- уфимские - 4 балла (41,6±1,0 правильных ответа),
- хабаровские - 3 балла (37,1±3,4 правильных ответов).
ВЫВОДЫ
Интеллектуальная подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации является ведущей - ей отводится до 41,7 % времени на учебно-тренировочный процесс. Однако анализ научно-методической литературы и обобщение практического опыта ведущих специалистов в области детско-юношеского хоккея указывает на дефицит научно-методических сведений, раскрывающих теоретические и практические аспекты интеллектуальной подготовки юных хоккеистов применительно к этапу углубленной специализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : пособие для студ., аспирантов и преп. ин-тов физ. культуры / Б. А.
Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с. : ил.
2. Валиуллина, В.М. Психологические аспекты спортивной деятельности : методическое пособие / В.М. Валиуллина, А.А. Кутыева. - Уфа : Подросток, 2001. - 40 с.
3. Годик, М. А. Спортивная метрология : учебник / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 193 с.
4. Дерябин, С.Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах : дис. ... канд. пед. наук / Де-
рябин С.Е. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1982. - 192 с.
5. Карпов, В.Е. Совершенствование средств саморегуляции психического состояния хоккеистов высшей квалификации в игровой деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Карпов В.Е. ; Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2002.
- 22 с.
6. Никонов, Ю.В. Хоккей : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.В. Никонов ; Министерство спорта и туризма. - Минск : [б.и.], 2001. - 94 с.
7. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
8. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник / В.П. Савин. - М. : Академия, 2003. - 400 с.
9. Филатова, Н.П. Отбор квалифицированных хоккеистов с учетом их психологических особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Филатова Н.П. ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск, 1995. - 23 с.
10. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев [и др.]. - М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.
Контактная информация: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В ФУТБОЛ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор,
Юлия Николаевна Ермакова, преподаватель,
Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук,
Шуйский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ШГПУ»)
Аннотация
В статье рассматривается влияние физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет. Статья под-
готовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, по проблеме «Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей» (ГК № П613).
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, элементы игры в футбол, координационные способности.
INFLUENCE OF THE TRAINING LESSONS BASED ON THE USING OF THE FOOTBALL GAME ELEMENTS ON THE DEVELOPMENT OF THE
COORDINATED ACTIVITY OF CHILDREN FROM 5 TO 7 YEARS OLD
Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical science, professor,
Ylia Nikolaevna Ermakova, the teacher,
Dmitriy Mikhailovchich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences,
Shuya State Pedagogical University
Annotation
This article shoed the influence of the training lessons based on the using of the football game elements on the development of the coordinated activity of children from 5 to 7 years old. This article was prepared within Federal Purpose-oriented Program (FPP) «Scientific and Educational Research Personnel of Innovative Russia» in 2009-2013 dedicated to the problem «Our New School: Preservation and Strengthening of Children’s Health» (State Contract No P613).
Keywords: preschool age children, elements of football game, coordinated activity.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями [5, 6].
В контексте данной проблемы особый интерес представляет изучение влияния элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Футбол обладает набором упражнений, которые обеспечивают возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней свободы [1, 2, 4].
В теории физического воспитания детей дошкольного возраста методика занятий на основе использования элементов игры в футбол, направленная на развитие координационных способностей, недостаточно разработана.
МЕТОДИКА
Исследовательской работой на разных этапах было охвачено 175 детей, 46 инструкторов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, 45 педагогов-тренеров ДЮСШ и 192 воспитателя ДОУ. Анализ влияния физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста проводился в рамках педагогического эксперимента на базе дошкольных образовательных учреждений № 2 и №37» г. Шуи Ивановской области. Эффективность разработанной методики определялась степенью развития координационных способностей с использованием контрольных упражнений: «Челночный бег с переноской предмета»; «Цапля на болоте»; «Пройти по линии»; «Бег до мяча по зрительному и слуховому ориентиру». В рамках исследования проводились наблюдения за двигательной активностью детей и анкетирование специалистов по физическому воспитанию и педагогов-тренеров в ДОУ.
Обработка полученных данных осуществлялась по t - критерию Стьюдента.
