УДК 37.037.1
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В МОДЕЛИРУЕМЫХ УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Анна Анатольевна Чистякова, соискатель,
Шуйский государственный педагогический университет (ШГПУ)
Аннотация
В статье представлен материал о развитии координации движений у детей 5-7 лет в моделируемых условиях решения двигательной задачи.
Ключевые слова: дети 5-7 лет, двигательная координация, интеграция двигательной и познавательной деятельности, непривычные условия решения двигательной задачи.
DEVELOPMENT OF COORDINATION AMONG THE CHILDREN AGED 5-7 YEARS OLD IN MODULATED CONDITIONS OF ENVIRONMENT CHANGE
Dmitry Mihajlovich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
Anna Anatolevna Chistjakova, the competitor,
Shuya State Pedagogical University
Annotation
The article submitted the material upon the development of movement coordination among the children aged 5-7 years old in modulated conditions of locomotor task solution.
Keywords: children aged 5-7 years old, locomotor coordination, integration of locomotor and cognitive activity, unusual conditions of locomotor task solution.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательный процесс в дошкольном учреждении требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у старших дошкольников [1,2,3,5].
На основании анализа и обобщения данных научно-методической литературы сделан вывод о недостаточном изучении проблемы развития двигательной координации у детей 5-7 лет [1,4]. Учитывая состояние проблемы, а также то, что двигательная координация являются важным компонентом физической подготовленности и безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, возникла необходимость в разработке методики физкультурных занятий, основанной на интеграции двигательной и познавательной деятельности и направленной на преимущественное развитие двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста детей.
МЕТОДИКА
На базе двух дошкольных учреждений проводилась проверка эффективности экспериментальной методики целенаправленного развития двигательной координации в непривычных для ребенка условиях решения двигательной задачи. Педагогическая суть методики заключалась в формировании у детей способности к принятию верного решения двигательно-познавательной задачи в изменяющихся условиях внешней среды, которая моделируется педагогом. При этом моделирование осуществляется на основе обеспе-
чения интеграции двигательной и познавательной деятельности детей и базируется на содержании программного материала физкультурных занятий и занятий по формированию безопасного поведения.
В качестве упражнений, направленных на развитие двигательной координации, были использованы двигательные действия на уменьшенной опоре с вращением, балансировкой и выбором направления дальнейшего движения согласно дидактическим ориентирам, информирующим ребенка об опасности различного рода. Например, ребенку дается задание выполнить перемещение из одной точки зала в другой по кочкам (уменьшенная опара), при этом, возле каждой кочки располагаются карточки с рисунками, обозначающими опасность (огонь, машина, собака и др.), а одна из них символизирует верное (безопасное) направление движения, которое ребенок и должен выбрать. Карточки располагаются как на полу, так подвешиваются на уровне вытянутой вверх руки ребенка. Вариативность двигательно-познавательных упражнений обеспечивается за счет: изменения высоты кочек от 5 см до 35 см; диаметра площади опоры (от 15см до 35 см); устойчивости; необходимости не только ориентироваться по открытым дидактическим ориентирам, но и необходимости переворачивания их (карточек с рисунками) как на полу, так и подвешенных в пространстве. Это обеспечивает непривычные условия выполнения упражнения ребенком. Количество кочек, располагаемых в зале от 5 до 25. Кроме этого, в практике занятий используются другие оборудование и инвентарь, которые требуют проявления двигательной координации. Например, детьми выполняются двигательно-познавательные задания при передвижении по лестницам с различной степенью наклона, ходьба и ползание по скамейке различной ширины, по канату, подлезание под арками различной высоты и др.
Педагогический эксперимент осуществлялся в период с сентября 2009 года по январь 2011 год. Объем занятий с использованием упражнений на уменьшенной опоре в течение учебного года, составляет 50% (каждое второе занятие) как в старшей, так и в подготовительной к школе группе. Длительность экспериментальных занятий с детьми 57 лет составляла 25-30 минут. Соотношение от общей продолжительности занятия составляет: подготовительная часть - 15-20%; основная часть - 70-75%; заключительная часть - 10-15%. ЧСС при физической нагрузке увеличивается в конце вводной части на 20-25%, после общеразвивающих упражнений - на 35-40%, после основных видов движений - на 50-70% по отношению к исходному показателю. В заключительной части занятия ЧСС снижается почти до исходного уровня и превышает его на 5-10%.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью выяснения влияния экспериментальной методики на развитие двигательной координации был проведен ряд тестов, позволивших определить различные виды проявления координационных способностей (таблица 1).
Таблица 1.
Прирост показателей развития координационных способностей у детей 5-7 лет за
период педагогического эксперимента (в %)
Двигательное качество Контрольное упражнение
Возраст (кол-во чел.)
