и экспериментальной групп, с оценками остальных студентов учебных групп. Уровень физической подготовленности студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой оказался выше у 100%.
Таким образом, установлено, что занятия спортом во внеучебное время в не физкультурном вузе не препятствуют успешной учебной деятельности студентов, а также позволяют достигать успехов в спорте.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
УДК 372.217
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ
ПРИМЕНЕНИИ ЗАНЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ИММУНИТЕТА
Елена Ивановна Кривицкая, доктор медицинских наук, доцент,
Людмила Аркадьевна Соловьева, соискатель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В данном исследовании была поставлена цель изучить динамику формирования мотивации к двигательной активности на фоне применения занятий дополнительного физкультурнооздоровительного комплекса для детей старшего дошкольного возраста с функциональными изменениями иммунитета. Предлагаемый дополнительный физкультурно-оздоровительный комплекс включал: портативный тренажерно-диагностический комплект дыхательных тренажеров и измерительных устройств, гимнастическое оборудование и общеразвивающие тренажеры, оборудование для формирования модифицирующей среды и методика физкультурно-оздоровительных занятий для детей с включением различных видов оздоровительной физической культуры (оздоровительные: ходьба, плавание, тренировка на дыхательных тренажерах, гимнастика).
При внедрении в образовательный процесс занятий дополнительного физкультурнооздоровительного комплекса отмечается прирост на 33% мотивации к занятиям физическими упражнениями как среди детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами иммунитета, так и среди их родителей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, функциональные изменения иммунитета, мотивация, физкультурно-оздоровительная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p81-84
FORMATION OF MOTIVATION FOR MOTOR ACTIVITY UNDER ADDITIONAL PHYSICAL CULTURE HEALTH IMPROVING COMPLEX APPLICATION AMONG CHILDREN AGED 5-6 YEARS OLD WITH FUNCTIONAL IMMUNITY CHANGES
Elena Ivanovna Krivitskay, the doctor of medical sciences, senior lecturer,
Ludmila Arkadievna Solovyeva, the competitor,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
In the given research, there was an object in view to study dynamics of formation of motivation to motor activity against application of additional health-improving complex for children of the senior preschool age with functional changes of immunity. The offered additional health improving complex included: the portable training apparatus and diagnostic complete set of respiratory training apparatus and measuring devices, the gymnastic equipment and total developing training apparatus, the equipment for formation of the modifying environment and a technique of sports-improving lessons for children with inclusion of various kinds of improving physical training (health improving: walking, swimming, training on respiratory training apparatus, gymnastics).
At introduction in educational process of lessons of additional health-improving complex the gain by 33% of motivation to physical exercises both among children of preschool age with functional frustration of immunity, and among their parents has been marked.
Keywords: children of 5-6 years old, functional immunity changes, motivation, physical culture and health improvement activity.
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная система физического воспитания в дошкольных коллективах в условиях раннего приоритета образовательной деятельности с ее статическими нагрузками, позволяет восполнить чуть больше половины (т.е. 60%, а по некоторым данным - только 30-35%) естественной потребности в движениях [1]. При этом, для 34-43% организованных детей 5 лет с функциональными изменениями иммунитета (ФИИ) (т.е. часто болеющих детей и детей с гипертрофией небных миндалин, аденоидными вегетациями носоглотки), характерны частые пропуски по болезни (48-72%), слабая мотивация к занятиям физическими упражнениями и низкий уровень физической подготовленности (20-50%) в сенситивном периоде развития. Кроме того, «изнеженное» воспитание в семье и низкая мотивация родителей к двигательной активности вместе формируют гипокинезическую болезнь, рассматриваемую как предпатологическое состояние, также обуславливающее отставание в развитии двигательных способностей, быструю утомляемость при физической нагрузке и снижение неспецифической резистентности организма [2]. С позиций гуманистического подхода следует учитывать, что собственная мотивационная система ребенка совершенствуется только к 6 годам, когда происходит становление II сигнальной системы, поэтому вокруг дошкольника с несовершенной иммунной системой необходимо создавать активную, модифицирующую, физкультурно-оздоровительную среду [3]. В этой связи, в данном исследовании была поставлена цель изучить динамику формирования мотивации к двигательной активности на фоне применения занятий дополнительного физкультурно-оздоровительного комплекса для детей старшего дошкольного возраста с функциональными изменениями иммунитета.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось методом опроса детей и анкетирования их родителей с помощью специально разработанных опросника и анкеты.
