Таблица1
Динамика изменения уровня эмоционального благополучия дошкольников
" Уровень эмоционального благополучия, ДОУ Номер контрольно го замера Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
ДОУ №103, г. Екатеринбург 1 28 40 32
ДОУ №103, г. Екатеринбург 2 48 44 8
ДОУ «Индра», г. Екатеринбург 1 30 43 27
ДОУ «Индра», г Екатеринбург 2 53 41 6
ДОУ №11, г. Верхняя Пышма 1 27 50 23
ДОУ №11, г. Верхняя Пышма 2 52 44 4
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 366 с.
2. Коротаева Е.В. Проблемы создания эмоционально развивающей среды для детей раннего возраста / Е.В. Коротаева, Л.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После, 2007. - N° 5. -С. 1-4.
3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда,
О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
4. Психологический словарь / под ред. В.П. -Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
5. Развитие личности ребенка от трех до пяти / сост. В.Н. Ильина. - Екатеринбург: У-фактория, 2004. - 512 с.
6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З-. Неверович. - М.: Наука, 1986. - 174 с.
7. Сергеева Н.Ю. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия младших школьников средствами изобразительного искусства: Дисс ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2002. - 204 с.
8. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста / А.С. Белкин, В.И. -Яковлев, И.С. Зимина, Б.В. Закирова, Е.Е. Новожилова. - Екатеринбург, 1997. - 64 с.
УДК 373.2 Ю.Н. ЕРМАКОВА
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В ФУТБОЛ НА РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
В статье рассматривается проблема совершенствования занятий физическими упражнениями с детьми 5-7лет на основе применения элементов игры в футбол и влияние экспериментальной методики на психофизическое развитие дошкольников.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, элементы игры в футбол, психическое развитие, физическая подготовленность.
В настоящее время программы образовательно-воспитательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях направлены на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка. Т.А. Ильина отмечает, что всесторонность и гармоничность воспитания означает формирование всех сторон личности одновременно и в тесной взаимосвязи между собой: умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического [3]. В большинстве же программ дошкольных учреждений в связи с возросшими требованиями к будущим первоклассникам приоритет отдается развитию умственных способностей. В сетку занятий в ДОУ вводятся дополнительные занятия по развитию интеллектуальной сферы детей. Все это привело к увеличению объема учебно-познавательной деятельности дошкольников и снижению их двигательной активности [2].
Многочисленные исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. Первые представления о мире ребенок получает через движение и чем богаче его двигательный опыт, тем активнее он познает окружающий мир, а следовательно, создаются наиболее благоприятные условия для умственного развития.
Игра, представляя собой главную форму деятельности ребенка в дошкольный период, является существенным импульсом для развития его психических функций и качеств. Поведение ребенка во время игры характеризуется сильной эмоциональностью в достижении поставленной цели, с которой связано быстрое развитие мыслительных операций и фантазии. В игре расширяется круг представлений ребенка, стабилизируются контакты с другими детьми, что в свою очередь влияет на развитие и становление личности [1]. Известно, что в спортивных играх благодаря ярко выраженной деятельности различных анализаторов и взаимодействий с другими участниками, создаются благоприятные возможности для развития двигательных действий и совершенствования деятельности центральной нервной системы.
В современных программах по физическому воспитанию обучение элементам спортивных игр носит фрагментарный характер, в основном предпочтение отдается так называемой «школе мяча». В программах по физическому воспитанию пре-
дусматривается обучение элементам спортивных игр, в том числе и футбола (удары, передачи, ведение). При этом занятия футболом способствуют физическому и психическому развитию за счет выполнения всевозможных двигательных действий и быстроты мыслительных процессов для решения игровых задач [3]. Отсутствие методики обучения элементам игры в футбол ведет к исключению их на занятиях по физическому воспитанию дошкольников.
Целью исследования стало изучение влияние элементов игры в футбол на психическое и физическое развитие детей 5-7 лет.
Исходя из вышеизложенного, нами была разработана и апробирована экспериментальная методика применения элементов игры в футбол на занятиях физического воспитания с детьми 5-7 лет. Разработанная методика включала в себя поэтапное обучение различным элементам игры в футбол и подвижные игры.
