И.А. Жукова
Старший
преподаватель
Московского
городского
педагогического
университета
Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе
В статье рассматриваются пути формирования у студентов-юристов профессиональных умений и навыков, качеств, составляющих профессиональную компетентность выпускника вуза. Определяются формы и методы обучения, которые в рамках контекстной технологии обучения позволяют достигнуть намеченной цели.
Ключевые слова: профессиональная деятельность; ключевые квалификации; профессиональная компетентность; формы и методы обучения
Профессия юриста — это особый род занятий людей, имеющих специальную подготовку, осуществляемый в соответствии с принятыми профессиональными стандартами и образующий в совокупности отрасль правовых работ, занимающую особое место в системе общественного разделения труда. Юристами являются люди, выполняющие различные виды работ: судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, нотариусы, корпоративные юристы. Часто правила и приемы выполнения одной их этих работ распространяются на все направления и виды профессии юриста, сохраняя свою специфику для отдельной группы. Профессия юриста существует в любом обществе, где существует государство и право.
В правовой литературе предлагается множество трактовок юридической деятельности. Одни авторы не привязывают это понятие к профессии юриста, другие указывают, что она представляет собой социальную активность, с помощью которой достигается опосредованный результат. Третьи под правовой деятельностью понимают совокупность действий государства в лице его органов, иных организаций и граждан в связи с созданием и реализацией юридических норм, использованием других правовых рычагов для решения социально-экономических задач.
Исходя из того, что юридическая деятельность в обществе всегда осуществляется людьми, считаем, что необходимо согласиться с определением, которое дано А.Э. Жалинским: «Профессиональная юридическая деятельность — это юридическая деятельность, которую юристы выполняют в рамках своей профессии на индивидуальном уровне как отдельные профессионалы, а также на уровне страны и общества»1. Понятие «юрист» используется как общее наименование для людей, занимающихся юридической деятельностью и получивших профессиональное
1 Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. М., 2007.
юридическое образование, которое контролируется государством и содержание которого определено нормативно-правовыми актами.
Специфичной для юридической профессии, для профессиональной юридической деятельности является реализация юристом имеющихся у него специальных знаний в процессе решения правовых задач. Эта специфика определяет содержание работы юриста, всю его профессиональную карьеру.
Основа профессионализма юриста — хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходимо глубоко изучить право и закон. Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция» устанавливает квалификационную характеристику выпускника по данной специальности, т.е. определяет тот обязательный уровень знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать2. Согласно этому документу, деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Для ее осуществления юрист должен уметь:
♦ толковать и применять законы и другие нормативно-правовые акты;
♦ обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
♦ юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
♦ разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
♦ принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
♦ вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
♦ систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Именно эти умения должны быть сформированы у студента в процессе обучения в вузе, чтобы он мог получить профессиональную квалификацию «юрист». Однако профессиональная квалификация является лишь составляющей профессиональной компетентности.
В профессиональной деятельности юриста можно выделить два блока — интеллектуальный и предметный. Предметный блок представляет собой физическое совершение различных управомочивающих и правопредписывающих действий, которые составляют содержание понятия «профессиональная квалификация». К ним относятся: осуществление функции обвинения и правоприменения, осуществление административных и непосредственно принудительных действий, действия, связанные с оказанием правовых услуг, осуществление защиты от публично-правовых обвинений в правонарушении, консультирование по различным правовым вопросам.
2 Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.
Другой блок профессиональной деятельности юриста составляет интеллектуальная деятельность, которая также входит в структуру профессиональной квалификации. Она представляет собой правовое или юридическое мышление и включает:
♦ действия по работе с правовой информацией, по ее отбору, анализу, оценке;
♦ опознание и оценку ситуаций, требующих решения правовых задач с использованием правовых средств, т.е. правовых проблемных ситуаций;
♦ выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний.
