УДК 796 - 053.2 + 372.212.1
ББК Ч 411.354
Н.А. Фараджева
г. Чита
Физическое развитие и физическая подготовленность детей 5-7 лет, проживающих в Восточном Забайкалье
Определены виды физкультурнооздоровительных занятий в режиме дня у дошкольников 5-7 лет, позволяющих значительно повысить целенаправленную двигательную активность в пределах 8-9 ч. в неделю. Представлены данные эффективности воздействия физкультурно-оздоровительных занятий на физическое развитие, физическую подготовленность и работоспособность, адаптационные возможности организма и в целом состояние здоровья дошкольников Восточного Забайкалья.
Ключевые слова: двигательная активность, физкультурно-оздоровительные занятия, адаптационные возможности, физическое развитие, здоровье.
N.A. Faradzhayeva
Chita
5-7-year-old children’s physical development and condition in Eastern Zabaikalye
The author defines some types of fitness classes for 5-7-year-old preschoolers' daily program which enable to increase children's results-oriented physical activity up to 8-9 hours a week. The data presented in the article display the efficiency of fitness classes impact on the preschoolers' physical development, condition and performance, their adaptive capabilities and health condition in eastern Zabaikalye.
Key words: physical activity, health and fitness classes, adaptive capabilities, physical development, physical condition.
Здоровье человека, а тем более подрастающего поколения, является непревзойденной ценностью общества и основным критерием его благополучия. Забайкалье на сегодняшний день по природно-климатическому и социальноэкономическому положению относится к депрессивным или критическим регионам России. Продолжительная суровая зима, среднегорье и пониженное содержание кислорода, резкие перепады суточных температур значительно ограничивают двигательную активность и в со-
ответствии с этим оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья [см.: 1; 5]. Ряд авторов [см.: 1; 3] подчеркивает, что общие и местные экологические проблемы начинают сказываться на глубоких процессах формирования здоровья, включая изменения процессов возрастной динамики, появления сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, в принципе встречающиеся повсеместно, то есть затрагивающие биологию человека. Обозначенные проблемы здоровья современных дошкольников нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей и общественности. Особое место и ответственность отводится образовательной системе, которая должна сделать воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающим [см.: 11].
Особую тревогу вызывает состояние детского населения России. Статистический анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2,7 раза сократилось количество детей 1-й группы здоровья (с 15,6 % до 5,7 %), в то же время в 2,3 раза возросла численность 3-й группы здоровья (с 11% до 26,9%) [3]. Большинство детей (60 — 70 %) во всех возрастных группах имеет 3 — 4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% 1-2 отклонения. На первом месте находятся отклонении в развитии костно-мышечной системы у 55 — 70 % дошкольников (в основном за счет нарушений осанки, уплощения стопы). Второе ранговое место занимают нарушения со стороны органов пищеварения (кариес), который отмечается у 54 — 60 % детей. На третьем ранговом месте находятся отклонения со стороны системы кровообращения: у 42 — 56 % дошкольников диагностируются: систолический шум, нарушения сердечного ритма, тенденция к гипотонии. Отмечается тенденция роста распространенности отклонения нервно-психического здоровья (астено-невротические проявления, тики, вегетативные нарушения) и развития [5; 10].
Целью нашего исследования явилась разработка и научное обоснование организованной двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении, направленной на формирование здоровья, развитие физических качеств и повышение адаптационных возможностей организма детей 5 — 7 лет, проживающих в условиях Забайкалья.
Так как в регионе отсутствуют нормативы показателей физического развития детей дошкольного возраста, мы провели сравнительный анализ полученных экспериментальных
Философия и педагогика трансграничья
данных с другими регионами. В результате исследования было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста Сибирского региона по показателям физического развития и двигательной подготовленности значительно уступают сверстникам Европейской части России.
Сравнительный анализ показателей здоровья детей старшего дошкольного возраста Восточного Забайкалья с данными других регионов России показал, что уровень физического развития детей Восточного Забайкалья не имеет существенных различий с данными этих регионов [см.: 4; 7; 9]. Но в то же время функциональные показатели физического развития детей Забайкалья значительно ниже данных детей других регионов Российской Федерации. Так, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у девочек 5-летнего возраста в Российской Федерации составляет 1,0±0,12, у мальчиков 1,1±0,10 л [8,10], у их сверстников г. Читы, по нашим исследованиям, только 0,793±0,028 и 0,859±0,04 л соответственно. Низкие показатели ЖЕЛ у детей Восточного Забайкалья по сравнению с данными других регионов Российской Федерации указывают на большую чувствительность дыхательной системы в этом возрасте к климатическим, экологическим, социальным условиям проживания. У них отмечаются различные заболевания, обусловленные неблагоприятными природно-климатическими условиями [см.: 5; 6]. Данные результаты можно объяснить сложными климатическими условиями проживания детей в Забайкалье, неблагоприятной экологической обстановкой и рядом других факторов, в том числе и социальных.
