Научная статья на тему 'Scientific-theoretical justification of initial technical training of the sports reserve in soccer'

Scientific-theoretical justification of initial technical training of the sports reserve in soccer Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / FOOTBALL / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / SPORTS RESERVE / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INITIAL TRAINING / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагин Никита Игоревич, Хрусталев Герман Александрович

Представлено научное и теоретическое обоснование методики начальной технической подготовки спортивного резерва в футболе. Доказана высокая эффективность инновационной методики начальной технической подготовки в экспериментальных условиях, что позволяет рекомендовать ее для тренеров и специалистов в качестве перспективного и актуального подходов спортивного резерва в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагин Никита Игоревич, Хрусталев Герман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Scientific-theoretical justification of initial technical training of the sports reserve in soccer»

УДК 796.332

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ

Н.И. Шагин, Г.А. Хрусталев

Представлено научное и теоретическое обоснование методики начальной технической подготовки спортивного резерва в футболе. Доказана высокая эффективность инновационной методики начальной технической подготовки в экспериментальных условиях, что позволяет рекомендовать ее для тренеров и специалистов в качестве перспективного и актуального подхода спортивного резерва в футболе.

Ключевые слова: футбол, спортивный резерв, начальная подготовка, техническая подготовка.

Поиск эффективных механизмов начальной подготовки спортивного резерва в отечественном футболе является первостепенной задачей ученых, тренеров и специалистов, обеспечивающих совершенствование методической составляющей теории футбола [1, 2].

Занятия футболом обеспечивают не только повышение спортивного мастерства в избранном виде спорта, влекущего за собой достижение высоких спортивных результатов в профессиональном спорте, но и оказывают положительное влияние на физическое развитие и двигательную подготовленность детей. Систематические, специально организованные занятия способствуют развитию быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве индивида. Игровая деятельность обеспечивает не только физическое совершенствование ребенка, но также позволяет решать социальные вопросы воспитания ребенка [3-5].

Эффективность подготовки на начальных этапах тренировки обуславливается рядом факторов, среди которых техническая подготовка, по праву занимает одно из ведущих значений. Анализ специальной научно-методической литературы показал, что вопросам технической подготовки в теории и методике подготовки спортивного резерва в футболе посвящено достаточное количество работ, однако все они в основном сводятся к спортсменам групп начальной подготовки и спортивной специализации. В тоже время есть работы отечественных и зарубежных специалистов, которые предлагают начинать процесс технической подготовки в возрасте 5-6 лет, а в некоторых случаях и с 3-4 лет [6, 7].

В связи с этим актуальным явилось рассмотрение вопросов посвященных особенностям начальной технической подготовки спортивного резерва в футболе.

Цель исследования - обосновать методологические аспекты начальной технической подготовки спортивного резерва в футболе.

Обсуждение результатов исследования. Результаты исследования показали, что в целом занятия футболом способствуют интенсификации развития функциональных систем организма, повышают физическую подготовленность дошкольников.

В то же время были получены новые данные, в частности, об уровне физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Было выявлено, что дети домашнего воспитания имеют более низкий уровень адаптации к физическим нагрузкам, что выразилось в существенно большем повышении частоты сердечных сокращений (ЧСС) после физической нагрузки. Дети домашнего воспитания имеют более низкий уровень развития скоростных и двигательно-координационных способностей. Это подтверждается достоверно более низкими результатами, показанными детьми, не посещающими детский сад, в беге на 10 и 30 м, в ходьбе по гимнастической скамье.

Выявленные различия функциональной и физической подготовленности детей, посещающих детский сад, и находящихся на домашнем воспитании, позволили предложить в качестве основы дифференцированной методики спортивной подготовки дошкольников их двигательный режим, выражающийся в наличии или отсутствии организованных физкультурных занятий.

Повышение эффективности физического воспитания достигается при использовании типоспецифических методик и средств, направленных на достижение каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления типологической принадлежности. При этом учесть все индивидуально-типологические особенности каждого ребенка практически невозможно. Ставя единые цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо дифференцировать его содержание, организацию и методику, в первую очередь, учитывая морфо-функциональное состояние, физическую подготовленность и двигательный режим воспитанников.

Разработка методики осуществлялась с учетом постановки программных задач, которые в целом соответствовали основным задач дошкольного физического воспитания. К ним относятся: обеспечение укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития, повышения двигательной активности и общей работоспособности; содействие развитию всех систем и функций организма дошкольника через организованные, оптимальные для данного возраста, физические нагрузки; формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств; формирование у детей интереса к систематическим занятиям футболом.

При нормировании физической нагрузки на занятиях мы учитывали следующие компоненты: продолжительность упражнения, продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, характер отдыха (активный, пассивный), число повторений, размер игрового пространства, другие компоненты.