5 (21) 6 (23) 7 4) ч^ 5 (22) 6 (24) 7 5) ч^
Двигательная координация «Прыжки с вращением по В.Старосте» 8,3 6,4 -6,1 35,9* 52,6* 27,8*
Статическое равновесие «Цапля» 5,3 7,4 24,6* 51,2* 42,2* 44,7*
Динамическая координация «Челночный бег» 8,7 25,3* 18,3* 14,6 22,9* 19,2*
Динамическое равновесие, «Пройди по линии» 16,5* 7,7 4,3 21,8* 39,5* 18,8*
Ритмизация движений «Бег по кочкам» 10,5 16,5* 6,1 37,4* 48,8* 17,7*
Локомоторная ловкость «Бег до мяча» 2,4 5,7 2,3 16,7* 26,6* 10,8*
Примечание: * - достоверность прироста р<0,05
Эффективность разработанной методики подтверждается значительным улучшением уровня развития двигательной координации и некоторых показателей двигательнокоординационных способностей (способности к статическому и динамическому равновесию, ритмизации движений, способности к локомоторной ловкости и ориентированию в пространстве) у детей экспериментальной группы по сравнению с показателями детей контрольной группы. Например, показатели детей экспериментальной группы в тесте «Цапля», характеризующем развитие способности к статической координации в сравнении со сверстниками из контрольной группы, улучшились к окончанию педагогического эксперимента вдвое. В показателях, оценивающих способность к динамическому равновесию (контрольное задание «Пройди по линии»), результаты детей экспериментальной группы (7 лет) также почти вдвое превосходили результаты детей из контрольной группы. В показателях, характеризующих способность к ритмизации движений (контрольное упражнение «Бег по кочкам»), результаты детей экспериментальной улучшились за первый год эксперимента среди дошкольников возрастной группы 5-6 лет в 3 раза, и в 1,5 раза к концу эксперимента (к 7-ми годам). Показатели способности к локомоторной ловкости и ориентированию в пространстве у детей экспериментальной группы улучшились за время педагогического эксперимента к возрасту 7 лет в 1,5 раза. Анализ прироста результатов в экспериментальной и контрольной группе, позволяет констатировать более ранние темпы увеличения показателей у детей 5-6 лет по сравнению с детьми контрольной группы (от 6 до 7 лет).
Применение разработанной методики занятий положительно сказалось на динамике развития основных показателей физической подготовленности детей (быстроты, силы мышц нижних конечностей, гибкости, ловкости).
Наибольший прирост показателей в экспериментальной группе отмечался в тестовом задании «Прыжок в длину с места», характеризующем развитие динамической силы мышц нижних конечностей. При этом выявлено статистически достоверные отличия в показателях по данному тестовому заданию у детей старшей группы (у мальчиков р<0,01; у девочек р<0,05) и подготовительной группы (у мальчиков р<0,01; у девочек р<0,001) в процессе педагогического эксперимента. У детей старшей группы в тестовом задании «Прыжок в длину с места» прирост составил - 15,5см у детей контрольной группы и 23,4см у детей экспериментальной группы по сравнению с первоначальными измерениями. Выявлена статистически достоверная разница в показателях у детей контрольной и экспериментальной групп (р<0,01 при 1=3,2; р<0,001 при 1=4,04). Сравнение средних значений результатов прыжка в длину с места у мальчиков экспериментальной группы (126см) с аналогичными в контрольной (113см) показывает достоверно значимую разницу в пользу детей, занимавшихся по экспериментальной методике (р<0,01). У девочек также отмечена достоверно значимая разница результатов в данном тестовом задании (р<0,01). При этом улучшение показателей в экспериментальной группе наблюдалась уже по окончании первого года эксперимента у мальчиков (1=3,08; р<0,01) и у девочек (1=2,68; р< 0,05).
Скоростные способности, которые выявлялись с помощью теста «Бег на 30 метров» улучшились за время эксперимента у мальчиков в среднем на 8% (1=2,92; р<0,05) и у девочек на 7,5% (1=2,3; р<0,05). При этом наилучший результат был выявлен в экспериментальной группе, где у детей подготовительной группы были выявлены статистически достоверные различия, как у мальчиков, так и у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной (р<0,05), хотя после первого года эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не наблюдалось.
Дети средней группы (5 лет) в начале эксперимента, занимающиеся как в контрольной, так и в экспериментальной группе, в тестовом задании «Наклон вперед сидя», характеризующем развитие гибкости, улучшили свои результаты в конце эксперимента в среднем до 4,8см. При этом в начале достоверно значимых различий в показателях не
выявлено.
К окончанию педагогического эксперимента (дети 6-7 лет) контрольной и экспериментальной групп наблюдался дальнейший прирост результатов. Однако достоверной разницы в показателях контрольной и экспериментальной группы не выявлено в тестовых заданиях «Подъем туловища» и «Наклон вперед сидя» (р>0,05 при 1=1,7; 1=1,8). При этом в тесте, характеризующем гибкость («Наклон вперед сидя») значительной динамики не выявлено, а наблюдалось даже небольшое ухудшение результатов в контрольной группе.
ВЫВОД
Использование методики занятий с использованием упражнений на уменьшенной опоре, вращением, балансировкой и выбором направления дальнейшего движения согласно дидактическим ориентирам способствует развитию двигательной координации и повышению уровня физической подготовленности детей 5-7 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бесшапошникова, С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бесшапошникова С.Ю. - Ярославль, 2006. - 23 с.
2. Горелов, А. А. Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников / А. А. Горелов, Е. В. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 19-22.
3. Немеровский, В.М. Интеграция оздоровительного инвентаря в развитии вариативной двигательно-познавательной сферы дошкольников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 71-75.
4. Правдов, М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет / М.А. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 83-87.
5. Чистякова, А. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности в процессе формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста / А.А. Чистякова, М.А. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 136-139.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.87
ТАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ НА ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ДЕЙСТВИЙ В ФЕХТОВАЛЬНОМ БОЮ
Лариса Геннадьевна Рыжкова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
Впервые систематизирована тактическая информация о критериях оценки разновидностей действий в поединках фехтовальщиков. Выделены общие тактические критерии оценки специализированных движений, определены двигательные, пространственные и моментные характеристики атак, защит и контрзащит, ответов и контрответов. Интерпретированы различия между действиями и ситуациями их применения.
Ключевые слова: тактическая информация, намерения и действия, критерии оценки действий.