На реализацию программы физического развития ребенка оказывают влияние как климатогеографические факторы, так и двигательная активность, в частности, организация физического воспитания, физкультурно-оздоровительные занятия в дошкольных учреждениях [8]. Исходя из данного положения, в первую очередь мы рассматривали влияние двигательной активности, постановки физического воспитания и физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня в дошкольном образовательном учреждении на физическое развитие дошкольников. Экспериментальные исследования по оценке эффективности разработанного двигательного режима в условиях дошкольного образовательного учреждения продолжались два года. Все режимные моменты в планировании физкультурно-оздоровительной деятельности в контрольной и экспериментальной группах проводились по общепринятой программе воспитания и обучения в детском саду. В систему физкультурных занятий контрольной группы в
течение недели были включены: утренняя гигиеническая гимнастика — ежедневно; физкультурные занятия, — два в зале и одно на улице и др. В экспериментальной группе дополнительно к обязательным занятиям по физическому воспитанию во второй половине дня проводились два занятия по обучению плаванию, лечебному плаванию и гидроаэробике; два занятия ритмической гимнастикой, корригирующей и дыхательной гимнастикой, фитболгимна-стикой. Технология моделирования постановки физического воспитания, физкультурнооздоровительных занятий в режиме дня дошкольного учреждения позволила повысить целенаправленную двигательную активность у детей 5 — 7 лет до 8 ч 15 мин в старшей и до 9 ч 30 мин в подготовительной группах.
Разработанная и внедренная система физкультурных, оздоровительных занятий у детей 5-7 лет наряду с повышением целенаправленной двигательной активности способствовала более существенному повышению показателей физического развития в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной. Анализ изменения антропометрических показателей детей в течение двухлетнего эксперимента, то есть 5 — 7 лет, а также за летний период, позволил выявить, что наиболее существенный прирост в экспериментальной группе отмечен в длине тела, ЖЕЛ, частоте сердечных сокращений (ЧСС) у мальчиков по сравнению с девочками. В изменениях массы тела, артериальном давлении, окружности грудной клетки отсутствуют значительные различия в приростах этих показателей. Прирост длины тела у девочек экспериментальной группы с 5 до 7 лет составил у девочек 13,4 см (17,2%), у мальчиков — 15,1 см (14,04%), а в контрольной группе у девочек 12,6 см (11,6%), у мальчиков — 13,4 см (12,2%). Масса тела увеличилась на 4,7 кг (29,2%) и 5,0,3 кг (29,2%) соответственно в контрольной группе, а в экспериментальной группе на 5,33 кг (32,3%) и 5,44 кг (31,8%). На протяжении двух лет ЧСС уменьшилась у мальчиков в экспериментальной группе на 10,3, у девочек — на 6,53, в контрольной — на 5,6 и 5,2 уд/мин. Повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в экспериментальной группе связано с комплексным воздействием на эти функции ритмической гимнастики, а особенно занятий плаванием, фитболгимнастикой, лечебным плаванием, включением дыхательных упражнений в утреннюю гимнастику, занятий физической культурой на свежем воздухе и т.д.
Организационно-методической особенностью педагогического эксперимента являлось повышение организованной двигательной ак-
тивности, а также наличие месячных — мезо-циклов по длительности развития конкретных качеств с использованием поквартального, повторно-кольцевого методов планирования физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Полученные нами экспериментальные данные по развитию физических качеств и работоспособности детей 5 лет Восточного Забайкалья находятся на более низком уровне по сравнению с аналогичными результатами других регионов России [7, 8, 10, 11]. Результаты развития скоростно-силового качества — прыжок в длину с места — составили у детей 5 лет г. Читы 90,52±3,75 см — мальчики, 92,01±2,75 см — девочки, а у детей старшего дошкольного возраста Крайнего Севера 101,01±2,00 см [4]. Динамометрия правой кисти у мальчиков, проживающих на Крайнем Севере, составляет 6,6±0,2 кг; у мальчиков г. Иркутска - 6,42±0,27 кг. У их сверстников г. Читы динамометрия правой кисти составила 4,35±0,36, девочек — 4,01±0,34 кг.