Основой практического материала тренировки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, является распределение программного материала на различные виды подготовок, ведущее значение среди которых на начальном этапе тренировочных занятий отводится общей и специальной физической подготовке, а также обучению разнообразным техническим приемам игры. Общая физическая подготовка решает, прежде всего, задачи укрепления здоровья, а также эффективного развития физических качеств и способностей, необходимых ребенку, как в повседневной жизни, так и в процессе спортивной деятельности. Специальная физическая подготовка обеспечивает повышение уровня специфичных двигательных умений, которые проявляются непосредственно в процессе игровой деятельности футболистов. Техническая подготовка в возрасте 5-6 лет призвана решать задачи обучения основным техническим приемам и эффективно формировать «школу движений» юного спортсмена. Применение специальных упражнений позволяет избирательно воздействовать на отдельные элементы техники, их вариативность и разносторонность, которая необходима в решении поставленных перед спортсменом задач в процессе соревновательной деятельности. Соревновательная подготовка в процессе занятий футболом с детьми 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) реализовывалась при проведении «родительских дней» и внутренних состязаний. Контрольные нормативы содержат комплекс контрольных упражнений, позволяющих определить у воспитанников уровень физической и технической подготовленности, соответствие его нормативным требованиям, а также способствует дальнейшему эффективному планированию и управление тренировочным процессом юных футболистов 5-6 лет.

Данная структура методики подготовки в целом соответствует предлагаемым программам и рекомендациям, разработанными ведущим учеными в области теории и методики дошкольного физического воспитания.

Эффективность разработанной методики оценивалась путем анализа динамики показателей физического развития, функциональных характеристик, уровня физической и технической подготовленности.

В целом результаты констатирующего педагогического эксперимента соответствовали ранее полученным результатам констатирующего эксперимента и проводимых педагогических наблюдений. Так, в начале годичного тренировочного цикла дети,

посещающие ДОУ, показали более высокий уровень адаптации к физической нагрузке, что выражалось в менее выраженных сдвигах ЧСС и артериального давления после выполнения упражнений. В показателях длины и массы тела различий между детьми контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось. В течение годичного периода занятий наблюдалась положительная тенденция морфофункциональных характеристик у испытуемых обеих групп. Однако, если в контрольной группе изменения были не существенными, то у детей экспериментальной группы отмечено достоверное снижение ЧСС после физической нагрузки, что говорит о повышении адаптационных возможностей организма детей.

Одной из задач проводимых занятий по футболу являлось гармоничное и всестороннее воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста. Как известно, непосредственно игра в футбол способствует развитию у детей различных физических качеств, формированию разнообразных двигательных умений. В игре физические качества и двигательные навыки проявляются в тесной взаимосвязи с координацией движений, быстротой реакции, развитым игровым мышлением, большой эмоциональностью.

Для определения влияния занятий футболом на развитие физических качеств детей 5-6 лет проводилось тестирование уровня физической подготовленности. Использовались контрольные упражнения, наиболее часто употребляемые в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста: «Бег на 10 м с хода», «Бег на 30 м со старта», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперед из положения сидя», «Челночный бег (3 раза по 5 метров)», «Ходьба по гимнастической скамье», «Подъем туловища из положения лежа». Тестирование детей контрольной и экспериментальной группы проводилось два раза в год.

За период годичного цикла у детей экспериментальной группы произошло достоверное увеличение результатов всех тестов, за исключением количества подъемов туловища из положения лежа. В контрольной же группе достоверный прирост обнаружен в результатах подъема туловища из положения лежа и ходьбе по гимнастической скамье.

В наибольшей степени темпы роста показателей физической подготовленности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп различаются в показателях быстроты и двигательно-координационных способностей. Это связано с направленностью тренировочных заданий в экспериментальной группе, в которой мы применяли большое количество упражнений, направленных на развитие данных способностей.

Следует отметить новизну полученных данных, связанную с тем, что аналогичные исследования проводились на базе детских садов, где, кроме футбола, дети занимались организованной физической культурой в рамках программы для ДОУ.

Основой становления спортивного мастерства футболистов является их техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность игры. От того, как полно футболист владеет техникой футбола, насколько эффективно применяет технические приемы в условиях игровой деятельности, во многом зависит рост спортивных результатов. В связи с этим, в экспериментальной группе применялись комплексы подводящих, специально-подготовительных и технических упражнений, направленные на развитие у дошкольников «чувства мяча», обучение базовым способам выполнения технических приемов, обучение правильно выполнению технических приемов в структуре целостных двигательных действий. Такие упражнения мы адаптировали к возрастным особенностям дошкольников с учетом индивидуального двигательного опыта и «обучаемости» каждого ребенка и расширили программу тестирования.

