Научная статья на тему 'Подвижная игра как метод ранней физической подготовки дошкольников для занятий спортивной борьбой'

Подвижная игра как метод ранней физической подготовки дошкольников для занятий спортивной борьбой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
599
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ТРЕНЕРЫ / PRE'SCHOOL CHILDREN / WRESTLING / MOBILE GAMES / COACHES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тычинин Николай Викторович

Первый сенситивный период развития основных физических способностей приходится на дошкольный возраст (4-7 лет). Поэтому более раннюю, чем 10 лет, подготовку мальчиков для занятий борьбой можно начинать игровым методом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mobile game as a method of early physical traning of pre ' school children in wresling

4-7 years preschool period is a first sensitive period of development of the main physical abilities. Due to it the earlier than 10 years training period is possible to begin by game method

Текст научной работы на тему «Подвижная игра как метод ранней физической подготовки дошкольников для занятий спортивной борьбой»

колебаний значений при переходе от одного вида нагрузки к другому в течение всего занятия, что может говорить о том, что дети в экспериментальных группах адекватно реагируют на предъявляемую нагрузку. Следовательно, они адаптировались к данной физической нагрузке, которая предусмотрена экспериментальной программой на занятиях ОФП.

РЕЗЮМЕ

Оздоровительный эффект экспериментальной программы проявился в реакции организма на предъявляемую физическую нагрузку. При адаптации организма ребенка к определенной физической нагрузке график значений коэффициента выносливости имеет более плавную картину, без резких колебаний, и небольшой разброс значений в выборке. В контрольной группе наблюдаются резкие колебания коэффициента выносливости, которые не соответствуют интенсивности предложенной физической нагрузки, и большой разброс значений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и школьного возраста./Сост. Н. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: "Акци-дент",1995 - 32 с.

Контактная информация: alla [email protected]

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ

Николай Викторович Тычинин, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Первый сенситивный период развития основных физических способностей приходится на дошкольный возраст (4-7 лет). Поэтому более раннюю, чем 10 лет, подготовку мальчиков для занятий борьбой можно начинать игровым методом.

Ключевые слова: спортивная борьба, дети дошкольного возраста, подвижная игра, тренеры.

THE MOBILE GAME AS A METHOD OF EARLY PHYSICAL TRANING OF PRE '

SCHOOL CHILDREN IN WRESLING

Nikolaj Viktorovich Tychinin, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

4-7 years preschool period is a first sensitive period of development of the main physical abilities. Due to it the earlier than 10 years training period is possible to begin by game method

Keywords: wrestling, pre'school children, mobile games, coaches.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемная ситуация исследования определяется тем, что в педагогической практике традиционный подход детских тренеров ведет к упущению первого сенситивного периода (4-7 лет) для развития основных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, ловкость). Связано это со строго регламентированным возрастным допуском к спортивным тренировкам. Альтернативой может быть ранняя физическая (предтре-нировочная) подготовка дошкольников игровым методом. В этой связи и существует необходимость разработки методики формирования структуры двигательных способ-

ностей юных борцов греко-римского стиля у детей дошкольного возраста игровыми методами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящего исследования является формирование и экспериментальное обоснование методики предтренировочной подготовки игровым методом в первый сенситивный период мальчиков дошкольного возраста, направленной на формирование структуры психофизических способностей, необходимых для сокращения в младшем школьном возрасте у юных борцов в греко-римской борьбе периода общей физической подготовки и прироста их спортивных результатов.

Для этого была разработана и экспериментально проверена авторская программа предтренировочной подготовки игровым методом на основе дополнительных занятий общеразвиваюшими упражнениями, подвижными играми, играми с элементами спортивных игр и имитационных борцовских игр. При этом программа предполагала последовательное, поэтапное развивающее воздействие двигательной нагрузки на раскрытие и последующее развитие основных физических качеств ребенка. Последовательность развивающих акцентов в программе была такой: скоростно-силовые и скоростные качества, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Одной из важных задач было раскрытие у дошкольников предрасположенности к двигательной деятельности или даже высоких двигательных способностей.

