Введение нового курса «Экология физической культуры» является потребностью времени, частью общей программы стратегии модернизации образования, направленной на влияние физической культуры и спорта на различные сферы образования и формирование здорового образа жизни человека.
На факультете физической культуры можно планировать научноисследовательскую работу по данной теме, а также методическую и практическую деятельность студентов. Важным аспектом является включение вопросов экологии физической культуры в педагогическую практику, в процессе которой студенты знакомятся с опытом работы образовательных учреждений (школ, дошкольных учреждений) в этой области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абзалов, Р. А. Экология физической культуры человека / Р. А. Абзалов, А.И. Зиятдинова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 53-54.
2. Агаджанян, Н.А. Экология человека / Н.А. Агаджанян, В.И. Трошин. - М. : КРУК, 1994. - 256 с.
3. Болховских, Р.Н. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта / Р.Н. Болховских, В.Б. Карпенко, А.В. Логинов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 8. - С. 51-52.
4. Волосникова, Т. В. Экологическое образование в системе подготовки специалистов по физической культуре / Т.В. Волосникова, Г.Н. Пономарев // Подготовка специалистов по физической культуре в условиях модернизации образования : материалы всерос. науч.-практ. конф. - СПб. : Стратегия будущего, 2006. - С. 46-51.
5. Папуткова, Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе : дис. ... д-ра пед. наук / Папуткова Г. А. - Нижний Новгород, 2008. - 367 с.
6. Перфилова, О.Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании : дис. ... канд. пед. наук / Перфилова О.Е. - М., 2007. -186 с.
7. Соломин, В.П. Экологическое образование будущих специалистов по физической культуре / В. П. Соломин, А. Е. Митин // Вестник Международной академии наук (русская секция). Спец. выпуск: Материалы междунар. конф. «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы и решения». - М., 2010. - С. 251-252.
8. Фортунатов, А.А. Теоретические подходы к формированию экологической культуры студенческой молодежи // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. -2010. - № 5(63). - С. 114-117.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07; 796.034.2
НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ТРЕНАЖЕРАХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11-ОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
Светлана Константиновна Гамидова, соискатель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается содержание и направленность программы физкультурнооздоровительных занятий на тренажерах с детьми старшего дошкольного возраста II группы здоровья.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физкультурно-оздоровительные занятия, тренажеры, группа здоровья.
DIRECTION AND CONTENT OF THE HEALTH AND FITNESS LESSONS WITH APPLICATION OF FITNESS MACHINE FOR THE SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN OF THE SECOND HEALTH GROUP
Svetlana Konstantinovna Gamidova, the competitor,
The Smolensk State Academy of physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article considers the content and direction of program of health and fitness lessons with applying the fitness machine among the senior preschool age children of the second health group.
Keywords: children of preschool age, health and fitness lessons, fitness machines, health group.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации в Российской Федерации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Предлагаемые в дошкольных образовательных учреждениях современные инновационные технологии оздоровления ориентированы либо на групповые виды работы [3,4,8], что не обеспечивает индивидуально-дифференцированного подхода, либо направлены только на развитие отстающих физических качеств [6,9].
Применение тренажеров, как способа физической и социальной реабилитации лиц с ослабленным здоровьем, известно с давних пор. Но только в последние годы это направление вновь стало привлекать внимание практиков, поскольку использование тренажеров обеспечивает управление и гарантированные преимущества контролируемой воспроизводимости требуемых режимов двигательной деятельности, при этом сводится к минимуму вероятность травмирования [1,5,7,10].
Возникла необходимость в разработке новых технологий для работы на тренажерах с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, сочетающих оздоровительную тренировку основных функциональных систем, развитие отстающих физических качеств, двигательных умений и навыков, а также когнитивно-игровой метод, что могло бы повысить интерес занимающихся детей к постоянным занятиям физическими упражнениями [2,6,9].
Цель исследования: Разработать и экспериментально обосновать методику физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах, направленную на оптимизацию функциональных систем организма и формирование двигательных способностей у детей II группы здоровья старшего дошкольного возраста.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах по методу круговой тренировки. На рисунке 1,2 представлена схема занятий.