Внедрение предлагаемой методики дополнительных занятий осуществлялось на экспериментальных базах: МДОУ № 69 (г. Смоленск) и МДОУ ЦРР «Рябинушка» (Смоленский район, пос. Жуково). Экспериментальные группы были составлены из детей 5-6 лет с ФИИ: ЭГ1 (n=20), занимающиеся по традиционной системе физического воспитания и ЭГ2 (n=20), занимающиеся дополнительно по предложенной методике (n=20). Предлагаемый дополнительный физкультурно-оздоровительный комплекс для детей 5-6 лет с ФИИ, включал: портативный тренажерно-диагностический комплект дыхательных тренажеров и измерительных устройств; гимнастическое оборудование и общеразвивающие тренажеры с эффектом БОС; нетрадиционные предметы, оборудование для формирования модифицирующей среды и методика физкультурно-оздоровительных занятий для детей с ФИИ с включением различных видов оздоровительной физической культуры (оздоровительные: ходьба, плавание, тренировка на дыхательных тренажерах, гимнастика).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Перед началом формирующего эксперимента по результатам опроса детей 5-6 лет с ФИИ (ЭГ1) выявлялись признаки их слабой мотивации к занятиям физическими упражнениями (89% отрицательных ответов в отношении к физической культуре). Активный отдых предпочитали только 14% ребят, 59% из них выбирали пассивные способы передвижения, а 86% - малоактивный отдых (чаще играли в настольные и малоподвижные
игры). Быть чемпионами пожелали 77% детей, но 90% из них так и не выбрали любимый вид спорта, 100% - не выполняли дома утреннюю гимнастику, 91% - не научились прыгать через скакалку и 100% детей предпочитали наблюдать спорт только по телевизору.
Анкетирование родителей в семьях детей с ФИИ 5-6 лет также выявило их преимущественно пассивное отношение к занятиям физической культурой. Наиболее значимыми оказались следующие причины: в 36% - недостаточное внимание к воспитанию детей в неполных семьях, в 14% - слишком молодой возраст родителей (до 18 лет), в 27,5% - относительно «старый» возраст родителей (старше 40 лет), в 37% - недостаточный уровень гигиенических знаний родителей (14% имели среднее общеобразовательное, а 23% - высшее техническое образование). Около 46% родителей считали необходимым укреплять физическую подготовку ребенка в семье, но, при этом, 72,8% отцов и 41% матерей по различным причинам тратят на воспитание детей не более 1 часа в день. Выявлена низкая мотивация к занятиям физкультурой у самих родителей: в 14% обусловленная недостатком воли, в 46% - недостаточным жизненным опытом, в 41% - дефицитом материальных ресурсов, в 46% - отсутствием спортивного приоритета. По этой причине в 32% семей не сформирован физкультурно-развивающий уголок для ребенка, только 32% родителей совершали совместные с детьми прогулки на лыжах, 63% семей практиковали пассивные виды семейного отдыха (заграничные туры, поездки на юг), вместо активных форм проведения совместного досуга (посильная работа на даче, занятие ближним туризмом, велосипедные прогулки). Несмотря на то, что 72% семей проживало вблизи каких-либо спортивных сооружений (школьных спортивных площадок, лыжных трасс, бассейнов, стадионов и др.), только 46% из них организовали совместные посещения с детьми спортивных и оздоровительных мероприятий. Таким образом, в семьях детей с ФИИ превалирует гиподинамическая модель семейной жизни, что является одним из факторов ослабления иммунитета у детей. В процессе внедрения в образовательный процесс детей 5-6 лет с ФИИ организованных на базе дошкольного учреждения дополнительных оздоровительно-развивающих занятий мотивация детей к двигательной активности возросла в среднем на 33% (с 11% в ЭГ до 44% в ЭГ2), о чем свидетельствуют результаты опроса детей. Ребята стали чаще на 54% выбирать активный отдых (с 14% в ЭГ! до 68% в ЭГ 2), на 8% реже стали интересоваться пассивными способами передвижения (с 59% в ЭГ1 до 51% в ЭГ2) и на 54% - малоактивным отдыхом (с 86% в ЭГ1 до 32% в ЭГ2). На 58% увеличилось количество детей, желающих стать сильными и заниматься спортом (с 12% в ЭГ1 до 70% в ЭГ2), увеличилось на 42% число научившихся