Эти два блока составляют, согласно педагогической науке, ключевые квалификации юриста. Требования к ключевым квалификациям изложены в государственных стандартах профессионального образования и отражают уровень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Квалификация — это основа компетентности работника, которая дополнительно включает множество необходимых для полноценного профессионального становления человека качеств.
Третий блок, расширяющий ключевые квалификации до уровня профессиональной компетентности, составляют надпрофессиональные качества, без выработки которых специалист не может считаться состоявшимся. К ним относятся, согласно трактовке Э.Ф. Зеер3, пять ключевых компетенций:
♦ социальная компетенция — способность брать на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
♦ коммуникативная компетенция определяет владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерного программирования;
♦ социально-информационная компетенция характеризует степень владения информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации;
♦ когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность к актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
♦ специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, к оценке результатов своего труда.
По мнению А.А. Вербицкого, к надпрофессиональным качествам относятся4:
♦ обладание способностью творчески мыслить, разумно действовать и справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. наличие развитого интеллекта и волевых качеств;
♦ обладание сформированным умственным потенциалом, необходимым для успешной учебной и производственной деятельности; вербальной гибкостью (т.е. легкостью, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова и термины); вербальным восприятием (т.е. способностью быстро воспринимать устную и письменную речь, что предполагает владение необходи-
3 Зеер Э.Ф. Указ. соч.
4 Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 2000.
мым понятийным аппаратом); пространственной ориентацией или способностью представлять себе различные предметы и формы в пространстве (стереометрия); хорошо развитой памятью, ее различными видами, в первую очередь, долгосрочной (осознанной), системной, зрительной, слуховой и образной; способностью к рассуждению, быстрому восприятию сходств и различий между предметами или изображениями, их деталей;
♦ обладание творческими способностями и системным мышлением, развитие которых сориентировано на реализацию успешной практической деятельности;
♦ умение анализировать всякую возникшую проблемную ситуацию, прежде чем действовать в ней; использовать альтернативные пути для поисков нужной информации; оперативно принимать самостоятельные решения в условиях дефицита времени; синтезировать информацию;
♦ умение делать выводы; улавливать смысл достаточно сложных идей; оценивать как результат, так и процесс работы (решение задачи); предвидеть последствия своих и чужих действий; строить гипотезы; применять идеи на практике; генерировать новые оригинальные идеи; обладание высокой любознательностью, богатым воображением и фантазией; умение видеть ситуацию в целом, в ее движении и развитии; критичность в мышлении; способность разумно рисковать;
♦ обладание развитыми личностными качествами, наличие реалистических и эстетических ценностей; наличие адекватной самооценки, способности к сочувствию и к сопереживанию, толерантности; уважение к людям; настойчивость в работе, учебе; умение отстаивать свои идеи и убеждения («держать удар»); независимость в мышлении и поведении; проявление развитого чувства юмора и уверенности в своих силах и способностях; потребность в саморазвитии, самообучении;
♦ способность рефлексии не только по отношению к себе, но и к профессиональной деятельности, т.е. умение осуществлять контроль своих действий, в том числе и умственных, контролировать логику развертывания своей мысли (суждения);
♦ умение определять последовательность и иерархию этапов познавательной и практической деятельности; оценивать свою профессиональную деятельность через поиск ее оснований, причин и смысла;
♦ способность видеть в известном неизвестное, в очевидном — неочевидное, в привычном — непривычное, т.е. осознавать противоречия как истинную причину движения мысли и совершать осознанное действие;
♦ умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации с позиции различных участников процесса;
♦ умение преобразовывать полученную информацию и давать объяснение анализируемого явления в зависимости от цели и условий;
♦ способность применять теоретические методы познания с целью анализа знания, его структуры и содержания.
Сочетание ключевых квалификаций и надпрофессиональных качеств образует компетентность работника, т.е. его способность реализовать знания в соответствии со сложностью выполняемых задач. Понятие «компетентность» является производным от понятия «компетенция», означающего круг полномочий и обязанностей работника5.
5 Там же.