Авторская педагогическая программа предтренировочной подготовки дошкольников к занятиям греко-римской борьбой в своей основе не меняет образовательных стандартов, направлена на гармоничное физическое развитие ребенка через приобщение к подвижным играм с элементами спортивных игр и общеразвивающих упражнений с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития.

Экспериментальная авторская программа была рассчитана на два учебных года (2004-2005 гг.) и реализована на базе ДОУ № 116 и № 74 г. Воронежа. В течение всего этого периода мальчики среднего (5 лет), а затем и старшего дошкольного возраста (6 лет), составившие экспериментальную группу (ЭГ), последовательно занимались специально дифференцированными для этой цели подвижными играми. Занятия по программе проводились в виде дополнительных занятий физической культурой как пред-тренировочная подготовка к спортивной борьбе в виде игровой формы, один раз в неделю, по 30 мин, в соответствии с графиком и планом. В подвижных играх с элементами спортивных игр сочеталось преимущественное развитие одного из физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость).

До начала педагогического эксперимента все дети прошли контрольные испытания с целью выявления исходного состояния уровня их физического развития и развития их физических качеств. Необходимо подчеркнуть, что после окончания каждого 30-дневного периода эксперимента дети вновь выполняли контрольные упражнения, чтобы оценить эффект педагогического эксперимента по отношению к исходному показателю развиваемого физического качества.

Предполагалось, что конечным результатом, оценивающим эффективность педагогической программы предтренировочной подготовки дошкольников среднего и старшего возраста для занятий греко-римской борьбой игровым методом, будут достоверные отличия в физическом развитии и физической подготовленности мальчиков, прошедших дополнительную игровую подготовку в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Проведенные нами исследования подтверждают общую отрицательную тенденцию снижения уровня физической подготовленности дошкольников. Показатели развития физических качеств (быстрота, скоростно-силовые качества, скоростно-силовая выносливость, общая выносливость, ловкость, гибкость) у дошкольников 5 (п=29) и 6летнего (п=35) возраста, полученные центильным методом оценки в группе из 64 мальчиков, отражающие тенденцию физической подготовленности дошкольников в

популяции.

Результаты оценки по центильному методу физической подготовленности свидетельствуют, что в целом среди обследованных 64 мальчиков 5 лет (п=29) и 6 лет (п=35) «средние» показатели физической подготовленности имеет лишь половина дошкольников среднего и старшего возраста 33 (51,6%). Показатели «выше среднего» имели всего двое (3,1%). Крайне негативным моментом, отражающим общую национальную тенденцию катастрофического состояния здоровья детей, является, во-первых, отсутствие в исследуемой группе дошкольников детей с «высокими» показателями и, во-вторых, значительна (45,3%) часть детей, имеющих показатели «ниже среднего» - 16 (25,0%) и «низкие» - 13 (20,3%).

Средние показатели физической подготовленности дошкольников 5 и 6 лет, прошедших (ЭГ) (п=26) и не прошедших (КГ) (п=25) игровую подготовку, представлены в таблице 1.

Таким образом, в результате тестирования физической подготовленности дошкольников среднего и старшего возраста (5 и 6 лет), прошедших (ЭГ) и не прошедших (КГ) дополнительные занятия физической культурой в виде предтренировочной игровой подготовки с целью последующего отбора в греко-римскую борьбу в 10летнем возрасте, выявлена общая отрицательная тенденция низкой физической подготовленности дошкольников (особенно скоростных и скоростно-силовых) в контрольной группе дошкольников.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности дошкольников среднего и старшего возраста (5 и 6 лет), прошедших (ЭГ) (п=26) и не прошедших (КГ) (п=25) игровую