прыгать через скакалку (с 9% в ЭГ1 до 51% в ЭГ2). Отмечено, что мотивация родителей к двигательной активности в результате внедрения дополнительных оздоровительных занятий с детьми в ДОУ также возросла на 33% (с 42% в ЭГ1 до 75% в ЭГ2), что также подтверждается согласием 100% семей на организованное применение инновационных оздоровительных технологий в МДОУ, проявленным интересом к результатам двигательных тестов детей, ростом интереса к физическому совершенству детей. Увеличилось на 27,5% количество отцов и на 18% число матерей, занимающихся с детьми более продолжительное время (более 2 часов в сутки), на 29% увеличилась доля семей, практикующих активный отдых (с 36,4% в ЭГ1 до 63,3% в ЭГ2), еще 45,5% семей оборудовали спортивный уголок для ребенка в доме (с 9% в ЭГ 1 до 54,6% в ЭГ 2) и стали чаще проводить активный досуг с детьми (с 11% в ЭГ1 до 45,5% в ЭГ2). Однако повторное анкетирование так и не отразило существенного перелома в деятельном отношении родителей к занятиям физической культурой с детьми. Вероятно, объективные реалии настоящего времени не оставляют родителям возможности увеличить время для таких занятий в домашних условиях, что повышает значимость дополнительной организованной физкультурно-оздоровительной деятельности, модифицирующей развитие двигательных способностей и навыков у детей с расстройствами иммунитета.
ВЫВОДЫ
При внедрении в образовательный процесс занятий дополнительного физкультурно-оздоровительного комплекса отмечается прирост на 33% мотивации к занятиям физическими упражнениями как среди детей предшкольного возраста с функциональными расстройствами иммунитета, так и среди их родителей. Таким образом, эффективность дополнительных организованных физкультурно-оздоровительных занятий подтвердилась на аксиологическом уровне - возросшей степенью принятия детьми и их родителями здоровья как абсолютной ценности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алямовская, В.Г. Оценка эффективности системы физического воспитания в дошкольном учреждении / В.Г. Алямовская // Педагогическое обозрение. - 1998. - № 3. -С. 120-123.
2. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 109 с.
3. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб. : Питер, 2003. - 235
с.
REFERENCES
1. Alyamovskay, V.G. (1998), "The evaluation of the effectiveness of physical education in pre-school establishment", Pedagogical Education, No. 3, pp. 120-123.
2. Velitchenko, V.K. (1989), Physical Culture for weakling children, Physical Culture and Sports, Moscow, Russian Federation.
3. Masloy, A.G. (2003), Motivation and personality, Peter, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: smolakademsport@mail.ru УДК 159.9:796.01
МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
СПОРТА
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный университет (СПГГУ)
Аннотация
В статье рассмотрены результаты сравнительного анализа мотивации к соревновательной деятельности у спортсменов различных специализаций.
Мотивация занимает особое место в структуре личностных факторов психической адаптации. Задача работы определение специфики мотивации для дифференцированного подхода формирования мотивации и ускорения адаптации спортсменов к спортивной деятельности. Участниками исследования стали 563 спортсмена, представители различных видов спорта: циклические, игровые, единоборства, художественные. В результате исследования определены особенности мотивации спортивной деятельности, зависящие от вида спорта. В циклических видах спорта наиболее сформирована мотивация на результат, мотивация долженствования и осознанность цели занятий спортом. В игровых видах более выражена мотивация на общение в спорте. Единоборцев отличает высокая осознанность цели и стремление к самосовершенствованию. Для художественных видов спорта более свойственна выраженная потребность в занятиях спортом, мотивация на процесс и результат деятельности, на самосовершенствование.
Ключевые слова: мотивация, адаптация, соревновательная деятельность, циклические виды спорта, игровые виды спорта, единоборства, художественные виды спорта.