На основе анализа анкетных данных выявлено, что в системе физкультурнооздоровительной работы с детьми предпочтение отдается элементам игры в баскетбол (100%), волейбол (22%) и лишь в 13% используются упражнения с элементами футбола. Большинство опрошенных специалистов в качестве основной причины назвали отсутствие специально разработанных методических рекомендаций (87%). При этом они указывают на значительные потенциальные возможности элементов игры в футбол для развития координационных способностей, формированию новых двигательных умений и навыков. Специалистами отмечается необходимость создания доступных возрастным особенностям детей условий, обеспечивающих формирование двигательных действий, для полноценной жизнедеятельности детей (79%).
На основе анализа проведенных наблюдений за действиями детей с мячом было выявлено, что большинство мальчиков (57,1%) и девочек (46,2%) 5-6 лет и 6-7 лет выполняют ведение мяча по прямой только правой ногой. Ведение мяча только левой ногой осуществляют в среднем от 14 до 23% детей. Поочередное ведение мяча (правой и левой ногой) использует лишь треть мальчиков и девочек 5-7 летнего возраста. В основном дети 5-7 лет при ведении мяча используют либо только внутреннюю сторону стопы, либо сочетание носком и внутренней стороной стопы, что не является рациональным с точки зрения скорости продвижения вперед.
Для всех детей данных возрастных групп наиболее удобным способом выполнения удара ногой по мячу является удар носком стопы (86,3%). Другие способы ударов (подъемом стопы, внешней частью подъема стопы, внутренней частью подъема стопы) детьми практически не используются.
Экспериментальная методика занятий на основе использования средств футбола базировалась на следующих положениях:
- подготовке мест и инвентаря для занятий футболом;
- подборе адекватных возрастным особенностям способов и приемов выполнения детьми ударов и ведений мяча;
- создание условий выполнения различных движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах;
- обеспечение условий выполнения движений отдельными звеньями опорнодвигательного аппарата во всех возможных направлениях, обусловленных анатомическим строением суставов всего тела;
- использование упражнений, обеспечивающих согласование движений отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата для выполнения двигательного действия футболиста (удары по мячу, передачи, остановки, ведения и др.);
- распределение, изучаемых упражнений по сложности их выполнения и освоения детьми в течение учебного года;
- составление блоков специальных упражнений по направленности освоения двигательных действий футболиста и игр.
Занятия проводились 3 раза в неделю, длительность занятий составляла 25-30минут. Объем занятий по разработанной методике во всех группах составил 33,3% (34 занятия в год) при 25%, 43,2% (44 занятия в год) при 50% и 23,5% (24 занятия) при 100% соотношении от общего времени занятия.
Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол классифицировались на:
- обучающие, для ознакомления с новым материалом;
- смешенного типа, направленные на закрепление; вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных двигательных действий;
- тренировочные, включающие большое количество соревновательных упражнений и игр с мячом, направленные на развитие функциональных и двигательных качеств.
Все упражнения были разбиты на 5 блоков, которые включали:
- Упражнения на развитие «чувства мяча»;
- Упражнения, направленные на обучение ударов различными способами;
- Упражнения, направленные на обучение передач и остановок мяча различными способами;
- Упражнения, направленные на обучение ведения мяча различными способами;
- Комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры в футбол.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Диагностика уровня развития координационных способностей в ходе педагогического эксперимента позволила определить эффективность занятий на основе использования элементов игры в футбол (таблица 1).
