ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
УДК 372.879.6
Антонов Андрей Александрович
Шуйский государственный педагогический университет
ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье анализируются результаты эксперимента по развитию быстроты у дошкольников с учетом их личностных характеристик; рассматриваются аспекты корреляций развития показателей физической подготовленности и психических процессов у детей.
Ключевые слова: дошкольная психология, быстрота школьников, дошкольные образовательные учреждения, дошкольное образование.
В нашем исследовании мы актуализируем личностные особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте и на их основе выстраиваем систему педагогического воздействия, призванного создать бинарный эффект в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности в дошкольном учреждении.
Одним из важнейших качеств физической подготовленности, а значит и двигательной активности, является быстрота.
Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в кратчайший срок. Она зависит от скорости ответной реакции ребенка на внешний раздражитель, предельно возможной скорости отдельного одиночного действия, частоты многократно повторяемых движений.
Стремление к быстрым движениям, отмечающееся у детей дошкольного возраста, обусловлено, главным образом, особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и быстротой смены процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, неготовностью к проявлению предельных, максимальных усилий. Чаще всего выражение быстроты наблюдается в тех движениях, которые в известной степени уже освоены детьми. Скоростные способности детей лучше всего проявляются в играх, подбор которых определяется общими дидактическими принципами.
Г ипотеза нашего исследования заключалась в следующем: оптимум развития быстроты достигается при учете личностных особенностей ребенка, в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности и в форме игры.
Объект исследования - личностные особенности развития быстроты у дошкольников.
Предмет исследования - педагогические закономерности развития быстроты в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования - совершенствование образовательного процесса в дошкольных учреждениях на основе личностного подхода к интеграции двигательной и познавательной деятельности.
Задачи исследования:
- Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
- Разработать диагностический аппарат для уточнения личностных характеристик детей дошкольного возраста.
- Разработать систему игровых занятий, учитывающих особенности личностной структуры детей и условия интеграции двигательной и познавательной деятельности.
- Апробировать и внедрить в практику дошкольных учреждений инновационную систему игровых занятий, призванную в оптимальных условиях развивать физические качества детей, в том числе быстроту.
Методологической основой исследования послужили классические идеи, теории, положения Платона, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, И.М. Козлова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко и др.
Основным научным достижением мы считаем вклад исследования в разработку положений о формировании здоровьесберегающей среды и учете для этого психотипичных особенностей личности дошкольника.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику воспитания и обучения в детских дошкольных
© Антонов А.А., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
207
Таблица1
Развитие быстроты у детей 5-7 лет (в баллах)
№ Показатели Этапы эксперимента Г руппы
Экспериментальная Контрольная
1. Бег 10 м с хода До 2,3 ± 0,24 2,3 ± 0,24
После 3,8 ± 0,45 2,9 ± 0,3
Прирост 1,5 0,6
2. Бег 30 м До 2,5 ± 0,24 2,2 ± 0,24
После 4,3 ± 0,36 2,7 ± 0,27
Прирост 1,8 0,5
учреждениях Ивановской области инновационной программы физического воспитания.
Исследование разрабатывалось, апробировалось и внедрялось в период с 1997 по 2008 гг. на базе детских дошкольных учреждений городов Шуя и Иваново. Всего в исследовании участвовало около 1000 дошкольников (537 -экспериментальные группы, 481 - контрольные группы).
В результате исследования по диагностике психотипичных черт личности (методика Д.В. Новичкова и М.А. Правдова) для детей экспериментальной группы определены соответствующие им функциональные роли, выполняя которые в ходе подготовки и проведения игровых занятий он мог бы находиться в комфортных психологических и функциональных условиях. На занятиях использовались игры - «Веселая эстафета», «Дом для вороны», «Плаваем по морям», «Путешествие по Африке» и другие. Особенностью этих игр является то, что их проведение предваряется подготовкой на занятиях по лепке, рисованию, музыке, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Они же являются логическим завершением игры.
Основные функциональные роли:
1. Дети, склонные к паранойяльному психотипу, назначались капитанами, проводниками, то есть руководителями на момент подготовки и проведения игры. У них закреплялись личност-но присущие быстрота принятия решений и требовательность к другим быстро это решение выполнить. У этих детей развивались: двигательная быстрота и быстрота реакции.
2. Дети - эпилептоиды. Назначались главными помощниками, ответственными исполнителями. У них закреплялись психотипически присущие быстрота в принятии решений и наведении порядка, в распределении обязанностей других участников игры. Развивались: быстрота перехода от одного вида движения к другому.
