Научная статья на тему 'Обеспечение преемственности физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения и школы с целью сохранения здоровья детей'

Обеспечение преемственности физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения и школы с целью сохранения здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / YOUNGER SCHOOLBOYS / HEALTH / ADAPTATION / PRESCHOOL CENTER / HEALTH-IMPROVING WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волосникова Татьяна Вадимовна

В статье представлены результаты изучения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, организуемой в дошкольном учреждении, направленной не только на физическую подготовку детей к школе, но и на сохранение их здоровья в период адаптации к систематическому обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волосникова Татьяна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of the continuity of health improving work at preschool institution and school with the purpose of preservation of children's health

The article presents the results of studying the efficiency of health-improving work organized in preschool center, directed not only at physical preparation of children for school, but also at preservation of their health during adaptation to regular training.

Текст научной работы на тему «Обеспечение преемственности физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения и школы с целью сохранения здоровья детей»

Таблица 1

Показатели уровня развития физических качеств студентов________________

Контрольные тесты/ показатели Период Контр. Х±т Эксп. Х±т Р

Бег 3000м (общая выносливость) К.э. 13,26±0,17 13,54±0,2 >0,05

Ф.э. 13,19±0,13 12,8±0,1 <0,05

Челночный бег 4х9(с) (скорость в сочетании с ловкостью) К.э. 9,42±0,07 9,3±0,06 >0,05

Ф.э. 9,68±0,4 9,76±0,4 >0,05

Бег 100м (скоростно-силовая подготовленность) К.э. 13,2±0,1 14±0,17 >0,05

Ф.э. 13,8±0,13 13,2±0,1 <0,05

Наклон вперед в положении сидя с одновременным вытягиванием рук вперед (гибкость позвоночника) (см) К.э. 3,4±0,7 3,64±1,4 >0,05

Ф.э. 4,05±0,07 5,16±0,5 >0,05

Подтягивание (силовая выносливость в/п пояса) К.э. 8,3±0,34 8,2±0,5 >0,05

Ф.э. 8,8±0,2 10,6±0,5 <0,05

Пробы Яроцкого (равновесие-координация) К.э. 16,7±1.2 18±1,3 <0,05

Ф.э. 20,04±1,7 22,04±1,8 <0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Васельцова, И.А. Система профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Васельцова Ирина Александровна ; [Самарский гос. ун-т]. - Самара, 2004. - 19 с.

2. Васельцова, И.А. Логика структурирования содержания профессиональноприкладной физической подготовки студентов технических вузов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 7-11.

3. Васельцова, И.А. Комплекс учебных средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 18-23.

4. Васельцова, И.А. Формирование компонентов психофизического потенциала в системе профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 9-13.

5. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бович. - Минск : БГУ, 1981. - 231 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07; 796.034.2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты изучения эффективности физкультурнооздоровительной работы, организуемой в дошкольном учреждении, направленной не только на физическую подготовку детей к школе, но и на сохранение их здоровья в период адаптации к систематическому обучению.

Ключевые слова: младшие школьники, здоровье, адаптация, дошкольное учреждение, физкультурно-оздоровительная работа.

PROVISION OF THE CONTINUITY OF HEALTH IMPROVING WORK AT PRESCHOOL INSTITUTION AND SCHOOL WITH THE PURPOSE OF PRESERVATION OF CHILDREN’S HEALTH

Tatyana Vadimovna Volosnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of studying the efficiency of health-improving work organized in preschool center, directed not only at physical preparation of children for school, but also at preservation of their health during adaptation to regular training.

Keywords: younger schoolboys, health, adaptation, preschool center, health-improving work.

ВВЕДЕНИЕ

Среди многих факторов, влияющих на успешность обучения детей в школе, ведущее место занимают здоровье, развитие двигательных способностей, физическая работоспособность. Успешно справиться с учебными нагрузками могут лишь здоровые, хорошо физически и психически развитые дети. Дети с низким уровнем физической подготовленности плохо приспосабливаются к школьному режиму, а те из них, кто хорошо учится, «платят» за успехи здоровьем [2,7].

С началом систематического обучения у младших школьников значительно снижается объем двигательной активности по сравнению с дошкольниками. Интенсификация школьного обучения поставила дилемму: с одной стороны повышение учебной нагрузки требует увеличение и активного отдыха, с другой - увеличение количества изучаемых предметов и объема домашних заданий значительно уменьшает свободное время детей.

