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». Другие [1, 4] компетентность определяют как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность». В «Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования» [2] определяют компетенцию как способность делать что-либо хорошо и эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу, и способность выполнять особые трудовые функции. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматривают как возможные составляющие компетентности, но

сами по себе они еще не делают человека компетентным, т. е. имеющим определенный потенциал возможности осуществлять те или иные действия. В Общих положениях «Приказа об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО» дается следующее определение: компетенция - способность и готовность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенции можно рассматривать и шире: как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Применительно к специальности врача это выработка у студентов клинического мышления, а в судебной медицине -экспертного мышления. Будущий специалист должен проявлять творческую инициативу, самостоятельность, быть конкурентоспособным, мобильным. В области преподаваемой дисциплины «Судебная медицина» необходимо выработать у студентов - будущих врачей - профессиональную компетентность.

Согласно 3-му госстандарту, выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). В ФГОС ВПО предусмотрены различные профессиональные компетенции. Например, выпускник должен обладать способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины (ПК-3); способностью и готовностью проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8). Предусмотрены ПК, связанные с лечебной, диагностической, профилактической, организационно-управленческой, реабилитационной, научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельностью.

В новом стандарте по дисциплине «Судебная медицина» несколько изменилось общее количество часов (в сторону уменьшения) и, главное, устанавливается аттестация студентов (промежуточная) не в виде экзамена, а в виде зачета. Так, на лечебном и педиатрическом факультетах общая трудоемкость дисциплины «Судебная медицина» составляет, по 3-му госстандарту, 108 ч (24 ч -лекции, 48 ч - практические занятия и 36 ч - самостоятельное изучение дисциплины), а по 2-му госстандарту составляла 126 часов (36 ч - лекции, 48 ч - практические занятия и 42 ч - самостоятельное изучение дисциплины). В то же время на стоматологическом факультете общая трудоемкость дисциплины «Судебная медицина» по 2-му и 3-му гос. стандартам составляет одинаковое количество часов: 72 часа (16 ч - лекции, 32 ч - практические занятия и 24 ч - самостоятельное изучение дисциплины). Изменения касаются лишь переноса срока обучения на VIII семестр (весенний семестр IV курса), а видом промежуточной аттестации является зачет.

Все вышеизложенные изменения, обусловленные принятием ФГОС ВПО 3-го пересмотра, требуют кардинальной реконструкции рабочих программ обучения на

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XIX • N02 • 2012

всех факультетах - лечебном, стоматологическом, педиатрическом и др. В целях реализации компетентностного подхода, а также выполняя решение Ученого Совета и ректората СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова «Положение о балльно-рейтинговой системе организации учебного процесса на старших курсах», на кафедре судебной медицины и правоведения внедрена балльно-рейтинговая система (БРС) оценки результатов обучения, что способствует вовлечению университета в Болонский процесс. Разработка и реализация БРС на кафедре потребовала от профессорско-преподавательского состава интенсификации учебной, учебно-методической, учебно-организационной и воспитательной работы. Были составлены новые учебно-методические комплексы, включающие учебный план, рабочие программы, методические материалы, банк тестовых заданий, визуализированные задания и т. д. в соответствии с новым ФГОС ВПО 3-го поколения с использованием БРС.

В качестве примера приводим некоторые позиции «Положения о БРС организации учебного процесса по дисциплине «Судебная медицина». Общее количество баллов за дисциплину «Судебная медицина» - 100, из них 60 баллов - это «семестровый» рейтинг студента и 40 баллов - зачет (или экзамен). Предусмотрены различные виды деятельности студентов: теоретическая подготовка (26 баллов), практические умения (20 баллов), самостоятельная подготовка (6 баллов) и дисциплина (8 баллов). В зачетную книжку и экзаменационную ведомость выставляются итоговая оценка и итоговый рейтинговый балл.

Минимальное допустимое количество баллов по предмету - 55 (35 баллов - минимальное за семестр, которое является основанием для допуска студента к экзамену или зачету и 20 баллов - минимальное за экзамен или зачет).

В разделе теоретической подготовки предусмотрены следующие виды работ по 8 основным учебным субмодулям:

- процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), танатология, установление давности наступления смерти; СМЭ трупа новорожденного младенца;

- СМЭ в случае смерти от асфиксии; воздействия крайних температур, электричества и других физических факторов;

- судебно-медицинская экспертиза отравлений;

- СМЭ повреждений, причиненных тупыми предметами (в том числе в случаях падения с высоты, транспортной травмы и ЧМТ);

- СМЭ огнестрельных повреждений, взрывной травмы, повреждений из газового ствольного оружия и огнестрельного оружия самообороны ударного действия;

- СМЭ повреждений, причиненных острыми предметами;

- СМЭ (освидетельствование) потерпевших, обвиняемых и других лиц (состояния здоровья, тяжести вреда здоровью, при спорных половых состояниях и половых преступлениях и др.);

- лабораторные методы исследования в судебной медицине; экспертиза вещественных доказательств; установ-

ление повреждающего фактора и вида травмирующего воздействия, характеристик орудия травмы; методы идентификации личности.