Методика исследования. В начале и по окончанию педагогического эксперимента определялся уровень развития психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение) [1], уровень физической подготовленности и физического развития. Тестирование проводилось два раза в год (в сентябре и мае) среди детей контрольной и экспериментальной группы.
Тестирование уровня физической подготовленности проводилось с использованием контрольных упражнений наиболее часто употребляемых в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста: бег 10 м с хода (позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию); бег 30 м. со старта (тестируются скоростные качества); прыжок в длину с места (для определения скоростно-силовых качеств); «Динамометрия» для измерения мышечной силы кистей рук с помощью ручного механического динамометра; бросок набивного мяча массой 1кг способом из-за головы двумя руками стоя; наклон вперед сидя (для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов); бег 10м змейкой (развитие ловкости); челночный бег (6раз по 5метров)»- комплексно характеризует скорость, выносливость и двигательную координацию.
Для оценки физического развития детей были использованы унифицированные методики антропометрических измерений. Изучались следующие показатели: длина тела (см); масса тела (кг); окружность грудной клетки (см).
Таблица1
Показатели физической подготовленности детей 5-7 лет в начале и по окончанию педагогического эксперимента (Х±m)
Т есты Время проведения КГ(43 чел) ЭГ (44 чел.)
Бег 10м. с хода (сек) Начало Окончание 2,5± 0,04 2,4±0,03 2,6±0,06 2,1±0,05 0,05 0,05
Бег 30м. (сек) Начало Окончание 8,5± 0,1 7,9±0,1 8,3± 0,2 6,8±0,2 0,05 0,05
Бег 10м. змейкой (сек) Начало Окончание ■о <о ±± СО ^ 00 9,3± 0,3 6,1±0,1 0,05 0,05
Челночный бег 6х5м (сек) Начало Окончание 16,3±0,3 15,9±0,3 16,4±0,3 13,2±0,2 0,05 0,05
Наклон вперед (см) Начало Окончание 6,9±0,3 7,4±0,3 6,5±0,2 9,3±0,4 0,05 0,05
Прыжок в длину с места (см) Начало Окончание 111,7±1,8 116,3± 2,5 111,6±2,1 12 5,3± 1,6 0,05 0,05
Бросание набивного мяча (см) Начало Окончание 167,6±6,4 202,7±5,8 167,5± 5,9 242±4,9 0,05 0,05
Подъем туловища (кол-во раз) Начало Окончание 10,6±0,8 12,6±0,9 9,4±0,4 18,9±0,8 0,05 0,05
Сила кисти правой руки (кг) Начало Окончание 5,1±0,4 6,3± 0,4 5±0,4 8,2±0,2 0,05 0,05
Сила кисти левой руки (кг) Начало Окончание 3,7±0,2 5,7±0,4 4,1±0,3 7,5±0,3 0,05 0,05
В исследовании приняло участие 87 детей в возрасте 5-7 лет. Были сформированы две группы: экспериментальная - 43 ребенка и контрольная - 44 ребенка. Однородность обеих групп была определена в ходе предварительного тестирования. Занятия с детьми проводились по программе физического воспитания «Программа воспитание и обучение в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой и др., 2004). Занятия по физическому воспитанию в контрольной и экспериментальной группах осуществлялись 3 раза в не-
делю: 2 занятия в условиях спортивного зала и 1 занятие на свежем воздухе продолжительностью 25-30 мин, что соответствует требованиям организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Занятия проводили инструктора по физическому воспитанию. Количество занятий в экспериментальной группе с применением разработанной методики составило 42% от общего числа занятий.
Эффективность разработанной методики определялась степенью роста результатов двига-
тельной подготовленности, степенью развития психических функций, интереса к физкультурным занятиям среди детей, воспитателей и родителей.
Результаты и их обсуждение. Диагностика физической подготовленности в ходе эксперимента позволила определить уровень влияния занятий на основе применения элементов игры в футбол на двигательные качества детей 5-7 лет. Результаты тестирования детей, участвовавших в педагогическом эксперименте, представлены в таблице 1.