Таблица 1
Результаты в тестах на определение степени развития координационных
способностей у детей 5-7 лет (Х±т)
Контрольные упражнения Сроки проведения тестирования Группы (кол-во чел.) 1 расч. р
К.Г.(п=43) .Г. 44)
Пройди по линии (см) Начало Окончание 19,9±0,09 17,2±0,07 19,9±0,05 7,9±0,04 1,44 2,11* >0,05 <0,05
Бег до мяча по слуховому ориентиру (сек.) Начало Окончание 17,5±0,06 16,7±0,06 17,3±0,07 12,4±0,04 1,54 2,13* >0,05 <0,05
Бег до мяча по зрительному ориентиру (сек.) Начало Окончание 15,6±0,07 15±0,06 15,5±0,06 10,6±0,04 1,89 2,54* >0,05 <0,05
Челночный бег с переноской предмета (сек.) Начало Окончание 12,8±0,03 12,5±0,04 13,1±0,03 9,9±0,02 1,69 2,33* >0,05 <0,05
Цапля на болоте, на правой ноге (сек.) Начало Окончание 15,3±0,03 18,7±0,09 15,8±0,05 38,2±0,08 1,93 2,22* >0,05 <0,05
Цапля на болоте, на левой ноге (сек.) Начало Окончание 12,2±0,05 14,4±0,09 12,5±0,02 35,3±1,2 1,86 2,26* >0,05 <0,05
*1 табличное (1, 99)< 1 расчетное
В начале педагогического эксперимента между средними значениями результатов в специальных тестах у детей контрольной и экспериментальной групп достоверно значимых различий не зафиксировано. По окончанию педагогического эксперимента отмечена положительная динамика в развитии координационных способностей у всех детей. При этом результаты детей экспериментальной группы во всех контрольных упражнениях оказались достоверно выше по сравнению с аналогичными данными дошкольников из контрольной группы (р<0,05). Наибольший прирост в обеих группах был отмечен в развитии статического и динамического равновесия. В экспериментальной группе результаты, характеризующие статическое равновесие, в среднем увеличились в три раза, а в контрольной группе в среднем на 20%.
В показателях динамического равновесия прирост результатов у детей экспериментальной группы составил более 50%, в контрольной - 14%.
Результаты в тесте «Бег до мяча по зрительному и слуховому ориентиру» у детей экспериментальной группы выросли в среднем на 30%, а в контрольной лишь на 4,5%. Аналогичная динамика роста результатов зафиксирована и в контрольном упражнении «Челночный бег с переноской предмета», где результаты в экспериментальной группе выросли на 24,4% и на 2,3% в контрольной группе.
ВЫВОД
Полученные данные подтверждают эффективность разработанной методики
физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол с детьми 57 лет, направленной на развитие координационных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада / Э.Й. Адашкявичене. - М. : Просвящение, 1992. - 159 с.
2. Антипов, А. В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе : науч.-метод. пособие / А. В. Антипов, В. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. - М. : Советский спорт, 2008. - 152 с.
3. Грец, И. А. Мониторинг здоровья детей старшего дошкольного возраста / И.А. Грец, С.К. Гамидова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 3 (61). - С. 34-36.
4. Губернский, А.Н. Динамика скоростно-силовых и скоростных способностей у футболистов и школьников 7-9 лет / А.Н. Губернский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 34-36.
5. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / автор, сост. С.С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2001. - 64 с.
6. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие для студ. акад., ун-тов, ин-тов физ. культуры и фак. физ. культуры пед. вузов / под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС ; М. : ТЦ «СФЕРА», 2008. - 656 с.
Контактная информация: [email protected]
АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук,
Александр Рудольфович Ушаков, соискатель,
Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ),
г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - оптимизация педагогического контроля за счет разработки и применения новых методик адаптивного тестирования. Авторами предложена методика адаптивного тестирования, в основе которой лежит модель взаимосвязи между учебными заданиями.
Ключевые слова: адаптивное тестирование, контроль, задания.
ADAPTIVE TESTING IN STRUCTURE OF PEDAGOGICAL CONTROL
Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences,
Alexander Rudolfovich Ushakov, the competitor,
The Kuban State Technological University,
Krasnodar
Annotation
The purpose of this paper is the pedagogical control optimization based on adaptive testing methods. The authors proposed the new adaptive testing method based on linking models between tasks.
Keywords: adaptive testing, control, tasks.
В современных условиях контроль учебной деятельности студентов представляет собой доминирующий компонент педагогического управления, фактор результативности образовательного процесса [1, 3, 4]. Поэтому технологиям педагогического контроля посвящено достаточно исследований; наиболее современной является адаптивное компьютерное тестирование, суть которого в следующем. Процесс тестирования разделяется на два этапа в соответствии с уровнем знаний студентов, участвую-