Наблюдения динамики технических показателей свидетельствуют о том, что дети старшего дошкольного возраста успешно осваивают базовую технику футбола. Так, и в контрольной, и в экспериментальной группах отмечены достоверные изменения технических показателей, произошедшие за годичный тренировочный период.

Однако наиболее выраженная интенсивность роста наблюдалась у дошкольников экспериментальной группы. В контрольной группе достоверно изменились результаты жонглирования правой и левой ногами (р<0,05), ударов на точность правой ногой (р<0,05), в ведении мяча (р<0,05). В экспериментальной группе достоверность прироста была выше: результаты жонглирования правой и левой ногами изменились на уровне значимости р<0,01, возросла точность ударов обеими ногами (р<0,05), повысился результат в ведении мяча (р<0,05).

У детей экспериментальной группы снизилась асимметрия результатов выполнения тестов, что является следствием целенаправленного применения упражнений «неудобной» ногой и упражнений, направленных на развитие специальных координационных способностей.

Заключение. Разработанная методика подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом на основе интеграции средств физической и технической подготовки, решает комплекс поставленных задач. Она интегрируется в современную систему спортивной подготовки детей, для которой характерно снижение возраста начала занятий.

Занятия футболом реализуют естественную потребность ребенка в движении, у детей развивается интерес к различным видам и формам двигательной активности, формируется осознанное отношение к физической культуре и спорту. Они повышают эмоциональный тонус детей, позволяют раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы.

Педагогическими условиями эффективного применения разработанной методики в тренировочном процессе детей старшего дошкольного возраста являются: учет общих дидактических основ воспитательного и образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста, на принципы, средства, методы и формы организации физического воспитания с учетом качественного своеобразия цели, задач и содержания методики, особенностей физического и психического развития детей, и специфики их двигательного режима; оперативная коррекция содержания занятий в зависимости от степени освоения учебного материала программы; сопряженное развитие физических качеств и освоение технических умений; дифференциация материала в зависимости от этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей, физической подготовленности ребенка; использование игры как основного вида деятельности дошкольника; взаимодействие спортивной школы и семьи в процессе реализации программы.

Список литературы

1. Губа В.П., Стула А.А. Методология подготовки юных футболистов: учеб.-метод. пособие. М.: Человек, 2015. 184 с.

2. Алексеев В.Н. Система управления процессом развития российского футбола в современных условиях: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Майкоп, 2009. 37 с.

3. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. .д-ра пед. наук в виде научного доклада. Волгоград, 1997. 78 с.

4. Шагин Н.И. Интеграция средств физической и технической подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом: дис. ...канд. пед. наук. М., 2017. 148 с.

5. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры. 2013. №3. С. 12.

6. Смышляев А.В., Степанов Е.Э., Франк Э.Р. Футбол: техника игры: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТомПУ, 2009. 69 с.

7. Губа В.П., Стула А.А., Кромке К. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография. М.: Спорт, 2017. 269 с.

Шагин Никита Игоревич, канд. пед. наук, старший преподаватель, shagin. rfsamail. ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Хрусталев Герман Александрович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

SCIENTIFIC-THEORETICAL JUSTIFICATION OF INITIAL TECHNICAL TRAINING

OF THE SPORTS RESERVE IN SOCCER

N.I. Shagin, G.A. Khrustalyov

The scientific and theoretical substantiation of the technique of initial technical training of the sports reserve in football is presented. The high efficiency of the innovative technique of initial technical training in experimental conditions is proved, which makes it possible to recommend it for trainers and specialists as a perspective and actual approach of the sports reserve in football.

Key words: football, sports reserve, initial training, technical training.

Shagin Nikita Igorevich, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, shagin. rfs@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Khrustalyov Herman Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, germanxr4@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.422.16:796.015.82

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ БЕГУНОВ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

Т.П. Юшкевич, Е.И. Юсковец

Обоснована актуальность разработки методики комплексного отбора перспективных бегунов на длинные дистанции, включающей педагогические, физиологические, психологические, генетические и социальные критерии. Выделены наиболее значимые показатели определения перспективности по целому комплексу критериев спортивного отбора: состоянию здоровья, уровню развития физических качеств, основным функциональным системам организма, типу высшей нервной деятельности, генетической предрасположенности к выносливости.

Ключевые слова: методика, отбор, бегуны, выносливость, тестирование, критерии, перспективность.

Стремительный прогресс спортивных достижений в современном мире и возрастающее обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики поиска новых средств и методов подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако достижения мирового уровня доступны только спортсменам, обладающим особенными природными задатками к избранному виду спортивной деятельности и сумевшим их реализовать в процессе многолетней подготовки [2, 5, 7, 10].

Если прежде «восхождение на Олимп» было возможно в тесном творческом тандеме «спортсмен-тренер», когда спортсмен выступал в качестве алмаза-самородка, а тренер - мастера-огранщика, то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.