В обоих вариантах физкультурно-оздоровительных занятий подготовительная и заключительная части одинаковы. Длительность подготовительной части - 6 минут, в состав ее входят построения и перестроения, различные варианты ходьбы, бега и ОРУ (с предметами, без предметов, в кругу, в парах и т.д.).
Длительность заключительной части составляет 3-4 минуты. В составе заключительной части дыхательная гимнастика, игра малой подвижности элементы самомассажа и закаливания.
Существенно различаются лишь основные части занятий. При I варианте (щадящем), после выполнения упражнений на тренажерах, все занимающиеся выходят в круг и выполняют дыхательные упражнения. При II варианте (тренировочном) в перерыве между упражнениями на тренажерах, даются дополнительные упражнения, которые выполняются по ходу станций круговой тренировки (висы на перекладине, упражнения с эспандером, броски мяча в баскетбольное кольцо, прыжки со скакалкой, упражнения на фитболе).
2S
Рис. 1. Схема I варианта занятий на тренажерах
Рис. 2. Схема II варианта занятий на тренажерах
На первых занятиях проводится освоение упражнений на тренажерах, разучивается комплекс упражнений для пассивной, а затем активной части пауз, знакомятся с общей методикой занятий, правилами самоконтроля. Движение занимающихся происходит по кругу с последовательным выполнением заданий на каждом тренажере.
Расстановка тренажеров в зале производится так, чтобы обеспечить чередование нагрузок на различные мышечные группы. После выполнения упражнения, на отдых (1 мин.), на переход к следующей станции дается 30с. Частота сердечных сокращений во время выполнения упражнений на тренажере контролируется с помощью цифрового тонометра-автомата «ОМРОМ РХ-3» с детской манжеткой М-85 (ширина манжетки в мм), закрепленного на запястье ребенка, что позволяет производить измерение, не прерывая занятие. Общая продолжительность физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах для детей II группы здоровья старшего дошкольного возраста 30 мин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемчик, В.А. Тренажеры для развития двигательных качеств / В.А. Артем-чик, Н.И. Разумцев // Физическая культура в школе. - 1993. - № 4. - С. 15-19.
2. Баранов, А.А. Основные направления укрепления здоровья детей / А.А. Баранов // Ребенок: проблемы экологии и здоровья : сб. докл. науч. сессии. - СПб., 1999. - С. 20-26.
3. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 109 с.
4. Вялков, А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации // Лечеб. физ. культура и массаж. - 2003. - № 1 (4). - С. 5-8.
5. Кривицкая, Е.И. Дополнительный физкультурно-оздоровительный комплекс для ослабленных дошкольников / Е.И. Кривицкая, Л. А. Соловьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 61-63.
6. Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : Линка-Пресс, 2000. - 293 с.
7. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях : пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова. - М. : Аркти, 2002. - 61 с.
8. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 1997. - 88 с.
9. Рунова, М.А. Тренажер - мой друг // Здоровье и физическая культура. - 2008. - № 8. - С. 47-50.
10. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд. - М. : Академия, 2001. - 288 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ РАЗВИТИИ ЛОКАЛЬНОЙ МЫШЕЧНОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Геннадьевна Цуканова, преподаватель, мастер спорта, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ), Ирина Евгеньевна Попова, кандидат биологических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры («ВГИФК)»
Аннотация
В исследовании разработана педагогическая технология модельно-целевого конструирования тренировочного задания с заданными условиями действий при достижении результирующих показателей одной из важнейших сторон двигательной подготовленности юных бегунов на средние дистанции - локальной мышечной выносливости. Разработаны структурно-функциональных комплексы для упражнений на тренажерах по развитию этого качества. Достижение необходимых изменений в значимых показателях периферического кровообращения зависит как от способа силового напряжения мышц, так и включенной в силовую работу группы мышц спортсмена.
Ключевые слова: юные спортсмены, этап спортивного совершенствования, легкая атлетика, бег на средние дистанции, тренажеры, тренировочное задание.