Преподавателям, ведущим подготовку будущих юристов, необходимо подобрать такие формы и методы обучения, которые позволили бы сформировать у студентов профессиональную компетентность, включая как ключевые квалификации, так и надпрофессиональные качества.
Молодым специалистам, вышедшим из стен вуза, предстоит «жизнь в профессии», т.е. осуществление профессиональной деятельности. Чтобы быстро и безболезненно освоиться на рабочем месте, в период учебы будущий специалист должен освоить азы избранной профессии в такой мере, которая позволила бы избежать доучивания на производстве. Достижению этой цели способствует применение технологий контекстного обучения при подготовке юристов, поскольку они позволяют максимально сблизить учебную и профессиональную деятельность.
Для того чтобы смоделировать такое обучение, необходимо выявить, что необходимо получить в результате, с каким багажом знаний выпускник будет конкурентоспособным на рынке труда, куда он неизбежно попадет по окончании вуза, т.е. чему мы должны научить студента, чтобы он был компетентным в профессии юриста.
Под навыком понимается специальное умение или способность выполнять какую-либо работу либо совершать определенное действие. Как правило, навык вырабатывается путем сознательных упражнений и многочисленных тренировок. Навык — это то, чему можно научиться. Некоторые из навыков, в свою очередь, могут быть основой для других, более составных умений. Рассмотрим основные навыки, которые необходимы современному юристу6.
Навыки самоорганизации. Самоорганизация — это один из ключевых навыков, которым владеют немногие, но который крайне необходим для успешной карьеры в любой сфере деятельности, а не только в юриспруденции. Основная цель самоорганизации состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и уметь преодолевать внешние обстоятельства.
Самоорганизация начинается с правильной постановки целей — личных и профессиональных, которых хотелось бы достичь. Прежде чем браться за какое-либо дело, всегда определяется цель, к которой необходимо стремиться. Отсутствие ясного понимания того, чего необходимо достичь, значительно снижает шансы на успех. Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Например, «заключить договор в установленный срок». На следующем этапе необходимо составить план действий. Учитывая поставленную цель, составленный план должен охватывать весь период выполнения определенной работы.
Навыки работы с информацией. Профессиональный юрист должен уметь собирать информацию, систематизировать, обрабатывать ее, а также использовать данную информацию для достижения поставленной цели. Сбор информации должен быть основан на использовании письменных текстов и устной информации. К фиксированной информации, которую должен изучать юрист, относятся:
а) законодательные и подзаконные акты;
б) правоприменительные акты, к которым относятся различные договоры, доверенности, уголовные и гражданские дела, т.е. отдельные документы и юридиче-
6 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция. М., 2000; Жалинский А.Э. Указ. соч.
ские дела, предназначенные для решения спора, получения разрешения от государственных органов и т.д.;
в) методическая, справочная и научная литература, необходимая юристу для работы;
г) жалобы и заявления граждан.
К письменным источникам информации, за которыми необходимо внимательно следить, относятся прежде всего официальные издания, публикующие тексты нормативно-правовых актов, — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». На сайте справочно-правовой системы «Гарант» можно знакомиться с проектами наиболее значимых документов, которые находятся на рассмотрении Государственной Думы РФ. Здесь же можно найти в открытом доступе тексты Конституции РФ, всех кодексов, а также наиболее важные федеральные законы РФ.
Для юриста, стремящегося быть в курсе всех последних изменений в законодательстве, крайне важно также регулярно читать специализированную юридическую периодику. В таких журналах, как «Российская юстиция», «Законодательство», «Права человека» анализируются последние изменения в праве, приводятся консультации и советы специалистов. Много полезной информации можно найти в сети Интернет — на таких сайтах, как Федеральный правовой портал «Юридическая Россия», официальный сайт Государственной Думы РФ, официальный сайт Правительства РФ, официальный сайт Президента РФ, справочно-правовая система «Гарант», справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Юристу важно не только уметь получать необходимую юридическую информацию, но и уметь систематизировать ее, чтобы в любой момент иметь возможность быстро найти необходимую статью и применить ее. Большинство текстов нормативно-правовых актов систематизированы в справочно-правовых системах, наиболее известными из которых являются «Гарант» и «КонсультантПлюс». Иную письменную информацию, например тексты юридических статей, комментарии к отдельным нормативно-правовым актам, желательно хранить в архиве в систематизированном виде (в компьютере — в виде файлов и (или) в папках — в виде отдельных распечаток).