В начале педагогического эксперимента между среднегрупповыми результатами в двигательных заданиях на физическую подготовленность у детей контрольных и экспериментальных групп достоверно значимых различий не зафиксировано (р>0,05).
В ходе проведения педагогического эксперимента, в рамках которого в систему занятий фи-
зическими упражнениями с детьми 5-7 лет была внедрена экспериментальная методика на основе применения элементов игры в футбол, отмечен значительный рост результатов в тестах у детей экспериментальной группы. В соответствии с полученными данными Ьрасчетный превышает ^табличный при сравнении среднегрепповых результатов по всем контрольным тестам на 95% уровне значимости.
Развитие психических процессов оценивалось по методике О.М. Дьяченко и Т.В. Лаврентьевой. Данная методика позволила определить уровень развитие основных психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, воображение во время проведения педагогического эксперимента. До начала проведения эксперимента у детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп показатели уровня развития психических процессов не имели достоверно значимых различий.
Таблица2
Уровень развития психических процессов у детей 5-6 лет до начала эксперимента (%)
Психические процессы Группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
До После Прирос' До ГЬсле Прирос' До После Прирост
Восприятие КГ 69,8 81,4 11,6 23,3 16,3 -7 6,9 2,3 -4,6
ЭГ 70,5 95,5 25 22,7 4,5 -18,2 6,8 0 -6,8
Мышление КГ 37,2 51,2 14 32,6 30,2 -2,4 30,2 18,6 -11,6
ЭГ 36,4 81,8 45,4 34,1 15,9 -18,2 29,5 2,3 27,2
ГЬмяп КГ 46,5 62,8 16,3 32,6 27,9 -4,7 20,9 9,3 -11,6
ЭГ 45,5 84,1 38,6 31,8 15,9 -15,9 22,7 0 -22,7
Внимание КГ 25,6 53,5 27,9 53,5 39,5 -14 20,9 7 -13,9
ЭГ 27,3 84,1 56,8 52,3 15,9 -36,4 20,4 0 -20,4
Воображение КГ 37,2 58,2 21 27,9 20,9 -7 34,9 20,9 -14
ЭГ 34,1 72,7 38,6 34,1 22,7 -11,4 31,8 4,6 -27,2
Средний% КГ 43,3 61,4 18,1 34 27 -7 22,7 11,6 -11,1
ЭГ 42,8 83,6 40,8 35 15 -20 22,2 1,4 -20,8
В начале педагогического эксперимента отмечено, что у большинства детей контрольной (69,8%) и экспериментальной (70,5%) групп уровень развития восприятия выше, чем остальных психических процессов. Высокий уровень развития мышления и воображения отмечен у 30% детей, памяти у 25%. У 25,6% детей в контрольной и у 27,3% в экспериментальной группах выявлен
высокий уровень развития внимания. При этом у 30% обследуемых детей в процессах мышления и воображения был выявлен низкий уровень развития. По половым признакам значительных различий (р>0,05) в развитии психических процессов не было выявлено.
После завершения педагогического эксперимента прирост показателей развития психичес-
ких процессов у детей в экспериментальной группе составил 40,8%, что превышает аналогичные в контрольной, более чем в два раза. Низкий уровень развития психических процессов, после завершения эксперимента, отмечен у 1,4% детей экспериментальной группы, что на 20,8% меньше, чем до начала занятий по экспериментальной методике. В контрольной группе данный показатель снизился на 11,1% и составил 11,6%.
По результатам данных физического развития контрольной и экспериментальной групп, проводимых в ходе эксперимента, было отмечено, что по всем показателям (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки) статистически достоверных отличий выявлено не было. Данный факт свидетельствует о том, что средства, формы и методы, используемые в ходе педагогического эксперимента, не оказали негативного влияния на естественный процесс физического развития
детей.
Таким образом, применение экспериментальной методики занятий физическими упражнениями на основе использования элементов игры в футбол с детьми 5-7 лет позволило эффективно воздействовать на их психофизическое развитие.
Библиографический список
1. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: Изд-во ГНОМиД, 2000. -144 с.
2. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.