Наряду с более низкими показателями уровня развития физических качеств у детей 5 лет г. Читы выявлена также и более низкая физическая работоспособность организма по сравнению с их сверстниками других регионов. Физическая работоспособность (PWC 150) детей Крайнего Севера в 5 лет составляет 181,2±2,83, Заполярья (PWC 170) — 179,4±5,0 кгм/мин [9]. У детей Забайкалья физическая работоспособность мальчиков 5 лет составила 138,4±2,5, а девочек — 132,6±2,6 кгм/мин; в 7 лет соответственно 234,6±2,8 и 206,8±1,8 кгм/мин. Сравнительный анализ физической подготовленности и работоспособности детей 5 лет Забайкалья с показателями других регионов, а особенно с детьми Крайнего Севера и Заполярья, позволяет нам сделать заключение, что климатические и социальные условия проживания, экологическая обстановка и постановка физического воспитания в ДОУ в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на состояние организма детей этого возраста.
Повышение двигательной активности с использованием плавания, ритмической гимнастики, фитболгимнастики, лечебного плавания и коррекционных занятий, дыхательной гимнастики, закаливание способствовали существенному приросту в развитии физических качеств и работоспособности в экспериментальной группе, как в течение первого, так и второго года обследования, по сравнению с контрольной группой.
У мальчиков экспериментальной группы прирост (за два года с 5 до 7 лет) в развитии скоростно-силовых способностей в броске мяча
1 кг составил 33,2 см, в контрольной — 31,6 см; в развитии качества общей выносливости в беге на 300 м показатели улучшились на 10 с в экспериментальной группе, в контрольной группе — на 7,0 с.
На протяжении летнего времени у мальчиков и девочек 5 — 6 лет экспериментальной группы наблюдались статистически достоверные приросты в повышении уровня развития ловкости в беге 4 — 9 м, в прыжках в длину с места, бросках набивного мяча, динамометрии правой и левой кисти. За летний период в контрольной группе у детей 5-6 лет нами выявлены достоверные приросты у мальчиков в бросках набивного мяча 1 кг, в динамометрии правой и левой кисти; у девочек — в челночном беге 4 — 9 м и в динамометрии правой, левой кисти. Повышение уровня развития остальных двигательных качеств — скоростных, выносливости, ловкости и физической работоспособности — за летний период у мальчиков не наблюдается.
На протяжении второго года обследования детей 6 — 7 лет в экспериментальной группе наблюдались более существенные приросты в развитии физических качеств по сравнению с первым. В развитии качества быстроты в беге на 30 м с высокого старта прирост за 2-й год составил
0,83 с, в скоростно-силовых способностях — бросок набивного мяча 1 кг — на 73 см, а за 1-й год — только 0,51 с и 33,2 см соответственно. На протяжении второго года эксперимента у мальчиков 6 — 7 лет контрольной группы выявлено достоверное повышение уровней физической подготовленности во всех исследуемых физических качествах. Прирост в развитии качества быстроты составил за учебный год 1,15 с, в беге на 300 м — 10,6 с, в бросках набивного мяча 1 кг — 41,5 см, в физической работоспособности на 33,7 кгм/мин.
У девочек контрольной группы 6 — 7 лет статистически достоверные различия на протяжении учебного года выявлены в повышении физических качеств быстроты, ловкости, силовых способностей — бросках мяча, динамометрии и физической работоспособности. В повышении скоростно-силовых способностей в прыжках в длину с места, в развитии общей выносливости в беге на 300 м у девочек наблюдается только тенденция к их повышению.
Анализ изменения физической подготовленности, работоспособности у детей за два года, то есть с 5 до 7 лет, показал, что более существенный прирост в развитии физических качеств и работоспособности наблюдается у мальчиков по сравнению с девочками. Наибольший прирост в физической работоспособности за период эксперимента выявлен у детей экспериментальной
Философия и педагогика трансграничья
группы (у мальчиков 96,2 кгм/мин, у девочек 74,2 кгм/мин) по сравнению с контрольной (60,9 кгм/мин и 45,8 кгм/мин соответственно).