После того как необходимая информация собрана, важно правильно ее интерпретировать (если речь идет о чьем-то устном высказывании или письменном комментарии) либо применить один из способов толкования права (если речь идет о тексте нормативно-правового акта или ином источнике права). То, насколько правильно это сделано, и является в конечном счете одним из важнейших показателей профессионализма юриста.
По понятным причинам практические работники не могут тратить много времени на чтение специальной литературы, а студенты могут, но зачастую не хотят делать это. Тем не менее знание литературы повышает надежность и обоснованность юридически значимых действий и решений, принимаемых судьей, прокурором, следователем, юрисконсультом, адвокатом, и тем самым укрепляет их позиции в профессиональной среде. Задача преподавателя — заставить студента понять эту истину и научить его пользоваться такой литературой.
Коммуникативные навыки. Среди всех профессиональных навыков юриста коммуникативные навыки, навыки общения — умение слушать, говорить, убеж-
дать, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями своих партнеров и клиентов — наиболее высоко значимы.
Понятие коммуникации анализируется с позиций философии, социологии и психологии. Большой вклад в теорию коммуникации внесли такие известные специалисты, как К. Ясперс, Н. Луман, Ю. Хабермас и др. Применительно к юридическому труду коммуникация рассматривается как процесс передачи юристом от своего или коллективного имени специальной информации в рамках некоторых процедур с определенной правовой целью и получения информации от партнера по коммуникации. Цели, условия, порядок коммуникации юриста всегда регламентированы, но жесткость этой регламентации различна. Зачитывая приговор в суде, судья жестко связан определенными правилами. Выступая по телевидению или беседуя с клиентом, адвокат чувствует себя гораздо свободнее, но это свобода в определенных границах. Это важно понимать потому, что коммуникация юриста по своей природе так или иначе связана с возможным использованием властного начала, содержащегося в праве.
Профессия юриста предполагает необходимость использования точных словесных выражений правовых понятий и категорий, сопряжена с подготовкой и оформлением большого количества правовых документов, с передачей и получением информации в устной и письменной форме.
Способами межличностной коммуникации, распространенными в сфере исполнения служебных обязанностей юристов являются беседы, включая объяснения и допросы, участие в коллегиальном обсуждении, переговоры, выступления в коллегиях и средствах массовой информации, речи в суде, консультирование. Все виды межличностных коммуникаций должны проводиться с учетом правовых норм и этических правил, направляться на достижение возможного в правовых рамках согласия даже со стороны, проигравшей спор. Юрист-профессионал должен строить свои взаимодействия, обеспечивая сотрудничество сторон и учитывая возможное проявление с другой стороны конфликтности и иных помех. Терпение, умение преодолевать трудности, противодействовать негативному воздействию, прощать помехи, создавать благожелательную атмосферу являются обязательными для юриста.
Следующим необходимым навыком юриста является консультирование.
Юридическая консультация представляет собой информирование об урегулировании законодательством (с учетом судебной практики) интересующего клиента правоотношения или, проще говоря, информирование о способе разрешения того или иного юридического вопроса. Юридическое консультирование может осуществляться с одной из следующих целей:
а) предоставить клиенту исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу;
б) разъяснить клиенту возможные варианты решения его проблемы;
в) объяснить клиенту последствия использования каждого из возможных вариантов решения его проблемы и помочь ему выбрать наиболее оптимальный вариант;
г) помочь клиенту в реализации избранного варианта решения проблемы.
Для овладения этим навыком студенты должны свободно ориентироваться в законодательстве, регулярно знакомиться с материалами судебной практики, уметь применять их при разрешении конкретного правового спора, что возможно лишь после многочисленных учебных тренировок по решению ситуационных задач.