3. Дети - истероиды. Назначались оформителями, участниками группы поддержки, ведущими. У них закреплялась быстрота двигательных навыков, и развивались быстрота правильного принятия решений, быстрота оценивания ситуации.
4. Гипертимы назначались на роли, требующие большой активности с частой сменой функций. У них закреплялась естественная двигательная быстрота и развивалось качество быстроты, связанное с наведением порядка, быстрым и точным наведением порядка, доведением до конца начатого дела.
5. Дети - шизоиды назначались главными разработчиками идеи под руководством паранойяльного психотипа или эпилептоида. У этих детей развивались двигательная быстрота и быстрота реакции.
Подстраивающиеся психотипы закреплялись за основными и выполняли - дублировали их функции. В результате эксперимента определено, что быстрота, как показатель двигательной активности, четко коррелирует с психотипом личности ребенка и ее развитие или коррекция дифференцированы.
В таблице 1 приведены данные развития быстроты у детей 5-7 лет.
Таблица2
Динамика развития психических процессов (%)
Группы Высокий уровень развития Средний уровень развития Низкий уровень развития
До После Прирост До После Прирост До После Прирост
Экспериментальная 10 56 46 22 43 21 68 1 - 67
Контрольная 2 26 24 27 48 21 71 26 - 25
208
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
В экспериментальных группах итоговые результаты по всем тестам превышают показатели детей контрольных групп. Достоверно значимой разницы по развитию быстроты между мальчиками и девочками не наблюдалось (р > 0,05). Для оценки изменений психического развития детей -дошкольников использовалось тестирование готовности ребенка к школе (тест Керна - Йерасе-ка). Динамика развития психических процессов представлена в таблице 2.
В экспериментальной группе (в отличие от контрольной) приросты в показателях уровня развития психических процессов у мальчиков и девочек одинаковы. В ходе эксперимента были про-
анализированы ЗУНы детей по разделам программ «Грамота» и «Истоки». В экспериментальной группе увеличилось число детей (с 5 до 84%), знающих все буквы. В контрольных группах число детей, знающих все 33 буквы русского алфавита выросло на 10% , при этом 10% детей не смогли назвать ни одной буквы.
Таким образом, интеграция двигательной и познавательной активности детей дошкольного возраста с учетом структуры личности каждого ребенка показала свою эффективность и может быть реализована в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
УДК 37.0
Базанова Елена Владимировна
Тобольская государственная социально-педагогическая академия
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА СЕЛЕ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
Проектирование организационных структур управления воспитательным процессом на селе должно осуществляться на основе личностно-деятельностного, гуманистического подходов в передаче компетенций проектирования субъектам совместной деятельности с целью воспитания и развития личности ребенка.
Ключевые слова: проектирование воспитательного процесса, организационные структуры управления, воспитание на селе.
Изменение темпов развития общества требует от каждого человека ориентации на завтрашний день, способности проектировать и проводить оценку жизненных и профессиональных перспектив. В связи с этим для всех участников воспитательного процесса становится важным научиться проектировать, предвидеть, преобразовывать действительность.
В период социально-политических и экономических преобразований в России особенно ярко проявилась проблема становления и развития детей и подростков на селе. В конце ХХ века - начале XXI воспитательный процесс в сельских образовательных учреждениях не мог противостоять негативному влиянию социальной среды села. Отмечен рост детской и подростковой преступности. Преступления несовершеннолетних, по данным правоохранительных органов, составляют примерно 10% всей преступности в России. В основном такие подростки воспитываются в неполных или асоциальных семьях, родители чаще всего не обращают внимания на воспитание своих детей, более 50% сельских родителей имеют
образование ниже среднего. При этом стремление детей и подростков к расширению социальных связей, самостоятельности и самоутверждению не находит своей поддержки теми институтами воспитания, которые существуют на селе. В то же время теоретики и практики отмечают роль сельского педагогического сообщества как единственного стабилизирующего компонента жизни на сельской территории, осознающего важность тесного взаимодействия школы и социального окружения с целью использования общего потенциала в воспитательной работе. Положительным моментом, создающим благоприятные условия для использования в организации воспитания, является окружающая природа, сохранившиеся на селе традиции, народное искусство, духовно-нравственные истоки, передающиеся старшим поколением. Л.П. Белова отмечает, что школа единственный общественно-государственный институт на селе, занимающийся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением; сельская школа, по ее мнению, есть организатор открытой социально-педагогической среды.
© Базанова Е.В., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010І
209