В этой связи, многие исследователи считают, что главное на дошкольном этапе развития ребенка - обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами, его общую готовность к школе, чтобы ребенок плавно, безболезненно, без каких-нибудь негативных последствий для здоровья вошел в школьную жизнь.

Следует отметить, что родители имеют завышенную оценку состояния здоровья их детей, что ведет к низкой обращаемости в медицинские учреждения. В связи с этим многие дети, имеющие хронические заболевания не состоят на диспансерном учете. Так результаты социологического опроса, представленного Т.Ю. Панфиловой [4], показали, что, по мнению родителей школьников, лишь 10,2% детей имеют те или иные хронические заболевания, на учете у специалистов состоит только 35,6%.

В то же время, проведенная специалистами комплексная оценка здоровья показала, что лишь 5,7% обследованных не нуждаются в наблюдении, тогда как 87,4% нуждаются в наблюдении врачей узких специальностей, 2,9% - в наблюдении участкового врача, 4,0% - в обследовании или лечении в стационаре. Часто болеющие дети составляют 13,4%. По мнению родителей, у 63,0% детей здоровье отличное, хорошее или скорее хорошее, в то время как к I группе здоровья специалистами отнесены только 6,7% обследованных. Лишь 2,2% родителей полагают, что здоровье их детей плохое или скорее плохое, между тем как к III и более группам здоровья было отнесено 31,2% школьников.

В наших исследованиях оценки родителями детей дошкольного возраста состояния здоровья их детей были получены аналогичные результаты. Только 6% считают состояние здоровья своих детей неудовлетворительным, 35% частично удовлетворены состоянием здоровья ребенка и 59% считают своих детей здоровыми. В то же время в Санкт-Петербурге только около 10% детей дошкольного возраста отнесены к I группе здоровья.

Эффективное решение проблемы подготовки детей к обучению в школе может осуществляться в полной мере при условии соблюдения преемственности педагогиче-

ского процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Однако, осуществление преемственности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и школе, по мнению С.О. Филипповой [8], является трудноразрешимой проблемой по нескольким причинам: отличие учебных планов разных школ, поступление выпускников одного дошкольного учреждения в разные школы, поступление в школы детей, не посещавших дошкольное учреждение и т.п. Однако основным препятствием, которое затрудняет осуществление преемственности, является разное отношение дошкольного учреждения и школы к понятию готовности детей к обучению.

Пребывание детей в подготовительных группах детских садов и активная подготовка к систематическому обучению в школе положительно сказываются на приспособлении первоклассника к новому виду учебной деятельности - учебным занятиям и условиям их организации [2,5,6].

В процессе подготовки ребенка к обучению в школе, значительный эффект может быть достигнут за счет целенаправленных занятий физическими упражнениями.

Исключительно важным для сохранения здоровья детей, поступивших в 1-й класс, является режим двигательной активности. Следует отметить, что включение различных форм физической рекреации в режим жизнедеятельности ребенка еще в большей степени, чем уроки физкультуры, способствует быстрой и легкой адаптации его к новой социальной среде.

Физической рекреации присущи и высокий уровень двигательной активности, и игровой характер, и свобода выбора действий и партнера, и положительный эмоциональный фон. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Занятия физическими упражнениями, как правило, очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В нашем исследовании были организованы занятия физическими упражнениями с первоклассниками на базе дошкольного учреждения. Целью исследования была оптимизация деятельности первоклассников в период адаптации к учебным нагрузкам.

Задачи: 1) способствовать смягчению школьного адаптационного синдрома средствами физической рекреации; 2) содействовать физическому образованию учащихся; 3) создать условия эффективного обучения первоклассников; 4) формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Пути реализации: введение в режим учебного дня ежедневного двигательного часа; занятия по плаванию, ритмической гимнастике, рисованию, лепке два раза в неделю на базе дошкольного учреждения; физкультурные праздники совместно со старшими дошкольниками.

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты. Основными показателями готовности детей к обучению в первом классе являются уровень адаптации к учебным нагрузкам и успешность овладения учебными навыками. Дети, посещавшие экспериментальное дошкольное учреждение начали обучение в 1 «А» классе школы № 558 (15 человек). В качестве контрольного был выбран 1 «Г» класс этой же школы, ученики которого (20 человек) показали в тестировании, проведенном при поступлении учителями школы, такие же результаты.

Уровень адаптации оценивался психологом школы. В экспериментальном классе было отмечено: низкий уровень - 15% , средний - 55%, высокий - 30%, тогда как в контрольном классе: низкий - 20%, средний - 70% и высокий только в 10% случаев.

Уровень соматического здоровья определялся по экспресс-диагностике, предложенной Г. Л. Апанасенко [1].