Умение составить юридический документ — один из важнейших профессиональных навыков юриста. Юридический документ является носителем некоторой правовой информации и, как правило, существует в бумажной либо электронной форме.
В ходе осуществления профессиональной деятельности юрист постоянно сталкивается с необходимостью составления юридических документов, таких как:
♦ доверенности и гражданско-правовые договоры;
♦ юридические документы, оформляющие трудовые отношения;
♦ заявления и иные документы, представляемые в государственные органы;
♦ корпоративные документы;
♦ судебные документы.
Каждый из таких документов, как правило, имеет определенные требования как к своей форме, так и к содержанию. Данные требования изложены в нормативно-правовых актах (Гражданском кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе, Гражданском процессуальном кодексе). При несоблюдении этих требований в процессе составления документа к нему как минимум будет проявлено негативное отношение, а как максимум он может быть признан юридически ничтожным.
Точность и ясность изложения текста юридического документа достигается грамотным употреблением юридических терминов, ограниченной сочетаемостью слов, использованием уточнений, дополнений, вводных слов и оборотов, четкой структурой отдельных предложений и текста документа в целом.
Составление юридических документов — трудный процесс, в определенной степени — искусство, которому необходимо учиться. С этой целью должны составляться планы практических занятий, самостоятельной работы, направленные на формирование данного навыка у студентов.
Важным навыком юриста является умение выступать публично.
Искусство публичного выступления — искусство совершенно особого рода. У юристов интерес к культуре речи больше, чем у представителей других социальных и профессиональных групп. Это не случайно, ведь именно в сфере юстиции с античных времен речь формировалась и развивалась как искусство. Все юристы едины во мнении, что правильно и свободно выражать свои мысли очень важно. В различных государственных органах, где пользуются юридическим языком (например, в суде), для юриста — адвоката или прокурора — важно уметь точно, лаконично и понятно для окружающих сформулировать то, что они хотят сказать, доказать или оспорить. Для этого необходимо не просто знание языка, владение им, но и умение на этом языке высказать суть своей позиции, уметь отстоять свою точку зрения, обосновать, защитить или обвинить. Естественно, надо знать родной язык в совершенстве.
Ясность, точность, убедительность чрезвычайно важны для выступающего в суде. Судебные речи великих ораторов древности остаются образцами, по которым и ныне учатся будущие юристы. Немало таких образцов создала и отечественная судебная практика XIX и XX вв. Тем, кто хотел бы научиться красноречию, крайне полезен опыт судебных ораторов прошлого — С.А. Андреевского, Ф.Н. Плевако, Н.П. Карабчевского, В.Д. Спасовича, В.И. Жуковского, А.Ф. Кони. Они жили в эпоху ренессанса русской риторики и благодаря высокому уровню своего риторического образования стали родоначальниками нового типа красноречия — судеб-
ного ораторства. Обращенные к суду присяжных, их речи были не только логически ясны и доказательны, но и ориентированы на живую традицию эстетики языка.
Основными способами повышения навыка публичного выступления является самостоятельная работа юриста над качеством речи, прохождение различных учебных тренингов, участие в ролевых играх, имитирующих реальные жизненные ситуации, экспертная работа, позволяющая отслеживать достоинства и недостатки чужой речевой деятельности, запись своих высказываний на видео- или аудиосред-ства воспроизводства речи и последующий их анализ.
Разрешение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация — это совокупность обстоятельств, которые требуют, порождают необходимость принятия решения о действиях, прямо или косвенно связанных реализацией предписаний законодательства. Выявить проблемную ситуацию можно лишь на основе анализа социальной действительности, ее оценки с позиций права с целью его реализации. Разрешение проблемной ситуации осуществляется в несколько этапов:
Первый этап — выявление проблемной ситуации. Включает:
а) направленный анализ положения дел в определенной сфере деятельности или группе человеческих отношений, приводящий к выявлению тех или иных недостатков;
б) осознание их связи с правом, профессиональными обязанностями юриста и практикой правореализации.