По каждому из этих субмодулей имеются тесты, часть из которых студенты решают на компьютере в режиме online. Результаты заносятся автоматически в электронный журнал, доступ к которому имеется на официальном сайте университета (дистанционное обучение). Каждый студент университета, преподаватели, деканы курсов и факультетов имеют код доступа к электронному журналу. Разработана форма оценочных средств, используемых в процессе освоения этих субмодулей, в виде тестирования, описания препаратов (макропрепаратов влажных и костных и микропрепаратов), собеседования, решения ситуационных задач, составления судебно-медицинских документов. Положение о БРС на кафедре имеется на сайте университета. Согласно положению о БРС, в процессе изучения курса судебной медицины предусмотрено написание студентами ряда письменных работ. Например, «Акта судебно-медицинского исследования трупа», «Заключения эксперта», «Протокола осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения». Для внедрения компетентностного подхода обучения студентов важное значение имеет анализ и экспертная оценка повреждений. С этой целью студенты участвуют в судебно-медицинском исследовании трупа, изучают макро-и микропрепараты по судебно-медицинской травматологии, отравлениям и др. По результатам работы студенты формулируют диагноз и составляют выводы. Сутью этих работ является не только изучение принципов и методов экспертной диагностики и оценки течения патологических процессов при механической травме и других внешних воздействиях (механическая асфиксия, отравления, действие крайних температур и др.), но и выработка студентами практических навыков (профессиональных компетенций). Эти работы носят как обучающий, так и проверочный характер. Преподаватели оценивают в баллах каждую из этих работ согласно разделам «Практические умения» и «Самостоятельная подготовка» в положении о БРС. В связи с проверкой большого объема письменных работ (не менее 6 позиций у каждого студента) значительно возрастает нагрузка на каждого преподавателя.

Компетентностный подход к изучению судебной медицины на стоматологическом факультете базируется на том, что основной целью является не только формирование у врача-стоматолога основных понятий в области судебной медицины, но и подходов к экспертной оценке повреждений зубочелюстной системы, объема и качества стоматологической помощи населению, а также идентификации личности по стоматологическому статусу. Эти особенности учтены в разработанном кафедрой «Положении о БРС по организации учебного процесса по преподаванию дисциплины «Судебная медицина» на стоматологическом факультете».

Видами самостоятельной работы студентов являются работа с основной и дополнительной учебной литературой, учебно-методическими пособиями, работа на ПК

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

в Internet, с электронными версиями учебно-методических пособий, составление судебно-медицинских документов, выполнение визуализированных заданий.

Таким образом, применение БРС мотивирует студентов к посещению лекций, к систематической работе на практических занятиях и самостоятельно, в том числе и в режиме on-line, и, таким образом, позволяет им лучше усвоить материал. Преподаватель осуществляет количественную оценку освоения учебной программы каждым студентом, при этом подсчет рейтинга унифицирован. Повышается состязательность в учебе, студенты могут повысить свой рейтинг не только по степени формирования компетенций, включающих результаты учебы (знания, умения, навыжи), но и личностные качества (дисциплина, ответственность, инициатива и др.). Это особенно важно в работе врача. Кроме того, в настоящее время в правилах приема в интернатуру и ординатуру критериями оценки претендентов, помимо вступительных испытаний, будут являться средний балл за время обучения в вузе (итоговый рейтинг), а также средний балл (итоги промежуточной аттестации) по профильной специальности, например, по судебной медицине.

Таким образом, компетентностный подход в обучении студентов медицинских вузов по дисциплине «Судебная медицина» в соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения, заключается не столько в выработке у них узкопрофессиональных практических навыков, сколько в более широкой подготовке, позволяющей будущему специалисту в сложной ситуации найти правильным путь решения любых проблем медицинского, юридического, экспертного характера. Но, как быто изложено выше, нельзя ограничиваться только знаниями, умениями и доведенными до «автоматизма» навыками. Необходимо «привить» студентам умения применять их в своей будущей работе, т. е. выработать профессиональные компетенции, самыми главными из которык являются формирование клинического и экспертного мышления.

Наибольшее значение в судебной медицине имеют профессиональные компетенции, для лучшего усвоения кото-рык в период учебного процесса применяется балльно-рей-тинговая система (БРС). Преподаватель может корректировать учебный процесс и оказывать воспитательное воздействие на студентов, формировать у них способность к самооценке как к средству саморазвития и самоконтроля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В. И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап / Европейский фонд образования. М., 2003.

2. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов / Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

3. Зимняя И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания: сборник / под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2003.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. 327 с.

5. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие М.: Народное образование, 1996. 160 с.: ил. (Библиотечка журнала «Народное образование». 1996. № 2).

РЕЗЮМЕ

Г. Н. Зарафьянц, О. Д. Ягмуров

Особенности преподавания судебной медицины в СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова в соответствии с новым государственным образовательным стандартом

В соответствии с государственным образовательным стандартом 3-го поколения, при обучении студентов необходимо основное внимание уделять системности знаний и компетентностному подходу к образованию. Составляющими компетентности являются профессиональные знания, навыки, умения, способности и общекультурные компетенции, которые позволяют будущему специалисту иметь потенциальную возможность осуществлять те или иные действия. Наиболее важными профессиональными компетенциями врача является освоение им клинического и экспертного мышления. Балльно-рейтинговая система оценки знаний - это эффективная система рейтингового контроля оценки усвоения профессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетенции, образовательный стандарт, судебная медицина, балльно-рейтинговая система.

SUMMARY

G. N. Zarafiants, O. D. Yagmurov

Features of teaching of forensic medicine in I. P. Pavlov St-Petersburg State Medical University according to the new state educational standard

In according with the State Educational Standard of the 3d generation the main attention in training the students is to be given to compitent approach to tution. The components of competence are professional knowledge, skills, abilities and common cultural competence which allow the future expert to have a potential opportunity to carry out his/her duties. The most important professional competence of a doctor is development of clinical and expert thinking. The point-rating system of knowledge estimation is an effective system in the rating control of estimation of professional competence mastering.

Key words: competence, educational standard, forensic medicine, point-rating system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.