В контрольной группе низкий уровень соматического здоровья отмечался в 20% случаев, средний - в 45% и высокий - в 35%. В то время как в экспериментальной группе низкий уровень отмечался также в 20% случаев, но пропорции среднего и высокого уровней были обратными (35 и 45% соответственно).

Уровень физической подготовленности определялся следующими тестами: челночный бег 3X10 м, прыжок в длину с места, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы. Результаты в соответствии с таблицами, предлагаемыми программами по физической культуре школьников, распределялись на низкие, средние и высокие (отдельно для мальчиков и для девочек). Анализ полученных данных показал, что по всем тестам дети экспериментальной группы выполнили задания лучше детей контрольной группы.

Мнение родителей о дополнительных занятиях, проводимых на базе дошкольного учреждения, определялось с помощью анкетирования.

Анализ ответов показал следующее (рис.). Большинству детей нравятся занятия в детском саду. Родителей уверены, что занятия помогают детям учиться, так как дают возможность отдохнуть от учебной деятельности (45,5%); закрепляют умения, полученные в школе (27,2%); удовлетворяют потребность ребенка в неформальном общении со сверстниками (22,7%); помогают гармоничному развитию ребенка (4,6%).

стгдьк посда закрепление

развитие

Рис. Мнение родителей о значении занятий физическими упражнениями их детей в

условиях дошкольного учреждения

Анализ дополнительных занятий детей физической культурой показал, что 25% из них занимаются только в детском саду, 15% - по выходным с родителями, 20% - в секциях (плавания и мини-футбола) и 40% самостоятельно дома или на прогулке.

На вопрос о двигательной активности 59% родителей ответили, что их ребенок достаточно двигается для того, чтобы нормально развиваться; 41% считают, что объем двигательной активности их детей недостаточен, и связано это не с тем, что ребенок не любит заниматься физкультурой или у него нет на это времени, а с тем, что у родителей нет возможности водить ребенка в спортивные секции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значительное влияние на сохранение и укрепление здоровья ребенка оказывает взаимодействие дошкольного учреждения и школы. На подготовку ребенка к обучению в школе занятия физической культурой оказывают как опосредованное, так и непосредственное влияние. Опосредованное влияние состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет ребенку полноценно проявлять себя в жизни.

Непосредственное влияние на подготовку к школе может осуществляться в трех

направлениях:

— высокий уровень развития физических качеств и сформированности двигательных навыков даст возможность ребенку в успешно овладевать школьной программой по физической культуре.

— средствами физической культуры могут развиваться качества, обеспечивающие успешность учебной деятельности вообще, в частности по предметам, не имеющим отношение к физической культуре.

— привлечение дошкольников к занятиям различными видами физической культуры в режиме рациональной смены деятельности способствует формированию у них умения эффективно использовать время отдыха и организовывать свой досуг.

Наряду с ведущей для дошкольного возраста задачей оздоровления детей, большое значение имеет решение воспитательных задач и задач обучения, в связи с тем, что воспитанники должны быть хорошо подготовлены к систематическому обучению. Задача эффективной подготовки к школе в дошкольных учреждениях выступает на первый план в связи необходимостью сохранить здоровье детей в период адаптации к школе, что возможно достигнуть: во-первых, оптимизацией учебного и двигательного режима в первом классе; во-вторых, преемственностью образовательной деятельности дошкольного учреждения и школы; в-третьих, сформированностью начальных представлений об учебной деятельности и владением элементарных учебных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г. Л. Апанасенко. - СПб. : Петрополис, 1992. - 123 с.

2. Дворкина, Н.И. Формирование эмоционально-волевых свойств личности и физической подготовленности детей 6 лет в процессе физического воспитания / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. -№ 1. - С. 13-15.

3. Мухина, М.И. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения // Ученые записки университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 61-65.

4. Панфилова, Т.Ю. Состояние здоровья детей, выросших в период социальноэкономического кризиса : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Панфилова Т.Ю. - СПб., 2003. - 19 с.

5. Петренко, С.А. Преемственность в системе физического воспитания дошкольного учебного учреждения и школы // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 5. - С. 99-101.

6. Смирнова, И.А. О физической подготовке детей к школе // Физическая культура в школе. - 2009. - № 5. - С. 51-53.

7. Тимошина, И.Н. Влияние непрерывного физкультурного образования на уровень здоровья учащихся / И.Н. Тимошина, И.М. Купцов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 17-19.

8. Филиппова, С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга : проблемы и перспективы // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 3. - С. 51-58.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.