Динамические наблюдения в течение двух лет за особенностями адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения [см.: 2], к разному уровню двигательной активности, технологии постановки физического воспитания и к физкультурно-оздоровительным занятиям показали, что у детей, имеющих повышенный уровень этой активности в пределах 8 — 9 ч в неделю, наблюдается улучшение функциональных возможностей. У мальчиков экспериментальной группы АП снизился за 2 года с 2,16±0,03 до 1,98±0,02, то есть на 0,18 усл. балла, а у девочек это снижение произошло на 0,19 балла. У детей контрольной группы за период эксперимента произошло повышение показателей АП, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей организма и соответственно этому развитию утомления в течение первого и второго учебного года. У мальчиков АП повысился за два года обследования на 0,09, у девочек — на 0,06 усл. балла. В контрольной группе процесс адаптации поддерживается за счет напряжения адаптационно-приспособительных механизмов.
Такие разнонаправленные объективные реакции, отражающие разную степень адаптации системы кровообращения к условиям пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, климатическим и социальным условиям проживания, свидетельствуют о необходимости повышения организованной двигательной активности, введения физкультурнооздоровительных занятий у детей 5 — 7 лет с целью создания благоприятных условий для адаптации развивающего организма.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Высокий эффект адаптации дошкольников 5 — 7 лет к климатическим, экологическим и социальным условиям Забайкалья достига-
ется рациональной двигательной активностью детей. Двигательную активность в переделах 8 — 9 ч в неделю следует считать важнейшим компонентом, обеспечивающим повышение здоровья и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы детей старшего дошкольного возраста.
2. Тренировочный и оздоровительный эффект обеспечивается реализацией технологии проведения физкультурных, физкультурнооздоровительных занятий, предусматривающих занятия по плаванию, ритмической гимнастике, фитболгимнастике, лечебному плаванию, дыхательной гимнастике, проведения закаливающих, коррекционных процедур.
3. Развитие физических качеств на основе применения мезоциклов с использованием повторно-циклового метода планирования занятий по физическому воспитанию способствовало более существенному развитию физической подготовленности и работоспособности у детей 5-7 лет экспериментальной группы по сравнению с контрольной. При этом наиболее существенный прирост кондиционных способностей организма наблюдается у мальчиков по сравнению с девочками.
4. Технология моделирования физкультурнооздоровительных занятий способствовала расширению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы детей как к физическим нагрузкам, так и к условиям проживания в Забайкалье. У мальчиков и девочек экспериментальной группы в течение двух летнего педагогического эксперимента наблюдается снижение показателей АП на 0,18 и 0,19 условных баллов. Разнонаправленные реакции в развитии адаптационных показателей организма свидетельствуют о наличии достаточных функциональных возможностях и удовлетворительной адаптации к физическим нагрузкам и условиям внешней среды у детей старшего дошкольного возраста, имевших двигательную активность в пределах 8 — 9 ч в неделю.
Библиографический список
1. Агаджанян, Н.А., Горлачев, В.П. Человек: экология, культура, образование: монография. - М.: РУДН, 2003. - 200 с.
2. Баевский, Р.М., Берсенева, А.П., Палеев, Н.Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения // Экспресс информация ВНИИМИ, 1987. — С. 19.
3. Безруких, М.Н., Фарбер, Д.А. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты). — М.: АКАДЕМИЯ, 2000. — 416 с.
4. Гаськова, Н.Г., Лебединский В.Ю. Уровень физического развития детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Восточной Сибири // Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. — Нальчик, 2003. — С. 129 — 131
5. Гомбоева, Н.Г. Климат и здоровье населения Забайкалья. — Чита: ЗабГПУ, 2001. —112 с.
6. Елизарова, Т.В. Загрязнение окружающей среды и ее влияние на здоровье городского детского населения Забайкалья: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иркутск, 1997. — 21 с.
7. Колесникова, Н.Н. Совершенствование физического воспитания дошкольников, проживающих в районах Крайнего Севера, средствами ритмической гимнастики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Улан-Удэ, 1999. — 25 с.
8. Кравчук, А.И. Научно-методические и организованные основы дошкольного комплекса физического воспитания: автореф. дис. ... докт. пед. наук. — Омск, 1999. — 68 с.
9. Куранов, Б.А. Динамика физического развития, двигательной активности и физической работоспособности детей дошкольного возраста под влиянием профилактической витаминизации (регион Заполярья): автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Малаховка, 2001. — 23 с.
10. Романова, Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5-6 лет: автореф. дис. . канд. пед. наук. — СПб., 1999. — 23 с.
11. Седых, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях Волгограда // Физическая культура. — 2002. — №1. — С. 49 — 57.