Второй этап — формулирование проблемной ситуации. Включает:
а) дополнительный углубленный анализ фактических обстоятельств;
б) проверку предварительных выводов об использовании правовых средств;
в) уяснение возможных препятствий к решению проблемы.
Третий этап — разрешение правовой задачи. Включает:
а) определение правовой нормы, регулирующей данные правоотношения;
б) принятие правового решения.
Принятое решение должно быть аргументированным. Необходимо различать аргументы факта и аргументы права. В аргументации нуждается каждое положение и каждое утверждение, ведущее от проблемы к решению. Аргументы должны обосновывать как сами утверждения, так и связи между ними как с позиции факта, так и права. Аргументы должны последовательно опираться на закон, судебную практику, собственные позиции юриста и непротиворечиво вести к выводу, который воплощен в правовом решении.
Переход от получения квалификации к подготовке компетентных специалистов следует положить в основу реформирования профессионального образования. Такой переход, по мнению В.И. Байденко, может быть осуществлен в течение нескольких стадий7:
1. Согласование между основными агентами рабочего определения содержания надпрофессиональных качеств. Важно, чтобы их описание было гибким, допускающим адаптацию на местах. По сути, даже те определения, которые вначале имеют относительно твердые границы, неизбежно становятся подвижными при их применении к местным условиям.
7 Байденко В.И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как комплексная норма качества высшего образования: общая модель и концепция. М., 2005.
2. Разработка схемы выявления потребностей рынка труда для выбора потенциально приоритетных в составе набора надпрофессиональных качеств. Это можно осуществить путем анализа того, какие качества имеют проявления, наиболее значимые для отдельных профессий или профессиональных групп.
3. Соотнесение их с имеющейся системой профессионального образования для уточнения того, какие качества уже осваиваются, как существующая система может вобрать в себя качества, не формируемые в настоящее время, и как нужно изменить систему для их «включения». Это должно предполагать тщательное рассмотрение возможных путей их продвижения вверх по различным уровням профессионального образования.
4. Установление целей и задач внедрения надпрофессиональных качеств в образовательную систему. Это возможно как результат партнерства между теми, кто отвечает за политику, и теми, кто имеет практический опыт и в реализации программ образования и подготовки. Одним из ключевых аспектов на данной стадии является определение степени, в которой надпрофессиональные качества должны быть относительно распределены или относительно сконцентрированы в системе.
5. Анализ существующей деятельности, включая разделение структурных полномочий в части разработки стандартов и квалификаций, для определения того, что может быть сделано на уровне государственных и региональных органов. На данной стадии важно выявить инновационную практику, в особенности места возникновения инноваций и способы их переноса за пределы места возникновения.
6. Изучение институциональной структуры, посредством которой реализуется политика, с тем, чтобы установить, какие изменения предстоит осуществить на уровне внедрения в методах преподавания и обучения, учебных материалах, подготовке и переподготовке преподавателей и мастеров. На данном этапе полезно рассмотреть вопрос о том, как максимизировать обучение на опыте посредством сбора и распространения примеров успешной деятельности.
7. Внесение соответствующих изменений в политику и формирование нормативного и методического сопровождения для каждого элемента системы профессионального образования, отвечающего за компетентностный подход, разработка программы инициирования и реализации изменений.
После того как установлено, какие качества личности, умения и навыки необходимо сформировать у студента, изучающего юриспруденцию, в процессе обучения в вузе, необходимо подобрать те формы и методы контекстного обучения, которые в наибольшей степени соответствуют стоящим перед педагогом задачам. Для этого необходимо составить модель профессионально-ориентированной технологии обучения будущих юристов.
Проектирование и конструирование дидактического комплекса профессионально-ориентированной технологии обучения имеет вполне определенную цель — создание преподавателем специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, дающей ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие с обучающимися для достижения необходимого результата обучения, т.е. подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста.