Научная статья на тему 'Личностные аспекты развития быстроты у дошкольников'

Личностные аспекты развития быстроты у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
722
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / БЫСТРОТА ШКОЛЬНИКОВ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL PSYCHOLOGY / RAPIDITY OF SCHOOLCHILDREN / PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонов Андрей Александрович

В статье анализируются результаты эксперимента по развитию быстроты у дошкольников с учетом их личностных характеристик; рассматриваются аспекты корреляций развития показателей физической подготовленности и психических процессов у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антонов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains analyses of the results of the experiment on the development of rapidity of children preschool age taking into account their personal characteristics. The author examines the aspects of correlation of the development of indexes of childrens physical training and mental processes.

Текст научной работы на тему «Личностные аспекты развития быстроты у дошкольников»

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

УДК 372.879.6

Антонов Андрей Александрович

Шуйский государственный педагогический университет

[email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье анализируются результаты эксперимента по развитию быстроты у дошкольников с учетом их личностных характеристик; рассматриваются аспекты корреляций развития показателей физической подготовленности и психических процессов у детей.

Ключевые слова: дошкольная психология, быстрота школьников, дошкольные образовательные учреждения, дошкольное образование.

В нашем исследовании мы актуализируем личностные особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте и на их основе выстраиваем систему педагогического воздействия, призванного создать бинарный эффект в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности в дошкольном учреждении.

Одним из важнейших качеств физической подготовленности, а значит и двигательной активности, является быстрота.

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в кратчайший срок. Она зависит от скорости ответной реакции ребенка на внешний раздражитель, предельно возможной скорости отдельного одиночного действия, частоты многократно повторяемых движений.

Стремление к быстрым движениям, отмечающееся у детей дошкольного возраста, обусловлено, главным образом, особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и быстротой смены процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, неготовностью к проявлению предельных, максимальных усилий. Чаще всего выражение быстроты наблюдается в тех движениях, которые в известной степени уже освоены детьми. Скоростные способности детей лучше всего проявляются в играх, подбор которых определяется общими дидактическими принципами.

Г ипотеза нашего исследования заключалась в следующем: оптимум развития быстроты достигается при учете личностных особенностей ребенка, в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности и в форме игры.

Объект исследования - личностные особенности развития быстроты у дошкольников.

Предмет исследования - педагогические закономерности развития быстроты в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель исследования - совершенствование образовательного процесса в дошкольных учреждениях на основе личностного подхода к интеграции двигательной и познавательной деятельности.

Задачи исследования:

- Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

- Разработать диагностический аппарат для уточнения личностных характеристик детей дошкольного возраста.

- Разработать систему игровых занятий, учитывающих особенности личностной структуры детей и условия интеграции двигательной и познавательной деятельности.

- Апробировать и внедрить в практику дошкольных учреждений инновационную систему игровых занятий, призванную в оптимальных условиях развивать физические качества детей, в том числе быстроту.

Методологической основой исследования послужили классические идеи, теории, положения Платона, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, И.М. Козлова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко и др.

Основным научным достижением мы считаем вклад исследования в разработку положений о формировании здоровьесберегающей среды и учете для этого психотипичных особенностей личности дошкольника.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику воспитания и обучения в детских дошкольных

© Антонов А.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

207

Таблица1

Развитие быстроты у детей 5-7 лет (в баллах)

№ Показатели Этапы эксперимента Г руппы

Экспериментальная Контрольная

1. Бег 10 м с хода До 2,3 ± 0,24 2,3 ± 0,24

После 3,8 ± 0,45 2,9 ± 0,3

Прирост 1,5 0,6

2. Бег 30 м До 2,5 ± 0,24 2,2 ± 0,24

После 4,3 ± 0,36 2,7 ± 0,27

Прирост 1,8 0,5

учреждениях Ивановской области инновационной программы физического воспитания.

Исследование разрабатывалось, апробировалось и внедрялось в период с 1997 по 2008 гг. на базе детских дошкольных учреждений городов Шуя и Иваново. Всего в исследовании участвовало около 1000 дошкольников (537 -экспериментальные группы, 481 - контрольные группы).

В результате исследования по диагностике психотипичных черт личности (методика Д.В. Новичкова и М.А. Правдова) для детей экспериментальной группы определены соответствующие им функциональные роли, выполняя которые в ходе подготовки и проведения игровых занятий он мог бы находиться в комфортных психологических и функциональных условиях. На занятиях использовались игры - «Веселая эстафета», «Дом для вороны», «Плаваем по морям», «Путешествие по Африке» и другие. Особенностью этих игр является то, что их проведение предваряется подготовкой на занятиях по лепке, рисованию, музыке, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Они же являются логическим завершением игры.

Основные функциональные роли:

1. Дети, склонные к паранойяльному психотипу, назначались капитанами, проводниками, то есть руководителями на момент подготовки и проведения игры. У них закреплялись личност-но присущие быстрота принятия решений и требовательность к другим быстро это решение выполнить. У этих детей развивались: двигательная быстрота и быстрота реакции.

2. Дети - эпилептоиды. Назначались главными помощниками, ответственными исполнителями. У них закреплялись психотипически присущие быстрота в принятии решений и наведении порядка, в распределении обязанностей других участников игры. Развивались: быстрота перехода от одного вида движения к другому.

3. Дети - истероиды. Назначались оформителями, участниками группы поддержки, ведущими. У них закреплялась быстрота двигательных навыков, и развивались быстрота правильного принятия решений, быстрота оценивания ситуации.

4. Гипертимы назначались на роли, требующие большой активности с частой сменой функций. У них закреплялась естественная двигательная быстрота и развивалось качество быстроты, связанное с наведением порядка, быстрым и точным наведением порядка, доведением до конца начатого дела.

5. Дети - шизоиды назначались главными разработчиками идеи под руководством паранойяльного психотипа или эпилептоида. У этих детей развивались двигательная быстрота и быстрота реакции.

Подстраивающиеся психотипы закреплялись за основными и выполняли - дублировали их функции. В результате эксперимента определено, что быстрота, как показатель двигательной активности, четко коррелирует с психотипом личности ребенка и ее развитие или коррекция дифференцированы.

В таблице 1 приведены данные развития быстроты у детей 5-7 лет.

Таблица2

Динамика развития психических процессов (%)

Группы Высокий уровень развития Средний уровень развития Низкий уровень развития

До После Прирост До После Прирост До После Прирост

Экспериментальная 10 56 46 22 43 21 68 1 - 67

Контрольная 2 26 24 27 48 21 71 26 - 25

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

В экспериментальных группах итоговые результаты по всем тестам превышают показатели детей контрольных групп. Достоверно значимой разницы по развитию быстроты между мальчиками и девочками не наблюдалось (р > 0,05). Для оценки изменений психического развития детей -дошкольников использовалось тестирование готовности ребенка к школе (тест Керна - Йерасе-ка). Динамика развития психических процессов представлена в таблице 2.

В экспериментальной группе (в отличие от контрольной) приросты в показателях уровня развития психических процессов у мальчиков и девочек одинаковы. В ходе эксперимента были про-

анализированы ЗУНы детей по разделам программ «Грамота» и «Истоки». В экспериментальной группе увеличилось число детей (с 5 до 84%), знающих все буквы. В контрольных группах число детей, знающих все 33 буквы русского алфавита выросло на 10% , при этом 10% детей не смогли назвать ни одной буквы.

Таким образом, интеграция двигательной и познавательной активности детей дошкольного возраста с учетом структуры личности каждого ребенка показала свою эффективность и может быть реализована в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

УДК 37.0

Базанова Елена Владимировна

Тобольская государственная социально-педагогическая академия

[email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА СЕЛЕ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ

Проектирование организационных структур управления воспитательным процессом на селе должно осуществляться на основе личностно-деятельностного, гуманистического подходов в передаче компетенций проектирования субъектам совместной деятельности с целью воспитания и развития личности ребенка.

Ключевые слова: проектирование воспитательного процесса, организационные структуры управления, воспитание на селе.

Изменение темпов развития общества требует от каждого человека ориентации на завтрашний день, способности проектировать и проводить оценку жизненных и профессиональных перспектив. В связи с этим для всех участников воспитательного процесса становится важным научиться проектировать, предвидеть, преобразовывать действительность.

В период социально-политических и экономических преобразований в России особенно ярко проявилась проблема становления и развития детей и подростков на селе. В конце ХХ века - начале XXI воспитательный процесс в сельских образовательных учреждениях не мог противостоять негативному влиянию социальной среды села. Отмечен рост детской и подростковой преступности. Преступления несовершеннолетних, по данным правоохранительных органов, составляют примерно 10% всей преступности в России. В основном такие подростки воспитываются в неполных или асоциальных семьях, родители чаще всего не обращают внимания на воспитание своих детей, более 50% сельских родителей имеют

образование ниже среднего. При этом стремление детей и подростков к расширению социальных связей, самостоятельности и самоутверждению не находит своей поддержки теми институтами воспитания, которые существуют на селе. В то же время теоретики и практики отмечают роль сельского педагогического сообщества как единственного стабилизирующего компонента жизни на сельской территории, осознающего важность тесного взаимодействия школы и социального окружения с целью использования общего потенциала в воспитательной работе. Положительным моментом, создающим благоприятные условия для использования в организации воспитания, является окружающая природа, сохранившиеся на селе традиции, народное искусство, духовно-нравственные истоки, передающиеся старшим поколением. Л.П. Белова отмечает, что школа единственный общественно-государственный институт на селе, занимающийся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением; сельская школа, по ее мнению, есть организатор открытой социально-педагогической среды.

© Базанова Е.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010І

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.