подготовку

Показатели физической подготовленности группы Результаты эксперимента

Бег на 30 м (с) ЭГ 9,2 ± 0,23 < 0,05

КГ 10,4 ± 0,36

Прыжок с места в длину (см) ЭГ 107,3 ± 2,1 <0,001

КГ 94,7 ± 2,3

Подъем туловища за 30 с (раз) ЭГ 15,2 ± 0,49 <0,05

КГ 12,6 ± 0,27

Бег 500 м (мин) ЭГ 2,8 ± 0,07 <0,001

КГ 3,4 ± 0,05

Челночный бег 3 х 10 м (с) ЭГ 11,1 ± 0,39 <0,01

КГ 12, 6 ± 0,25

Наклон вперед (см) ЭГ 4,7 ± 0,48 > 0,1

КГ 4,3 ± 0,52

У дошкольников, составляющих экспериментальную группу, занимающихся в течение года дополнительной физической культурой игровым методом с использованием подвижных игр, игр со спортивными элементами и имитационных игр с набором простейших для греко-римской борьбы приемов, регистрировалась положительная тенденция приумножения практически всех показателей основных физических качеств в первый чувствительный (сенситивный) период их онтогенеза.

ВЫВОДЫ

1. Низкий уровень физической подготовленности у 45,3% мальчиков среднего и старшего дошкольного возраста является крайне негативным моментом, отражающим общую национальную тенденцию катастрофического состояния физического здоровья детей, отрицательно воздействующим на дееспособность государства и армии, прирост населения страны.

2. Рациональное использования первого сенситивного периода для развития

физических качеств в дошкольном возрасте в виде предтренировочной двигательной подготовки мальчиков игровым методом является основой последующего перспективного их отбора в греко-римскую борьбу, что служит эффективной базой для развития общей и специальной физической подготовленности и соревновательной результативности на начальном этапе тренировки юных борцов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов, В.Н. Отбор, ориентация, управление, контроль, моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов // Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - С. 393474.

2. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей // Теория и методика физической культуры : (курс лекций) : учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - С. 107-117.

3. Витошкина, Е.А.Оптимизация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Е.А. Витошкина // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всерос. науч. конф. / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2005. - С. 52-59.

Контактная информация: [email protected]

ФАКТОРЫ СПОРТИВНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОВ,

НАХОДЯЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ В СПОРТЕ

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Российская Правовая Академия Министерства Юстиции РФ, Санкт- Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения специфики адаптированности к спортивной деятельности на этапе завершения спортивной карьеры спортсменов в зависимости от их пола, возраста, спортивного стажа, специализации и уровня спортивной квалификации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что возраст и спортивный стаж являются негативным, а спортивная квалификация - позитивным фактором спортивной адаптированности. Спортивная специализация спортсменов не влияет на степень их адаптированности к спортивной карьере. Пол спортсменов в значительной степени определяет специфику их спортивной адаптированно-сти, не влияя на ее уровень.

Ключевые слова: адаптированность, спортивная карьера, оценка приобретений, ограничений спортивной карьеры, успешность карьеры, удовлетворенность карьерой.

FACTORS OF ATHLETYES' SPORT ADAPTIVENESS AT THE FINAL STAGE OF

SPORTS CAREER

Suleiman Nazhmutdinovich Schikhverdiev,the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer,

The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,

St.-Petersburg

Annotation

This article is devoted to the problem of determination of adaptiveness specific to sport activities at the final stage of sports career depending on gender, age, sports standing, specialization and sports qualification. The research results show that age ant sports standing are the negative factors and sport qualification is a positive factor of sports adaptiveness. Sports specialization doesn’t affect on athlete’s adaptiveness to sports career. The gender affects strongly on specifics of sport adaptiveness, but doesn't affect on its level.

Key words: adaptiveness, sport career, evaluation of value and limitations of sport career, career success, satisfaction with career.

В исследовании характеристик адаптированности к спортивной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.